УДК 371.134:303.09
https ://doi.org/10.24158/spp.2017.8.20
Голуб Владимир Витальевич
кандидат педагогических наук, доцент Южного университета (Института управления, бизнеса и права)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Golub Vladimir Vitalyevich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Southern University (Institute of Management, Business and Law)
SOME ASPECTS OF MODELING THE INNOVATION-ORIENTED SPACE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION
Аннотация:
В статье показаны некоторые аспекты моделирования и создания инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования профессионального образовательного учреждения на примере военного вуза. Описаны процессы инновационного развития военного вуза и создания полинаправленного инновационно ориентированного пространства. Показана значимость готовности педагога и курсанта к инновационной деятельности, предложен авторский подход к определению инновационно ориентированного пространства. Инновационные проекты, реализованные в военном вузе, показаны автором как системно организованные перспективные педагогические инновации, позитивно повлиявшие на становление инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования на уровне региона и уровне военного вуза. Обзорно охарактеризовано региональное инновационно ориентированное пространство, созданное в форме Федеральной экспериментальной площадки на основе объединения ряда профессиональных образовательных учреждений, в рамках которой осуществлялось моделирование инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования военного вуза. Обозначена актуальность таких факторов создания инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования, как степень сформированности инновационной компетентности педагога и исследовательской компетентности студента. Проанонсированы разработанные и апробированные автором учебно-методические материалы, направленные на формирование исследовательских компетенций курсантов.
Ключевые слова:
инновация, инновационная готовность, инновационный проект, исследовательская деятельность, образовательное пространство, интегратив-ность, моделирование, военный вуз.
Summary:
The article shows some aspects of modeling and creating the innovation-oriented space of continuing vocational education of professional educational institution exemplified by a military university. It describes the processes of innovative development of military university and the creation of poly-oriented innovation space. The paper reveals the importance of teacher's and military student's readiness for innovation activities. The author proposes an original approach to the definition of the innovation-oriented space. The innovative projects implemented at the military university are reviewed as the system-related promising pedagogical innovations which had a positive impact on the development of innovation-oriented space of continuing vocational education at the regional level and the level of the military university. Besides, the article reviews the regional innovation-oriented space created as a federal experiment involving a number of professional educational institutions which implied the modeling of the innovation-oriented space of continuing vocational education at the military university. The paper emphasizes such factors of creating the innovation-oriented space of continuing vocational education as the level of formation of the teacher's innovation competence and the student's competence research. The study notes the teaching materials aimed at the formation of military students' research competence that are developed and tested by the author.
Keywords:
innovation, innovative readiness, innovation project, research activities, educational space, integrity, modeling, military university.
Совершенствование и инновационное развитие профессионального образования является системной доминантой государственной политики России. Согласно п. 3 ст. 20 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», одной их современных характеристик профессионального образования является инновационная деятельность, ориентированная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового обеспечения системы образования. Инновационная направленность непрерывного образования формировалась исторически в связи с необходимостью отвечать на вызовы общественной жизни путем су-
щественной перестройки имеющихся образовательных форм и постановки новых образовательных целей. Такое понимание непрерывного образования присутствует в работах А. Гартунга, Дж. Кидда, В. Эллиота, Т. Хюссена; в научных обзорах и аналитических работах, посвященных проблемам реформирования (Б Кларк, Р. Адамс, М. Дейвис), становления непрерывного образования (Дж. Дьюи, П. Джарвис, П. Филд) и обучения в течение всей жизни (П. Джарвис, Д. Лоутон, П. Филд, Дж. Дьюи, Б.А. Йексли, Р. Багналл, А.Л. Смит) [1]; в трудах ведущих российских ученых В.И. Загвя-зинского, Э.Ф. Зеера [2], В.С. Лазарева, В.М. Моисеева, А.М. Новикова [3], М.М. Поташник, П.Л. Третьякова, А.П. Тряпицыной, А.И. Пригожего, Е.П. Белозерцева, Е.В. Ткаченко, определяющих научные подходы и принципы развития непрерывного профессионального образования.
