УДК 378.1
МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА*
В статье обосновывается влияние регионального образовательного кластера на качество педагогического образования, показано что расширение круга субъектов, участвующих в профессиональной подготовке будущего учителя влияет на развитие социальных связей, осознание студентами мировоззренческих и этических профессиональных ориентаций, а также практики соблюдения норм и правил профессионально-педагогического сообщества. Рассмотрены модели подготовки педагогов в рамках образовательного кластера (традиционные, инновационные, контекстно-ком-петентностные, исследовательские, коммуникативные, рефлексивные) и на их основе раскрыты возможности кластерного подхода в подготовке педагогических кадров региона.
Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка педагогических кадров, кластерный подход, образовательный кластер, модели подготовки педагогов.
Создание кластеров как основы управления циклами обмена знаниями и технологиями в рамках единой системы педагогического образования является одним из способов повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Во всем мире кластеры считаются перспективной формой взаимодействия государства и частного сектора. Так, например, во Франции в рамках Национальной инвестиционной программы (запущенной в 2010 г.) уже создано более 70 кластеров с целью повышения качества высшего образования и подготовки специалистов, проведение научных исследований, развития среднего и малого бизнеса, цифровой экономики и т. п.
Образовательные кластеры, как правило, региональные - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и, кроме этого, включающие другие учреждения и организации региона.
Предполагается, что создание образовательных кластеров существенно повышает уровень и качество подготовки специалистов, является основой для интеграции образовательных учреждений с другими организациями региона, открывает дополнительные источники финансирования для обновления материально-технической базы образовательных учреждений. Кроме этого, деятельность образовательного кластера способствует:
- выработке и реализации определенной образовательной политики в регионе;
- развитию бренда образовательных учреждений (входящих в кластер);
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Сетевое взаимодействие в подготовке педагогических кадров Омского региона», проект № 15-16-55005.
Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко N. S. Makarova, Yu. B. Drobotenko
THE MODELS OF TEACHERS TRAINING
WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REGIONAL EDUCATION CLUSTER
The article proves the interdependence between the activity of the regional education cluster and the quality of pedagogical education; shows that the expanding circle of organizations involved in teachers professional training has its influence on the development of social links, students' world outlook and ethical professional orientations as well as students' interiorization of norms and rules established in the local professional pedagogical community. The authors present the models of teachers training within the framework of the regional education cluster (traditional, innovative, content and competence-based, research-based, communicative, reflection-based) and on the basis of these models they show the potential of the cluster approach to the process of teachers training in the region.
Keywords: pedagogical education, preparation of pedagogical shots, education cluster, models of teachers training
- повышению конкурентоспособности специалистов на рынке труда;
- устранению разрыва между теорией и практикой образования;
- разработке механизмов оценки качества подготовки специалистов и т. п.
Профессиональная подготовка в педагогическом вузе предполагает включенность студентов в сеть социальных связей (установленных вузом и самим студентом), усвоение мировоззренческих и этических профессиональных ориентаций, усвоение практики соблюдения норм и правил профессионально-педагогического сообщества, что в последующем позволит молодому педагогу вписаться в ячейку социального, в том числе и профессионального, пространства. В исследовании Д. Константиновского, В. Вахштайна, Д. Куракина, Я. Рощиной [1] говорится, что человек выбирает вуз прежде всего в зависимости от своих стартовых возможностей; в дальнейшем вуз формирует социально-личностные качества человека и его профессиональные планки (тип личности). Таким образом, образовательный кластер представляет собой то многомерное образовательное пространство, в рамках которого складывается целый спектр различных общественных отношений, которые дают возможность будущему педагогу получить практический опыт решения профессиональных и личных задач.
Существует несколько вариантов структурной организации деятельности образовательного кластера:
- горизонтальный кластер, объединяющий альянсы вузов, колледжей, учреждений общего, дополнительного, дошкольного образования;
- вертикальный кластер, который включает постоянные и временные объединения по проблемам субъектов разных профилей профессий, квалификаций, учреждений;
- матричный кластер, в рамках которого формируются советы - экспертные, координационные, научно-методические.
Все эти элементы взаимодействия и их характеристики являются органичными для регионального кластера педагогического образования и представляют собой универсальную структуру. Интегрированное пространство регионального образовательного кластера становится контекстом для реализации различных моделей профессиональной подготовки педагогов (традиционных, инновационных, контекс-тно-компетентностный, исследовательских, коммуникативных, рефлексивных и др.).
