ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.14
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
© 2013 г. Е.А. Шмелева
Шуйский филиал Ивановского госуниверситета
ukrir_sgpu@front.ru
Поступила в редакцию 02.04.2013
Представлены психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых педагогической сферы. Они включают создание инновационной научно-образовательной среды вуза, формирование инновационного мышления и компетенций инновационной педагогической деятельности, инновационную направленность образовательных программ.
Ключевые слова: инновационный потенциал, подготовка педагога, молодые ученые, развитие, компетенции, развивающая среда.
Введение
Инновационный вектор развития государства, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития и Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, требует построения научно обоснованной системы взглядов, принципов и приоритетов по формированию и развитию инновационной активности. Основным носителем инновационного потенциала является молодежь. В Стратегии инновационного развития РФ важнейшим направлением признается стимулирование ее инновационной активности. Цель государственной молодежной политики сегодня определена как «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, использования потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны».
В реализации государственной стратегии инновационного развития образование провозглашено носителем идеологии инновационного обновления, создателем необходимых условий для инновационных процессов - развитой среды «генерации знаний», аккумулирующей интеллектуальный и творческий потенциал общества. Для реализации этой миссии системой высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования необходимо построение и развитие инновационно-ориентированной подготовки педагогических и научнопедагогических кадров.
Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания, методов и технологий обучения ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимым для инновационной деятельности:
- способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремления к новому;
- способности к критическому мышлению;
- способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости, умения работать самостоятельно, готовности к работе в команде и в высококонкурентной среде;
- владения иностранными языками, предполагающего способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [1].
Постановка проблемы
Одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования. В то же время ситуация в указанной сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество. Сохраняются проблемы достижения надлежащего качества образования на всех
уровнях - от общего, начального и среднего профессионального до высшего и послевузовского профессионального образования. Недостаточная инновационная активность общества в целом и молодежи в том числе является одной из проблем, стоящих на пути эффективного использования этого потенциала. Сегодня недостаточно представлены научно-теоретические работы по взаимосвязи процессов профессионального становления и развития инновационного потенциала и инновационной активности личности молодого специалиста.
Значительную роль для будущего инновационного развития страны играют формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые инновационные личностные качества: мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска - в целом недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью.
Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотивации к инновациям в российских образовательных учреждениях начата только в последние годы. Основной целью государственной политики в области науки и технологий является переход к инновационному развитию страны, формированию экономики, основанной на знаниях. Сложность развития инновационной сферы России заключается в неприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиям и требованиям социально-экономического развития. Поэтому в современных условиях формированию инновационного потенциала и инновационной активности личности уделяется особое внимание.
Для инновационного прорыва России в русле реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» необходима скоординированная работа по подготовке новых педагогов, педагогов-исследователей, педаго-гов-инноваторов. Новый учитель требует новых компетенций [2]. Вместе с тем теория формирования и развития готовности педагогических кадров к инновационной деятельности представлена недостаточно полно. Очевидно, что в условиях реализации ФГОС необходимы новые подходы, интенсифицирующие инновационную направленность подготовки педагогических кадров. В связи с этим сегодня особо актуальным является формирование навыков и компетенций инновационной деятельности у студентов и молодых ученых в гуманитарно -педагогической сфере, в сфере разработки гуманитарных и образовательных технологий. Современные выпускники вузов, молодые
ученые должны быть подготовлены жить и работать в обществе, меняющемся под воздействием глобальных процессов (информационные технологии, «экономика знаний», глобализация и др.), и обладать для этого соответствующими компетенциями.
Можно констатировать, что в настоящее время национальная инновационная система ощущает острую нехватку кадров с высоким уровнем инновационной культуры и профессиональных компетенций. Существующее противоречие между потребностью современного российского общества в инновационно-ориентированных специалистах, в том числе педагогах, и уровнем готовности выпускников вузов к инновационной деятельности в профессиональной сфере порождает проблему: каким образом следует организовать процесс профессиональной подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, чтобы, наряду с приобретением знаний и умений, он содействовал формированию компетенций инновационной деятельности?