В связи с трансформациями образовательной системы, произошедшими с конца XX в., изменились целевые установки, содержание и организационные формы профессионального образования. Активизировались процессы дифференциации и вариатизации типов профессиональных образовательных учреждений, преемственности и интеграции содержания, моделирования и проектирования инновационных процессов, к которым традиционное профессиональное образование в его изначальном виде оказывалось не всегда достаточно готовым, а порой традиционные формы демонстрировали даже несовместимость с потребностями общества и личности. Залогом эффективности развития профессионального образования явилась его инновационная направленность в различных структурно-содержательных моделях, которая активно развивалась в российской системе образования в целом, и в том числе в профессиональном образовании Ростовской области.
Возникла необходимость исследования опыта инновационного развития непрерывного профессионального образования в регионе и моделирования инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования на примере отдельных профессиональных образовательных учреждений региона. Предметом исследования были избраны процесс и результаты моделирования и создания инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования Ростовского военного института ракетных войск (РВИ РВ) в региональном образовательном пространстве Ростовской области (РО).
Исследование процесса моделирования инновационно ориентированного пространства строилось на основе научных подходов и принципов ученых юга России: Н.Х. Байчекуевой, Е.В. Бондаревской, Л.В. Голуб [4], А.А. Грекова, И.Б. Котовой, Т.Б. Оганян-Захараш, Л.Л. Редько, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, О.Д. Федотовой, В.Т. Фоменко, К.М. Хоруженко, Р.М. Чумичевой, Т.Н. Щербаковой и др. Процесс моделирования исследовался на основе анализа и учета опыта инновационного развития непрерывного профессионального образования в регионе в форме Федеральной экспериментальной площадки (приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2000 г. № 1128, от 17.04.2003 г. № 1644) и инновационной деятельности военного вуза совместно с педагогическими (научно-педагогическими) коллективами образовательных организаций области. Научно-теоретической основой исследования избраны идеи системного, личностно ориентированного и интегративного подходов, конкретизированные особенностями функционирования военного вуза и региональными условиями. Инновационные процессы определены автором как значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, которые возникают на основе разнообразия инициатив и новшеств педагогических (научно-педагогических) коллективов, становятся перспективными для развития совместной инновационной деятельности и позитивно влияют на становление инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования в регионе.
Инновационная деятельность Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) осуществлялась на основе сетевого взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и включала 59 % вузов, 65 % колледжей и техникумов, профессиональных лицеев и училищ, школы и дошкольные учреждения области. Сетевое взаимодействие давало возможность выявлять и реализовывать новые социально-образовательные приоритеты, доминанты и весь спектр инноваций: организационно-педагогические, институциональные, содержательные, технологические, управленческие. Общей целью инновационной деятельности являлось стремление изменить установки и модели подготовки специалистов путем создания условий для усвоения ими новых знаний, умений, навыков и компетенций, способности постоянно перестраиваться во времени и адаптироваться в конкретных историко-национальных и социально-экономических условиях. Успешность инновационной деятельности базировалась на принципах полиструктурности, непрерывности, интегративности, уровневости, взаимосвязанности, одновременности протекания процессов разработки, проектирования и внедрения инноваций. Развитие инновационной деятельности осуществлялось как совместная реализация новых идей, принципов организации, разработка программ, появление нового стиля педагогической деятельности, реализуемого поэтапно на диагностическом, прогностическом, организационном, деятельностном, внедренческом и обобщающем уровне.
Деятельность Федеральной экспериментальной площадки была крупномасштабным педагогическим и социокультурным проектом по интеграции научно-педагогических, материально-технических ресурсов образовательных учреждений, опыт и основные положения которых легли в основу проводимого исследования.
