Научная статья на тему 'Организация процесса обучения математике учащихся национальных школ с учетом их этнопсихологических особенностей'

Организация процесса обучения математике учащихся национальных школ с учетом их этнопсихологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов Юрий Викторович

Данная статья посвящена проблеме эффективности обучения математике учащихся национальных школ, представителей различной этнической принадлежности, в том числе хантов и манси, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), с учетом их этнопсихологических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация процесса обучения математике учащихся национальных школ с учетом их этнопсихологических особенностей»

мание структуры личности в клиническом процессе / пер. с англ.

— М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 480с.

8. Мотивация и деятельность / Х.Хекхаузен. — 2-е изд.

— СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860с.: ил.

9. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А.Брдалева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОЖЭК», 2003.- 400с.

10. Практическая психология образования: Учебное пособие, 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. - 592с.: ил.

11. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480с.

12. Роберт Д.Хиншелвуд. Словарь кляйнианского психоана-

лиза / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2007. — 566с.

13. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. — СПб.: Речь, 2000. — 219с.

14. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов / Пер. с англ., вступ. ст. А.Б.Хавина. - М.: Академический проект, 2004. — 848с.

15. Французская психоаналитическая школа / Под редакцией А.Жибо, А.В.Россохина. — СПб.: Питер, 2005. — 576с.: ил.

АРГУНОВА Накия Вазыховна.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.04.2007 г. © Аргунова Н.В.

удк 371.з:51 + 371.97 ю. В. БАЛАШОВ

Омский государственный педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ С УЧЕТОМ ИХ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Данная статья посвящена проблеме эффективности обучения математике учащихся национальных школ, представителей различной этнической принадлежности, в том числе хантов и манси, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), с учетом их этнопсихологических особенностей.

На современном этапе развития российского школьного образования большое значение приобретает его гуманистическая направленность. Одной из главных задач образования становится такая организация учебного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающее формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе, в реализации своего творческого потенциала, в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями.

В этих условиях на передний план выдвигается создание такого содержания образования, которое органично сочетало бы в себе ориентации на общечеловеческие и национально-культурные ценности.

Одной из актуальных проблем повышения качества образования в национальных школах Российской Федерации является адаптация содержания общего образования (в том числе математического) к условиям конкретного региона. Принцип регионализации ориентирует образование на учет социально-экономической, национальной, демографической и природной специфики региона.

В течение последних десятилетий общественными, научными и педагогическими коллективами

обсуждается вопрос о реформировании и совершенствовании системы образования для коренных малочисленных народов Севера, сориентированной на повышение уровня и качества их образования в контексте социальной адаптации и перспективных потребностей каждой личности. Сегодня мы понимаем, что успешное решение многих задач, лежащих в основе современной образовательной стратегии, требует смены парадигмы образования и формирования нового мышления, определяющего качественно новые подходы к организации образовательного процесса.

Обучение представителей различной этнической принадлежности, в том числе хантов и манси, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), зависит от учета закономерностей проявления их этнопсихологических особенностей, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу.

Организация процесса обучения в национальных школах ХМАО имеет свою специфику, которую необходимо принимать во внимание. Этнопсихологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она

1571

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

лежит в основе поведения и поступков конкретных участников образовательного процесса, этнически своеобразного восприятия ими воспитательных и учебных воздействий. Эти факторы и нужно учитывать при организации процесса обучения, что позволит эффективным образом адаптировать учащихся к воспитательным и образовательным мероприятиям, повысить качество образовательной деятельности педагога.

В структуру этнопсихологических особенностей представителей различных этнических общностей входят мотивационно-фоновые, интеллектуальнопознавательные, эмоционально-волевые и комму никативно-поведенческие особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования их психики на воздействия окружающего мира (в частности, на воспитательные и учебные воздействия).

