ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373+371.11
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Юрий Петрович ПРОКУДИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и психологии, e-mail: [email protected] © Татьяна Евгеньевна МИЛОСЕРДОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, методист, соискатель, кафедра общей педагогики и психологии, e-mail: [email protected]
Раскрывается актуальная проблема для современного этапа развития образования - повышение профессионального мастерства заместителя директора по учебно-воспитательной работе в области инновационных технологий. Прослеживается процесс разработки критериев, показателей и уровней его профессиональной готовности для работы в инновационном режиме. Обосновываются и анализируются выявленные критерии готовности заместителя директора по учебно-воспитательной работе к инновационной деятельности. Это: мотивационный, характеризующийся следующими показателями: конкретизацией целей инновационной деятельности; наличием высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желанием участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций; креативный, включающий следующие показатели: открытость к инновациям, творческое воображение, критичность мышления; операционно-технологический и его показатели - осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике, информированность о новейших педагогических технологиях, знание новаторских методик работы, ориентированной на создание собственных творческих задач, методик и содержащей такой аспект, как настроенность на экспериментальную деятельность; оценочно-результативный, представленный следующими показателями: умением анализировать изменения условий профессиональной деятельности, оцениванием соотношений возможностей специалиста и внешних условий, анализированием ситуации; корректировкой программы собственного развития. В соответствии с критериями и показателями выделены уровни готовности к инновационной деятельности, каждый из которых представляет определенную степень сформированности инновационного потенциала заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Ключевые слова: заместитель директора по учебно-воспитательной работе; инновационная деятельность; критерий готовности; показатель; уровень сформированности; инновационная активность.
Реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки критериев, показателей и уровней готовности педагогических кадров трудиться в условиях инновационного режима. По данным социологических исследований, более 90 % школ Российской Федерации охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспита-
тельной деятельности. В общеобразовательных учреждениях сегодня осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Решение о том, нужны ли изменения в педагогической системе, и если да, то в каких направлениях и какого объема, зависит от анализа ситуации, видения проблем учебного заведения и педагогического коллектива. Опрос руководителей школ показал, что большинство из них испы-
тывают затруднения с реализацией функций инновационной активности подчиненных (55 % опрошенных) и организации внедрения новшеств (54 %). Решение инновационных задач в настоящее время рассматривается как профессиональная обязанность педагога. Эта позиция отражена в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где концепцией является идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Внимание на инновации акцентировано и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах. Изучение официальных требований к современному педагогическому работнику показало, что они должны быть готовы к обобщению, анализу и прогнозированию процесса развития личности и жизнедеятельности обучающихся, осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, преодолению ее противоречий. Педагогические работники должны быть способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Необходима им и готовность к профессионально-педагогической рефлексии, рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, согласованию целей преподавания своей учебной дисциплины с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учета интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности [1]. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что необходима разработка и обоснование критериев, показателей и уровней профессиональной готовности педагога, работающего в инновационном режиме.
Профессиональная готовность является закономерным результатом специальной подготовки, самоопределения, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. Это психическое, активно-действенное состояние личности, система интегрированных свойств. Такая готовность регулирует деятельность, обеспечивает ее эффектив-
ность. Одним из важных качеств педагога и условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности [2].
По мнению ученых (К. Ангеловски,
B.С. Лазарев, Т.Г. Новикова, В.А. Сластенин,
C.Б. Смирнов, Т.В. Щербова и др.), для успешной реализации инновационной деятельности необходима специальная подготовка педагогического работника к данной деятельности. В условиях повышения квалификации подготовка педагога к инновационной деятельности понимается как взаимосвязанные, взаимодополняемые и взаимообусловленные процессы: овладение педагогом инновационной деятельностью с учетом субъективного опыта ее осуществления в образовательном учреждении и профессиональное развитие педагога, ориентированного на выполнение инновационной деятельности; результатом данной подготовки является готовность педагога к инновационной деятельности. В исследовании профессиональное развитие учителя рассматривается с позиций результативности его подготовки к инновационной деятельности.
Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Готовность является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности [2].
