УДК 378.1
ЭФФЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются итоги модернизации педагогического образования. Выделены этапы модернизации, начиная с 1992 г. и по настоящее время, определены сущностные изменения, происходящие в педагогическом образовании. Представлены задачи и основные результаты модернизации педагогического образования в РФ. Основное внимание уделено эффектам участия преподавателей ОмГПУ в реализации комплексного проекта модернизации педагогического образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, эффекты, модернизация, основные профессиональные образовательные программы.
H. B. HeHaneea N. V. Chekaleva
EFFECTS OF MODERNIZATION OF TEACHER EDUCATION
Results of the modernization of teacher education are given in the article. The stages of modernization are singled out from 1992 to the present day. The substantive changes in teacher education are pointed out. The paper contains objectives and the results of modernization teacher education in the Russian Federation. The focus of the article is on effects of Omsk State Pedagogical University's teachers participating in the comprehensive project of modernization of teacher education.
Keywords: teacher education, effects, modernization, basic professional educational programs.
Меняющийся мир предполагает и изменения в образовании. Текущее столетие воспринимается современниками как эпоха интенсивных социокультурных, экономических, технологических, демографических и других изменений, принимающих глобальный масштаб. В этой ситуации будущее социальных и культурных институтов, даже имеющих длительную историю и прочно укорененных, является неопределенным. В частности, темой напряженных дискуссий становится будущее высшей школы, ее роли в сохранении и развитии человеческого капитала, генерации научных знаний, технологических и иных инноваций [1, с. 7].
Модернизация отечественного образования, направленная прежде всего на изменения в школьном образовании, повлекла за собой и осовременивание педагогического образования, что было вполне объяснимо, так как подготовка будущих педагогов должна соответствовать вызовам времени и особенно вызовам завтрашнего дня.
В модернизации педагогического образования можно выделить четыре этапа [2]. На первом этапе (1992-2000 гг.) осуществлялись системно-структурные изменения: вводилось многоуровневое образование (бакалавриат, магистратура), активно реализовывались идеи непрерывного педагогического образования, в практике работы педвузов закладывались основы многопрофильности. Омский государственный педагогический университет одним из первых вступил в эксперимент по подготовке бакалавров и магистров. В 2000 г. был открыт Центр магистерской подготовки.
На втором этапе (2001-2010 гг.) модернизация педагогического образования была направлена на содержательное обновление профессиональной подготовки будущих педагогов, которое было обусловлено введением федеральных государственных образовательных стандартов. Так, если основной целью государственных образовательных стандартов 1994 г. было содействие профессионально-личностному становление будущего педагога, с 2001 г. - содействие становлению готовности к решению профессиональных задач педагогической деятельности, то с 2011 г. основная цель - содействие становлению профессиональной компетентности будущего педагога.
В ОмГПУ педагогическая подготовка студентов наполнялась практикоориентированным содержанием; усиливалось внимание к процессу освоения будущими педагогами норм, образцов и правил профессионально-педагогической деятельности. Нормативные требования к целям и результатам обучения студентов, переводились на язык компетенций.
На третьем этапе модернизации педагогического образования (2011-2013 гг.), с переходом высшей школы на уровневое образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура), основной акцент был сделан на технологизацию подготовки будущих педагогов (интерактивные технологии, электронное обучение и др.), а также на создание фонда средств, оценивающих результативность сформированных компетенций. ОмГПУ активно участвовал в создании электронного университета, Омского профессионально-педагогического кластера, сетевом взаимодействии с РГПУ им. А. И. Герцена и другими вузами.
Нормативными основаниями для выделения четвертого этапа модернизации (с 2014 г.) стали: 1) Поручение Президента РФ об усилении практической подготовки кадров, о независимой оценке квалификации (перечень поручений по вопросам повышения качества вашего образования от 22 мая 2014 г.), о приведении ФГОС ВО в соответствие с требованиями профессиональных стандартов; 2) Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством РФ 28 мая 2014 г.); 3) Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.