Анализ развития инноваций в профессиональном образовании Ростовской области выявил такие их преимущества, как: расширение возможностей получения профессионального образования различного уровня и направленности, осуществление системно-целостного подхода к созданию инновационно ориентированного пространства, целостность фундаментальной и практической подготовки выпускников, развитие творческого потенциала преподавателя и студента. Полученные научные выводы и практические результаты стали основой развития инновационной деятельности в ряде профессиональных образовательных учреждений, ранее по ряду причин недостаточно включенных в новые для них виды инновационной деятельности. Одним из примеров моделирования и функционирования инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования явилась инновационная деятельность Ростовского военного института ракетных войск, которая осуществлялась при непосредственном участии автора.
Отправной инновационной идеей, принятой к реализации вузом, была идея о создании полинаправленного инновационно ориентированного пространства вуза, дающего возможность курсантам получить другие (гражданские, гуманитарные) специальности разных уровней (среднего профессионального, дополнительного) профессионального образования. Одной из ее составляющих явилась идея об организации новых форм преемственной военно-профессиональной подготовки допризывников к получению военно-инженерной специальности на основе интеграции с профильным лицеем. Факторами обращения института к разработке данной идеи были как внешние, так и внутренние. В их числе: развитие гуманистической парадигмы образования в целом; реформирование системы военного образования; стремление научно-педагогических кадров преодолеть определенную закрытость военного института; желание курсантов получать другие, в том числе гуманитарные, специальности. Одновременно шло активное развитие вуза по ранее реализуемым направлениям, в связи с чем произошло изменение статуса высшего военно-командного инженерного училища в статус военного института (РВИ РВ) и его укрупнение, так как институт в качестве филиала приобрел бывшее Ставропольское военное училище связи. Происшедшие изменения закрепили необходимость углубления и расширения сферы деятельности вуза. Таким образом, возникла необходимость моделирования дальнейшего развития и проектирования целостного комплекса направлений дальнейшей деятельности вуза, одним из которых было избрано создание внешней сферы влияния вуза в регионе, в том числе путем организации преемственной военно-профессиональной подготовки на основе интегративной модели «профильный лицей - военный вуз» и расширения возможностей интеграции военно-технического и гуманитарного профессионального образования.
В образовательном пространстве области уже имелся опыт создания общеобразовательных лицеев при Таганрогском государственном радиотехническом университете (технический лицей) и при Таганрогском государственном педагогическом институте (педагогический лицей). По инициативе института по согласованию с органами управления образованием области на материальной базе вуза были открыты Ростовский государственный военно-технический лицей и Лицей информационных технологий, которые совместно с вузом начали реализацию совместного эксперимента «Фундаментализация военно-технического образования на основе преемственной военно-профессиональной подготовки в модели "профильный лицей - военный вуз"». В число участников эксперимента вошли: Ростовский военный институт ракетных войск; Ростовский государственный военно-технический лицей, готовящий военно профессионально ориентированных учащихся 10-11-х классов (по 5 классов в параллели); Лицей информационных технологий, готовящий технически профессионально ориентированных учащихся 10-11-х классов (по 3 класса в параллели); подготовительное отделение вуза, готовящее к поступлению в вуз учащихся старших классов школ области в различных формах обучения (очно, заочно, зкспресс-подкурсы), в общей сложности до 300 человек ежегодно.
Непрерывное военно-инженерное образование осуществлялось на основе вертикальной интеграции содержания образования и сопряженной учебно-методической документации, разработанной совместно педагогическими коллективами по ориентации на специальности вуза «Радиотехника», «Средства радиоэлектронной борьбы», «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов», «Системы управления летательными аппаратами», «Метрология и метрологическое обеспечение», «Управление и информатика в технических системах».
