Научная статья на тему 'Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагогического образования'

Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL CLUSTER / TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталья Николаевна, Игошев Борис Михайлович, Симонова Алевтина Александровна, Фоменко Светлана Леонидовна

Концепция модернизации российского образования предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распределения ответственности в профессиональном образовании между государством, работодателями, гражданским обществом, что прямо связано с расширением возможностей использования кластерного подхода в образовании. В статье рассмотрены основные кластерные стратегии, позитивные условия и факторы, сдерживающие развитие образовательных кластеров, пути применения бенчмаркинга в условиях образовательного кластера. Показано, что организация образовательного кластера обеспечивает решение важнейшей задачи профессиональной подготовки современного учителя переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке, к формированию творческой конкурентоспособной личности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Наталья Николаевна, Игошев Борис Михайлович, Симонова Алевтина Александровна, Фоменко Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EducationAL Cluster as a system FORMING component OF THE regional model of continuous pedagogical education

The concept of modernization of Russian education presupposes adaptation of educational structures to the new system of socio-economic relations and provision of conditions for the allocation of responsibility between the state vocational education, employers and civil society, which is directly related to the expansion of the possibilities of using the cluster approach in education. The article describes the main cluster strategies, positive conditions and constraints on the development of educational clusters and ways of application of benchmarking in conditions of an educational cluster. It also shows that the organization of an educational cluster provides the solution of the essential task of training future teachers the transition from mass-production of reproductive specialists to their individual creative training and formation of a creative competitive personality of the teacher.

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагогического образования»

УДК 378:371.124

ББК Ч409 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.02

Давыдова Наталья Николаевна,

кандидат технических наук, доцент, кафедра высшего профессионального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: edscience@mail.ru

Игошев Борис Михайлович,

доктор педагогических наук, профессиональный научный руководитель, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: igoshev@uspu.ru

Симонова Алевтина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, ректор, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: simonova@uspu.ru

Фоменко Светлана Леонидовна,

доктор педагогических наук, профессор, директор, Институт кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: sf0menk02012@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система непрерывного педагогического образования; образовательный кластер; профессиональной подготовки современного учителя.

АННОТАЦИЯ. Концепция модернизации российского образования предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распределения ответственности в профессиональном образовании между государством, работодателями, гражданским обществом, что прямо связано с расширением возможностей использования кластерного подхода в образовании. В статье рассмотрены основные кластерные стратегии, позитивные условия и факторы, сдерживающие развитие образовательных кластеров, пути применения бенчмар-кинга в условиях образовательного кластера. Показано, что организация образовательного кластера обеспечивает решение важнейшей задачи профессиональной подготовки современного учителя - переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке, к формированию творческой конкурентоспособной личности учителя.

Davydova Natalia Nikolayevna,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Higher Professional Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Igoshev Boris Mikhailovich,

Doctor of Pedagogy, Professional Scientific Advisor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Simonova Alevtina Aleksandrovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Rector, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Fomenko Svetlana Leonidovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Director of Institute of Staff Development and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

EDUCATIONAL CLUSTER AS A SYSTEM FORMING COMPONENT OF THE REGIONAL MODEL OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

KEY WORDS: system of continuous pedagogical education; educational cluster; training of future teachers.

ABSTRACT. The concept of modernization of Russian education presupposes adaptation of educational structures to the new system of socio-economic relations and provision of conditions for the allocation of responsibility between the state vocational education, employers and civil society, which is directly related to the expansion of the possibilities of using the cluster approach in education. The article describes the main cluster strategies, positive conditions and constraints on the development of educational clusters and ways of application of benchmarking in conditions of an educational cluster. It also shows that the organization of an educational cluster provides the solution of the essential task of training future teachers - the transition from mass-production of reproductive specialists to their individual creative training and formation of a creative competitive personality of the teacher.

Р

ынок профессиональных образо- нальную направленность, так как именно вательных услуг в последнее время регионы заинтересованы в высоком уровне приобретает ярко выраженную регио- обеспечения территорий профессиональ-__ными образовательными услугами. Акту-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта альность идеи регионализации определяет-

ргнф № 14-16-66032 а. ся общемировыми тенденциями социокуль-

© Давыдова Н. Н., Игошев М. Б., Симонова А. А., Фоменко С. Л., 2014

турного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры. Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Известно, что система образования, ориентирующаяся на образовательные потребности граждан региона -наиболее перспективна [9]. Это обусловливает необходимость своевременного решения ряда проблем в системе профессионального образования на уровне региона, в том числе педагогического. Причем потребность в повышении качества подготовки будущих педагогов в настоящее время приобретает статус глобальной проблемы профессиональной педагогики, поэтому от современной педагогической науки требуются новые подходы к подготовке будущих специалистов.

