Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования'

Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1650
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY / MANPOWER IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалева Надежда Викторовна

В статье рассматривается подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования. Описываются характеристики инновационного образования, отмечается, что оно меняет требования к результатам профессиональной подготовки педагогических кадров. Обосновывается необходимость развития готовности педагогов к инновационной деятельности, указываются особенности этого процесса на этапе профессионального образования (бакалавриат и магистратура) и в постдипломном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ training for their work in the conditions of innovative education

The article shows manpower training in education the purpose of which is to prepare teachers for work in the conditions of innovative education. The characteristics of innovative education are given by the author to describe the changes in outcomes of vocational training due to the requirements for manpower training in education. The author underlines the importance of teachers’ readiness for innovative activity and points out the peculiarities of teachers’ vocational training (at the stage of getting bachelor’s and magistrate’s degree) and in post-diploma education.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования»

УДК 378.046.

ББК 74.584

Чекалева Надежда Викторовна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики Омский государственный педагогический университет

г. Омск

Chekaleva Nadezhda Victorovna

doctor of pedagogical sciences, professor chair of pedagogy

Omsk State Pedagogical University Omsk pedagog@omgpu.ru

Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного

образования

Teachers’ training for their work in the conditions of innovative education

В статье рассматривается подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования. Описываются характеристики инновационного образования, отмечается, что оно меняет требования к результатам профессиональной подготовки педагогических кадров. Обосновывается необходимость развития готовности педагогов к инновационной деятельности, указываются особенности этого процесса на этапе профессионального образования (бакалавриат и магистратура) и в постдипломном образовании.

The article shows manpower training in education the purpose of which is to prepare teachers for work in the conditions of innovative education. The characteristics of innovative education are given by the author to describe the changes in outcomes of vocational training due to the requirements for manpower training in education. The author underlines the importance of teachers’ readiness for innovative activity and points out the peculiarities of teachers’ vocational training (at the stage of getting bachelor’s and magistrate’s degree) and in post-diploma education.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, инновационное образование, профессиональная подготовка, готовность к инновационной деятельности, педагогические кадры.

Key words: continuous pedagogical education, innovative education, vocational training, readiness for innovative activity, manpower in education.

Инновационность становится приметой нашего времени, и сфера образования здесь не является исключением. 1радиционньш для образовательной системы консерватизм становится фактором, который тормозит ее развитие и приводит к отставанию от запросов времени. Неслучайно ситуация, сложившаяся в

образовании в последние двадцать лет, характеризуется учеными как кризис-

ная. Исследователи, педагоги-практики и управленцы едины во мнении, что выход из кризиса связан с внедрением инноваций в образование, модернизацией всей системы, переходом к инновационному образованию.

Исследования инноваций в образовании касаются различных проблем: соотношения традиций и инноваций, критериев оценки новшеств в образовании, содержания и этапов инновационного процесса, готовности к инновациям разных субъектов образования, управления инновациями, подготовки педагогических кадров, готовых к инновационной деятельности и др. Само понятие «инновационное образование» в современной научной литературе используется во множестве аспектов, ряд авторов рассматривают сущность и особенности инновационного образования с философско-теоретической точки зрения, другие - описывают инновации в образовательном процессе, выделяют их виды и уровни, исследуют влияние различных факторов на инновационный процесс.

гр V-* /* «

1акой разброс мнений отражает реальную картину - инновации в современном образовании многообразны и разноплановы. Прежде всего, они связаны с изменениями в целях и содержании образования, в технологиях осуществления образовательного процесса и способах оценки его результатов. Важным фактором в инновационном развитии образования становится изменение характера и способов взаимодействия субъектов образования и механизма управления образованием. Значительные перемены происходят и в структуре образовательных институтов, складывается инновационная инфраструктура. Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях инновационная деятельность становится важнейшим инструментом повышения качества образования.

Инновационное образование динамично. В его основе - не воспроизводство имеющихся знаний и опыта, а создание новых образовательных практик, освоение новых, компетентностных форматов профессиональной деятельности. Стремительно меняющиеся условия, в которых протекает сегодня образовательный процесс, требуют от педагога готовности к инновационной деятельности. Эта компетентностная характеристика специалиста образования реализует-

ся в процессе профессиональной деятельности и имеет сложное содержание и структуру.