В качестве примера инновационных моделей подготовки педагогов в рамках регионального образовательного кластера можно назвать психологически ориентированные модели (активизирующая, свободная). Теоретико-методологической основой таких моделей является личностно-ори-ентированный подход, который заключается в признании студента главной действующей фигурой всего процесса подготовки в вузе, при этом отношения студента и преподавателя построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. В рамках данных моделей популярными являются такие формы организации занятий, как тренинги, коучинги, деловые игры, мастер-классы, совместное проектирование, супервизорские встречи и т. п. Преподаватель выступает не как руководитель процесса обучения, управляющий ходом усвоения знаний и оценивающий его результат, а как фасилитатор учения, призванный создать благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного усвоения знаний, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы студентов, а также групповую учебную деятельность, поддерживающий проявление тенденций к сотрудничеству и предоставляющий им разнообразные учебные материалы. В основе психологически ориентированных моделей лежит принцип субъектности, предполагающий развитие человека как субъекта профессиональной деятельности.
Примерами контекстно-компетентностных моделей подготовки педагогов могут быть модели ситуационного обучения (обучение на основе изучение кейс-стади), симу-лятивного обучения (Simulation-based Learning), обучения на «рабочем месте» - обучение действием (action learning), ситуативное обучение (situated learning), случайное обучение (incidental learning). По сути, все контекстно-компетен-тностные модели (и квази-профессиональные и обучения «на рабочем месте») строятся исходя из логики того, что обучение происходит в определенных условиях, в контексте. В соответствии с этим, Б.-О. Лундваль выделяет следующие контексты: обучение в деятельности (learning by doing); обучение в процессе использование чего-либо (learning by using); обучение в процессе взаимодействия (learning by interaction); обучение в процессе производства чего-либо (learning by producing); обучение в процессе поиска (learning by searching); обучение в процессе исследования (learning by exploring) [2]. Основной принцип построения контекс-тно-компетентностных моделей подготовки педагогов - это принцип практикоориентированности, который раскрывается в особенностях ее организации, приобретающей характер «фокусной», «по требованию», более адаптивной
к потребностям самих студентов и одновременно запросам рынка труда.
Исследовательские модели подготовки педагогов в рамках регионального образовательного кластера включают модели обучения на «лучших практиках», обучения «в новой роли», проектное обучение, каскадные модели, исследование действием (action research) и др. В рамках данных модели педагоги рассматриваются не как «потребители» готовых знаний, произведенных учеными, экспертами в области образования, а как «творцы» знаний. Для того чтобы выполнять такую роль необходимы сформированные умения организации исследования и рефлексии полученных результатов.
В основе коммуникативных моделей подготовки лежат идеи организации активного взаимодействия студентов и преподавателей, которое достигается за счет использования интерактивных и коммуникативных технологий (групповое обучение, деловые игры, дискуссии, дебаты, круглые столы, мозговые штурмы, обучение в логике технологии критического мышления, кейс-технологии, проектное обучение и т. п.). Возможности современных информационных технологий также в значительной степени повышают интерактивность в такого рода подготовке (организация взаимодействия через социальные сети, чаты, блоги и т. п.).
Важной особенностью рефлексивных моделей подготовки педагогов в рамках регионального образовательного кластера является процесс сопровождения будущих педагогов, который может носить характер наставничества, супервизии, менторства, фасилитации и т. п. Наставник, супервизор, ментор, фасилитатор помогает студентам советом, исходя из своего профессионального опыта, может предложить несколько путей решения сложившейся ситуации, вместе со студентом выясняет, как избежать подобной ошибки в последующем.
Следует отметить, что деление представленных моделей подготовки будущих педагогов в рамках регионального образовательного кластера является достаточно условным, так как все современные модели подготовки комплексны, эклектичны по своей структуре и содержат элементы, присущие другим моделям. Так, например, контекстно-компетентностная содержит коммуникативный, рефлексивный, исследовательский и другие компоненты. Выделение тех или иных моделей скорее связано с характеристиками их направленности на определенные результаты подготовки, которые планируется получить в результате реализации той или иной модели. Результатом подготовки в логике инновационной модели является готовность к созданию и внедрению инноваций, готовность к изменениям, вызванным инновациями. Исходя из идей построения контекстно-компетентностных моделей подготовки результатом обучения будет набор компетенций, необходимый для реализации профессионально-педагогической деятельности в определенных условиях (например, поликультурное образование, инклюзивное образование, личностно ориентированное образование и т. п.). В контексте исследовательской модели подготовки результатом являются развитые умения исследовательской деятельности, а в контексте коммуникативной модели - коммуни-
кативные умения; в рефлексивной модели - рефлексивные умения. Кроме того, рассмотренный перечень видов моделей не исчерпывающий и, помимо представленных, можно также говорить, например, о появлении аксиологических моделей, этосных моделей и др.
