Научная статья на тему 'Личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего учителя в контексте дополнительного профессионального образования'

Личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего учителя в контексте дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / TRAINING STRATEGIES / THE STRATEGY OF DEVELOPING THE PERSONALITY AND PROFESSIONAL SKILLS OF A FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING / TEACHERS TRAINING / MINOR PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Меркулова Людмила Валерьевна

Противоречия, сложившиеся в системе высшего педагогического образования, связанные с низкой практикоориентированностью подготовки будущих учителей, линейностью архитектуры построения образовательного процесса, ориентацией на содержание предметной подготовки педагога, а не на технологическое обеспечение реализации ФГОС, удержание молодых учителей в профессии, диктуют необходимость изменений в реализации профессиональных программ подготовки будущих педагогов. Государственная политика в сфере педагогического образования обозначает векторы его развития: прикладной характер образовательных программ, нелинейное построение образовательных траекторий студентов, задачный подход в проектировании профессиональных программ, ориентированных на образовательный результат и профстанларт педагога. Целью исследования является обобщение опыта апробации названных трендов в рамках магистерской подготовки будущих руководителей общеобразовательных организаций в Оренбургском государственной педагогическом университете как участнике сетевого проекта модернизации педагогического образования. Данное исследование посвящено проблеме построения личностно-профессиональной стратегии подготовки будущего учителя. Экспертная оценка со стороны профессионального сообщества директоров школ г. Оренбурга качества подготовки будущих руководителей школ, освоивших программу магистратуры, позволяет говорить об эффективности выбранной стратегии. Образовательный результат программы магистратуры был обозначен нами как подготовка управленческих команд, нацеленных не на выполнение функциональных обязанностей в рамках должностных инструкций, а на управление образовательной программой школы в логике ФГОС. Проектирование магистрантами уникальности образовательной программы в конкретных условиях ее функционирования стало и частью программы развития образовательных организаций. Восполнение образовательных дефицитов магистрантов в ходе решение профессиональных задач выстраивалось как в траектории освоения модулей магистерской программы, так и дополнительных профессиональных программ, в том числе в форме стажировок в ведущих школах региона и страны. Таким образом, предложенная личностно-профессиональная стратегия подготовки сориентирована на национальную системы учительского роста (НСУР) и направлена на удовлетворение персональных интересов будущего учителя.Nowadays scientific discourse on problems and prospects of future development of the teachers training system in Russia makes it possible to speak not only about modern education technologies but also about entire strategies of training future teachers. The process of education at universities and colleges being variable, flexible and personalized, it requires new approaches to developing and implementing academic programs as well as new architecture and design of its implementation. This study is devoted to the problem of creating a strategy of developing the personality and professional skills of a future teacher by means of minor professional education programs. As a result of the study the authors defines the notion of a “training strategy”, considers approaches to creating a strategy of developing the personality and professional skills of a future teacher based on education results. The resulting Strategy of Developing the Personality and Professional Skills of a Future Teacher is focused on the National System of Teachers’ Progress (NSUR), has a modular structure, the contents of each module being determined by the contexts of modern education development and aimed at meeting the personal interests of a future teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Меркулова Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего учителя в контексте дополнительного профессионального образования»

УДК 378

Матвиевская Е.Г., Меркулова Л.В.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Росиия

E-mail: [email protected]

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Противоречия, сложившиеся в системе высшего педагогического образования, связанные с низкой практикоориентированностью подготовки будущих учителей, линейностью архитектуры построения образовательного процесса, ориентацией на содержание предметной подготовки педагога, а не на технологическое обеспечение реализации ФГОС, удержание молодых учителей в профессии, диктуют необходимость изменений в реализации профессиональных программ подготовки будущих педагогов. Государственная политика в сфере педагогического образования обозначает векторы его развития: прикладной характер образовательных программ, нелинейное построение образовательных траекторий студентов, задачный подход в проектировании профессиональных программ, ориентированных на образовательный результат и профстанларт педагога. Целью исследования является обобщение опыта апробации названных трендов в рамках магистерской подготовки будущих руководителей общеобразовательных организаций в Оренбургском государственной педагогическом университете как участнике сетевого проекта модернизации педагогического образования.

