УДК 378.011
СПЕЦИФИКА ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Л.С. Подымова
Московский педагогический государственный университет, Россия, г. Москва, е-шай: [email protected]
В статье рассматриваются направления исследования инновационной готовности преподавателя вуза: инновационная восприимчивость, готовность к риску, сопротивление нововведениям, основные сферы деятельности преподавателя вуза. Обосновывается, что проектирование образовательной среды вуза должно включать создание условий для развития инновационной восприимчивости преподавателя, связанных с его готовностью к инновациям.
Рассмотрены проявления инновационности преподавателя в сферах «преподаватель-учитель», «преподаватель-воспитатель», «преподаватель-методист», «преподаватель-исследователь».
Ключевые слова: преподаватель вуза, инновационная деятельность, инновационная восприимчивость, готовность к инновациям, инновационные компетенции.
В психологии и педагогике активно обсуждаются вопросы об инновационном (преобразовательном) потенциале человека -как по отношению к окружающей действительности, так и самому себе. Исходным положением работы является следующее: в процессе инновационной деятельности обнаруживается пространственно-временная развертка реального бытия человека, в которой он конституирует себя в качестве субъекта, активно осуществляющего перевод присущих ему возможностей в действительность.
В результате этого перехода происходит не только дальнейшее развитие возможностей, но и становление (формирование, открытие для себя) того уникального пространства, которое К. Левин называл «пространством свободного движения», В.В. Знаков как «внутреннюю вселенную личности», особую «интрапсихическую реальность», делающую человека свободным от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.
Инновационная восприимчивость, отношение к нововведениям - в частности при изменении статуса учебного заведения, нагрузки - включает анализ готовности преподавателя к изменениям в профессиональной деятельности. Трудности, возникающие в процессе адаптации педагогов высшей школы к изменениям в новой ситуации, относятся к числу наиболее существенных источников развития профессиональных конфликтов. Это особенно остро ощущается при проведении системных преобразований в ор-
ганизационной структуре образовательных заведений в условиях внешней нестабильности, характерных для социально-экономической обстановки в нашей стране в течение последних десятилетий.
Сопротивление нововведениям и усугубление негативных переживаний профессионального стресса, проявляющихся в снижении продуктивности деятельности, ухудшении состояния здоровья и развитии профессионально-личностных деформаций у педагогов, включенных в инновационный процесс, могут существенно снижать эффективность проведения реформ в целом. Напротив, инновационная готовность преподавателей, их включенность и активное функционирование в ходе внедрения новшеств в значительной степени определяют силу их позитивного воздействия.
Необходимость специальных интеллектуальных усилий при актуализации «инновационной восприимчивости», при разработке инноваций и включенности в реализацию нововведений делает профессиональную работу педагога в высшей школе более трудной, чем в условиях ее традиционной регуляции. Непонятно, как и где учиться педагогу инновационной восприимчивости или инновационной деятельности? Не представлены четко пути распространения инноваций в социуме и их взаимосвязи с инновациями в педагогическом процессе. Таким образом, проектирование образовательной среды вуза должно включать создание условий для развития инновационной восприимчивости, связанных
с готовностью к инновациям. Этот аспект может быть сформулирован на уровне стратегических целей образования.
СР. Яголковский, рассматривая сущность инновационности, подчеркивает, что данное понятие - многоаспектный конструкт, который может включать установку к принятию специфических инноваций, личностные характеристики преподавателя, определяющие его отношение к новому, процесс «интериоризации» принятых им инноваций, а также его пролонгированное участие в профессиональных видах деятельности, связанных с нововведениями [1].
Готовность к инновациям преподавателя высшей школы, на наш взгляд, определяется, прежде всего, способностью работать в условиях неопределенности. Педагог сам должен определять, что и когда делать, почему и какие средства должны быть применены. Таким образом, его деятельность должна быть понята как инновационная в более узком смысле. В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в общественной жизни, обостряется проблема выявления факторов, определяющих способность противостоять как непредвиденным ситуациям, обусловленным случайными событиями, так и кризисам самоактуализации, связанным с выполнением дополнительных профессиональных обязанностей [2].
Среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий.
