Научная статья на тему 'Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога'

Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2149
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCE / RESULTS OF IN-SERVICE TRAINING / COMPETENCE APPROACH / READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES / COMPETENCE MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дука Наталья Александровна, Дука Татьяна Олеговна

В статье раскрывается один из механизмов оценки профессиональной компетенции педагога. На конкретном примере приводится карта компетенции по оценке практической готовности педагога к инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дука Наталья Александровна, Дука Татьяна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maps of competencies in evaluating the results of the teacher in-service training

The paper reveals one of the mechanisms for evaluating the teacher’s professional competence. The competence map for evaluating teacher’s actual readiness for innovative activities is presented

Текст научной работы на тему «Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога»

Н. А. Дука, Т. О. Дука

(Омск)

Карты компетенций в оценке результатов

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

В статье раскрывается один из механизмов оценки профессиональной компетенции педагога.

На конкретном примере приводится карта компетенции по оценке практической готовности педагога к инновационной деятельности

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счёт внедрения различных инноваций, существенные изменения затронули и систему постдипломного образования.

По мнению Т. В. Щербовой [3, с. 22], задачами постдипломного образования, ориентированного на инновационное развитие, становятся приведение в соответствие современным требованиям содержания и методов оценки качества повышения квалификации, технологий; создание условий для развития компетенции специалиста, способного самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

Говоря об инновационных изменениях, происходящих в организации процесса обучения в постдипломном образовании, необходимо отметить прежде всего установку на максимальный учет индивидуальных запросов, мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации, возможность решения актуальных проблем образования. На это указывает Федеральный Закон «Об образовании в РФ»: «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или] получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности» [4, ст. 76].

В данном случае профессиональная компетентность может рассматриваться как цель и результат повышения квалификации, личностное качество, проявляющееся на практике в способности решать типичные и творческие задачи, требующие наличия соответствующих установок, знаний, опыта деятельности, мотивации и ценностных ориентаций. Обеспечить развитие профессиональной ком-

петенции в процессе повышения квалификации и переподготовки специалистов призвана ориентация на компетентностный подход. Рассмотрим, какие изменения в оценке результатов постдипломного образования влечет за собой переход к компетентностному подходу.

Изменяются цели и ожидаемые результаты постдипломного образования. Ориентация на развитие профессиональной компетенции должна обеспечивать успешность профессиональной деятельности в условиях инновационного развития образования. Другими словами, сегодня важны не столько традиционные результаты (профессиональные знания, умения, способы деятельности и др.] освоения образовательной программы повышения квалификации, сколько профессиональные компетенции, связанные с готовностью педагогов к инновационной деятельности. Следовательно, должно произойти смещение акцента в оценке результатов повышения квалификации: от оценки результатов освоения образовательной программы к оценке профессиональной компетенции педагога, приобретенной во время повышения квалификации. Это, в свою очередь, приводит к следующим проблемам переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

- не очевидны компетенции, позволяющие педагогу осуществлять инновационную деятельность;

- отсутствуют (или не достаточно разработаны] критерии и современные инструменты оценки готовности педагога к инновационной деятельности.

Отправной точкой в решении проблемы оценки качества повышения квалификации в условиях инновационного развития образо-

Таблица 1

Компонентный состав компетенций

Перечень компонентов Технологии формирования Средства и технологии оценки

ЗНАЕТ:

- теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытноэкспериментальной работы в образовании; - содержание, принципы, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; - методы, технологии, способы инновационной деятельности. Проблемная лекция Самостоятельная работа Тест Эссе

УМЕЕТ:

- отбирать эффективные методы, технологии, способы инновационной деятельности; - проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике; - разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении; - организовать сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов. Практические занятия Самостоятельная работа Групповая работа Наблюдение, анкетирование

ВЛАДЕЕТ:

- технологиями (методами, средствами, способами] разработки и внедрения инновационных процессов в различных образовательных учреждениях; - технологией работы в группе; - методами экспертизы результатов проектирования: - информационными технологиями в инновационной деятельности. Практические занятия Самостоятельная работа

вания может стать формулировка требований к результатам освоения образовательных программ в терминах компетенций. Это позволит учесть требования к качеству повышения квалификации в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации и обсуждаемыми сегодня профессиональными стандартами педагога. Поскольку профессиональные стандарты еще не приняты, то эти требования будут носить в определенной степени широкий, рамочный характер, поэтому потребуется уточнение формулировки компетенций в соответствии с реализуемой образовательной программой повышения квалификации. Также представляется необходимым установление обязательного минимума сформированности компетенций для слушателей образовательной программы повышения квалификации.

Следует отметить, что подобная ситуация сложилась в высшем профессиональном образовании, где сегодня реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты и также актуализируется проблема оценки результатов освоения образовательных программ.

Одним из механизмов оценки профессиональных компетенций являются карты компетенций. Этими инструментами широко пользуются компании для подбора и принятия на работу новых сотрудников. Использование карт компетенций для оценки результатов освоения образовательных программ в вузе было предложено Р. Н. Азаровой, Н. В. Борисовой, В. Б. Кузовым. В их понимании карта компетенции - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сфор-мированности компетенции по окончанию

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37) 2013

119

Таблица 2

Содержательная структура компетенций

Компоненты компетенции Модули. Блоки. Учебные темы.

Способен разрабатывать инновационные проекты, программы опытно-экспериментальной работы: сотрудничать в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; использовать инструментарий (методы, технологии, способы] инновационной деятельности в профессиональной деятельности. Фиксируются в соответствии с содержанием образовательной программы

ЗНАЕТ - теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы в образовании; - содержание, принципы, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; - методы, технологии, способы инновационной деятельности.