Проведенное нами исследование позволило выявить круг профессионально-педагогических задач, связанных с развитием готовности педагогов к инновационной деятельности. Среди них стоит особо выделить:

- готовность к обновлению структурных элементов педагогической системы: целей, задач, содержания образования и воспитания, форм, методов и технологий, средств обучения, системы диагностики, контроля, оценки результатов и т.д. в логике системно-деятельностного и контекстно-компетентностного подходов.

- готовность к осуществлению педагогической поддержки личностного становления субъектов образования: развитие определенных способностей учеников и педагогов, развитие их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетенций и др.

- готовность к изменению характера взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьютор-стве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

- готовность к изменению понимания функций учителя: по отношению к условиям педагогической деятельности (обеспечение обновления образовательной среды, учет социокультурных факторов, т.п.), по отношению к «продуктам» педагогической деятельности (проектам, конкурсам, т.п.), по отношению к управлению педагогической деятельностью (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

- готовность к изменению в осуществлении педагогической деятельности (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные изменения)

- готовность к осознанию масштабности распространения изменений, степень их проникновения и значимость: в деятельности одного педагога, методиче-

ского объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

Структура готовности педагогов к инновационной деятельности рассматривается нами как совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения. Готовность проявляется в трех аспектах: личностном, теоретическом и практическом.

Остановимся на каждом из них подробнее. Личностная готовность напрямую связана с направленностью личности педагога на инновационную деятельность, с его способностью анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности, организовывать ее рефлексию, сотрудничать с другими в процессе инновационной деятельности, преодолевать антиинноваци-онные барьеры.

гп ^

Теоретическая готовность связана с пониманием условий результативного внедрения инноваций, с овладением соответствующей терминологией инновационной деятельности, со способностью теоретически обосновывать инновационные изменения, с наличием концептуальных представлений об инновациях в современном образовании.

Практический компонент готовности включает в себя умения разрабатывать и обосновывать инновационные проектные предложения, работать в творческих рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов, разрабатывать проекты внедрения новшеств, программы опытноэкспериментальной работы, способность презентовать результаты инновационной деятельности, оформлять продукты своей инновационной деятельности в удобные для использования другими формы (тексты, таблицы, диаграммы).

От педагога как субъекта инновационной деятельности во многом зависит качество инновационного образования. Как указывает А.И. Пригожин, ос-

новная характеристика субъекта инноваций связана с деятельным самосознанием и пониманием своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования [1]. По замыслу автора, субъект - это деятель, способный к выбору вида деятельности, собственной роли в командной работе, к выработке собственных целей и средств их достижения. Его отличают желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки собственной компетентности.

Содействие становлению у специалистов образования готовности к инновационной деятельности осуществляется как на этапе получения ими профессионального образования, так и в постдипломном образовании, в ходе переподготовки и повышения квалификации. Согласно идеям концепции непрерывного педагогического образования каждый этап подготовки направлен на достижение определенного уровня развития профессиональной компетентности педагога, при этом усложняются задачи, к решению которых должен быть подготовлен профессионал. Так, в частности увеличивается количество видов деятельности и расширяется круг социальных партнеров, появляются новые ресурсы, технологии, средства профессиональной деятельности и др.

С 2011 г. в нашей стране осуществляется уровневая система подготовки педагогических кадров, введен ФГОС ВПО третьего поколения, который закрепил компетентностный подход в качестве основы организации образовательного процесса. Он задает принципиально иную логику организации профессионального образования, а именно логику решения задач и проблем, причем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера. Изменились не только цели образования и система оценивания результатов, обновлено содержание образования (в его основе лежат задачи овладения жизненным и профессиональным опытом), изменились способы учебной работы студентов, характер их взаимодействия с преподавателями и технологии обучения.

