Научная статья на тему 'Вопросы модульной профессиональной подготовки будущих учителей в вузе в условиях виртуальной академической мобильности'

Вопросы модульной профессиональной подготовки будущих учителей в вузе в условиях виртуальной академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / MODULAR TRAINING OF FUTURE TEACHERS / VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY / ONLINE COURSES / TUTOR SUPPORT / EDUCATIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Катерина Сергеевна

Научно обоснована актуальность модульной подготовки будущих учителей в вузе в условиях виртуальной академической мобильности. Выявлены риски при подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной мобильности. Указана система средств модульной подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Предложено авторское разбиение содержания подготовки будущего учителя в условиях виртуальной среды на смысловые блоки в различных модулях основной образовательной программы бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крючкова Катерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights and scientifically substantiates the relevance of modular training of future teachers in the university in the context of virtual academic mobility. The authors identify risks in the process of training future teachers for professional activities in virtual mobility. The system of means of modular preparation of the future teacher for professional activity is described. The author proposes to divide the content of the main educational program for bachelors in the virtual environment into semantic blocks as parts of various modules of the curriculum.

Текст научной работы на тему «Вопросы модульной профессиональной подготовки будущих учителей в вузе в условиях виртуальной академической мобильности»

известия вгпу

К.С. КРЮЧКОВА (Волгоград)

вопросы модульной профессиональной подготовки будущих учителей в вузе в условиях виртуальной академической мобильности

Научно обоснована актуальность модульной подготовки будущих учителей в вузе в условиях виртуальной академической мобильности. Выявлены риски при подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной мобильности. Указана система средств модульной подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Предложено авторское разбиение содержания подготовки будущего учителя в условиях виртуальной среды на смысловые блоки в различных модулях основной образовательной программы бакалавров.

Ключевые слова: модульная подготовка будущих учителей, виртуальная академическая мобильность, онлайн-курсы, тьюторское сопровождение, образовательные модули.

Совершенствование профподготовки будущих учителей в вузе современные исследователи связывают с внедрением модульной системы обучения в противовес сложившейся традиционной дисциплинарной системе. Нормативные документы также указывают на модуль как основную завершенную учебную единицу современного образовательного процесса.

В условиях модернизации образования во всем мире одним из ключевых является понятие «академическая мобильность». Развитие и поддержка академической мобильности студентов рассматривается в контексте Болон-ской декларации как один из важнейших факторов формирования единого европейского образовательного пространства [1]. Особенно крепко вопрос академической мобильности связан с профессиональной подготовкой будущих педагогов. выпускник педагогического вуза должен не только уметь проектировать свою образовательную траекторию в соответствии с национальными и мировыми тенденциями, но и готовить к такому проектированию школьников, которые впоследствии придут учиться в университеты.

в век развитого информационного общества современной формой академической мобильности студентов является виртуальная мобильность. виртуальная мобильность студента - возможность обучаться в другом учебном заведении посредством дистанционных и телекоммуникационных технологий [8].

Нами проанализированы некоторые исследования в этой области, отметим основные направления. Важность как реальной, так и виртуальной мобильности не только студентов, но и педагогов (и даже учащихся) в контексте их социализации отмечает ряд ученых [4]. Виртуальную мобильность рассматривают как фактор повышения качества и доступности образования [7]. Указывают на актуальность дистанционных технологий, сетевых проектов для реализации виртуальной мобильности [3; 5]. Исследователи также обеспокоены методическими вопросами виртуальной академической мобильности студентов посредством МООК (массовых открытых образовательных курсов) [6].

Таким образом, можно говорить о том, что тема актуальна, и есть уже отдельные фрагментарные исследования по виртуальной мобильности, на результаты которых мы будем опираться в своей работе. Однако вопросы модульной подготовки будущих учителей в условиях виртуальной академической мобильности не были целью специального научного исследования.

