Научная статья на тему 'Готовность преподавателей российских вузов к подготовке иностранных студентов: критерии и способы оценивания'

Готовность преподавателей российских вузов к подготовке иностранных студентов: критерии и способы оценивания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ / ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE CARD / TRAINING OF FOREIGN STUDENTS / READINESS ASSESSMENT FOR INNOVATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козулина Александра Павловна

Статья посвящена рассмотрению проблем оценки готовности преподавателей российских вузов к инновационной работе, в частности к инновационной работе с иностранными студентами. Учитывая необходимость новых оценочных технологий, построенных на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющих измерять уровень сформированности готовности педагогов к инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов, был сконструирован специальный оценочный модуль, сформулированы требования к результатам освоения образовательных программ в терминах компетенций, установлен обязательный минимум сформированности компетенций для слушателей образовательной программы повышения квалификации. На конкретном примере приводится покомпонентный состав профессиональной компетенции, позволяющий педагогу осуществлять инновационную деятельность в процессе подготовки иностранных студентов, а также дескрипторы уровней освоения данной компетенции. На основе данных критериев и показателей были выделены три уровня сформированности готовности педагогов к реализации инновационной деятельности: пороговый, продвинутый и высокий. Данная статья может представлять интерес организаторам и преподавателям системы переподготовки и повышения квалификации работников образования, экспертам, педагогам, научным работникам, исследующим практические аспекты оценки качества повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козулина Александра Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of readiness assessment of Russian universities’ faculty for innovative work, in particular for innovative work with foreign students. Given the need for new valuation techniques that are based on the latest achievements of the theory of educational measurement and can measure the level of faculty readiness to innovate in the process of training foreign students, a special evaluation module and the requirements to the results of the development of educational programs in terms of competences were designed, a mandatory minimum of competencies formation for participants’ of educational training programs was set. As a specific example the article provides a map of competences assessment of practical readiness of faculty for innovation in training foreign students and the level descriptors of the development of competences. Three levels of readiness of University’s faculty to innovative activity (threshold, advances and high) were identified on the basis of criteria and indicators. This article may be interesting to the organizers and teachers of retraining and professional development of educators, experts, educators, researches exploring the practical aspects of assessing the quality of training.

Текст научной работы на тему «Готовность преподавателей российских вузов к подготовке иностранных студентов: критерии и способы оценивания»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/54PVN614.pdf DOI: 10.15862/54PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/54PVN614)

УДК 378

Козулина Александра Павловна

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет

Россия, Омск1

Аспирант, начальник отдела международного сотрудничества

E-Mail: [email protected]

Готовность преподавателей российских вузов к подготовке иностранных студентов: критерии и способы оценивания

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем оценки готовности преподавателей российских вузов к инновационной работе, в частности к инновационной работе с иностранными студентами. Учитывая необходимость новых оценочных технологий, построенных на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющих измерять уровень сформированности готовности педагогов к инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов, был сконструирован специальный оценочный модуль, сформулированы требования к результатам освоения образовательных программ в терминах компетенций, установлен обязательный минимум сформированности компетенций для слушателей образовательной программы повышения квалификации. На конкретном примере приводится покомпонентный состав профессиональной компетенции, позволяющий педагогу осуществлять инновационную деятельность в процессе подготовки иностранных студентов, а также дескрипторы уровней освоения данной компетенции. На основе данных критериев и показателей были выделены три уровня сформированности готовности педагогов к реализации инновационной деятельности: пороговый, продвинутый и высокий. Данная статья может представлять интерес организаторам и преподавателям системы переподготовки и повышения квалификации работников образования, экспертам, педагогам, научным работникам, исследующим практические аспекты оценки качества повышения квалификации.

Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность; готовность к профессиональной деятельности; готовность к инновационной деятельности; профессиональные компетенции; карта компетенций; подготовка иностранных студентов; оценка готовности инновационной деятельности

Ссылка для цитирования этой статьи:

Козулина А.П. Готовность преподавателей российских вузов к подготовке иностранных студентов: критерии и способы оценивания // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/54PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/54PVN614

1 Омск, Россия, 644070, ул. Иркутская,68, кв.6 1

Довольно быстрые и существенные изменения в экономической, политической и социокультурной жизни общества за последние десятилетия привели к серьезным преобразованиям в области образования. Сегодня уже очевидно, что если одним из основных ресурсов развития на современном этапе общественного прогресса становится образование, то столь же очевидно, что непременным атрибутом развития является инновационная составляющая [1]. Модернизация образования является процессом внедрения инноваций, а педагог - главным действующим лицом любых преобразований. В то же время существенно сокращается значимость и сужается круг его репродуктивной деятельности, растет инновационная активность педагога. Происходящие изменения обуславливают современные требования государства и общества к качеству выполнения педагогом его профессиональных функций в режиме инновационной деятельности.

В связи с этим встает вопрос об оценке готовности педагога к инновационной деятельности.

На сегодняшний день под готовностью педагога к инновационной деятельности понимается совокупность его качеств, определяющих направленность педагога на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения [5].

Рассмотрение инновационной педагогической деятельности требует обращения к вопросу готовности учителя к данному виду деятельности. Опираясь на идеи, высказанные Сластениным В.А. и Лазаревым В.С., Прядко А.В. определил, что критериями готовности педагога к инновационной деятельности могут быть:

• наличие мотива включения в инновационную деятельность;

• комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования;

• компетентность в области педагогической инноватики;

• уверенность в том, что новшество принесет позитивный результат;

• уровень технологической готовности к выполнению инновационной деятельности;

• позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности и способность к профессиональной рефлексии [6], [9].

По мнению Лазарева В.С., готовность педагога к инновационной деятельности включает 3 компонента:

• наличие мотива включения в инновационную деятельность;

• комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования, инновационных моделях и технологиях образования;

• совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:

• уровня мотивационной готовности;

• уровня компетентности в инновационном образовании;

• уровня компетентности в педагогической инноватике.

Анализ и обобщение работ М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина показывает, что основу готовности педагога к инновационной деятельности составляют профессионально-личностные качества, направленные на совершенствование собственной педагогической деятельности, при этом выделяются такие качества, как способность к рефлексии, творческой, исследовательской деятельности и др. [4,7]

К.Ангеловски, Н. Р. Юсуфбекова, А. И. Пригожин при анализе инновационной педагогической деятельности выделяют две ее стороны - технологическую и личностную [8, 10].

Технологическая сторона связана со спецификой осознания дидактической задачи, продумывания возможностей тех или иных видов учебно-познавательной деятельности, создания, использования, распространения педагогических инноваций.

Личностная сторона инновационной педагогической деятельности предполагает исследования инновационной педагогической деятельности через изучение специфических требований к учителю, к его профессиональным и личностным качествам.

В монографии Дука Н.А., Дука Т.О., Дроботенко Ю.Б., Макаровой Н.С., Чекалевой Н.В. «Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании» готовность педагогов к инновационной деятельности рассматривается как совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения. Готовность проявляется в трех аспектах: личностном (направленность личности, готовность к творчеству, отсутствие антиинновационного барьера), теоретическом и практическом [3].

Следует констатировать, что, несмотря на многообразие теоретических исследований готовности педагога к инновационной деятельности, проблема оценки готовности педагогов к инновационной деятельности остается недостаточно разработанной. Следовательно, и практика подготовки педагога к данному виду деятельности реализуется без учета этого феномена - готовности педагога к инновационной деятельности. В нашем исследовании речь идет о готовности педагога к инновационной в работе с иностранными студентами и механизма ее оценки.

Учитывая необходимость разработки новых оценочных технологий, построенных на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющих измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик готовности педагогов к инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов, которые не должны сводиться к простой сумме предметных знаний и умений, в рамках программы повышения квалификации педагогических работников «Подготовка педагогов к инновационной деятельности в работе с иностранными студентами» мы сконструировали специальный оценочный модуль, который характеризуется всесторонностью, действенностью, объективностью и независимостью.

