Научная статья на тему 'Особенности организации практики студентов бакалавриата по профилю «Дополнительное образование»'

Особенности организации практики студентов бакалавриата по профилю «Дополнительное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR DEGREE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER EDUCATION / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FURTHER EDUCATION TEACHER / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRACTICAL ACTIVITIES / УЧЕБНАЯ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ) ПРАКТИКА / PRACTICAL (FACT-FINDING) TRAINING / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / WORK PRACTICE / СИСТЕМА / SYSTEM / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАТИВНО-ВАРИАТИВНЫЙ ПОДХОД / AN INTEGRATIVE AND VARIABLE APPROACH / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Нина Геннадьевна

Статья раскрывает сущность и содержание основных подходов к организации практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профилю «Дополнительное образование»: системного, процессного, интегративно-вариативного и компетентностного. Для написания статьи был проанализирован опыт организации практики ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Системный подход раскрывается через основные компоненты системы: цели практической подготовки студентов; содержание практики на разных курсах с описанием основных видов деятельности (учебная, воспитательная, аналитическая, исследовательская, проектная, рефлексивная, информационная и др.) и используемых педагогических технологий и результаты практики на уровне руководителей практики и студентов. Процессный подход включает алгоритм проведения практики в вузе, который состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Интегративно-вариативный подход описан через возможности интеграции разных видов образовательных учреждений при организации практики студентов, а также через индивидуализацию и вариативность выполнения студентами заданий на разных уровнях: базовом, продвинутом и творческом. Компетентностный подход отражает необходимость организации практики для реализации общих, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций. В конце статьи предложены пути совершенствования процесса организации практики студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to Organize Practice of Bachelor-Students on the Profile «Further Education»

The article reveals the essence and the content of the main approaches in organization of bachelor-students' practice who are trained in the «Pedagogical education» direction, ‘Further education» profile: system, process, integrative and variable and competence-based. The article is based on experience of practice organization in YSPU named after K. D. Ushinsky. The system approach is revealed by means of the main components of the system: goals of students' practical training; the content of practice on different courses with the description of primary activities (educational, up-bringing, analytical, research, design, reflexive, information, etc.) and the used pedagogical technologies and results of practice at the level of practice tutors and students. The process approach includes an algorithm of carrying out practice in higher education institution which consists of the stages: preparatory, main and final ones. The integrative and variable approach is described by means of integration abilities of different types of educational institutions in students' practice organization, and also by means of individualization and variability of presentation of tasks by students at different levels: basic, advanced and creative. The competence-based approach reflects necessity in practice organization to implement the general, all-professional, professional and special competences. At the end of the article ways to improve the organization process of students' practice in the higher education institution are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности организации практики студентов бакалавриата по профилю «Дополнительное образование»»

УДК 378.1

Н. Г. Тихомирова

Особенности организации практики студентов бакалавриата по профилю «Дополнительное образование»

Статья раскрывает сущность и содержание основных подходов к организации практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профилю «Дополнительное образование»: системного, процессного, интегративно-вариативного и компетентностного. Для написания статьи был проанализирован опыт организации практики ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Системный подход раскрывается через основные компоненты системы: цели практической подготовки студентов; содержание практики на разных курсах с описанием основных видов деятельности (учебная, воспитательная, аналитическая, исследовательская, проектная, рефлексивная, информационная и др.) и используемых педагогических технологий и результаты практики на уровне руководителей практики и студентов. Процессный подход включает алгоритм проведения практики в вузе, который состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Интегративно-вариативный подход описан через возможности интеграции разных видов образовательных учреждений при организации практики студентов, а также через индивидуализацию и вариативность выполнения студентами заданий на разных уровнях: базовом, продвинутом и творческом. Компетентностный подход отражает необходимость организации практики для реализации общих, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций. В конце статьи предложены пути совершенствования процесса организации практики студентов в вузе.

