Научная статья на тему 'Организационные модели сетевого взаимодействия в педагогическом образовании региона'

Организационные модели сетевого взаимодействия в педагогическом образовании региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалева Н. В.

В статье отмечается что региональные ресурсы обеспечения качества подготовки педагогических кадров могут в полной мере использоваться при условии разработки и внедрения научно-обоснованных моделей сетевого взаимодействия. Указываются возможности сетевого взаимодействия педагогического университета с базовыми кафедрами, стажировочными площадками, другими учреждениями высшего и среднего профессионального образования. На основе прогноза развития рынка труда в регионе представлена характеристика регионального профессионально-педагогического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекалева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATIONAL MODELS OF NETWORK INTERACTION IN REGIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The article underlines that the regional resources for providing the quality of teachers’ training can be fully used in case if scientifically grounded models of network interaction are developed and implemented. The author points out at the perspectives of network interaction between Teachers’ Training University and school-based chairs as well as school internship sites, other institutions of higher and secondary vocational education. On the basis of the forecast for further labour market development in the region the author is giving characteristics of the regional vocational-pedagogical cluster.

Текст научной работы на тему «Организационные модели сетевого взаимодействия в педагогическом образовании региона»

7. Методы обучения рисованию в отечественной школе // StudFiles : [сайт]. URL: http://www.studfiles.ru/pre-view/2840081/page:6 (дата обращения: 27.05.2015).

8. Основы учебного академического рисунка // Лек-ции.Нет : [сайт]. URL: http://lektsii.net/1-60007.html (дата обращения: 27.05.2015).

9. Школа Антона Ашбе. Рисунок // ARTpaint : [сайт]. URL: https://artpaint.kiev.ua/?main=shkola&id=ashbe&menu=menuist (дата обращения: 27.05.2015).

© Пархоменко К. А., 2015

УДК 378.1

организационные модели сетевого взаимодействия в педагогическом образовании региона*

В статье отмечается, что региональные ресурсы обеспечения качества подготовки педагогических кадров могут в полной мере использоваться при условии разработки и внедрения научно обоснованных моделей сетевого взаимодействия. Указываются возможности сетевого взаимодействия педагогического университета с базовыми кафедрами, стажировочными площадками, другими учреждениями высшего и среднего профессионального образования. На основе прогноза развития рынка труда в регионе представлена характеристика регионального профессионально-педагогического кластера.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, качество образования, сетевое взаимодействие в высшем образовании, региональный профессионально-педагогический кластер.

H. B. HeKa^eea N. V. Chekaleva

organisational models of network interaction in regional pedagogical education

The article underlines that the regional resources for providing the quality of teachers' training can be fully used in case if scientifically grounded models of network interaction are developed and implemented. The author points out at the perspectives of network interaction between Teachers' Training University and school-based chairs as well as school internship sites, other institutions of higher and secondary vocational education. On the basis of the forecast for further labour market development in the region the author is giving characteristics of the regional vocational-pedagogical cluster.

Keywords: teachers' training, quality of education, network interaction in higher education, regional vocational-pedagogical cluster.

Процесс модернизации российского педагогического образования длится уже не первое десятилетие. В исследовании Н. Ф. Радионовой выделены и охарактеризованы его этапы [1]. Так, по мнению исследователя первый этап модернизации можно условно обозначить как «созревание идеи»: вводимые новшества были связаны с потребностью в более гибкой системе подготовки педагогических кадров к работе в условиях рыночной экономики. Постепенно зарождалась идея о необходимости и возможности качественно нового педагогического образования, которое позволяло бы человеку не просто решать узкопрофессиональные задачи, а быть универсальным в освоении культуры и ее трансляции. Эта идея нашла воплощение в системе уровневого высшего педагогического образования. Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ) в начале 1990-х гг. активно включился в эту работу, что позволило создать фундамент качественной подготовки бакалавров и магистров в наши дни. Второй и третий этапы (условно они названы автором этапами «обозначения облика» и «экспериментирования») более

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Сетевое взаимодействие в подготовке педагогических кадров Омского региона», проект № 15-16-55005.

четко обозначили специфические черты уровневой системы высшего педагогического образования, такие как, например, многопрофильность образовательных профессиональных программ, обеспечивающая повышенный образовательный уровень. Эти этапы связаны с разработкой и активной апробацией государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования и примерных программ дисциплин всех циклов по всем направлениям педагогического образования. Была разработана концепция компетентностного подхода в педагогическом образовании, однако в стандарте она не нашла отражения в явном виде, не были четко зафиксированы группы профессиональных задач, а широко обсуждавшаяся в профессиональном сообществе идея модульности и вариативности так и не была реализована.