При всей видимой необходимости развивать виртуальную мобильность студентов в вузах существует ряд проблем в этом направлении, в том числе недостаточное нормативно-правовое обеспечение данного процесса, проблема признания дипломов и сертификатов других вузов, соответствия учебных планов и программ разных вузов, проблемы взаимодействия организаций и т. д. Однако ученые отмечают, что на данный момент необходимо, прежде всего, признание вузами такой мобильности и выделение ее в межуниверситетском сообществе. Надо поднимать и обсуждать подходы, преимущества и лучшие практики организации виртуальной мобильности для налаживания эффективного и разностороннего международного сотрудничества вузов россии.

В своем исследовании мы придерживаемся следующей позиции: прежде чем организовывать модульную подготовку будущих специалистов в условиях виртуальной мобильности в вузе в полном объеме, необходимо подго-

О Крючкова К.С., 2019

педагогические науки

товить студентов к такому процессу, научить их и сформировать компетенции, с помощью которых студенты смогут ориентироваться в виртуальной цифровой образовательной среде, взаимодействовать с педагогом дистанционно при организации онлайн-обучения, т. е. сформировать готовность студентов к виртуальной мобильности.

Особо актуальна эта проблема в подготовке будущих учителей, которые, в свою очередь, в своей профессиональной деятельности в той или иной степени также будут сталкиваться с вопросами организации онлайн-об-учения и подготовки школьников - будущих студентов к участию в виртуальной академической мобильности в вузе.

Практика внедрения онлайн-курсов в российские вузы в последние годы показала отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы и зачастую неспособность к самоорганизации, неготовность к обучению без реального контакта с педагогом, неготовность использовать все функциональные возможности онлайн-курсов для усвоения материала, неготовность к восприятию цифрового формата представления материалов.

Таким образом, на данный момент сложились следующие противоречия:

• с одной стороны, российские и международные официальные документы стратегического характера, провозглашающие реализацию виртуальной академической мобильности студентов вузов путем онлайн-обучения, с другой - отсутствие психологической и организационной готовности студентов к онлайн-обучению в условиях его внедрения в современное вузовское образование;

• с одной стороны, интерес научного сообщества к теме виртуальной академической мобильности, с другой - отсутствие теоретических исследований по вопросам виртуальной академической мобильности будущих учителей в вузе;

• с одной стороны, признание научным сообществом в качестве наиболее эффективной модульной системы подготовки специалиста в вузе, с другой - отсутствие целостного исследования по проблеме модульной подготовки будущих учителей в условиях виртуальной академической мобильности.

таким образом, проблема исследования состоит в неразработанности научных основ и педагогических технологий, позволяющих формировать готовность будущих учителей к виртуальной мобильности в системе модульного обучения в вузе.

Предметом нашего исследования являются теоретические и технологические основы модульной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной академической мобильности в системе модульного обучения в вузе. В соответствии с проблемой была сформулирована цель исследования, которая состоит в разработке и практической реализации педагогической теории и технологии модульной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной академической мобильности.

Проанализировав исследования по академической, виртуальной мобильности, модульному обучению, изучив официальные документы - профессиональные стандарты учителя, ФГОС 3++, документы Болонского процесса, модернизации образования и др., а также опираясь на многолетний практический опыт работы в области подготовки будущих учителей, мы сформулировали пути решения проблемы эффективной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной академической мобильности:

- в основу подготовки будущего педагога в вузе положены система модульного обучения, ориентация на профессиональные функции учителя;

- виртуальная академическая мобильность будущих учителей - одно из главных условий успешной подготовки к профессиональной деятельности;

- виртуальная мобильность рассматривается с двух сторон - как социальный процесс и как личностное качество будущего педагога.

