Научная статья на тему 'Музыкальная деятельность как акме-фактор развития творческой активности в контексте инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза'

Музыкальная деятельность как акме-фактор развития творческой активности в контексте инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АКМЕОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гальцов И. О.

В данной статье рассматриваются теоретические основания использования музыкальной деятельности в развитии творческой активности будущих предпринимателей. Автор позиционирует музыкальное воздействие в процессе профессиональной подготовки как акме-фактор формирования и развития инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная деятельность как акме-фактор развития творческой активности в контексте инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза»

УДК 159.99:33

И.О. Гальцов, ст. преп. НОУВПО «Томский институт бизнеса», асп. ТГПУ, г. Томск, E-mail: Ga1tsov@yandex.ru

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АКМЕ-ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

В данной статье рассматриваются теоретические основания использования музыкальной деятельности в развитии творческой активности будущих предпринимателей. Автор позиционирует музыкальное воздействие в процессе профессиональной подготовки как акме-фактор формирования и развития инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза.

Ключевые слова: предпринимательство, акмеология, компетентность, инновационность, креативность.

В последние 10 лет в России наблюдаются самые высокие темпы экономического развития, начиная с послевоенных лет. В результате наблюдается отказ от функционирования гигантских предприятий и переход к становлению малого бизнеса, обладающего большой мобильностью. Как следствие - на рынке труда происходит инфляция квалификаций: примерно 40% населения в 90-х годах сменило профессию. Поэтому в современных условиях реально защищенным в социальном отношении может быть лишь высокопрофессионально подготовленный человек, способный вносить в свою работу что-то новое, продуктивное. Неподготовленность молодежи к рыночным отношениям приводит к тому, что выпускники вузов испытывают трудности при взаимодействии с рынком труда, так как имеют склонность к пассивному, выжидательному отношению к действительности при наличии высоких амбиций, потребностей. На практике наличие узкопрофессиональных установок и традиционных стереотипов профессионального мышления субъектов образовательного процесса мешают выпускникам быть креативным и гибкими в быстро меняющихся условиях экономики и труда.

Совершенно очевидно, что по мере становления общества и экономики знаний главным ресурсом становится человеческий капитал. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности для России является новой. В 90-е года появилось большое количество предпринимателей, которые действовали на основе импровизации, связей, наличия дефицита какого-то продукта в отдельно взятом регионе. Однако, структура рынка, требования, предъявляемые к товару или услугам, изменились. Сектор малого и среднего бизнеса российской экономики кардинально изменился, и в настоящее время все чаще говорят о предпринимательстве как о профессиональном мастерстве, как рационально организованной систематической и целенаправленной деятельности. Наступил период высококвалифицированных предпринимателей, ответственных перед обществом и государством. Данное положение дел служит посылом высшей школе и науке, в том числе и в деле профессиональной подготовки предпринимателей в стенах высших образовательных учреждений. Эта задача требует модернизации всей системы образования и совершенно иного отношения к человеческим ресурсам. Для того чтобы выпускники вузов были конкурентоспособными, необходимо изменить психологию людей, стремящихся стать предпринимателями, сформировать ценности саморазвития, творчества, разумного риска как основы формирования экономики нового инновационного типа. Без четкой ориентации в сфере предпринимательства успешная социализация сегодня невозможна. Поэтому ни население, ни система образования оказались не готовы в короткие сроки перестроиться.

Исторически в России не сформирована структура подготовки предпринимателей. Связано это было с господствующей после революции негативной оценки любых попыток предпринимательства. В нашей стране изначально формировалось мнение о том, что предпринимательство - это теневой путь развития экономики и поэтому участие в ней несколько