Методы решения
В ходе изучения статуса молодых ученых выявлена высокая степень их ориентации на достижение материального благополучия, карьерный рост через свой интеллектуальный потенциал, труд и самоотдачу. Однако главные мотивационные факторы инновационной деятельности - интерес к научной деятельности, творческий характер труда, возможность реализации своего интеллектуального потенциала, т.е. мотивы, привлекающие молодежь в науку, вовсе не связаны с получением дохода. Исследовательская, научно-педагогическая и инновационная деятельность воспринимается молодыми учеными как ресурс саморазвития и для большей части опрошенных представляет собой единственную возможность профессиональной самореализации. С другой стороны, достижение высоких результатов в процессе упорного труда, который предполагает инновационная деятельность, для молодежи утрачивает свою ценность, поскольку не позволяет инвестировать культурный капитал в материальный. Мотивационные установки молодых преподавателей с ученой степенью кандидата наук в наибольшей степени направлены на дальнейшее продолжение профессиональной деятельности. Следует отметить более высокую мотивацию достижений среди студентов, имеющих опыт участия в проектах под руководством преподавателей.
Наложение целей формирования компетенций инновационной деятельности на систему педагогического образования отражает дуаль-
ный характер педагогического образования. Вуз должен создать условия для овладения компетенциями инновационной деятельности студентами - будущими педагогами как субъектами образовательного процесса в вузе. Выпускник же, освоивший ООП по педагогическому образованию, уже в новой роли педагога как субъекта образовательного процесса в школе, призван формировать компетенции инновационной деятельности у школьников. Именно эта дуали-стичность отличает педагогическое образование от любого другого и обязывает искать новые подходы в реализации ФГОС, интенсифицирующие инновационную направленность подготовки педагогических кадров.
Важнейшим основанием в анализе психологических предпосылок объединения студентов и молодых ученых в единый кластер по формированию и развитию их инновационной активности является ведущий вид деятельности. Инновационная деятельность студентов и молодых ученых базируется на научно-исследовательской, т.к. ориентирована на практическое внедрение результатов их интеллектуальной деятельности. Поскольку НИР является одним из ведущих видов учебной деятельности студентов и аспирантов, а также профессиональной деятельностью преподавателей вуза, то именно НИР представляет тот связующий элемент в определении оснований для объединения студентов и молодых ученых в единую группу.
Кроме этого возраст 20-30 лет выделяется как ранняя взрослость, поэтому уже в 18-25 лет (по А.В. Брушлинскому) начинает проявляться субъектность человека. Именно в стадии полноценной субъектности происходит наиболее эффективное становление личности взрослого как субъекта профессиональной деятельности, человек глубоко осознает свой потенциал, свои возможности, свои способности. На данном этапе человек стремится к достижению максимального результата (продуктивность) в становлении личности как субъекта профессиональной деятельности [3]. Обращаем внимание также и на то, что сегодняшние студенты и молодые ученые 20-35 лет к 2020 году достигнут возраста 28-43 лет. Это соответствует целевым индикаторам Стратегии инновационного развития РФ: к 2020 году средний возраст исследователей не должен превышать 43 лет по сравнению с 49-тилетним средним возрастом в 2010 году [1]. Поэтому нынешние студенты и молодые ученые представляют основную целевую группу, призванную обеспечивать инновационный прорыв и стабильное инновационное развитие страны. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход
экономики на инновационную социально ориентированную модель развития, поэтому особая миссия - воспитание личности, способной жить в обществе знаний, - лежит на будущих специалистах сферы образования и педагогики [4, 5].
Ведущая идея состоит в том, что для развития инновационного потенциала и формирования инновационной активности студентов и молодых ученых необходимо создание развивающейся инновационной научно-образовательной среды вуза. В связи с этим необходимо разработать психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования компетенций инновационной деятельности, направленной на становление личности и развитие инновационного мышления студентов, аспирантов и молодых исследователей в сфере гуманитарнопедагогических технологий, подтвержденного личным опытом участия в разработке, распространении и внедрении инноваций; на расширение возможностей их самообразования, профессионального роста и реализации инновационной активности, интеграцию молодежной научной и деловой активности в области инноваций, создание условий для коммерциализации перспективных молодежных научно-исследовательских проектов.
Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:
- создание механизмов стимулирования инновационного поведения молодежи и ее участия в разработке и реализации инновационных идей;
- актуализация и развитие творческих способностей молодых исследователей посредством научно-инновационной деятельности;
- усиление мотивации молодых исследователей к научной, поисковой и инновационнопедагогической деятельности посредством их участия в работе научно-исследовательских групп;
- обеспечение эффективного научного взаимодействия различных статусных групп молодых исследователей (студентов, аспирантов, докторантов, молодых преподавателей и исследователей);
- вовлечение студентов и молодых специалистов в сферу гуманитарно-педагогических инноваций;
- предоставление возможностей для реализации молодежных инновационных идей и проектов;
- создание условий для выявления молодых людей, способных не просто сгенерировать определенную инновационную идею, но и заниматься ее разработкой, развить ее до того уровня, когда можно будет говорить об объекте интеллектуальной собственности;
- разработка инновационных образовательных программ;
- разработка, апробация и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;
- создание инновационных продуктов (технологий).