Подготовка студентов педагогических вузов к работе в условиях инновационного образования опирается на эти изменения. В ходе нее все компоненты готовности к инновационной деятельности развиваются комплексно.

Развитие теоретической, практической и личностной готовности обеспечивается за счет включение в содержание педагогического образования задач, связанных с различными аспектами инновационного образования. Действующие образовательные стандарты дают до 70% свободы в определении содержания подготовки педагогических кадров. Безусловно, наряду с классическим, традиционным для курсов педагогики и психологии содержанием в нем должны занять место разделы, посвященные изменениям, происходящим в современном образовании, направленные на становление у выпускников педагогического вуза способности решать профессиональные задачи в условиях инновационного образования.

Решение профессиональных задач является «ядром» педагогической деятельности. Инновационная деятельность не является исключением. Способность решать профессиональные задачи рассматривается исследователями как целостное состояние личности, выражающее ее сознание, стиль мышления, профессиональную позицию и ярко выраженную направленность, проявляющуюся в мотивационно - ценностном отношении к педагогической деятельности. Это дает основания для применения задачного подхода к проектированию содержания педагогического образования. Именно процесс решения задач выступает механизмом преобразования теоретических знаний в способы иннова-

| и гр

ционной профессиональной деятельности. Теоретические знания, включаясь в контекст реальной (данной в условиях задачи) педагогической проблематики, приобретают определенную практическую направленность, перестраиваясь в соответствии со спецификой решаемой проблемы. Задача, таким образом, выступает средством интеграции компонентов готовности. В исследовании на основе выделенных учеными Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в проекте НФПК групп профессиональных за-

дач педагога были описаны группы задач, составляющих готовность педагога к инновационной деятельности.

Таблица 1

Группы задач, составляющих готовность педагога к инновационной дея-

тельности

Г руппы задач Характеристика задач в контексте готовности к инновационной деятельности

Видеть ученика в образовательном процессе Понимать инновационные цели современного образования, проектировать их в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся

Строить образовательный процесс, направленный на достижение учениками целей образования Проектировать содержание образования школьника в соответствии с целями современного образования Отбирать и использовать инновационные технологии организации образовательного процесса обучающихся, Разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры, соответствующие целям современного образования, Отслеживать результативность освоения школьником образовательной программы

Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса Подбирать партнеров для разработки и реализации инновационных проектов Использовать инновационные формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, использовать различные средства коммуникации

Создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности Формировать предметную развивающую среду, организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОУ для внедрения инноваций

Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование Анализировать собственную инновационную деятельность, определять сферу профессионального развития, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельность и определять инновационные способы их решения

В соответствии с этими задачами в содержание курсов педагогики, зада-

ний для самостоятельной и исследовательской работы студентов включаются вопросы педагогической инноватики.

Развитие у студентов готовности к инновационной деятельности в образовании было бы невозможно без преподавателей, разделяющих ценности инновационного образования, обладающих определенными личностными качествами, такими как открытость изменениям, креативность, ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлый опыт, развитая способность к рефлексии, самоанализу, способность действовать в ситуации неопределенности и др. [2] Для преподавателей педагогического университета это означает необходимость

активного участия в инновационных процессах, как в вузе, так и в целом в регионе, осуществление собственных научных исследований, внедрение их результатов в образовательную практику, сопровождение инновационных проектов, продвижение результативных образовательных практик, участие в экспертной деятельности.

Помощь педагогическому вузу в подготовке инновационных кадров оказывают и социальные партнеры - образовательные учреждения региона, общественные организации, инновационные педагогические сообщества (проблемные лаборатории, методические сообщества и др.), отдельные специалисты, активно участвующие в инновационных процессах. Организация педагогической практики, стажерских площадок для студентов, их привлечение к опытноэкспериментальной работе и проектной деятельности в инновационных образовательных учреждениях является значимым фактором, определяющим успешность подготовки в целом.

Уровневое образование основано на идее преемственности бакалавриата и магистратуры, т.е. бакалавриат рассматривается как базовое, основное высшее образование, по образному выражению Н.Л. Шубиной бакалавр - «хорошо обучающийся профессионал» [3, с. 8], подготовленный к профессиональной деятельности и к продолжению образования в магистратуре. За последние годы в педагогических вузах страны произошло значительное расширение спектра магистерских программ. В ОмГПУ подготовка магистрантов ведется с 1999 г.