безнравственно. В 90-е годы, когда ситуация стала меняться за счет стихийно работающих предпринимателей, образовательный рынок ответил на такой запрос общества тем, что стали появляться отдельные дисциплины, посвященные предпринимательской деятельности, в первую очередь, в сфере подготовки специалистов менеджмента и экономики. Однако действительность показывает, что успехи любой отрасли хозяйства, производства или науки зависят от способности "продвинуть" свой товар на рынке товаров и услуг. В настоящее время сложилось два варианта решения проблемы. В первом случае выделяется категория людей, имеющих личностные и профессиональные качества, необходимые для реализации товара или услуг на рынке. Сторонники данного подхода считают, что предприниматель не должен быть специалистом по товару, а должен быть специалистом по существующему рынку товаров и услуг. Такой взгляд критикуется сторонниками другого подхода, утверждающего, что в этом случае предприниматель не может качественно продать товар, т.к. не может адекватно представить его на рынке. В таком контексте возникает потребность в развитии предпринимательских качеств и функций специалистов во всех отраслях народного хозяйства, которые в настоящее время потеряли статус обособленных организационно-экономических структур. Кроме этого, сторонние предприниматели, являясь посредниками, не учитывают специфику данного сегмента рынка, его производителей и покупателей. Они смогут, конечно, со временем понять эту специфику, однако, на это уйдет время, что может снизить конкурентоспособность товара. Появляется задача подготовки будущего предпринимателя, независимо от профессии, получаемой личностью в профессиональной школе. Поэтому эффективным, на наш взгляд, является формирование предпринимательской компетентности у студентов разнопрофильных специальностей.

Сегодня в этом плане уже происходят изменения на всех уровнях образования. В Федеральном образовательном стандарте обозначена предпринимательская подготовка учащихся средних общеобразовательных школ, целью которой является ознакомление учащихся с предпринимательской деятельностью, формирование первоначальных знаний и умений. Проблемам предпринимательской подготовки учащихся посвящены работы Н.Г. Алексеева, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, В.В. Быкова, С.И. Вершинина, Н.И. Городецкой, Ю.В. Громыко, С.И. Зверева, И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко, А.В. Леонтьева, А.С. Потапова, В.З. Черняк и др.[1]. Такой же подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования, также ориентированного на достижение выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) общих и профессиональных компетенций. Проблемой формирования компетентности в сфере предпринимательства занимались М.И. Мелихова, Т.В. Обухова, И.В. Тетеревкова, И.А. Федорова и др. (высшее профессиональное образование). Психологические аспекты подготовки к предпринимательской деятельности рассматривались Д. С.

Амиряном, Л.Д. Бурцевой, Е.В. Дьячковой, О.Д. Приваловой, Л.Ю. Шураевой и др. [2]

Таким образом, задача формирования предпринимательской компетентности ставится на всех уровнях образовательной системы России. Однако решение этой задачи требует модернизации всей традиционной системы образования, т.к. существующая система образования перестала отвечать запросам времени.

В официальных документах и в работах исследователей проблемы модернизации образования компетентностный подход рассматривается как один из концептуальных принципов, определяющих методологию обновления современного образования. В отечественной педагогике и психологии анализ содержания компетентностного подхода в образовании содержится в работах В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальнеи, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шитова и др. Что касается теоретических предпосылок его разработки, то они заложены в работах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, В. Д. Шадрикова. П.М.Эрдниева, И.С. Якиманской, И.А. Зимней. В настоящее время не выработано единого понимания компетентности, нет единого определения, подразумевающего базовые навыки, ключевые квалификации выпускника вуза. Ком-петентностный подход в этом случае позволяет определить содержание образования по меркам задач профессиональной деятельности. Современная парадигма образования предполагает обеспечение выпускника не суммой знаний, а набором ключевых компетенций, позволяющих мобильно адаптироваться в динамично меняющихся социально-экономических условиях и применять свои знания при создании конкурентоспособной продукции.

Необходимо учитывать, что меняются и сами студенты. В высшие учебные заведения поступает способная и энергичная молодежь, появилась и обширная категория честолюбивых специалистов старших возрастов, заинтересованных в получении дополнительных знаний и образования в области менеджмента и предпринимательства. Таким образом, изменения, начинающиеся в высшем образовании, обусловлены с одной стороны требованиями экономики и государства, новыми социокультурными и экономическими условиями, а с другой стороны, невозможностью современной способной молодежи обучаться по устаревшим стандартам и технологиям.

Поэтому в последние годы расширяется поиск оптимальных, наиболее эффективных способов обучения, влияющих на качество образования: создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные. Каждое учебное заведение высшего профессионального образования имеет право на разработку собственной модели профессиональной подготовки. Особенно это справедливо в отношении негосударственного сектора системы высшего образования. Негосударственные образовательные учреждения обладают достаточно высокой степенью свободы в развитии образовательной концепции и технологии, в выборе как перечня учебных дисциплин регионального компонента, так и способов и средств формирования компетенций студентов.

