УДК 378.147+361.37
ББК Ч448.987 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08
Е. А. Борисова E. A. Borisova Биробиджан, Россия Birobidzhan, Russia
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
TRAINING OF FUTURE SPEECH THERAPY TEACHERS FOR THE INDEPENDENT PROFESSIONAL ACTIVITY
Аннотация. Обосновывается необходимость подготовки учителей-лого-педов в условиях высшего профессионального образования, рассматриваются некоторые содержательные аспекты формирования готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями; логопедическая помощь; учитель-логопед; профессиональная подготовка.
Сведения об авторе: Борисова Елена Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан.
Контактная информация: 679000,
E-mail: [email protected].
Abstract. The necessity of training of Speech Therapy teachers in higher educational institutions is proved; some aspects of formation of readiness to professional activity are discussed.
Key words: children with speech disorders; help of speech therapist; Speech Therapy teacher; professional training.
About the author: Borisova Elena Albertovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Department of Correction Pedagogy, Psychology and Speech Therapy, Sholom-Aleikhem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia.
. Биробиджан, ул. Пушкина, д. 7.
Обосновывая актуальность заявленной проблемы, отметим, что в связи с гуманизацией образования, модификацией школьных программ и методов обучения, а также в свете последних концепций дошкольного образования большое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития, что оказывается возможным только при условии полноценного овладения речью.
В исследованиях Л. С. Выготского [1], Р. Е. Левиной [5], М. И. Лисиной [6] и других отмечается, что отклонения в речевом развитии затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами. Они ограничивают формирование представлений, понятий, затрудняют усвоение чтения и письма. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка,
© Борисова Е. А., 2013
формирует психические наслоения и специфические особенности эмоционально-волевой сферы, обусловливает развитие нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Всё это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем — на выборе профессии.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что количество детей с различными отклонениями в речевом развитии неуклонно растет. В большинстве случаев расстройства речи имеют органическую природу, что объясняет сложность симптоматологиче-ской картины, структуры их проявлений. При этом нередко диагностируется сочетанное проявление различных нарушений речи (например, таких, как дизартрия, заикание и общее недоразвитие речи). Следует отметить, что расстройство речевой функции наблюдается не только как самостоятельное нарушение: дефекты речи выявляются у детей, имеющих нарушения зрения, слуха, интеллекта и другие отклонения в развитии.
Это обосновывает необходимость сопровождения развития детей с речевыми нарушениями, оказания им своевременной специализированной, квалифицированной логопедической помощи, эффективность которой во многом зависит от профессиональной подготовки логопеда.
Обеспечение общества высококвалифицированными специалистами напрямую зависит от качест-
ва образования. Модернизация современной системы образования диктует необходимость повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Реализация основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предполагает овладение коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной и профилактической, культурнопросветительской и другими видами деятельности. Овладеть ими можно только в условиях практикоориентированного обучения.
Как отмечает С. Н. Шаховская [7], система профессионального педагогического образования переходит от ориентировки на освоение суммы знаний и умений, требуемых для овладения специальностью, к ориентации на формирование профессиональных компетенций.
Проблема подготовки учите-лей-логопедов в первую очередь связана с формированием готовности к предстоящей профессиональной деятельности или сложного динамического образования личности, позволяющего определенному субъекту успешно осуществлять педагогическую деятельность.
Вопросы готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности поднимают в своих исследованиях многие ведущие специалисты. Н. Е. Колесник [3]
рассматривает проблему подготовки учителей начальных классов,
Н. В. Шкляр [8] — формирование профессиональной компетентности студентов-дефектологов.
Сегодня выделяют два основных подхода к изучению готовности к педагогической деятельности:
- личностный, который подразумевает многоуровневую структуру качеств, свойств и состояний, позволяющих более или менее успешно осуществлять деятельность;
- функциональный, который рассматривает готовность как определенное функциональное состояние человека, как психологическое условие успешного выполнения деятельности [2].
Готовность будущего учителя-логопеда к педагогической деятельности является и результатом его профессиональной подготовки в процессе обучения в вузе, и условием его успешной предстоящей деятельности. В работах Б. Д. Зод-баевой [2], Е. А. Колодовской [4], С. Н. Шаховской [7] указывается на то, что эта готовность складывается из теоретической и практической готовности. Первая формируется и совершенствуется в период обучения в вузе, когда студент осознает цели специального образования, социальную ценность профессии учителя-логопеда не только для общества, но и для конкретной личности как субъекта коррекционно-развивающего процесса, ответственность перед обществом за результат коррекционно-педагогической деятельности, необходимость развития в себе профессио-
нально значимых личностных качеств, освоения специальных психологических знаний, способствующих самореализации педагога, учителя-логопеда как личности.
