УДК 378.1
Н. Г. Тихомирова
Модель подготовки бакалавра педагогического образования по профилю «Дополнительное образование»
В статье представлена разработанная в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского модель подготовки академического бакалавра по направлению «Педагогическое образование», профилю «Дополнительное образование» как инновационная вариативная система подготовки педагога сферы дополнительного образования детей. На основе теоретического анализа, анализа актуальной нормативно-правовой базы и анализа опыта подготовки педагогов дополнительного образования в России определены специальные компетенции бакалавра дополнительного образования, представляющие собой кластер из 11 взаимосвязанных компетенций. Для реализации специальных компетенций предлагается использование различных активных форм обучения (деловых игр, «круглых столов», разбора конкретных ситуаций, «мозговых штурмов» и др.). В данной статье описана программа бакалавриата, состоящая из базовой и вариативной частей. Структура разработанной основной образовательной программы бакалавриата включает следующие блоки: блок 1 «Дисциплины (модули)», который содержит дисциплины и модули, относящиеся к базовой части программы, и дисциплины и модули, относящиеся к ее вариативной части; блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы; блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к вариативной (профильной) части программы.
Ключевые слова: бакалавриат, дополнительное образование, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, компетенции, компетентностный подход, трудовые функции преподавателя дополнительного образования, программа бакалавриата дополнительного образования, активные формы обучения бакалавра дополнительно образования.
N. G. Tikhomirova
Model of training of the academic bachelor of pedagogical education on the Additional education profile
The model of training of the academic bachelor developed in YSPU of K.D. Ushinsky in the Pedagogical education direction the Additional education profile as innovative variable system of training of the teacher of the sphere of additional education of children is presented in article. On the basis of the theoretical analysis, the analysis of actual standard and legal base and the analysis of experience of training of additional education teachers in Russia the special competences of the bachelor of additional education representing a cluster from 11 interconnected competences are defined. For realization of special competences use of various active forms of education is offered (business games, «round tables», analysis of concrete situations, «brain storms», etc.). In this article the program of a bachelor degree consisting of basic and variable parts is described. The structure of the developed main educational program of a bachelor degree turns on the following blocks: the block 1 «Disciplines (modules)» which contains the disciplines and modules relating to a basic part of the program, both discipline and the modules relating to its variable part; the block of 2 «Practicians» which in full belongs to variable part of the program; the block 3 «State total certification» which belongs to variable (profile) part of the program.
Keywords: bachelor degree, additional education, additional education teacher, teacher organizer, competences, competence-based approach, labor functions of the teacher of additional education, program of a bachelor degree of additional education, active forms of education of the bachelor in addition educations.
В условиях внедрения в России Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения появилась возможность выстраивания инновационной вариативной системы подготовки педагога сферы дополнительного образования детей. Одним из вариантов подготовки в рамках бакалавриата является четырехлетний, традиционный бакалавриат, в рамках которого бакалавр дополнительного образования может готовиться к деятельности в сфере культурно-просветительской деятельности [1].
Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з. е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе
© Тихомирова Н. Г., 2014
ускоренного обучения. Срок получения образования по программе бакалавриата данного направления подготовки для очной формы обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий составляет 4 года.
В рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» может быть введен профиль «Дополнительное образование», по должностям педагога дополнительного образования, педагога-организатора, социального педагога. Бакалавр педагогического образования готовится к педагогической, проектной, исследовательской и культурно-досуговой деятельности [7].
В Проекте Профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых)» (2013 г.) предлагаются три обобщенные трудовые функции преподавателя в сфере дополнительного образования детей, связанные с организационно-педагогическим обеспечением реализации дополнительных образовательных программ:
1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам: организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ: организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения; управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразователь-
ных программ: организация и проведение массовых досуговых мероприятий; развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых; организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.[6].