Важнейшие документы государства: «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Программа развития непрерывного профессионального педагогического образования» -показывают, что сегодня в образовательном пространстве России как никогда актуально решение проблемы непрерывного профессионального педагогического образования, которое может быть выстроено только при условии осуществления преемственности содержания педагогического образования различных его уровней. Целью, а также объектом и субъектом функционирования этой системы является развивающаяся конкурентоспособная личность учителя [4]. В современных социально-экономических условиях наряду с традиционными видами деятельности педагога, актуализируются такие, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования, развитие социокультурной среды, функции, связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской деятельностью и др. Расширение гностической функции педагога, увеличение доли научно-исследовательской деятельности в педагогическом труде, возрастание роли мотивации в ходе профессиональной деятельности требуют

системного повышения собственного образовательного уровня [7].

Актуальность решения проблемы непрерывной профессиональной подготовки будущих педагогов неоднократно ставилась в работах И. О. Котляровой, Н. В. Кузьминой, Г. В. Мухаметзяновой, С. А. Репина, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной и других. Особенности современных подходов к созданию систем непрерывного педагогического образования рассматривались в работах Е. В. Бондаревской, А. А. Вербицкого, И. А. Колесниковой, Л. М. Перминова, В. А. Разумного, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина, В. С. Шубинского и др.), однако следует отметить, что в ряде работ [6] подчеркивается, что «принципы создания системы непрерывного образования пока не имеют научно обоснованного механизма реализации».

Следует отметить, что и само содержание понятия непрерывного образования до настоящего времени трактуется неоднозначно, что в числе других причин объясняется и структурной и функциональной сложностью этого явления.

Так, Б. С. Гершунский считает, что «единая система непрерывного образования представляет собой комплекс государственных и общественных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, образовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоническому развитию на протяжении всей жизни».

А. М. Новиков отмечал, что системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, т. е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов.

В ряде нормативных документах система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных организаций и органов управления образованием, что подчеркивает приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами [3].

В этой связи целью системы непрерывного педагогического образования сегодня является создание эффективных условий для непрерывного общего и профес-

сионального развития личности учителя, удовлетворяющего потребности общества, конкретного региона и субъектов образовательного процесса. Ряд авторов полагает, что система подготовки специалиста может быть более эффективной, если четко определены цели и задачи обучения, на основе которых создается модель учебного процесса, при построении которого строго определяются затраты времени на изучение темы, интенсивность учебной работы (затраты умственного труда), контроль [2; 3]. Непрерывное педагогическое образование в условиях уровневой подготовки можно рассматривать с позиций целостной системы, основным свойством которой является появление новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам. Целостность системы педагогического образования означает, что ее элементы служат основной цели и способствуют достижению оптимальных результатов в профессиональной подготовке [12]. С. И. Архангельский по этому поводу отмечает, что «конкретным выходом системы научной организации педагогического процесса является оптимальное выполнение всех задач обучения на основе всех государственных целей, которые ставятся перед учебным заведением» [1]. А. Н. Леонтьев в свою очередь подчеркивал, что «профессиональное образование - это прежде всего производство человека как человека, а не как роботоподобного существа, выполняющего набор профессиональных функций» [8].

Следует отметить, что развитие системы педагогического образования в современных условиях во многом происходит за счет внутренних ресурсов и противоречий, основным из которых является противоречие между исторически сложившейся системой образования и потребностями общества в изменении роли учителя в реалиях сегодняшнего дня [2; 14].

Известно, что влияние на педагогическое образование социально-экономических и культурных факторов предопределило выделение профессионально-экономической, социально-культурной и гуманистической функций непрерывного педагогического образования [11].

Профессионально-экономическая функция отражает деятельностную сторону образования, его влияние на экономическую структуру общества

Социально-политическая функция определяет сущность и роль педагогического образования в социальной и политической сферах жизнедеятельности общества. Через нее реализуется политика государства в области просвещения. Социальная активность учителя опирается не только на

непрерывно пополняемые знания, но прежде всего на общественные отношения учителя как субъекта.

Культурно-гуманистическая функция непрерывного педагогического образования состоит в том, что оно как один из мощных факторов культуры должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных возможностей личности. Непрерывное педагогическое образование непосредственно связывается с активизацией человеческого фактора, повышением роли учителя в духовной сфере общества. Именно эта функция учитывает национальные и региональные различия при профессиональной подготовке личности учителя.

Концепция модернизации российского образования предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распределения ответственности в профессиональном образовании между государством, работодателями, гражданским обществом, что прямо связано с расширением возможностей использования кластерного подхода в образовании. В этой связи основными приоритетами формирования образовательных кластеров сегодня признаны качество образования, его непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность.

Под образовательным кластером с точки зрения организации деятельности понимается совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [5].

