В продолжение изучаемой темы в рамках учебной дисциплины «Конституционное право», члены проблемной группы организовали дискуссию на тему «Право на образование: миф или реальность». Использование дискуссии во внеаудиторной работе студентов способствует выработке таких навыков, как уважительное отношение к различным точкам зрения, способность договариваться, умение актуализировать имеющиеся по проблеме знания, умение слушать.
Образовательными результатами использования различных технологий в организации внеаудиторной деятельности студен-
Библиографический список
тов являются: приобретение студентами социальных знаний, формирование позитивных отношений студента к традиционным и общечеловеческим ценностям; получение опыта самостоятельного социального действия [3 - 6].
Таким образом, использование совокупности педагогических технологий в организации внеаудиторной деятельности с целью формирования профессионально значимых качеств у студентов (активность, самостоятельность, толерантность и др.) позволяет совершенствовать их подготовку к будущей профессиональной деятельности.
1. Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов: теория и социально-педагогическая практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2003.
2. Якушкина Л.П. Технологии организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Орёл, 2007.
3. Организация самостоятельной работы в магистратуре: методическое пособие. Составители: Л.К. Боровик, Е.Н. Глубоков. Санкт-Петербург, 2009.
4. Абдуразакова Д.М. Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании толерантности учащихся. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 1: 73 - 80.
5. Абдуразакова Д.М. Влияние коллективной творческой деятельности на развитие толерантного сознания молодёжи. Педагогическое образование и наука. 2013; 1: 128 - 132.
6. Абдуразакова Д.М., Абдуразакова А.Н. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные направления. Сибирский педагогический журнал. 2011; 8: 202 - 209.
References
1. Popova V.I. Vneauditornaya deyatel'nost'studentov: teoriya isocial'no-pedagogicheskaya praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2003.
2. Yakushkina L.P. Tehnologii organizacii vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2007.
3. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v magistrature: metodicheskoe posobie. Sostaviteli: L.K. Borovik, E.N. Glubokov. Sankt-Peterburg, 2009.
4. Abdurazakova D.M. Potencial gumanitarnyh disciplin v vospitanii tolerantnosti uchaschihsya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 1: 73 - 80.
5. Abdurazakova D.M. Vliyanie kollektivnoj tvorcheskoj deyatel'nosti na razvitie tolerantnogo soznaniya molodezhi. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2013; 1: 128 - 132.
6. Abdurazakova D.M., Abdurazakova A.N. Sociokul'turnye usloviya razvitiya tolerantnogo soznaniya sovremennoj uchaschejsya molodezhi: problemy i prioritetnye napravleniya. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2011; 8: 202 - 209.
Статья поступила в редакцию 15.09.17
УДК 378
Abramova V.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg,
Russia), E-mail: vera.jurievna@mail.ru
Elizarova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg,
Russia), E-mail: elizarovairinasergeevna@gmail.com
METHODICAL PREPARATION OF STUDENTS OF APPLIED BACCALAUREATE FOR WORK IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article describes the experience of methodical education of students of applied bachelor's degree in the field of safety of vital activity at the Herzen State Pedagogical University of Russia and how it works in the system of additional education. The paper describes the contents of the course on the choice of "Technologies and methods of teaching life safety in supplementary education", which reveals the main provisions of the organization of the supplementary education system for the safety of life and the possibility of students designing educational programs for life safety for institutions of additional education.
Key words: applied bachelor degree, education in the field of life safety, additional education, methodical training of bachelors of education in the field of life safety.
В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, E-mail: vera.jurievna@mail.ru
И.С. Елизарова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, E-mail: elizarovairinasergeevna@gmail.com
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается опыт методической подготовки студентов прикладного бакалавриата в области безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена к работе в системе дополнительного образования. Описывается содержание курса по выбору «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании» которое раскрывает основные положения организации системы дополнительного образования по безопасности жизнедеятельности и возможности проектирования студентами образовательных программ по безопасности жизнедеятельности для учреждений дополнительного образования.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, образование в области безопасности жизнедеятельности, дополнительное образование, методическая подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.