Министерством образования и науки РФ был разработан комплексный проект, целью которого была определена модернизация системы подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Были определены следующие задачи комплексного проекта:
1. Разработка компетентностной модели («портрета») современного учителя, способного в своей профессиональной деятельности соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, федеральных государс-
твенных образовательных стандартов общего образования, основным вызовам XXI века.
2. Обеспечение вариативности траекторий подготовки педагогов.
3. Реализация методологии деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров.
4. Проектирование образовательных программ на основе разработки профессионально ориентированных модулей, обеспечивающих готовность к решению основных профессиональных задач педагога.
5. Усиление практической подготовки будущих педагогов за счет использования сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями (модель «школьно-университетского партнерства»).
6. Институализация новых подходов:
- разработка модели непрерывного педагогического образования и обобщенной компетентностной модели выпускника по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки»;
- создание нормативно-правовой базы: актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) 3++, разработка примерных основных образовательных программ по основным профилям педагогического образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников.
7. Модернизация учебно-методического обеспечения педагогического образования: создание библиотеки профессионально-ориентированных образовательных модулей и массовых открытых онлайн-курсов.
8. Масштабирование результатов проекта:
- привлечение значительной части вузов, обеспечивающих подготовку педагогов, к апробации модернизированных образовательных программ;
- повышение квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава;
- предоставление широкого доступа к результатам проекта вузам Российской Федерации.
9. Обеспечение создания пилотных площадок по апробации модели целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки».
10. Оценка качества разработанных образовательных программ на основе независимой оценки профессиональных компетенций студентов, разработанной в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога [3].
Комплексный проект по модернизации педагогического образования осуществлялся коллективами ряда ведущих вузов России в 2014-2015 гг. (1 этап) и 2016-2017 гг. (2 этап). ОмГПУ принимал участие в качестве соисполнителя.
Структурно комплексный проект включал в себя 33 проекта и охватывал модернизацию всех основных профилей подготовки педагогов по трем направлениям и всем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в рамках УГСН «Образование и педагогические науки».
В 24 проектах первого этапа (2014-2015) вузами-участниками совместно с вузами-соисполнителями отрабатывались вопросы:
- проектирования отдельных профессионально-ориентированных модулей (в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и ФГОС общего образования);
- сетевого взаимодействия между университетами в процессе апробации разработанных модулей, а также между вузами и общеобразовательными организациями (модель школьно-университетского партнерства).
В рамках реализации первого этапа комплексного проекта было также осуществлено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-участников проекта. В 2015 г. была апробирована модель инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов.
Второй этап реализации комплексного проекта (2016 -2017) структурно включал в себя 9 проектов, содержание которых было направлено на разработку и апробацию основных профессиональных образовательных программ по основным профилям подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и на основе разработанной в ходе первого этапа методологии деятельностного подхода к проектированию модульных образовательных программ.
По итогам реализации этого этапа вузами-участниками разработаны и внесены на экспертизу в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (ФУМО) проекты примерных основных профессиональных образовательных программ в рамках УГСН «Образование и педагогические науки», подготовлены новые образцы современного учебно-методического обеспечения педагогического образования (включая электронные массовые открытые онлайн-курсы, учебники и учебные пособия, программы образовательных модулей и новых форм учебной практики студентов).
В процессе реализации второго этапа комплексного проекта проведено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-участников проекта, а также реализована независимая оценка профессиональных компетенций студентов, обучавшихся как по апробируемым образовательным программам, так и по действующим программам подготовки.
Внедрение комплексного подхода при разработке и апробации модулей основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» осуществлялось в Институте инновационного и инклюзивного образования (Г. П. Синицы-на) уровень магистратуры, профиль «Педагог-исследователь» (методист); (Н. В. Чекалева, Н. А. Дука) уровень аспирантуры, профиль «Педагог дошкольного образования»; на кафедре педагогики и психологии детства (Н. П. Мур-зина) факультета начального, дошкольного и специального образования, уровень бакалавриата, профиль «Педагог начального общего образования», «Педагог дошкольного образования»; кафедре дефектологического образования (Т. Ю. Четверикова) факультета начального дошкольного и специального образования, уровень бакалавриата, профиль «Педагог-дефектолог»; кафедре правоведения, государственного и муниципального управления (Е. В. Без-виконная) факультета истории, философии и права, уровень магистратуры, профиль «Руководитель образовательной организации»; факультете иностранных языков
(С. Ю. Полуйкова), уровень бакалавриата, профиль «Педагог среднего общего образования»; филиале ОмГПУ в г. Таре (Л. П. Берестовская) уровень бакалавриата, профиль «Педагог начального общего образования».
