Научная статья на тему 'Основные направления модернизации подготовки магистрантов в вузе'

Основные направления модернизации подготовки магистрантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МАГИСТРАТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TRAINING / MASTERS PROGRAMME / PEDAGOGICAL EDUCATION MODERNIZATION / LEARNING CONTENT / EDUCATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Анна Павловна

В статье проводится анализ опыта обучения студентов магистратуры факультета социального управления ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в рамках апробации федеральной Программы модернизации педагогического образования. Образовательная программа профиля «Педагог-исследователь (методист)» была разработана авторским коллективом преподавателей Московского городского педагогического университета и проходила апробацию в ЯГПУ в рамках сетевого договора. Акцент в данной статье делается на анализе основных идей, лежащих в основе модернизации педагогического образования (преемственность результатов обучения на всех его уровнях, деятельностно-ориентированный характер обучения, модульный принцип разработки программ и др.), а также содержания обучения по образовательной программе и предлагаемых подходах к его освоению.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article it has been analyzed the experience of teaching students of the Faculty of social management of YSPU named after K. D. Ushinsky during the approbation of the Federal Programme of pedagogical education modernization. The education programme in the profile «Teacher-researcher (Methodist)» was developed by a team of teachers of Moscow City Pedagogical University and was tested in YSPU in the framework of the network agreement. In this article is emphasized the analysis of the basic ideas underlying the modernization of pedagogical education (the continuity of learning outcomes at all levels, action-oriented training, modular programmes, etc.), as well as content of the particular educational programme and proposed approaches to its implementation.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации подготовки магистрантов в вузе»

УДК 37

А. П. Чернявская

Основные направления модернизации подготовки магистрантов в вузе

В статье проводится анализ опыта обучения студентов магистратуры факультета социального управления ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в рамках апробации федеральной Программы модернизации педагогического образования. Образовательная программа профиля «Педагог-исследователь (методист)» была разработана авторским коллективом преподавателей Московского городского педагогического университета и проходила апробацию в ЯГПУ в рамках сетевого договора. Акцент в данной статье делается на анализе основных идей, лежащих в основе модернизации педагогического образования (преемственность результатов обучения на всех его уровнях, деятельностно-ориентированный характер обучения, модульный принцип разработки программ и др.), а также содержания обучения по образовательной программе и предлагаемых подходах к его освоению.

Ключевые слова: обучение, магистратура, модернизация педагогического образования, содержание обучения, образовательная программа.

Chernyavskaya A. P. Main Directions of Modernization in Training of Graduate Students in Higher Education Institution

In the article it has been analyzed the experience of teaching students of the Faculty of social management of YSPU named after K. D. Ushinsky during the approbation of the Federal Programme of pedagogical education modernization. The education programme in the profile «Teacher-researcher (Methodist)» was developed by a team of teachers of Moscow City Pedagogical University and was tested in YSPU in the framework of the network agreement. In this article is emphasized the analysis of the basic ideas underlying the modernization of pedagogical education (the continuity of learning outcomes at all levels, action-oriented training, modular programmes, etc.), as well as content of the particular educational programme and proposed approaches to its implementation.

Keywords: training, masters programme, pedagogical education modernization, learning content, educational programme.

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций была утверждена Министерством образования и науки в мае 2014 г. Первоначально она была рассчитана на два года, но затем продолжена вплоть до 2018 г. Причины появления этой программы понятны. Общество обеспокоено качеством подготовки педагогических кадров, что нашло свое выражение, к примеру, в проекте Концепции поддержки развития педагогического образования (2013 г.): «В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники. При этом значительная часть выпускников, обучавшихся по программам подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу» [1, с. 1-2]. Печально, но это факт. На преодоление этой проблемы и некоторых других, также обозначенных в Концепции и других документах, определяющих модернизацию системы образования в целом, и направлена Программа модернизации педагогиче-

ского образования, являющаяся частью общей Комплексной программы.