На современном этапе развития педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности остро встает вопрос о подготовке педагога, владеющего не только знаниями и умениями для реализации образовательных программ, обладающего коммуникативными качествами и использующего в своей деятельности разнообразные методы, приемы и технологии обучения и воспитания, но и способного осуществлять самообразование и проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру. ФГОС ВО определяет требования к дополнительным профессиональным модулям вариативной части ОПОП, акцентируя внимание на формировании практи-ко-ориентированных знаний, умений, навыков и компетенций в предметных областях.
В ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» на протяжении 3 лет ведётся подготовка студентов прикладного бакалавриата по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Методическая подготовка студентов прикладного бакалавриата кроме дисциплины базовой части «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» (2-3 курс) осуществляется в системе курсов по выбору: на втором курсе - «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании», «Взаимодействие учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями в области безопасности жизнедеятельности»; на третьем курсе - «Организация и содержание профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности», «Организация массовой работы в области безопасности жизнедеятельности»; на 4 курсе -«Организация самостоятельной работы учащихся в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность образовательного учреждения», «Основы методической работы преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности». Благодаря системе представленных курсов вариативной части, реализуется возможность индивидуального выбора, позволяющего получить практико-ориентированные знания, умения и компетенции методической направленности, позволяющие осуществлять различные виды профессиональной деятельности (педагогическую и проектную) в образовательных учреждениях различных типов и уровней.
Рассмотрим реализацию методической составляющей подготовки прикладных бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности на примере курса по выбору «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании». Введение данного курса обусловлено реализацией ФГОС ОО и развитием системы учреждений дополнительного образования в предметных областях. В нормативно-правовых документах «Концепция развития дополнительного образования детей», подчеркивается необходимость внедрения стандарта педагога дополнительного образования, выявление требований к уровню подготовки работников сферы дополнительного образования, привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов [1].
С целью определения потребностей населения в дополнительном образовании, оценки его удовлетворенности спектром и качеством услуг дополнительного образования детей с последующей разработкой курса по выбору для студентов прикладного бакалавриата сотрудниками кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности было разработано и проведено исследование на базе отделения дополнительного образования детей «Северное сияние», которое является структурным подразделением Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 102 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. ВОДОД «Северное сияние» - б0о обучающихся, в исследовании приняли участие 170 обучающихся разных объединений, что составляет 25,5% от общего числа обучающихся и 120 родителей обучающихся, всего 290 респондента.
В результате проведенного исследования выявлена степень удовлетворённости населения услугами, оказываемыми ГОБУ школы № 102 ОДОД «Северное сияние», соответствие запросам и ожиданиям потребителей: родителей и обучающихся, вовлеченность потребителей услуг системы дополнительного образования (прежде всего, родителей) в деятельность ОДОД. В результате обработки полученных данных и анализа результатов определены: оценка наиболее востребованных направлений, в том числе с учетом финансовой составляющей (бюджетная / платная основа обучения), эффективность реализуемых образовательных программ, необходимость внесения корректировок, сформированы предложения в Программу развития ОДОД
«Северное сияние». Анкетный опрос проводился в марте-апреле 2016 года. Основу выборочной совокупности составили родители детей, посещающих творческие объединения ОДОД «Северное сияние» и обучающиеся старше 12 лет. В ходе исследования было опрошено 120 обучающихся, получающих дополнительные образовательные услуги, и 170 родителей обучающихся, 20,1% из которых мужчины и 79,9% женщины. Большинство опрошенных родителей имеют высшее образование - 65%, неполное высшее - 2,5%, среднее специальное - 27,5% и 3,3% - среднее образование (общее).
Самый высокий процент выпадает на родителей, возраст детей которых составляет 6-10 лет - 55,8% и 11-14 лет - 38,3%, менее активными оказались родители старших школьников -5,8%. Многодетных семей среди опрошенных - 20,8%, что на 9% выше общегородских показателей. В основном представлены семьи с одним ребёнком - 46,7% (на 7,3% выше среднего показателя по городу) или двумя детьми - 38,3%.
