Научная статья на тему 'Профессиональное образование в кoнтексте проблeм рaзвития дoшкольнoго образования: от вызoвов системе к системным решениям'

Профессиональное образование в кoнтексте проблeм рaзвития дoшкольнoго образования: от вызoвов системе к системным решениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севенюк С.А.

Целью статьи является анализ причин и условий возникновения проблем современного дошкольного образования, выбор эффективных стратегий деятельности в социальнои экономически неустойчивых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севенюк С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в кoнтексте проблeм рaзвития дoшкольнoго образования: от вызoвов системе к системным решениям»

Профессиональное образование в контексте проблем развития дошкольного образования: от вызовов системе к системным решениям

Севенюк С.А.

кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой ПГСГА, Самара, Россия

Аннотация: Целью статьи является анализ причин и условий возникновения проблем современного дошкольного образования, выбор эффективных стратегий деятельности в социально- и экономически неустойчивых ситуациях.

Ключевые слова: дошкольное образование, федеральные государственные требования, инновационные проекты.

Вызов системе мы рассматриваем как поиск проблемных областей ее развития и катализатор оптимальных управленческих решений - таких решений, которые выводят систему из состояния неустойчивого равновесия вместо того, чтобы всеми силами обеспечить ей состояние покоя - и заставляют систему двигаться дальше, развиваться. Поэтому нас интересуют не просто злободневные проблемы современного дошкольного образования, а корреляционный анализ их причин и условий возникновения, позволяющий научить будущих выпускников прогнозировать свои действия как управленцев и выбирать эффективные стратегии деятельности в социально- и экономически неустойчивых ситуациях.

Сегодня к корреляции таких причин и условий относятся:

- новые экономические механизмы развития системы дошкольного образования и рост общественных фобий, связанных с нарушением прав всех участников образовательного процесса;

- введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, полностью перестраивающих как образовательную программу детского сада (управленческий документ стратегического уровня), так и модели организации образовательного процесса, связанные с реализацией вариативных программ воспитания и обучения детей;

- несовершенные механизмы управления качеством образовательного процесса;

- государственно-общественный характер управления образованием.

Каждый из перечисленных факторов не является гибельным для системы, но он является опасным для ее развития, так как действуя в комплексе, выводит ее из равновесия. Было бы логично разделить их и пытаться ответить на системные вызовы по одному, но в условиях их акселерации это невозможно. Поэтому, организуя деятельность кафедры, мы попытались соответствовать не столько вызовам, сколько их смыслам, которые требуется выработать у субъектов образования:

1. Формирование осознанной педагогической позиции, готовности нести ответственность за развитие в условиях неустойчивости системы: это достигается благодаря:

- созданию общественных объединений: в рамках модели функционирования управляющих советов ДОУ, отработанных на экспериментальных площадках факультета, создания зонтичного сайта «Взаимодействие в ДОУ» для педагогов детских садов, деятельности Педагогического интернет-клуба «Детский сад настоящего: 100 резервов»;

- формированию детско-родительской общности:

на основе функционирования сайт-программ детских садов-партнеров по организации сотрудничества с родителями воспитанников, работы Академии родительства в Интернете, которая на данный момент насчитывает около 1.000 родителей и педагогов из различных стран мира, и в течение последних 3 лет провела

тематических форумов, консультаций и дистанционных тренингов для родителей, создание Виртуальной энциклопедии проблемных педагогических ситуаций для родителей и выпуск цикла дайджест-журналов и серию методических пособий, предназначенных для психолого-педагогической поддержки семьи и методической помощи воспитателям в данной области (по организации детско-родительского досуга, семейных гостиных и творческих мастерских, родительских клубов);

2. Осознание и анализ проблем, которые разрушают систему, благодаря отработке модели мониторинга эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, которые способны сообща отвечать на вызовы системе, обеспечивая, несмотря на проблемы, высокий уровень качества образовательного процесса.

Такая модель отрабатывается и успешно реализуется на базе МДОУ 140 г.о. Самара «Инновационные формы повышения педагогической компетентности родителей и воспитанников ДОУ» (рук. - к.п.н., доцент. С.А. Севенюк). Более того, она используется для разработки компьютерной программы, которая в состоянии самостоятельно провести анализ проблемных точек взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, взаимоотношений между педагогами и детьми, воспитанниками в детском коллективе и соотнести (провести корреляцию) с эффективностью реализации каждого из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми: физическому развития, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию. При этом содержание мониторинга соотнесено с содержанием образовательных областей, обозначенных в ФГТ.