Основная цель Программы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования [2]. Программа направлена на модернизацию всех уровней высшего образования - бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В число ее задач входят

— создание условий для деятельностного профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров;

— переход на модульный принцип обучения в вузе, в рамках которого модуль выступает в качестве основной образовательной единицы, объединяющей теорию, практику и научно-исследовательскую работу студента по овладению определенным набором трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога, направленных в последующем на реализацию профессиональной трудовой функции в профессиональной деятельности;

— привлечение школ в качестве равноправных партнеров университетов в подготовке педагогов по

© Чернявская А. П., 2017

формированию профессиональных компетенций студентов;

— обеспечение различных траекторий подготовки и входа в профессию [2, с. 3].

В разной степени в Программе участвуют около ста вузов страны - педагогические университеты, или классические (гуманитарные и др.) университеты, в которых есть или институты педагогики, или педагогические кафедры. В ходе реализации проекта разработаны и апробированы четыре модели подготовки педагогических кадров в проектах прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, академического бакалавриата и исследовательской магистратуры. За два года разработано более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ. Создан портал сопровождения проектов «педагогическоеобразование.рф».

Студенты магистратуры факультета социального управления ЯГПУ им. К. Д. Ушинского участвовали в 2016-2017 гг. в апробации основных профессиональных образовательных программ по профилю «Педагог-исследователь (методист)». Образовательная программа профиля была разработана авторским коллективом преподавателей Московского городского педагогического университета и проходила апробацию в ЯГПУ в рамках сетевого договора. Всего за три этапа апробации прошли обучение по шести модулям более 80 студентов.

Полученный опыт может являться предметом размышлений нескольких статей. В данной статье мы сделаем акцент на анализе содержания обучения и предлагаемых подходах к его освоению.

Преподаватели, работающие в вузах, знают, что во ФГОС-3 и ФГОС-3+ как минимум дважды отсутствует преемственность, которую нам приходится каким-то образом восстанавливать в процессе обучения студентов. Нет преемственности между компетенциями, обозначенными в стандартах бакалавриата и магистратуры; между компетенциями стандартов высшего образования обоих уровней и трудовыми действиями, предписанными Профессиональными стандартами.

Эта проблема успешно преодолевается в Программе модернизации. В ней за основу берутся трудовые действия, которые должны быть сформированы у выпускника соответствующей ступени обучения. Перечень этих действий един для всех уровней высшего образования, и компетенции формулируются в соответствии с трудовым действием (задачей). Различается лишь степень владения действием.

На уровне бакалавриата - это исполнительская деятельность (организует/осуществляет учебную и воспитательную деятельность). На уровне магистратуры - проектировочная (проектирует/разрабатывает/управляет). На уровне аспиранту-

ры - экспертная (изуча-

ет/обобщает/систематизирует).

Приведем пример того, как на разных уровнях обучения формулируется профессиональная задача «контроль и оценка формирования образовательных результатов обучающихся, выявление и корректировка трудностей в обучении»:

В целом, ключевыми принципами разработки основной профессиональной образовательной программы являются

— преемственность в построении программ бакалавриата и магистратуры, а также аспирантуры;

— соотнесение образовательных результатов с требованиями профессиональных стандартов в области обучения и воспитания;

— взаимная увязанность видов учебной деятельности в модуле: теоретический блок, практика, научно-исследовательская работа;

— профессионально-ориентированная практика в условиях сетевого взаимодействия вузов и школ;

— оценка сформированности компетенций на основе трудовых действий.

Таким образом, образовательные модули программ подготовки педагогических кадров начинают соответствовать требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования и позволяют решить основные проблемы педагогического образования за счет использования нового подхода к их проектированию, отправной точкой которого является результат, планируемый студентами на выпуске из вуза.

Интересной представляется сам профиль «Педагог-исследователь (методист)». Необходимость в квалифицированных кадрах, специализирующихся на организации исследовательской деятельности и методической работы в коллективах педагогов и обучающихся любого уровня подготовки, от дошкольного до дополнительного профессионального, никто не оспаривает. Потребность в серьезном повышении квалификации, получении дополнительной специальности осознают и сами педагоги. Но в системе образования слабо развиты механизмы стимулирования квалифицированного труда и

Уровень бакалавриата Уровень магистратуры Уровень аспирантуры

Способен осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении Способен разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся, разрабатывать и реализо-вывать программы преодоления трудностей в обучении Способен анализировать результаты педагогических измерений и рейтингов и формулировать на основе анализа рекомендации по совершенствованию качества образования.

