Научная статья на тему 'Содержание системы повышения квалификации учителей школ коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования'

Содержание системы повышения квалификации учителей школ коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаева А. Л.

В статье рассматривается проблема повышения квалификации учителей народов Севера с учетом особенностей образовательного процесса и индивидуальных особенностей школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS OF THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF SCHOOLS OF INDIGINEOUS MINORITIES OF THE NORTH IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

In the article the problem of advanced training of teachers of people of North taking into consideration the peculiarities of educational process and individual peculiarities of school children is viewed.

Текст научной работы на тему «Содержание системы повышения квалификации учителей школ коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования»

УДК 378

АЁ. Бугаева*

СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема повышения квалификации учителей народов Севера с учетом особенностей образовательного процесса и индивидуальным особенностей школьников.

Ключевые слова: повышение квалификации, этнические особенности, индивидуально-личностное развитие, учебно-методический комплекс.

Новые социально-политические и экономические реалии, складывающиеся в России, коренным образом изменяют цели и задачи системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Во главу угла ставятся интересы и познавательные потребности личности, отвечающей требованиям современного общества, учитытающей достижения науки и культуры, но при этом не теряющей своей этнической идентичности. Возникает необходимость учета возрастных индивидуально-личностных особенностей школьников, конкретизации траекторий их развития в процессе обучения.

Система образования северных народов является частью образовательного пространства России. В современных условиях в особой степени актуализируется проблема развития этих народов на основе индивидуально-личностного подхода, главной задачей которого становится опора на внутренние свойства обучаемого в ходе становления у него личностных смыслов, чему способствует включение в образовательный процесс современных интерактивных методов и личностно-ориентированных, развивающих технологий [2]. Модернизация образования решает задачи, адекватные переходу к гражданскому обществу, а в перспективе — к постиндустриальной цивилизации, что предполагает интеграцию этих народов в складывающуюся современную общность. Поиск содержания и методов работы, адекватных современным требованиям к образованию, учитывающих влияние особых климатических условий проживания, среды обитания, культуры, традиционного воспитания в семье, этнических и психофизиологических особенностей детей, детерминирует постоянный профессиональный рост учителей и руководителей образовательных учреждений. Им необходимо знать эти особенности школьников, владеть современными инновационными методами, технологиями, уметь быстро адаптироваться в динамично изменяющейся ситуации. В настоящее время школьники коренных малочисленных народов Севера испытытают значительные трудности в обучении: недостаточно учитытаются особенности их индивидуально-личностного развития (позднее психофизиологическое созревание детей, инфантилизм эмоционально-волевой сферы, закрепление языжовыгх и культурных барьеров, снижение темпов развития мышления, речи, восприятия, внимания, памяти), а также воздействие особых климатических условий и социаль-

* © Бугаева, А.Л., 2012

Бугаева Алла Львовна (prof.bugaeva@mail.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

ной микросреды, в которых они проживают [1]. В процессе обучения руководители и учителя общеобразовательных учреждений в основном ориентируются на «усредненного» ученика.

Развитие сферы образования невозможно без дальнейшей профессионализации учителей и руководителей образовательных учреждений северных регионов, что предполагает кардинальные изменения в их профессиональной подготовке и переподготовке. В связи с этим возникает необходимость поиска в системе повышения квалификации такой модели профессионализации педагогических кадров, в которой образовательный процесс обеспечивал бы сопряженность содержания с организованной (контролируемой) самостоятельной работой обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, интересов профессионального саморазвития и самосовершенствования в соответствии с актуальным запросом государственной образовательной политики.

В настоящее время в Институтах развития образования Севера, Сибири и Дальнего Востока разрабатываются учебно-методические комплексы на основе Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании», инструктивных писем МОиН РФ, Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, профессионального стандарта педагогической деятельности, Государственного стандарта общего образования, Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Созданные учебно-методические комплексы свидетельствуют об устойчивой тенденции изменения организации учебной деятельности в системе повышения квалификации:

— происходит замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы;

— переносится центр тяжести с преподавания на учение;

— обновляется технология обучения, ставятся задачи обеспечения качества образования по единым критериям.