Ключевые слова: бакалавриат, дополнительное образование, педагог дополнительного образования, практическая деятельность, учебная (ознакомительная) практика, производственная практика, система, системный подход, процессный подход, интеграция, интегративно-вариативный подход, компетенции, компетентностный подход.

N. G. Tikhomirova

Approaches to Organize Practice of Bachelor-Students on the Profile «Further Education»

The article reveals the essence and the content of the main approaches in organization of bachelor-students' practice who are trained in the «Pedagogical education» direction, 'Further education» profile: system, process, integrative and variable and competence-based. The article is based on experience of practice organization in YSPU named after K. D. Ushinsky. The system approach is revealed by means of the main components of the system: goals of students' practical training; the content of practice on different courses with the description of primary activities (educational, up-bringing, analytical, research, design, reflexive, information, etc.) and the used pedagogical technologies and results of practice at the level of practice tutors and students. The process approach includes an algorithm of carrying out practice in higher education institution which consists of the stages: preparatory, main and final ones. The integrative and variable approach is described by means of integration abilities of different types of educational institutions in students' practice organization, and also by means of individualization and variability of presentation of tasks by students at different levels: basic, advanced and creative. The competence-based approach reflects necessity in practice organization to implement the general, all-professional, professional and special competences. At the end of the article ways to improve the organization process of students' practice in the higher education institution are offered.

Keywords: a bachelor degree, further education, further education teacher, practical activities, practical (fact-finding) training, work practice, a system, a system approach, a process approach, integration, an integrative and variable approach, competences, a competence-based approach.

Практика студентов является одной из форм профессионального обучения в высшей школе. Она основывается на теоретическом фундаменте, который студент получает в процессе обучения в вузе, и предполагает использование накопленных знаний для решения практических задач. Педагогическая деятельность, к которой готовятся студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профилю «Дополнительное образование», представляет собой единство теоретического и практического компонентов,

обязательное соединение педагогической теории и опыта педагогической деятельности. Организация обучения по этому направлению предполагает целостное формирование знаний, умений и навыков в процессе учебных занятий и прохождения практики [3].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» практика относится к блоку 2 «Практики» программы бакалавриата и в полном

© Тихомирова Н. Г., 2015

объеме относится к вариативной части программы и включает два вида практик - учебную и производственную.

Подходы к организации практики бакалавров профиля «Дополнительное образование» в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского:

I. Системный подход

Подход представляет собой методологию исследования деятельности как целостного социального организма и открытой социально-педагогической системы. Знание и использование руководителями практики свойств системы и системного подхода в практической деятельности позволит эффективнее осуществлять процесс организации практики, определять ее содержание, разрабатывать программы практики, совершенствовать деятельность по организации практики, вычленять и всесторонне рассматривать каждый элемент практической деятельности, определять всю совокупность структурных связей.

Система включает следующие элементы:

1. Цели практики

Общей целью практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

Цель учебной (ознакомительной) практики: содействие профориентации (профессиональному самоопределению) студента как будущего работника системы дополнительного образования.

Цель производственной (летней педагогической) практики второго курса (практика в детских оздоровительных лагерях): закрепить полученные психолого-педагогические знания, профессиональные умения и навыки работы с детьми в условиях детского лагеря.

Цель производственной (культурно-просветительской) практики третьего курса: приобретение опыта культурно-просветительской деятельности в качестве педагога-организатора в системе дополнительного образования детей.

Цель производственной (педагогической) практики четвертого курса: приобретение опыта педагогической деятельности в качестве педагога дополнительного образования детей.

Цель производственной (преддипломной) практики четвертого курса: завершение исследовательской (опытной или

экспериментальной) работы по проблеме выпускной квалификационной работы [3].

Также следует отметить, что педагогическая система университета является открытой, активно взаимодействует с учреждениями-базами практик, к которым относятся различные учреждения дополнительного образования детей системы образования, культуры и спорта, а также образовательные учреждения разных типов с блоком дополнительного образования, детские оздоровительные и образовательные лагеря.

