Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия'

Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / TEACHERS’ TRAINING / REGIONAL PROFESSIONAL TEACHERS’ TRAINING CLUSTER / QUALITY OF EDUCATION / NETWORK INTERACTION IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волох Олег Владимирович, Чекалева Надежда Викторовна, Макарова Наталья Станиславовна

Статья посвящена возможностям сетевого взаимодействия педагогического университета в повышении качества подготовки педагогических кадров. Раскрыты уровни и направления сотрудничества, указаны механизмы формирования сети. На основе прогноза развития рынка труда в регионе представлена характеристика регионального профессионально-педагогического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ Training in the Context of Regional Network Interaction

The article is devoted to the issues of regional network interaction and its opportunities for teachers’ training universities’ increasing quality of training. The levels, ways and means of cooperation to establish the network between different social institutes are described. The characteristics of regional professional teachers’ training cluster are given on a prognostic basis of the regional labour-market development.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия»

ПЕДАГОГИКА

О. В. Волох, Н. В. Чекалева, Н. С. Макарова

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья посвящена возможностям сетевого взаимодействия педагогического университета в повышении качества подготовки педагогических кадров. Раскрыты уровни и направления сотрудничества, указаны механизмы формирования сети. На основе прогноза развития рынка труда в регионе представлена характеристика регионального профессионально-педагогического кластера.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, качество образования, сетевое взаимодействие в высшем образовании, региональный профессиональнопедагогический кластер.

O. Volokh, N. Chekaleva, N. Makarova Teachers’ Training in the Context of Regional Network Interaction

The article is devoted to the issues of regional network interaction and its opportunities for teachers ’ training universities ’ increasing quality of training. The levels, ways and means of cooperation to establish the network between different social institutes are described. The characteristics of regional professional teachers ’ training cluster are given on a prognostic basis of the regional labour-market development.

Keywords: teachers’ training, quality of education, network interaction in higher education, regional professional teachers’ training cluster.

Изменения в социально-экономической ситуации, в образовательном законодательстве РФ приводят к необходимости поиска путей совершенствования содержания и организации подготовки педагогических кадров. Педагогические вузы решают сегодня задачу подготовки специалистов к работе в изменившихся условиях, к решению профессиональных задач в условиях неопределенности. Несмотря на тот факт, что процесс модернизации российского образования длится уже не первое десятилетние, его современный этап можно признать наиболее радикальным, так как он предусматри-

вает не только изменение в целях, в результатах, в содержании и в технологиях образования, а структурную, институциональную перестройку, переход на принципиально иные механизмы организации образовательной деятельности и управления образованием. С введением закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] в образовательном пространстве нашей страны закрепляются значимые новации, которые создают дополнительные возможности для повышения качества педагогического образования. Среди них: создание базовых кафедр вузов на предприятиях и в ор-

ганизациях, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, целевой прием, образовательное кредитование и др.

На наш взгляд, одной из наиболее перспективных и продуктивных норм, вводимых новым законом, является сетевое взаимодействие как форма реализации образовательных программ. Это открывает широкие перспективы для расширения практики сотрудничества образовательных организаций, консолидации их усилий и ресурсов для повышения качества педагогического образования.

В современной педагогической науке широко используются понятия «сетевое обучение», «сетевой принцип», «сетевое взаимодействие», «сетевая организация».

Анализ научных публикаций показал, что при всем разнообразии подходов к определению сущности «сетевого» образования ученые сходятся во мнении, что оно является актуальным и эффективным механизмом, позволяющим в современном глобальном мире решать самые разные проблемы на основе координации усилий, объединения ресурсов, выстраивания новых практик, «выращивания» общих норм регулирования деятельности.

В сетевой организации взаимодействия центральными являются «установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений, взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между структурами в образовательных организациях, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами, когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой» [4, с. 34].

Сетевое взаимодействие меняет организацию образовательного процесса, создает дополнительные возможности для повыше-

ния качества подготовки педагогических кадров.

Во-первых, в сетевых программах содержание образования приобретает инновационный характер. Именно в рамках сети может происходить непрерывное обновление содержания профессиональной подготовки, расширение вариативности, предоставления студентам образовательного выбора за счет доступа к авторским курсам, к сетевым модулям, сетевым образовательным программам. Востребованность разработанных учеными вуза курсов, модулей, занятий в сети, реализация уникальных авторских программ в рамках сетевого объединения может рассматриваться в качестве важного показателя деятельности университета и как образовательной, и как научной организации.