С точки зрения содержания деятельности образовательный кластер рассматривается как система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука - технологии - бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [10].

В литературе выделены следующие специфические черты кластеров [4], которые сегодня рассматриваются как:

• единые динамичные структуры;

• устойчивое ядро распространения новых знаний, технологий, продукции;

• инновационные центры;

• междисциплинарность;

• высокая степень информатизации;

• не имеют четких границ.

Образовательный кластер создается с

целью упорядочения и координирования деятельности по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, поиска оптимальных путей управления

системой профессионального педагогического образования. Конечная цель создания кластера - органическое слияние всех заинтересованных организаций в единый комплекс непрерывного педагогического образования.

Теоретическую основу для исследования формирования и развития образовательных кластеров составляют кластерный подход в профессиональном образовании (Г. В. Мухаметзянова, Н. Б. Пугачева,

A. В. Леонтьев), теория деятельности и педагогическое проектирование (В. В. Давыдов,

B. П. Беспалько, Г. И. Ибрагимов, В. С. Лед-нев, М. И. Махмутов, А. А. Сластенин), концепция непрерывного образования (Б. С. Гер-шунский, Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков), исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления качеством образования в профессиональной школе (П. Ф. Анисимов, Г. В. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов, Е. А. Корчагин, В. П. Пана-сюк, А. С. Субетто).

В настоящее время в литературе описаны семь основных кластерных стратегий:

- географическая, предполагающая построение пространственных кластеров, начиная от сугубо местных до подлинно глобальных;

- горизонтальная, когда несколько кластеров объединяются в мегаструктуры кластерного типа;.

- вертикальная, объединяющая, в нашем случае, отдельные уровни образования;

- латеральная, когда в кластер объединяются разные структуры, способные обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, приводящего к новым комбинациям;

- технологическая, предстающая как совокупность структур, пользующихся одной и той же технологией;

- фокусная, когда кластер организаций сосредотачивается вокруг одного центра (например университета);

- качественная, при которой существенен вопрос о том, каким образом организации осуществляют сотрудничество.

К позитивным условиям, способствующим развитию кластеров, в том числе образовательных, можно отнести:

• существование соответствующих технологических и научных инфраструктур (Д. А. Ялов);

• психологическая готовность участников к кооперации (Д. А. Ялов, В. П. Третьяк);

• наличие устойчивой региональной стратегии развития кластеров;

• возможность успешного применения метода проектного управления;

• устойчивое развитие информационных технологий, обеспечивающих обмен информацией между субъектами кластера (А. А. Мигранян).

К факторам, сдерживающим развитие кластеров, можно отнести низкий уровень развития ассоциативных структур, которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов регионального развития, краткосрочный горизонт планирования, так как реальные выгоды от развития кластера появляются только через 57 лет. Последний факт заставляет обратить внимание на вопрос о масштабе управления региональным развитием. Если масштаб управления ограничен 4 годами (предвыборный цикл), то говорить о какой-либо долгосрочной стратегии сложно. Успешная реализация проектов по специальному стимулированию кластеров возможна только при наличии соответствующей долгосрочной региональной стратегии.

Развивать кластеры в отрыве от развития региона в целом неэффективно, поэтому в образовательной политике в настоящее время все активнее применяется бен-чмаркинг как важный инструмент управления процессами непрерывного усовершенствования деятельности. Применение бенчмаркинга в образовательной политике имеет своей целью повышение эффективности деятельности образовательных организаций в условиях конкуренции и представляет собой систематический процесс сравнения с лучшими примерами практики в других регионах, их анализа для оптимизации собственной деятельности и достижения более высоких результатов. Бен-чмаркинг включает:

• выявление ключевой проблемы, требующей решения;

• разработку одной или нескольких бенчмарок для проблемной области;

• сравнение собственной деятельности с лучшими примерами практики в мире и их анализ;

• применение конкретных действий для улучшения деятельности;

• постоянный мониторинг.

На сегодняшний день бенчмаркинг является общепризнанным и широко применяемым инструментом управления

Важнейшими составляющими научно-педагогического направления «образовательный кластер» также являются:

- управление качеством образования, понимаемое как целенаправленный ресурсо-обеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качества запрограммированных результатов личностью и обществом [13];

- преемственность содержания педагогического образования и профессиональной подготовки педагогических кадров;

- развитие субъекта педагогической деятельности как важного условия преемственности содержания педагогического образования в системе «педагогический колледж - педагогический университет»;

- системная организация уровневого педагогического образования.

Теоретической основой формирования образовательного кластера является концепция непрерывного образования, способствующая определению структуры, содержания, форм деятельности каждого из входящих в кластер, единству и взаимосвязи всех звеньев образования. Важнейшим свойством в этой связи выступает его целостность. Образовательный кластер представляет собой совокупность образовательных организаций, развивается в структуре непрерывного педагогического образования как целостный педагогический объект, упорядочивающий многочисленные связи как внутри его, так и с внешней социальной средой. Цели и задачи каждого этапа формирования кластера должны быть преемственно связаны не только с целью всей системы, но и с целями и задачами предшествующих и будущих этапов.

