Научная статья на тему 'В фокусе - «Орлеу»: инновационный опыт обучения педагогов'

В фокусе - «Орлеу»: инновационный опыт обучения педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / СМЕНА ПАРАДИГМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубенова Шолпан Ивановна, Кибатаева Норслу Казангаповна

В статье актуализируются вопросы, связанные с первыми шагами «Орлеу», стратегическими ориентирами по становлению и переходу на новый формат повышения квалификации. Авторы раскрывают практический опыт обучения педагогов Актюбинской области, способных к самореализации, саморегуляции, самооценки профессиональных знаний и осмысления прироста профессиональных компетенций в условиях меняющегося мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В фокусе - «Орлеу»: инновационный опыт обучения педагогов»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4 • 2015

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

УДК 37.013

Ш.И. Кубенова, Н.К. Кибатаева

В фокусе —«ОРЛЕУ»: инновационный опыт

обучения педагогов

Аннотация. В статье актуализируются вопросы, связанные с первыми шагами «Орлеу», стратегическими ориентирами по становлению и переходу на новый формат повышения квалификации. Авторы раскрывают практический опыт обучения педагогов Актюбинской области, способных к самореализации, саморегуляции, самооценки профессиональных знаний и осмысления прироста профессиональных компетенций в условиях меняющегося мира.

Ключевые слова:

повышение квалификации, профессиональное развитие педагога, смена парадигм обучения.

Keywords:

professional development, professional development of a teacher, changing paradigms of training

Abstract. The article actualizes the questions connected with the first steps of «Orleu», its strategic goals and transition to a new format of professional development. The authors reveal practical experience of teachers' training in Aktobe oblast. The teachers who are able to self-realization, self-control, self-assessments ofprofessional knowledge and awareness of the increase of professional competences in the context of a changing world.

Вменяющемся мире все эксперты и специалисты сходятся в одном: образование — это та точка опоры, от которой оттолкнется в своем развитии мировая цивилизация. И закономерно то, что в последнее время образование рассматривается как один из ключевых факторов экономического развития, как фактор формирования рабочей силы, подготовки и повышения квалификации кадров и эффективности труда.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный фактор развития Казахстана» отметил: «Важно повышать качество педагогического состава; надо усилить... требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов» [1]. Принятие Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы инициировало ряд новых проектов: подготовка к переходу на 12-летний срок обучения, внедрение электронного образования, системное внедрение новых педагогических технологий и др.

Утверждение Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 20122016 годы также относится к числу важных механизмов реализации выдвинутых задач Главы государства, направленных на повышение качества образования в республике. Выполнить эти задачи в рамках прежних подходов и принципов, имеющих положительные результаты при традиционном режиме работы в системе повышения квалификации, уже не позволяют достичь желаемого качества образования.

Главным вопросом стратегии развития образования Казахстана — это достижение нового качества образования, создание новой казахстанской модели образова-ния[2]. Предметом ожидаемых изменений в республике являются:

• переход на новую модель образования, ориентированного на результат;

• новые образовательные стандарты 12-летней школы;

• введение обучения на 3-х языках, раннее изучение иностранного языка и информатики;

• внедрение курса « Самопознание» в образовательный процесс ( детская дошкольная организация—общеобразовательная школа-вуз);

• новая система оценки качества образования, единое национальное тестирование;

• система предшкольного образования;

• информатизация общего среднего образования;

• дистанционное обучение и др.

Согласитесь, что каждая из этих позиций напрямую затрагивает сложившуюся государственную систему повышения квалификации работников образования. И не просто затрагивает, а требует глубокого профессионального переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах (технологиях) повышения квалификации педагогов. В связи с этим система повышения квалификации сегодня оказалась как никогда востребованной в связи с осуществляемыми в стране переменами в образовании. Для этого необходимо привести систему повышения квалифи-

кации в соответствии с запросами времени, придать ей способность адекватно реагировать на современные потребности развития образования в целом. Эта идея послужила основой для создания АО «Национальный Центр повышения квалификации» «Орлеу», стратегической миссией которого является «системное повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающее высокое качество образования на основе корпоративного управления, трансляции мирового и казахстанского опыта»[3].