Во-вторых, сетевое взаимодействие создает условия для диверсификации образовательных технологий. В сетевом сотрудничестве на первый план выходят технологии, обеспечивающие возможность общения, дистанционного образования, интерактивные сетевые технологии и включенное обучение (стажировки, академические обмены, совместные практики, студенческие лагеря и научные школы и др.).

В-третьих, в сетевом взаимодействии складывается открытая образовательная среда. Развитая сеть горизонтальных связей, реализация совместных проектов создают условия для обогащения всех компонентов образовательной среды вуза, для расширения ее границ и развития субъектов сетевой организации. Образовательная среда педагогического вуза является значимым фактором становления профессиональной компетентности будущих специалистов образования. Первым шагом в этом направлении является консолидация ресурсов вузов-участников сети по развитию информационного компонента образовательной среды через создание единого электронного библиотечного фонда, образовательного портала и др.

В Омском государственном педагогическом университете сложилась практика сетевого взаимодействия на трех уровнях: на общероссийском (вуз входит в сетевое объединение «Педагогические кадры России»), на уровне Сибирского федерального округа (вуз является членом Ассоциации педагогических вузов Сибири), на региональном (в рамках проекта по развитию профессионально-педагогического кластера Омской области).

Сетевое взаимодействие ОмГПУ с педагогическими вузами страны в рамках сетевого объединения «Педагогические кадры России», созданного в 2010 г. на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, является стратегически важным для координации деятельности в условиях модернизации педагогического образования. Основные цели сетевого объединения заключаются в обеспечении эффективного и качественного образовательного процесса, направленного на подготовку современного педагога. Одной из задач является создание распределенной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и научно-методического сопровождения непрерывной уровневой системы педагогического образования с региональными зонами ответственности, а также повышение роли педагогического образования и педагогической науки, превращение педагогических университетов в крупные центры подготовки учителей.

Основными направлениями сотрудничества на этом уровне являются:

- создание условий для реализации внутрироссийской мобильности студентов;

- обеспечение прямого доступа к новейшим образовательным программам и технологиям;

- создание интегрированной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов;

- совместное взаимовыгодное использование материальных фондов;

- совместное взаимовыгодное использование учебного и научного оборудования;

- вовлечение интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава в процесс разработки инновационных форм совместной образовательной деятельности вузов.

В рамках сетевого объединения наш вуз участвует в реализации совместной с РГПУ им. А. И. Герцена магистерской программы «Государственно-общественное управле-

ние», студенты и аспиранты ОмГПУ являются постоянными участниками педагогических олимпиад и конкурсов (олимпиада магистрантов, аспирантов, студенческий конкурс «Моя инициатива в образовании»), преподаватели участвуют в проведении семинаров, конференций, круглых столов в вузах-партнерах.

Сетевая форма реализации образовательных программ является новой перспективой взаимодействия педагогических вузов Сибири. Педагогические вузы Сибири осуществляют образовательную деятельность в схожих социокультурных и экономических условиях, исследования показывают общие тенденции в развитии демографической ситуации в регионе, прогнозы относительно развития рынка труда свидетельствуют о том, что в перспективе потребность в педагогических кадрах будет только расти.

Однако при всей схожести условий осуществления образовательной деятельности в Сибирском регионе, на наш взгляд, до сих пор недостаточно учитываются запросы работодателей в части компетентностных характеристик будущего педагога. Важным является вопрос о том, какие специалисты образования нужны сегодня Сибирскому региону. Для ответа на него требуется проведение специальных маркетинговых исследований, которые могли бы конкретизировать запросы работодателей, образовательные потребности студентов и возможности вузов. У вузов-участников Ассоциации педагогических вузов Сибири накоплен богатый опыт взаимодействия, однако сете-

вая форма на этом уровне требует отработки механизма сотрудничества, поиска новых форматов и технологий. В перспективе

— развитие академической мобильности студентов и преподавателей, проектирование совместных основных образовательных программ и их реализация в сетевом формате, активизация сотрудничества ученых, реализация проектов в области учебнометодической и научно-исследовательской деятельности.

Отличительной особенностью сетевого взаимодействия на этом уровне мы считаем децентрализацию. В сетевой организации взаимодействия педагогических вузов Сибири — не один центр, а несколько равноправных центров, отличающихся наличием разных ресурсов и механизмов реализации решений. Каждый из вузов-участников партнерства является координатором определенного направления, выступает базой для реализации совместных проектов.

