ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
УДК 37.034+37.091.212.5
ББК Ч448.900 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03
Н. В. Шкляр, Е. С. Дунаева N. V. Shklyar, E. S. Dunaeva Биробиджан, Россия Birobidzhan, Russia
ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Модернизация высшего профессионального образования диктует необходимость совершенствования внеучебной (воспитательной) работы в вузе. Комплекс общекультурных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения для педагогических направлений подготовки бакалавров обусловил поиск наиболее эффективных видов и форм работы со студентами при организации внеучебной (воспитательной) работы, которые успешно используются в образовательном процессе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема.
Ключевые слова: духовно-
нравственная культура; внеучебная (воспитательная) работа; высшее профессиональное образование; общекультурные компетенции.
Сведения об авторе: Шкляр Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии.
Место работы: Приамурский государственный университет имени Шо-лом-Алейхема, г. Биробиджан (Россия).
Сведения об авторе: Дунаева Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии.
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS
Abstract. Modernization of higher education dictates the need of improvement of nonlearning (educational) work for higher education institutions. The complex of common cultural competences FGOS VPO of the third generation for the pedagogical directions of preparation of Bachelors caused search of the most effective types and work forms with students at the organization of nonlearning (educational) work, which are successfully used in educational process of Sholom-Aleikhem Priamursky State University.
Key words: spiritual and moral culture; nonlearning (educational) work; higher education; common cultural competences.
About the author: Shklyar Natalia Valerievna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Correction Pedagogy, Psychology and Speech Therapy.
Place of employment: Sholom-
Aleikhem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia.
About the author:Dunaeva Ekaterina Sergeevna, Post-graduate Student of the Department of Correction Pedagogy, Psychology and Speech Therapy.
Место работы: Приамурский Place of employment: Sholom-
государственный университет имени Aleikhem Priamursky State University, Шолом-Алейхема, г. Биробиджан Birobidzhan, Russia.
(Россия).
Контактная информация: 679000, г. Биробиджан, ул. Пушкина, д. 7. E-mail: kor.ped@mail.ru.
Проблема духовно-нравственной культуры будущего педагога в образовательном пространстве вуза является актуальной, поскольку обусловлена требованиями современного общества к подготовке нравственной личности, компетентного и квалифицированного специалиста. Целостный образовательный процесс в вузе должен соотноситься с его биологической, социальной и духовной составляющими. Духовно-нравственная культура является детерминирующей профессиональной характеристикой будущего педагога и рассматривается как степень освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа как части менталитета страны, понимания себя и других. Современная наука рассматривает духовно-нравственную культуру субъектов Российской Федерации как важнейший компонент современности, обеспечивающий связь поколений, сохранение национальной идентичности. Под духовнонравственной культурой понимается процессуальная целостность, способствующая созданию условий для интериоризации духовных ценностей в качества личности, детерминирующие и регулирующие ее мотивацию, проявляющиеся в
ствования [5]. Именно поэтому во многих вузах Российской Федерации разрабатываются различные концепции и программы воспитания, в которых обосновывается необходимость приоритетного освоения собственной духовно-нравственной культуры [2; 3].
Предметом нашего исследования является формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов в рамках общей и профессиональной компетентности. Развивающаяся личность рассматривается нами как субъект духовно-нравственной культуры, собственной истории, первоначально непосредственного социокультурного окружения. Всё это подчеркивает актуальность исследования, посвященного созданию организационно-педагогических условий развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.
Теоретико-методологическую основу разработки проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов составили:
- теория личностно ориентированного образования (Е. В. Бонда-ревская, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, В. Д. Щад-
творческом опыте самосовершен- риков и др.);
© Шкляр Н. В., Дунаева Е. С., 2013
- философская теория целостности, в рамках которой человек рассматривается сквозь призму совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития (Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, И. А. Ильин, Д. С. Лихачев, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев и др.);
- психологическая теория мотивации деятельности человека и ее ценностно-смысловых оснований (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);
- педагогические теории сущности воспитания духовно-нравственной культуры личности специалиста (Е. В. Бондаревская, Е. П. Белозерцев, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, М. И. Рожков, Л. М. Лузина, Л. И. Маленкова, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова и др.).
На основе анализа психологопедагогической литературы Х. Ю. Бо-ташева предлагает рассматривать феномен духовно-нравственной
культуры в двух ракурсах: как социальное явление и как качество личности. В данный феномен входят три составляющие: духовность, нравственность, культура [4].
Как указывает Х. Ю. Бота-шева, на процесс развития духовнонравственной культуры оказывают существенное влияние четыре основных элемента образовательного процесса:
- мотивация (духовно-нравственный компонент в учебных дисциплинах и спецкурсах учебного плана);
- целеполагание (технологический параметр, связанный с разви-
тием образовательных компонентов, ориентированных на совершенствование качества подготовки будущего педагога; включает уровень коммуникативной культуры, деятельностный параметр, направленность на духовно-нравственное совершенствование);
- самооценка (межличностный параметр, раскрывающий отношение к себе, к окружающим, к обществу, к самореализации студентов, представление о современном мире);
- творчество (предметно-прак-
тический компонент, характеризующийся направленностью на профессионально-личностное со-
вершенствование, умение решать профессиональные задачи) [5].
