Научная статья на тему 'Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в региональном вузе'

Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в региональном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДВУХУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ) РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / EXTRACURRICULAR (EDUCATIONAL) WORK / COMPETENCE-BASED APPROACH / TWO-LEVEL TRAINING / BACCALAUREATE / MAGISTRACY / POST-GRADUATE EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляр Наталья Валерьевна

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической подготовки и переподготовки кадров в системе многоуровневого профессионального образования. Предлагаются основные концептуальные и содержательные аспекты формирования и совершенствования профессиональных компетенций у студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема в учебной, внеучебной (воспитательной) работе, в процессе прохождения различных видов практик и у педагогов в постдипломном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND RETRAINING OF PSYCHO-PEDAGOGICAL STAFF AT A REGIONAL UNIVERSITY

The article deals with continuing education in the process of psycho-pedagogical training and retraining in the system of multi-level professional development. Offers basic conceptual and content aspects of the formation and improvement of professional competencies of the students of PGU named after Sholom-Aleichem in academic, extra-curricular (educational) work, while passing through various practices. Programmes for teachers’ retraining in postgraduate education include four basic modules: (1) “The main trends and the modern priorities in education”, (2) “The topical issues of learning and education. The innovative technologies in education”, (3) “Psychological studies of children and schoolchildren, remediation and prevention measures”, (4) “Methodical aspects of learning process organization”.

Текст научной работы на тему «Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в региональном вузе»

120

Высшее образование в России • № 3, 2015

References

1. Titova N.L., et al. (2008) Strategii razvitiya rossiiskikh vuzov: otvety na novye vyzovy

[Strategy of development of Russian universities: Meeting the New Challenges]. Moscow: MAX Press Publ., 668 p. (In Russ.)

2. Tarabaeva V.B. (2007) Innovatsionnoe razvitie vuzov: problemy upravleniya konfliktami

[Innovative development of universities: the problem of conflict management: a monograph]. Belgorod: BelSU Publ., 324 p. (In Russ.)

3. Selezneva N.A. (2008) Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob’ekt sistemnogo issledo-

vaniya. Lektsiya-doklad [The quality of higher education as an object of systematic study. Lecture-presentation]. Moscow: Research Center challenges the quality of training under MISIS Publ., 95 p. (In Russ.)

4. Grinkrug L.S. (2014) [Design of update of the educational system of the university and the

establishment of a dual system of governance]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science]. No. 3, pp. 128-133. (In Russ.)

5. Grinkrug L.S., Fishman B.E. (2011) Chelovecheskii potentsial vuza: potrebnosti i vozmozhnosti razvitiya [Human potential of the university: the needs and opportunities of development: a monograph]. Birobidzhan: Far Eastern State Academy for Humanities and Social Studies. Publ., 226 p. (In Russ.)

6. Dezhina I.G. (2008) [Integration of science and education: evaluation of the scientific and

educational centers at leading Russian universities]. Alma mater. Vestnik vysshei shkoly [Alma mater. Bulletin of the Higher School]. No. 7, pp. 20-23. (In Russ.)

7. Grinkrug L.S., Fishman B.E., Vasilenko V.S. (2011) Proektirovanie kompetentnostnoi modeli

vypusknika: Uchebno-metodicheskoe posobie. Ch.1. Refleksivnyi analiz opyta [Design of graduate competence model: Training Toolkit. Part 1. Reflexive analysis experience]. Moscow, Birobidzhan: MISIS Publ., 78 p. (In Russ.)

8. Grinkrug L.S., Fishman B.E., Vasilenko V.S., Kuz’mina B.S. (2011) Proektirovanie kompetentnostnoi modeli vypusknika: Uchebno-metodicheskoe posobie Ch.2. «Portfolio » proekta [Design of graduate competence model: Training Toolkit. Part 2. «Portfolio» project]. Moscow, Birobidzhan: MISIS Publ., 78 p. (In Russ.)

9. Fishman B.E., Trukhina O.A., Merdeeva B.S. (2011) [Modeling of processes of selfimprovement of teachers in the space of characteristics of «strategic goal-setting -competence »]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. No. 3. Available at: http://www.science-education.ru/97-4708. (In Russ.)