Разработанные учебно-методические комплексы в системе повышения квалификации базируются на ключевых теоретических идеях о развитии и становлении личности (Л.И. Божович, М.Н. Берулава, Л.В. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Д.Б. Эльконин и др.). Методологическими ориентирами выступают индивидуально-личностный (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.М. Викулина, А.А. Кирсанов, Т.В. Машарова, В.Х. Нерадовский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), системно-деятельностный (П.К. Анохин, В.П. Беспалько, Л. Фон Берталанфи, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий др.), этнопедагогический и этнофункциональный (Ю.В. Бромлей, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волков, М.Н. Кузьмин, В.А. Лекторский и др.) подходы. Учитываются концепции индивидуально-личностного образования (С.И Гессен, В.С. Соловьев, В.Я. Стоюнин и др.) с учетом региональной специфики (В.Ф. Афанасьев, А.Л. Бугаева и др.); концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); современные педагогические и психологические технологии (А.Г. Асмолов, Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, Ю.В. Громыко, М.Н. Кларин, М.М. Поташник, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.).

Учебно-методический комплекс является целевой программой, банком информации, методическим руководством по достижению образовательных целей, формой самоконтроля знаний обучающегося и их возможной коррекции. При прохождении

Содержание системы повышения квалификации учителей школ коренных

малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования 7

курсов повышения квалификации учителя знакомятся с новыши функциями, приоритетами, ориентирами, что является необходимым условием реализации современной социальной политики, способствующей повышению качества образования и воспитания, индивидуально-личностному развитию, социально-профессиональному самоопределению школьников коренных малочисленных народов Севера. Так, учебнометодический комплекс «Индивидуально-личностное развитие школьников на основе индивидуально-личностного подхода — важнейший фактор их социально-профессионального самоопределения в жизни» позволяет ознакомить учителей и руководителей школ с сущностью индивидуально-личностного развития школьников коренных малочисленных народов Севера, морфофизиологическими, психологическими и этническими особенностями; раскрыгть условия, обеспечивающие личностный рост, позитивную социализацию школьников.

Все модули комплекса взаимосвязаны, но они могут выступать и как самостоятельные учебные единицы, освоение которыгх завершается зачетом в форме тестовой аттестации. Итоговый контроль проводится в форме подготовки слушателями аттестационных работ, выбор темы которыгх осуществляется слушателями самостоятельно. В период обучения на курсах руководители и учителя образовательных учреждений могут использовать материалы, характеризующие деятельность образовательного учреждения (программа развития, годовой план работы и т. п.), опираясь на собственный педагогический опыт [3].

Успешное освоение программы позволяет слушателям создавать условия для повышения качества обучения и воспитания школьников на основе индивидуальноличностного подхода; определять методологические подходы с целью продуктивной самореализации в образовательном пространстве современного общества; развивать инновационный потенциал образовательного учреждения на основе индивидуально-личностного подхода к обучению и воспитанию школьников; выявлять специфику социального самоопределения школьников коренныгх малочисленный: народов Севера; использовать инновационные технологии, обеспечивающие вариативную организацию учебно-воспитательного процесса; разрабатывать системы обучения школьников коренных малочисленных народов Севера на основе индивидуальноличностного подхода.

В процессе повышения квалификации у учителей развиваются исследовательские умения, способности к реализации методики индивидуально-личностного развития школьников с учетом их этнических, психофизиологических, морфофизиологических особенностей и образовательные технологии (проблемные, проектные, игровые, диалогово-дискуссионные, интегративные).

Библиографический список

1. Небышицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуалыныгх различий. М.: Директ-Медиа, 2008. 649 с.

2. Нерадовский В.Х. Личностно-ориентированное обучение и развитие мыслительной деятельности корякских школьников: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 200 с.

3. Нерадовский В.Х., Нерадовская Э.В. К вопросу о природосообразном обучении детей Севера. Педагогика. 2000. № 7. С. 25—39.

4. Якиманская И.С. Построение модели личностно-ориентированной школы: из опыта работы экспериментальной площадки. М.: КСП, 2001. 127 с.

A.L. Bugaeva*

THE CONTENTS OF THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF SCHOOLS OF INDIGINEOUS MINORITIES OF THE NORTH IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

In the article the problem of advanced training of teachers of people of North taking into consideration the peculiarities of educational process and individual peculiarities of school children is viewed.

Key words, advanced training, ethnic differences, individualpersonality development, educational and methodological complex.

* Bugaeva Alla Lvovna (prof.bugaeva@mail.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.