Системообразующим фактором инновационного развития является процесс самореализации и самоактуализации как воплощение сущности человека в высших формах деятельности: готовность к профессиональному росту, организаторские и исследовательские способности, инициативность, целеустремленность, креативность, упорство в достижении целей, лидерство. В совокупности данные качества определяют инновационный потенциал личности. В теории понятие инновационного потенциала и инновационной активности в большей степени использовано в экономике и управлении, в теории личности оно является мало изученным. Для формирования инновационной активности студентов - будущих учителей и молодых ученых
- на основе положения, что оно представляет собой сложный процесс, осмысление которого должно осуществляться с разных позиций, - в качестве теоретико-методологического основания выбраны системный, культурологический, интегративно-деятельностный, средовый, лич-ностно ориентированный, компетентностный и акмеологический подходы.
Инновационный потенциал и инновационную активность относят к интегральным показателям оценки эффективности инновационной деятельности. Инновационный потенциал определяет совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, а также совокупность качеств и компетенций молодых ученых, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Инновационная активность - это комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества [6].
Словосочетание «инновационная направленность педагогической деятельности» предполагает включение педагога в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в учебном заведении инновационной образовательной среды. Под инновационной педагогической деятельностью в системе высшего профессионального образования понимают деятельность по поиску, изучению, распро-
странению, разработке и внедрению педагогических и организационных инноваций, трансферу результатов фундаментальных и прикладных НИР в учебный процесс и созданию инновационной образовательной среды, повышающей инновационную активность студентов и молодых ученых.
Определяя инновационно-ориентированную деятельность в сфере профессионального образования, мы рассматриваем ее как интегративную совокупность образовательных программ разных уровней, а также инновационных структур и механизмов управления ими, нацеленную на формирование компетенций инновационной деятельности. Инновационно-ориентированная деятельность направлена на разработку инновационных образовательных программ; модернизацию и создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность эффективной реализации инновационных образовательных программ; разработку, апробацию и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий; подготовку к инновационной деятельности в рамках основных и дополнительных образовательных программ; создание инновационных продуктов (технологий).
Формирование инновационной направленности образовательных программ может осуществляться несколькими путями: включением в перечень квалификационных требований к выпускникам готовности к инновационной деятельности; разработкой новых образовательных программ; включением новых учебных дисциплин из различных областей инноватики в действующие образовательные программы. Результатом выступит готовность к инновационной педагогической деятельности, базирующаяся на профессиональных компетенциях.
Ведущим мотивом в инновационно-ориентированном педагогическом образовании выступает профессиональное становление студентов и молодых ученых. В качестве принципов разработки концепции развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых выступают соответствие требованиям актуальной внешней среды, потенциальная гибкость и инновационная направленность научно-образовательной системы, сопряженность образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, интеграция научной, учебной и инновационной деятельности. К научно-теоретическим принципам относятся акмеологические, когнитивно-гносеологические, психологические, дидактические и социально-организационные. Собственно акмеологическим принципам отводится ведущее место, поскольку они несут на
себе нагрузку общей стратегии процесса формирования компетенций инновационной деятельности, выполняя функции научного прогнозирования, диагностики и обратной связи с исследуемыми явлениями. К общим принципам построения концепции формирования инновационной активности студентов и молодых ученых относятся принципы наличия цели, учета адекватности содержания процесса целям, учета качества формирования инновационной активности молодежи, выбора методов, управления развитием, приобретения научно-инновационного опыта студентами и молодыми учеными.
В рамках инновационно-ориентированной подготовки педагогических и научно-педагогических кадров необходимо обеспечить переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на формирование и непрерывное развитие компетенций инновационной деятельности. Критерием сформированных компетенций является инновационная активность и, на основе этого, готовность студентов и молодых ученых к инновационной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности будем понимать сформиро-ванность системы мотивов, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, компетенций студентов и молодых ученых, необходимых для разработки и внедрения инноваций в профессиональной сфере. Готовность к инновационной деятельности обусловлена взаимосвязью и взаимовлиянием мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов. На первый план вузовского этапа подготовки студентов выступает, таким образом, формирование системообразующей компетенции в структуре готовности - инновационной активности.