The paper was submitted 14.01.15.

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ

ШКЛЯР Наталья Валерьевна - канд. психол. наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии - центра педагогического образования, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: kor.ped@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс психолого-педагогической подготовки и переподготовки кадров в системе многоуровневого профессионального образования. Предлагаются основные концептуальные и содержательные аспекты формирования и совершенствования профессиональных компетенций у студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема в учебной, внеучебной (воспитательной) работе, в процессе прохождения различных видов практик и у педагогов в постдипломном образовании.

Юбилей

121

Ключевые слова: компетентностями подход, двухуровневая подготовка, бакалавриат, магистратура, постдипломное образование, профессиональная компетентность, внеучебная(воспитательная) работа, профессиональная переподготовка

Предметом нашего внимания является проблема обеспечения массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений г. Биробиджана и Еврейской Автономной области компетентными учителями, воспитателями, педагогами-психо-логами. Концептуальные предпосылки исследования представлены общепринятыми в отечественной психологии и педагогике подходами. Среди них:

• теория профессиональной подготовки педагогических кадров (В.А. Сласте-нин, В.Э. Тамарин, В.В. Краевский и др.);

• концепции профессионального образования (P.M. Асадуллин, П.А. Атутов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, М.Н. Берула-ва, Л.А. Волович, Л.И. Гурье, Г.И. Железов-ская, Г.И. Ибрагимов, В.А. Комелина, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Л. Ратнер, И.М. Рязанцева, Н.Ф. Талызина, Е.В. Ткаченко, О.Л. Шабалина и др.);

• концепции педагогического образования (В.И. Андреев, Г.А. Андреева, P.A. Валеева, Е.М. Ибрагимова, В.П. Ковалев, Б.Т. Лихачев, О.Г. Максимова, А.В. Муд-рик, З.Г. Нигматов, A.M. Новиков, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, P.A. Фахрутди-нова, С.Н. Федорова, В.Г. Хрисанова, E.H. Шиянов и др.);

• теории прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, В.В. Кондратьев, Н.М. Швецов и др.);

• концепция личностно-развивающего подхода к изучению профессионального труда учителя (В.А. Ливитан, Л.М. Митина, Э.Р. Саитбаева и др.);

• концепция формирования личностных и профессиональных качеств педагога (А.Д. Азбукин, В.П. Кащенко, Н.М. Назарова и др.);

• теория деятельностного подхода к

построению системы переподготовки педагогов (А.Н. Леонтьев).

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема является ведущим научно-образовательным центром в регионе. Подготовка и переподготовка квалифицированных учителей осуществляется на нашем факультете на протяжении 25 лет. За этот период подготовлено более 3000 педагогов, которые в настоящее время успешно выполняют свои профессиональные обязанности не только в Еврейской Автономной области, но и в других регионах Дальнего Востока и за ее пределами. Отметим, что в массовых и специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях области работают преимущественно выпускники нашего вуза.

В настоящее время на факультете педагогики и психологии - центре педагогического образования реализуются програм-

122

Высшее образование в России • № 3, 2015

мы подготовки бакалавров по следующим направлениям:

□ 050700.62 (44.03.03) Специальное (дефектологическое) образование (профили: Олигофренопедагогика, Специальная психология, Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья, Логопедия);

□ 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование (профили: Психология образования, Психология и педагогика дошкольного образования);

□ 050100.62 (44.03.05) Педагогическое образование (профили: Начальное образование и Информатика, Начальное образование и Русский язык, Дошкольное образование);

□ 37.03.01 Психология (профиль: Общая психология).

Исходя из понимания компетентности как результата образования, образовательный процесс в вузе строится таким образом, чтобы уже в ходе обучения перед студентом возникали пробные, реально существующие профессиональные педагогические ситуации, актуализирующие проявления их личностных качеств, востребующие субъектный опыт, содержащие достаточный потенциал для реализации будущими педагогами их профессиональных педагогических компетенций. Внедрение в учебный процесс профессиональных педагогических ситуаций позволяет формировать у будущих педагогов основные профессиональные компетенции [1]. Не меньшее значение приобретает включение их в настоящую деятельность. Практика является важной составной частью основной образовательной программы и организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса. Она предполагает активное участие студентов в систематической педагогической работе в образовательных учреждениях с учетом основных видов будущей профессиональной деятельности.