На основании согласованного анализа требований ФГОС ВПО направления «Педагогическое образование» и Проекта Профессионального стандарта Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых) можно предложить ряд специальных компетенций бакалавра профиля «Дополнительное образование»:
— способен разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы (СК-1);
— готов осуществлять организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения (СК-2);
— владеет формами и методами организации деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья), направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы (СК-3);
— способен организовывать досуговую деятельность обучающихся, в том числе в каникулярный период (СК-4);
— способен организовывать работу детских образовательных объединений по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. (СК-5);
— владеет технологиями организации и проведения массовых досуговых мероприятий (СК-6);
— готов включаться во взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания (СК-7);
— способен осуществлять систематический педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы (СК-8);
— способен управлять качеством реализации дополнительных общеобразовательных про-
грамм в организации, осуществляющей образовательную деятельность (СК-9);
— способен организовывать и проводить исследования рынка услуг дополнительного образования детей (СК-10);
— готов к развитию социального партнерства и продвижению услуг дополнительного образования детей (СК-11) [4].
Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки.
Программа бакалавриата состоит из следующих блоков: Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части; Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы; Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к вариативной (профильной) части программы.
Блок 1 Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от профиля программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.
В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должна быть реализована также дисциплина (модуль) «Физическая культура» («Физическая подготовка»). Для очной формы обучения объем указанной дисциплины (модуля) должен составлять не менее 400 академических часов, из которых не менее 360 академических часов должны составлять практические занятия для
обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера и выполнения ими нормативов, предусмотренных Всероссийским физкуль-турно-спортивным комплексом. Порядок освоения указанной дисциплины (модуля) при реализации программ бакалавриата с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (по очной форме обучения) устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины (модуля).
Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, определяют профиль программы. После выбора обучающимся профиля программы набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся. Вариативная часть гуманитарного, социального и экономического цикла может быть представлена дисциплинами: «Культурология», «Право в сфере образования», «Социология и политология», «Социология образования», «Актуальные вопросы развития образования». Вариативная часть математического и естественнонаучного цикла может включать дисциплину «Экология».
Вариативная часть профессионального цикла может быть представлена дисциплинами, объединенными в 6 модулей.
Модуль 1 «Концептуальные и нормативно-правовые основы дополнительного образования» может быть представлен такими дисциплинами, как: История развития системы дополнительного образования, Нормативно-правовая база деятельности системы дополнительного образования детей, Концептуальные подходы к организации дополнительного образования детей, Дидактика дополнительного образования детей. Выбор данных дисциплин обусловлен тем, что для того, чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в будущем, бакалавры дополнительного образования должны понимать истоки дополнительного образования; знать историческую периодизацию системы дополнительного образования; определять место дополнительного (внешкольного) образования в государственной системе образования России в разные исторические периоды; уметь работать с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений дополни-
тельного образования на разных уровнях: государственном, региональном, уровне учреждения; знать основные подходы к организации дополнительного образования, а также их анализировать.
Модуль 2 «Организационно-педагогические основы дополнительного образования детей» состоит из таких дисциплин, как: Структура и функции системы дополнительного образования, Формы организации дополнительного образования детей, Проектирование дополнительных образовательных программ, Основы мониторинга результатов дополнительного образования детей, Качество дополнительного образования. Освоение данных дисциплины позволит бакалаврам разобраться в структуре дополнительного образования на федеральном, региональном уровнях и уровне учреждения; понять его основные функции; изучить модели дополнительного образования в образовательных учреждениях разных типов, сформировать и развить умения и навыки работы с различными формами организации дополнительного образования; изучить структуру программы дополнительного образования, а также технологию разработки и анализа программ; понять сущность и этапы организации мониторинговой деятельности в учреждениях дополнительного образования, технологию мониторинга результатов деятельности УДОД; сформировать у студентов целостное системное представление о качестве дополнительного образования, методах его оценки и измерения.
В модуль 3 «Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании» входят следующие дисциплины: Технологии организаторской деятельности в учреждениях дополнительного образования, Организация массовых мероприятий, Технологии развития детского самоуправления в коллективах дополнительного образования, Технологии организации деятельности детских объединений в условиях дополнительного образования, Организация внеурочной деятельности. Необходимость включения этих дисциплин в учебный план продиктована значимостью владения бакалаврами дополнительного образования различными технологиями организации деятельности в дополнительном образовании. Они должны понимать, каков алгоритм действий при организации массовых мероприятий, развитии детского самоуправления, организации детских объединений, организации внеурочной деятельности; чем эти технологии отличаются между собой, когда их необходимо применять на
практике и каковы результаты реализации технологий в педагогической деятельности.
