Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета'

Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / INTERACTION / VIRTUAL METHODICAL ASSOCIATION / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / STUDENT TEACHING PRACTICE / PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диких Элина Радиковна

Статья посвящена презентации опыта работы виртуального методического объединения педагогического вуза и школы в вопросах организации эффективной педагогической практики студентов в школе. Целью статьи является постановка проблемы организации качественной практикоориентированной подготовки студентов педагогического вуза. Такая подготовка не может быть сегодня представлена без вовлечения в процесс ее реализации педагогов и администрации школы, куда студент распределяется на педагогическую практику. Кроме того в организации эффективной педагогической практики заинтересованы и администрация, и педагоги школ. Ведь решение проблемы подготовки педагогических кадров это общая задача, которая может быть решена в тесной связке вуза и школы, совместной работе преподавателей педагогического университета и педагогов школы. Такое взаимодействие имеет смысл и видится эффективным только в случае, если позиции вуза и школы совпадают, если педагоги школы вовлечены в образовательный процесс вуза, имеют представление о целях каждого вида практики студентов, знакомы с содержанием практики, понимают и видят студента педагогического вуза в среде школы, готовы оказывать поддержку и реализовывать эффективное сопровождение в течение практики в школе. Решением поставленной проблемы является подготовка учителей и администрации школ к организации эффективного педагогического сопровождения студентов в школе в период прохождения практики. Эта подготовка не представляется возможной очно. В статье описан подход к организации такого взаимодействия он-лайн, в рамках организации виртуального методического объединения. Это объединение позволяет решить актуальные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности как школьных педагогов, так и преподавателей вузов, предоставляет возможность он-лайн консультирования по возникающим профессиональным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диких Элина Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND SCHOOL WITHIN VIRTUAL METHODICAL ASSOCIATION: EXPERIENCE OF THE OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Article it is devoted the presentations of experience of virtual methodical merging of pedagogical higher education institution and school in questions of the organization of effective student teaching of students at school. Article is the purpose statement of a problem of the organization of high-quality pratkikooriyentirovanny training of students of pedagogical higher education institution. Such preparation cannot be presented without involvement in process of its realization of teachers and administration of school where the student is distributed on student teaching today. Besides both the administration and teachers of schools are interested in the organization of effective student teaching. The solution of the problem of preparation of pedagogical shots is the general task which can be solved in a close linking of higher education institution and school, collaboration of teachers of the pedagogical university and teachers of school. Such interaction makes sense and seems effective only in case positions of higher education institution and school coincide if teachers of school are involved in educational process of higher education institution, have an idea of the purposes of each type of practice of students, are familiar with the content of practice, understand and see the student of pedagogical higher education institution in the environment of school, are ready to give support and to realize effective maintenance during practice at school. The solution of the put problem is training of teachers and administration of schools for the organization of effective pedagogical escort of students at school during practical training. This preparation is not represented possible internally. In article approach to the organization of such interaction online, within the organization of virtual methodical association is described. Such interaction allows to solve the current problems arising in professional activity of both school teachers, and teachers of higher education institutions, gives an opportunity of online consultation on the arising professional problems.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета»

Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.072, ББК 74.04 © Э.Р. Диких

Э.Р. Диких

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ВИРТУАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ: ОПЫТ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Статья посвящена презентации опыта работы виртуального методического объединения педагогического вуза и школы в вопросах организации эффективной педагогической практики студентов в школе. Целью статьи является постановка проблемы организации качественной практикоориентированной подготовки студентов педагогического вуза. Такая подготовка не может быть сегодня представлена без вовлечения в процесс ее реализации педагогов и администрации школы, куда студент распределяется на педагогическую практику. Кроме того в организации эффективной педагогической практики заинтересованы и администрация, и педагоги школ. Ведь решение проблемы подготовки педагогических кадров - это общая задача, которая может быть решена в тесной связке вуза и школы, совместной работе преподавателей педагогического университета и педагогов школы. Такое взаимодействие имеет смысл и видится эффективным только в случае, если позиции вуза и школы совпадают, если педагоги школы вовлечены в образовательный процесс вуза, имеют представление о целях каждого вида практики студентов, знакомы с содержанием практики, понимают и видят студента педагогического вуза в среде школы, готовы оказывать поддержку и реализовывать эффективное сопровождение в течение практики в школе. Решением поставленной проблемы является подготовка учителей и администрации школ к организации эффективного педагогического сопровождения студентов в школе в период прохождения практики. Эта подготовка не представляется возможной очно. В статье описан подход к организации такого взаимодействия он-лайн, в рамках организации виртуального методического объединения. Это объединение позволяет решить актуальные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности как школьных педагогов, так и преподавателей вузов, предоставляет возможность он-лайн консультирования по возникающим профессиональным проблемам.