2. Содержание практики

В основе содержания практики лежат философские идеи о связи образовательного учреждения с жизнью, окружающей средой (Я. А. Коменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).

В зависимости от курса разработано содержание практики, определены виды деятельности студентов на практике:

— учебная деятельность (наблюдение за ходом учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования и за детьми; работа с учебно-методическими материалами; наблюдение за организацией и проведением занятий педагогами дополнительного образования; технологии развивающего, проблемного, поисково-исследовательского, проектного обучения);

— диагностическая деятельность (анкетирование, опрос, тестирование, диагностическая беседа, создание диагностической ситуации, изучение продуктов деятельности, наблюдение; систематизация и дифференциация полученных данных);

— просветительская (организация викторин, конкурсов; моделирование культурного пространства образовательного учреждения (оформление кабинета, помещения); разработка наглядно-методических форм просвещения);

— информационная (проведение родительских лекториев, собраний, «круглых столов»; организация дискуссий и диспутов; подготовка презентаций в формате Power Point; работа с базами данных в интернете);

— проектировочная (целеполагание (педагогическое, коллективное, индивидуальное); планирование (педагогическое, коллективное, индивидуальное); определение системы задач профессионального совершенствования; моделирование (педагогических ситуаций, форм воспитательной работы);

— организационная (коллективная, групповая, индивидуальная творческая деятельность; опосредованное наблюдение);

— воспитательная (композиция, декомпозиция воспитательных задач; проектирование индиви-

дуального маршрута развития личности ребенка; создание воспитывающих ситуаций, ситуаций выбора; индивидуальная беседа, консультация);

— развивающая (технологии организации КТД, игр, соревнований; проектная деятельность; технологии «Дебаты», «Образ и мысль», «Педагогические мастерские»; развивающие занятия, тренинги);

— контрольно-коррекционная (решение проблемных задач, педагогических ситуаций; проведение мероприятий по профилактике девиантно-го поведения и вредных привычек; разработка рекомендаций);

— аналитическая (изучение результатов работы и оценка эффективности использованных педагогических средств; анализ результатов проведенной индивидуальной работы с детьми; организация коллективного анализа; педагогический анализ результатов работы с коллективом; систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; подготовка аналитического отчета по итогам практики);

— рефлексивная (технология самоанализа; оценка степени реализации задач профессионального совершенствования; определение перспектив профессионального развития);

— воспитательная (композиция, декомпозиция воспитательных задач; проектирование индивидуального маршрута развития личности ребенка; создание воспитывающих ситуаций, ситуаций выбора; индивидуальная беседа, консультация);

— исследовательская (реализация программы исследования по теме бакалаврской работы; изучение и анализ проблем, возникающих у педагога организатора; сбор и систематизация информации по теме исследования; изучение опыта работы педагога-организатора; проведение изучения состояния проблемы по заказу администрации учреждения дополнительного образования) [3].

Практика первого курса предполагает организацию студентов по таким видам деятельности, как учебная, диагностическая, просветительская, информационная. Практика второго курса: диагностическая, проектировочная, организационная, аналитическая, рефлексивная, воспитательная, развивающая, просветительская, информационная, контрольно-коррекционная, рефлексивная. Практика третьего и четвертого курсов: диагностическая, проектировочная, организационная, учебная, воспитательная, развивающая, проектировочная, просветительская, информационная, контрольно-коррекционная, исследовательская, экспериментальная, рефлексивная, аналитическая.

Содержание практики отражается в разнообразной тематике работ. Студенты проводят иссле-

дования, посвященные анализу различных аспектов деятельности учреждений дополнительного образования детей. Среди них - изучение опыта развития творческих способностей детей разных возрастов; выявление особенностей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одаренными детьми, детьми-инвалидами, детьми с девиантным поведением); выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов детей; разработка компетентностной модели педагога дополнительного образования; интеграции учреждений дополнительного образования детей с другими образовательными учреждениями; диагностика способностей детей; изучение социального заказа на дополнительное образование; описание и анализ регионального опыта деятельности учреждений дополнительного образования детей; мониторинг результатов деятельности учреждений дополнительного образования детей; исследование системы управления учреждением дополнительного образования детей и т. д.

