УДК 378.12
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Н.Е. Копытова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
Преподаватель вуза в своей профессиональной деятельности выполняет несколько функций. Одной из новых функций, актуальность которой обоснована характеристиками изменяющейся информационной среды, является инновационно-предпринимательская. Для ее выполнения преподаватель должен обладать инновационной компетентностью, которая позволяет педагогу проявлять свои индивидуальные возможности, самореализовываться в своей профессиональной деятельности. В статье рассмотрены ключевые инновационные компетенции преподавателя вуза: инновационная восприимчивость, инициативность, предприимчивость. Развитие этих компетенций является одной из задач, стоящих перед системой повышения квалификации научно-педагогических кадров. В статье описана программа повышения квалификации преподавателей «Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности вуза».
Ключевые слова: преподаватель вуза, инновационные компетенции, повышение квалификации.
Особенность профессиональной деятельности преподавателя вуза заключается в том, что она является сложноорганизованной и состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов, имеющих общие компоненты. Многомерность в профессиональной деятельности преподавателя проявляется как его способность интегрировать различные направления, умение творчески выполнять одновременно несколько видов деятельности.
Функции, которые выполняет преподаватель вуза в своей профессиональной деятельности, можно условно разбить на два блока. Первый блок - традиционные, к которым относятся: образовательно-технологическая, воспитательно-гуманистическая, коммуникативно-организационная и научно-исследовательская функции. Второй блок включает функции, актуальность которых обоснована характеристиками изменяющейся информационной среды: креативно-развивающую, конструктивно-проектировочную, инновационно-предпринимательскую [1].
Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя вуза является многофункциональной, а следовательно, и многомерной. Для эффективной реализации всех функций преподавателю необходимы различные многомерные профессиональные компетенции, которые характеризуются как единство теоретических и практических профессиональных знаний педагога и его готовность к осуществлению педагогической
деятельности, саморазвитию и совершенствованию.
Профессиональная деятельность оказывает влияние на совершенствование имеющихся и формирование новых компетенций преподавателя, которые могут являться результатом продуктивного переосмысления собственных профессиональных действий, достижения новой профессиональной квалификации и т.д. Сфера компетенций может объективно расширяться, если у преподавателя есть профессионально-личностный рост, и может оставаться прежней, если педагог не ориентирован на более высокие результаты своего труда.
Под влиянием нарастания тенденций глобализации высшего образования обязательным компонентом личной педагогической системы становится инновационная деятельность преподавателя: инновации понимаются не только как создание и распространение новшеств, но прежде всего как изменения в сознании педагога, его стиле мышления, образе деятельности (И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин).
Инновационная деятельность преподавателя рассматривается как необходимое условие профессионализма. Именно инновацион-ность подкрепляет, обогащает педагогическую деятельность характеристиками, способствующими достижению высшего уровня профессионализма. В связи с этим одной из новых функций преподавателя вуза стано-
вится инновационно-предпринимательская. Для ее выполнения преподаватель должен обладать инновационной компетентностью.
Г.И. Боинчану определяет инновационную компетентность преподавателя как психический феномен, характеризующий творческую направленность на качественное преобразование с помощью новых средств практики образовательной деятельности в целях повышения ее эффективности, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения [2].
Инновационная компетентность позволяет преподавателю проявлять свои индивидуальные возможности, самореализовываться в своей профессиональной деятельности.
Л.С. Подымова считает, что готовность к инновациям преподавателя вуза определяется, прежде всего, способностью работать в условиях неопределенности. Педагог сам должен определять, что и когда делать, почему и какие средства должны быть применены. В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в общественной жизни, обостряется проблема выявления факторов, определяющих способность противостоять как непредвиденным ситуациям, обусловленным случайными событиями, так и кризисам самоактуализации, связанным с выполнением дополнительных профессиональных обязанностей [3].
Инновационный потенциал педагога -совокупность социокультурных и творческих характеристик личности преподавателя, выражающая готовность совершенствовать профессионально-педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда также относятся желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании [4].
Можно выделить следующие ключевые инновационные компетенции преподавателя вуза:
- инновационная восприимчивость;
- инициативность;
- предприимчивость.
Инновационная восприимчивость включает анализ готовности преподавателя к изменениям в профессиональной деятельности. Трудности, возникающие в процессе адаптации педагогов высшей школы к изменениям в новой ситуации, относятся к числу наиболее существенных источников развития профессиональных конфликтов. Это особенно остро ощущается при проведении системных преобразований в организационной структуре образовательных заведений в условиях внешней нестабильности, характерных для социально-экономической обстановки в нашей стране в течение последних десятилетий.