В октябре 2017 г. на Всероссийской конференции по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования в РФ (2014-2017 гг.), были определены основные результаты:
1. Содержание педагогического образования приведено в соответствие с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников и ФГОС общего образования.
2. ФГОС ВО в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» актуализированы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
3. Вузами-участниками проекта разработаны проекты новых примерных основных образовательных программ, которые представлены на экспертизу в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
4. В ходе реализации проекта успешно апробирована новая модель проектирования модульных основных профессиональных образовательных программ, позволяющая реализовать деятельностный подход к подготовке педагогических кадров.
5. Разработаны и апробированы 42 новые образовательные программы подготовки педагогических кадров по основным направлениям в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» для всех категорий педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников и ФГОС общего образования.
6. Существенно усилена практическая подготовка выпускников. Образовательные организации общего образования и опытные учителя-наставники включены в подготовку будущих педагогов на условиях модели школьно-университетского партнерства.
7. Разработана и успешно апробирована процедура независимой оценки профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Созданная система может быть использована как в качестве добровольной независимой оценки квалификации выпускников, так и в качестве компоненты обновленной системы государственной итоговой аттестации (ГИА).
8. Организовано широкое сетевое взаимодействие вузов по подготовке основных категорий педагогических кадров (педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов общего образования и целого ряда других).
9. Профессорско-преподавательский состав вузов-участников проекта прошел повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования образовательных программ.
10. Материалы проекта прошли широкое профессионально-общественное обсуждение в рамках 20 Всероссийских конференций, на заседаниях Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» [3].
Каковы эффекты реализации Комплексного проекта в ОмГПУ?
Основной эффект - это готовность профессорско-преподавательского состава к изменениям; усложнению контекста профессионально-педагогической деятельности; освоению новых механизмов подготовки будущего учителя; осознание себя членом профессионального сообщества, способного продуктивно влиять на развитие отечественной системы образования; принятие ролей «проектировщика», «эксперта», «супервизора», «ментора», участника команды развития педагогического образования.
Преподаватели, участвующие в апробации модулей научились:
- реализовывать модульный принцип проектирования основных профессиональных образовательных программ (ОПОП);
- понимать роль практики, ориентированной на задачи формирования компетенций в модуле (концентрированная, рассредоточенная);
- координировать деятельность преподавателей, работающих в модуле;
- совместно разрабатывать содержание и формы итоговой аттестации по модулю;
- концентрировать деятельность на научно-методическом обеспечении отдельного модуля;
- основывать деятельность на реализации принципов проектирования ОПОП ВО: связь ОПОП ВО с профессиональными стандартами; проектирование от образовательного результата; обеспечение преемственности уровней образования; индивидуализация образовательных маршрутов обучающихся;
- реализовывать возможность практикоориентирован-ности обучения в рамках сетевого взаимодействия;
- понимать, что все ОПОП готовят будущего педагога к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности; а уровень образования соотносится с уровнем педагогической деятельности (бакалавриат - функциональный уровень, магистратура - методический уровень, аспирантура - исследовательский уровень);
- проводить экспертизу ОПОП;
- проводить апробацию инструментария сформирован-ности профессиональных компетенций у студентов и аспирантов, обучавшихся по модернизированным программам, в соответствии со спецификой трудовых действий профессионального стандарта педагога.
Для участников реализации Комплексного проекта в ОмГПУ важно, что приобретен ценный опыт участия в масштабных межвузовских проектах (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Московский городской педагогический университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»).
Основной эффект, который получили студенты от участия в реализации Комплексного проекта модернизации педагогического образования: осознание ответственности за собственные результаты учения; приобщение к иннова-
ционным процессам, происходящим в вузе; возможность построения индивидуальной траектории обучения.