Четвертый этап во многом обусловлен подписанием Россией Болонской декларации, идеи которой повлияли на активизацию работы по переходу на кредитную систему (систему зачетных единиц), разработку модульных учебных планов и программ, внедрение современных образовательных технологий (информационных, проектных, исследовательских, кейсовых и др.), разработку процедур и форм итоговой аттестации выпускников, адекватных запросам рынка труда, и др. Пятый этап связан с разработ-

кой и реализаций ФГОС третьего поколения, основанного на компетентностном подходе. Содержание педагогического образования все более ориентируется на актуальные задачи профессиональной деятельности. Открываются возможности для построения нелинейного образовательного процесса, в котором совместная деятельность его участников приобретает разнообразные формы, становится гибкой, вариативной.

Несмотря на тот факт, что модернизация педагогического образования длится уже не первое десятилетие, его пятый (современный) этап можно признать наиболее радикальным, так как он предусматривает не только изменение в целях, результатах, содержании и технологиях образования, но и структурную, институциональную перестройку, переход к принципиально иным механизмам организации образовательной деятельности и управления образованием. С введением закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в образовательном пространстве нашей страны закрепляются значимые новации, которые создают дополнительные возможности для повышения качества педагогического образования. Среди них: создание базовых кафедр вузов на предприятиях и в организациях, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, целевой прием, образовательное кредитование и др.

Одной из наиболее перспективных и продуктивных норм, вводимых новым законом, является сетевое взаимодействие как форма реализации образовательных программ. Это открывает широкие перспективы для расширения практики сотрудничества образовательных организаций, консолидации их усилий и ресурсов для повышения качества педагогического образования и роста кадрового потенциала системы образования региона. Прежде всего речь идет о включении опытных учителей в подготовку будущих профессионалов, об использовании инновационных образовательных практик школы в педагогическом образовании, о проведении совместных исследований, раскрывающих особенности современного ребенка и подходов к его образованию.

В рамках сетевого взаимодействия появляются возможности для создания распределенной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и научно-методического сопровождения непрерывной уровневой системы педагогического образования с региональными зонами ответственности, а также повышения роли педагогического образования и педагогической науки, превращения региональных педагогических университетов в крупные центры подготовки учителей. В условиях, когда высшее образование становится значимым фактором экономического развития страны, региональные вузы вынуждены решать проблемы повышения качества подготовки выпускников, ориентироваться на потребности региона в специалистах, учитывать в подготовке специфику функционирования регионального рынка труда и особенности профессиональной деятельности в регионе [2].

Понятие «сетевое взаимодействие в образовании» сегодня широко используется в научной литературе. При всем разнообразии его определений ученые и практики

сходятся во мнении, что сам этот феномен является актуальным и эффективным механизмом, позволяющим в современном глобальном мире решать самые разные проблемы на основе координации усилий, объединения ресурсов, выстраивания новых практик, «выращивания» общих норм регулирования образовательной деятельности.

В сетевой организации взаимодействия центральной является «установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений, взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между структурами в образовательных организациях, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой» [3, с. 34].

Сетевое взаимодействие меняет организацию образовательного процесса, создает дополнительные возможности для повышения качества подготовки педагогических кадров. Во-первых, в сетевых программах содержание образования приобретает инновационный характер. Именно в рамках сети может происходить непрерывное обновление содержания профессиональной подготовки, расширение вариативности, предоставление студентам образовательного выбора за счет доступа к авторским курсам, сетевым модулям, сетевым образовательным программам. Востребованность разработанных учеными вуза курсов, модулей, занятий в сети, реализация уникальных авторских программ в рамках сетевого объединения могут рассматриваться в качестве важных показателей деятельности университета как образовательной и научной организации.

Во-вторых, сетевое взаимодействие создает условия для диверсификации образовательных технологий. В сетевом сотрудничестве на первый план выходят технологии, обеспечивающие возможность общения, дистанционного образования, интерактивные сетевые технологии и включенное обучение (стажировки, академические обмены, совместные практики, студенческие лагеря и научные школы и др.).

В-третьих, в сетевом взаимодействии складывается открытая образовательная среда. Развитая сеть горизонтальных связей, реализация совместных проектов создают условия для обогащения всех компонентов образовательной среды вуза, расширения ее границ и развития субъектов сетевой организации. Образовательная среда педагогического вуза выступает значимым фактором становления профессиональной компетентности будущих специалистов образования. Первым шагом в этом направлении является консолидация ресурсов организаций-участников сети по развитию информационного компонента образовательной среды через создание единого электронного библиотечного фонда, образовательного портала и др.