На уровне магистратуры возможности для развития готовности выпускников к инновационной деятельности существенно расширяются. В первую очередь, за счет особенностей, отличающих уровень магистратуры от бакалавриата. Эти особенности связаны с организацией образовательного процесса в магистратуре: непродолжительный срок обучения приводит к увеличению времени, отводимого на самостоятельную работу студентов, их самообразование. Преобладание внеаудиторной работы над аудиторной создает условия для образовательного выбора и индивидуализации образовательного процесса. Обра-

зовательным стандартом определены виды профессиональной деятельности, к которым готовится магистрант направления «Педагогическое образование»: педагогическая (профессиональная), научно-исследовательская, управленческая, методическая, проектная. Соответственно содержание магистерских программ имеет более узкую профессиональную направленность, вследствие чего магистерская подготовка более специализирована.

Значимым для подготовки магистрантов к деятельности в условиях инновационного образования является и то, что они уже имеют высшее профессиональное образование и навыки самостоятельной работы, обладают определенным образовательным, профессиональным и жизненным опытом; как правило, высоко мотивированы к научно-исследовательской и учебной деятельности и более осознанно, чем бакалавры осуществляют выбор образовательной программы.

Таким образом, на этом уровне высшего профессионального образования первоочередное значение имеет актуальность магистерской программы, ее соответствие требованиям сегодняшнего дня, ее прогностичность, нацеленность на подготовку студентов к решению инновационных задач, стоящих перед системой образования. Изучение требований рынка и проектирование новых магистерских программ - залог успешности подготовки магистров. В магистратуре ОмГПУ ведется подготовка студентов по специализированной программе «Педагогическая инноватика», первый выпуск состоится в этом учебном году. Наряду со вчерашними бакалаврами эту программу осваивают и педагоги-практики, работающие в успешных инновационных образовательных учреждениях Омского региона. В других магистерских программах ОмГПУ также сделан упор на подготовку инновационно-ориентированных специалистов.

В непрерывном педагогическом образовании развитие готовности педагогов к инновационной деятельности осуществляется в системе постдипломного образования, в ходе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Именно постдипломное образование призвано способствовать

профессиональному развитию педагогов, становлению компетенций, соответствующих вызовам времени. Однако, как показало проведенное нами исследование, в целях и содержании программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров готовность к инновационной деятельности встречается эпизодически, в основном акцент делается на теоретической готовности педагога к реализации определенных инновационных методов, средств, технологий. В этой связи встает вопрос о качестве повышения квалификации и переподготовки, его соответствии задачам инновационного развития образования.

Говоря о сущности инновационных изменений, происходящих в организации процесса обучения в постдипломном образовании необходимо отметить, прежде всего, установку на максимальный учет индивидуальных интересов,

Ч_/ Ч_/ /“■' Ч-/

способностей и склонностей слушателей, обеспечивающий развитие их готовности к инновационной деятельности. В данном случае готовность может рассматриваться как цель и результат повышения квалификации, уникальное личностное свойство, требующее наличия соответствующих установок, знаний, умений, и опыта деятельности, мотивации и ценностных ориентаций. Обеспечить развитие готовности к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации и переподготовки специалистов призвана ориентация на контекстно-компетентностный подход в преподавании. Контекст понимается как учет различных социокультурных и профессиональных аспектов будущей профессиональной деятельности, через призму которых осуществляется весь процесс обучения в вузе.

Какие изменения влечет за собой переход к контекстно-компетентностному подходу?

Во-первых, происходит смена форм организации образовательного процесса с линейной на нелинейную, переход на модульные учебные планы, обеспечивающие возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Во-вторых, компетентностный подход в определении результатов подготовки инновационных кадров приводит к изменению характера взаимодействия преподавателя и слушателя, ориентированного, прежде всего на организацию самостоятельной работы. Происходит смена ролей преподавателя, он перестает выступать основным источником информации, становится академическим консультантом, тьютором, проектировщиком учебных материалов и т.д.