Одним из аспектов инновационной восприимчивости преподавателя вуза является ориентация его на различные стратегии самоутверждения. В инновационной деятельности у педагогов более выражены конструктивные стратегии самоутверждения, условиями развития которых являются: позитивное отношение к инновациям, понимание сущности самоутверждения, особенностей ее проявления в инновационной деятельности; умение оценивать инновационную ситуацию и конструктивно разрешать противоречия, возникшие при ее реализации; позитивное самоотношение, позволяющее продуктивно взаимодействовать с участниками инновационного процесса, ориентация педагогов на саморазвитие, вариативность форм профессионального саморазвития преподавателей в системе повышения квалификации и др. [5].
Инициативность рассматривается как интеллектуальное качество личности, которое тесно связывается со способностями индивида (Н.Д. Левитов, П.И. Иванов, Б.М. Те-плов и др.). Инициативность представляет собой не только черту характера или качество личности, но и умение осуществлять инициативные действия (М.С. Говоров, В.Д. Ле-ухин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов). Так, В.И. Селиванов утверждает, что «...сама инициативность человека не столько стихийно складывающаяся способность, сколько выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их» [6, с. 20]. Взаимосвязь уровня проявления инициативности и владения способами и средствами организации инициативных действий обосновывается также в работах К.А. Абульхано-
вой-Славской, В.И. Абраменко, Б.М. Тепло-ва, Е.А. Погониной и др.
В понимании инициативности немало спорного, но чаще всего она определяется как способность высказывать прогрессивные, творческие идеи в процессе активной деятельности, как мера активного участия в этой деятельности, способность к оригинальным действиям. Инициативность рассматривается как нравственное качество и свойство личности, совокупность усилий и действий, направленных на претворение в жизнь новаторских предложений, на удовлетворение интересов и потребностей, являющихся основой зарождения инициативности.
Исходя из исследований А.К. Абульхано-вой-Славской, Д.Б. Богоявленской, А.И. Высоцкого и других ученых, инициативность может быть определена как интегрированное качество, являющееся формой социальной активности и детерминированное волевым усилием.
Инициативность заключается в способности человека к самостоятельным волевым проявлениям и ее предпосылкой является активность личности. Инициативность включает в себя способности и свойства, обеспечивающие осознанную постановку и творческую реализацию цели инициативных действий, а также умения осуществлять данные действия на практике.
Можно выделить следующие черты инициативного поведения:
- разнообразие способов поведения;
- быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой - в случае необходимости;
- точный учет ситуации и ее динамики, способность «вписывать» действия в ситуацию и следовать ее логике, и вместе с тем достигать своих целей. Важна и способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию;
- способность действовать на основании прогноза: т.е. упреждающе, опережающе;
- при действиях на основании установки - гибкость, точность, своевременность объективации;
- способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;
- способность доводить начатое до конца;
- способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения.
Степень инициативности стимулирует интеграцию и духовное развитие преподавателя, что создает предпосылки его гармоничного развития.
Предприимчивость в общепринятом понимании - это находчивость, соединенная с энергией и практичностью. Предприимчивость предполагает непременно оригинальность подхода к оценке и реализации ситуации, базирующуюся на творческом, свободном от стереотипов и предвзятости осмыслении этой ситуации.
Можно выделить ряд основных признаков предприимчивости:
- самостоятельность и нестандартность поведения субъекта;
- новаторство и новизна в достижении целей с опорой на собственную инициативу;
- смелость и изобретательность;
- деловитость и практичность;
- состязательность и небоязнь риска;
- ориентация на достижение наивысших результатов, эффективное использование ресурсов.
Предприимчивость проявляется не только в сфере бизнеса, но и в генерировании идей в науке, в изобретениях, в культурном творчестве, в политической деятельности и даже просто в бытовой сфере у многих, не занимающихся профессиональной предпринимательской деятельностью.
Термин «предприимчивость» предполагает, с одной стороны, активность в финансовой сфере, а с другой - умение эффективно действовать в нужный момент с максимальной выгодой для себя. Следовательно, можно предположить, что предприимчивость - это своевременная, соответствующая ситуации активность человека в любой сфере жизнедеятельности, направленная на получение личной выгоды [7]. Особый акцент в понятии «предприимчивый» делается на умение использовать тот или иной случай, действовать в соответствии с обстоятельствами и быстро реагировать на изменяющуюся действительность. Предприимчивый преподаватель является творцом новых идей либо обладает талантом поиска и реализации их.
С предприимчивостью связаны риск, творчество и новаторство; и именно она обеспечивает выход на качественно новый уровень развития общества.