Инновационная активность как реализованная форма инновационного потенциала и как компетенция личности проявляется в степени интеллектуальной инициативы, в возрастающей динамике творческой активности. Средством формирования инновационной активности выступает проектная деятельность студентов и молодых ученых, позволяющая получить личный опыт, и получение результатов интеллектуальной деятельности, их практическое использование, итогом - наиболее устойчивые положительные результаты в повышении инновационного потенциала студентов и молодых ученых. Процесс формирования инновационной активности - это аудиторная и внеаудиторная научно-инновационная деятельность студентов под руководством преподавателя, совместная
научно-инновационная деятельность студентов и молодых ученых.
Системообразующим элементом концепции развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых является модель с ее основными компонентами: мотивационно-целевым, содержательным, деятельностно-практическим и оценочно-диагностическим, содержание которых обеспечивает представление о целях и задачах, специфике личности и профессиональной деятельности, отражает современное представление об инновационной деятельности в педагогической сфере. При построении модели развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых важно учитывать единство внешней и внутренней деятельности в процессе развития личности. Эффективность процесса обусловливается качеством внешней (педагогической, стимулирующей и др.) и собственно внутренней (познавательной) деятельности личности.
Реализация содержания подготовки к инновационной деятельности осуществляется посредством создания гетерогенной развивающей инновационной научно-образовательной среды педагогического вуза, целью которой является обеспечение условий формирования компетенций инновационной деятельности, становление личности и развитие инновационного мышления студентов; приобретение личного опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций; расширение возможностей самообразования, профессионального роста и реализации инновационной активности, интеграция научной и деловой активности в области инноваций; практическая реализация перспективных инновационных проектов [7].
Доказательно подтверждена закономерность взаимозависимости уровня сформированности среды и личностно-профессионального развития её субъекта: чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно осуществляется ее развитие и саморазвитие, образование и самообразование, более полно актуализируются и реализуются личностные потенциалы [8]. Идеальной развивающей средой (по параметрам зрелости) признается профессиональная среда либо сопряженная с ней вузовская среда, готовящая к профессиональной деятельности. Развивающую среду от обычной отличают более высокие по содержанию и интенсивности характеристики совместной деятельности и общения; эмоционально-интеллектуально насыщенная атмосфера сотрудничества и созидания, в которой в полной мере актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности.
Научно-образовательная среда как структурно-функциональное образование обладает всеми признаками развивающей среды. Под ее влиянием наблюдаются позитивные изменения по следующим показателям: готовность студентов и преподавателей к саморазвитию; способность осознавать и преодолевать факторы, препятствующие профессиональному становлению; психолого-акмеологическая и научная компетентность; уровень субъективного контроля, потребность в самоактуализации, социальная зрелость, саморегуляция и самоконтроль [9]. Среда становится развивающей, когда один из ее структурных компонентов начинает выполнять роль «активизатора», стимулируя потенциальные возможности других компонентов среды, преобразовывая их цели в общую цель: создание условий для достижения вершин профессионализма. Важно учитывать, что только в развивающей среде создаются условия, обеспечивающие развитие на высоком уровне активности, саморегуляции, самоконтроля, рефлексии, ответственности, социальной зрелости и других новообразований личности этапа взрослости, которые способствуют продуктивному использованию всех средовых потенциалов.
Сама развивающая научно-образовательная среда для субъекта деятельности выступает тем пространством, в котором происходит свободное и активное развитие, при условии готовности и потребности человека в ее освоении. Структура развивающей среды позволяет оптимизировать процесс профессионального становления, задать вектор достижения вершин профессионализма, сформировать позитивный Я-образ и т.д.
Установлено, что развитие профессионала в развивающей среде будет эффективным, если процесс развития обеспечивается сопровождением на основе интегративного подхода, позволяющего кумулировать эффекты личностного, профессионального роста и преобразования среды на основе выявленных предпосылок и механизмов среды как необходимого средства достижения высокого уровня профессионализма [10]. Развивающая среда как профессиональное окружение педагога с утвердившимися принципами, нормами, традициями, ценностями, опытом и отношениями посредством активного межличностного сотрудничества, интенсивного информационного обмена и непрерывного профессионального взаимообучения относится к психологическим детерминантам развития профессионализма педагога [11].