профессионального роста, что частично тормозило стремление педагогов получать образование в магистратуре, в том числе и по такому профилю. В настоящее время эта проблема частично решается за счет введения эффективного контракта (если его критериальная база действительно направлена на мотивирование работников, а не является отпиской) и утвержденной недавно Национальной системой учительского роста [3]. Очевидно, эти шаги послужат развитию мотивации педагогов к профессиональному росту.

Цель образовательной программы по профилю «Педагог-исследователь (методист)»: подготовка высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций, обладающих системным видением проблем в сфере общего и профессионального образования, способных верно оценить инновационные направления развития образовательных процессов, принимать эффективные решения в целях развития образования, обладающих современными теоретическими знаниями и практическими навыками организации исследовательской и научно-методической работы в образовательных организациях, что становится необходимым для подготовки, принятия и реализации эффективных решений в области образования.

Профиль подготовки «Педагог-исследователь (методист)» предназначен для педагогов и руководителей образовательных организаций, решающих профессиональные задачи

— по организации научно-методической работы в образовательной организации;

— созданию образовательных программ;

— обобщению и распространению инновационного опыта;

— созданию, рецензированию и экспертизе научных и научно-методических текстов.

Данные профессиональные задачи входят в состав должностных обязанностей методиста (включая старшего). Особенностями программы являются

— модульное построение;

— использование в образовательном процессе обучения в онлайн-режиме;

— развитие готовности магистрантов приобретать опыт исследовательской деятельности в едином научно-образовательном пространстве, используя средства сетевого взаимодействия;

— создание условий для эффективного решения исследовательских задач в сфере образования;

— участие в различных событиях исследовательской направленности;

— ориентация на коллективные исследования в рамках образовательной программы.

Формируемые в процессе освоения программы компетенции соотнесены с трудовыми функциями, указанными в профессиональных стандартах «Педагог (педагогическая деятельность в сфере до-

школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам», «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании)».

Проанализируем содержание и особенности освоения студентами магистратуры ФСУ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского образовательной программы магистратуры по профилю «Педагог-исследователь (методист)» на примере модуля «Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания детей разных категорий», по которому обучались три группы магистратуры первого курса в течение первого семестра 2016/17 учебного года.

В модуле сочетались базовые и вариативные дисциплины, рассредоточенная практика и научно-иследовательская работа. Объем аудиторной нагрузки не превышал 30 % от всего объема модуля.

Основной компетенцией, на формирование которой было направлено изучение модуля, является ДК-5 «Способен осуществлять организационное и научно-методическое сопровождение проектирования и реализации адаптированных основных и дополнительных образовательных программ».

Без знания и овладения умениями по психологическим аспектам и педагогическим основаниям индивидуализации и дифференциации обучения, главным образом - работы с детьми с особыми образовательными потребностями, выпускнику магистратуры невозможно соответствовать требованиям определенного уровня Национальной рамки квалификаций. Выпускник магистратуры (7 уровень квалификации) должен осуществлять «деятельность, предполагающую решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных)». Также без изучения данной дисциплины сложно соответствовать требованиям Профессионального стандарта «Педагог...», согласно которому выпускник магистратуры может осуществлять преподавание в бакалавриате и курирование профессионального развития в образовательных организациях, для чего ему необходимы знания и умения, осваиваемые в процессе изучения данного модуля.

В то же время программа предусматривает значительный объем работы обучающихся по освоению исследовательской деятельности. На это нацелены все разделы дисциплины. Освоение содержания данных разделов, проведение занятий в форме «круглого стола» и проблемно-ориентированных вопросов и выполнение практико-ориентированных заданий позволили сформировать компоненты исследовательской компетенции. Значительную роль в развитии исследовательских умений играли такие

формы проведения занятий, как решение проблемных ситуаций, подготовка реферата, выполнение индивидуальных творческих заданий / проектов. В последующих разделах программы логически предусмотрено применение исследовательских умений, прежде всего касающихся анализа научной литературы, осуществления выбора исследовательских процедур, проведения диагностики, экспертной оценки.

