Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза в развитии акмеинновационного потенциала будущего учителя'

Образовательная среда вуза в развитии акмеинновационного потенциала будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АВТОРСКИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / AUTHOR’S SYSTEMS OF ACTIVITY / ACME-INNOVATIVE POTENTIAL / UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Шмелева Елена Александровна

Статья посвящена проблеме подготовки учителя, готового к продуктивной реализации акмеинновационного потенциала в профессиональной деятельности. Рассматриваются возможности образовательной среды вуза в развитии компетенций инновационной деятельности будущего учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Шмелева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment of a university in the development of the acme-innovative potential of future teachers

The article deals with the problem of training the teacher that is ready for successful realization of the acme-innovative potential in the professional work. The authors investigate the capability of the university educational environment in terms of the development of future teachers’ innovation competences.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза в развитии акмеинновационного потенциала будущего учителя»

исследование внутриличностного пространства с помощью рисуночных методик позволяет в наглядной и доступной форме представить структуру внутренних конфликтов в ходе личностно-профессионального развития и исследовать их с точки зрения возможности конструктивного разрешения;

конкретизировать и проработать незавершенные ситуации, связанные с травматическими событиями в прошлом, и рассмотреть ожидания будущих событий с точки зрения целесообразности их использования в контексте личностно-профессионального развития и самореализации можно с помощью психодраматических технологий работы;

технологии креативного развития в целом способствуют актуализации и активизации личностно-профессионального развития.

Литература

[1]. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. - Шуя, 2008.

[2]. Бурлакова Т.В. Учебно-методическое сопровождение педагогической практики студентов-математиков: учебно-методическое пособие. - Шуя, 2008.

[3]. Мешкова И.В., Зеер Э.Ф., Панина Л.П. Психологические основы формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов колледжа. - Екатеринбург, 2007.

[4]. Никитин О.Д. Использование средств творческого самовыражения в образовательной практике (на примере преподавания психологических дисциплин в ВУЗах) // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. - М., 2006.

[5]. Никитин О.Д. Творческая самореализация как необходимый компонент личностного роста в современной культуре // Творческая самореализация как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. - М., 2007.

[6]. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М., 2010.

Продолжение следует

Кузьмина Н.В., Шмелева Е.А.

РАЗВИТИТЕ АКМЕИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Одной из ключевых задач Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года выступает переход на инновационную социально ориентированную модель развития экономики и развитие среды, благоприятной для инноваций. Перед системой образования стоит задача ориентации на формирование и развитие навыков и компетенций личности, необходимых для инновационной деятельности. Включенность системы образования в социальную сферу позволяет рассматривать проблему актуализации инновационного потенциала учителя в рамках разрабатываемой целостной акмеологической концепции социальной деятельности [4].

Профессиональная деятельность сегодня основана на проектировании оптимальных образовательных сред, в которых актуализируется инновационный потенциал личности и продуктивные способы ее самореализации. Наложение целей формирования компетенций инновационной деятельности на систему педагогического образования отражает его дуальный характер. Вуз должен создать условия для овладения компетенциями инновационной деятельности студентами-будущими педагогами как субъектами образовательного процесса в вузе. Выпускник, освоивший ООП по педагогическому образованию, уже в новой роли педагога как субъекта образовательного процесса в школе, призван формировать компетенции инновационной деятельности в школьниках. Именно эта дуалистичность отличает педагогическое образование от любого другого и обязывает искать новые подходы в реализации ФГОС, интенсифицирующие инновационную направленность подготовки педагогических кадров.

Инновационная образовательная среда стала предметом исследования педагогов, психологов, экономистов, социологов и т.д. В основе подготовки новых педагогических кадров лежит идея создания инновационной образовательной среды, ориентированной на развитие продуктивных стратегий самореализации. Образовательная среда вуза с позиции теории педагогических образовательных систем представляет собой синтез в единстве структурных и функциональных компонентов. Она призвана удовлетворять потребности личности в успешной социальной адаптации, профессиональном становлении, конкурентоспособности на рынке труда, снижении издержек в случае необходимости смены профессии, возможности продолжения обучения по мере необходимости в течение всей жизни. Инновационная образовательная среда выступает механизмом оптимизации инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, в т.ч. педагогического, развития инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере. Инновационная образовательная среда вуза является главным условием реализации содержания подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности. Ее целью является обеспечение условий формирования компетенций инновационной деятельности, становление личности и реализация инновационного потенциала субъектов образования, приобретения личного опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций; расширение возможностей самообразования, профессионального роста, интеграция научной и деловой активности в области инноваций; практическая реализация перспективных инновационных проектов.