Ключевые слова: взаимодействие, виртуальное методическое объединение, педагогическое сопровождение, педагогическая практика, педагогический вуз.

Сегодня важным результатом любого уровня образования является подготовка

компетентных выпускников, способных решать возникающие задачи, гибко ориентироваться в информационном пространстве и быть готовым к изменениям. Выпускники педагогического вуза - не исключение. Современной школе требуются активные и компетентные молодые учителя, готовые решать ставящиеся перед ними задачи. В свою очередь перед преподавателями педагогических вузов ставится задача подготовить такого выпускника, обеспечить условия профессиональной подготовки, которые будут способствовать развитию вышеуказанных профессиональных качеств. Итак, первый вопрос, который встает перед преподавателем педагогического вуза: какие условия задают требования к организации образовательного процесса в педвузе?

Отвечаем на этот вопрос, опираясь на две позиции. Первая позиция - объективная реальность, которая обуславливает необходимость внесения изменений в образовательный процесс будущего педагога. Профессиональная деятельность педагога меняется. Эти изменения объективны и обусловлены изменениями, происходящими в социуме. Современное общество - это общество знаний

и информации; общество, где активно развиваются разного рода технологии; общество, где процессы информатизации и компьютеризации определяют успешность и быстроту решения многих задач, определяют темп жизни. Изменения в социуме задают контексты изменений и профессиональной педагогической деятельности. Ю.Б. Дроботенко [1, с. 202], рассуждая об изменениях в профессиональной педагогической деятельности, говорит об изменениях в современной трудовой реальности. Любой профессионал, в том числе и педагог, должен быть конкурентоспособным, гибким, мобильным, быть готовым к осуществлению деятельности в изменяющейся внешней ситуации, способным определять направление своего профессионального развития. Эти позиции определяют изменения в подготовке будущих педагогов. Как никогда актуально говорить об интегрированном многоконтекстном

практикоориентированном подходе в подготовке будущего учителя.

С другой стороны существуют нормативные документы, определяющие изменения в организации образовательного процесса в вузе. Так программа модернизации педагогического образования в РФ предполагает, прежде всего, существенное обновление основных профессионально-

образовательных программ, которое способствует их приведению в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога [2, с. 6]. Модернизация программ в этой связи предполагает профессионализацию подготовки педагога. Профессионализация подготовки - это такая модель практикоориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами, профессиональным стандартом. Это обеспечивает, в свою очередь, возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования.

Эти две позиции не противоречат друг другу, даже, наоборот, подкрепляют и взаимообуславливают свое возникновение и влияние на процесс подготовки в педагогическом вузе. Противоречия между требованиями реальности и нормативными документами нет. Актуальность подготовки - это значит практикоориентированность подготовки.

Тогда возникает следующий вопрос: Каким образом обеспечить КАЧЕСТВЕННУЮ

практикоориентированную подготовку будущих педагогов?

Еще в начале 20 века П.П. Блонский писал, что «педагогике невозможно научить книгами и книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая» [3, с. 76]. Практикоориентированная подготовка в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) не представляется возможной без организации непрерывной педагогической практики студентов. Сегодня все активнее высказывается мнение о необходимости привлечения работодателя в образовательный процесс педагогического вуза. Причем это вовлечение должно быть не только на этапе итоговой аттестации студентов, важно вовлечь учителей школ именно в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов.

Вовлечение учителей школ в

непосредственную организацию практики студентов призвано, главным образом, обеспечить качество образовательного процесса в освоении программы практики вне стен университета. В этой связи возникает необходимость понять механизмы этого вовлечения. Мысль ректора Высшей школы экономики о подготовке экономистов, на мой взгляд, может быть отнесена и к подготовке педагогов. Я.И. Кузьминов говорит: «Чем лучше мы готовим кадры для действующей аналоговой экономики, тем меньше шансов у нас построить экономику данных, экономику цифровую. Простая логика: если мы сегодня продуцируем модель дуального образования, базовых кафедр, максимизируем функцию связи университетов с промышленностью, с действующей экономикой, это означает, что людей для прорыва у нас практически нет» [4]. Так, важно чтобы учителя школы, сопровождающие студентов в процессе

прохождения практики, были готовы это делать эффективно. А именно - были готовы создавать инновационные площадки для прохождения практики, обеспечивать включение студентов в профессиональную деятельность в связке с преподавателем вуза.