Институт, направленный на подготовку предпринимателей, будущих бизнесменов должен отталкиваться в определении образовательных ориентиров от понятия компетенции и компетентности, выделяя кроме узкопрофессиональных компетенций, предпринимательскую компетентность как основу успешной профессиональной карьеры в любой сфере. Томский институт бизнеса строит образовательную траекторию развития студентов именно с учетом данного факта. Личностно-ориентированный подход предполагает отношение к студентам как к активным участникам процесса оказания образовательных услуг. Студент становится субъектом обучения, приобретает активное, самостоятельное начало. В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профес-

сиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста. В реализации обозначенных задач ведущую роль играет новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке - акмеология. Предмет данной науки - закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности [3].

«Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» [4]. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса (В. Н. Максимова). Н.В. Козлова, определяя образовательный потенциал акмеологии, наряду с другими возможностями и проблемами выделяет задачу определения акмеологических инвариантов профессионализма, предоставляющих возможность изыскивать резервы инновационно-творческого уровня. Детерминантами качественных изменений на ее взгляд, выступают акме-условия - значимые обстоятельства, от которых зависит прогрессивное поступательное личностно-профессиональное становление, и акме-факторы - характеристики состояния многомерного мира, определяющие обновление, преобразование человека [5].

Томский институт бизнеса на протяжении 10 лет совершенствует образовательную деятельность с целью создания акме-условий для формирования инновационно-

предпринимательских компетенций выпускников своего вуза.

В.В. Демидов на основе анализа подходов к проблеме отечественных и зарубежных исследователей определяет следующие требования к выпускникам современного вуза в области предпринимательства:

1. Компетентность - определяет ориентацию на высокие профессиональные стандарты и эталоны, мотивированность на предпринимательскую деятельность, умение принимать решения в нестандартных ситуациях и использовать технологии из других профессий, потребность к обновлению знаний и готовность к переменам видов деятельности, творческое и одновременно рациональное отношение к работе, ответственность при принятии решений.

2. Предприимчивость - данное требование предполагает инициативность в работе, мобильность, умение адекватно реагировать на изменение ситуации, подстраиваться (адаптироваться) под нее, склонность к риску.

3. Целеустремленность - данное требование исходит из необходимости всегда доводить начатое дело до конца, строго организовывать работу через четкую постановку конкретных задач, самостоятельно планировать и контролировать ход работ.

4. Коммуникативность - определяет способности быстро устанавливать деловые контакты, осуществлять бесконфликтное общение, работать в различных коллективах и управлять ими.

5. Экономическая грамотность - предполагает знание и умение применять в нестандартных ситуациях различные экономические теории.

6. Юридическая грамотность - предполагает серьезную юридическую подготовку будущего предпринимателя. Юридическая грамотность является регулятивом поведения и характера принимаемых решений в рамках действующего законодательства, норм и традиций, сложившихся в конкретной сфере деятельности.

7. Информационно-коммуникационная грамотность -умение использовать новые информационные технологии, то

есть важно уметь применять информационные технологии для решения профессиональных задач.

8. Бизнес-проектирование - умения проектировать и конструировать профессиональную деятельность. Эти умения определяют эффективность работы предпринимателя, стратегическую направленность всей его деятельности.

Под инновационно-предпринимательскими компетенциями мы понимаем такие индивидуально-психологические свойства личности, как настроенность на успешную творческую деятельность в определенной сфере бизнеса. Они не сводятся к приобретению знаний, умений и навыков, а проявляются в желании создавать иразвивать свой бизнес в различных областях народного хозяйства.

Анализ всех приведенных понятий и подходов к пониманию профессионализма, компетенций, акмеологического развития личности показывает, что все они, так или иначе, объединяются вокруг понятия творческой активности, творческой готовности, творческой продуктивности будущего специалиста. Таким образом, имеются все предпосылки для выделения творческой продуктивности в отдельную инновационнопредпринимательскую компетенцию. В предложенной В.В. Демидовым классификации предпринимательских компетенций творческая продуктивность лежит в основе таких компетенций как компетентность, предприимчивость, коммуникативность, умение использовать новые информационные технологии, умение проектировать и конструировать профессиональную деятельность [2], а акмеология вытекает из теоретико-методологического и практического изучения человека с парадигмальных позиций философской антропологии, основным предметом которой является проблема творческой активности и предназначения человека [5].