В условиях реализации принципа опережающей подготовки учителя к выполнению перспективных задач развития и обновления содержания образования, развития умения мыслить и действовать по-новому, творчески преодолевая сложившиеся стереотипы, образовательная практика вступила в фазу, для которой характерна смена парадигмы «общепринятого образца практики» (Т.Кун). Если раньше обновление образования шло в рамках принятого образца, то сегодня меняются его приоритеты. Это означает, повышение квалификации педагогических работников не будет эффективным, если в результате его не происходит смена профессионального мышления,

той призмы, через которую педагог принимает себя как субъекта педагогического труда.

Смена основных идей (парадигм) происходит одновременно в психологии педагогов. Она инициируется изменениями, которые происходят в области современного понимания сущности человека как предмета психологии. Эта смена поддерживается новым социальным заказом, обращенным к педагогике, которая не может выполнять, оставаясь на позициях старой парадигмы.

Как показывает теория и практика обучения взрослых, на наш взгляд, необходимо изменить подходы в обучении педагогов в системе повышения квалификации, которые рассматриваются в табл. Смена парадигм обучения в системе повышения квалификации [4].

Безусловно, инновационный характер осуществляемых перемен в образовании республики напрямую связан с новым форматом повышения квалификации, являющимся главным инструментом модернизации (обновления) казахстанского образования. В системе повышения квалификации страны произошли значительные перемены. До недавнего времени областные институты повышения квалификации учителей существовали разрозненно и под-

Смена парадигм обучения в системе повышения квалификации

#

1 Компоненты Традиционный подход Инновационный подход

2 Ценности -обучение для общественного производства -обучение для самореализации учителя в специальности

3 Мотивы - обучение как обязанность; -как исполнение профессионального долга -заинтересованность взрослого (педагога) в обучении: от удовлетворения в специальности до достижения результатов; -заинтересованность в развитии личности школьника (его успеха, достижения)

4 Нормы - «прохождение курсов» ответственность за обучение несут методические службы; - обучение строится за счет соблюдения дистанции «методист- обучающийся», «администрация -обучающийся» - взрослый (педагог) принимает на себя ответственность за свое обучение; - развитие личностных качеств, самоактуализация индивидуального педагогического опыта; - субъект - субъектные отношения между участниками учебного процесса

5 Цель - направленность обучения на приобретение научных знаний (предметно- ориентированных) - направленность обучения на приобретение концептуальных знаний; - овладение профессиональными компетенциями

6 Задачи -обучение в молодости «как запас на всю жизнь» (А. Новиков) - обучение в течение всей жизни

7 Позиция участников учебного процесса - преподавательско - лекторский состав ИПК -передает знания; - методист - «передатчик, информатор знаний» взаимообучение; взаимное партнерство; методист - андрагог, фасилитатор, организатор, координатор, менеджер учебного процесса

8 Формы и методы - авторитарный метод управления учебным процессом; - стабильная структура учебных курсов, учебно-тематического плана; -стабильные формы проведения учебных занятий - демократические методы обучения, основанные на принципах равенства; - динамическая структура учебных курсов, учебно-тематических планов; - динамичные формы организации учебного процесса, акцент на переосмысление и передачу инновационного опыта

9 Средства -основным средством являются учебные книги (методические пособия, рекомендации) -учебная книга дополнена мощнейшими ресурсами информационно-коммуникационных систем (электронные учебники, сайты, интернет-лаборатории, интернет-семинары и др.)

10 Контроль и оценка -контроль и оценка производится преимущественно администрацией школы, методистами, заведующими кабинетами ИПК и ПК -смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся

Ф

чинялись местным органам образования. В феврале 2012 года постановлением Правительства Республики Казахстан были созданы Центр педагогического мастерства при АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» и АО «Национальный центр повышения квалификации» «Орлеу», который объединил 17 региональных институтов повышения квалификации. В настоящее время повышение квалификации педагогов осуществляется в соответствии с трехуровневыми обучающими программами, разработанными педагогами «Назарбаев Интеллектуальные Школы» совместно с факультетом образования Кембриджского университета.

Политикой АО «Национальный центр повышения квалификации» «Орлеу» является формирование непрерывного образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг, отвечающую образовательным потребностям педагогических работников.