Другими словами, мы можем готовить студента к реализации профессиональной деятельности только путем вовлечения в процесс подготовки педагогов школ, которые готовы реализовывать образовательный процесс формата будущего в совместной деятельности со студентами; учителей, готовых участвовать в образовательном процессе педагогического вуза в период практик. Профессиональная деятельность учителя должна меняться с приходом студентов на практику, она должна раскрываться по-новому в рамкам вновь актуализированных контекстов.

Единственной практически возможной технологией реализации этого условия является супервизия. Супервизия (индивидуальная или групповая) предполагает оказание консультационной помощи студентам в преодолении

профессионального затруднения при осуществлении при этом глубокой коррекции и формировании его профессиональных установок [5].

В связи с этим возникает необходимость развития технологий сопровождения процесса профессионализации будущего педагога как со стороны преподавателей вуза, так и со стороны учителей школы, принимающей студента на практику.

Мы столкнулись с необходимостью подготовки учителей школ, принимающих студентов Омского государственного педагогического университета на непрерывную практику, к реализации эффективного педагогического сопровождения наших студентов. Кроме этого практика показывает, что для педагогов школы важна научно-методическая поддержка образовательной деятельности, сопровождение инновационной практики, которые они могут получить в сотрудничестве с преподавателями высшей школы. Так начал создаваться проект кафедры педагогики ОмГПУ «Подготовка учителя-супервизора». В рамках этого проекта нам было важно решить ряд задач:

- установить эффективную коммуникацию с коллегами в форме диалога;

- познакомить учителей со структурой и содержанием практики в ОмГПУ;

- показать учителям важность их деятельности в процессе организации практики;

- согласовать основные позиции преподавателей и учителей в подготовке студентов;

- провести краткий тренинг по реализации технологии супервизии в образовании;

- выйти с нашим проектом на широкую аудиторию участников педагогического сообщества области;

- организовать профессиональную поддержку педагогов непосредственно на рабочих местах;

- сделать проект открытым и доступным;

- минимизировать экономические затраты на реализацию проекта.

Эти задачи не могли быть эффективно решены в рамках традиционных круглых столов, совещаний и выездных лекций в школах. Такие мероприятия не могли стать регулярными: ни у учителей, ни у преподавателей не получалось с регулярной периодичностью посещать их. Очевидно, такая подготовка должны была реализовываться на рабочих местах. Понятно, что был необходим посредник, обеспечивающий организацию такого

взаимодействия, предоставляющий площадку для нашего проекта. Так появился совместный проект с Региональным информационно-аналитическим центром в рамках подготовки учителей-супервизоров.

На наш взгляд, одним из эффективных способов создания условий для профессионального развития педагогов является организация виртуального сетевого профессионального взаимодействия субъектов высшего и общего образования. Формой реализации такого взаимодействия выступает виртуальное методическое объединение педагогов. Виртуальное методическое объединение педагогов - объединение педагогов высшего и общего образования с целью профессионального взаимодействия, реализуемого в информационно-образовательной среде, создающей условия для поддержки профессионального развития педагогов и студентов педагогических специальностей (как в предметных областях, так и в области применения дистанционных образовательных технологий). Такое сотрудничество требует специальных условий организации, такие условия созданы на базе казенного учреждения Омской области «Региональный информационно -аналитический центр системы образования» (КУ РИАЦ).

В начале 2017-2018 учебного года было создано виртуальное методическое объединение «Педагогика», призванное решить поставленные выше вопросы.

Деятельность виртуального объединения сопровождает научный руководитель, представитель высшей школы, который осуществляет:

- постановку целей и задач работы объединения;

- разработку плана проводимых мероприятий (в конце каждого учебного года научные руководители объединений собирают от участников методических объединений предложения, на основе которых определяются темы дистанционных семинаров, мастер-классов, телекоммуникационных инициатив на следующий учебный год);

- руководство проведением сетевых мероприятий (семинаров, проектов, конкурсов, конференций);

- консультирование участников методического объединения.

Специалистами КУ РИАЦ выполняется техническое и информационное сопровождение, модерация представленных интернет-ресурсов.