Сетевое взаимодействие в рамках профессионально-педагогического образова-

тельного кластера, складывающегося в Омской области, призвано решить проблему подготовки педагогических кадров с учетом

2. Взаимодействие вуза с региональными органами власти, реализация масштабных научных, культурных, социальных проектов и развитие высшего образования, которое

потребностей региона. В условиях, когда высшее образование становится значимым фактором экономического развития страны, региональные вузы вынуждены решать проблемы повышения качества подготовки выпускников, ориентироваться на потребности региона в специалистах, учитывать в подготовке специфику функционирования регионального рынка труда и особенностей профессиональной деятельности в регионе. В связи с этим можно утверждать, что регионализация подготовки специалистов в высшей школе обладает рядом приоритетов. К наиболее существенным среди них относятся две позиции.

1. Научное прогнозирование потребностей региона в специалистах. Проведенные Ом-ГПУ исследования по прогнозу ситуации на рынке педагогического труда 1993 и 1999 гг. полностью подтвердились, данные сегодняшнего дня показывают, что на период до 2020 г. количество вакансий в системе образования Омской области будет только расти. Вакансии в системе образования возникают в связи с совпадением двух процессов — с ростом рождаемости и увеличением числа учителей, выходящих на пенсию по возрасту.

обеспечивает приращение научного потенциала региона в целом.

В «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [2]

Количество вакансий учителей в системе образования Омской области в расчете на ставку 18 часов (факт 2013 и прогноз до 2020г.)

1400

200

О —

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

определен в качестве механизма развития региона кластерный подход. Его преимущества очевидны. Региональные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения знаний, инновационных технологий, своеобразную региональную сеть трансфера нового опыта, которая опирается на традиции, контакты, на совместную научную базу и др. Кроме того, предприятия и организации, входящие в кластер, получат определенные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию и снижать затраты на внедрение инноваций.

Кластер рассматривается нами как группа географически соседствующих взаимосвязанных организаций, действующих в определенной сфере (в нашем случае — в сфере профессионального педагогического образования) и взаимодополняющих друг друга. Кластер развивается благодаря гибким системным связям, взаимно способствующим росту конкурентоспособности организаций, входящих в него, через создание и распространение особой формы инноваций — совокупного инновационного продукта. Мы разделяем позицию М. Портера в том, что конкурентоспособность региона следует рассматривать не с точки зрения конкурентоспособности отдельных организаций, а с точки зрения развития кластеров

— объединений, способных эффективно использовать внутренние ресурсы [1].

В структуре «Программы стратегического развития ОмГПУ» одним из наиболее важных приоритетов является создание регионального профессионально-педагоги-

ческого кластера. Этот проект поддержан Министерством образования Омской области, ориентирован на создание ресурсных центров прикладных квалификаций, на решение социально-экономических задач региона, связанных с созданием образовательных кластеров, с расширением кооперации и сетевых форм взаимодействия между образовательными организациями. В

рамках проекта идет отработка модели высшего, среднего и дополнительного профессионально-педагогического образова-

ния, формирование распределительной системы подготовки специалистов образования с учетом потребностей рынка труда в Омском регионе, проектирование программ прикладного бакалавриата и т. д. Кроме того, в формате сетевого взаимодействия образовательных организаций создается интегрированная электронная образовательная среда, обеспечивающая подготовку специалистов нового типа, обладающих высокими компетенциями в области современных образовательных технологий.

Любой региональный вуз, по определению, обладает рядом уникальных характеристик, и Омский государственный педагогический университет не является исключением. Прежде всего, наш вуз является центром организации непрерывного образования: довузовского, вузовского, послевузовского, включая подготовку научных кадров, профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогов.

Региональная модель подготовки специалистов образовательной сферы, построенная на основе объединения усилий педагогических колледжей и Омского государственного педагогического университета, в рамках некоммерческого партнерства «Педагогическое образование» составляет вторую особенность. При этом учитываются специфика профессиональной педагогической деятельности в регионе, расширение возможностей построения индивидуального образовательного маршрута, включение студентов в решение проблем регионального образования в рамках непрерывной педагогической практики, выполнения исследовательских работ, магистерских диссертаций и др.

В нашем университете создана широкая и разнообразная база практик, с 2008 года функционирует сеть базовых школ — школьных ресурсных центров, являющихся не только местом для прохождения непре-

рывной педагогической практики студентов ОмГПУ по предметным областям, но и площадкой для распространения идей и внедрения инновационного опыта научнопедагогических школ ОмГПУ в образовательную практику. В школьных ресурсных центрах созданы условия для образовательной деятельности кафедр ОмГПУ, осуществляющих предметную, методическую и технологическую подготовку студентов. Здесь осуществляется апробация собственных научно-педагогических разработок через создание проблемных лабораторий, творческих групп, методических сообществ. В ОмГПУ ведется целевая контрактная подготовка. Муниципалитет, сопровождая своего студента-целевика, вместе с ву -зом создает ему условия для прохождения практики, формирует перспективы трудоустройства, жизненные условия, условия по заработной плате и карьерную перспективу, проявляя максимальную заинтересованность в специалисте.

