Научная статья на тему 'Развитие инновационных компетенций в условиях социально-ориентированной деятельности'

Развитие инновационных компетенций в условиях социально-ориентированной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТ / PRIORITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ПОВЫШЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE APPROACH / IMPROVEMENT / INNOVATION FOCUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович

Общезначимым приоритетом в развитии российских вузов и формировании научно-образовательного пространства является научно-инновационная, социально-ориентированная деятельность. Формирование инновационной среды определяется необходимостью развития взаимодействия между вузами и предприятиями, повышением качества подготовки специалистов, уровня развития исследовательской базы и инновационной активности. Но теория формирования и развития готовности педагогов к инновационно-ориентированной деятельности представлена недостаточно полно. В условиях реализации новых стандартов необходимы и новые инновационные подходы к подготовке педагогических кадров. Инновационно-ориентированная деятельность в сфере профессионального образования рассматривается нами как интегративная совокупность образовательных программ разного уровня, инновационных структур и механизмов управления ими. Результатом этой деятельности должно стать формирование комплекса компетенций, необходимых педагогам для успешной инновационной деятельности, подтвержденной личным опытом участия в разработке, распространении и внедрении инноваций. Развитие инновационной направленности образовательных программ может осуществляться несколькими путями. Способность к инновационной деятельности может быть отнесена к ключевым компетенциям. Результатом подготовки выступает готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на их информационной осведомленности о сущности инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления. Все это определяет сетевой характер развития современного университета, становление его в качестве подлинного интегратора достижений науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATION COMPETENCE IN CONDITIONS OF SOCIAL-ORIENTED ACTIVITIES

The general validity of a priority in the development of Russian universities and the formation of scientific and educational space is a scientific-innovative, socially-oriented activities. Formation of innovation environment is determined by the necessity of development of cooperation between universities and enterprises, improve the quality of training, the level of development of the research base and innovation activities. But the theory of the formation and development of readiness of teachers to the innovation-oriented activities is presented insufficiently. In the context of the implementation of the new standards are needed, and innovative new approaches to teacher training. Innovation-oriented activities in the field of vocational training is considered by us as an integrative set of educational programs of different levels, innovative structures and management mechanisms. The result of this activity should be the formation of the complex skills required teachers for successful innovation, proven personal experience in the development, dissemination and implementation of innovations. The development of innovation orientation of educational programs can be done in several ways. The ability to innovate can be attributed to the key competencies. The result of acts preparation readiness of teaching staff to innovate in the professional sphere, the information based on their awareness of the essence of innovation and practical experience of exploring the various options of its implementation. All this determines the nature of the power of the modern university, its formation as a true integrator of science and practice.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных компетенций в условиях социально-ориентированной деятельности»

Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ...

УДК 378.2

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2016

Лощаков Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Безопасности жизнедеятельности и медицины чрезвычайных ситуаций» Ивановская государственная медицинская академия, Иваново (Россия) Пахолков Александр Владимирович, кандидат психологических наук, соискатель Ивановский государственный университет, Иваново (Россия)

Аннотация. Общезначимым приоритетом в развитии российских вузов и формировании научно-образовательного пространства является научно-инновационная, социально-ориентированная деятельность. Формирование инновационной среды определяется необходимостью развития взаимодействия между вузами и предприятиями, повышением качества подготовки специалистов, уровня развития исследовательской базы и инновационной активности. Но теория формирования и развития готовности педагогов к инновационно-ориентированной деятельности представлена недостаточно полно. В условиях реализации новых стандартов необходимы и новые инновационные подходы к подготовке педагогических кадров. Инновационно-ориентированная деятельность в сфере профессионального образования рассматривается нами как интегративная совокупность образовательных программ разного уровня, инновационных структур и механизмов управления ими. Результатом этой деятельности должно стать формирование комплекса компетенций, необходимых педагогам для успешной инновационной деятельности, подтвержденной личным опытом участия в разработке, распространении и внедрении инноваций. Развитие инновационной направленности образовательных программ может осуществляться несколькими путями. Способность к инновационной деятельности может быть отнесена к ключевым компетенциям. Результатом подготовки выступает готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на их информационной осведомленности о сущности инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления. Все это определяет сетевой характер развития современного университета, становление его в качестве подлинного интегратора достижений науки и практики.

