Научная статья на тему 'Принципы повышения квалификации преподавателей вузов РК'

Принципы повышения квалификации преподавателей вузов РК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА / ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА / ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толеген М.А.

Система повышения квалификации преподавателей вуза важнейшее звено воспроизводства квалифицированных специалистов, активно совершенствуется сегодня на основе реализации инновационных принципов образовательного процесса. Это обусловлено актуальной проблематикой развития высшего образования, требующей новых принципов обеспечения роста профессионализма преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы повышения квалификации преподавателей вузов РК»

Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и повышения квалификации педагогических

ценностей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Серия «Humanitas», 2007. - 439с.

4. Обухов А.С. От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности/ [Электронный ресурс] // Режим

работников_

доступа: http:www.issl.redu.ru/ агсЫуе/2006/р^еЫаИот

5. Розин В.М. Природа и особенности гуманитарного познания и науки //Наука глазами гуманитария /Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Прогресс, 2005.

Современный словарь иностранных слов. - М., 1993.

ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РК

Твлеген М.Э.

14

Ключевые слова: система повышения квалификации преподавателей вуза, принцип профессионального развития педагога, вариативность программ повышения квалификации преподавателей

Система повышения квалификации преподавателей вуза - важнейшее звено воспроизводства квалифицированных специалистов, активно совершенствуется сегодня на основе реализации инновационных принципов образовательного процесса. Это обусловлено актуальной проблематикой развития высшего образования, требующей новых принципов обеспечения роста профессионализма преподавателей вузов:

- повышение конкурентности на рынке труда, где конкурентным становится уровень компетентности преподавателя и его индивидуальность;

- внедрение цифровых образовательных ресурсов и дистанционных

форм организации обучения, требующие информационно - тех-

нологической личности;

готовность

компетентности

преподавателя к проектированию содержания профессионального образования и обеспечению качества взаимодействия между субъектами деятельности;

- переориентирование педагогов с репродуктивной культуросохраняющей стратегии обучения на компетентност-ную, культуроформирующую.

Такие перемены должны быть не только осмыслены всем образовательным сообществом, но и каждым отдельным педагогом, тем более преподавателем высшей школы. От его

ВЕСТНИК «6PJ1ЕУ» ■ KST

1/2013

.повышения

нравственной культуры, уровня профессионализма, восприимчивости к инновациям зависит качество кадрового потенциала страны.

Ранее система повышения квалификации в сфере образования, не обогащенная в должной мере инновационными принципами, была слабо ориентирована на изменение квалификационного и инновационного потенциала преподавателей вузов. Вследствие этого, скорость изменений, происходивших в системе подготовки педагогических кадров, была существенно ниже темпов реформирования образования, что подчеркивал в своем выступлении Президент страны РК: «Педагогическое образование очень сильно мы должны подтянуть. Сегодня задача стоит в том, чтобы воспитать нового человека, может быть, нужны новые воспитатели.». [1]

«Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться» - подчеркнуто в статьи Президента РК «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». [2] Основой инновационных процессов, по мнению Н.А. Назарбаева должны стать принципы эволюционно-сти, общей ответственности, партнерского участия, стимулирования, профессионализма. [2]

В настоящее время РИПКСО выбраны следующие инновационные принципы и направления, которые обуславливают эффективность совершенствования профессионализма преподавателей вузов:

- принцип модельной полноты; (сочетания моделей повышения ква-1/2013_

Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и квалификации педагогических работников

лификаций вузовских преподавателей);

- принцип сетевого взаимодействия РИПКСО и вузов регионов в обеспечении роста профессионализма преподавателей;

- принцип центрации для формировании единства профессионализма личности и профессионализма его деятельности;

- принцип интегративно-модуль-ного подхода в проектировании содержания повышения квалификации преподавателей вузов;

- принцип адресности образовательных программ, вариативности форм и режимов обучения, динамичности, гибкости, мобильности, адаптивности, нелинейности учебного процесса;

- принцип систематичности и 15 прогностичности, опережающей подготовки преподавателей вуза;

единства теоретической и практической подготовки, ее практико-ориентированный характер.