УМЕЕТ - отбирать эффективные методы, технологии, способы инновационной деятельности; - проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике; - разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении; - организовать сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов.

ВЛАДЕЕТ - технологиями (методами, средствами, способами] разработки и внедрения инновационных процессов в различных образовательных учреждениях; - технологиями сотрудничества в группе; - методами экспертизы результатов проектирования; - информационными технологиями в инновационной деятельности.

освоения основной образовательной программы [1].

Карта компетенции представляет собой совокупность ее основных характеристик (содержание, технологии формирования и оценки), представленных в наглядном структурированном виде. Карта компетенции как документ включает в себя следующие рубрики: формулировка компетенции (в терминах «знает», «умеет», «владеет»); компонентный состав компетенции с указанием технологий формирования и средств оценки; содержательная структура с указанием учебных дисциплин, модулей, учебных тем, в процессе освоения которых будет формироваться данная компетенция и дескрипторы освоения компетенции с перечнем отличительных признаков по уровням.

Структура профессиональной компетентности, позволяющей педагогу осуществлять инновационную деятельность, разрабатывалась с учетом актуальных требований инновационного развития образования и с точки

зрения обеспечения выпускникам курсов повышения квалификации успешности в дальнейшей профессиональной деятельности, а также готовности к обучению на протяжении всей жизни. При разработке карты данной компетенции компетентности был определен состав действий, которые должен продемонстрировать педагог для подтверждения овладения профессиональной компетенцией при освоении образовательной программы повышения квалификации. Учитывая тот факт, что сегодня оценка инновационной деятельности во многом субъективна, основная задача на этом этапе - достичь понимания того, какие демонстрируемые действия являются проявлением данной профессиональной компетенции. При определении содержания компетенции учитывалось то, что инновационная деятельность педагога в первую очередь связана с его опытно-экспериментальной работой и проектной деятельностью, которая преимущественно осуществляется в команде профессионалов. Покомпонентный состав

Таблица 3

Дескрипторы уровней освоения компетенции

Ступени уровней освоения компетенции Отличительные признаки

ПОРОГОВЫЙ - ЗНАЕТ основы инновационного проектирования и разработки программ опытноэкспериментальной работы в образовании; некоторые технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; некоторые методы, способы инновационной деятельности; - УМЕЕТ отбирать некоторые методы, технологии, способы инновационной деятельности; оценивать их значение в образовательной практике; разрабатывать программы или проекты развития в образовательном учреждении; сотрудничать в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; - ВЛАДЕЕТ технологиями (методами, средствами, способами] разработки и внедрения инновационных процессов в различных образовательных учреждениях; некоторыми приемами сотрудничества в группе, методами экспертизы результатов проектирования: информационными технологиями в инновационной деятельности.

ПРОДВИНУТЫЙ - ЗНАЕТ теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы в образовании; содержание, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; современные методы, способы инновационной деятельности; - УМЕЕТ отбирать некоторые методы, технологии, способы инновационной деятельности; проводить экспертизу результатов инновационных процессов; разрабатывать в групповой работе программы и проекты развития в образовательном учреждении; организовать (по мере необходимости] сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; - ВЛАДЕЕТ технологиями разработки и внедрения программ опытно-экспериментальной работы в различных образовательных учреждениях; технологиями работы в группе, некоторыми методами экспертизы результатов проектирования: информационными технологиями в инновационной деятельности.

ВЫСОКИЙ - ЗНАЕТ теоретические основы инновационного проектирования и разработки программ опытно-экспериментальной работы в образовании; содержание, принципы, технологии сотрудничества в профессиональном сообществе; современные методы, технологии, способы инновационной деятельности; - УМЕЕТ отбирать эффективные методы, технологии, способы инновационной деятельности; проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике; разрабатывать в групповой работе и по собственной инициативе программы и проекты развития в образовательном учреждении; организовать сотрудничество в творческих, рабочих группах по внедрению проектов и проведению экспериментов; - ВЛАДЕЕТ современными технологиями внедрения инновационных процессов (инновационных проектов и программ опытно-экспериментальной работы] в образовательных учреждениях; технологией организации сотрудничества в группе и методами экспертизы результатов проектирования.

профессиональной компетенции, позволяющей педагогу осуществлять инновационную деятельность, представлен в табл. 1, 2 и 3.

Следует подчеркнуть, что использование карты компетенций позволяет не только осуществлять оценку освоения образовательной программы, но и обогащать любую образовательную программу повышения квалифика-

ции развитием готовности педагога к инновационной деятельности.

Таким образом, образовательные программы повышения квалификации сегодня призваны создавать условия для удовлетворения профессиональных потребностей развития педагога, овладения профессиональными компетенциями, соответствующими меняю-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37] 2013

121

щимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Профессиональные компетенции проявляются прежде всего в готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности, которая определяет направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы

образования, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Достичь понимания в трактовке содержания профессиональной компетенции, проявляющейся в готовности педагогов к инновационной деятельности, позволяют карты компетенций, которые представляют собой совокупность требований к уровню сформи-рованности компетенции по окончании освоения образовательной программы.

Литература

1. Азарова Р. Н., Борисова Н. В., Кузов Б. В. Проектирование

федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций. Ч. 2. - М. ; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - С. 56-64.

2. Дука Н. А., Дука Т. О., Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чека-лева Н. В. Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании : моногр. / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 130 с.

3. Щербова Т. В Постдипломное педагогическое образование: подходы к понятию и прогнозированию // Образование и общество. - 2013. - № 2(79]. - С. 21-25.

4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2013. - 160 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.