Ключевые слова: приоритет, формирование, взаимодействие, повышение, инновационная направленность, инновационный подход

DEVELOPMENT OF INNOVATION COMPETENCE IN CONDITIONS OF SOCIAL-ORIENTED ACTIVITIES

© 2016

Loshchakov Alexander Mihajlovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Life safety and medical emergencies» Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo (Russia) Paholkov Alexander Vladimirovich, candidate of psychological sciences, applicant Ivanovo State University, Ivanovo (Russia)

Abstract. The general validity of a priority in the development of Russian universities and the formation of scientific and educational space is a scientific-innovative, socially-oriented activities. Formation of innovation environment is determined by the necessity of development of cooperation between universities and enterprises, improve the quality of training, the level of development of the research base and innovation activities. But the theory of the formation and development of readiness of teachers to the innovation-oriented activities is presented insufficiently. In the context of the implementation of the new standards are needed, and innovative new approaches to teacher training. Innovation-oriented activities in the field of vocational training is considered by us as an integrative set of educational programs of different levels, innovative structures and management mechanisms. The result of this activity should be the formation of the complex skills required teachers for successful innovation, proven personal experience in the development, dissemination and implementation of innovations. The development of innovation orientation of educational programs can be done in several ways. The ability to innovate can be attributed to the key competencies. The result of acts preparation readiness of teaching staff to innovate in the professional sphere, the information based on their awareness of the essence of innovation and practical experience of exploring the various options of its implementation. All this determines the nature of the power of the modern university, its formation as a true integrator of science and practice.

Keywords: priority, formation, cooperation, improvement, innovation focus, innovative approach

Для инновационного прорыва России в русле реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» необходима скоординированная работа по подготовке новых педагогов, педагогов-исследователей, организаторов инновационной работы. Новый учитель требует новых компетенций. Вместе с тем теория формирования и развития готовности педагогических кадров к инновационно-ориентированной деятельности представлена недостаточно полно. Очевидно, что в условиях реализации ФГОС необходимы новые подходы, интенсифицирующие инновационную направленность подготовки педагогических кадров. В общекультурных и профессиональных компетенциях, которыми должен обладать выпускник в соответствии с ФГОС ВПО по педагогическому направлению, необходимо выделить те, которые косвенно или непосредственно влияют на подготовку к инновационной педагогической деятельности.

Создание и внедрение любых инноваций происходит в результате инновационной деятельности - деятельно-

сти, направленной на практическое освоение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность осуществления технологических процессов, используемых в практической деятельности, а также на практическое освоение результатов научных исследований и разработок, обеспечивающих создание нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке. Инновационная педагогическая деятельность - это процесс создания и освоения педагогических инноваций [1,2]. Под инновационной педагогической деятельностью в системе высшего профессионального образования мы будем понимать деятельность по поиску, изучению, распространению, разработке и внедрению педагогических и организационных инноваций, трансферу результатов фундаментальных и прикладных НИР в учебный процесс и созданию инновационной образовательной среды, повышающей инновационную активность студентов и слушателей дополнительного образования.

Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович педагогические

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ... науки

Определяя инновационно-ориентированную деятельность в сфере профессионального образования мы рассматриваем ее как интегративную совокупность образовательных программ разного уровня, а также инновационных структур и механизмов управления ими, нацеленную на формирование комплекса компетенций, необходимых педагогам для успешной инновационной деятельности, подтвержденной личным опытом участия в разработке, распространении и внедрении инноваций. Инновационно-ориентированная деятельность направлена на решение ряда задач: разработку инновационных образовательных программ; модернизацию и создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность эффективной реализации инновационных образовательных программ; разработку, апробацию и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий; подготовку к инновационной деятельности в рамках основных и дополнительных образовательных программ; создание инновационных продуктов (технологий). Содержание инновационно-ориентированной деятельности в педагогическом вузе представляет собой комплекс образовательных программ, реализующих принципы инновационно-ориентированного профессионального образования, нацеленных на развитие в университете опережающей подготовки педагогических кадров. Развитие инновационной направленности образовательных программ может осуществляться несколькими путями:

• включением в перечень квалификационных требований к выпускникам готовности к инновационной деятельности;

• разработкой новых образовательных программ;

• включением новых учебных дисциплин из различных областей инноватики в действующие образовательные программы.

Результатом подготовки выступает готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на их информационной осведомленности о сущности инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления.