Творчество в широком интегративном смысле как единица процесса и продукт уровня мышления и типа личности, способностей, деятельности (Е.Е. Бухтеева, Г.И. Давыдова, О. И. Кравец) является итогом развития способности индивида к полноценной реализации личностных способностей в условиях быстро меняющегося мира [6].

В этой связи важным является вопрос о латерализации творческих способностей. В исследованиях В.Г. Геодакяна утверждается, что латерализация творческих способностей возможна в обоих полушариях [7]. Решение творческих задач достигается совместной деятельностью обоих полушарий при хорошо выраженном фокусе активности в задних отделах правого полушария. Н.Н. Даниловой представлена информация, что при решении вербальных и невербальных задач фокус межполу-шарной активности определяется способом анализа информации [8]. Если задание требует сукцессивного метода, то фокус межполушарной активности возникает в передних областях левого полушария; при выполнении симультанных задач он локализуется в задних зонах правого полушария. В.С. Ротен-берг, выделяя стратегии переработки информации, выделил правополушарное и левополушарное мышление. Левополушарный тип мышления из всех информационных элементов создает однозначный контекст: из всех бесчисленных связей выбирает лишь некоторые наиболее существенные для данной конкретной задачи. На иных принципах основана стратегия правополушарного типа мышления. Правое полушарие создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений, отдельные свойства, грани образов взаимодействуют друг с другом сразу в нескольких смысловых плоскостях, что и создает эффект многозначности [9].

Педагогически значимыми условиями являются различные ситуации развития творчества и реализации в них системы психолого-педагогических воздействий. Они развиваются как спонтанно, так и целенаправленно в виде соответствующих компонентов вузовского образования. Очевидным является, что для развития творческой продуктивности в контексте инновационно-предпринимательской компетенции необходи-

мо включать такую деятельность, которая будет воздействовать не только на логические, вербальные структуры мозга, но и на правое полушарие, как основу создания многозначности контекста решаемой задачи. А именно это и требуется при инновационно-предпринимательском подходе к решению многочисленных задач.

В томском институте бизнеса для развития творческой продуктивности в ходе проведения бизнес-тренингов используется музыкальное творчество. Под музыкальной деятельностью понимается как активное музицирование, так и восприятие музыкальной информации [10]. Восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано специфической функциональной организацией головного мозга. Учёным совершенно ясно, что различные аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают восприятие музыки (например, понимание мелодии), а другие опосредуют развитие эмоциональных реакций. Музыкальная деятельность представляет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев, поскольку нет специализированного "центра музыки". В переработке музыкальной информации участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируются в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Однако существует специализация полушарий в обеспечении музыкальной деятельности. Правое полушарие отвечает за мелодичные аспекты, анализ высоты тонов, длительность интервалов, интенсивность, тембр; левое - за восприятие ритма и "профессиональный" анализ музыки. Музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга, при этом наряду с развитием зон мозга, отвечающих за анализ музыкальной информации, наблюдается развитие и тех отделов, которые у людей, не занимающихся музыкальной деятельностью, участия не принимают.

Влияние музыки на когнитивные процессы личности в основном изучаются в рамках различных психологических школ и направлений. Специалистов интересуют проблемы восприятия музыки, когнитивные и эмоциональные процессы при исполнении музыки, музыкальные способности и их развитие, музыкальные особенности разных возрастных категорий, психоакустика, затрагиваются нейрофизиологические и нейропсихологические проблемы.

Музыка как внешняя причина внутренних психологических переживаний оказывается «каналом связи между внутренним миром личности и духовным опытом человечества. Во время звучания музыка как бы «погружается» в личность, и все психологические события разворачиваются именно там, во внутреннем мире человека... Именно здесь кроется механизм восприятия музыки как откровения. Самое истинное, самое сокровенное привносится в человека словно извне. Душа раскрывается, принимая духовный опыт, принадлежащий другим людям, человечеству. Такова самая ценная форма общения через искусство». Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Таким образом, музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу человека, что в свою очередь создаст благоприятные условия для эффективной интеллектуальной деятельности.