Модуль 4 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования» представлен такими дисциплинами, как: Общие основы психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании, Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения детей, Технологии развития творческих способностей детей, Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ребенка в дополнительном образовании, Портфолио в системе дополнительного образования детей. Важными в подготовке бакалавра являются и психолого-педагогические аспекты. Содержанием данных дисциплин является сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей; особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании для детей разных категорий; методические основы разработки программ психолого-педагогического сопровождения детей; основы профессиональной ориентации, профессиональной консультации, профессионального самоопределения детей и подростков; технологии развития творческих способностей; технологии индивидуальной работы с детьми; правила разработки и реализации портфо-лио в условиях дополнительного образования.
Модуль 5 «Дети с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании» состоит из следующих дисциплин: Организация работы с одаренными детьми, Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением, Взаимодействие педагога с детьми-сиротами в дополнительном образовании. Педагоги-организаторы работают с разными категориями детей и подростков. Бакалаврам дополнительного образования необходимо дать знания относительно особенностей всех категорий детей и технологий сопровождения этих детей в условиях дополнительного образования, а также сформировать у них умения и навыки осуществления диагностики детей, подбора педагогических средств к каждой категории детей, разрабатывать и применять необходимые технологии, оказывать педагогическую поддержку детям, оценивать эффективность применяемых средств и технологий.
В модуль 6 «Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования» входят следующие дисциплины: Основы
социально-педагогической работы, Методика и технология работы социального педагога, Взаимодействие педагога с семьей. Социально-педагогическая деятельность - неотъемлемая часть работы педагога-организатора. Поэтому важно сформировать у студентов знания, умения и навыки относительно сущности социально-педагогической работы, ее функций, методов и технологий, в том числе при работе с семьей.
Также обязательной дисциплиной вариативной части учебного плана является дисциплина Основы интеграции и сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования. В ее содержание входят такие аспекты, как исторические предпосылки интеграции и сетевого взаимодействия, различные модели интеграции в условиях образовательных учреждений разных типов, особенности межведомственного взаимодействия, понятие, сущность, вариативные модели и организационно-правовые механизмы сетевого взаимодействия, особенности результатов интеграции и сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.
Кроме основных дисциплин в учебный план подготовки бакалавра дополнительного образова-
Таблица 1. Реализация требований к формам подготовь
ния могут входить следующие дисциплины по выбору: Этика /Логика; Маркетинговые исследования / Социологические исследования; Экономическое образование школьников / Правовое образование школьников; Диалоговые технологии /Поисково-исследовательские технологии; Клуб как форма дополнительного образования / Студия как форма организации дополнительного образования; Дополнительное образование в школе / Дополнительное образование в дошкольном образовательном учреждении; Школа как форма дополнительного образования / Театр как форма дополнительного образования и др., что позволяет более углубленно изучить особенности дополнительного образования в разных условиях, формы и методы работы с детьми с разными образовательными потребностями, приобрести навыки разработки разных дополнительных общеобразовательных программ работы с разнообразной документацией и методической продукцией.