Компетентностный подход к реализации образовательных программ требует определения структуры и функционального взаимодействия формируемых в выпускниках компетенций. Отечественные социологи, психологи и методисты (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.Н. Боголюбова, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.Г.Кирпичник, Д.А. Махотин, Н.А. Рототаева, В.В. Сериков, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков и др.) под таким подходом в самом общем виде понимают основанное на знаниях формирование в процессе обучения и практической деятельности интеллектуально- и личностно обусловленного социально-профессионального качества индивида. Исследование компетентности в аспекте формирования готовности к профессиональной деятельности привело к появлению и использованию в педагогической литературе термина «профессионально-педагогическая компетентность». Данному вопросу посвящены работы таких ученых, как Е.В. Бондаревская, Ю.В. Варданян, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.И. Панина, Ю.Г. Татур, Т.В. Шадрина и др. Несмотря на имеющееся различие в подходах [3-10], исследователи единодушны в том, что «...профессиональная компетентность преподавателя ... является одной из важнейших характеристик его деятельности и интегральным качеством личности, выступающим и как результат, и как важнейшее условие эффективности профессионально-педагогической деятельности» [11].

Современный взгляд на подготовку педагога-исследователя, обладающего обширными методологическими знаниями, умеющего вести исследовательский поиск, готового работать в учебном заведении инновационного типа, способного к самообразованию и реали-88

зации в педагогической деятельности гуманистических принципов обуславливает необходимость формирования инновационных компетенций. Разработчик компетенций Г. Халаж относит способность к инновационной деятельности к ключевым компетенциям, которыми должны обладать европейцы [12].

Обобщенные формулировки компетенций в области инновационной деятельности для выпускников представлены в табл. 1

Таблица 1 - Обобщённые формулировки компетенций

Группа компетенций Формулировка. компетенций

Общекультурные (для всех категорий образовательных программ) Восприимчивость к инновациям, способность к осмыслению необходимости инновационной деятельности и аккумулированию опыта инновационной деятельности

Профессиональные (уровень высшего образования - бакалавриат) Готовность к освоению инноваций и выполнению отдельных этапов инновационных проектов в образовании

Профессиональные (уровень высшего образования - магистратура) Готовность к разработке инновационной продукции и коммерциализации научно-технических достижений, организации инновационной деятельности в образовании

Профессиональные (уровень послевузовской подготовки) Способность к разработке инноваций, готовность к коммерциализации инновационной продукции, организации инновационной деятельности в научно-технической и образовательной областях

Профессиональные (уровень дополнительного профессионального образования) Готовность к решению комплекса задач инновационной деятельности в образовании в соответствии с программами инновационного развития учреждения и региона

Г.И. Боинчану определяет инновационную компетентность педагога как психический феномен, характеризующий творческую направленность на качественное преобразование с помощью новых средств практики образовательной деятельности в целях повышения ее эффективности, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения [13]. Как отмечает Н.О. Липатова, «...инновационная компетентность (способность творить, создавать новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения) позволяет преподавателю проявлять свои индивидуальные возможности, самореализовываться в профессиональной деятельности.» [14], выступая в качестве меры «.готовности специалиста использовать свой интеллектуальный потенциал для максимально эффективного достижения инновационных целей деятельности»

[15].

Мы рассматриваем инновационную компетентность как готовность субъекта деятельности, выраженную в знаниях, умениях, способностях и мотивах, получать и реализовывать продукты интеллектуальной деятельности. Установлено, что инновационная компетентность позволяет на более высоком уровне формировать студентов как будущих конкурентоспособных специалистов, опосредованно получить признание, быть оцененным как специалист, обладающий оптимальным уровнем профессионализма, мастерства и профессионального самосознания, индивидуальным стилем деятельности и высоким уровнем акмеологического развития [16].

При рассмотрении проблемы формирования инновационной компетентности будущих педагогов мы основываемся на акмеологическом подходе к продуктивной педагогической деятельности Н.В. Кузьминой. Предметом акмеологии являются законы создания продуктов в свойствах участников образовательного процесса средствами образовательных практик. Именно категория продуктивности деятельности синтезирует в себе инновационный потенциал акмеологии и позволяет экстраполировать теоретико-методологический аппарат АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ...

акмеологии на подготовку педагогических кадров к инновационной деятельности.

Главным в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, которая базируется на фундаментальных или прикладных научных исследованиях. Включение студентов в работу научных коллективов, внедрение результатов научных исследований в производственный процесс для получения конечного продукта определяет инновационный потенциал подготовки студентов. Теория продуктивной педагогической деятельности основывается на обучении студентов проектированию и частичной проверке авторских систем деятельности. Проект авторской системы деятельности, создаваемой в процессе овладения основами мастерства и профессионализма преподавателем и студентом, выступает тем продуктом, который реализуется студентом в непосредственном педагогическом процессе. Создание интеллектуального продукта в виде проекта авторской системы деятельности характеризует акмео-логические технологии с точки зрения инновационной направленности. Проект авторской системы деятельности студента - это теоретическая и экспериментальная модель его практической деятельности, которую он проектирует сам под руководством преподавателя на основе сравнительного наблюдения, анализа и оценки высоко-, средне- и малопродуктивных реальных систем деятельности преподавателей именно в той специальности и профессии, которую он осваивает в вузе. В процессе проектирования авторских систем деятельности на основе синтеза теоретической и практической готовности и возможности использовать знания и опыт их применения в процессе решения имитационно-моделируемых и реальных профессионально-педагогических задач происходит формирование инновационных компетентно-стей студентов.