Под готовностью к инновационной деятельности В.С. Лазарев понимает совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения [3].
Под готовностью к нововведениям мы понимаем личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность знания и практические умения
реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, т. е. совокупности взаимосвязанности идей и соответствующих технологий. Только педагог-новатор может включиться в инновационную деятельность образовательного учреждения.
Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагогов.
Готовность к инновационной деятельности напрямую зависит от инновационной компетентности педагога, работающего с новшествами. Инновационная компетентность заместителя директора по учебно-воспитательной работе - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающая эффективность использования новых педагогических технологий в работе. Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность об инновационных педагогических технологиях, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий. В современных условиях инновационная деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе должна соответствовать основным принципам.
1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими ин-
теллектуальными, моральными, физическими качествами.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.
3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, заинтересованной их взаимодействием, участия общественности в управлении образованием.
Реализация этих принципов требует перехода от нормативной к инновационной и творческой деятельности, что предусматривает изменение характера образовательной системы, содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания. Целью образования при таких условиях является свободное развитие индивидуальных способностей, мотивов, личностных ценностей разносторонней творческой личности [2].
По мнению В.А. Сластенина, готовность к инновационной деятельности - это целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативно-го (деятельностного) компонентов.
Когнитивный компонент, в основе которого лежит профессионально-педагогическая компетентность, предполагает владение педагогическими знаниями по предмету, методике его преподавания, знания о содержании, сущности и специфике инноваций в педагогической деятельности. Аффективный компонент включает отношение к педагогической профессии, к детям, отношение и самооценка себя как будущего учителя, самооценка своих творческих способностей, уровень эмпатии. Конативный компонент имеет несколько подструктур: мотивационную (мотивы самоутверждения, самореализации, профессиональная направленность); операционально-технологическую (умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели,
этапы, подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности; осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.). Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в профессионально-педагогической деятельности является креативность, которая проявляется во всех структурных компонентах психологической готовности. Формирование психологической готовности к инновационной деятельности имеет глубокий социально-педагогический смысл, т. к. от ее решений зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития образовательных учреждений [4].
Теоретико-методологическими основами для разработки средств мониторинга в образовании и, в частности, критериев и параметров профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность, являются работы А.Н. Майорова, С.Е. Шишова и В.А. Кальней. Анализ научных трудов по квалиметрии (М.М. Ка-лейчик, В.Н. Фомин, И.А. Шаршов) позволил уточнить суть понятия «критерии» и «показатели». Под критерием (от греческого kriterion - средство для суждения) в энциклопедической литературе понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерий выражает наиболее общий сущностный признак, по которому происходит оценка явления, и включает совокупность показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Под критериями понимается качественная характеристика объекта мониторингового исследования, показатели определяются как средства качественной или количественной оценки критериев.
Критерии профессионального становления педагогического работника исходя из особенностей личностного и профессионального развития рассматривают в своих работах Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.И. Ше-вандрин.
Опираясь на методику, разработанную В.А. Сластениным, мы выделили следующие критерии готовности заместителя директора по учебно-воспитательной работе к инновационной деятельности:
- мотивационный;
- креативный;
- операционно-технологический;
- оценочно-результативный.
Мотивационный критерий инновационной готовности заместителя директора по учебно-воспитательной работе характеризуется внутренним побуждением объекта к росту в своей деятельности, к высокой подготовленности к выполнению профессиональных задач, связанным с удовлетворением его потребностей, интересом к совершенствованию профессии, стремлением добиться успеха в профессиональной деятельности; пониманием значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждением активно участвовать в социальной жизни и т. д. Мотивационный критерий готовности к инновационной деятельности, на наш взгляд, является основным и системообразующим, поскольку от мотивации зависит активность личности, направленность ее дальнейшей деятельности. Успех в любом виде деятельности зависит от моти-вационной установки. Индивиды с высоким уровнем мотивации больше работают и, как правило, достигают лучших результатов [5]. Мотивационный компонент готовности к инновационной деятельности является базой, на которой строятся основные профессиональные качества педагогического работника. Для эффективного самосовершенствования заместителя директора по учебно-воспитательной работе необходимо: создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности; формировать у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. Система мотивов выполняет регулятивную функцию в процессе переподготовки заместителя директора по учебно-воспитательной работе к инновационной деятельности и способствует формированию стойкого стремления к профессиональному развитию и росту. Мотивационный критерий указывает на самореализацию личности как профессионала в инновационной деятельности, на уровень восприимчивости к нововведениям, на потребность в создании инновационных проектов как нового способа решения педагоги-
ческих проблем [6]. Продуктивность готовности к инновационной деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации заместителя директора по учебно-воспитательной работе. «Удовлетворенность деятельностью тем выше, чем оптимальнее у педагога мотиваци-онный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней негативной» [7, с. 121].