Среди обучающихся в исследовании приняли участие 109 мальчика (64,1%) и 61 девочки (35,9%), что в целом совпадает со средними показателями по городу, из них 16,5% - обучающиеся 12 лет, 1,8% - обучающиеся 14 лет, 5,9% - обучающиеся 13 лет и 2,9% - обучающиеся 15 лет и 38,8% - обучающиеся 16 лет, 30% - обучающиеся 17 лет. Следует отметить наибольшую активность обучающихся возрастом 16 лет.
Анализ результатов исследования выявил:
1. Значимыми факторами выбора объединения в ГБОУ школа № 102 ОДОД «Северное сияние» выступают:
• Для родителей: «Учреждение расположено близко к дому» (13,4%), «Желание развить способности и раскрыть творческий потенциал ребёнка» (9,9%), «Деятельность учреждения соответствует интересам и потребностям моего ребёнка» (8,5%);
• Для обучающихся: «Развить свои способности» (20,4%), «Научиться какой-либо конкретной деятельности» (17,6%), «Узнать новое и интересное» (14,5%).
2. Степень удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образовательных услуг:
• 57,6% обучающихся высоко оценивают свои образовательные результаты;
• 83,8% родителей отмечают удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ГБОУ школа № 102 ОДОД «Северное сияние».
3. Степень включенности родителей в образовательный процесс: 62,4% регулярно посещают текущие мероприятия коллектива.
4. Уровень психологической комфортности образовательного процесса:
• 75,5% обучающихся высоко оценивают свои результаты и в случае трудностей охотно обращаются к педагогу;
• организацией комфортной и безопасной для ребёнка образовательной среды в учреждении удовлетворены 89,4 % опрошенных родителей;
5. Степень востребованности тех или иных творческих объединений: значимых различий в факторах выбора пользователями услуг системы дополнительного образования того или иного творческого объединения действующего в ГБОУ школа № 102 ОДОД «Северное сияние» установлено не было.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что значимыми факторами выбора кружка, клуба, секции выступают: интерес ребёнка; удобное расположение к дому; наличие высокопрофессионального педагога. Готовность к платным образовательным услугам у родительской общественности низкая, а у части родителей нет такой возможности. Родители самым высоким образом оценивают качество образования их детей; демонстрируют высокий уровень удовлетворённости по всем измеряемым показателям. Однако следует уделить особое внимание таким факторам как: уровень обеспеченности средствами информатизации, учебно-материальная база учреждения, организация игровых, культурных и досуговых программ, организация сотрудничества с родителями. Уровень удовлетворённости родителей при ответе на вопросы, связанные с этими пунктами ниже, чем с другими показателями удовлетворённости.
Необходимо отметить, что полученные данные имеют высокую значимость для разработки дисциплины «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании». Планируемым результатом обучения данной дисциплины является готовность бакалавров проектировать и реализовывать образовательные программы в учреж-
дениях системы дополнительного образования, использовать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности. Среди профессиональных задач, которые необходимо решать бакалаврам в дополнительном образовании выделяются следующие: осуществление обучения, воспитания и развитие ребёнка; создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; приобщение к общечеловеческим ценностям; профилактика асоциального поведения и формирование здорового образа жизни; создание условий для самореализации и самоопределения ребёнка.
Содержание программы курса «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании» реализует несколько компонентов методической деятельности бакалавров: теоретико-методический; практи-ко-ориентированный; средства и формы реализации; образовательный результат [2]. На изучение дисциплины «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании» отводится 5 кредитов - 180 часов (26 часов лекционные занятия; 46 часов практические занятия; 108 часов самостоятельная работа).
Содержание лекционного материала позволяет студентам овладеть теоретическими основами организации и проведения занятий по безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования. Акцентируем внимание на некоторых разделах, изучаемых в рамках курса по выбору.
Обоснование актуальности дополнительного образования детей, цели и задач системы дополнительного образования, принципов и подходов организации дополнительного образования осуществляется в разделе «Цели, задачи и принципы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности». Студенты знакомятся с основными методологическими подходами, определяющими приоритеты в сфере дополнительного образования:
- гуманистический подход, рассматривающий человека как высшую ценность, его право на свободу, развитие;
- аксиологический подход, определяющий образование как ценностное самоопределение личности;
- деятельностный подход, рассматривающий процесс формирования личности через активную предметную деятельность;
- культурологический подход, отражающий богатство общечеловеческой и национальной культуры;
- компетентстностный подход, обосновывающий образование как формирование базовых жизненных компетенций личности (интеллектуальных, социальных, художественно-эстетических, операционно-технологических, физических) и др.