Системообразующей характеристикой инновационного цикла является процесс от производства идеи до получения серийного продукта. Авторские программы, которые студенты разрабатывают по заявкам субъектов рынка образовательных услуг: организаций, предприятий и других партнеров, выступают именно тем продуктом, который будет реализован ими в непосредственной работе с детьми. Эта особенность - от производства идеи до серийного использования ее на практике - определяет инновационный характер подготовки к педагогической деятельности. Те профессионально-значимые новообразования, которые приобретают студенты при работе с детьми, реализуя инновационные образовательные и воспитательные услуги, свидетельствуют о формировании и развитии компетентностей будущего педагога.

Привлечение к творческой, исследовательской и аналитической работе позволяет использовать творческий потенциал молодёжи для выработки инновационных подходов к решению актуальных социально-педагогических задач. Важно подчеркнуть, что выполнение разработок, направленных на решение конкретных задач в условиях педагогической действительности, позволяет привнести в образовательный процесс, составляющий основу деятельности сферы высшего образования, элементы практического использования тех теоретических знаний, которые получают слушатели высших учебных заведений в образовательном процессе. Именно в этом процессе достигается реализация инновационного потенциала вуза и осуществляется практическая интеграция деятельности научных школ в эффективное функционирование инновационной инфраструктуры как единого целого. Подлинно научный характер открытий, воплощенный в результатах интеллектуальной деятельности, может быть обеспечен лишь тогда, когда студенты, молодые ученые проводят исследования в рамках существующих научных коллективов, динамично развивающихся научных школ. Именно здесь проявляется

в явной мере необходимое и достаточное условие научно-образовательного процесса вуза - продуктивное взаимодействие профессора и студента. Только лишь в тесном контакте с учеными студенты могут приобщиться к получению и производству инновационных продуктов и услуг. Возлагать надежды на то, что студент самостоятельно сможет генерировать идею и оптимально довести ее до момента коммерциализации вряд ли стоит. Да и не в этом смысл инновационного характера профессиональной подготовки в вузе. Ведь тесное взаимодействие преподавателей и студентов имеет еще более значимый «некоммерциализируемый» воспитательный эффект - воспитание культуры научного поиска, систематичность в работе, уважение к научному труду, воспитание ученого, обладающего современными навыками и компетенциями инновационной деятельности в профессиональной сфере. Именная эта задача соответствовала бы функции активизации инновационной деятельности выпускников педвуза в сфере их профессиональной деятельности, формирования способностей инициировать и реализовывать инновационные проекты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М. : ИЧП«Издат-Магистр», 1997.

2. Шушкевич, С.Н. Анализ инновационных процессов в педагогической теории и практике / С.Н. Шушкевич // Вестник развития науки и образования. -2009. - № 2 - С. 88-95.

3. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник.

2014. № 4 (9). С. 130-132.

4. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

5. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.

6. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал.

2015. № 1 (10). С. 36-38.

7. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.

8. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.

9. Люсев В.Н., Чапаев Н.К., Шевченко К.В. Теоретико-методологические аспекты интеграции педагогических и производственных факторов в профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 126-132.

10. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.

11. Цырикова, Н.П. Формирование профессионально-педагогической компетентности пре-подавателя вуза непедагогического профиля в процессе педагогической деятельности: Ав-тореф. дис...канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2007. - 19 с.

12. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

13. Боинчану, Г.И. Формирование инновационной компетентности преподавателя высшего учебного заведения системы МВД России/ Г.И.Боинчану // Вестник

Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ..

Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2010. - № 3. - С. 44-50.

14. Липатова, Н.О. Модель профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка/ О.Н.Липатова // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сб. науч. статей. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. - С. 160-170.

15. Полещенко, К.Н., Верхогляд Е.В. Развитие и реализация интеллектуального потенциала персонала организации в условиях экономики знаний / К.Н.Полещенко, Е.В.Верхогляд // Молодежь третьего тысячелетия. XXXIII региональная научно-практическая конференция. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. - С. 159163.

16. Шаймакова, Ж.Б. Роль инновационной компетентности в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы/ Ж.Б.Шаймакова// Акмеология. - 2009. - № 2. - С. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.