Современный заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен обладать готовностью к инновационной деятельности, которая включает в себя высокую мотивацию достижения, направленность на дело, высокую степень самоактуализации личности.
Таким образом, важный фактор, который обеспечивает успех в педагогической инновационной деятельности, - это мотивация. Инновационная деятельность педагогического работника общественно мотивирована, но она побуждается и личными внешними, и процессуально-содержательными мотивами, детерминирована множеством потребностей (от физиологических до потребности в самоактуализации).
Данный критерий определяется следующими показателями:
- сформированностью целей инновационной деятельности;
- наличием высокого уровня восприимчивости к нововведениям;
- желанием участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.
Креативный критерий инновационной готовности. Педагогическая деятельность квалифицируется как творчество. В педагогическом творчестве присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, оценок, возникающих в ходе учебного проектирования и реализуемых на практике. Большинство исследователей определяют творчество как системное явление, состоящее из совокупности взаимосвязанных компонентов: способностей, творческого процесса, индивидуального развития творческих способностей и качеств личности, обеспечивающих творческую деятельность.
Творческое мышление - это такое мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенст-
вование способов решения задачи. Известный американский исследователь Дж. Гилфорд выделил четыре основных признака творческого мышления:
1) оригинальность, которая характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы;
2) гибкость - способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению; она определяется обычно степенью разнообразия ответов, возможностью найти как можно больше способов решения и применения или в способности изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
3) интеграцию - способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, посылок или принципов;
4) чувствительность - умение подметить едва заметные детали, сходство или различие в предмете, явлении, событии [8].
В качестве препятствий творческого мышления выступают:
- конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться, через внутреннюю цензуру человек отбраковывает все, что может вызвать неодобрение другими людьми);
- ригидность (стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами);
- излишне высокая мотивация (стремление найти ответ немедленно, использовать первое пришедшее в голову решение, не являющееся новаторским).
Творческое воображение - это процесс создания новых образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, разработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. В воображении различают субъективную и объективную новизну результата. Творческое воображение носит профессиональный характер и способствует развитию многих качеств индивида. Ценность личности определяется преобладающими в ней видами воображения: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность. Следовательно, воображение - один из познавательных процессов, характеризующих определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала.
Опираясь на исследования педагогического творчества отечественных и зарубежных исследователей (С.О. Сысоева, В.И. Заг-вязинский, Я.А. Пономарев, Н.В. Кичук и др.), а также исследования творческого компонента готовности к инновационной деятельности И.Е. Пискаревой, выделяем следующие показатели креативного критерия:
- открытость к инновациям;
- творческое воображение;
- критичность мышления.
Операционно-технологический критерий
инновационной готовности. Данный критерий включает в себя знания о сущности и специфике инноваций, их виды и признаки, сущность педагогических инновационных технологий и образовательных программ. Приобретенные знания не являются статичными, они проявляются в деятельности и не закрепляются без определенного уровня оперирования ими. Этот критерий характеризуется умением обрабатывать и анализировать новые данные; грамотным внедрением инновационных образовательных технологий в образовательный процесс; готовностью раз-
рабатывать и внедрять инновационные образовательные технологии для повышения качества обучения. Операционно-технологи-ческий критерий определяется следующими показателями:
- осознанием необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;
- информированностью о новейших педагогических технологиях, знаниях новаторских методик работы;
- ориентацией на создание собственных творческих задач, методик, настроенностью на экспериментальную деятельность.