3. Результаты практики

Результат - освоение студентами прописанных в программе общих, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций.

По окончании практики студенты представляют в вуз следующие документы, оформленные в виде портфолио:

1. Дневник практики, в котором содержится информация о проделанной работе за каждый день с подписями руководителя практики от учреждения.

2. Отчет по практике, который содержит характеристику (общие сведения) об учреждении: структура учреждения, основные направления деятельности и т. д.; анализ планов программ учреждения; анализ посещенных уроков, занятий, мероприятий; отчет о ходе и результатах практики; презентацию в творческой форме, видеопрезентации, видеоотчет, стенгазета и т. п. Отчет о производственной практике содержит результаты работы студентов по индивидуальным заданиям, выданным им научными руководителями по темам курсовых и выпускных квалификационных работ. В отчете ставится оценка руководителя практики от учреждения за работу практиканта.

3. Характеристика студента-практиканта от руководителя практики в учреждении. В характеристике отражается качество работы, которую проделал студент в ходе практики; его отношение к выполняемой работе, умения и навыки, которые он приобрел; выставляется оценка за работу.

Все документы подписываются руководителями практики от организации, директорами организаций и заверяются печатями организациями - базами практики студентов.

Факультетский руководитель по итогам практики заполняет и сдает зачетные ведомости в деканат; пишет и сдает руководителю производственной практики вуза отчет о результатах практики; отчитывается о результатах практики на заседаниях кафедры.

Важно поводить мониторинг качества образовательного процесса в вузе с использованием современных методик [1].

Анализ портфолио студентов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского показал, что практически все студенты успешно справляются с заданиями, выданными на практику от вуза и от организаций. 80 % студентов по результатам практики имеют хорошие и отличные оценки. Результаты практики активно используются студентами для написания курсовых и выпускных квалификационных работ, представляются на отчетных конференциях по практике и студенческих конференциях, используются для дальнейших исследований. Отдельных студентов, особо отличившихся в ходе практической деятельности, руководители практики от организаций приглашают на стажировки в учреждения дополнительного образования детей или детские лагеря с последующим трудоустройством.

Опрос студентов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского по окончании практики позволяет заключить, что студенты стали лучше понимать специфику дополнительного образования детей; научились проводить диагностику способностей детей; выявлять различные условия, определяющие эффективность дополнительного образования; проводить мероприятия, анализировать их; взаимодействовать с педагогами и детьми; анализировать дополнительные общеобразовательные программы; проводить занятия с детьми, выявлять их достоинства и недостатки; взаимодействовать с родителями; изучать социальный заказ; оформлять диагностические материалы; публично представлять результаты проделанной работы и т. д.

II. Процессный подход

Согласно учебному плану студентами очного отделения за период обучения осуществляются последовательно пять практик:

— учебная (ознакомительная) практика проводится на 1 курсе во 2 семестре;

— летняя педагогическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре;

— производственная (культурно-просветительская) практика проводится на 3 курсе в 5 семестре;

— производственная (педагогическая) практика проводится на 4 курсе в 7 семестре;

— производственная (преддипломная) практика проводится на 4 курсе в 8-м семестре.

Все виды практик проводятся с отрывом от аудиторных занятий.

Процессный подход рассматривает организацию практики как процесс, состоящий из следующих этапов:

— подготовительный (оформление необходимых документов, заключение договоров с учреждениями, налаживание контактов с учреждениями, подготовка студентов к практической деятельности, установочная конференция по практике для студентов);

— основной (выполнение студентами заданий по практики в учреждениях под руководством сотрудников учреждений, координация и текущий контроль за ходом практики факультетским руководителем практики в соответствии с разработанной программой практики);

— заключительный (итоговая конференция по практике для студентов, оформление отчетных документов студентами и руководителями практики, итоговая рефлексия).