Студенты научились: в рамках модуля интенсивно «соединять» теоретическую и практическую подготовку; соотносить требования ФГОС ВО с трудовыми функциями и действиями профстандарта педагога; позиционировать себя как субъекта практической профессионально-педагогической деятельности (профессиональные пробы, разные виды практик и т. д.); быть равным партнером при профессионально-образовательном взаимодействии с преподавателями; проектировать программу развития образовательной организации; овладели опытом анализа и экспертизы деятельности педагогов, опыта собственной профессиональной деятельности; осуществлять отбор образовательных технологий в сфере общего образования в рамках системно-деятельностного подхода (проектно-исследова-тельские, интерактивные, технологии формирования универсальные учебные действия); в рамках научно-исследовательских семинаров исследовать проблему, которую выявили на практике; осуществлять рефлексию собственной деятельности, ориентироваться на лучшие практики отечественного и регионального образования.
Реализация Комплексного проекта модернизации педагогического образования показала и ряд нерешенных задач: разработка единых требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса в вузе; внедрение междисциплинарного подхода в обучении и организации практик студентов; развитие электронной информационно-образовательной среды; преемственность в общем среднем, среднем профессионально-педагогическом и вы-
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЕ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматриваются теоретические и нормативные основы проведения профессиональных экзаменов для учителей и врачей. На основе изучения исторического опыта и анализа современных практик профессиональной аккредитации за рубежом сделана попытка раскрыть причины и факторы, обусловливающие необходимость внедрения данной формы государственной аттестации в профессиональные сферы. Проведенный сравнительный анализ принципов и положений теоретической и нормативной базы профессионального экзамена, практики проведения первичной аккредитации для выпускников медицинских вузов текущего года позволил авторам сделать выводы о ее проблемах и перспективах, которые могут быть использованы при организации подобных процедур для учителей.
Ключевые слова: профессиональный экзамен, аккредитация, первичная аккредитация, высшее образование, профессиональный стандарт, профессиональная деятельность.
сшем образовании; воспитание у студентов положительной мотивации к будущей педагогической деятельности, а также отбор и «удержание» молодых педагогов в профессии.
Модернизация педагогического образования в РФ будет продолжена в 2018-2020 гг. Цель нового этапа: обеспечение системных качественных изменений в подготовке педагогических кадров.
Таким образом, предстоит разрабатывать механизмы достижения нового качества педагогического образования, ориентированного на педагогов нового типа, способных решать комплексные профессиональные задачи и соответствовать вызовам современности.
1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд Форсайт-исследование - 2030. Аналитический доклад. URL: http://foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/^iles/_ Doklad_Vysshaya_shkola_-_2030_ekspertnyy_vzglyad_2012_ 0.pdf (дата обращения: 01.11.2017).
2. Дроботенко Ю. Б., Чекалева Н. В. Изменения профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации. Образование и культура как фактор развития региона : материалы XXVII Всерос. Менделеевских чтений, посвященных 100-летию Тобольского пед. ин-та (24 ноября 2016 г.). Тобольск : Славянский печатный дом, 2017. С. 200-203.
3. Педагогическоеобразование.рф. (дата обращения 02.11.2017).
© Чекалёва Н. В., 2017
H. M. HypKUHa, A. M. HypKUHa N. I. Churkina, A. M.Churkina
PROFESSIONAL EXAMINATION IN PEDAGOGICAL AND MEDICAL SPHERES: FIRST EXPERIENCE AND PROSPECTS
The article deals with theoretical and normative bases of conducting professional examinations for teachers and doctors. Based on the study of historical experience and analysis of modern practices of professional accreditation abroad, there was made an attempt to disclose the reasons and factors that make it necessary to introduce this form of state attestation into professional areas. The comparative analysis of the principles and provisions of the theoretical and normative bases of the professional examination, the practice of primary accreditation for graduates of medical schools of the current year, allowed the authors to draw conclusions about its problems and perspectives that can be used to organize similar procedures for teachers.
Keywords: professional examination, accreditation, primary accreditation, higher education, professional standard, professional activity.