Приамурский государственный универ-

ситет им. Шолом-Алейхема многие годы плодотворно сотрудничает с дошкольными и школьными образовательными учреждениями города и области. Расширение и укрепление экспериментально-практической базы факультета - одно из наиболее важных направлений его работы [2; 3]. Вуз взаимодействует на договорной основе с 15 школьными образовательными учреждениями, где будущие бакалавры педагогического, психолого-педагогического, специального (дефектологического) направлений подготовки проходят учебные и производственные практики, выполняют научно-исследовательские работы, развивая тем самым свое педагогическое мышление и творческий потенциал, пробуя свои силы в самостоятельной профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская работа, выполнение творческих заданий при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям также способствуют формированию и развитию важнейших профессиональных компетенций. Так, в процессе учебно-исследовательской практики студенты углубляют и закрепляют знания, полученные при изучении психологических, педагогических и специальных дисциплин.У студентов формируются следующие компетенции: готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; способность использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач; умение выстраивать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, организовывать различные виды деятельности (игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.).

На третьих - четвертых курсах в ходе производственной практики бакалавры отрабатывают свои профессионально-педагогические навыки, совершенствуют коммуникативные, диагностические, дидактические и аналитические умения, развивают

Юбилей

123

профессионально значимые личностные качества. Студенты самостоятельно проводят экспериментальные исследования, нарабатывая материал для курсовых и выпускных квалификационных работ, для докладов и публикаций, а также для участия в различных конференциях и конкурсах. Практика способствует формированию и развитию у бакалавров следующих компетенций: осознание социальной значимости своей будущей профессии, способность кэмпатии; умение анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; навыки планирования, организации и совершенствования собственной педагогической деятельности и т.д.

Выпускники, успешно освоившие программу и получившие диплом бакалавра, имеют возможность продолжить обучение и усовершенствовать свое образование в магистратуре. В соответствии с требованиями ФГОС учеба на этом уровне образования предполагает более высокую самостоятельность, осознанное стремление к повышению профессиональной компетентности. На нашем факультете осуществляется

подготовка магистров по следующим направлениям:

> 050700.68 (44.04.03) Специальное (дефектологическое) образование (магистерские программы: Психолого-педагогическая поддержка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании);

> 050400.68 Психолого-педагогическое образование (магистерская программа: Духовно-нравственное воспитание);

> 030300.68 Психология (магистерская программа: Психология личности);

> 051000.68 Профессиональное обучение (по педагогике), (магистерская программа: Инновационное профессиональное образование);

> 050100.62 (44.03.01) Педагогическое образование (магистерские программы: Менеджмент в образовании, Педагогическая инноватика).

Компетентностная модель подготовки магистров отличается высокой прагматичностью и основана на углублении их педагогического, психолого-педагогического и специального (дефектологического) обра-

124

Высшее образование в России • № 3, 2015

зования, на оптимальном сочетании фундаментальной и практико-ориентированной составляющих процесса обучения, в том числе научно-исследовательской и производственной практик.

Целью научно-исследовательской практики являются систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов-магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования. В ходе прохождения научно-исследовательской практики у магистрантов развиваются и совершенствуются профессиональные компетенции в области консультационной, развивающей, организационно-воспитательной, преподавательской, культурно-просветительской деятельности, выстроенной на базе профильного предметного содержания.

Производственная практика всемерно способствует развитию следующих компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВПО: готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, кизменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, кизменению социокультурных и социальных условий деятельности; способность и готовность применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию; способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения; способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, социальной адаптации с использованием инновационных технологий; готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной

карьеры, участию в экспериментальной работе и др.