На современном этапе развития психолого-педагогической и акмеологической науки сложились объективные предпосылки, способствующие успешному теоретическому рассмотрению проблемы развития инновационного потенциала будущего учителя в специально организованной образовательной среде и практическому совершенствованию системы подготовки специалиста, способного к творческому саморазвитию и профессиональной самореализации.

Теоретико-методологической основой исследования инновационного потенциала личности является системно-динамический подход к анализу жизни личности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анциферов); анализ представлений о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности (Д.Н.Узнадзе, А.В.Брушлинский и др.); акмеологический подход к построению модели инновационной деятельности (А.Н.Рыбников, Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач и др.).

Спецификой инновационного потенциала человека является включенность его носителя в инновационную деятельность. В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский выработали представление о психолого-образовательном сопровождении процесса вхождения молодежи в инновационную деятельность как особой культуре социализации индивидуальности, формируемой и культивируемой на основе реализации принципа соответствия возможностей человека такой образовательной среде, которая этим возможностям отвечает. Такая сообразованная с возможностями человека образовательная среда превращается в открытое образовательное пространство - в ней человек (как открытая система) обнаруживает ресурсы саморазвития, а его возможности становятся потенциями, т.е. обретают силу на самоосуществление [6].

Под инновационным потенциалом педагога Т.И.Власова и О.В.Костейчук понимают совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, его открытость новому, прогрессивному, выражающую готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и мето-дов[1]. Инновационный потенциал определяется в диссертации Е.А.Пагнаевой (2009, Челябинск) как интегральная профессионально-личностная характеристика, в которой отражается совокупность реализуемых в ходе педагогической деятельности инновационных знаний, умений, опыт и резервных мотивационно-ценностных аспектов интеллектуальных способностей. М.К. Семечева под инновационным потенциалом педагогов понимает их способность вносить целенаправленные изменения (новшества) в образовательную среду, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом[10].

При анализе научной проблемы инновационного потенциала и образовательной среды вуза нами использовался акмеологический подход, обеспечивающий представление о потенциале как возможности личности в целедостижении, созидании, творчестве. Его реализация содействует созданию инновационной образовательной среды и определяет стратегию преобразования наличного уровня ее сформированности в оптимальный, ориентирующий на формирование у будущего специалиста установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию в профессиональной сфере.

Синтез представлений об инновационном потенциале личности и образовательной среде, интеграция научных подходов позволяют в качестве единой динамической системы, обеспечивающей личностно-профессиональное развитие субъекта инновационного образования, выделить в качестве специального объекта изучения и интегральной характеристике психических возможностей (интеллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) самореализации личности в профессиональной деятельности акмеинновационный потенциал личности [11].

Акмеинновационный потенциал педагога выступает как совокупность его личностных свойств и качеств, обеспечивающих готовность к реализации возможности генерирования новых форм деятельности в акмеориентированной образовательной среде, обеспечивающей профессиональное саморазвитие субъекта инновации. Акмеинновационный потенциал представляет собой сложное личностно-деятельностное образование, включающее моти-вационно-целевой, содержательно-креативный, деятельностно-практический, рефлексивно-диагностический компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития в процессе создания и практического использования инновационных образовательных продуктов/услуг в профессиональной деятельности.

Акмеинновационный потенциал предопределяет возможности и готовность субъектов образования к инновационной деятельности, поэтому мы рассматриваем этот потенциал личности как интегративное качество, отражающее наличие возможности к развитию инновационной активности, познавательной самостоятельности и профессиональной креативности. Акмеинновационный потенциал представляет собой наивысшее проявление инновационного потенциала, обусловленное продуктивным взаимодействием личностного и средо-вого инновационных потенциалов.

Теоретический анализ специальной литературы показал, что акмеинновационный потенциал личности может быть описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональнее ценности, цели, самооценка и уровень притязаний, мотивы) и операциональной сферы (профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и т.д.). Развитие акмеинноваци-онного потенциала субъекта образования происходит в акмеориентированной образовательной среде, направленной посредством проектирования и использования авторских систем деятельности на формирование продуктивного инновационного мышления, инновационных компетенций и их реализации в создании новых, оригинальных идей, решений и т. д. При этом мышление характеризуется направленностью на создание нового продукта и появлением новообразований в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, смыслов.