Данное исследование посвящено проблеме построения личностно-профессиональной стратегии подготовки будущего учителя. Экспертная оценка со стороны профессионального сообщества директоров школ г. Оренбурга качества подготовки будущих руководителей школ, освоивших программу магистратуры, позволяет говорить об эффективности выбранной стратегии. Образовательный результат программы магистратуры был обозначен нами как подготовка управленческих команд, нацеленных не на выполнение функциональных обязанностей в рамках должностных инструкций, а на управление образовательной программой школы в логике ФГОС. Проектирование магистрантами уникальности образовательной программы в конкретных условиях ее функционирования стало и частью программы развития образовательных организаций. Восполнение образовательных дефицитов магистрантов в ходе решение профессиональных задач выстраивалось как в траектории освоения модулей магистерской программы, так и дополнительных профессиональных программ, в том числе в форме стажировок в ведущих школах региона и страны.

Таким образом, предложенная личностно-профессиональная стратегия подготовки сориентирована на национальную системы учительского роста (НСУР) и направлена на удовлетворение персональных интересов будущего учителя.

Ключевые слова: стратегии обучения, личностно-профессиональная стратегия, профессиональная подготовка, педагогическое образование, дополнительное профессиональное образование, профессиональные коммуникации.

Проблема подготовки педагогических кадров особенно остро обсуждается в последнее время. Новые требования общества, предъявляемые к современному учителю, требования государства к качеству подготовки учителя для всех уровней образования, особенности современного цифрового поколения детей и подростков ставят перед педагогическим образованием новые задачи.

Стратегии профессиональной подготовки будущих педагогов требуют системных изменений в содержании образовательных программ, ориентированных не только на предметную область, но и на стандарты общего образования и на профессиональный стандарт педагога, в технологическом обеспечении образователь-

ного процесса и в методической подготовке научно-педагогических кадров, реализующих эти образовательные программы.

В рамках проектов «Модернизации педагогического образования в Российской Федерации»1 обозначены основные проблемы педагогического образования в России: низкая практикоориентированность программ подготовки, несоответствие сформированности компетенций выпускника профессиональным задачам, которые необходимо решать учителю в рамках реализации ФГОС общего образования; линейность, устаревшая архитектура образовательного процесса, репродуктивный характер деятельности преподавателя и студента. Наверное, впервые за весь период существования си-

1 Болотов, В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014-2017 [Электронный ресурс] / В.А. Болотов. - Режим доступа: Шр^/педагогическоеобразование.рфМоситеП^Ьо^'/М

стемы профессиональной подготовки учителей поставлены задачи не реформирования педагогических вузов, а институциональной реформы основных профессиональных образовательных программ подготовки учителей в единой связке с учительской профессией, построенных на принципах гибкости, многообразия, модульности и вариативности, ориентированных на нелинейную архитектуру образовательного процесса, практикоориентированный дизайн содержания образовательной программы, предполагающих использование современных стратегий обучения [2].

Опыт участия Оренбургского государственного педагогического университета во втором этапе Концепции модернизации педагогического образования по разработке и апробации ОПОП магистратуры «Руководитель образовательной организации» позволил разработать и реализовать новую стратегию подготовки будущего учителя, которая стала одним из проектов Программы развития университета до 2021 г [7].

В современной литературе в области образования большинство исследователей определяют учебные стратегии как учебные модели, которые определяют четкие результаты обучения и направлены на их достижение средствами специальным образом сконструированных учебных программ. Введение понятия «стратегия обучения» в теорию и практику образования было вызвано необходимостью подчеркнуть важность учета множества контекстуальных факторов обучения и обозначить наиболее значительные изменения в интерпретации курри-кулярной темы [7].

Основываясь на исследованиях в области образовательных стратегий (Б. В. Авво, А. А. Ахаян, Е. С. Заир-Бек, В. А. Комаров, Н. В. Гороховатская, Т. Г. Феофилова, Н. М. Федорова, Н. Ю. Сосунова) [7], личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего педагога определяется нами как целевая ценностно-смысловая модель проектирования персональной образовательной траектории, ориентированной на деятельность студента, построенная на основе принципов гибкости, мобильности, вариативности, целью которой является удовлетворение образовательных дефицитов студента в пе-

дагогической деятельности и формирование образовательных результатов и профессиональных компетенций.

Эффективность или продуктивность процесса профессиональной подготовки будущего учителя достигаются посредством управления активностью студентов с целью достижения образовательных результатов. Активность может проявляться за пределами университета и включать различные способы приобретения компетенций.