Участниками виртуального методического объединения являются учителя, представители администрации школы, студенты-практиканты, проходящие практику в школе, студенты педагогического вуза, преподаватели

педагогического университета.

Реализация основных направлений работы виртуального методического объединения педагогов обеспечена использованием интернет-ресурсов Единой информационно-образовательной среды системы образования Омской области, основной площадкой которой служит веб-портал «Региональный информационно-аналитический центр системы образования Омской области» http://www. obr55.ru/, в рамках которого функционируют различные веб-ресурсы, такие как:

- сайт «Виртуальные методические объединения педагогов Омской области» http: //vmo.obr55.ru/ (трансляция основных новостей сообщества, анонсирование мероприятий сообщества, формирование методической копилки учителей);

- площадка «Вебинары системы образования Омской области» (проведение вебинаров, интернет-конференций, дискуссионных площадок в формате видеоконференцсвязи);

- портал «Дистанционного обучения Омской области» (http://do.obr55.ru/) (площадка проведения конкурсов, проектов, викторин, олимпиад, конференций);

- сайт «Сеть ресурсных центров информатизации образования Омской области» (содержит анонс и общий план проведения он-лайн мероприятий виртуального объединения).

В течение 2017-2018 учебного года в рамках деятельности виртуального методического объединения «Педагогика» был проведен курс обучающих вебинаров в рамках подготовки учителей супервизоров. В работе вебинаров активно участвовали учителя и администрация школ города Омска и Омской области. Ведущими вебинаров выступили преподаватели кафедры педагогики, которые занимаются изучением вопросов супервизии и конструированием содержания педагогической практики в университете. В процессе изучения курса были рассмотрены вопросы:

- теоретических и методологических основ организации педагогического сопровождения;

- изучения идей супервизии в образовании;

- деятельности учителя школы и преподавателя вуза в период организации педагогической практики в школе;

- содержания и особенностей организации каждого вида практики студентов Омского государственного педагогического университета;

- разработки структуры и содержания дневника педагога-супервизора, призванного структурировать и упорядочить деятельность

педагога в период педагогической практики студентов в школе.

Можно говорить, что поставленные задачи были решены.

- педагоги и администрация школ города Омска и Омской области ознакомлены со структурой и содержанием практики в ОмГПУ, а также с содержанием отчетов студентов по итогам практик разного вида;

- учителя осознали значимость и важность своей деятельности в процессе прохождения практики в школе студентами вуза, познакомились с идеями педагогического сопровождения, супервизии в образовании в целом и в рамках педагогической практики студентов в частности;

- согласованы ведущие профессиональные позиции педагогов школы и преподавателей вуза в вопросах организации педагогической практики студентов, соотнесены цели практики и возможности школы в опросах достижения поставленных целей;

- проведен тренинг по реализации технологии супервизии в образовании преподавателями Омского государственного педагогического университета, исследующими вопросы реализации технологии супервизии и педагогического сопровождения;

- вовлечена в реализацию проекта широкая аудитория участников педагогического сообщества города Омска и Омской области за счет возможностей, предоставляемых дистанционными технологиями обучения (активно поддержана педагогами школ идея обучения на рабочих местах, удаленно);

- организована профессиональная поддержка педагогов непосредственно на рабочих местах, осуществляющих педагогическое сопровождение студентов, проходящих педагогическую практику непосредственно в период проведения вебинаров;

- проект, безусловно, стал открытым и доступным в силу организационной формы его проведения. Вебинары он-лайн, а также возможность

ознакомиться с сохраненными видеозаписями вебинаров, предоставили возможность охватить более широкую аудиторию педагогов школ. Кроме того, вебинары проходили на безвозмездной основе, что также является значимым показателем в вопросах охвата аудитории;

- минимизированы экономические затраты на реализацию проекта за счет экономии средств на аренде помещения для проведения очных семинаров.

Таким образом, для преподавателей вуза организованное взаимодействие в рамках деятельности виртуального методического объединения дает возможность выходить на широкую аудиторию участников педагогического сообщества области, демонстрируя свой опыт, вовлекая педагогов в образовательный процесс вуза

в рамках сопровождения студентов в период прохождения педагогической практики. Кроме этого, сетевое взаимодействие предполагает организацию онлайн мероприятий в формате диалога и удаленного консультирования по вопросам организации сопровождения студентов в школе, а также знакомства педагогов школ с целями и содержанием всех видов практики студентов. Также преподавателям предоставляется возможность выступить в роли экспертов областных телекоммуникационных инициатив для педагогов и обучающихся. Важно отметить, что представленный опыт взаимодействия преподавателей педагогического вуза и школы имеет экономическую значимость для педагогов, живущих в разных муниципальных районах региона, работающих в удалённых образовательных организациях, так как отсутствуют затраты на поездки в университет для участия в методических семинарах, конференциях, мастер-классах. Безусловно, нельзя не отметить развитие открытого информационно-образовательного пространства региона, налаживание профессиональных связей между педагогами школ и преподавателями вуза.

