Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и повышения квалификации педагогических
ценностей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Серия «Humanitas», 2007. - 439с.
4. Обухов А.С. От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности/ [Электронный ресурс] // Режим
работников_
доступа: http:www.issl.redu.ru/ агсЫуе/2006/р^еЫаИот
5. Розин В.М. Природа и особенности гуманитарного познания и науки //Наука глазами гуманитария /Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Прогресс, 2005.
Современный словарь иностранных слов. - М., 1993.
ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РК
Твлеген М.Э.
14
Ключевые слова: система повышения квалификации преподавателей вуза, принцип профессионального развития педагога, вариативность программ повышения квалификации преподавателей
Система повышения квалификации преподавателей вуза - важнейшее звено воспроизводства квалифицированных специалистов, активно совершенствуется сегодня на основе реализации инновационных принципов образовательного процесса. Это обусловлено актуальной проблематикой развития высшего образования, требующей новых принципов обеспечения роста профессионализма преподавателей вузов:
- повышение конкурентности на рынке труда, где конкурентным становится уровень компетентности преподавателя и его индивидуальность;
- внедрение цифровых образовательных ресурсов и дистанционных
форм организации обучения, требующие информационно - тех-
нологической личности;
готовность
компетентности
преподавателя к проектированию содержания профессионального образования и обеспечению качества взаимодействия между субъектами деятельности;
- переориентирование педагогов с репродуктивной культуросохраняющей стратегии обучения на компетентност-ную, культуроформирующую.
Такие перемены должны быть не только осмыслены всем образовательным сообществом, но и каждым отдельным педагогом, тем более преподавателем высшей школы. От его
ВЕСТНИК «6PJ1ЕУ» ■ KST
1/2013
.повышения
нравственной культуры, уровня профессионализма, восприимчивости к инновациям зависит качество кадрового потенциала страны.
Ранее система повышения квалификации в сфере образования, не обогащенная в должной мере инновационными принципами, была слабо ориентирована на изменение квалификационного и инновационного потенциала преподавателей вузов. Вследствие этого, скорость изменений, происходивших в системе подготовки педагогических кадров, была существенно ниже темпов реформирования образования, что подчеркивал в своем выступлении Президент страны РК: «Педагогическое образование очень сильно мы должны подтянуть. Сегодня задача стоит в том, чтобы воспитать нового человека, может быть, нужны новые воспитатели.». [1]
«Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться» - подчеркнуто в статьи Президента РК «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». [2] Основой инновационных процессов, по мнению Н.А. Назарбаева должны стать принципы эволюционно-сти, общей ответственности, партнерского участия, стимулирования, профессионализма. [2]
В настоящее время РИПКСО выбраны следующие инновационные принципы и направления, которые обуславливают эффективность совершенствования профессионализма преподавателей вузов:
- принцип модельной полноты; (сочетания моделей повышения ква-1/2013_
Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и квалификации педагогических работников
лификаций вузовских преподавателей);
- принцип сетевого взаимодействия РИПКСО и вузов регионов в обеспечении роста профессионализма преподавателей;
- принцип центрации для формировании единства профессионализма личности и профессионализма его деятельности;
- принцип интегративно-модуль-ного подхода в проектировании содержания повышения квалификации преподавателей вузов;
- принцип адресности образовательных программ, вариативности форм и режимов обучения, динамичности, гибкости, мобильности, адаптивности, нелинейности учебного процесса;
- принцип систематичности и 15 прогностичности, опережающей подготовки преподавателей вуза;
единства теоретической и практической подготовки, ее практико-ориентированный характер.
Принцип центрации повышения квалификации на инновационной культуре преподавателя представляет собой ценностную ориентацию, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях, навыках и нормах поведения, обеспечивающих восприимчивость новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации качественно новых, оригинальных средств, форм и методов обучения и воспитания студентов.
Инновационная направленность пронизывает деятельности АО «Национальный центр повышения квалификации «0рлеу» и Республиканского института повышения квалификации _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ
Философские и социокультурные
аспекты непрерывного образования и
повышения квалификации педагогических работников.
16
руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК, расширяя кадровый потенциал реформы высшего образования. Современные технологии составляют содержательную основу подготовки слушателей курсов РИПКСО - кейс-технология, информационные технологии, технология рейтинговой оценки и пр. А организационно-методической основой курсов повышения квалификации преподавателей вузов являются формы электронного обучения - вебинары, защита проектов и пр.
АО «Национальный центр повышения квалификации «0рлеу» и Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК обеспечивают:
казахстанских вузов в методическом, организационном, исследовательском контексте инноваций и реформ.
Примечательно, что РИПКСО обеспечивают большую вариативность программ повышения квалификации преподавателей вузов:
вариативность форм и режимов обучения, сочетая очную форму с заочно-дистанционной, обеспечивая гибкий график online и offline - учебных занятий;
- динамичность процесса подготовки, адаптивность его к проблематике вузов, систематичность и прогно-стичность повышения квалификации преподавателей вуза.
Благодаря усилиям руководства РИПКСО обеспечивается академическая мобильность преподавателей вузов, которые прошли подготовку в международных центрах и университетах городов: Ньюкасл (Великобритания), Цукуба (Япония), Дюссельдорфа (Германия). Причем международные программы существенно различались содержательно, но все были весьма актуальны для изменения профессионального сознания преподавателей В Е С Т Н И К «6РЛЕУ» ■ KST_
по ориентации - профессионально ориентированные, проблемно ориентированные, поведенчески ориентированные, что требует ориентации на новые функции в педагогической деятельности, на актуальную проблематику высшего образования и систему современных требований к поведению и деятельности педагога, как возможного ядра курсовой подготовки преподавателей;
- по типу программ - основанные на стандарте и типовых программах, основанное на специальных программах, что требует разработки Стандарта повышения квалификации преподавателей вузов и педагогов школ и проектирования разноуровневых программ стандартизированной подготовки слушателей, обеспечивающих преемственность с вузовской и послевузовской подготовкой педагога.
В этом направлении интересна инициатива конкурсного отбора дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляемых на основе их экспертизы педагогической общественностью и специалистами «Орлеу» как для системы повышения квалификации, так и для вузовского корпоративного обучения.
Повышение квалификации преподавателей вузов - процесс дополнительного обучения работников образования для эффективного выполнения
1/2013
_повышения
ими своих должностных функций, совершенствования педагогического мастерства и стимулирования профессионального творчества.
Система повышения квалификации включает инновационную принципиальную платформу, функционирование которой обеспечивает становление позитивного педагогического опыта и
Литература:
Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и валификации педагогических работников
помогает решению задачи по формированию учителя - нового типа, конкурентоспособного в условиях динамично развивающейся системы образования, деятельность которого должна обеспечить вхождение Отечества в международное образовательное пространство.
1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на встрече с магистрантами - обладателями стипендии Президента Республики Казахстан. 30.09.2011г.//http://www. akorda.kz/ru/page/vystuplenie-prezidenta-
respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-na-vstreche-s-magistrantami
2. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. //Казахстанская правда. -2013. -10.07.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Досыманова Ж.К
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, воспитание детей-сирот, профилактика девиантного поведения, воспитанность
В настоящее время проблема было неоднозначным. У одних эти
социально-педагогической профилак- дети вызывают чувство жалости и со-
тики девиантного поведения детей- страдания, другие считают, что дети-
сирот является одной из актуальных. сироты требуют особой жёсткости и
Отношение к детям-сиротам и де- повышенной требовательности по от-
тям, оставшимся без попечения роди- ношению к ним. Действительно, это
телей, в системе образования всегда дети особые, по воле случая пережив-
1/2013_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