Внеучебная(воспитательная) работа в вузе представляет собой подсистему целостного педагогического процесса и является важнейшей составляющей качества подготовки профессионалов. Организация внеучебного процесса - это дополнительная возможность совершенствования практической профессиональной подготовки будущих педагогов. Для достижения цели внеучебной (воспитательной) работы со студентами необходимо решить следующие задачи: создать воспитательное пространство вуза как необходимый и эффективный механизм самореализации студенчества; обеспечить эффективное взаимодействие между субъектами воспитательного процесса; повысить их мотивацию; сформировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру; обеспечить развитие личности и ее социально-психологическую поддержку, сформировать личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности; привить умения и навыки управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; сохранить и приумножить историкокультурные традиции университета; приобщить молодежь к университетскому духу, сформировать у нее чувства университетского корпоративизма и солидарности; создать условия для укрепления и совершенствования физического состояния студентов, для реализации их стремления к здоровому образу жизни [4; 5].

Фундаментальные изменения, обусловленные в настоящее время процессом модернизации российского образования, неизбежно влияют на изменение и обновление квалификационных требований и характеристик современных педагогов. Компетентный педагог - это человек, обладающий не только определенной специальной, профессиональной подготовленностью, но и способностью проявлять ини-

Юбилей

125

циативу, принимать самостоятельные решения, работать в инновационном ключе и т.д., и это зафиксировано в Профессиональном стандарте педагога. В этой связи возникает необходимость в психолого-педагогической переподготовке современного педагога. Силами профессорско-преподавательского состава кафедр факультета педагогики и психологии - центра педагогического образования университета - систематически осуществляется реализация профильных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов образовательных учреждений города Биробиджана, Еврейской Автономной области и других регионов. Каждая программа включает четыре основных модуля: «Основные тенденции и современные приоритеты образования», «Актуальные вопросы обучения и воспитания. Современные инновационные технологии в образовании», «Психологическое изучение детей и школьников, психологическая коррекция и профилактика», «Методические аспекты организации учебно-воспитательного процесса».

За последние пять лет были реализованы следующие авторские программы переподготовки: «Совершенствование содержания и структуры дошкольного образования» (72 часа; Р.К. Сережникова); «Обновление деятельности образовательного учреждения системы общего образования в контексте реализации ФГОС» (72 часа; Б.Е. Фишман.); «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа; Н.В. Шкляр); «Учитель-логопед в современном образовательном пространстве» (72 часа; Е.А. Борисова); «Сохранение психологического здоровья как фактор профессионального развития преподавателя вуза» (72 часа; Т.А. Македон); «Научнометодическое сопровождение инновационной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС» (500 часов; Р.К. Сережни-кова); «Культура психолого-педагогиче-

ского сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (506 часов; Н.В. Шкляр); «Основы специального (дефектологического) образования» (506 часов; Н.В. Шкляр).

По мнению О.В. Карынбаевой, выбор форм и содержания программ повышения профессиональной компетентности в постдипломном образовании диктуются необходимостью формирования определенных компетенций. Автор предлагает в работе с педагогическими кадрами использовать традиционные и активные формы работы

[6]. Участие в региональных научно-практических и учебно-методических семинарах для педагогов-практиков образовательных учреждений города, района и области способствует обмену мнениями в контексте проблемы педагогической интеграции, решению актуальных проблем современного образования.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, поэтому данной форме мы уделяется особое внимание. При планировании работы учитываются трудности и потребности педагогов. Для этого предварительно проводятся индивидуальные консультации, беседы, наблюдения на уроках и в процессе организации воспитательной работы с последующим анализом. В работе по самообразованию предусматриваются такие формы, как анализ психолого-педагогической литературы с последующей подготовкой докладов и выступлением на семинарах, посещение тренингов, уроков коллег, анализ собственных уроков. Разнообразные формы и методы работы со слушателями позволяют смоделировать ситуации, требующие самоопределения, обозначения своих профессиональных проблем и трудностей, поиска путей их решения, что способствует их переходу из объекта профессионального обучения в субъект повышения своей компетентности.

126

Высшее образование в России • № 3, 2015

Литература

1. Емельянова И.А. Становление субъектно-

сти студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Специальное образование. 2013. № 4 (32). С. 87-91.

2. Борисова Е.А. Подготовка будущих учите-

лей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности // Специальное образование. 2013. № 4 (32). С. 8086.

3. Шкляр Н.В. Совершенствование практи-

ческой подготовки будущих дефектологов // Высшее образование в России. 2012. №3. С. 86-92.