В основу разработки личностно-профес-сиональной стратегии легли основные положения Концепции модернизации педагогического образования:

- модульный принцип построения образовательных программ, где модуль понимается как основная единица выстраивания самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. Модули программы встраиваются в индивидуальную образовательную траекторию студента, стержнем которой является практика. Содержание модулей определяется не учебными дисциплинами, а трудовыми функциями и этапами формирования профессиональных компетенций;

- студентоцентированная динамическая организация образовательной программы [6], предполагающая удовлетворение образовательных дефицитов студента в освоении им трудовых функций и трудовых действий;

- вариативность и практикоориентрован-ность образовательной программы, когда студент включается в поле профессиональных коммуникаций через различные формы взаимодействия с педагогами-практиками, сетевые неформальные объединения педагогов в Интернет-среде, а также возможность освоения учебных курсов в сетевой цифровой образовательной среде через массовые он-лайн курсы (МООК);

- проектирование содержания образовательной программы от образовательных результатов.

В Европейской системе перезачета кредитов БСТ8 понятие «образовательные результаты» определяется как то, что учащийся должен знать, понимать и/или уметь показать после завершения учебного процесса [15,16]. При

Матвиевская Е.Г., Меркулова Л.В.

Личностно-профессиональная стратегия подготовки..

определении понятия «образовательный результат» научный дискурс обращается к таксономии целей Б. Блума [9], категоризация уровней мыслительного поведения которого предлагает готовую структуру и список терминов, описывающих образовательные результаты. Констатируется, что образовательные результаты должны быть измеряемы [11].

Анализ исследований в области определения образовательных результатов позволил определить их как письменное описание того, что студент должен будет знать, понимать и демонстрировать после завершения процесса обучения. Под процессом обучения может подразумеваться отдельное занятие, курс/модуль или вся образовательная программа» [4].

Таким образом, личностно-профессио-нальная стратегия профессиональной подготовки будущего учителя сфокусировна на достижение образовательных результатов, ориентирована на деятельность студента, гибко подстраиваясь под его образовательные дефициты.

Основной замысел реализации личностно-профессиональной стратегии заключается в разработке встраиваемых модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на совершенствование и (или) получение новой(ых) компетенции(ий), необходимой(ых) для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Студенту предлагается освоить дополнительные профессиональные программы и получить вместе с дипломом о высшем образовании документы об образовании, подтверждающие освоение им новой квалификации и/или дополнительных трудовых функций. Разрабатывая идеологию проектирования образовательной траектории студента, мы исходили из следующих контекстов развития современного образования:

Социокультурный контекст. Стремительное развитие информационного общества в XXI

веке, где главным товаром является информация, сформировало новое поколение, которое социологи называют поколением «2», характеризующееся индивидуализацией и уникальностью; поиском смыслов; гибкостью и компромисно-стью; ценностью личных опыта и чувств [8]. Для современного студенчества любая деятельность измеряется в категориях практической ценности для жизни, быстрого результата при наименьших затратах. Студенту нужны разные «умелости» для жизни как залог его конкурентоспособности на рынке труда.

Нормативно-правовой контекст. Статья 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность получения дополнительного профессионального образования лицам, получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование2. Освоение дополнительных профессиональных программ параллельно с получением высшего образования позволяет удовлетворить образовательные дефициты студента в реальном времени, раскрыть его возможности в новых видах профессиональной деятельности, построить его личностную траекторию профессионального развития, сократить время на получение документов об образовании.

Профессионально-личностный контекст. Конкурентным преимуществом любого вуза являются его выпускники, создающие репутацию своему университету; по разным данным, только 28% выпускников педагогических вузов идет работать в школу, остальные ищут себя в других профессиях, где их с удовольствием принимают. Исследование Института образования НИУ ВШЭ3 [6] показывает общие тренды изменений динамики выпуска по УГСН «Образование и педагогика» с начала 2000-х гг. Так, фиксируется повышение соотношения общей численности учеников и учителей общеобразовательных организаций в среднем по России. Если численность школьников начинает постепенно расти после 2009 г., то число учителей примерно постоянно в период2004 по

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

3 Отчет по проекту №11286 «Сравнительный анализ опыта разработки компетентностно-ориентированных образовательных программ в вузах Российской Федерации и ведущих европейских стран (в контексте Болонского процесса)» аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)" // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС, 2008 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/edu/umu/publ_result_obucheniya.pdf

2015 гг.. Второй важной характеристикой является уменьшение доли молодых (20- 9 лет) преподавателей, сопровождаемое ростом доли учителей в возрасте 50-59 лет. Если в 2012 г. доля молодых учителей составляла 16,73%, то в 2015 г. - 15,7%.

Мы исходим из позиций создания механизма содействия профессиональному становления студента, предоставления возможности попробовать себя в других видах профессиональной деятельности: будущий учитель русского языка имеет профессиональную базу для получения квалификации «логопед», будущий педагог-психолог может стать отличным специалистом в области управления персоналом, учитель начальных классов - дизайнером.