Необходимость изменения в оценке готовности педагогов к инновационной деятельности в подготовке иностранных студентов была обусловлена переосмыслением понятия «готовность к профессиональной деятельности» в целом, которое в современной социокультурной ситуации имеет уровневую структуру, состоящую из педагогической грамотности, профессионально-педагогической компетентности и педагогического творчества. Это в свою очередь, по мнению Дука Н.А. и Дука Т.О., приводит к следующим проблемам переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

• неочевидны компетенции, позволяющие педагогу осуществлять инновационную деятельность;

• отсутствуют (или не достаточно разработаны) критерии и современные инструменты оценки готовности педагога к инновационной деятельности [2].

Учитывая тот факт, что сегодня оценка инновационной деятельности во многом субъективна, основная задача на данном этапе было достичь понимания того, какие демонстрируемые действия являются проявлением данной профессиональной компетенции.

Отправной точкой в решении данной задачи в условиях инновационного развития образовании стала формулировка требований к результатам освоения образовательных программ в терминах компетенций. Так же было необходимым установление обязательного минимума сформированности компетенций для слушателей образовательной программы повышения квалификации.

Рассматривая готовность педагогов к реализации инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов как единство её компонентов: личностного, теоретического и практического, мы составили покомпонентный состав профессиональной компетенции, позволяющей педагогу осуществлять инновационную деятельность в процессе подготовки иностранных студентов (Таблица).

Таблица

Покомпонентный состав профессиональной компетенции, позволяющей педагогу осуществлять инновационную деятельность в процессе

подготовки иностранных студентов

Компетенция Характеристика компетенции

1. Личностная готовность педагогов к инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов 1.1. Способен использовать индивидуальные особенности для осуществления инновационных процессов в процессе подготовки иностранных студентов

1.2. Способен анализировать и оценивать себя как субъекта межкультурного взаимодействия, организовывать его рефлексию

1.3. Способен преодолевать межкультурные барьеры

2. Теоретическая готовность педагогов к инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов 2.1. Способен использовать современную научную терминологию, концепции и подходы в сфере инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов

2.2. Способен использовать знания законодательных и нормативно-методических материалов по инновационным изменениям в системе подготовки иностранных студентов

2.3. Способен теоретически обосновывать инновационные изменения в профессиональной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов

3. Практическая готовность педагогов к инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов 3.1. Способен разрабатывать инновационные проекты в области международной деятельности образовательного учреждения, программы опытно-экспериментальной работы в процессе подготовки иностранных студентов

3.2. Способен сотрудничать в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов в процессе подготовки иностранных студентов

3.3. Способен взаимодействовать с представителями других культур

3.4. Способен использовать инструментарий (методы, технологии, способы) инновационной деятельности в работе с иностранными студентами

На основе данных критериев и показателей были выделены три уровня сформированности готовности педагогов к реализации инновационной деятельности: пороговый, продвинутый и высокий.

Готовность педагогов к реализации инновационной деятельности в процессе работы с иностранными студентами порогового уровня сформированности имеет следующие характеристики: педагог имеет общее представление об инновационной деятельности в процессе работы с иностранными студентами, о некоторых методах, технологиях, способах инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов; знает некоторые основы межкультурной коммуникации; отсутствует инициатива, педагог пассивен и насторожен в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

Продвинутый уровень готовности к реализации инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, знанием педагогом поверхностных теоретическихоснов инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы с иностранными студентами; содержания, технологий сотрудничества в профессиональном сообществе; основ межкультурной коммуникации; проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов свидетельствуют: теоретическиеосновы инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы в работе с иностранными студентами; знание основ межкультурной коммуникации; владениесовременнымитехнологиями внедрения инновационных процессов в процессе подготовки иностранных студентов; технологией организации сотрудничества в группе; методами экспертизы результатов проектирования; современными технологиями межкультурной коммуникации; инновационный стиль мышления; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.

Таким образом, нами был определен состав действий, которые должен продемонстрировать педагог для подтверждения овладения профессиональной компетенции при освоении образовательной программы повышения квалификации, а также для подтверждения его готовности к инновационной деятельности в процессе подготовки иностранных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. - Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. - 136 с.