Практическая готовность взаимосвязана с теоретической готовностью и, как показывают наблюдения, претерпевает существенные качественные изменения по мере приобретения студентами опыта взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения. Анализ анкет первокурсников показывает, что лишь некоторые из абитуриентов сознательно выбрали профильное направление обучения. Чаще всего, поступая в вуз, абитуриенты имеют лишь поверхностные, общие представления о будущей специальности, что снижает интерес и мотивацию к предстоящему обучению. Наиболее существенные изменения происходят на 2—3 курсах, когда студент, впервые столкнувшись с детьми, осознает необходимость освоения способов и приемов эффективного осуществления коррекционно-педагогиче-
ской деятельности, необходимость преломления приобретаемого теоретического знания в практической деятельности. К моменту окончания курса обучения у большинства студентов формируются профессиональные ценности-отношения: к себе, к воспитанникам, к коллегам, к родителям, к профессиональной деятельности.
Б. Д. Зодбаева [2] в своем исследовании выделяет и характеризует основные функции учителя-логопеда, готового к взаимодейст-
вию с детьми с нарушением речи. Остановимся на них.
1. Воспитательно-образовательная функция. В рамках этой функции логопед обеспечивает целенаправленное взаимодействие с детьми с нарушением речи и ближайшим окружением (семья, родственники).
2. Диагностическая функция. Она предполагает овладение диагностическим инструментарием с целью его применения в коррекционно-педагогической деятельности, установление условий, оказавших неблагоприятное воздействие на ход речевого развития, выявление причин и механизмов нарушений речи. Не менее важным является изучение влияния семьи на процесс речевого и умственного развития ребенка.
3. Коррекционная функция. Выделение данной функции предполагает определение основных направлений коррекционного воздействия, планирование целей, задач осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи, определение содержания коррекционно-образовательных программ для детей с нарушением речи в условиях различных типов образовательных учреждений, осуществление отбора методик и техник коррекционно-развивающей работы с учетом механизмов речевого нарушения, структуры дефекта, степени его выраженности.
4. Организационная функция. В рамках этой функции деятельность логопеда направлена на соз-
дание благоприятных условий для общего и речевого развития ребенка, устранение неблагоприятных факторов, негативно влияющих на развитие ребенка, установление педагогически целесообразных отношений с детьми с нарушением речи, их родителями, оказание оперативной педагогической помощи детям с нарушением речи, создание психологически комфортной атмосферы при организации различных видов деятельности.
Профессиональная подготовка студентов осуществляется с учетом овладения данными функциями как основными компетенциями, из которых складывается деятельность учителя-логопеда.
Практическая готовность будущего логопеда — это наличие потребности в помощи детям с проблемами в речевом развитии, совокупности личностных качеств, позволяющих эффективно реализовывать цели коррекционно-педагогической деятельности, владение теорией и методикой коррекционной работы с детьми с дефектами речи, современными технологиями коррекции и компенсации дизонто-генетического развития. Данная готовность включает мотивационно-личностный, содержательный
и коррекционно-диагностический структурные компоненты, которые являются критериями практической готовности будущего учителя-логопеда. Эти основные компоненты содержания профессиональной подготовки будущих дефектологов взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Высокий профессиональный уровень подготовки студентов не может быть обеспечен без сотрудничества учебного заведения с профильными учреждениями. Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема много лет плодотворно сотрудничает с дошкольными и школьными образовательными учреждениями города. Это сотрудничество наиболее отчетливо прослеживается в период педагогической практики, которая является важным звеном в подготовке к самостоятельной практической деятельности, поскольку позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания, изучить содержание и организацию логопедической и коррекционновоспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения, сформировать умения и навыки практической работы по выявлению и преодолению нарушений речевой деятельности у детей.