В этой связи третьей значимой особенностью региональной модели подготовки будущих специалистов образования становится приобщение их к ценностям и традициям региона. Этого удается достичь благодаря ориентации на аксиологический принцип корпоративности в подготовке кадров, который охватывает не только область обучения, но и сферу профессионального воспитания. Успешность реализации воспитательной направленности высшего педагогического образования обеспечивается продуманной молодежной политикой, развитием студенческого самоуправления и дополнительного профессионального образования (действуют «школа вожатых», «школа лидерства», «школа фотокорреспондента» и др.).

В 2013 году ОмГПУ присвоен статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования по теме: «Моделирование центра педагогических исследований в регионе». Актуальность проблемы связана с недостаточной эффек-

тивностью современных педагогических исследований, с возрастающим разрывом между педагогической наукой и образовательной практикой, с потерей преемственности фундаментальных и прикладных исследований, с низким уровнем коммерциализации результатов педагогических исследований, с неинформированностью образовательной общественности о результатах педагогических исследований. При этом высока привлекательность региона для инновационных идей, востребованность новых практик, значительное количество функционирующих в регионе образовательных учреждений разных типов и видов, которые могли бы составить серьезную экспериментальную базу.

В задачи эксперимента входит определение и апробация инновационных форм организации педагогических исследований в регионе, поиск возможностей для коммерциализации научных результатов. Ведется работа по выявлению и обобщению исследовательской проблематики, актуальной для педагогов региона. На этой основе будут определены перспективные направления исследования и созданы проектные команды, объединяющие ученых ОмГПУ, представителей организаций-партнеров, педагогов, молодых исследователей (аспирантов, магистрантов, студентов). Рассчитываем, что результаты работы станут основой для объединения усилий ученых региона, будут способствовать развитию образовательной практики.

Таким образом, можно утверждать, что педагогический университет становится центром профессионально-педагогического кластера по ряду причин. Во-первых, достоянием университета являются известные в стране и в регионе активно работающие научные школы, как в области фундаментальных наук, так и в области наук о человеке. Вторая причина связана с наличием специалистов, реализующих научные исследования по приоритетным направлениям развития образования. Третья причина за-

ключается в том, что именно педагогический университет обладает необходимыми информационными ресурсами и опытом продуктивного взаимодействия с системой образования страны, региона, города, конкретного образовательного учреждения. Уровень сетевого взаимодействия в последние годы поднимается до международного, ОмГПУ активно работает в рамках сетевого взаимодействия педагогических вузов, входящих в ассоциацию «Непрерывное педагогическое образование на трансграничных территориях Казахстана и России».

Мы исходим из того, что на современном этапе развития вуза управление деятельностью по организации сетевого сотрудничества в подготовке педагогических кадров должно быть направлено на повышение посреднической активности ОмГПУ, на привлечение к взаимодействию организаций-партнеров на разных уровнях. Университет, претендующий на ключевую позицию, должен стремиться пропускать через себя мак-

симальное количество различных потоков, развивать связи с организациями, потенциально готовыми к совместной работе. Усло -виями обеспечения успешности в сетевом взаимодействии являются открытость собственных наработок в образовательной и в научной областях, доступность информации об исследовательском потенциале университета, а также мобильность и гибкость коммуникации, готовность к прямым контактам, к реальному общению.

Нет сомнений, что за сетевым взаимодействием, за формированием региональных и межрегиональных образовательных кластеров — будущее российского высшего и, в первую очередь, педагогического образования. И реализующиеся сегодня проекты сетевого взаимодействия Омского государственного педагогического университета как на уровне региона, так в общероссийском масштабе, могут и должны стать основой для развития системы подготовки педагогических кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.

2. Указ губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» // ИКЬ: http://www.garant.ru/hotlaw/omsk/482493/ (дата обращения: 26.11.2013 г.).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.

4. Швецов М. Ю., Дугаров А. Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 5. С. 33-38.

REFERENCES

1. PorterM. Konkurencija / Per. s angl. M.: Izdatel'skij dom «Vil'jams», 2GG5. 6G8 s.

2. Ukaz gubernatora Omskoj oblasti ot 24.G6.2G13 N 93 "O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitija Omskoj oblasti do 2G25 goda" // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/omsk/482493/ (data obrashchenija: 26.11.2G13 g.).

3. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii». M.: Prospekt, 2G13. 16G s.

4. Shvetsov M. Ju., Dugarov A. L. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija v regione // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. 2G12. № 5. S. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.