В современных условиях в республике предпринимаются кардинальные шаги-действия по разработке механизма влияния повышения квалификации на качество образования.

Во-первых, это - внедрение идей Кембриджского проекта и трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальной Школы, или, по-современному, дессиминация полученных знаний на трехмесячных уровневых курсах повыше-нияквалификациивсв оихпе дагогических коллективах.

Во-вторых, это — то проблемное поле, на котором некбхвккмосокместное вфКскоквное соиридничкствф всех участников образовательного процесса, адекватные действия по созяакиюсисееиа1 о б общеиеки активиогс использования в массовой педагогической практике инновакионкого опыта лучших школ и лучших учителей.

Уже сегодня, очевидно, что этот инновационный опыт, ориентированный на индивидуальную траекторию развития как учителя, так и ученика будет группироваться вокруг следующих намечаемых принципиальных изменений в образовании, имеющих системный характер:

- формирование нового представления о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки;

- определение новых подходов к разработке образовательных программ и аттестации педагогических кадров. При этом хотелось бы заметить, что новая система аттестации (по результатам проводимых трехмесячных курсов нового формата) должна быть направлена на изменение отношения к педагогическому труду, выработке оптимальных критериев оценки профессиональной деятельности педагогов, способствующих повышению социального его статуса (включая научно-исследовательскую работу с одаренными детьми).

- создание эффективных стимулов для введения новой оплаты труда учителей, увязывающей заработную плату с его результатами труда и др.

Обновление содержания обучения педагогов, создание сетевого сообщества, структурно-модульный подход в организации учебного процесса, улучшение материально-технического оснащения филиала позволили на новомкаеесивееном азова-

тельные услуги. Все это находит реальное отражение в модвии процессапойышения квалификациикак открытой образовательной среды профессионального разви-вия и с а Iнopвзвивияптдтгoыa в ПилианеМО«Н ЦПК» «Орлеу» —ИПК ПР по Актюбинской области, максимально приближенной к запросам потребителей [4].

Модель

процесса повышения квалификации как открытой образовательной среды развития и саморазвития педагога

п

о

т

р З

е А

б П

и Р

т О

е С

л Ы

ь

.........Процессы управления..............

Ориентация Политика в Планирование, Менеджмент Учеба

на области проектирование, ресурсов'"4-... работникоы

потребителя непрерывного разработка курсов, института

образования программ ч.

Процессы развития и саморазвития педагога

Курсовое обучение

киррикиия

Межкурсовое самообразование

ехмикиррикиия

Семинары, конференции, форумы, фестивали, конкурсы, участие в аттестации, ППО

Участие в разработке рекомендаций, пособий, программ

Процессы обеспечения

в ы

х о

д

кадровое научно- уче бно- психологичес информац Материа ф инанс хозяйствен

\ методиче методиче кое ионное льно- овое ное

ское ское техничес

\ кое

Мониторинг качества обучения:

Измерение

Анализ

Оценка

Рекомендации Предложения Решения

п

о

у

т

д

о

в р

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

е

т б

в

о

и

р

е

т

н

н

е

о

с

л

т

ь

ь

Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование и саморазвитие, на наш взгляд, принято считать одной из основных форм повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой для профессионального развития и роста педагога как специалиста.

В новом статусе как филиал АО «НЦПК «Орлеу» институт работает три года. Произошли кардинальные изменения в стратегии повышения квалификации педагогов, направленной на развитие их профессиональной и личностной готовности к восприятию новых ценностей и целей образования. Несомненно, процесс разработки образовательных программ занимает центральное место в дискуссиях о характере и роли знаний в эпоху быстрых перемен и становления личностно-ориентированной парадигмы образования. Если считать, что проектирование — это создание проектов новых учебных планов, новых образовательных программ, то в реалиях современной действительности отмечены меняющиеся тенденции по разработке учебных программ

В условиях перехода на новый формат повышения квалификации наметилась определенная тенденция перехода от традиционных учебных планов и программ, которые определяют содержание обучения, к созданию более гибких программных рамок, трактующих новые цели, задачи и ожидаемые результаты в конце курсов. В качестве инструмента управления гибкой организации учебного процесса и педагогического опыта является новая концепция образовательных программ в системе повышения квалификации. Данная концепция смещает фокус с преподавания на обучение людей учиться, переключается с передачи и получения информации на основе компетентностного подхода к знаниям и на формирование навыков, необходимых для обучения и продолжения образования на протяжении всей жизни. Далее она дает возможность осуществлять переход от организации учебного содержания вокруг категоризированного предметного содержанияк междисциплинарномупод-ходу, стремящемуся вокруг интегрированных учебных модулей, от традиционно предписанных путей обучения

к более широкимспнможнолтямопренелениян иркд-

ставления профессионального опыта.

