УДК 371.10
О. В. Липу нова*
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ СЕВЕРА
В статье рассматривается проблема профессиональной готовности учителей школ Севера к инновационной педагогической деятельности: доказывается, что происходящие в российском образовании перемены требуют непрерывного профессионального развития учителя; обосновывается необходимость стимулирования профессионального роста учителей школ Севера, внедряющих новые педагогические технологии в учебно-воспитательный процесс; отмечается противоречие между стремительным вхождением инноваций в педагогическую деятельность и медленным их освоением в педагогической практике из-за невысокого уровня методической культуры; предлагается алгоритм развития компонентов в структуре методической культуры учителя.
Ключевые слова: этнокультурный компонент, профессиональная готовность, новые педагогические технологии.
Образование, являясь составной частью социальной практики общества, представляет собой сферу духовного производства, в которой совершаются передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков, но и культурного опыта поколений, самого характера мышления, миропонимания и мироощущения, духовных ценностей нации, традиций исторического развития. Произошло понимание образования как рефлексивно развивающегося пространства, ориентирующего ее субъектов на обретение личной иерархии ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности, овладение способами решения профессиональных задач.
Коренная ломка сложившегося государственного устройства в России, социально-экономических отношений, отличающаяся глобальностью и высоким уровнем перемен, требует подготовки нового человека, обладающего комплексом компетенций (педагогические, социально-экономические, коммуникативные и др.), что актуализирует проблему методической культуры учителя.
* © Ляпунова О.В., 2008
Липунова Оксана Васильевна — Новоаганская школа Ханты-Мансийского округа
Образование переживает отказ от привычной, традиционно устоявшейся системы обучения, переход к инновационной педагогической деятельности. Перемены, происходящие в меняющемся мире и российском образовании, свидетельствуют о том, что современный учитель нуждается в столь же стремительном развитии. Профессиональное развитие как научная проблема является предметом исследования прежде всего тех отраслей научного знания, которые связаны с личностью человека, его деятельностью. Понятие «профессиональное развитие» получило самостоятельное определение только в последние годы. Доказано (С.Л. Фоменко), что профессиональное развитие обусловлено повышением квалификации и следует его рассматривать в виде результата, выраженного совокупностью личностных качеств учителя. Профессиональное развитие рассматривается (Э.Ф. Зеер) как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление; как активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира (Л.М. Митина), как внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. Таким образом, данная педагогическая категория включает две составляющие (личностное и профессиональное развитие) в двух формах: образование по специально организованным программам в различного рода образовательных учреждениях и самообразование.
Процесс профессионального развития учителей целенаправленно осуществляется в системе повышения квалификации как на государственном уровне (федеральном, региональном, муниципальном), так и через организации и учреждения, которые в настоящее время создают соответствующие программы и проводят курсы по повышению квалификации педагогов. В регионах Ханты-Мансийского автономного округа созданы центры развития образования, которые проводят аналитическую, учебно-методическую, информационную, консультационную и психологическую поддержку образовательных учреждений в реализации государственной политики в области образования.
Так, в центре развития образования Нижневартовского района в настоящее время повышение квалификации учителей осуществляется по ряду направлений: новые педагогические технологии; дошкольное образование; предпрофильная подготовка и профильное обучение; ЕГЭ; преподавание в начальной школе; информационные технологии. При этом особое внимание уделяется способам реализации инновационных процессов, созданию программ и методик, что предполагает соответствующий уровень развития учителя, обеспечивающего качество образования. Содержание повышения квалификации учителей содержит инновационный опыт работы педагогических коллективов школ. Учителя демонстрируют профессиональный уровень проведения уроков с использованием инновационных технологий, владея профессиональной аргументацией при постановке целей, выборе технологий обучения для достижения активности учащихся. Достижению результата — профессио-
нальное развитие учителей — способствуют различные формы методической работы:
- коллективные (научно-практические конференции; тематические педагогические советы; конкурсы профессионального мастерства; научно-педагогические чтения);
- групповые (районные методические объединения и семинары; предметные и межпредметные методические объединения; создание кафедр; творческие группы и лаборатории; школы передового опыта);
- индивидуальные (консультации; наставничество, стажировки, творческие отчеты педагогов, самообразование).