Методологические подходы преобразуются в принципы, которые необходимо учитывать при организации дополнительного образования: принцип индивидуализации(создание условий для свободной реализации ребёнка); принцип преемственности и непрерывности(построение образовательного процесса как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность ребёнка);принцип гуманизации (создание психологически комфортной атмосферы развития ребёнка, развитие творчества, права выбора и равных условий для образования детей); принцип единства обучения, воспитания и развития; принцип интегративности; принцип вариативности и др. [3].
В современных условиях запрос на дополнительное образование детей определяется общественной потребностью, что подтвердило исследование проведенного на базе ОДОД «Северное сияние». В связи с этим студенты знакомятся с понятием «социальный заказ», его структурой. Структура социального заказа на дополнительное образование включает в себя следующие компоненты: государственный заказ (заказ на личность воспитанника; на деятельность учреждения; на педагогические кадры); общественный заказ; заказ личности.
Обращения студентов к нормативно-правовой базе регулирования дополнительного образования происходит в разделе «Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога дополнительного образования». Законодательное и нормативно-правовое регулирование состоит из уровней, имеет иерархию и самостоятельные компоненты. В нормативно-правовых документах по предоставлению дополнительного образования детей закреплены основные целевые ориентиры. На практических занятиях студенты изучают Федеральный закон «О дополнительном образовании», обеспечивающий право на
дополнительное образование и определяющий государственную политику, гарантии и отношения в области дополнительного образования. Знакомясь с документом «Концепция развития дополнительного образования детей», студенты отмечают, что дополнительное образование расширяет возможности ребёнка в определении стратегии индивидуального развития, его социализации и самоопределении. Обращают внимание на преимущественные аспекты дополнительного образования: вариативность образовательных программ; добровольность выбора в соответствии с интересами; возможность выбора режима и темпа освоения программы; выстраивание индивидуального образовательного маршрута; тесная связь с практикой.
С основными этапами развития дополнительного общего российского образования студенты знакомятся в разделе «История становления и развития системы дополнительного образования детей». Анализируя динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование, студенты рассматривают цели, задачи, принципы, функции, направления работы, различные типы учреждений каждого этапа.
Одним из ключевых разделов данного курса является «Содержание методической работы педагога дополнительного образования в области БЖ», в котором раскрывается структура педагогической деятельности педагога дополнительного образования, содержащая следующие компоненты: проектировочный, включающий умения применять разные критерии отбора содержания и методику обучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования; конструктивный, требующий умения методически грамотно выстроить свою работу как специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности в системе дополнительного образования; коммуникативный, обусловленный умением устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, коллегами и родителями; гностический, содержащий умение анализировать деятельность учащихся, коллег, собственную деятельность.
На современном этапе необходимым условием для повышения качества дополнительного образования детей является обновление содержания за счёт многообразия отечественных образовательных программ [4; 5]. Содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание условий для личностного развития ребёнка, позитивной социализации и профессионального самоопределения, обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Студенты знакомятся с классификацией образовательных программ дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности: функционального назначения; уровня освоения; направленности деятельности; тематической направленности; уровня подготовленности учащихся. Отмечается, что образовательные программы учреждений дополнительного образования должны отвечать образовательным потребностям ребёнка, направленным на его саморазвитие, и строится на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность и модульность содержания образовательных программ; ориентация на метапредмет-ные и личностные результаты образования.
Проектирование образовательной программы по безопасности жизнедеятельности дополнительного образования осуществляется студентами на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы. Прежде всего, студенты отмечают, что образовательная программа является нормативным документом, в котором отражены целевые установки курса, объем, содержание, логика построения, особенности используемых методов и технологий. Кроме того, они знакомятся с общими требованиями к образовательной программе, функциями, типами программ и общей структурой. На основании методических требований к образовательной программе студенты разрабатывают проект программы по безопасности жизнедеятельности дополнительного образования. Данные проекты они представляют и защищают на итоговом занятии.