Создание в Омской области масштабной практики сетевого взаимодействия в рамках профессионально-педагогического кластера усиливает имеющиеся преимущества, «точки роста» системы образования региона. Они связаны с наличием сложившейся системы педагогического образования, активно работающих научно-педагогических

124

Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)

школ, известных в стране и за ее пределами в области как фундаментальных наук, так и наук о человеке, обеспечивающих поддержку инновационных процессов региональной образовательной практики. Кроме того, важный позитивный момент заключается том, что происходит активный возврат, реконструкция и ввод новых зданий учебных заведений, повышение интенсивности обновления основных фондов образовательных учреждений как в городе, так и в области, отмечается высокий уровень текущей обеспеченности преподавательскими кадрами.

Одновременно сетевое взаимодействие в рамках профессионально-педагогического образовательного кластера призвано решить проблему подготовки педагогических кадров с учетом потребностей региона, снизить потенциальные риски для развития сектора образования Омской области. Проведенные в ОмГПУ исследования по прогнозу ситуации на рынке педагогического труда показывают, что на период до 2020 г. количество вакансий в системе образования Омской области будет только расти. Вакансии в системе образования возникают в связи с совпадением двух процессов: роста рождаемости и увеличения числа учителей, выходящих на пенсию по возрасту. К значимым рискам относятся в первую очередь возрастающий дефицит педагогов и недостаток мест в дошкольных учреждениях и начальных классах в связи с ростом рождаемости, «низкий уровень развития высокотехнологичных производств (сдерживает развитие науки и снижает квалификационные требования), повышение стоимости профессионального образования, отток талантливых студентов в другие субъекты Российской Федерации» [4].

В числе приоритетных задач кластера - создание территориально-отраслевой организации ресурсов по подготовке квалифицированных кадров среднего и высшего педагогического образования соответствующего уровня и профиля через инновационные механизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, общеобразовательных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Омской области для обеспечения высокого качества подготовки [2].

В первую очередь сетевое взаимодействие образовательных организаций профессионального и общего образования содействует включению студентов в решение проблем регионального образования в рамках непрерывной педагогической практики, выполнению исследовательских работ, магистерских диссертаций и др. За счет создания базовых кафедр осуществляется насыщение учебных планов разветвленной системой практик и стажировок, создана возможность адресной подготовки учителей не только по разным учебным предметам, но и для разных категорий школ, учащихся за счет широкого использования механизмов школьно-университетского партнерства.

В рамках кластера осуществляется масштабная работа по разработке и реализации модульных программ подго-

товки бакалавриата, а также совместных программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей; созданию механизмов развития внутрисетевой мобильности преподавателей; организации сотрудничества в области учебно-методической, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Кроме того, в формате сетевого взаимодействия образовательных организаций создается интегрированная электронная образовательная среда, обеспечивающая подготовку специалистов нового типа, обладающих высокими компетенциями в области современных образовательных технологий.

Первые результаты сетевого взаимодействия в рамках кластера позволяют строить позитивные прогнозы. Вполне реалистичным сценарием развития педагогического образования в среднесрочной перспективе является модернизация содержания и технологий действующих программ подготовки педагогов на основе разработки регионального профессионального стандарта педагога и требований федерального государственного стандарта общего образования, учета потребностей системы дошкольного и дополнительного образования Омской области. В то же время наиболее перспективным будет сценарий, при котором наряду с модернизацией действующих программ подготовки педагогов будут развиваться сетевые образовательные программы и программы переподготовки и непрерывного педагогического образования. Кроме того, такая совместная работа будет способствовать оптимизации сети образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов в рамках профессионально-педагогического образовательного кластера.

1. Радионова Н. Ф. Исследование проблем развития педагогического образования в современных условиях // Вестн. Тюмен. обл. гос. ин-та развития регион. образования. 2013. № 1. С. 30-37.

2. Волох О. В., Чекалева Н. В., Макарова Н. С. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2014. № 166. С. 144-150.

3. Швецов М. Ю., Дугаров А. Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Учен. зап. Забайкал. гос. гуманит.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 5. С. 33-38.

4. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» // Гарант.ру : информ.-пра-вовой портал. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/omsk/482493/ (дата обращения: 20.05.2015).

© Чекалева Н. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.