В ходе эксперимента коллектив учителей лицея и преподавателей вуза не только обеспечивал фундаментальную подготовку по военно-техническим дисциплинам, но и уделял внимание использованию гуманистических технологий, основанных на открытости обучения и общения,
раскрытии потенциальных способностей ученика (будущего курсанта), способствующих актуализации обучения, повышению мотивации к военной службе и исследовательской деятельности. В условиях смоделированного инновационно ориентированного пространства непрерывного военно-ориентированного образования и в рамках вышеуказанного инновационного проекта лицей и вуз действовали как целостный творческий научно-педагогический коллектив. Лицеисты участвовали во всех научных конференциях курсантов, при проведении всех военных ритуалов института, в воспитательных мероприятиях. Преподаватели института преподавали в лицее профильные дисциплины и спецкурсы, проводили профильные олимпиады, участвовали в разработке сквозной учебно-методической документации, проведении конкурсных вступительных испытаний, промежуточной и итоговой аттестации лицеистов.
Сформированное инновационно ориентированное пространство непрерывного военно-ориентированного образования обеспечивало возможность непрерывной сквозной подготовки профессионально ориентированных и фундаментально подготовленных абитуриентов, продолжающих обучение в вузе на основе системной непрерывной эксплуатационной, тактической, общевоенной, компьютерной, гуманитарной подготовки и комплексного решения военно-специальных задач.
Эффективность сложившегося направления совместной деятельности подтверждена результатами приема выпускников лицеев в вуз. Ежегодно около 200 абитуриентов (30 % общего приема) подавали документы в институт, 90 % из них выдерживали вступительные испытания, которые проводились на основе результатов ЕГЭ и дополнительных испытаний, установленных вузом. Качество обучения курсантов (бывших лицеистов) в институте подтверждало фундаментальность естественно-математических и общегуманитарных знаний (80-90 %) в сравнении с абитуриентами, поступившими из других образовательных организаций. Результаты эксперимента показали, что сопряженное (интегративное) учебно-методическое обеспечение дает возможность, с одной стороны, придать профессиональную направленность изучению фундаментальных дисциплин, сделать их менее абстрактными, спроецировать на профессиональные задачи, а с другой стороны, поднять уровень фундаментальности при изучении военных и военно-специальных дисциплин.
В ходе эксперимента осуществлялся сложный процесс интеграции локальных направлений в единое целостное инновационно ориентированное пространства военного вуза - инновационная подготовка профессионально ориентированных абитуриентов военно-инженерного вуза. Показателями эффективности данного направления инновационной деятельности были аттестация и аккредитация лицея, переход от режима эксперимента (после 3 лет) к стабильному инновационному режиму функционирования и продолжение функционирования лицеев даже после закрытия РВИ РВ Министерством обороны РФ.
Результаты эксперимента по реализации идеи военно-ориентированной направленности ранних этапов подготовки офицерских кадров (довузовской подготовки) и обеспечения непрерывности получения фундаментального высшего военно-инженерного образования показали, что в инновационно ориентированном пространстве военного вуза сложилось одно из направлений инновационно ориентированной деятельности - система военно-ориентированной довузовской подготовки. В процессе дальнейшей деятельности инновационно ориентированное пространство вуза пополнялось новыми направлениями, проверенными в процессе опытно-экспериментальной работы и ставшими впоследствии направлениями инновационного режима функционирования института. В их числе:
- моделирование процесса дистанционного обучения курсантов военных вузов при освоении второй специальности (1997-2001) - параллельное обучение курсантов по специальности среднего профессионального образования «Экономика и бухгалтерский учет» с присвоением квалификации «Бухгалтер»;
- освоение курсантами военно-технического вуза переводческой деятельности в рамках дополнительного профессионального образования (2001-2003) - параллельная подготовка курсантов по программе дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций с присвоением квалификации "Военный переводчик"»;
- гуманитарное военное образование по специальности «Психология и педагогика» (20042011) - военное психолого-педагогическое образование на вновь открытом факультете института с присвоением квалификации «Военный педагог-психолог» и переподготовка офицеров, не имеющих психолого-педагогического образования;
- создание полинаправленного инновационно ориентированного пространства военного вуза (2005-2011), объединившего теоретические и практические результаты проведенных и проводимых исследований.