2. Дука Н. А., Дука Т. О. Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога// Человек и образование. - 2013. - №4(37). - С. 118-122.

3. Дука Н. А., Дука Т. О., Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании: моногр. / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 130 с.

4. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании//Педагогика, 1996. - №2. - С. 14-21.

5. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика.- М.: Просвещение, 2006. - стр. 295.

6. Лазарев В.С., Поташник М.М. и др. Управление развитием школы. - М.: Новая школа, 1995. - стр. 464.

7. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992.

8. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М.: Политиздат. 1989. -270 с.

9. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2008. - стр. 551-552.

10. Юсуфбекова Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании//Новые исследования в пед.науках. - М., 1991. - №1,2. - С. 3-7.

Рецензент: Чекалева Надежда Викторовна, профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».

Kozulina Alexandra Pavlovna

Omsk State Pedagogical University Russia, Omsk [email protected]

Readiness of Russian Universities' faculty for training foreign students: evaluation criteria and methods

Abstract. The article is devoted to the problems of readiness assessment of Russian universities' faculty for innovative work, in particular for innovative work with foreign students. Given the need for new valuation techniques that are based on the latest achievements of the theory of educational measurement and can measure the level of faculty readiness to innovate in the process of training foreign students, a special evaluation module and the requirements to the results of the development of educational programs in terms of competences were designed, a mandatory minimum of competencies formation for participants' of educational training programs was set. As a specific example the article provides a map of competences assessment of practical readiness of faculty for innovation in training foreign students and the level descriptors of the development of competences. Three levels of readiness of University's faculty to innovative activity (threshold, advances and high) were identified on the basis of criteria and indicators. This article may be interesting to the organizers and teachers of retraining and professional development of educators, experts, educators, researches exploring the practical aspects of assessing the quality of training.

Keywords: innovative pedagogical activity; readiness for innovative activity; readiness for professional activity; professional competences, competence card; training of foreign students; readiness assessment for innovative work.

КЕГЕКЕ^Е8

1. Оега81шоу, &1. 1ппоуа18п V 0Ьга20уапп: 8и8ксЬпо81' 1 8о181а1'пуе текЬап12шу [ТекБ^ / &1. Geгasiшov, Ь.У. ПуикЫпа. - Rostov n/D: NMD «Logos», 1999. - 136 б.

2. Бика N. А., Бика Т. О. Каг!у кошре1еп1Б1у V о1Бепке гezu1'tatov povysheniya kva1ifikatsii реёа§о§а// ^е^ек 1 obгazovanie. - 2013. - №4(37). - Б. 118-122.

3. Бика N. А., Бика Т. О., Бrobotenko Уи. В., Makarova N. Б., Cheka1eva N. У. Otsenka kachestva povysheniya kva1if1katsii pedagogicheskikh kadгov v innovatsionnoш obгazovanii: monogr. / pod obshch. гed. N. У. ^ека^оу. - ОшБк: Ь^^о OшGPU, 2012. - 130 б.

4. К1апп М.У. Lichnostnaya oгientatsiya v nepгeгyvnoш obгazovanii//Pedagogika, 1996. - №2. - Б. 14-21.

5. Lazarev У.Б. Pedagogicheskaya innovatika.- М.: Pгosveshchenie, 2006. - stг. 295.

6. Lazarev У.Б., Potashnik М.М. ! dг. Upгav1enie гazvitieш shko1y. - М.: Novaya shko1a, 1995. - 464.

7. Lyaudis У.Уа. Innovatsionnoe obuchenie i паика. М.: Izd-vo MGU, 1992.

8. Prigozhin А.1. Novovvedeniya: Stiшu1y ! pгepyatstviya. М.: Po1itizdat. 1989. - 270 б.

9. Б^ешп У.А. Pedagogika. - М.: Akadeшiya, 2008. - 551-552.

10. Yusufbekova N.R. Tendentsii i zakony innovatsionnykh pгotsessov v obгazovanii//Novye iss1edovaniya v ped.naukakh. - М., 1991. - №1,2. - Б. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.