В рамках регионального образовательного кластера специфичность каждой из моделей проявляется также в зависимости от этапа подготовки на котором она применяется. Целью довузовского этапа является профессиональное самоопределение школьников, их ориентация на педагогическую профессию, привлечение лучших выпускников школ региона в педагогические вузы. Анализ ситуации с подготовкой педагогических кадров в Омской области позволяет выделить ряд проблем, характерных в том числе и для педагогического образования Российской Федерации. На этапе «входа в профессию» к ключевым проблемам можно отнести: непривлекательность педагогической профессии в регионе, низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности на специальности и направления подготовки педагогов; недостаточно высокий процент трудоустройства выпускников педагогических учреждений среднего профессионального и высшего образования по специальности в систему образования региона. Выходом в данной ситуации должна стать целенаправленная совместная работа всех участников кластера по решению данных проблем.
Так, запланировано и уже реализуется привлечение средств массовой информации для повышения имиджевой привлекательности педагогической профессии и статуса учителя в регионе. В частности, осуществляется подготовка цикла передач на радио и телевидении о педагогических династиях, лучших представителях региональной системы образования, успешных студентах и выпускниках учреждений педагогического образования (см, например, [3, 4, 5]). Кроме того, участники кластера разрабатывают, реализуют и продвигают проекты просветительских психолого-педагогических программ. В Омском государственном педагогическом университете действует ряд проектов, направленных на работу с абитуриентами города и области, открыты педагогические классы в школах региона, разработаны профессионально-ориентированные программы для старшеклассников, реализуемые в очном и дистанционном режиме, проводятся различные олимпиады и конкурсы профессиональной направленности для будущих абитуриентов, ориентированных на педагогическую профессию (например, предметные, психолого-педагогическая олимпиады, конкурс творческих работ «Я - будущий учитель», конкурс портфолио «Педагогическая династия», конкурс фотографий «Спасибо вам, учителя» и др.). На сегодняшний день можно утверждать, что в рамках образовательного кластера Омской области складывается уникальный опыт работы с абитуриентами региона. В его основе лежит общее понимание всех участников кластера, что успешным данный проект может стать только в случае наличия гибких, вариативных программ по работе с абитуриентами, их в первую очередь не познавательная, а ценностно-смысловая направленность, событийность,
возможность выбора для педагогов и школьников форм и способов участия, постоянный мониторинг результативности и др. Соответственно, в рамках данного этапа подготовки будущих педагогов приоритет отдается коммуникативным моделям, предусматривающим организацию взаимодействия, установление партнерских отношений в пространстве образовательного кластера.
Второй (вузовский) этап подготовки педагогов ориентирован на преодоление проблем, связанных с несоответствием результатов подготовки выпускников педагогических учреждений среднего профессионального и высшего образования новым требованиям к качеству школьного образования, выраженным в Федеральном государственном образовательном стандарте. Опросы работодателей Омского региона показывают, что неподготовленность выпускников педагогических программ они связывают с отсутствием достаточного количества часов на практику и стажировку, а также с отсутствием связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы.
Фокус-группы и интервью с преподавателями вузов добавляют к этому перечню претензий к качеству подготовки также слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность и недостаточное ресурсное оснащение образовательного процесса при реализации педагогических программ. Решению указанных проблем содействует организация социального партнерства ученых, специалистов, лидеров, работающих в области профессионально-педагогического образования, и работодателей, их привлечение к проектированию образовательных программ (бакалаври-тата и магистратуры) подготовки педагогических кадров и региональных квалификационных рамок в условиях профессионально-педагогического образовательного кластера. Разрабатываются программы бакалавриата, направленные на адресную поддержку разных категорий школ (образовательные учреждения, реализующие программы повышенного уровня, сельские, сетевые, профильные, малокомплектные и др.). Активно идет процесс развития школьно-университетского партнерства через функционирование базовых школ и базовых кафедр, и представительств педагогического университета в муниципальных районах Омской области, разрабатываются программы непрерывной педагогической практики в образовательных организациях разного типа, в том числе в области культурной-педагогической просветительской деятельности. Наиболее перспективными моделям подготовки педагогов на этом этапе выступают контекстно-компетентностные и исследовательские.