В процессе реализации проектов выверялось авторское определение основных теоретических понятий, составлявших научно-теоретическую основу исследования. Понятие инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования определено как специфическая характеристика состояния и направленности скоординированной инновационной деятельности динамично развивающихся вариативных моделей профессионального образования в постоянно обновляющейся системе профессионального образования, ориентированной на непрерывное развитие его определенного сегмента (образовательная организация, образовательный комплекс, регион). Понятие «моделирование инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования» раскрывается автором как целенаправленный процесс прогнозирования, проектирования, конструирования и осуществления инновационного развития профессионального образования, осуществляющийся в ходе консолидированной инновационной деятельности всех заинтересованных участников - педагогов, курсантов (студентов), учащихся, слушателей, организаторов образования.
Ведущим фактором эффективности инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования определена готовность педагога к эффективному осуществлению инновационной деятельности, включающая: личностную готовность - принятие педагогом инновации как личностной ценности, наличие потребности работать в инновационном режиме; теоретическую готовность - наличие теоретических знаний в области педагогической инноватики; практическую готовность - наличие практических умений и навыков в использовании инновационных приемов, методов, средств, технологий обучения.
Условием эффективности функционирования инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования определена сформированность исследовательских компетенций курсантов (студентов). Обоснованность этого выбора подтверждена результатами личной научно-педагогической деятельности автора в качестве доцента кафедры психологии и педагогики военного вуза и доцента кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин гражданского вуза. Авторская система формирования исследовательских компетенций курсантов сложилась из разработанных и апробированных теоретических и учебно-методических материалов: концептуальные основы развития исследовательских компетенций студентов; авторская программа дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности»; авторское учебно-методическое пособие «Основы научно-исследовательской деятельности студентов» [5]. Все указанные материалы были апробированы автором в рамках вариативной части ФГОС. Результаты экспериментальной апробации подтвердили, что представленный авторский комплекс обеспечивает развитие исследовательских способностей обучающихся и способствует формированию исследовательских компетенций как интегративного личностно-про-фессионального качества, формируемого от диагностики при поступлении до оценки уровня и качества их сформированности в процессе итоговой государственной аттестации.
Ссылки:
1. Correa A. Permanent Education and Adult Education in Brasil. Rio de Janeiro, 1973 ; Cropley A.J., Dave R.H. Lifelong Education and the Training of Teachers. Hamburg ; Oxford (UK), 1978.
2. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002. 126 с.
3. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М., 2004. 142 с.
4. Основы научно-исследовательской деятельности студентов : учеб.-метод. пособие / В.В. Голуб, Е.В. Голуб, Л.В. Голуб, И.В. Иванова. Изд. 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д., 2016. 242 с.
5. Голуб В.В. Концептуально-методологические основания моделирования инновационно ориентированного образовательного пространства на основе интегративного подхода : монография. Ростов н/Д., 2017. 204 с.
References:
Correa, A 1973, Permanent Education and Adult Education in Brasil, Rio de Janeiro.
Cropley, AJ & Dave, RH 1978, Lifelong Education and the Training of Teachers, Hamburg, Oxford (UK). https://doi.org/10.1016/c2013-0-03038-1.
Golub, VV 2017, Conceptual and methodological foundations of modeling an innovation-oriented educational space based on an integrative approach, monograph, Rostov-on-Don, 204 p., (in Russian).
Golub, VV, Golub, EV, Golub, Lv & Ivanova, IV 2016, Fundamentals of research activities of students, manual, 2nd ed., Rostov-on-Don, 242 p., (in Russian).
Novikov, DA & Glotova, NP 2004, Models and mechanisms for management of educational networks and complexes, Moscow, 142 p., (in Russian).
Zeer, eF 2002, Professional and educational space of personality, Yekaterinburg, 126 p., (in Russian).