- педагогическая технология формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности базируется на принципах 1) нелинейности учебного процесса, возможности выбора индивидуальной траектории обучения студентом; 2) использования блочно-модульной технологии изучения учебного материала - квантования учебного материала, ритмичности подачи материала; 3) «открытости образования»;

- нужны различные модели встраивания онлайн-курсов в модульную систему обучения: как дополнительное средство в организации традиционного занятия, как смешанное обучение, как «перевернутый класс» и с полным замещением;

- условия виртуальной мобильности должны быть созданы в вариативной профессионально-образовательной информационной среде, обеспечивающей самостоятельный

выбор студентом набора учебных модулей для изучения, в том числе майноров; форм обучения (онлайн или традиционной); уровня трудности заданий; формы представления результатов своей работы;

- взаимодействие педагога и студентов будет выстраиваться с тьюторским сопровождением педагога;

- подготовка специалистов будет происходить в результате совместно-распределенной деятельности студентов, в том числе в виртуальной среде.

в исследовании предложено авторское разбиение содержания модульной подготовки будущего учителя в условиях виртуальной среды на смысловые блоки в различных модулях основной образовательной программы бакалавров. содержание распределятся следующим образом.

• На информатических дисциплинах (например, ИКТ, технологии проектирования и реализации цифровой образовательной среды) будет происходить обзор существующих онлайн-курсов, обучение основам работы в онлайн-среде, овладение основными инструментами и сервисами онлайн-курсов.

• в модуле межкультурных коммуникаций (например, дисциплина «Иностранный язык») предполагается знакомство с иностранными онлайн-курсами, условиями обучения на них и изучение терминов, необходимых для этого.

• В психолого-педагогическом модуле будет приобретаться опыт организации виртуального общения и взаимодействия в онлайн-среде и преодоления виртуальных конфликтов.

• На дисциплинах профиля будет происходить обучение по созданным внутренним или внешним онлайн-курсам по конкретным предметам. Такое обучение предполагается с учетом различных моделей встраивания онлайн-курсов в традиционное обучение: фрагментарное использование онлайн-курсов, смешанное обучение или полностью замена контактного обучения.

• На педагогических практиках будет происходить разработка студентом инструментария для фрагмента собственного онлайн-курса по школьной дисциплине.

На данный момент в исследовании выявлены следующие риски при подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной мобильности:

- отсутствие у студентов устойчивых навыков работы с сервисами платформы и онлайн-курсов;

- отсутствие навыков самостоятельной работы студента;

- неготовность к обучению без реального контакта с обучающим;

- неготовность использовать все функциональные возможности онлайн-курсов для усвоения материала;

- неспособность студентов к самостоятельной организации учебной деятельности;

- неготовность к восприятию формата представления материалов в виртуальной образовательной среде.

Нами выявлена система средств модульной подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, которая включает следующие средства: онлайн-курсы, содержащие интерактивные задания, виртуальные лаборатории и симуляторы; а также учебно-исследовательские проекты, практико-ориен-тированные кейс-задания; различные виды практик с разработкой самими студентами фрагментов онлайн-курса по школьному предмету в соответствии со своим направлением обучения.

Дальнейшие задачи исследования состоят в следующем:

1) на основании анализа педагогической литературы (опираясь как на отечественный, так и на зарубежный опыт), а также официальных документов выявить потенциал модульной подготовки педагогических кадров в вузе с учетом ориентации на профессиональный стандарт учителя;

2) определить структуру и содержание понятия модульной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях академической виртуальной мобильности;

3) определить функциональную направленность такой подготовки в модульной системе обучения;

4) разработать содержание и технологии подготовки к профессиональной деятельности в условиях академической виртуальной мобильности студентов;

5) выявить и проанализировать факторы -барьеры, затрудняющие участие студентов в виртуальной академической мобильности, и определить пути их преодоления;

6) определить критерии, показатели и уровни подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной академической мобильности;

7) разработать профессионально-педагогические диагностирующие программы и выявить уровень развития такой подготовки;

педагогические науки

8) определить роль онлайн-курсов в реализации условий виртуальной академической мобильности будущих учителей;

9) разработать различные модели встраивания онлайн-курсов в модульную систему обучения для стимулирования виртуальной мобильности студентов;

10) выявить педагогические условия стимулирования саморазвития и самосовершенствования будущего учителя путем участия в виртуальной мобильности в образовательном процессе вуза.

