Научная статья на тему 'Инновационные компетенции преподавателя вуза'

Инновационные компетенции преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уралова Турсуной Шарипжоновна

В статье рассмотрены ключевые инновационные компетенции преподавателя вуза: инновационная восприимчивость, инициативность, предприимчивость. Развитие этих компетенций является одной из задач, стоящих перед системой повышения квалификации научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные компетенции преподавателя вуза»

ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВУЗА Уралова Т.Ш.

Уралова Турсуной Шарипжоновна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены ключевые инновационные компетенции преподавателя вуза: инновационная восприимчивость, инициативность, предприимчивость. Развитие этих компетенций является одной из задач, стоящих перед системой повышения квалификации научно-педагогических кадров. Ключевые слова: преподаватель вуза, инновационные компетенции, повышение квалификации.

Особенность профессиональной деятельности преподавателя вуза заключается в том, что она является сложноорганизованной и состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов, имеющих общие компоненты. Многомерность в профессиональной деятельности преподавателя проявляется как его способность интегрировать различные направления, умение творчески выполнять одновременно несколько видов деятельности.

Функции, которые выполняет преподаватель вуза в своей профессиональной деятельности, можно условно разбить на два блока. Первый блок - традиционные, к которым относятся: образовательно-технологическая, воспитательно-гуманистическая, коммуникативно-организационная и научно-исследовательская функции. Второй блок включает функции, актуальность которых обоснована характеристиками изменяющейся информационной среды: креативно-развивающую, конструктивно-проектировочную, инновационно-предпринимательскую [1, с. 103-112].

Инновационный потенциал педагога - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности преподавателя, выражающая готовность совершенствовать профессионально-педагогическую деятельность, и наличие внутренних,

обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда также относятся желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Можно выделить следующие ключевые инновационные компетенции преподавателя вуза:

- инновационная восприимчивость;

- инициативность;

- предприимчивость.

Инновационная восприимчивость включает анализ готовности преподавателя к изменениям в профессиональной деятельности. Трудности, возникающие в процессе адаптации педагогов высшей школы к изменениям в новой ситуации, относятся к числу наиболее существенных источников развития профессиональных конфликтов. Это особенно остро ощущается при проведении системных преобразований в организационной структуре образовательных заведений в условиях внешней нестабильности, характерных для социально-экономической обстановки в нашей стране в течение последних десятилетий.

Инициативность рассматривается как интеллектуальное качество личности, которое тесно связывается со способностями индивида (Н.Д. Левитов, П.И. Иванов, Б.М. Теплов и др.). Инициативность представляет собой не только черту характера или качество личности, но и умение осуществлять инициативные действия (М.С. Говоров, В.Д. Леухин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов). Так, В.И. Селиванов утверждает, что «...сама

инициативность человека не столько стихийно складывающаяся способность, сколько выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их» [2, с. 20]. Взаимосвязь уровня проявления инициативности и владения способами и средствами организации инициативных действий обосновывается также в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Абраменко, Б.М. Теплова, Е.А. Погониной и др.

Можно выделить следующие черты инициативного поведения:

- разнообразие способов поведения;

- быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой - в случае необходимости;

- точный учет ситуации и ее динамики, способность «вписывать» действия в ситуацию и следовать ее логике, и вместе с тем достигать своих целей. Важна и способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию;

- способность действовать на основании прогноза: т.е. упреждающе, опережающе;

- при действиях на основании установки - гибкость, точность, своевременность объективации;

- способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;

- способность доводить начатое до конца;

- способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения.

Степень инициативности стимулирует интеграцию и духовное развитие преподавателя, что создает предпосылки его гармоничного развития.

Предприимчивость в общепринятом понимании - это находчивость, соединенная с энергией и практичностью. Предприимчивость предполагает непременно оригинальность подхода к оценке и реализации ситуации, базирующуюся на творческом, свободном от стереотипов и предвзятости осмыслении этой ситуации.

Можно выделить ряд основных признаков предприимчивости:

- самостоятельность и нестандартность поведения субъекта;

- новаторство и новизна в достижении целей с опорой на собственную инициативу;

- смелость и изобретательность;

- деловитость и практичность;

- состязательность и небоязнь риска;

- ориентация на достижение наивысших результатов, эффективное использование ресурсов.

Эти три ключевые инновационные компетенции преподавателя вуза: инновационная восприимчивость, инициативность, предприимчивость, - дают возможность ему не только выполнять свои традиционные функции, но и заниматься инновационной деятельностью.

Таким образом, инновационная деятельность преподавателя является необходимым условием его профессионализма, и развитие ключевых инновационных компетенций -одна из важных задач, стоящих перед системой повышения квалификации научно-педагогических кадров.

Список литературы

1. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза:

от функций к компетенциям // Вестник Тамбовского университета. Серия:

Гуманитарные науки, 2012. Вып. 10. С. 103-112.

2. Селиванов В.И. Вопросы воли в современной педагогике. Краснодар, 1969. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.