Развивающая инновационная научно-образовательная среда в вузе строится на следующих принципах:
- взаимодействия будущего специалиста с вузом через инновационно-ориентированную образовательную среду (наличие встречных информационных потоков между вузом и студентом);
- функционирования вуза как учебнонаучно-производственного комплекса; ориентации на практическую применимость и востребованность формируемых компетенций;
- роста компетенций инновационной деятельности;
- взаимодополнения инновационно-ориентированной образовательной среды и формируемого в ней специалиста.
Признаками развивающей инновационной научно-образовательной среды являются:
- направленность на развитие компетенций инновационной деятельности специалиста как показателя личностной и профессиональной зрелости;
- ориентация на процессы развития компетенций инновационной деятельности;
- наличие механизмов, обеспечивающих развитие компетенций инновационной деятельности;
- возможность применения технологий, способствующих саморазвитию компетенций инновационной деятельности;
- наличие условий и факторов, детерминирующих стремление студентов и молодых ученых к развитию и саморазвитию компетенций инновационной деятельности.
Проектирование инновационной научно-образовательной среды, которая отвечает возможностям человека, но при этом сам факт вхождения в нее обеспечивает переход возможностей в действительность, вызывая прирост инновационных потенций: самостоятельности, веры в собственные силы, жизнестойкости, инициативности, толерантности к неизвестному, готовности включаться в инновационную деятельность, - основывается на парадигме «саморазвитие как становление» (культурнопсихологическая сообразность) (Э.В. Галажин-ский). В этом случае образовательная среда становится развивающей образовательной средой - в ней возможности превращаются в действительность (становление). Такая, сообразованная с возможностями человека, образовательная среда превращается в открытое образовательное пространство - в ней человек (как открытая система) обнаруживает ресурсы саморазвития, а его возможности становятся потенциями, т.е. обретают силу на самоосуществление.
К механизмам развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых относятся интеграция образования, науки и производства; анализ инновационных потребностей и
инновационных возможностей студентов и молодых ученых; создание необходимых для функционирования инновационной системы элементов инфраструктуры на всех этапах научно-образовательного процесса; формирование общего банка данных инновационных проектов, технологических площадок, перспективных для реализации инновационных проектов; информационная поддержка развития инновационной активности студентов и молодых ученых. Ожидаемые результаты выражаются в переходе к использованию современных образовательных программ, методов и технологий реализации научно-образовательного процесса в вузе, направленных на непрерывное развитие инновационного мышления студентов и молодых ученых, совершенствование навыков и мотивации инноваций в образовании, выявление и постановку проблем, создание нового знания, направленного на их решение; развитие поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующейся на знаниях о ее сущности и на практическом опыте знакомства с различными вариантами ее осуществления.
Список литературы
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. ЦКЪ: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 01.02.2012).
2. Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Гребенев И.В. Роль инновационных университетов в реализации на-
циональной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3(3). С.7-13.
3. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.
4. Добродеева И.Ю., Кочина С.В., Шмелева Е.А. Создание системы менеджмента качества в педагогическом университете//Приволжский научный журнал. 2010. № 3. С. 234-240.
5. Мосичева И.А., Соколова М.В., Афанасьев В.П., Червова А.А., Чупрунов Е.В. Об итогах работы экспертной комиссии по отбору кандидатов на стипендии президента и правительства Российской Федерации для аспирантов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 5. С. 13-16.
6. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Федоров И.В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров.Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 308 с.
7. Шмелева Е.А Инновационный потенциал ак-меологического подхода в подготовке педагогических кадров // Журн. Сибирского федерального университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 9. С. 1235-1245.
8. Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда высшей школы. Воронеж: Научная книга, 2007. 131 с.
9. Плугина М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009. 57 с.
10. Соловьев И.О. Развитие профессионала в акмео-логической среде. Автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. М., 2011. 60 с.
11. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Тамбов, 2008. 50 с.
PSY CHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES FOR DEVELOPING INNOVATION POTENTIAL OF STUDENTS AND YOUNG RESEARCHERS
E.A Shmeleva
The paper presents the psychological and pedagogical principles for developing innovation potential of students and young researchers in the field of education. These include creating an innovative research and educational environment at the university, developing innovative thinking and competencies of innovative pedagogical activity, and innovative orientation of educational programs.
Keywords: innovation potential, teacher training, young researchers, development, competencies, developing environment.