Принцип центрации повышения квалификации на инновационной культуре преподавателя представляет собой ценностную ориентацию, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях, навыках и нормах поведения, обеспечивающих восприимчивость новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации качественно новых, оригинальных средств, форм и методов обучения и воспитания студентов.

Инновационная направленность пронизывает деятельности АО «Национальный центр повышения квалификации «0рлеу» и Республиканского института повышения квалификации _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ

Философские и социокультурные

аспекты непрерывного образования и

повышения квалификации педагогических работников.

16

руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК, расширяя кадровый потенциал реформы высшего образования. Современные технологии составляют содержательную основу подготовки слушателей курсов РИПКСО - кейс-технология, информационные технологии, технология рейтинговой оценки и пр. А организационно-методической основой курсов повышения квалификации преподавателей вузов являются формы электронного обучения - вебинары, защита проектов и пр.

АО «Национальный центр повышения квалификации «0рлеу» и Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК обеспечивают:

казахстанских вузов в методическом, организационном, исследовательском контексте инноваций и реформ.

Примечательно, что РИПКСО обеспечивают большую вариативность программ повышения квалификации преподавателей вузов:

вариативность форм и режимов обучения, сочетая очную форму с заочно-дистанционной, обеспечивая гибкий график online и offline - учебных занятий;

- динамичность процесса подготовки, адаптивность его к проблематике вузов, систематичность и прогно-стичность повышения квалификации преподавателей вуза.

Благодаря усилиям руководства РИПКСО обеспечивается академическая мобильность преподавателей вузов, которые прошли подготовку в международных центрах и университетах городов: Ньюкасл (Великобритания), Цукуба (Япония), Дюссельдорфа (Германия). Причем международные программы существенно различались содержательно, но все были весьма актуальны для изменения профессионального сознания преподавателей В Е С Т Н И К «6РЛЕУ» ■ KST_

по ориентации - профессионально ориентированные, проблемно ориентированные, поведенчески ориентированные, что требует ориентации на новые функции в педагогической деятельности, на актуальную проблематику высшего образования и систему современных требований к поведению и деятельности педагога, как возможного ядра курсовой подготовки преподавателей;

- по типу программ - основанные на стандарте и типовых программах, основанное на специальных программах, что требует разработки Стандарта повышения квалификации преподавателей вузов и педагогов школ и проектирования разноуровневых программ стандартизированной подготовки слушателей, обеспечивающих преемственность с вузовской и послевузовской подготовкой педагога.

В этом направлении интересна инициатива конкурсного отбора дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляемых на основе их экспертизы педагогической общественностью и специалистами «Орлеу» как для системы повышения квалификации, так и для вузовского корпоративного обучения.

Повышение квалификации преподавателей вузов - процесс дополнительного обучения работников образования для эффективного выполнения

1/2013

_повышения

ими своих должностных функций, совершенствования педагогического мастерства и стимулирования профессионального творчества.

Система повышения квалификации включает инновационную принципиальную платформу, функционирование которой обеспечивает становление позитивного педагогического опыта и

Литература:

Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и валификации педагогических работников

помогает решению задачи по формированию учителя - нового типа, конкурентоспособного в условиях динамично развивающейся системы образования, деятельность которого должна обеспечить вхождение Отечества в международное образовательное пространство.

1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на встрече с магистрантами - обладателями стипендии Президента Республики Казахстан. 30.09.2011г.//http://www. akorda.kz/ru/page/vystuplenie-prezidenta-

respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-na-vstreche-s-magistrantami

2. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. //Казахстанская правда. -2013. -10.07.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Досыманова Ж.К

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, воспитание детей-сирот, профилактика девиантного поведения, воспитанность

В настоящее время проблема было неоднозначным. У одних эти

социально-педагогической профилак- дети вызывают чувство жалости и со-

тики девиантного поведения детей- страдания, другие считают, что дети-

сирот является одной из актуальных. сироты требуют особой жёсткости и

Отношение к детям-сиротам и де- повышенной требовательности по от-

тям, оставшимся без попечения роди- ношению к ним. Действительно, это

телей, в системе образования всегда дети особые, по воле случая пережив-

1/2013_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.