Воспитание духовно-нравственной культуры будущих педагогов входит в число приоритетных направлений государственной политики, что подтверждается нормативно-правовыми документами.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагает в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями включить в основные образовательные программы учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических культурных традициях мировой религии [16].
Как показывает анализ ФГОС ВПО, система двухступенчатого
профессионального образования также предполагает серьезное внимание к воспитанию духовнонравственной культуры будущих педагогов. Это отражено в характеристике профессиональной деятельности выпускников бакалавриата, в ряде общекультурных компетенций, среди которых можно отметить следующие:
- способность и готовность к совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, ко нравственному и физическому развитию;
- использование знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности;
- способность совершенствовать и повышать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;
- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;
- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
- владение моральными нормами и основами нравственного поведения;
- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при выстраивании социальных взаимодействий и др. [13; 14; 15].
Данные изменения требований к качественной подготовке будущих педагогов в системе высшего
профессионального образования обусловили внимание к проблеме формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов в воспитательном пространстве университета. Планирование внеучеб-ной (воспитательной) работы в вузе предполагает совершенствование всех сторон жизнедеятельности студенческой молодежи, т. е. моделирование, проектирование и реализацию на практике различных форм и методов работы со студентами, направленных на их вовлечение в системное осмысление уникальности духовно-нравственной культуры области, региона, государства [7]. Наряду с этим, нами использовались такие методы, как теоретический анализ фундаментальных и прикладных исследований, наблюдение, систематизация эмпирического материала, обобщение и распространение опыта вне-учебной (воспитательной) работы в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема на факультете педагогики и психологии — центре педагогического образования [6; 9; 10].
Результаты научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава университета показывают, что в нашем вузе духовно-нравственное воспитание студентов также является приоритетным направлением. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей учебно-воспитательной деятельности университета и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества
личности, определяющего ее позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру [9].
С целью изучения отношения к проблемам формирования духовно-нравственной культуры студентов нами был проведен опрос профессорско-преподавательского состава и студентов факультета педагогики и психологии.
Вопросы были сгруппированы в три блока. Первый блок вопросов был направлен на уточнение места и роли духовно-нравственных аспектов воспитания человека в современном обществе. Второй блок вопросов включал изучение отношения профессорско-преподава-
тельского состава и студентов к таким параметрам, как система духовно-нравственного воспитания в университете, на факультете. Третий блок вопросов позволил изучить отношение педагогов и студентов к такому параметру, как результативность внеучебного (воспитательного) процесса, к проблемам духовно-нравственного воспитания молодого поколения, а также определить пути решения проблем на различных уровнях: государства, области, вуза, семьи и личности.
Результаты опроса показали, что все участники исследования имеют личное отношение к современным проблемам формирования духовно-нравственной культуры
молодежи, накопили собственный опыт жизнедеятельности, выработали свои взгляды на многие аспекты внеучебной (воспитательной) деятельности. Однако стоит отметить, что не все участники знакомы
с ценностями духовно-нравственного воспитания молодого поколения, многие недостаточно осознают практическую значимость реализуемых проектов и проводимых мероприятий на факультете и в университете.
В рамках учебно-воспитательного процесса на факультете формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов осуществляется в различных видах деятельности, планируемых управлением внеучебной работы и социальной поддержки студентов университета и деканатом психологопедагогического факультета.
Интересные мероприятия, которые систематически проводятся на факультете со студентами, направлены на развитие духовно-нравственной культуры и формирование следующих компетенций: социально-культурной, профессионально-
трудовой, эколого-валеологической, информационно-коммуникативной, личностно-развивающей.
Для формирования социальнокультурной компетенции будущие педагоги принимают активное участие в социально-культурных проектах, историко-краеведческой работе, в деятельности творческих, религиозных, волонтерских объединений, дискуссионных клубах. Наиболее показательными из таких проектов являются конкурс социальных видеороликов «Отражение», семинар-практикум по социальному проектированию, социально-педагогический проект «Образование души: здесь и сейчас». Гражданско-патриотическое воспи-
тание будущих педагогов осуществляется через включение студентов в социально значимую деятельность, благотворительные акции, участие в смотрах, конкурсах, фестивалях героико-патриотической
тематики, а также в безвозмездном общественно полезном труде и др.
Студенты вуза и факультета вовлечены в реализацию целевой программы «Гражданско-патриотическое воспитание студентов в системе воспитательной работы вуза». В рамках данной программы студенты организуют тематические выставки: «День памяти воинов-интернационалистов в России», «День единства народов», «Вечной памятью живы», «Семья — права и обязанности», «Законопослушный гражданин», «Сталинградская битва». В вузе действуют студенческие отряды (стройотряд, добровольный пожарный отряд и др.), в которые вовлечены студенты факультета. Также они принимают активное участие в общественно-политических акциях, проводимых правительством Еврейской автономной области.