Проблема прогнозирования поведения преподавателя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности, а также оценка вероятности сохранения его здоровья и работоспособности после воздействия таких ситуаций является одной из актуальных. По нашему мнению, решение задач по формированию готовности педагогов к прогнозированию своего профессионального «затрудненного» будущего целесообразно осуществлять в рамках акмеологического подхода.
Следует подчеркнуть и такую тенденцию в сфере профессиональной деятельности преподавателя, как повышение компе-тентностей в ответ на потребность практики в специалистах, способных решать усложняющиеся профессиональные задачи. В рамках нашего исследования одним из ведущих положений является идея об осознании личностно-профессиональных затруднений и создание на этой основе нового опыта отношения к различным трудностям в сфере профессиональной деятельности. Существенным для нас является то, что трансформация личностно-профессиональ-ных затруднений выступает в качестве ресурса развития личности. Ресурс определяет шанс, возможность, средства, запасы чего-нибудь, к которым обращаются в случае необходимости.
Принятие условий неопределенности можно рассматривать в качестве существенных компонентов готовности к инновационной деятельности по двум причинам. Во-первых, инновации всегда включают риски, и готовность к рискам - характеристика не только социальной системы, но и конкретной личности, принимающей участие в педагогическом процессе. Риск есть везде, где присутствует неопределенность в соотнесении субъектом целей и ценностей, целей и средств деятельности. В современных психодиагностических средствах готовность к риску прямо апеллирует к шкалам готовности мыслить и действовать в условиях неопределенности - в противовес риску как поиску сильных ощущений.
Успех реализации любого нововведения определяется инновационным поведением, представляющим собой действие, где проявляются личностные отношения субъекта к происходящим переменам. Выбор инновационного поведения зависит от уровня инновационной предрасположенности, потенциала каждого конкретного субъекта. Инновационный потенциал педагога - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности преподавателя, выражающая готовность совершенствовать профессионально-педагогическую деятельность, и наличие внутренних обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда также относятся желание и возмож-
ность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании [3].
Одним из важных аспектов инновационной восприимчивости преподавателя высшей школы является ориентация его на различные стратегии самоутверждения. Феномен «самоутверждения», по мнению Н.Е. Харла-менковой, можно рассматривать как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение [4]. При восприятии новшеств преподаватели, на наш взгляд, реализуют три основных стратегии самоутверждения:
1) неуверенное поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность, тенденция скрывать собственное мнение и сдерживать эмоциональные реакции, выбор неопределенных и невыразительных форм речевого общения;
2) ассертивное поведение как умение «отвечать без заминки», говорить «достаточно громко и естественным для себя тоном», не избегать «смотреть на собеседника, охотно обсуждать предложенную тему, открыто давать знать о своих чувствах... и высказывать свое мнение...» [5];
3) агрессивный стиль поведения как умение «отвечать прежде, чем собеседник успел закончить свою мысль», громко говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), навязывать собственное мнение, быть чрезмерным в выражении чувств, ставить себя выше всех и нередко причинять боль другим.
Основными сферами педагогической деятельности преподавателя высшей школы являются: «преподаватель-учитель», «преподаватель-воспитатель», «преподаватель-методист», «преподаватель-исследователь». Реализация преподавателем инновационно-сти как личностного качества в сфере «преподаватель-учитель» происходит в основном в процессе проведения лекционных, в том числе и авторских курсов, практических занятий и семинаров.
Специфическими особенностями творческой самореализации вузовского преподавателя в сфере «преподаватель-воспитатель» являются возможности осуществления его способностей к увеличению степени свободы субъектов учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельностной направленности образования; культивированию личной ответственности; организации среды воспитания; оптимизации процессов социализации и индивидуализации; поликультурному характеру образования. Преподаватель-воспитатель как в учебной, так и во внеучебной деятельности устанавливает с обучающимися отношения партнерства по принципу «вместе развивающиеся», предоставляет им возможность выбора, создает продуктивный режим рождения мысли в поисках связей, порождает атмосферу духовности, творчества. Одной из форм отражения инновационности преподавателя в воспитательной работе является его деятельность в роли куратора.