Учебный про целрн инсирурте стрм итссцпоснсаеука-лизации образовательных программ по повышению квалификации педагогических работников в соответствии с их целями, формамиоргатналции, рнпрапненннптью обучения (на изменение образовательной практики) [5].

Экспертизу образовательных программ проводит экспертная комиссия филиала, в результате которой определяется рейтинг и статус каждой программы: общего уровня, повышенного уровня, продвинутого уровня. В них предполагается отражение последних достижений науки, техники, культуры и других сфер общественной деятельности, приоритетность тех ли иных вопросов и разделов программы, связанных с профессиональными затруднениями учителя. Учебные и учебно-тематические планы разрабатываются по блочно-модульному принципу. В учебно-тематическом плане курсов повышения квалификации разграничены полномочия и ответственность филиала по формированию содержания образования за счет разделения содержания на инвариантный и вариативный компоненты, базовые и учебные вариативные модули.

Основным способом осуществления дифференциации обучения педагогов является проведение трехмесячных курсов повышения квалификации нового формата, краткосрочных курсов (36, 72 учебных часа); право выбора учебных модулей, преподавателей, спецкурсов, целевых, проблемных семинаров, Мастер-классов, творческих мастерских преподавателей, тренеров института, демонстрационных площадок успешности учителей (по выбору). В результате курсового и межкурсового обучения педагог реально может добрать до «эталона» — профессионально необходимых ему знаний и умений на пути к профессиональному развитию на основе индивидуального образовательного маршрута.

В содержание обучения краткосрочных курсов повышения квалификации внедрены концептуальные идеи Назарбаев Интеллектуальной Школы, касающиеся новой философии образования, методов критического мышления, оценки результатов обучения с использованием критериального оценивания, а также методов формирования функциональной грамотности учащихся. В названном контексте научно-преподавательским составом института разработаны учебные модули по следующей тематике: «Новая философия образования», «Новый взгляд на образование и его миссию в обществе», «Новая парадигма образования и цоль умигелп»,«Роль исуми и ннразоааннн у обеспечении устойчивого развития страны», «Компетентностный подход в образовании», «Научно-методические основы вне-HркрняаиcтeнцI эиексуонннге обомаомв норганизациях образования», «Использование инновационных педаго-гирасжикоушепогийпдошкольием обрпоовеюш: М.Мон-тессори, Н.Зайцева, ТРИЗ, Шаг за шагом», «Реализация Национального плана по развитию функциональной гра-мотносрншноиениксм^уОбугерип и рпспиеаоие одаренных детей», «Критериальный подход к оцениванию резуль-

Ор

Пмпимдаваннп Уинлня

Дм

НабРпннп -> Рпоултруры

Шкмлтнмп мОбРпннп Цпнрмалнзмванныш кмнрммлт Карпиммнзнммваннцп мОбРпннп Мпоаннрпжкмп забРнваннп УрпОная иммимамма как дмкбмпнр УрпОная иммимамма как ирпомпры

ООбРпннп на иммряжпннн ижпМ жнзнн Смвмпжрный кмнрммлт Инрпгрнммваннмп мОбРпннп Пмнкладнмп мОурпнип УрпОная иммимамма как иммипии УрпОная иммимамма как жопма

татов образования», «Реализация Концепции воспитания в системе непрерывного образования», «Пути реализации государственной программы «Триединство языков».

Новый формат повышения квалификации учителя содержит в себе перспективы развития принципиально новой психологической составляющей, которая должна помочь педагогу прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность.

Как известно, исследования Змеева С.И. в области андрагогики показывают, что учебная деятельность взрослого в значительной степени обуславливается временными пространствами, бытовыми и социальными факторами [6]. Для обучения взрослых в рабочих условиях наиболее подходит модель учебного процесса, разработанная американским психологом Дэвидом Коль-бом. Он представил учение в виде цикличного процесса.