Воздействие музыки на психику человека обусловлено тем, что она представляет собой камертон, в котором музыка находит отзвук во всех уголках сознания - ощущений, энергии, эмоций и чувств, образов, символов, знаков. Личность не только позиционирует себя как носителя социальной культу-

ры в музыке, но и является активным коммуникатором в ди-адном взаимодействии «личность-музыка». Степень когнитивной сложности этого взаимодействия в большей степени зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной и духовной культуры личности. Музыка является интегративным методом, акме-фактором, воздействующим на интеллектуальную, духовную, социальную и физическую сферы человека. Знание объективных музыкальных параметров (лад, темп, тембр и др.) позволяет эффективно моделировать состояние сознания личности и группы, снизить неопределенность в процессах музыкального восприятия (эмоциональноэстетических реакциях слушателей) и улучшить эффективность музыкотерапии. Интрасубъективный (выявление индивидуальных закономерностей музыкального воздействия) и интерсубъективный (учет реакций других слушателей, знание их типологических особенностей) подходы к прогнозированию эмоционально-эстетических реакций слушателей высту-

пают как взаимодополняющие. Существуют универсальные закономерности музыкального восприятия, инвариантные к каким-либо индивидуальным или типологическим особенностям слушателей. Они проявляется как типические на уровне ощущений, эмоций, образов и символов [11].

Влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека. Поэтому музыкальное образование поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой человека, с различными уровнями его сознания [12].

В заключении можно констатировать, что существуют теоретические основания использования музыкальной деятельности в развитии творческой продуктивности как инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза, исходя из которых, и строит инновационную образовательную деятельность Томский институт бизнеса, ориентированный на акмеологическую парадигму образования.

Библиографический список

1. Матвеева, Т.М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001.

2. Демидов, В.В. Формирование компетентности студентов вуза в сфере предпринимательства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

3. Костихина, Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2007.

4. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М.: РАУ, 1993.

5. Козлова, Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2008.

6. Бухтеева, Е.Е. Применение инновационных технологий в образовательном процессе вуза / Е.Е. Бухтеева, Г.И. Давыдова, О.И. Кравец // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 11.

7. Геодакян, В.Г. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга [Э/р]. - Режим доступа: www URL: http://www.gordon.ru

8. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.

9. Ротенберг, B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / под ред. Б.С. Мейлаха. - Л.: Наука, 1982.

10. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия - взаимодействие с основными психологическими школами и направлениями // Музыкальная психология и психотерапия. - 2010. - № 1; № 2.

11. Козлов, В.В. Психология дыхания, музыки, движения: монография. - М., 2009.

12. Джинджихашвили, Н.Я. К вопросу о психической необходимости искусства // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: в 4 т. - Тбилиси, 1978.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 316.62

М.А. Беляева, канд. пед. наук, доц. кафедры истории и теории социальной работы Института социального образования УрГПУ, г. Екатеринбург E-mail: marysia@e343.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье проводится анализ не устоявшегося пока в отечественной литературе понятия «репродуктивная культура», осуществляется попытка целостного описания данного феномена в виде модели, включающей ментальный, пронатальный и антинатальный блоки; раскрывается их внутренняя структура (ценностно-нормативный, когнитивно-праксеологический и материально-вещественный компоненты), содержание и взаимосвязь.

Ключевые слова: репродуктивная культура, репродуктивное поведение, содержательная модель репродуктивной культуры, ментальный блок, пронатальный и антинатальный блоки.

Понятие «репродуктивная культура» еще не устоялось в науке, а сама репродуктивная культура пока не заняла своего достойного места в системе культуры, поэтому существует потребность научного обоснования ее содержания.

В данной статье поставлена задача разработки и описания содержания культуры репродуктивного поведения на основе метода моделирования. Моделирование - это метод научного исследования объектов любой природы путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения модели, на оригинал. Видов моделей достаточно много, но в данной статье мы представляем модель культуры репродуктивного поведения как информационно-знаковый аналог объекта исследования, позволяющий представить в достаточно наглядной форме ее содержание, недоступное в своей целостности непосредственному восприятию.

На наш взгляд, репродуктивная культура складывается из ценностей, норм, знаний, умений, и материальных средств, регулирующих репродуктивное поведение человека, которое мы рассматриваем как совокупность действий и отношений, направленных на регуляцию индивидом собственной фертильности с целью удовлетворения потребности в детях или их отсутствии в рамках имеющихся биологических и социальных возможностей [1, с. 257]. Репродуктивная культура определяет репродуктивный сценарий индивида, его выбор числа и сроков рождения детей, предпочтение тех или иных видов и способов контрацепции, отношение к собственным репродуктивным возможностям, их разумное использование на благо собственной самореализации и благополучия общества. Следует заметить также, что понятия «репродуктивная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.