Инновационность вузовского преподавателя в сфере «преподаватель-методист» предполагает переход его от доминирующего, зачастую стереотипного стремления «быть как все» к модификации рабочих учебных программ преподаваемых дисциплин, освоению новых образовательных технологий, использованию интерактивных методов обучения в образовательном процессе и др.
Продукты творческой самореализации вузовского преподавателя в методической работе могут быть представлены подготовленными им учебными пособиями, конспектами лекций, сборниками упражнений и задач, лабораторными практикумами, другими учебно-методическими материалами, разработанными средствами для организации учебного процесса - специальными заданиями, комплектами вопросов, набором конкретных ситуаций, иллюстративного материала и пр.; созданными новыми учебными курсами; освоенными и внедренными в учебный процесс инновационными образовательными программами и новыми образовательными курсами; разработанными и апробированными авторскими технологиями, новыми формами, методами, средствами обучения, методиками, техниками, приемами педагогической деятельности [6].
«Преподаватель-исследователь» реализует себя в педагогической деятельности через внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс; организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся; разработку лабораторных практикумов, базирующихся на современных научных достижениях и выполняемых с использованием приборной базы академических институтов; информирование студентов при проведении практик на кафедрах и в научных подразделениях о научных достижениях кафедр и подразделений; разработку индивидуальных лабораторных работ и научно-исследовательских заданий обучающимся; использование своей интеллектуальной собственности при организации учебно-научной работы студентов: при подготовке ими курсовых и выпускных квалификационных работ.
Таким образом, проблема инновационной восприимчивости преподавателя вуза как предмета психолого-педагогических исследований может включать в себя следующие направления: восприятие инноваций, личностные характеристики преподавателя, определяющие его отношение к новому, процесс «интериоризации» принятых им инноваций, самоотношение и отношение к другим субъектам инноваций, стратегии самоутверждения, социально-психологические характеристики преподавателя как участника коллективных инноваций, инновационные компетенции, связанные с выполнением профессиональных функций.
Литература
1. Яголковский С.Р. Инновационность как предмет психологического исследования // Психология. 2007. Т. 4. № 2. С. 123-133.
2. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е. Аспирант как будущий преподаватель вуза: трансформация функций профессиональной деятельности // Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 1 (21). С. 18-27.
3. Корнилова Е.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.
4. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000.
5. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998. С. 18.
6. Ситникова М.И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2008.
References
1. Yagolkovskij S.R. Innovacionnost' kak predmet psihologicheskogo issledovaniya // Psihologiya. 2007. T. 4. № 2. S. 123-133.
2. Makarova L.N., Kopytova N.E. Aspirant kak bu-duschij prepodavatel' vuza: transformaciya funkcij professional'noj deyatel'nosti // Gaudeamus. Tambov, 2013. № 1 (21). S. 18-27.
3. Kornilova E.V. Diagnostika motivacii i gotovnos-ti k risku. M., 1997.
4. Nikitin E.P., Harlamenkova N.E. Fenomen chelo-vecheskogo samoutverzhdeniya. SPb., 2000.
5. Al'berti R., 'Emmons M. Samoutverzhdayuschee povedenie. SPb., 1998. S. 18.
6. Sitnikova M.I. Formirovanie kul'tury profession-al'no-pedagogicheskoj samorealizacii prepodava-telya vysshej shkoly: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Belgorod, 2008.
SPECIFICS OF INNOVATIONAL RECEPTIVITY OF LECTURERS OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION
L.S. Podymova
Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]
In the article the directions of research of innovation-al readiness of lecturer of institute of higher education are reviewed: innovational receptivity, readiness for risk, resistance to innovations, basic spheres of activity of lecturer of institute of higher education. It is founded, that projecting of educational sphere of institute of higher education must include creation of conditions for development of innova-tional receptivity of the lecturer, connected with his readiness for innovations.
The manifestations of innovation of the lecturer in the spheres "lecturer-teacher", "lecturer-educator", "lecturer-methodologist", "lecturer-researcher" are reviewed.
Key words: lecturer of institute of higher education, innovational activity, innovational receptivity, readiness for innovations, innovational competences.