Вторым важным свойством концепции непрерывного образования, реализующимся в рамках образовательного кластера, является преемственность всех звеньев данной системы. Каждое предыдущее звено должно быть полноценным предварением последующего. Это достигается введением сквозных учебных планов и адаптированных программ, в результате чего становится невозможным дублирование учебного материала. В результате сквозной вертикальной интеграции ступеней непрерывного образования и горизонтальной координации структур обеспечивается высокий уровень организационного объединения различных аспектов деятельности субъектов педагогического процесса [12].

Общеизвестно, что наибольший научно-теоретический потенциал и высококвалифицированные кадры сегодня сконцентрированы в педагогических университетах. Именно эти образовательные организации ВПО имеют возможность осуществлять диагностику образовательных потребностей в регионе, выстраивать многофункциональные связи с различными образовательными организациями и органами образования. В современном образовательном кластере именно вуз занимает центральное место, объединяя вокруг себя образовательную ситуацию и организации системы образования. Это позволяет вли-

ять на темпы развития собственно вузовской науки на основе ее синтеза с педагогической практикой, совместной разработки с педагогическими коллективами базовых образовательных организаций актуальных исследований по теории и практике педагогического образования и внедрения результатов научной деятельности в образовательный процесс.

Образовательный кластер обеспечивает возможность непрерывного «погружения» студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, позволяет изучать, обобщать и накапливать инновационный опыт, оперативно апробировать достижения педагогической науки, обновлять и обобщать организацию и содержание профессиональной педагогической подготовки, в том числе путем привлечения опытных учителей и преподавателей в вузе.

Можно выделить следующие стратегии развития образовательного кластера в рамках непрерывного профессионально-педагогического образования:

• экономическую, обеспечивающую создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос на подготовку педагогических кадров в сокращенные сроки;

• социальную, связанную с обеспечением гарантий трудоустройства для выпускников организаций профессионального педагогического образования через заключение договоров с работодателями;

• маркетинговую, обобщающую и распространяющую инновационные образовательные технологии, новые возможности организации учебно-воспитательной работы в профильных и предпрофильных классах общеобразовательной школы;

• правовую, обеспечивающую разработку нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений в кластере, в т. ч. в условиях изменения типа образовательных организаций (переход в автономию);

• педагогическую, направленную на совместное проектирование образовательной деятельности в условиях непрерывности подготовки педагогических кадров в системе «школа» - «ссуз» - «вуз», обеспечение содержательной и технологической стороны отношений между всеми участниками образовательного кластера.

Организация взаимодействия партнеров в этом случае предполагает обеспечение многоуровневости профессионального образования, совершенствование материально-технической базы школы, колледжа и вуза, способствует отбору и структурированию содержания педагогического образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера, стимулирует профессио-

нальный рост преподавательского состава образовательных организаций; гарантирует выпускникам учреждений профессионального образования трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, способствует формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация образовательного кластера также обеспечивает решение важнейшей задачи профессиональной подготовки современного учителя - переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке, к формированию творческой конкурентоспособной личности учителя. В условиях кластера становится воз-

можным решение проблемы вариативности профессиональной подготовки, открытия новых перспективных специальностей, введение новых дисциплин, современных технологий обучения.

Таким образом, образовательный кластер как системообразующий компонент и важнейшее условие функционирования региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров представляет собой целостное образование, включающее организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие обеспечить целенаправленный процесс развития непрерывного педагогического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М. : Высшая школ, 1976.

2. Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. М, 1980.

3. Гапонюк П. Н. Государственные программы как инструмент управления качеством подготовки специалистов в высшей школе / / Образование и наука. 2011. № 6. С. 3.

4. Гнатышина Е. А. Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода // Образование и наука. 2011. №10. С. 40.

5. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? // Восток. 2007. Вып. 1.

6. Зинченко Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. 1989. С. 81-87.

7. Жуков Г. Н. Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессионально-педагогического образования //Образование и наука. 2013. № 4. С. 58.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М. : Моск. ун-т, 1981.

9. Мухаметзянова Г. В., Пугачева Н. Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. Казань : ИПППО РАО, 2007.

10. Нанотехнологический словарь РОСНАНО. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134.

11. Орлов А. Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования -проблемы и перспективы. М., 1991.

12. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 4.

13. Соловьева В. К. Управление качеством образования на основе совершенствования организационных структур управления образованием // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. СПб., 2006. С. 25-28

14. Стеценко И. А. Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования // Образование и наука. 2011. № 10.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.