Эта модель успешно используется в системе повышения квалификации, начиная от целенаправленно проводимой методической работы на различных уровнях: школа — районный (городской), областной методические кабинеты, центры — институт повышения квалификации до достижения личностного успеха, вершин в развитии учащихся и учителей.

В трудовой жизни все мы приобретаем разнообразный личный опыт; далее, обдумывая его, мы осуществляем процесс «инвентаризации» этого опыта и его значение; абстрактные умозаключения позволяют нам установить причинно-следственные связи; в процессе активного экспериментирования мы проверяем наш опыт на реальных фактах жизни. Полученный результат, как опыт, возвращается обратно в систему, и цикл повторяется. Модель учебного цикла Колба является, на наш взгляд, важным инструментом обучения в паре «обучающий-обучаемый», «методист-обучаемый»; «наставник-обучаемый».

Формирование профессионального развития педагога — это внутриличностный процесс, направленный на изменение сознания, мотивов, позиции, на основе которого приобретается опыт. Формирующийся способ учебной деятельности в условиях курсового обучения определяется не только преподавателем или методистом, а благодаря активному взаимодействию и взаимопониманию обучающихся педагогов, а не с целью только «усвоение чего-то».

В рамках нового формата повышения квалификации организованы трехмесячные курсы на основе разработанных уровневых программ Назарбаев Интеллектуаль-нойШколой совместноспреподавателямиКембридж-ского университета (третий базовый, второй основной, первый продвинутыйВ-Гф оцесс обучвниянатрехмесяч-

ных курсах базируется на четырех основных вопросах, центральным из которых является — «Как дети обучаются?», а оставшиеся три — направлены на определение:

- Что преподавать?

- Как структурировать последовательность обучения?

- Как оценить степень успешности учителя?

Успешной практической реализации концептуальных основ Программы третьего базового уровня способствует ее структурирование на три четко выраженных этапа, позволяющих создать активный режим профессионального сотрудничества и взаимообучения: I этап ( первый месяц) — «Лицом к лицу», II этап ( второй месяц) —«Практика в школе», III этап ( третий месяц) —«Лицом к лицу» [7].

На третьем уровне осуществляется подготовка учителей к руководству процессом обучения в классе, в рамках второго уровня — подготовка учителей к руководству процессом в школе, в рамках первого уровня — подготовка к руководству процессом обучения в школе и сети школ. Обучение в рамках уровневых программ не только обогащает методический арсенал учителя, но и способствует преодолению стереотипов в профессиональной деятельности. По результатам обучения каждый учитель должен освоить содержание семи учебных модулей:

Первый модуль «Новые подходы к обучению:

1. Овладение учителем разнообразного педагогического инструментария и технических приемов в преподавании, методов организации самообразования учащихся, навыков распознавания затруднений, барьеров в обучении учащихся.

2. Освоение учителем навыков исследования, диалоговых методов в преподавании.

3. Формирование у учителя собственных идей по индивидуализированному образованию.

Второй модуль «Обучение критическому мышлению»:

1. Привитие умений критического размышления над преподаванием и обучением, планирования задания по критическому мышлению.

2. Критическое размышление учителей о диалоге, целях и ценностях гуманитарного образования.

3. Знание основных особенностей критического мышления учащихся.

Третий модуль «Оценивание обучения и результатов обучения с использованием критериального оценивания»:

1. Изменение системы оценивания.

2. Применение учителем методов суммативного и фурмацидногод ценивания.

3. Использование учителем методов самооценки и взаимооценки.

Четвертый модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровых систем для совершенствования систем обучения»:

1. Использование ИКТ в качестве средства, инструмента обучения, познание себя и действительности, творческого развития ученика, автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики для организации интеллектуального досуга обучающихся.

2. Интенсификация и совершенствование управления организацией образования и учебным процессом.

Пятый модуль «Работа с талантливыми и одаренными детьми»:

1. Умение учителя планировать работу с одаренными детьми, изменять и решать задания повышенной сложности.

2. Умение учителя составлять траекторию развития одаренного ученика, двигать к прогрессу.