Конечной целью нашего исследования являются апробация и внедрение программы и технологии модульной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях виртуальной академической мобильности в педагогическом вузе.

Список литературы

1. Гомбоева Д.О. Академическая мобильность как фактор формирования современного педагога // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 1-4.

2. Даукшене Э., Тересявичене М. Виртуальная мобильность для непрерывного образования // образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2011. № 9. С. 47-51.

3. Дудышева Е.В. Перспективы реализации виртуальной мобильности средствами дистанционного обучения в интегрированном образовательном пространстве // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ». Минск, 2012. С.178-182.

4. Латышев О.Ю., Байер Е.А., Ильин В.Н. [и др.]. Виртуальная и реальная академическая мобильность в социализации учащихся, студентов и ученых // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Н0ТВ-2017). Екатеринбург: УрФУ, 2017. C. 291-296.

5. Можаева Г.В. Сетевые структуры в образовании как фактор развития виртуальной академической мобильности // Гуманитарная информатика. 2009. № 5. С. 86-102.

6. Петрова Л.Е., Кузьмин К.В. Виртуальная академическая мобильность студентов посредством Моосs: методические решения преподавателя вуза // Пед. образование в России. 2015. № 12. С. 177-182.

7. Сахапов Р.Л., Абсалямова С.Г., Абсаля-мов т.Б. Виртуальная мобильность как фактор повышения качества и доступности образования // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. 2016. № 3(91). С. 140-146.

8. Тыртый С.А. Формирование виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2009.

9. Ялалов Ф.Г. Виртуальная мобильность педагога // Сохранение и развитие языков и культур в поликультурном и поликонфессиональном обществе: мировой опыт и современные технологии: сб. Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. С. 232-23

* * *

1. Gomboeva D.O. Akademicheskaya mobil'nost' kak faktor formirovaniya sovremennogo pedago-ga // Obrazovanie: proshloe, nastoyashhee i budushhee: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, avgust 2016 g.). Krasnodar: Novaciya, 2016. S. 1-4.

2. Daukshene E., Teresyavichene M. Virtual'naya mobil'nost' dlya nepreryvnogo obrazovaniya // Ob-razovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. 2011. № 9. S. 47-51.

3. Dudysheva E.V. Perspektivy realizacii virtu-al'noj mobil'nosti sredstvami distancionnogo obuche-niya v integrirovannom obrazovatel'nom prostranst-ve // Sbornik dokladov Mezhdunarodnoj internet-kon-ferencii «Informacionno-tehnologicheskoe obespeche-nie obrazovatel'nogo processa gosudarstv-uchastnikov SNG». Minsk, 2012. S.178-182.

4. Latyshev O.Yu., Bajer E.A., Il'in V.N. [i dr.]. Virtual'naya i real'naya akademicheskaya mobil'nost' v socializacii uchashhihsya, studentov i uchenyh // EDCRUNCH Ural: novye obrazovatel'nye tehnologii v vuze: materialy Mezhdunar. nauch.-metod. konf. (N0TV-2017). Ekaterinburg: UrFU, 2017. S. 291-296.

5. Mozhaeva G.V. Setevye struktury v obrazovanii kak faktor razvitiya virtual'noj akademicheskoj mo-bil'nosti // Gumanitarnaya informatika. 2009. № 5. S. 86-102.

6. Petrova L.E., Kuz'min K.V. Virtual'naya aka-demicheskaya mobil'nost' studentov posredstvom Mooss: metodicheskie resheniya prepodavatelya vuza // Ped. obrazovanie v Rossii. 2015. № 12. S. 177-182.