В процессе изучения учебного материала модуля студенты осваивали аналитико-синтетическую и диагностическую деятельность, создание критериев оценки, моделирование и проектирование содержания образования и образовательной среды. Использование коллективных форм организации занятий способствовало развитию умений обоснованного формирования экспертной позиции, создания поля для дискурса, согласования позиций, выстраивания конструктивного диалога, то есть элементов процедур совместного экспертного оценивания.

Самостоятельная работа студентов обеспечивалась за счет того, что составной частью программы являлись методические рекомендации для студентов, в которых было дано подробное описание требований к выполнению разных видов заданий (мультимедийных презентаций, решения проблемных ситуаций и др.) и критерии оценки для каждого задания. Разработанные критерии и показатели обеспечивали объективность и прозрачность оценивания, использовались, в том числе, и для само-и взаимооценки самими обучающимися.

Фонды оценочных средств соответствуют как содержанию программы модуля, так и формируемой компетенции, обобщенной трудовой функции и трудовым действиям. Фонды оценочных средств сформированы отдельно для текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Для проведения промежуточной аттестации предлагаются теоретические и практико-ориентированные задания, разработанные на основе технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения.

Содержание и методы проведения практических (семинарских, лабораторных) занятий по модулю позволили организовать работу по изучению теоретического и практического материала дисциплины. Предложенные образовательные технологии: учебная дискуссия, работа в малых группах, решение практических задач носят интерактивный характер, позволяют формировать у обучающихся обозначенную выше компетенцию. Подготовка реферата, выполнение индивидуальных творческих заданий, в том числе проектов, решение проблемных ситуаций, помимо формирования указанной компетенции, способствует освоению элементов трудовых функций.

Аттестационные материалы по модулю были скомпонованы по формируемым трудовым действиям, что значительно облегчало проведение промежуточной и итоговой аттестации и повышало эффективность как самой аттестации, так и процесса освоения модуля обучающимися. Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе промежуточной аттестации оценивались по балльно-рейтинговой системе. Содержание и процедура итоговой аттестации носила междисциплинарный практико-ориентированный характер. Теоретические вопросы и практико-ориентированные задания отражают современные потребности образования в разработке и реализации проектов по индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей разных категорий. К защите представляется комплект учебно-методических материалов, необходимый и достаточный для учебно-методического обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей разных категорий в условиях образовательной организации, который разрабатывается и оформляется как практико-ориентированный учебный проект.

Образовательная подготовка обучающихся в ходе освоения модуля, несомненно, послужила источником их личностного развития. Вариативность предложенных заданий позволила учесть индивидуальные особенности обучающихся. В процессе изучения дисциплины отмечен рост интереса как к теоретическим, так и к практическим знаниям, потребность связать прошлый опыт изучения психологии и педагогики с вновь изученным содержанием, во время коллективных форм организации работы наблюдалось стремление высказать и обосновать свою точку зрения и т. д. Отмечена ценностно-смысловая деятельность многих обучающихся, которая, несомненно, была источником мотивации и формирования их профессиональной позиции [4, 5].

В рамках практических занятий были рассмотрены вопросы, касающиеся личного и профессионального отношения к проблемам развития: нормативность, условия, факторы. Студенты были поставлены перед необходимостью дать личную оценку рассмотренным ситуациям, что, безусловно, послужило источником внутренних изменений, сопряженных с личностным ростом.

Обучение по модулю дало студентам возможность лучше понять, как необходимо организовать образовательную среду для ребенка, в том числе с особыми образовательными потребностями, правильно построить индивидуализированную работу с каждым обучающимся.