Третий (постдипломный) этап подготовки педагога, призван решить проблемы недостаточной эффективности механизмов привлечения на должность педагогических работников самых способных выпускников, низкой результативности системы профессиональной поддержки и сопровождения учителей в ситуации профессиональных затруднений. Основой деятельности кластера в этом сегменте выступает построение на основе изучения запросов педагогического сообщества программ непрерывного педагогического образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки, педагогической интернатуры и др.), а также реализация системы адресной
поддержки молодых педагогов, программ сопровождения выпускников в первые годы их профессиональной деятельности. Определенных успехов членам кластера удалось добиться в деле формирования открытого дискуссионного пространства педагогов региона посредством поддержки и развития общественных педагогических сообществ. Сплоченность регионального педагогического сообщества, согласованность ценностно-этических основ профессиональной деятельности - резерв повышения качества образования в регионе на всех уровнях: от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации. Таким образом, можно утверждать, что решению этих задач будет содействовать применение в качестве основы деятельности на этом этапе рефлексивных и психологически ориентированных моделей, обладающих потенциалом для развития профессиональной культуры педагогов, их самореализации в профессии.
Подводя итоги, отметим, что построение и реализация кластеров в педагогическом образовании дает новый импульс в повышении качества образовательных услуг, повышает мобильность обучающихся и педагогических работников, позволяет осуществить действенную профессиональную ориентацию учащихся старших классов. В итоге это создает условия для повышения конкурентоспособности молодого поколения в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках кластера в процессе совместной работы целенаправленно формируется не
просто группа профессионалов, а значимое сообщество вузовских и школьных преподавателей, работников дополнительного профессионального образования, представителей администрации - людей, думающих, находящихся в постоянном развитии и понимающих какие результаты подготовки сегодня необходимы каждой из заинтересованных сторон.
1. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения / Д. Л. Константиновский, В. С. Вахштайн, Д. Ю. Куракин и др. М.: Логос, 2006. 208 с.
2. Беленов О. Н., Анучин А. А. Конкурентоспособность стран и регионов: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 144 с.
3. Судьбы, связанные с Омским педагогическим: сб. биограф. информации / Ом. гос. пед. ун-т; сост. С. А. Тала-лаева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. 187 с.
4. Муниципальные лидеры образования: сб. ст. / сост. и отв. ред. З. А. Халюта. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. 144 с.
5. В Омской области учителей будут готовить со школьной скамьи // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/ news/16496 (дата обращения: 01.11.2015).
© Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б., 2015
УДК: 378.14
О ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Рассматриваются основные подходы к формированию модели подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в условиях военного вуза.
Ключевые слова: военное образование, Национальный университет обороны, подготовка офицерских кадров, научно-педагогические кадры, высшая квалификация, профессиональная подготовка, моделирование, образовательный процесс.
fl. M. ManaweHKO L. I. Malashenko
ON THE FORMATION OF TRAINING MODEL
FOR MILITARY SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL OF HIGHEST QUALIFICATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The article reflects basic approaches to the formation of training model for military scientific and pedagogical personnel of highest qualification in conditions of military educational institution.
Keywords: military education, National Defense University, preparating of officer shots, scientific and pedagogical personnel, highest qualification, professional training, modelling, educational process.
Сегодня, в условиях, сопряженных с обострением военно-политической и военно-стратегической обстановки в целом ряде регионов, развитием и возникновением новых кризисных ситуаций, возрастает роль Вооруженных сил как стабилизатора международного паритета защитника территориальной целостности и суверенитета государств мира. Соответственно растет и востребованность офицеров как руководителей военных структур и органов управления всех степеней от тактического до стратегического уровней. Исто-
рически сложившийся стереотип формирования офицерского корпуса как оплота армии сохраняет свою актуальность, но с учетом развития общества, глобальных экономических и интернациональных процессов требуется его трансформация и совершенствование.
Особое место в офицерском корпусе страны занимают военные специалисты высшей квалификации - это офицеры, владеющие современными методами управления войсками, обеспечения, разрешения военных конфликтов как