В-третьих, изменяются требования к целям и ожидаемым результатам постдипломного образования. Ориентация на развитие профессиональной компетентности, достаточной для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения предполагает подготовку педагога к решению профессиональных задач, составляющих готовность педагога к инновационной деятельности. Изменение направленности педагогических целей на самореализацию личности приводит к изменению содержания образования путем включения в учебный материал практико-ориентированных задач, предполагающих использование информации, представленной в различных источниках, а также путем внедрения метапредметных образовательных программ.

В-четвертых, в процессе самостоятельной работы слушателям должен быть обеспечен доступ к инновационным образовательным ресурсам, прежде всего в электронной форме. Это позволяет резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования.

Изменения в постдипломном образовании, связанные с переходом на компетентностный подход, предполагают достижение принципиально нового качества подготовки, что в свою очередь требует внедрения инновационных форм оценивания и контроля. Изменение оценки достижений педагогов, осваивающих программы повышения квалификации происходит на основе качественной характеристики образовательных результатов: портфолио, профиль умений, дневник достижений и т.д. Более всего соответствуют логике инновационного развития образовательного процесса экспертная оценка решения пе-

дагогами профессиональных задач с привлечением независимых экспертов, работодателей и т.д.

Инновационный характер постдипломного профессионального образования в дальнейшем будет обеспечиваться за счет постоянно растущей исследовательской компоненты. Как отмечается в Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», создание системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ повышения квалификации, включая механизмы независимого присвоения квалификаций будет обеспечивать контроль за результативностью внедрения инноваций в образовательную практику [4].

Анализ профессиональной подготовки и постдипломного образования педагогических кадров позволяет сделать следующие выводы:

- на сегодняшний день, наблюдается изменение требований к педагогу: от учителя-предметника - к педагогу-исследователю, готовому осуществлять инновационные преобразования;

- значимыми характеристиками профессионализма педагога сегодня становятся инновационный стиль мышления и поведения, профессиональное творчество и др.;

- необходима ориентация подготовки специалистов образования на развития их готовности к инновационной деятельности. Это обусловлено сложившейся социальной ситуацией, практикой современного образования, изменением ценностных оснований в обществе в целом;

- для обеспечения подготовки педагогов к инновационной деятельности необходимо создать условия для формирования исследовательской и коммуникативной компетенций, рефлексивных умений, соответствующей мотивационной готовности педагога и т.д.

Библиографический список

1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики).- М. Политиздат, 1989. - 271 с.

2. Чекалева Н.В. Изменения в деятельности преподавателя педагогиче-

ского вуза в контексте инновационного образования// Письма в Эмис-сия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал Сентябрь 2011, ART 1643. - СПб., 2011 г. - URL:

http://www.emissia.org/offline/2011/1643.htm. - Гос.рег. 0421100031. ISSN 19978588. - Объем 0.5 п.л. [дата обращения 28.08.2013]

3. Шубина Н.Л. Уровневое образование: от идеи XX века к модели реализации в XXI веке // Вестник Герценовского университета. 2008. №6. с.3-8

4. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»// -URL http://www.doxa.ru/obr/sobranie/model_obr.pdf [дата обращения 28.08.2013]

Bibliography

1. Prigozhin A.I. Innovations: stimuli and obstacles (Social problems of innovations). - Moscow. Politizdat, 1989. - 271p.

2. Chekaleva N.V. Changes in the activity of teachers of pedagogical university in the context of innovative education // The Emissia.Offline Letters : electronic scientific journal, September 2011, ART 1643. - St. Petersberg, 2011. -http://www.emissia.org/offline/2011/1643.htm

3. Shubina N.L. Multi-level education: from the idea of XX century to the model of realization in XXI century // Herzen University Bulletin. 2008. №6. PP. 3-8.

4. State programme “Education and development of innovative economy: the implementation of contemporary model of education in 2009-2010” - URL http://www.doxa.ru/obr/sobranie/model_obr.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.