7. Sahapov R.L., Absalyamova S.G., Absalya-mov T.B. Virtual'naya mobil'nost' kak faktor po-vysheniya kachestva i dostupnosti obrazovaniya // Vestn. Chuvash. gos. ped. un-ta im. I.Ya. Yakovleva. 2016. № 3(91). S. 140-146.

8. Tyrtyj S.A. Formirovanie virtual'noj mobil'-nosti prepodavatelya vysshej shkoly v processe po-vysheniya kvalifikacii: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2009.

9. Yalalov F.G. Virtual'naya mobil'nost' peda-goga // Sohranenie i razvitie yazykov i kul'tur v polikul'turnom i polikonfessional'nom obshhestve: mi-rovoj opyt i sovremennye tehnologii: sb. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2015. S. 232-234.

Problems of modular professional training of future teachers in the university in the conditions of virtual academic mobility

The article highlights and scientifically substantiates the relevance of modular training of future teachers in the university in the context of virtual academic mobility. The authors identify risks in the process of training future teachers for professional activities in virtual mobility. The system of means of modular preparation of the future teacher for professional activity is described. The author proposes to divide the content of the main educational program for bachelors in the virtual environment into semantic blocks as parts of various modules of the curriculum.

Key words: modular training of future teachers, virtual academic mobility, online courses, tutor support, educational modules.

(Статья поступила в редакцию 25.12.2018)

е.а. лесина, л.е. сшорская

(Москва)

социально-педагогические условия сопровождения замещающей кровной семьи

Приводятся результаты исследования, подтверждающего важность оказания помощи кровным замещающим семьям как специфической категории. Представлены алгоритм и условия работы специалистов сопровождения, обоснована важность сочетания индивидуальных и групповых форм работы для приобретения и отработки необходимых компетенций. Приведены данные первичного и повторного обследования с показом положительной динамики.

Ключевые слова: кровная замещающая семья, служба сопровождения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, диагностика, родительские компетенции.

семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - сложная и многоаспектная тема, которую изучают специалисты разных областей знаний. На дан-

ном этапе развития замещающей заботы на первое место вышел вопрос помощи официальных служб в сохранении благополучия заменяющей семьи, обеспечивающей комфортное проживание всех ее членов. одним из способов оказания помощи является сопровождение. Специалисты в рамках оказания услуги по сопровождению помогают в нивелировании последствий кризисов и активизации внутреннего потенциала семьи в целях приобретения или актуализации способности самостоятельного решения семейных проблем, в том числе с привлечением возможностей социального окружения. Для достижения цели служба сопровождения оказывает помощь в овладении необходимыми родительскими компетенциями, поддерживает целостность семейной системы, способствует профилактике эмоционального выгорания и кризисных ситуаций.

специалисты условно делят семьи на профессиональные и непрофессиональные, а также отмечают разные уровни сопровождения, исходя из актуального положения дел в семье. В работе службы сопровождения в целях урегулирования / поддержания благополучия важным является учет особенностей семей, накладывающих отпечаток на формы и содержание оказываемой помощи. одним из критериев, определяющих вариативность оказания поддержки, является наличие и отсутствие родственных связей между принимающей стороной и помещенным ребенком. Действующая система подготовки и сопровождения замещающих семей не выносит кровную замещающую семью в отдельную категорию. Обязательность обучения ближайших родственников законодательством не предусмотрена, сопровождение является личной инициативой замещающих родителей и не считается необходимым. При этом кровные замещающие семьи имеют свою специфику, провоцируемую кризисной ситуацией, приведшей к ее созданию, понимание особенности данной категории семей позволяет наладить эффективную работу специалистов.

Можно обозначить характерные особенности семьи, принявшей родственников на воспитание, определяемые как положительными, так и отрицательными эпизодами, накладывающими отпечаток на взаимодействие в семье и на общение с представителями службы сопровождения. Важно при организации сопровождения развивать первые и нивелировать вторые, менять их вектор. Для определения форм и содержания сопровождения прин-

О Лесина Е.А., Сикорская Л.Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.