3. Восприятие и осознание своей учебной и профессиональной деятельности как призвания и вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность студентов факультета с целью формирования готовности к системным решениям на основе анализа вызовов системе и проблемных областей ее развития. В частности, на кафедре разработаны и действуют следующие комплексные (студенческие и преподавательские) проекты:

«Формирование новых моделей дошкольных образовательных учреждений, направленных на сохранение здоровья детей»

«Эффективные модели взаимодействия педагогов и специалистов как условие разработки программно-методического обеспечения игровой поддержки ребенка»

«Воспитание ценностных ориентиров в процессе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения», - включающие исследовательско-аналитическое направление, организационно-методическое и программно-методическое направление, обобщающе-рефлексивное направление оценки результатов. Комплексное использование данных направлений предусмотрено в рамках деятельности Педагогической лаборатории как инновационной формы организации практики на факультете и деятельности Студенческого научного общества.

Особая роль при этом отводится знакомству студентов с технологиями интерактивного общения и обучения. Такие технологии вводятся в технологическое обеспечение и рейтинговые задания по организации самостоятельной работы студентов по специальности 050708 - Педагогика и методика дошкольного образования и направлению профессиональной подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Профиль «Дошкольное образование».

Обратная интерактивная связь со студентами осуществляется через электронные страницы кафедры и факультета на сайте ПГСГА

4. Защита права педагогических коллективов ДОУ на методическую поддержку в условиях перехода на ФГТ:

- в год коллективом кафедры выпускается около 100 печатных страниц методической и учебной литературы по актуальным проблемам, связанным с развитием ДОУ и системы дошкольного образования в целом, постоянно печатаются статьи в педагогической периодике (например, в «Учительской газете», журнале «Управление в

ДОУ» в течение учебного года вышел ряд статей по анализу и путей конструктивного решения проблем развития ДОУ, связанных с переходом на ФГТ и др.);

- разработаны и успешно апробированы программы научных семинаров и семинаров-практикумов («Проектирование образовательной программы на основе современных ФГТ»», «Метод проектов в деятельности ДОУ» и др.);

- разработаны и успешно функционируют курсы повышения квалификации:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях

модернизации современного российского образования»( на 36 часов);

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (на 72 часа).

В соответствии с новыми запросами и системными вызовами разработаны новые программы «Инновационные подходы к формированию физической культуры и здоровья детей раннего и дошкольного возраста», «Психолого-педагогические основы использования проектной деятельности с детьми дошкольного возраста», «Проектирование образовательной программы детского сада на основе федеральных государственных требований» (дистанционный курс).

Таким образом, все системные ответы на вызовы системы связаны, на наш взгляд, с решением кризиса человеческих ресурсов в условиях развития системы. О нем говорит Кен Робинсон, рассуждая о развитии современного образования: «Имя этой опасности -кризис человеческих ресурсов. Я считаю его вторым экологическим кризисом...»

Система образования потому и не может развиваться, что не опирается на человеческие ресурсы - она опирается на «кадры» системы образования, на ее элементы. Система в итоге может только модернизироваться, то есть подвергаться механическим изменениям, как сложный механизм, но не может трансформироваться и развиваться, как организм. Как человек.

Думая об этом, снова вспоминаются слова К. Робинсона: «Если мы находим внутри себя свое призвание и побуждаем других людей делать то же самое -возможности для нашего роста становятся безграничными». Это означает, что выполняя свою миссию-призвание просто потому, что мы хотим, умеем и любим это делать, мы даем системе не просто шанс выжить и выстоять - мы развиваемся и становимся сильнее, успешнее вместе с ней.

Библиография

1. Белая К.Ю. 2003. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/ М. с. 56-58.

2. Зинченко В.П. 2002. Психологические основы педагогики/ В.П. Зинченко. -М. с.400.

3. Третьяков П.И., Белая К.Ю. 2003. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ М.

4. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М. 2007, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.