По завершении изучения данного курса было проведено анкетирование, по результатам которого можно сделать вывод, что большинство студентов положительно настроены к возможности в дальнейшем своего трудоустройства в учреждениях дополнительного образования, при этом отмечают тот факт, что учреждения дополнительного образования дают большую возможность для их личностной и профессиональной самореализации.
Представленные разделы курса по выбору «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании» способствует решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавров:
в области педагогической деятельности:
- организация обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности с применением технологий, отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с учреждениями общего и дополнительного образования для решения профессиональных задач;
- использование возможностей образовательной среды учреждений дополнительного образования для развития способностей обучающихся;
Библиографический список
в области проектной деятельности:
- изучение потребностей, достижений обучающихся в области безопасности жизнедеятельности дополнительного образования на основе полученных результатов;
- разработка и реализация программ дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;
- разработка конспектов занятий, с учетом комплексного использования форм, методов и средств обучения и воспитания.
Следовательно, методическая подготовка прикладных бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемая через курсы по выбору способствует формированию профессиональной деятельности студентов и позволяет подготовить педагога с учетом реальных потребностей системы образования.
1. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства РФ от 4.09.2014. № 1726-р. Москва.
2. Абрамова В.Ю., Авдеева Н.В. Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52):78 - 80.
3. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. 2011; 5 (30): 63 - 66.
4. Киселева Э.М., Попова Р.И Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012; 5: 151 - 158.
5. Попова Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 11 (126): 54 - 58.
References
1. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 4.09.2014. № 1726-r. Moskva.
2. Abramova V.Yu., Avdeeva N.V. Metodicheskie aspekty podgotovki specialistov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti k realizacii programm dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52):78 - 80.
3. Popova R.I., Silakova O.V. Metodicheskaya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 5 (30): 63 - 66.
4. Kiseleva 'E.M., Popova R.I Strukturno-soderzhatel'naya harakteristika variativnogo modulya podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 5: 151 - 158.
5. Popova R.I. Aspekty metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11 (126): 54 - 58.
Статья поступила в редакцию 20.09.17
УДК 37
Akishina E.M., Cand. of Art Criticism, Director, Federal State Budget Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural
Studies of the Russian Academy of Education" (Moscow, Russia), E-mail: ihorao@mail.ru
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CREATIVELY GIFTED CHILDREN AND ADOLESCENTS: MODERN METHODS AND PROSPECTS. The article is dedicated to an actual problem of the gifted children and adolescents revealing and pedagogical support. The author reveals modern methods of creatively gifted children education. The article summarizes the methods of creatively gifted children pedagogical support, which are approved by the staff of the Institute of Art Education and Cultural Studies. Prospects of the giftedness problem studying are considered. The author concludes that among prospects that are most significant for the pedagogical support of gifted children can be distinguished: improvement of quality of preparation of teachers of art and the creation of an effective system of professional development based on the development of the latest trends and technologies of art education; strengthening of inter-sector interaction teaching community and the ministries and agencies on support for creative and gifted young people.
Key words: creative giftedness, pedagogical support, methods, educational environment, individual characteristics.
Е.М. Акишина, канд. иск., дир. Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт
художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва,
E-mail: ihorao@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена актуальной проблеме выявления и педагогической поддержки одарённых детей и подростков. Автор раскрывает современные методы работы с творчески одарёнными детьми. В CT^^e обобщенно представлены методы педагогического сопровождения творчески одарённых детей, которые были апробированы сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО. Рассмотрены перспективы изучения проблемы одарённости. Автор делает вывод о том, среди перспектив, которые являются наиболее значимыми для педагогического сопровождения творчески одарённых детей, можно выделить: повышение качества подготовки педагогов искусства и создание эффективной системы их профессионального совершенствования на основе освоения новейших тенденций и технологий художественного образования; усиление межотраслевого взаимодействия педагогической общественности и министерств и ведомств по вопросам поддержки творчески одарённой молодежи.
Ключевые слова: творческая одарённость, педагогическое сопровождение, методы, образовательная среда, индивидуальные особенности.