Оценочно-результативный критерий инновационной готовности проявляется в таких процессах, как самооценка и оценивание деятельности другого индивида. Процесс рефлексии связан с мотивами инновационной деятельности и является очень важным в переподготовке специалиста, т. к. высокоразвитая личностная мотивация и рефлексия, которые соответствуют целям учебно-воспитательного процесса, обеспечивают успешную реализацию инновационных технологий,
Таблица 1
Критерии, показатели и формы диагностики готовности к инновационной деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения
Критерии Показатели Формы диагностики
Мотивационный - сформированность целей собственной инновационной деятельности; - наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; - желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций - «выявление направленности личности» (ориентационная анкета) (Б. Басс); - методика диагностики мотиваци-онной сферы личности (Ж. Ньютена)
Креативный - чувствительность к инновациям (открытость к инновациям); - творческое воображение и активность; - гибкость, критичность мышления - методика «Карта интересов» (Е.А. Климов); - методика «Ориентация на художественно-эстетические ценности»
Операционно-технологический - осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике; - информированность о новейших педагогических технологиях, знаниях новаторских методик работы; - ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность - методики диагностики профессиональной направленности личности (Дж. Голланд); - методика выявления и оценки профессионально важных качеств специалистов системы «человек - техника»
Оценочно-результативный - умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности; - умение оценивать соотношение возможностей специалиста и внешних условий, анализировать ситуацию; - умение корректировать программу собственного развития - опросник профессиональной готовности (ОПГ); - Краткий тест творческого мышления (П. Торранс)
саморазвитие и самореализацию заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Для выявления оценочно-результативного критерия мы предлагаем следующие показатели:
- умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности;
- умение оценивать соотношение возможностей специалиста и внешних условий, анализировать ситуацию;
- умение корректировать программу собственного развития.
Исходя из вышеуказанных критериев и показателей выявления инновационного потенциала заместителя директора по учебно-воспитательной работе выделяем четыре уровня готовности к инновационной деятельности.
Интуитивный уровень сформированно-сти готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагогические работники, которых за особенностями их мышления и практической деятельности причисляют к этому уровня сформированности готовности, относятся к инновационной проблематики в качестве альтернативы традиционной практике. Основой такого отношения является эмоциональный и интуитивный настрой на восприятие нового потому, что оно новое, а не глубокие теоретические знания особенностей инновационной идеи или анализ педагогической практики, которая на этой идее базируется. Педагогическая рефлексия у них не сформирована.
Репродуктивный уровень сформирован-ности готовности к инновационной педагогической деятельности. Эта категория педагогов хорошо знакома с теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками педагогов-новаторов, нередко применяет элементы этих систем в собственной педагогической деятельности. Однако использование инноваций в их педагогической практике является неупорядоченным, ситуативным. Отдельные педагоги считают, что новые технологии могут быть применены только их авторами. Педагогическая рефлексия в них выражена недостаточно.
Исследовательский уровень сформиро-ванности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагогические работники, которых причисляют к этой группе, пытаются работать по-новому, во-
площая в собственной деятельности известные технологии и методики учебно-воспитательной работы. Они охотно идут на эксперимент, не скрывают ни своих успехов, ни ошибок, открыты для публичного обсуждения, осмысления педагогических инноваций.
Креативный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагогические работники, которые творчески относятся к инновационной деятельности, имеют широкие и содержательные знания о новых научных и новаторских подходах к обучению и воспитанию, владеют новейшими технологиями и создают собственные (табл. 1). Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром деятельности [9, с. 89].
Необходимо отметить, что недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы заместитель директора по учебно-воспитательной работе мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но соответствовать реально существующим в данной школе условиям. Если учебный план ориентируется на работу, реализующую технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, то педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной модели, и заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии. Степень компетентности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте [10, ^ 164].
1. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. М., 2006.
2. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии. К., 2009.
3. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя. URL: http://in-exp/ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html (дата обращения: 20.03.2015).
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М., 1997.
5. Зайцева И.В. Мотивация учения студентов. Ирпень, 2000.
6. Электронная библиотека. URL: http://www. info-library.com.Ua/libs/stattay/1647-kriteriy-ta-pokazniki-rivya-gotovnosti-majbutnih-uchiteliv-do-innovatsij onaj i-dij alnosti. html (дата обращения: 20.03.2015).
7. Строкова Т.И. Мониторинг педагогических нововведений // Директор школы. 2006. № 6.
8. Гилфорд Дж. Психология мышления. М., 1965.
9. Прокудин Ю.П. Педагогическое проектирование в деятельности общественно активной школы как фактор ее инновационного развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 3 (111).
10. Прокудин Ю.П., Милосердова Т.Е. Модель развития инновационного потенциала заместителя директора по УВР в системе повышения квалификации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127).
1. Attestatsiya pedagogicheskikh i rukovodyash-chikh kadrov v obrazovanii. M., 2006.
2. Dernovskiy I. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii. K., 2009.
3. Lazarev V.S. Innovatsionnaya deyatel'nost' uchi-telya. URL: http://in-exp/ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html (data obrashcheniya: 20.03.2015).
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika. Innovatsionnaya deyatel'nost'. M., 1997.
5. Zaytseva I.V. Motivatsiya ucheniya studentov. Irpen', 2000.
6. Elektronnaya biblioteka. URL: http://www.info-library.com.Ua/libs/stattay/1647-kriteriy-ta-po-kazniki-rivya-gotovnosti-majbutnih-uchiteliv-do -innovatsijonaji-dijalnosti.html (data obrashcheniya: 20.03.2015).
7. Strokova T.I. Monitoring pedagogicheskikh novovvedeniy // Direktor shkoly. 2006. № 6.
8. Gilford Dzh. Psikhologiya myshleniya. M., 1965.
9. Prokudin Yu.P. Pedagogicheskoe proektirovanie v deyatel'nosti obshchestvenno aktivnoy shkoly kak faktor ee innovatsionnogo razvitiya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 3 (111).
10. Prokudin Yu.P., Miloserdova T.E. Model' razvitiya innovatsionnogo potentsiala zamestitelya direktora po UVR v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127).
Поступила в редакцию 6.04.2015 г.
UDC 373+377.11
THE CRITERIA, INDICES AND LEVELS OF READINESS OF THE DEPUTY DIRECTOR ON TEACHING AND EDUCATIONAL WORK OF SCHOOL TO INNOVATIONAL ACTIVITY
Yuriy Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Professor of General Pedagogics and Psychology Department, e-mail: [email protected]
Tatyana Evgenevna MILOSERDOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Methodologist, Competitor, General Pedagogics and Psychology Department, e-mail: [email protected]
The relevant problem for modern stage of development of education - increase of professional skill of deputy director on teaching and educational work in the sphere of innovational technologies is revealed. The process of development of criteria, indices and levels of its professional readiness for work in innovational conditions is traced. The revealed criteria of readiness of deputy director on teaching and educational work to innovational activity is analyzed and justified. This is a motivational, characterized with the following indices: concretization of aims of innovational activity; the presence of high level of receptivity to innovations; the wish to participate in creating, realization and spreading the pedagogic innovations; creative, including the following indices: openness to innovations, creative imagination, criticism of thinking; operational and technological and its indices - understanding of the need of implementing pedagogic innovations In the pedagogic practice, awareness about the newest pedagogic technologies, knowledge of innovational methods of work, oriented at creating the creative tasks, methods and containing such aspect as orientation at experimental activity; estimating and resultive, presented by the following markers: the ability to analyze the changes of conditions of professional activity, estimating the cooperation of possibilities of specialist and external conditions, analyzing the situation; correction of program of the development itself. According to criteria and indices were marked the levels of readiness to innovational activity, every level of which presents special degree of forming of innovational potential of deputy director on teaching and educational work.
Key words: deputy director on teaching and educational work; innovational activity; criteria of readiness; index; level of forming; innovational activity.