III. Интегративно-вариативный подход

Сущность этого подхода состоит в построении системы управления на основе выбора вариантов интеграции элементов ее внутренней и внешней среды для нахождения оптимального пути реализации цели и соблюдения права субъектов (детей, родителей, педагогов) на выбор вариантов деятельности для обеспечения ее разнообразия, раз-ноуровневости, интегративности, преемственности в рамках системы [2].

В процессе практики происходит интеграция всех участников данной деятельности, которая оформляется документально в виде сетевого договора между учреждениями. Интеграция и сетевое взаимодействие подразумевают объединение усилий ЯГПУ и различных образовательных организаций для обеспечения эффективного процесса практической деятельности студентов [6].

Вариативность заключается в том, что в зависимости от подготовленности, профессиональных интересов и желания студент может выполнять задания разных уровней:

— базового (студент выполняет задания по предложенной схеме, использует стандартные диагностические методики исследования, делает соответствующие выводы);

— продвинутого (студент выполняет задания по предложенной схеме, с помощью педагога или методиста разрабатывает диагностические методики исследования, делает выводы, дает практические рекомендации);

— творческого (студент выполняет задания в творческой форме, привлекает для работы необходимых специалистов, самостоятельно разрабатывает методики диагностических исследований, делает выводы, дает практические рекомендации, анализирует результативность применяемых методик).

Например, студент, изучающий индивидуальные образовательные маршруты детей, в ходе производственной практики может выполнить 3 вида заданий с постепенным усложнением: 1 -взяв за основу общий алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута, изучить один или несколько маршрутов детей в организации, сделать выводы о соответствии этапов в теории и практике (базовый уровень); 2 - кроме представленных выше действий, самостоятельно или с помощью педагога разработать и провести диагностические методики по выявлению степени удовлетворенности детей, родителей и педагогов предложенными маршрутами (продвинутый уровень), сделать выводы; 3 - к предыдущим действиям добавляется самостоятельная разработка студентом с помощью педагогов индивидуального образовательного маршрута для конкретного ребенка, внедрение этого маршрута (или разработка практических рекомендаций для педагогов по внедрению маршрута), оценка эффективности внедрения маршрута по специально разработанным методикам. Студент может выбрать для себя тот уровень работы, который ему более интересен, учитывая свои возможности и способности.

IV. Компетентностный подход

Вся деятельность по организации практики в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского направлена на реализацию общих, общепрофессиональных, профессиональных, а также специальных компетенций, среди которых готовность планировать и организовывать массовые досуговые мероприятия для обучающихся разного возраста; готовность проводить массовые досуговые мероприятия для обучающихся разного возраста; способность разрабатывать сценарии досуговых мероприятий, в т. ч. конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок и т. п.; способность осуществлять докумен-тационное обеспечение проведения досуговых мероприятий; готовность обеспечивать безопасность обучающихся при проведении досуговых мероприятий; способность анализировать орга-

низацию досуговой деятельности и отдельных мероприятий и осуществлять оценку ее качества; готовность комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся; способность взаимодействовать с органами управления образованием и социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий; способность анализировать процесс и результаты реализации программ дополнительного образования, внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность; готовность разрабатывать предложения по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представлять их руководству организации; готовность планировать и организовывать совместно с методистом методическую работу и повышение квалификации педагогов дополнительного образования [7].

Реализация данных компетенций является основой программы практики, разработанной в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Все задания на практику разработаны с учетом реализации данных компетенций. Реализацию компетенций можно проверить также с помощью педагогических и компетентностных тестов, ситуационных, интегрированных и практико-ориентированных заданий, портфолио, проектных заданий, рефератов, презентаций, деловых игр, коллоквиумов и т. д. [5].