Средовый подход предусматривает опосредованное управление процессом формирования компетенций инновационной деятельности и представляет систему действий студента в инновационной образовательной среде педагогического вуза, направленной на превращение ее в средство проектирования и получения результата. Средообразовательные действия ориентированы на приведение характеристик инновационной образовательной среды в соответствие с целями формирования компетенций инновационной деятельности у будущих учителей.

Согласно концепции акмеологической среды А.А. Деркача и И.О.Соловьева ее свойствами являются направленность на оптимум личностно-профессионального развития, вза-имообратность действия личности и среды, системная сложность взаимоотношений среды и личности [3]. М.П.Миронов рассматривает акмеологическую среду как образовательную развивающую микросреду, способствующую достижению человеком профессионального и личностного акме [9]. В.И.Иванова в диссертационном исследовании (2008, Москва) обосновала образовательную среду как потенциальную возможность оптимизации процесса лич-ностно-профессионального развития будущего специалиста; как сочетание акмеологиче-ских условий и факторов профессионального и личностного развития специалистов, имеющих потенциал для интеграции в глобальную образовательную среду; как совокупность акмеологических механизмов формирования, поэтапно дополняемых в системе подготовки. В диссертации Т.В.Зобниной (2012, Нижний Новгород) определена инновационная образовательная среда педагогического вуза как целостная организация процесса психологической подготовки студентов-будущих педагогов в единстве всех ее компонентов (целей, содержания, форм, методов, средств), базирующаяся на принципах субъекта и субъектности, активности, моделирования, рефлексивности, актуализации потенциала развития студентов и др., реализация которых наряду с приобретением студентами теоретических и прикладных знаний содействует формированию устойчивого и осознанного стремления реализовать в жизни свой потенциал. В.Н.Тарасова выделила принципы, на которых строится акмеориенти-рованная гетерогенная развивающая инновационная образовательная среда вуза: гуманиза-

ция образовательного процесса, демократизация жизнедеятельности студентов, принцип единства интеграции и дифференциации в отборе объектов среды, связь среды с потребностями образовательного процесса в регионе [8].А.В.Гагарин важнейшей субъективной де-терминантой продуктивной самостоятельной учебно-познавательной деятельности в инновационной среде считает инновационную культуру человека, личностно проявляющейся в форме инновационной компетентности [2].

Акмеологическая среда как структурно-функциональное образование обладает всеми признаками развивающей среды. Доказательно подтверждена акмеологическая закономерность взаимозависимости уровня сформированности среды и личностно-профессионального развития её субъекта. В диссертации М.И. Плугиной (2009, Москва) акмеологическая среда, представленная совокупностью условий, возникающих и создаваемых в процессе функционирования каждого ее структурного компонента: профессионального, образовательного, акмеологического сопровождения, и находящихся под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивает личности возможность продуктивно осуществлять каждый этап профессионального становления, реализовывать себя в профессии, достигать вершин профессионализма. Профессиональную и образовательную среду можно определить как акмеологическую в том случае, если в результате целенаправленного взаимодействия всех ее элементов у участников образовательного процесса возникают объективные возможности для актуализации потребности в саморазвитии, реализация своего творческого потенциала и осознание себя как субъекта акмеориентированных самоизменений [5].

В качестве акмеологической технологии, ориентированной на созидание духовного продукта в личности и деятельности студентов-педагогов, нами используется практико-ориентированное обучение проектированию авторских систем деятельности (АСД) [7, 12]. Проект АСД, создаваемый в процессе овладения основами мастерства и профессионализма, выступает тем продуктом, который реализуется студентом в непосредственном педагогическом процессе. Создание интеллектуального продукта в виде проекта АСД характеризует акмеологические технологии с точки зрения инновационной направленности. Проект АСД студента - это теоретическая и экспериментальная модель его практической деятельности, которую он проектирует сам под руководством преподавателя на основе сравнительного наблюдения, анализа и оценки высоко-, средне- и малопродуктивных реальных систем деятельности преподавателей именно в той специальности и профессии, которую он осваивает в вузе. В процессе проектирования АСД на основе синтеза теоретической и практической готовности и возможности использовать знания и опыт их применения в процессе решения имитационно-моделируемых и реальных профессионально-педагогических задач происходит раскрытие инновационного потенциала и формирование инновационных компетенций студентов.