4. Баженова Н.Г. Самоорганизация студен-

чества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.

5. Shklyar N, Dynaeva E. (2013). Spiritually-

moral education of students in higher education institution // Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues. California: B&M Publishing San Francisco, USA, Pp. 107-111.

6. Карынбаева О.В. Повышение профессио-

нальной компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1(12). С. 102-105.

Статья поступила в редакцию 14.01.15.

TRAINING AND RETRAINING OF PSYCHO-PEDAGOGICAL STAFF AT A REGIONAL UNIVERSITY

SHKLYAR Natalia V. - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology - Teacher Education Center, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. E-mail: kor.ped@mail.ru

Abstract. The article deals with continuing education in the process of psycho-pedagogical training and retraining in the system of multi-level professional development. Offers basic conceptual and content aspects of the formation and improvement of professional competencies of the students of PGU named after Sholom-Aleichem in academic, extra-curricular (educational) work, while passing through various practices. Programmes for teachers’ retraining in postgraduate education include four basic modules: (1) “The main trends and the modern priorities in education”, (2) “The topical issues of learning and education. The innovative technologies in education”, (3) “Psychological studies of children and schoolchildren, remediation and prevention measures”, (4) “Methodical aspects of learning process organization”.

Keywords: competence-based approach, two-level training, baccalaureate, magistracy, post-graduate education, professional competence, extracurricular (educational) work, retraining

References

1. Emelyanova I.A. (2013) [Formation of subjectivity of therapeutic pedagogy students in conditions of a competence-based approach in higher professional education]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. No. 4 (32), pp. 87-91. (In Russ.)

2. Borisova E.A. (2013) [Preparation of the future speech therapists for independent professional

activity]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. No. 4 (32), pp. 80-86. (In Russ.)

3. Shklyar N.V. (2012) [Improving of practical training of future therapeutic pedagogues]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 86-92. (In Russ.)

4. Bazhenova N.G. (2012) [Self-organization ofstudenthood: prescription or reality?]. Vysshee

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 81-86. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Shklyar N.V., Dunaeva E.S. (2013) Spiritually-moral education of students in higher education

Юбилей

127

institution. Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues. California: B&M Publishing San Francisco, USA, pp.107-111.

6. Karynbaeva O.V. (2013) [Improving the professional competence of teachers in the field of integrated education of children with disabilities]. Vektor nauki. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector science. Series: Pedagogy, Psychology] No. 1 (12), pp. 102-105. (In Russ.)

The paper was submitted 14.01.15.

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

СЕРЁЖНИКОВА Раиса Кузьминична - д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: seryozhnikova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается идея компетентностно-деятельностно-го подхода в профессиональной подготовке, предполагающего не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, ориентированного на выработку у студентов опыта креативной самоактуализации. Автор представляет данный подход в контексте нового научного направления - ноосферной педагогики, которую он понимает как возрождение духовной культуры через формирование нравственных ценностей профессионально зрелой и самоактуализированной личности. Особую значимость при этом приобретает выработка опыта самореализации личности, основой которой является эмоционально-ценностное отношение к деятельности. Автор, ориентируясь на область психолого-педагогического знания, представляет модель креативной самоактуализации в системе профессионально-педагогического образования в университете.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, креативная самоактуализация, профессионально-педагогическое образование, компетентностно-деятельност-ный подход

Реформирование профессионально-педагогического образования ориентировано не только на изменение системы подготовки профессиональных кадров, но и на активизацию личностного потенциала специалиста. В этой связи современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт [1]. Другими словами, реализация стандартов нового поколения, ориентированных на фор-

мирование педагогической компетентности, предполагает готовность будущего учителя не только к предметному преподаванию, но и к передаче своего опыта в процессе совместной деятельности. Акцентируем внимание на том, что из всех видов опыта, который учитель должен передать воспитаннику, важнейшим является опыт субъектности, опыт быть личностью, самостоятельно определяющей линию и смыслы своей жизни. Трактуя содержание профессионально-педагогического образования таким образом, мы ориентируемся на субъектоцентристскую парадигму обучения: знание не может быть усвоено, если оно не субъективировано, не понято осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.