При организации обучения необходимо применять активные формы, позволяющие сформировать необходимые специальные компетенции для реализации, требуемых стандартом трудовых действия в сфере дополнительного образования (табл. 1). гедагога-организатора сферы дополнительного образования
Трудовые действия Активные формы обучения
Планировать проведение массовых досуговых мероприятий • коллективное планирование мероприятий • групповая работа по планированию мероприятий • групповая дискуссия о планировании мероприятий • «мозговой штурм» по планированию мероприятий
Разрабатывать сценарии досуговых мероприятий, в т.ч. конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок и т.п. • «круглый стол» по опыту разработки сценариев • дебаты по проблемам разработки сценариев • разработка проектов сценариев • подготовка мультимедийных презентаций сценариев
Осуществлять документационное обеспечение проведения досуговых мероприятий • метод кейсов по выбору документов под конкретное мероприятие • поисковый метод сбора информации о документах • разработка критериев и показателей анализа документов • работа с документами, из изучение по критериям и показателям • формирование информационной базы документов
Организовывать совместно с обучающимися (для детей - обучающимися и их родителями (законными представителями)) подготовку мероприятий • разбор конкретных ситуаций по совместной подготовке мероприятий • коллективное обсуждение проблем совместной подготовки мероприятий • «мозговой штурм» о факторах, влияющих на эффективность совместной подготовки мероприятий • разработка плана организации совместной подготовки мероприятий
Проводить массовые и досуговые мероприятия • творческое задание по проведению мероприятия • разработка «дерева решений» по вопросам проведения мероприятий • разработка проектов мероприятий • подготовка мультимедийных презентаций по проведению мероприятий • деловая игра по проведению мероприятия • индивидуальная и коллективная рефлексия по итогам мероприятия
Обеспечивать безопасность обучающихся при проведении досуговых мероприятий • индивидуальная и групповая работа с документами, регламентирующими обеспечение безопасности • метод кейсов - разбор конкретных ситуаций по обеспечению безопасности • коллективное обсуждение мер обеспечения безопасности • групповая выработка способов обеспечения безопасности
Анализировать организацию досуговой деятельности и отдельных мероприятий • разработка критериев и показателей анализа организации досуговой деятельности • индивидуальный и групповой анализ организации досуговой деятельности • групповая работа по формулировке выводов по анализу организации досуговой деятельности
Планировать, организовывать и проводить мероприятия для привлечения и сохранения контингента обучающихся различного возраста • групповое планирование мероприятий • разработка «дерева решений» по организации мероприятий • групповая организация мероприятия • деловая игра по проведению мероприятия • творческое задание по проведению мероприятия • индивидуальная и групповая рефлексию по итогам проведения мероприятия
Комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся • разработка плана по комплектованию групп обучающихся • разбор конкретных ситуаций по комплектованию групп обучающихся • групповое обсуждение результатов комплектования групп
Взаимодействовать с органами управления образованием и социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий • деловая игра по взаимодействию с социальными партнерами • разбор конкретных ситуаций по вопросам развития дополнительного образования • групповое обсуждение проблем, возникающих при взаимодействии с социальными партнерами • коллективная разработка плана взаимодействия с социальными партнерами
Анализировать внутренние и внешние (сре-довые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность • разработка критериев и показателей анализа внутренних и внешних условий • групповой анализ внутренних и внешних условий • метод кейсов - разбор конкретных ситуаций • разработка оптимальных условий деятельности организации • «мозговой штурм» по выработке проблем развития дополнительного образования • «круглый стол» по определению внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие дополнительного образования
Разрабатывать предложения по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представлять их руководству организации • «круглый стол» по обсуждению возможных предложений и их последствий • «мозговой штурм» по определению предложений • групповая работа по разработке конкретных предложений • разработка плана представления руководству конкретных предложений • подготовка мультимедийных презентаций для представления предложений руководству
Координировать и контролировать работу педагогов и объединений детей и школьников в организации, осуществляющей образовательную деятельность • разбор конкретных ситуаций по подбору способов координации и контроля педагогов и объединений • индивидуальная и групповая разработка способов контроля работы педагогов и объединений • разработка плана координации деятельности педагогов и объединений
Планировать и организовывать совместно с методистом методическую работу и повышение квалификации педагогов дополнительного образования • коллективное планирование методической работы и повышения квалификации • разработка проектов программ методической работы и повышения квалификации • подготовка мультимедийных презентаций
Анализировать процесс и результаты реализации программ дополнительного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность • разработка критериев и показателей анализа процесса и результата реализации программ • коллективный анализ процесса и результата реализации программ • групповая работа по выявлению проблем процесса и результата реализации программ • групповая дискуссия о проблемах процесса и результата реализации программ
В Блок 2 «Практики» программ бакалавриа- Преддипломная практика проводится для вы-та входят учебная и производственная (в том полнения выпускной квалификационной работы и числе преддипломная) практики. является обязательной. Учебная практика прово-
дится в следующих формах: определяется образо-
вательной организацией в соответствии с профилем. Способы проведения учебной практики: стационарно и в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Производственная практика может проводиться в таких формах как: педагогическая; культурно-просветительская, летняя педагогическая, преддипломная. Способы проведения производственной практики: в организациях, осуществляющих образовательную и/или культурно-просветительскую деятельность в сфере дополнительного образования и обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. При проектировании программ бакалавриата образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Выпускник программы бакалавриата по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профилю «Дополнительное образование» может быть трудоустроен на должность педагога дополнительного образования, социального педагога или педагога-организатора в учреждения системы образования (учреждение дополнительного образования детей, общеобразовательную школу, дошкольное образовательное учреждение, учреждение среднего профессионального образования), учреждения системы культуры (школы искусств, дома культуры, музыкальные или художественные школы и студии), учреждения системы спорта (спортивные школы), учреждения государственно-частного сектора и др. [4].