Характеристиками построения персональной образовательной траектории студента выступают свободный личностный выбор деятельности, отвечающей его индивидуальным запросам, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, адаптивность к возникающим изменениям.

Апробация предлагаемой стратегии проходила в период реализации магистерской программы «Менеджмент в образовании». Принимая за основу обозначенные выше принципы проектирования содержания образовательной программы, нацеленность на восполнение образовательных дефицитов магистрантов, а также заказ от муниципальной системы образования на подготовку современного руководителя образовательной организации, проектирование персональной образовательной траектории прошло в двух векторах: один - формирование дополнительных профессиональных компетен-

ций, второй - вариативность образовательных продуктов магистрантов, т.е. варианта его выпускной квалификационной работы.

Архитектура образовательного процесса позволила предложить магистрантам освоить дополнительные программы повышения квалификации (ДПП ПК), например, «Управление проектами в современной школе», «Технология государственной аккредитации основных образовательных программ». Кроме того, магистрантам предлагались программы профессиональной переподготовки как в рамках их профильной подготовки («Менеджмент организации», «Управление персоналом»), так и непрофильной подготовки («Переводчик», «Экономист»).

Второй вектор построения персональной образовательной траектории связан с выбором формы выпускной квалификационной работы (ВКР). Опыт разработки ВКР в разных формах показал, что успешность групповых проектов магистрантов зависела от заказчика проекта (образовательной организации). Разработчики группового проекта получили огромный опыт командной работы в течение двух лет: от этапа разработки до этапа внедрения отдельных мероприятий.

Итак, личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего учителя, на наш взгляд, в настоящий момент соответствует основным трендам развития системы высшего образования, направленным на удовлетворение запросов заказчиков образовательных программ в лице, прежде всего, региональной системы образования и, кроме того, может стать одним из вектор становления национальной системы учительского роста в Оренбургской области.

24.08.2017

Список литературы:

1. Болотов, В. А. К вопросу об оценке качества высшего образования / В. А. Болотов, Е. Ю. Карданова, и др. // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 3-8.

2. Болотов, В. А. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» / В.А. Болотов, Рубцов В., Фрумин И. Д. и др. // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 1328.

3. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. учеб.-метод. пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.

4. Каспржак, А. Г. Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2, С. 14-25

5. Меркулова, Л.В. Оценка готовности учителя к профессиональной деятельности в персональной образовательной среде /Л.В. Меркулова. //Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. №8. С. 33-40

6. Образование и педагогические науки: общие тренды в высшем педагогическом образовании. Серия Факты образования Выпуск № 3 (12) 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ioe.hse.rU/data/2017/07/10/.pdf

7. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 108 с.

8. Решетников О.В. Поколение Ъ и недалекое будущее рынка труда [Электронный ресурс] /О.В. Решетников. - Режим доступа: http://xn--h1agim.xn--p1ai/books/soc_obrazovanie.pdf

Матвиевская Е.Г., Меркулова Л.В._Личностно-профессиональная стратегия подготовки...

9. Anderson L.W., Krathwohl D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. 2001. URL : http://www.businessballs.com/bloomstaxonomyoflearningdomains. htm

10. The eLearning Guild's Handbook of e-Learning Strategy. Foreword by Marc Rosenberg. Santa Rosa, CA 95404 +1.707.566.8990 www.eLearningGuild.com

11. Kelly C., College H. J., Kolb D. The Theory of Experiential Learning and ESL. [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://iteslj.org/Articles/ Kelly-Experiential/ (дата обращения: 7.08.2017).

12. O'Neill G., Donnelly R., Fitzmaurice M. Supporting programme teams to develop sequencing in higher education curricula // International Journal for Academic Development. 2014. Vol. 19, № 4. Р. 268-280. DOI: 10.1080/1360144X.2013.867266

13. Cech Thomas R. Science at liberal arts colleges: a better education? [Электронный ресурс] // North Central College. URL: http:// northcentralcollege.edu/ Documents/development/cech_article.pdf (дата обращения: 08.08.2017).

14. Shchipanova D.Y., Lebedeva E.V., Sukhinin V.P., Valieva E.N. Typology of strategies of personality meaning-making during professional education // International Journal Of Environmental And Science Education. 2016. Vol. 11, № 14. Р. 6999 - 7015

Сведения об авторах:

Матвиевская Елена Геннадьевна, первый проректор, профессор кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Меркулова Людмила Валерьевна, начальник управления качества образования, доцент кафедры педагогики высшей школы Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета кандидат педагогических наук

E-mail: [email protected]

460014, г Оренбург, ул. Советская, д. 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.