Анализ структуры ФГОС по направлению «Педагогическое образование» и содержания компетенций обнаруживает, что инновационная деятельность не включена в число основных сфер деятельности, как бакалавра, так и магистра образования. Формирование инновационной направленности ООП может осуществляться несколькими путями: включением в перечень квалификационных требований к выпускникам готовности к инновационной деятельности; реализацией инновационных образовательных технологий; включением новых учебных дисциплин из различных областей инноватики в действующие образовательные программы; разработкой новых профилей образовательных программ магистратуры по педагогическому образованию. Определяя содержание компетенций инновационной педагогической деятельности, в ООП мы вводим общекультурную компетенцию «восприимчивость к инновациям, способность к осмыслению необходимости и аккумулированию опыта инновационной деятельности»; профессиональные: «готовность к освоению инноваций и выполнению отдельных этапов инновационных проектов в образовании» и «готовность к разработке инновационной продукции и их практическому использованию, организации инновационной деятельности в образовании» - для бакалавров и магистров соответственно. В состав специальных компетенций включена «готовность к инновационной деятельности в профессиональной сфере», направленная на формирование системы базовых знаний по специальности, умений принимать решения и управлять инновационными проектами в условиях неопределенности, навыков критического мышления, основанная на опыте участия в реальном инновационном проекте.

Главную трудность при реализации ФГОС в соответствии с компетентностным подходом представляет оценивание сформированных компетенций при итоговой аттестации студентов. Компетенции, и тем более, компетенции инновационной педагогической деятельности, на традиционном государственном экзамене проверить проблематично. Проекты АСД, выполненные студентами в условиях образовательных практик, могут выступить оптимальным средством для проверки всего комплекса профессиональных компетенций, не-

обходимых для успешной инновационной педагогической деятельности и подтвержденных личным опытом участия в разработке, распространении и внедрении инноваций.

Системообразующей характеристикой инновационного цикла является процесс от производства идеи до использования серийного продукта на практике. Востребованные сегодня авторские программы, которые студенты разрабатывают по заявкам субъектов рынка образовательных услуг: организаций, предприятий и других партнеров, выступают именно тем продуктом, который будет реализован ими в непосредственной работе с детьми. Те профессионально-значимые новообразования, которые приобретают студенты при работе с детьми, реализуя инновационные образовательные и воспитательные программы, свидетельствуют о формировании и развитии инновационных компетенций. Важно подчеркнуть, что выполнение разработок, направленных на решение конкретных задач в условиях педагогической действительности, позволяет привнести в образовательный процесс, составляющий основу деятельности сферы высшего образования, элементы практического использования тех теоретических знаний, которые получают студенты в образовательном процессе. Именно в этом процессе достигается реализация инновационного потенциала и эффективное функционирование инновационной инфраструктуры вуза как единого целого.

Понимание инновационной образовательной среды как потенциального средства управления становлением человеческой личности способствует педагогически целесообразному управлению влиянием среды на процесс формирования инновационной активности студентов. Модель формирования компетенций инновационной деятельности наиболее эффективно реализуется в условиях инновационной инфраструктуры педагогического вуза, в состав которой входят интегративные учебно-научно-инновационные комплексы.

В целях формирования компетенций инновационной деятельности у студентов, профессиональная деятельность которых будет связана с созданием и внедрением инноваций в сфере образовательных технологий, возможно использование также кластерного подхода. Рассматривая кластеры как совокупность субъектов, согласованно действующих на основе общей цели формирования готовности к инновационной деятельности посредством выполнения в рамках образовательных процессов совместных проектов, инновационную образовательную среду вуза можно рассматривать как иерархию кластеров разного уровня:

- кластеры первого типа: преподаватели выпускающей кафедры и студенты соответствующей специальности; уровни взаимодействия: заведующий кафедрой - преподаватель - студент;

- кластеры второго типа: образовательные программы (объединяются при выполнении частных заданий в рамках общего проекта); уровни взаимодействия: деканы - заведующие выпускающими кафедрами;

- кластеры третьего типа: вуз и внешние партнеры взаимодействуют для формирования заданий на выполнение некоторого вида работ (проектов) в интересах внешнего партнера и с его участием. Уровни взаимодействия: вуз - внешний партнер. Основанием для взаимодействия является договор между вузом и внешним партнером-работодателем о совместных действиях по подготовке специалистов.