Эти три ключевые инновационные компетенции преподавателя вуза: инновационная восприимчивость, инициативность, предприимчивость, -дают возможность ему не только выполнять свои традиционные функции, но и заниматься инновационной деятельностью.
Предметом инновационной деятельности преподавателя могут быть научно-инновационные и учебно-инновационные разработки.
Научно-инновационная разработка - это разработка, проводимая в рамках приоритетных направлений науки, технологий и техники в РФ, критических технологий РФ, по заказу и на средства федеральных, региональных, местных органов власти, учреждений и организаций разной формы собственности, юридических и физических лиц, университета и отвечающая критериям инновационности.
Учебно-инновационная разработка - это разработка (учебник, учебное пособие, образовательная технология и ее сопровождение, учебно-методический комплекс в бумажном и электронном виде), проводимая по заказу и на средства федеральных, региональных органов власти, учреждений и организаций разной формы собственности, юридических и физических лиц, университета и отвечающая критериям инновационности.
В работе [8, с. 70-72] представлены следующие критерии инновационности разработок:
- востребованность на рынке продукции, технологий, услуг, подтверждаемая наличием официальных заданий на разработку;
- наличие заказчика (покупателя) на разработку;
- потенциальная коммерциализуемость;
- конкурентоспособность;
- креативность (творческий характер разработки с оттенком прагматичности: зачем, для кого, как и что именно нужно создавать);
- высокая эффективность (экономическая, коммерческая, социальная, экологическая, психолого-педагогическая, комплексная) использования в производственном, образовательном и научно-исследовательском процессах;
- приростной эффект: внедрение инновации приводит не только к повышению эффективности в сфере ее применения, но и к снижению затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли;
- удовлетворение сложившихся индивидуальных, коллективных, общественных потребностей в новых продуктах или способах;
- наукоемкость;
- уникальность;
- оригинальность.
Информатизация образования привела к возникновению разнообразных инновационных моделей организации учебного процесса с помощью различных информационных технологий. К современному преподавателю вуза предъявляются повышенные требования в области педагогического проектирования, организации контроля результатов обучения, создания и использования технологий электронного, интерактивного обучения. В практику широко внедряются электронные учебные пособия, которые относятся к учебно-инновационным разработкам преподавателя.
Происходящие в России реформы в сфере экономики и управления предоставили вузам существенное увеличение свободы хозяйственной деятельности. Сохранение и развитие ранее достигнутого учебно-методического и научно-технического уровня определяется успешностью привлечения в высшую школу дополнительных внебюджетных доходов на основе как выполнения прямых образовательных и исследовательских заказов российских и зарубежных организаций и граждан, так и коммерческой реализации предшествующих результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений.
Сегодня, в соответствии с Федеральным законом 217-ФЗ вузам предоставляется право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Закон направлен на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.
При этом вуз не должен нарушать права третьих лиц на их интеллектуальную собственность, что привело бы к подрыву прести-
жа высшего учебного заведения и нанесло урон не только материальному положению вуза, но и его репутации, что не менее важно для образовательного учреждения.
Для обучения преподавателей в инновационно-предпринимательской области, развития ключевых инновационных компетенций в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина разработана программа повышения квалификации «Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности вуза». Программа предназначена для повышения квалификации руководителей подразделений и профессорско-преподавательского состава в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности.
В рамках программы анализируются такие основные объекты интеллектуальных прав, как авторские и смежные права, права на объекты промышленной собственности: изобретения, промышленные образцы и полезные модели, приравненные к объектам права промышленной собственности средства индивидуализации. Рассматриваются основные вопросы, связанные с нарушениями и правовыми способами охраны интеллектуальных прав.
Программа содержит разделы, посвященные изучению основных разделов патентоведения. В их рамках изучаются: источники патентной информации, методы и средства поиска информации, основы патентных исследований, экспертиза изобретений и полезных моделей, промышленных образцов.
Предлагаемая программа повышения квалификации преподавателей ориентирована на интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности.
Таким образом, инновационная деятельность преподавателя является необходимым условием его профессионализма, и развитие ключевых инновационных компетенций -одна из важных задач, стоящих перед системой повышения квалификации научно-педагогических кадров.
Список литературы
1. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 10. С. 103-112.
2. Боинчану Г.И. Формирование инновационной компетентности преподавателя высшего
учебного заведения системы МВД России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010. № 3. С. 44-50.
3. Подымова Л.С. Инновационная восприимчивость преподавателя вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 178.
4. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000.
5. Дьякова Л.А. Стратегии самоутверждения педагогов в инновационной деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2012.