Условиями реализации компетентностного подхода в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского являются:

— нормативные условия (разработка комплекса сопровождающих документов для студентов: программы практики, схем анализа мероприятий, занятий, документов организации, бланков отчетных документов);

— кадровые условия (специалисты от вуза: факультетский руководитель практики, заведующий кафедрой, научные руководители курсовых и выпускных квалификационных работ; специалисты от организаций: директор, руководитель практики, методисты, психологи, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и др.);

— материально-технические условия (кабинет кафедры управления образованием ЯГПУ им. К. Д. Ушинского с комплектом учебной и научно-

методической литературы, библиотека ЯГПУ, ресурсные центры ЯГПУ с доступом в интернет, помещения организаций - баз практик, программно-методическое обеспечение организаций).

Перспективами организации практики мы считаем расширение количества учреждений, являющихся базами практик; реализацию сетевого взаимодействия между учреждениями; использование большей вариативности при организации практики [4].

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Мониторинг качества образовательного процесса в педагогическом вузе [Текст] / Л. В. Байбородова // Высшая школа на современном этапе: Проблемы преподавания и обучения: материалы региональной научно-методической интернет-конференции (май-июнь 2014 года). - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. - С. 10-15.

2. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей [Текст] : монография / А. В. Золотарева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 290 с.

3. Золотарева, А. В., Мухамедьярова, Н. А., Тихомирова, Н. Г. Руководство по организации практики студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Дополнительное образование» [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -122 с.

4. Золотарева, А. В. Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей [Текст] / А. В. Золотарева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова : научно-методический журнал. Серия «Педагогика, Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика». - Кострома, 2012. -Том 18. - № 1. - Ч. 2. - С. 153-157.

5. Золотарева, С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе [Текст] / С. С. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - № 3. - С. 116-121.

6. Лекомцева, Е. Н., Золотарева, А. В. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] / Е. Н. Лекомцева, А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 229-232.

7. Мухамедьярова, Н. А. Кластеры компетенций педагога дополнительного образования детей [Текст] /

H. А. Мухамедьярова // Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей : материалы III Всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под науч. ред. проф. А. В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 44-48.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze [Tekst] / L. V Bajborodova // Vysshaja shkola na sovremennom jetape: Problemy prepodavanija i obuchenija: materialy regional'noj nauchno-metodicheskoj internet-konferencii (maj-ijun' 2014 goda). - Jaroslavl': RIO JaGPU, 2014. - S. 10-15.

2. Zolotareva, A. V Integrativno-variativnyj podhod k upravleniju uchrezhdeniem dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : monografija / A. V Zolotareva. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2006. - 290 s.

3. Zolotareva, A. V, Muhamed'jarova, N. A., Tihomirova, N. G. Rukovodstvo po organizacii praktiki studentov bakalavriata napravlenija «Pedagogicheskoe obrazovanie», profil' «Dopolnitel'noe obrazovanie» [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2014. - 122 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zolotareva, A. V. Perspektivy professional'noj podgotovki kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / A. V. Zolotareva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova : nauchno-metodicheskij zhurnal. Serija «Ped-agogika, Psihologija. Social'naja rabota. Juventologija. Sociokinetika». - Kostroma, 2012. - Tom 18. - № 1. -Ch. 2. - S. 153-157.

5. Zolotareva, S. S. Ocenivanie professional'nyh kompetencij v processe obuchenija studentov v pedagog-icheskom vuze [Tekst] / S. S. Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2014. - № 3. - S. 116-121.

6. Lekomceva, E. N., Zolotareva, A. V. Opyt setevogo vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i profession-al'nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj dejatel'nosti [Tekst] / E. N. Lekomceva, A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2011. - № 4. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 229-232.

7. Muhamed'jarova, N. A. Klastery kompetencij ped-agoga dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / N. A. Muhamed'jarova // Podgotovka kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej : materialy III Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj internet-konferencii / pod nauch. red. prof. A. V. Zolotarevoj. -Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2013. - S. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.