Реализация кластерного подхода состоит в следующем: вуз заключает договор о партнерстве и оформление технических заданий на выполнение инновационных проектов в области подготовки педагогических кадров (кластер третьего типа); учебно-научно-инновационный комплекс, входящий в состав инновационной инфраструктуры вуза, разрабатывает частные технические задания для специальностей (профессиональных групп), студенты которых образуют проектные группы (кластер второго типа); заведующие кафедрами определяют дисциплины, в рамках которых выполняются технические задания, выбирают преподавателей и студентов - участников (кластер первого типа).

Внешние партнеры проявляют большую заинтересованность в сотрудничестве. Результат их участия представлен в виде конкретных заданий на проведение научно-исследовательских работ. Выполняемые студентами проекты, формулируются с участием партнером, в том числе при приёмке результатов, что способствует приобретению студентами опыта в создании и внедрении инноваций в педагогической сфере.

Дальнейшее развитие научно-образовательного пространства вузов неразрывно связано построением инновационной образовательной среды, которая отвечает возможностям обучающихся, вызывая прирост их инновационных потенций, развитие инновационного мышления; способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способности к критическому мышлению; способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости, умения работать самостоятельно, готовности к работе в команде и в высококонкурентной среде.

Литература

[1] Власова Т.И., Костейчук О.В. Выявление и развитие инновационного потенциала педагогов как важная задача опытно-экспериментальной работы образовательного учре-ждения//Социосфера.2012.№ 2. С. 71-73

[2] ГагаринА.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты//Акмеология. 2012. №3. С.31-37.

[3] Деркач А.А, Соловьев И.О. Акмеологическая среда высшей школы: Монография.- Воронеж, 2007.

[4] Деркач А.А., Лаптева И.Л. Актуализация социально-акмеологического потенциала модернизации России// Человеческий капитал. 2012. №9. С. 10-15.

[5] Жуков Я.В. Акмеологическая среда как интегративная система, обеспечивающая подготовку кадров управления// Акмеология. 2010. №2. С.44-47.

[6] Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. №325. С. 146-151.

[7] Кузьмина Н.В., Тарасова В.Н. Акмеология модернизации образования в России. -Шуя, 2011.

[8] Миронов М.П. Критерии влияния акмеологической среды на развитие креативности государственных служащих// Акмеология. 2010. №2. С.70-74.

[9] Развитие готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей: монография /под ред. В.Н.Тарасовой.- Шуя: Изд-во ШГПУ, 2011.

[10]. Семечева М.К. Формирование инновационного потенциала педагогов колледжа// Научные исследования в образовании. 2010. №1. С.42-47.

[11] Толстов С.Н., Шмелева Е.А., Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАу. 2012. №79(05). Режим доступа http://ej .kubagro.ru/2012/05/pdf/56.pdf

[12] Шмелева Е.А, Мальцева Л.Д. Инновационная образовательная среда педвуза в развитии инициативности студентов//Акмеология. 2012. №2. (Специальный выпуск). С.172-173.

Степнова Л.А., АлмагестоваМ.Т.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЗВЕНА

Наличие системы формирования высококлассных специалистов, профессиональных управленцев является основополагающим фактором обеспечения преобразования социально-экономической и политической систем, перехода к цивилизованному состоянию экономики. В современных акмеологических исследованиях рассматривается широкий спектр психологических проблем профессионального и личностного развития, представлены различные модели движения человека к самореализации. Концепции развития персонала определили внимание к психологическим проблемам профессионального роста, достижения «акме», реализации способностей личности в условиях работы в организациях с помощью акмеологических технологий.

Акмеологические технологии личностно-профессионального развития руководителей высшего управленческого звена включают четыре ключевых аспекта управления: 1)самосознанием - знание самого себя, собственных ресурсов, способность создавать направление и ставить цели для самого себя, быть образцом для подражания, развивать способность усваивать новые уроки; 2)лидерством - организация самого себя, методы мотивирования, направления и развития коллектива; 3)коммуникациями - построение связей с собой и другими; 4)инновациями - создание новых идей, создание атмосферы обучения и инноваций.

Результаты социологического исследования рынка программ развития и обучения топ-менеджеров, проведенного Ассоциацией менеджеров, в котором приняли участие ряд крупных российских и западных компаний, работающих в России (Kelly Services CIS, Reebok Russia, Аэрофлот-Дон, АФК Система, ЮКОС, КБ ГУТА-БАНК, ГК РУСАГРО, БЛМ-Консорт, Выпелком-Регион, Нижфарм, Кока-Кола Эйч БиСи Евразия и др.), показали,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.