В анкетах обратной связи большинство студентов отмечали, что обучение по модулю послужило источником их личностного развития:

— «Я поняла, что есть еще те области знания, которые я могла бы изучить»;

— «Узнала несколько новых понятий»;

— «Работали в активной форме - "круглого стола", дискуссии, решения кейсов (педагогических задач)»;

— «Увидела новые закономерности и связи педагогики и психологии».

Обучающиеся высоко оценили содержание модуля и отметили, что оно способствует освоению профессиональной деятельности педагога-исследователя (методиста).

В качестве наиболее эффективных технологий обучающиеся выделили проблемное обучение, «круглый стол», дискуссию, педагогические задачи, групповую работу, моделирование профессиональных ситуаций, «аквариум».

Библиографический список

1. Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Портал Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.

рф/документы/3871/файл/2676/Концепция %20поддер жки %20развития %20педагогического %20образован ия %2011 %2012 %2013.doc (Дата обращения 14.09.2017).

2. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Портал Министерства образования и науки РФ - Режим доступа: httpV/минобрнауки. рф/проекты/модернизация-педагогического-образования (Дата обращения 14.09.2017).

3. Национальная система учительского роста [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //Ы!р://педагогическоеобразование. рф/wp-content/uploads/2017/06/pdf (Дата обращения 15.09.2017).

4. Чернявская, А. П. Психологические предпосылки формирования партнерской позиции педагога как основа эффективной профессиональной деятельности [Текст] / А. П Чернявская // Ярославский педагогический вестник : научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 274-280.

5. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов [Текст] / А. П Чернявская // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. -№ 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). -С. 313-316.

Bibliograficheskij spisok

1. Koncepcija podderzhki razvitija pedagogicheskogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] // Portal Ministerstva obrazovanija i nauki RF. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.

rf/dokumenty/3871/fajl/2676/Koncepcija %20podderzhki

%20razvitija %20pedagogicheskogo %20obrazovanija % 2011 %2012 %2013.doc (Data obrashhenija 14.09.2017).

2. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] // Portal Ministerstva obrazovanija i nauki RF - Rezhim dostupa: http ://minobrnauki. rf/proekty/modernizacij a-pedagogicheskogo-obrazovanija (Data obrashhenija 14.09.2017).

3. Nacional'naja sistema uchitel'skogo rosta [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: //http://pedagogicheskoeobrazovanie. rf/wp-content/uploads/2017/06/pdf (Data obrashhenija 15.09.2017).

4. Chernjavskaja, A. P. Psihologicheskie predposylki formirovanija partnerskoj pozicii pedagoga kak osnova jeffektivnoj professional'noj dejatel'nosti [Tekst] /A. P Chernjavskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik : nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. -№ 1. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). -S. 274-280.

5. Chernjavskaja A. P. Uslovija razvitija motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov [Tekst] /A. P Chernjavskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - № 2. -Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 313-316.

Reference List

1. Concept of support of pedagogical education development [An electronic resource] // Portal of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. -Access mode: http://MHHo6pHayKH. р$/докyментbI/3871/$ан®'2676/Концепцнн %20noggep ®KH %20pa3BHTHa %20negarorHHecKoro %20o6pa30BaH na %2011 %2012 %2013.doc (Date of the address 14.09.2017).

2. Modernization of pedagogical education in the Russian Federation [An electronic resource] // the Portal of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation - Access mode: http://MHHo6pHayKH. p$/пpоектbI/модеpннзaцнa-педaгогннеского-o6pa30BaHHa (Date of the address 14.09.2017).

3. National system of teacher's growth [An electronic resource]. - Access mode:// http://negarorHHecK0e06pa30BaHHe. p$/wp-content/uploads/2017/06/pdf (Date of the address 15.09.2017).

4. Chernyavskaya A. P. Psychological prerequisites of formation of a teacher's partner position as a basis of effective professional activity // Yaroslavl pedagogical bulletin: scientific magazine. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2012. - № 1. - Volume II (Psychology and pedagogical sciences). - P. 274-280.

5. Chernyavskaya A. P. Conditions of motivation development of students' educational activity // Yaroslavl pedagogical bulletin: scientific magazine. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2012. - № 2. - Volume II (Psychology and pedagogical sciences). - P. 313-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.