В ходе организации повышения квалификации решается основная задача: активизация самостоятельной деятельности учителя по профессиональному самовыражению. Вместе с тем базой для профессионального развития являются педагогический опыт; освоение программ повышения квалификации; проектирование предстоящей практической деятельности. Учителя в процессе повышения квалификации проходят определенные уровни овладения технологиями самопознания, самооценки, самообразования, выполняя творческие работы по избранной теме, что требует осмысления имеющегося опыта работы, результатов курсовой подготовки, практической деятельности на основе рефлексии, самооценки знаний, полученных в ходе повышения квалификации (табл. 1).
Таблица 1
Деятельность учителя в условиях модернизации образования
Сферы научного труда Компоненты саморазвития Компоненты профессионального самосознания Показатели компонентов профессионального самосознания
Деятельность Деятельность Когнитивный Целостная картина профессиональной сферы
Общение Самосознание Аффективный Ценностные ориентации
Личностное развитие Личность Поведенческий Самореализация
Анализ результатов приобщения учителей к педагогическим новшествам в системе повышения квалификации свидетельствует о том, что освоение инноваций происходит на уровне информирования о них, между тем требуются умения по освоению инновационных технологий, новых подходов к разработке и апробации моделей обучения, способствующих выработке индивидуальной траектории профессионального развития. Система повышения квалификации учителей, которая выполняла на протяжении многих лет информационную функцию, в современных условиях нуждается в интенсификации, переводе ее в режим непрерывного развития личности учителя в процессе освоения инноваций, что предполагает максимальную включенность в процесс самостоятельного ос-
мысления передаваемого опыта. Также возникает необходимость (И.А. Ни-зовская) разработки критериев и индикаторов профессионального развития учителя при освоении инновационных технологий, позволяющих выявлять степень эффективности системы повышения квалификации.
Трудность состоит в том, что идея непрерывного образования учителей в соответствии с поставленными задачами в нормативных документах пока не находит своего полного воплощения в условиях объективно существующей и реально функционирующей системы повышения квалификации. Явно обозначились противоречия между стремительным вхождением в педагогическую деятельность инноваций и медленным их освоением в педагогической практике из-за невысокого уровня методической культуры учителя (табл. 1).
Таблица 2
Алгоритм развития компонентов в структуре методической культуры учителя
1. Алгоритм формирования профессионального самосознания Знакомство с новой моделью деятельности Саморазвитие и самооценка результатов деятельности, общения и личностного развития Анализ причин внутренних ограничений Постановка задач саморазвития
2. Алгоритм формирования методической культуры учителя Ценностные представления о методической деятельности Непротиворечивое самосознание как основа методической культуры Личностные цели самосовер- шенствования методической деятельности Выбор маршрута повышения квалификации
З.Струкрура методической культуры Ценностно- мотивационный компонент Когнитивный компонент Рефлексивный компонент Оценочный компонент Технологи- ческий компонент
Существующая модель повышения квалификации учителей школ Севера сосредоточена в основном на изучении инноваций в преподавании учебных дисциплин. При этом недостаточно внимания сосредотачивается на изучении психофизиологических особенностей детей народностей Севера, тенденций развития в современных условиях новых образовательных учреждений. В настоящее время отсутствуют научные работы, посвященные комплексному анализу данной проблемы.
Исследования, проводимые сотрудниками Института национальных проблем образования в ряде северных регионов России, показали, что развитие психофизиологических функций у детей, проживающих на Севере, в среднем по группе на два года идет медленнее, чем у их сверстников в Центральной России (у русских детей на 1,5 года, а у детей коренных малочисленных народов Севера на 2,5 года). Считается, что этот фактор является главной причиной низкой успеваемости детей начальных классов: дети, функционально не готовые к обучению, имеют
более низкий уровень умственной работоспособности. У одной трети детей, функционально не готовых к школе, уже в начале года отмечается потеря массы тела, они часто болеют и пропускают уроки, а значит отстают от сверстников. Готовность детей к обучению и состояние их здоровья достаточно быстро изменить невозможно. Однако существенно облегчить адаптацию к школе можно рациональной организацией учебных занятий; соблюдением режима дня и отбором содержания образования, адекватного культурной матрице ребенка, учитывающей его образную и ценностную систему; использованием инновационных технологий, не деформирующих национальную психику и мировоззрение. В настоящее время при освоении инновационных технологий не учитываются такие факторы, которые определяют их выбор: тип мышления детей коренных малочисленных народов Севера; особенности культуры и топической системы воспитания в семье. Учащиеся, поступившие в первый класс, не всегда быстро выполняют задания, а ценности русской культуры для них не всегда понятны. Психолого-медико-педагоги-ческая комиссия может дать необоснованные заключения и поставить диагноз: задержка психического развития (ЗПР). Исследователями доказано (О.И. Артеменко), что число детей с таким диагнозом среди коренных малочисленных народов Севера доходит до 80% по причине их социальной незрелости, перехода на чужой для них разговорный русский язык, на иную часто семантически не понятную, культуру, на которой выстроено все содержание образования. В итоге дети не усваивают учебную программу, 17% детей аборигенов остаются полностью неграмотными и чуть меньше половины имеют лишь начальное образование. Успешно заканчивают школу только 5% детей, родители которых ведут кочевой образ жизни, и лишь единицы получают среднее образование.