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей коренных народностей Севера хантов и манси, обобщение результатов специальных социально-психологический исследований свидетельствуют, что наиболее характерными этнопсихологическими особенностями, которые необходимо учитывать при организации процесса обучения, являются:

• трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

• неприхотливость в учебе, повседневной жизни и в быту;

• твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

• низкий уровень интеллектуально-познавательной активности, мотивации и коммуникативных способностей в системе «ученик-учитель»;

• практический склад ума, доминирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

• ориентация на высокую оценку и похвалу;

• высокий уровень художественных способностей. Следует отметить, что относительное преобладание конкретного, наглядно-образного мышления по сравнению с формально-логическим не является признаком низких интеллектуально-познавательн ых способностей ребенка и недостаточного уровня подготовленности его понятийного аппарата для восприятия современной школьной программы. Более того, именно конкретное, наглядно-образное мышление лежит в основе любого творческого процесса и «.. .является равноценной формой интеллектуальной деятельности, имеет довольно сложные формы проявления и разнообразные функции» (И.С. Якиманская) [4,с. 64].

По мнению В.Х. Нерадовского, «с понятийным аппаратом у детей Севера все в порядке. Их внутренняя основа здорова. Ошибки же закладываются внешними факторами - неправильной организацией обучения. Поэтому следует не ученика «подгонять» под систему, а систему организации обучения проектировать и осуществлять с учетом национальных этнопсихологических особенностей учащихся» [ 5 ].

Современная же система обучения, как известно, построена на правилах, теоремах, алгоритмах, закономерностях, законах и изначально сориентирована на логический процесс познания, что в основе своей не согласуется с особенностями мышления значительной части учащихся национальных школ ХМАО. В связи с этим обучение детей коренных народностей связано с гораздо более значительными трудностями, 1581 чем обучение детей других национальностей. В ряде

случаев они становятся непреодолимыми для ученика, что приводит к зачислению абсолютно нормального ребенка в категорию «умственно отсталого», в конечном итоге - к низкой образовательной подготовке и увеличению ненормативного отсева. По информации департамента образования и науки ХМАО, «общее количество учащихся коренных национальностей, продолжающих обучение в 7 классе и выше, - менее 35%, успешно оканчивают среднюю школу только 5% поступивших в школу».

В процессе обучения математике возникают различные трудности образовательного характера, которые невозможно разрешить на основе традиционных методик преподавания математики в силу того, что математика - самая абстрактная из наук и каждое абстрактное понятие далеко выходит за рамки интеллектуально-познава тельной сферы ученика национальной школы и не связанно с содержанием его субъектного опыта. Традиционные методики преподавания математики построены на эксплуатации абстрактно-теорет ического мышления, без достаточной конкретизации изучаемого материала, без активизации наглядно-практического и наглядно-образного мышления, что приводит к формальному усвоению знаний, оторванных от живой действительности. Содержательно-методические линии курса математики в действующих школьных учебниках как по содержанию, так и по форме их изложения носят абстрактный характер, не учитывающий этнокультурную среду, интеллектуально-познавательные этнопсихологические особенности детей коренных народностей ХМАО.

Реализация гуманистического подхода к обучению — это такая организация его процесса, когда у личности раскрываются все ее потенции, включаются внутренняя мотивация, самодетерминация, которые обеспечивают ее полноценное развитие. Из психолого-педагогических источников (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, С. Л. Рубинштейн и др.) известно, что полноценное развитие личности обеспечивается воспитанием и обучением с опорой на личные побудительные силы ребенка, с перспективой их совершенствования. Психолого-педагогические исследования доказывают, что процессы саморазвития, самосознания, самотворчества осуществляются на основе личностных целей и ценностей, а также лич-ностно значимой деятельности.

Следует отметить, что в силу исторических и социальных причин у большинства представителей коренных народностей ХМАО ценность математического образования не сформировалась на уровне личностной значимости. Несформированность ценности математического образования, его поверхностный и неприкладной характер являются основным социально-психологическим фактором низкого уровня мотивационной активности учащихся национальных школ в процессе обучения математике. В этих условиях мотивация носит ситуационный характер и основывается на побуждениях, вынуждающих учащихся приобретать соответствующие знания, умения и навыки.