6. Селиванов В.И. Вопросы воли в современной педагогике. Краснодар, 1969.
7. Вяткин Б.А., Ротманова Н.В. Предприимчивость в структуре индивидуальности будущего специалиста и ее формирование в процессе обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2008. № 8. С. 74-75.
8. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза: монография / под общ. ред. Л.Н. Харченко. Ставрополь: Агрус, 2011.
References
1. Kopytova N.E. Mnogomernaja professional'naja dejatel'nost' prepodavatelja vuza: ot funkcij k kompetencijam // Vestnik Tambovskogo univer-siteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2012. Vyp.10. S.103-112.
2. Boinchanu G.I. Formirovanie innovacionnoj kompetentnosti prepodavatelja vysshego ucheb-nogo zavedenija sistemy MVD Rossii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija. 2010. № 3. S. 44-50.
3. Podymova L.S. Innovacionnaja vospriimchivost' prepodavatelja vuza // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija. 2012. № 1. S. 178.
4. Nikitin E.P., Harlamenkova N.E. Fenomen che-lovecheskogo samoutverzhdenija. SPb., 2000.
5. D'jakova L.A. Strategii samoutverzhdenija peda-gogov v innovacionnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kursk, 2012.
6. Selivanov V.I. Voprosy voli v sovremennoj pe-dagogike. Krasnodar, 1969.
7. Vjatkin B.A., Rotmanova N.V. Predpriimchivost' v strukture individual'nosti budushhego specialis-ta i ee formirovanie v processe obuchenija v vuze // Fundamental'nye issledovanija. 2008. № 8. S. 74-75.
8. Innovacionno-kommercheskaja dejatel'nost' pre-podavatelja sovremennogo vuza: monografija / pod obshh. red. L.N. Harchenko. Stavropol': Agrus, 2011.
INNOVATION COMPETENCES OF A PROFESSOR
N.E. Kopytova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
A university teacher performs multiple functions in his / her career. The innovative and entrepreneurial function is one of the new functions, which relevance is proved by changing information environment characteristics. To
perform the function a teacher should have the innovative competence allowing a teacher to show individual capacities, to self-realize in professional activities. This article examines the key innovative competences of a university teacher: an innovative sensibility, creativity, initiative, enterprise. The development of these competences is one of the challenges facing the system of teaching staff qualification improvement. This article describes a program of teachers' professional development within the program "Intellectual Property in University Innovative Activity".
Key words: university teacher, innovative competences, qualification improvement.
УДК 370
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ1
Д.В. Лопатин
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
Проведен анализ актуальных ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники, студенты различных курсов) и состоявшихся специалистов (сотрудников), работающих в сфере информационных технологий. Для анализа были выбраны угрозы - интернет-зависимость, вирусные и хакерские атаки, интернет-фишинг, влияние нежелательного контента и манипулирование сознанием и действиями в сети. Показано, что данные группы пользователей значительно подвержены инфокоммуникационным угрозам. Аналитический материал, полученный в рамках выполнения работы, позволил разработать учебное пособие, ориентированное на потребности пользователей.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, угрозы, пользователь.
В настоящее время проблемы безопасности инфокоммуникационных технологий, изначально чисто технические, получают гуманитарное и социальное значение для всех категорий пользователей. Опасным рискам, связанным с реализаций угроз информационного характера, подвержены пользователи всех возрастных групп без исключения - школьники, студенты, специалисты, руководители организаций. Анализ ситуации многими экспертами по информационной безопасности убедительно показывает, что технологические решения позволяют обеспечить защиту лишь от некоторых опасностей. Многое здесь зависит от человеческого фактора, от участия конкретных пользователей в процессах обмена информацией, от использования ресурсов информационных систем.
Цель данной работы - выявить актуальность ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники, студенты) и со-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 12-16-68005.
стоявшихся специалистов (сотрудников), работающих в сфере информационных и коммуникационных технологий.
На сегодняшний день для пользователя можно выделить следующие инфокоммуни-кационные угрозы: вредоносное программное обеспечение, вымогательство, фишинг, интернет-зависимость, нежелательный или вредоносный контент, манипулирование сознанием и действиями пользователей. Такого деления достаточно, так как все многообразие угроз инфокоммуникационного характера можно свести к рассмотренным выше.
На основе анализа литературных данных [1-12] и материалов Центра компьютерной безопасности ТГУ имени Г.Р. Державина [12] разработаны оригинальные анкеты для различных возрастных групп, позволяющие получить первичную информацию об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователя [13].
В исследовании принимали участие учащиеся (возраст 11 -14 лет) школ г. Там-