Успешность и безболезненность адаптации к школе связаны с готовностью (функциональной зрелостью) к началу систематического обучения: это развитие организма ребенка, которое должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней (школьной) среды; это содержание образования, режим учебных занятий и правильно отобранные инновационные технологии; это образовательная программа, стимулирующая положительную мотивацию к процессу обучения, обеспечивающая готовность к дальнейшему развитию.
Полагаем, что образовательные программы должны выстраиваться на базе образных и ценностных систем, сформированных культурой, образом жизни конкретного этноса с учетом явлений транспозиции — положительного переноса школьниками знаний родной культуры в русскую. Такой подход может способствовать реализации интегративного обучения, способствующего усвоению особенностей иной (русской) культуры, лежащей в основе федерального компонента содержания образования. Наши исследования показали, что действующие общеобразовательные программы, рассчитанные на типичные, соответствующие среднему уровню развития психофизиологических возможностей ребенка, сложны для детей коренных малочисленных народов Севера и требуют ис-
пользования таких инновационных технологий, которые помогли бы им усвоить содержание образования.
Учеными (О.И. Артеменко) называется еще одна причина, облегчающая адаптацию ребенка к учебной нагрузке, определяющая его развитие: частота альфаритма, ответственная за объем и быстродействие памяти человека. Дети, обладающие высокой частотой, воспринимают больший объем информации в единицу времени и быстрее реагируют на стимулы, в том числе на вопросы учителя. Во время обучения может сложиться впечатление, что такие дети более способны к учебе, так как быстрее «схватывают» новый материал. Скорость запечатления информации у обладателей более низкой частоты альфа -ритма гораздо меньше. Если учитывать природный ритм народов Крайнего Севера и не стараться их «подгонять» под средний уровень, то можно получить хорошие результаты обученности. Выработке стратегии их обучения будут способствовать инновационные технологии, позволяющие соотносить образовательные программы с темпом психофизиологического развития детей. Задача учителя усложняется: тщательно обдумываются цели и задачи обучения, отбираются методики и технологии освоения учебного предмета. Таким образом, методическая составляющая педагогической деятельности требует постоянного включения учителей в процесс овладения инновационными методами и приемами на деятельностном уровне, принципами организации модельных уроков, что вносит качественные изменения в педагогическую деятельность, способствуя профессиональному развитию учителя. В итоге образование, необходимое для существования народа Крайнего Севера, сколь малочисленным он бы ни был, должно обеспечить им физический, психический и социальный комфорт.
Библиографический список
1. Борисов, М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра (социологические очерки): монография / М.Н. Борисов. — Рыбинск: Рыбинский дом печати, 1995. — 154 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Э.Ф. Зеер. — М., 1988. - 18 с.
3. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина. — М.: Дело, 1994.- 216 с.
4. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. — М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 1994. — 23 с.
5. Хайруллин, Р.З. Образование коренных народов Севера (сравнительный аспект) / Р.З. Хайруллин. — М.: ООО «Компания Спутник+», 2003. — 87 с.
O. V. Lipunova ETHNOCULTURAL COMPONENT TRAINING SYSTEM OF NORTH SCHOOL TEACHERS
The paper deals with problem of professional readiness of north school teachers for innovational teaching. It is proved that changes in the Russian education requires non-stop professional development of teachers; the necessity of stimulating professional growth of north school teachers who implement new teaching technologies in educational process is shown; the controversy between fast implementation of innovations and their slow mastering in teaching practice because of not high level of methodological culture is highlighted; the algorithm of componential development in structure of methodological of teachers is suggested.
Key words and phrases: ethnocultural component, professional preparedness, new technologies.
Статья принята в окончательном варианте 27.08.08 г.