В настоящее время система образования, адаптированная к национальным особенностям коренных жителей ХМАО, практически отсутствует. Преподавание школьных предметов (в том числе математики) осуществляется на основе общегосударственных школьных программ, без научно обоснованной образовательной стратегии и методических разработок, ориентирующих процесс обучения на

учет этнопсихологических особенностей учащихся и специфических условий конкретного региона, что и обуславливает низкую результативность процесса обучения математике. Тем не менее, как отметил известный отечественный психолог В.А. Крутецкий, долгое время изучавший психологию математических способностей школьников, «абсолютной неспособности к математике, своего рода «математической слепоты», не существует. Каждый нормальный и здоровый школьник при правильном обучении способен более или менее успешно овладеть школьным курсом математики, приобрести соответствующие знания и умения» [3, с. 77].

Мировым научным сообществом давно признаны психофизиологические особенности развития коренных народов и, следовательно, необходимость формирования специфических форм и средств обучения, программ профессиональной подготовки, учитывающих эти особенности и соответствующих действительным нуждам различных групп коренного населения. В нашей стране к изучению данного важного аспекта только приступают.

Одним из перспективных направлений в организации процесса обучения математике в национальных школах ХМАО является применение когнитивно-визуального (зрительно-познавательно го) подхода к обучению математике. «Одним из достоинств когнитивно-визуального подхода является то, что он учитывает индивидуальные особенности учащихся», отмечает В.А. Далингер [2, с. 7].

Данный подход позволяет максимально использовать потенциальные возможности визуального мышления и способствует широкому и целенаправленному применению наглядности в процессе обучения Реализация когнитивно-визуального подхода предполагает создание визуальной среды обучения, в рамках которой есть условия для проектирования образовательной стратегии, учитывающей возможности и индивидуальные особенности учащихся национальных школ ХМАО.

Сформулируем основные подходы, которые должны быть положены в основу организации процесса обучения математике учащихся национальных школ ХМАО:

1. Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел — это связанно с продолжительным зимним периодом, в течение которого учащиеся наблюдают в основном светлый снежный фон и темные предметы на этом фоне. Расположить рабочие места необходимо полукругом, что обеспечит целостное восприятие графической информации. Вне этих условий потеря информации

может составлять до 30%.

2. Создание психологически комфортных условий, направленных на развитие ситуации успеха, которая будет способствовать формированию мотивационной сферы школьников. Ориентация на высокую оценку и похвалу - важная этнопсихологическая особенность детей коренных народностей ХМАО.

3. Строить процесс обучения математике на основе когнитивно-визуального подхода, что позволит максимально использовать возможности визуального мышления.

4. Реализация регионального компонента посредством решения задач с региональным содержанием позволит соединить абстрактные понятия с жизненными ситуациями.

5. Строить учебную деятельность в направлении органичной взаимосвязи содержательных и процессуальных компонентов в системах «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Образовательная практика показывает, что реализация данных подходов к организации процесса обучения математике дает возможность раскрыть способности детей коренных народностей ХМАО в изучении математики и повысить их образовательный уровень по математике.

Библиографический список

1. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. — М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.

2. Далингер В.А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: Монография. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — 144 с., илл. — 87, табл. — 17.

3. Крутецкий В.А. О некоторых особенностях мышления школьников, малоспособных к математике // Вопросы психологии, № 5, 1961. — С. 77-89

4. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: Учеб. пособие для студ. пед.вузов / Ираида Сергеевна Якиманская. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.

5. Нерадовский В.Х. «Народовластие» (Корякский автономный округ), 1996, 27 июня, № 77 (9687); 1996, 25 июля, № 89 (9699).

БАЛАШОВ Юрий Викторович, соискатель кафедры теории и методики обучения математике ОмГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 17.04.2007 г. © Балашов Ю.В.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.