С целью формирования профессионально-трудовой компетенции студенты проходят учебнопроизводственные практики, осваивают дополнительные квалификации, участвуют в профессионально ориентированных объединениях, инновационных проектах, в трудовых семестрах [12].
Совместно с сотрудниками Центра содействия трудоустройству и адаптации на рынке для студентов факультета организуются
и проводятся форум «Карьера», конкурс «Лучший выпускник» и др. В соответствии с планом профориентационной работы будущие педагоги принимают участие в проведении дня открытых дверей и участвуют в других направлениях профориентационной работы.
Для формирования эколого-валеологической компетенции студенты факультета вовлечены в природоохранительную деятельность, акции экологического содержания, занятия физической культурой и спортом и др. Ежегодно на факультете проводится акция «День донора», конкурс стенной печати «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости». Будущие педагоги принимают активное участие в межфакультетском турс-лете, спортивной эстафете между общежитиями университета «Навстречу мечте», тематических вечерах, посвященные Дню борьбы со СПИДом, Дню без курения, пропаганде здорового образа жизни.
Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов-педагогов осуществляется через включение их в коллективные дела в студенческой группе, работу в творческих, научно-исследовательских коллективах, тренингах принятия решений, организационно-деятельностные игры, студенческие СМИ и сайты, интернет-олимпиады, конкурсы и др. Ежегодно студенты факультета участвуют в проведении инструктивнометодического семинара по подготовке вожатых, в фестивале «Бол-динская осень», в конкурсе театраль-
ных коллективов. Результаты своих научных, творческих, спортивных и общественных достижений студенты публикуют в студенческой газете университета «Ойкумена».
Не менее значимой в развитии духовно-нравственной культуры
будущих педагогов является личностно-развивающая компетенция, направленная на формирование таких ценностей, как самоопределение, самореализация, самообразование, самоорганизация [1].
Даная компетенция формируется через включение студентов в тренинги личностного роста, разработку стратегии жизненного пути, различные формы творческой, волонтерской, общественно полезной деятельности и др. Студенты факультета принимают активное участие в конкурсе профессионального мастерства «Шаг к успеху», в ежегодном фестивале-конкурсе молодежного творчества «Крылья», межфакультетском конкурсе во-жатского мастерства «Мастер своего дела». На факультете реализуется социальный проект «Педагогическая поддержка процесса адаптации студентов 1 курса».
Предложенная система мероприятий является эффективной и оказывает существенное влияние на формирование духовно-нравственной культуры студентов.
Как показало наше исследование, проблема формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов является важной задачей профессиональной подготовки, решение которой осуществляется не только в процессе орга-
низации учебной деятельности, но и в воспитательной (внеучебной) работе [11].
Педагогический поиск дает положительные результаты, которые позитивно отражаются на формировании духовно-нравственной культуры и профессиональной компетентности студентов.
Предметом последующего педагогического изучения могут стать различные аспекты реализации опыта студенческой молодежи в сфере духовно-нравственной культуры, а также разработка особенностей содержания, планирования и моделирования регионального и вузовского компонентов воспитательного пространства по развитию системы качеств личности в исследуемом отношении.
Литература
1. Баженова, Н. Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? / Н. Г. Баженова // Высшее образование в России. — 2012. — № 3/12.
2. Бутрим, Г. А. Современные приоритеты воспитания студенческой молодежи / Г. А. Битрум // Высшая школа. — 2001. — № 1.
3. Бондаревская, Е. В. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания. — Ростов н/Д, 1993.
4. Боташева, Х. Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета / Х. Ю. Боташева // Научные проблемы гуманитарных исследований : науч.-теорет. журн. — Пятигорск : ПГТУ, 2008. — № 12.
5. Боташева, Х. Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве универ-
ситета : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Х. Ю. Боташева. — Ростов н/Д, 2010.
6. Дунаева, Е. С. К вопросу об изучении состояния воспитательной работы в вузе / Е. С Дунаева // Сборник материалов 25 Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2012. — Ч. 2.
7. Концепция воспитательной (вне-учебной) работы со студентами Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема : утверждена на заседании ученого совета ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема» от 30.10.2012г.
8. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект) / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования : материалы 14 Всерос. совещания. — М., 2004. — Кн. 2.
9. Содержание и технологии вне-
учебной работы : сборник материалов 3 Междунар. заоч. науч.-метод. конф. / под ред. Л. С. Гринкруга, Н. Г. Баженовой. — Биробиджан : Изд-во
ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2011.
10. Шаповалова, О. Е. Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога / О. Е. Шаповалова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2010. — № 1 (9).
11. Шкляр, Н. В. Совершенствование
практической подготовки будущих дефектологов / Н. В. Шкляр, Е. С. Дунаева // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. — 2013. — № 1 (12).
12. Шкляр, Н. В. Совершенствование практической подготовки будущих дефектологов / Н. В. Шкляр // Высшее образование в России. — 2012. — № 3/12.
13. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) бакалавр) : утв. М-вом образования и науки Российской Федерации от 18.10. 2010 г. № 49.
14. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) : утв. М-вом образования и науки Российской Федерации от 22.03.2010 г. № 200.
15. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) : утв. М-вом образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 778.
16. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».