Шестой модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся»:

1. Умение учителя планировать и организовывать деятельность учащихся разного возраста.

2. Умение использовать технологии преподавания соответственно способностям учеников.

Седьмой модуль «Менеджмент и лидерство в обучении»:

1. Определение учителем собственных задач.

2. Понимание учителя о необходимости профессионального развития, распространения собственной практики, сотрудничества с коллегами по улучшению практики преподавания.

Предложенная Программа направлена на организацию комплексного, непрерывного и индивидуального процесса развития качества деятельности учителя, его педагогического мастерства и профессионального развития. Курсовое обучение в рамках уровневых программ предполагает полное ресурсное обеспечение учителей. Разработаны учебно-методические материалы, охватывающие все этапы обучения учителей, такие как: пред-курсовые задания, руководство для тренера, руководство для учителя, задания для выполнения в период практики в школе, структурированный ежедневный (в период аудиторного обучения) раздаточный учебный материал.

Принципиальным отличием уровневых программ является впервые внедренная система независимой экспертизы результатов обучения учителей. Для получения сертификата учителю необходимо пройти процедуру оценивания, включающую создание портфолио, презентации и сдачу квалификационного экзамена. Обладание сертификатом дает учителю право на существенную надбавку к должностному окладу по программе соответствующего уровня:

- первого (продвинутого)уровня — 100% от должностного оклада;

- второго (основного) уровня — 70% от должностного оклада;

- третьего (базового) уровня — 30% от должностного оклада.

Министерством образования и науки Республики Казахстан утверждена Инструкция, которая определяет условия отбора и приема на курсы повышения квалификации педагогов по уровневым программам. Согласно Инструкции отбор педагогов осуществляется коллегиально, поэтапно, на основании решения педагогических советов школ.

Основная цель применения элементов уровневой программы обучения на краткосрочных курсах состоит в том, чтобы научить учителя практически применять их в практике преподавания и обучения, стремиться соответствовать эталонам успешности «Куда двигаться дальше?», «Как действовать?»

Профессиональное развитие педагога предполагает новый взгляд на привычное, открытость к информации, решение проблем и конфликтных ситуаций, и самое

главное — жизнелюбие и позитив. В идеале педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Невозможно научить тому, что не умеешь сам.

Для совершенствования содержания уровневых программ трехмесячных курсов нового формата и обновленных программ краткосрочных курсов реализуется системный мониторинг качества содержания и результативности курсового обучения педагогов. Эту функцию осуществляет созданный в филиалах отдел мониторинга и анализа. По мнению учителей, новое содержание и новый формат курсов позволили педагогам освоить большой объем теоретического материала, апробировать современные технологии и методы обучения и взаимообучения. Несомненно, учителя из пассивных обучающихся перешли в статус «активных исследователей», приобрели навыки публичных выступлений, сообща работали в проблемной зоне учителя.

Происходят значительные изменения в системе оценивания и подходов в обучении, направленных на развитие определенных компетенций, личностных качеств педагога, процесс становления рефлексивной позиции, что позволяет достигать качественных результатов педагогической деятельности и в итоге выходить на качественное обучение ученика. Таким образом, переход на новый формат повышения квалификации — это путь к профессиональному успеху педагога, деятельность которого ориентирована на результат — обеспечение качества образования.

Литература

1. Назарбаев Н.А. Социально-экономическая модернизация — главный фактор развития Казахстана // Послание Президента страны народу Казахстана. — Астана.—27.01.2012.

2. ЖайтаповаА.А. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат.— Алматы, 2004. —189с.

3. Стратегический план действий АО «Национальный Центр повышения квалификации» «Орлеу» на 2012-2016 годы.

4. Кибатаева Н.К. Формирование профессиональной культуры педагога в системе повышения квалификации работников образования.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Алматы, 2006.—29с.

5. Образовательные программы, учебно-тематические планы курсов повышения квалификации работников образования / Под общ. ред. Г.К. Ахметовой, Ж.А. Караева. —Алматы: ТОО «Кредосс-Трейд».—458с.

6. Змеев С.И. Основы андрагогики. — М.: Флинта, 1999. — С. 84

7. Информационно-методический журнал «Педагогический диалог», №№ 1, 2 // Учредитель и издатель: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета. — Астана. —2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.