Библиографический список

1. Дроботенко, Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: Дис. ... доктора пед. наук [Текст] / Ю. Б. Дроботенко - Омск: ОмГПУ, 2016. - 519 с.

2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель): утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н. М. - 2013. - 20 с.

3. Блонский, П.П. Мои воспоминания [Текст] / П.П. Блонский. - М., 1971. - 174 с.

4. Кузьминов Я.И. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» [Электронный ресурс] / Я.И. Кузьминов, Д.Н. Песков // Вопросы образования. - 2017. №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/diskussiya-kakoe-buduschee-zhdet-universitety-moskva-niu-vshe-14-iyulya-2017-g (дата обращения: 18.05.2018).

5. Синицына, Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов [Электронный ресурс] / Г.П. Синицына // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21663, свободный.

References

1. Drobotenko, Yu.B. Izmeneniya professional'noy podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyakh modernizatsiipedagogicheskogo obrazovaniyaRossiyskoy Federatsii: Dis. ... doktora ped. nauk [Changes in vocational training of students of a pedagogical university in the conditions of modernization of the pedagogical education of the Russian Federation] / YU. B. Drobotenko - Omsk: «OmGPU», 2016. - 519 p.

2. Professional'nyy standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii (vospitatel', uchitel') [Professional standard. Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, general general, secondary general education (educator, teacher)]. M. - 2013. - 20 p.

3. Blonskiy, P.P. Moi vospominaniya [My memories] / P.P. Blonskiy. - M., 1971. - 174 p.

4. Kuz'minov, YA.I. Diskussiya «Kakoye budushcheye zhdet universitety» [Discussion «What future awaits universities»] / YA.I. Kuz'minov, D.N. Peskov // Voprosy obrazovaniya. - 2017. - №3. -https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kakoe-buduschee-zhdet-universitety-moskva-niu-vshe-14-iyulya-2017-g (data obrashcheniya: 18.05.2018).

5. Sinitsyna, G.P. Vozmozhnosti supervizii v usilenii prakticheskoy podgotovki pedagogov [Possibilities of supervision in strengthening practical training of teachers] / G.P. Sinitsyna // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 5. - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (data obrashcheniya: 18.05.2018).

INTERACTION OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND SCHOOL WITHIN VIRTUAL METHODICAL ASSOCIATION: EXPERIENCE OF THE OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Elina R. Dikikh,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. Article it is devoted the presentations of experience of virtual methodical merging of pedagogical higher education institution and school in questions of the organization of effective student teaching of students at school. Article is the purpose statement of a problem of the organization of high-quality pratkikooriyentirovanny training of students of pedagogical higher education institution. Such preparation cannot be presented without involvement in process of its realization of teachers and administration of school where the student is distributed on student teaching today. Besides both the administration and teachers of schools are interested in the organization of effective student teaching. The solution of the problem of preparation of pedagogical shots is the general task which can be solved in a close linking of higher education institution and school, collaboration of teachers of the pedagogical university and teachers of school. Such interaction makes sense and seems effective only in case positions of higher education institution and school coincide if teachers of school are involved in educational process of higher education institution, have an idea of the purposes of each type of practice of students, are familiar with the content of practice, understand and see the student of pedagogical higher education institution in the environment of school, are ready to give support and to realize effective maintenance during practice at school. The solution of the put problem is training of teachers and administration of schools for the organization of effective pedagogical escort of students at school during practical training. This preparation is not represented possible internally. In article approach to the organization of such interaction online, within the organization of virtual methodical association is described. Such interaction allows to solve the current problems arising in professional activity of both school teachers, and teachers of higher education institutions, gives an opportunity of online consultation on the arising professional problems.

Key words: interaction, virtual methodical association, pedagogical maintenance, student teaching practice, pedagogical university.

Сведения об авторе:

Диких Элина Радиковна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. наб. Тухачевского, 14), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 21.05.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.