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Мониторинговое исследование Бо-лонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее Высшее образование в России [Текст] / В. И. Байденко // Интернационализация образования. - 2009. - № 7.
2. Золотарева, А. В. Современные проблемы подготовки педагогических кадров для сферы дополнительного образования детей [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / А. В. Золотарева // Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей в России / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 99 с.
3. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. -2004. - № 5.
4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образо-
вание», профилю подготовки «Дополнительное образование» [Текст]. - Утверждена ректором ЯГПУ им. К. Д. Ушинского В. В. Афанасьевым 30.06. 2011 г.
5. Плотникова, В. С. Подготовка будущих педагогов-аниматоров в контексте ценностно-смыслового подхода [Текст] / В. С. Плотникова, Е. Н. Федорова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - С. 53-58.
6. Проект профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в основном и дополнительном общем образовании, в том числе обучение на дому и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность» № ИР-41 от 10.01.2013 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» высшего профессионального образования (бакалавриат) [Текст]. - Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. - № 788.
8. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
9. Шульга, И. И. Педагогическая анимация - новая профессия организатора досуга [Текст] / И. И. Шульга // Вестник СГУТиКД. - 2011. - № 3 (17). - С. 154-158.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajdenko, V. I. Monitoringovoe issledovanie Bolonskogo processa: nekotorye rezul'taty i vzgljad v budushhee Vysshee obrazovanie v Rossii [Tekst] / V. I. Bajdenko // Internacionalizacija obrazovanija. - 2009. - № 7.
2. Zolotareva, A. V. Sovremennye problemy podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst]: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj internet-konferencii / A. V. Zolotareva // Podgotovka kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 99 s.
3. Lebedev, O. E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii [Tekst] / O. E. Lebedev // Shkol'nye tehnologii. - 2004. - № 5.
4. Osnovnaja obrazovatel'naja programma vysshego professional'nogo obrazovanija (OOP VPO) bakalavriata po napravleniju podgotovki 050100 «Pedagogicheskoe obrazovanie», profilju podgotovki «Dopolnitel'noe obrazovanie» [Tekst]. -Utverzhdena rektorom JaGPU im. K. D. Ushinskogo V. V. Afanas'evym 30.06. 2011 g.
5. Plotnikova, V. S. Podgotovka budushhih pedagogov-animatorov v kontekste cennostno-smyslovogo podhoda [Tekst] / V. S. Plotnikova, E. N. Fedorova // Fundamental'nye issledovanija. - 2012. - № 3. - S. 53-58.
6. Proekt professional'nogo standarta «Pedagogicheskaja dejatel'nost' v osnovnom i dopolnitel'nom obshhem obrazovanii, v tom chisle obuchenie na domu i vne organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost'« № IR-41 ot 10.01.2013 g.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po napravleniju podgotovki 050100 «Pedagogicheskoe obrazovanie» vysshego professional'nogo obrazovanija (bakalavriat) [Tekst]. -Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 dekabrja 2009 g. - № 788.
8. Hutorskoj, A. V. Didakticheskaja jevristika. Teorija i tehnologija kreativnogo obuchenija [Tekst] / A. V. Hutorskoj. -M. : Izd-vo MGU, 2003. - 416s.
9. Shul'ga, I. I. Pedagogicheskaja animacija - novaja pro-fessija organizatora dosuga [Tekst] / I. I. Shul'ga // Vestnik SGUTiKD. - 2011. - № 3 (17). - S.154-158.