Студенты во время практики работают с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В связи с этим различается и содержание их логопедических занятий. Так, в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основное внимание уделяется формированию произносительной стороны речи, развитию лексико-грамматических средств языка и самостоятельной развернутой фразовой речи. В под-
готовительной к школе группе предполагается и подготовка детей к обучению грамоте. Речевые упражнения, подбираемые для занятий, направлены на обогащение, активизацию словаря, развитие навыков словоизменения и словообразования. Учитывая значение связной речи и ее своеобразие у детей с общим недоразвитием речи, студенты большое значение уделяют ее развитию: проводят занятия, направленные на обучение детей пересказу, составлению сюжетных и описательных рассказов. Использование на этих занятиях различной по содержанию и назначению наглядности способствует не только привлечению и сосредоточению внимания детей, поддержанию их интереса, но и лучшему усвоению материала, организации и структурированию детских высказываний, активизации речевой и мыслительной деятельности. Большое внимание в работе с детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 1-го класса уделяется предупреждению возникновения возможных нарушений письменной речи.
На логопедических занятиях с детьми, имеющими заикание, студенты обучают их диафрагмальному дыханию, длительному фонационному и речевому выдоху, плавному голосоведению, проводят с детьми упражнения с элементами релаксации, что способствует снятию напряжения в различных группах мышц. Большое внимание практиканты уделяют включению в занятия с детьми упражнений, направленных на развитие коорди-
нации и ритмизации движений. При подготовке к занятиям будущие логопеды учитывают речевые возможности детей, уровень их самостоятельной бессудорожной речи.
На индивидуальных занятиях студенты проводят коррекцию нарушений звукопроизношения. При дислалии она предполагает развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, формирование произносительных навыков. Работая с детьми, страдающими дизартрическими расстройствами, студенты овладевают навыками логопедического массажа, способствующего нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, подбирают и проводят с детьми комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп мышц, формируют правильное звукопроизношение в сочетании с развитием просодической стороны речи.
Подготовка студентов к практике осуществляется в ходе практических и лабораторных занятий, значительная часть которых организуется на базе образовательных учреждений. Перед выходом на практическую базу преподавателями организуется моделирование различных рабочих ситуаций, когда студенты в малых группах проигрывают ситуации обследования, проведения артикуляционной гимнастики, фрагментов занятий и т. д. С одной стороны, это дает возможность отрепетировать ход предстоящей работы с ребенком, что позволяет во время непосредственной работы с ним чувствовать себя
уверенней. С другой стороны, такое моделирование учит студентов четче формулировать инструкции к заданиям, оценивать подобранный речевой и наглядный материал с точки зрения целесообразности его использования, организовывать рабочее пространство и уметь ориентироваться в нем. Практическая работа с детьми начинается с проведения отдельных упражнений индивидуально, а затем с небольшими группами. После этого возможно проведение полноценных логопедических занятий. Такая последовательность в подготовке студентов к выходу на практику позволяет им постепенно погрузиться в процесс взаимодействия с детьми с речевыми нарушениями, в специфику организации и содержания логопедической работы, сформировать компетенции, необходимые для последующей самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителей-логопедов.
Подобный подход к подготовке будущих логопедов к профессиональной деятельности позволяет закрепить у студентов теоретические знания и осуществить их практическое преломление, вооружить их профессионально-педагогическими умениями, что обеспечивает компетентностный подход и деятельностный характер образования.
Литература
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1996.
2. Зодбаева, Б. Д. Формирование у студентов-дефектологов практической готовности к взаимодействию
с дошкольниками с нарушением интеллекта / Б. Д. Зодбаева // Школьный логопед. — 2005. — № 2 (5).
3. Колесник, Н. Е. Критериальные характеристики готовности будущих учителей начальных классов к организации художественно-технического творчества учеников / Н. Е. Колесник // Вектор науки Тольяттинского гос. унта. Сер.: Педагогика, психология. — 2013. — № 1 (12).
4. Колодовская, Е. А. Из опыта работы по подготовке будущих специалистов системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также логопунктов дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений / Е. А. Колодовская // Практическая психология и логопедия. — 2007. — № 3 (26).
5. Левина, Р. Е Нарушения чтения и письма у детей. Избранные труды / Р. Е. Левина ; ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — М. : Аркти, 2005.
6. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина / под ред. А. Г. Рузской. — М. : Изд-во «Ин-т практической психологии» ; Воронеж : НПО «Модэк», 1997.
7. Шаховская, С. Н. Современные тенденции в вузовской подготовке логопедов / С. Н. Шаховская // Логопед в детском саду. — 2007. — № 8 (23).
8. Шкляр, Н. В. Формирование профессиональной компетентности сту-дентов-дефектологов в процессе воспитательной работы / Н. В. Шкляр // Вектор науки Тольяттинского гос. унта. Сер.: Педагогика, психология. — 2013. — № 1 (12).