УДК 373.3.015.31:39-053.5(=552)
ББК 74.202.4
Долбнев Василий Викторович преподаватель г. Южно-Сахалинск Dolbnev Vasily Viktorovich
Lecturer
Yuzhno-Sakhalinsk
Этнокультурные особенности познавательной деятельности детей-нивхов Ethnocultural Features of the Nivkh Children’s Cognitive Activity
В статье раскрываются особенности познавательной деятельности детей коренных малочисленных народов Севера (на примере нивхов) и их учет в учебно-воспитательном процессе. Проанализированы работы ведущих ученых, работающих в этом направлении. По итогам проведенной опытноэкспериментальной работы, автор предлагает ряд методических рекомендаций по развитию познавательной деятельности детей-нивхов.
The features of children’s cognitive activity that are the native population of the North (Nivkhs) and their usage in education are revealed in the article. The works of leading scientists working in this sphere are analyzed. Following the results of the experimental work the author offers a set of the methodical recommendations on the Nivkh children's cognitive activity development.
Ключевые слова: этнокультурные особенности, познавательная деятельность, коренное население, национальная культура, дидактическая игра.
Key words: ethnocultural features, cognitive activity, indigenous people, national culture, didactic game.
В современном мире школьное воспитание происходит при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов.
ХХ век прошел под знаком нарастания кризиса культурнообразовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Но сегодня в учебных заведениях не везде и не всегда соблюдаются культурно -образовательные права этнокультурных групп [1; 4]. Актуальность данного исследования определяется её недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств, методов развития познавательной деятельности детей коренных народов Севера, слабостью связей с практикой северных национальных школ.
Необходимость повышения уровня культуры обучения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам в школах, расположенных в местах компактного проживания народов Севера.
С поступлением в школу у ребёнка тайги и тундры, открывается новый мощный канал психологического воздействия на личность ребёнка через сверстников, педагогов, воспитателей, школьные предметы и т.п. Воздействие школы на личностное развитие ребёнка становится формирующим.
Исследователи Севера давно признали низкую эффективность и продуктивность ныне существующей системы школьного образования среди коренных малочисленных народов Севера. О необходимости качественной перестройки учебно-воспитательной среды через свои произведения призывает Владимир Санги, известный нивхский писатель. «Система существующего обучения совершенно не учитывает психологии, мышления, видения мира ребёнка-нивха. Именно поэтому многие дети, отучаясь за годы учёбы жить лесной жизнью, испытывают затруднения в последующей социальной адаптации» [7; 7].
В критическом состоянии школьного образования и о негативных последствиях отмечает и В.М. Куриков: «До седьмого класса в школах доходит лишь треть детей коренных национальностей, а аттестат о полном среднем образовании получают только 5% от числа бывших первоклашек. Но и у этих последних уровень полученных знаний, как правило, недостаточен для поступления в ВУЗы. Основная часть специалистов, получивших высшее образование, представлена выходцами из смешанных семей. В результате формирования национальной интеллигенции по сути дела не происходит» [4; 97].
В контексте нашего исследования, анализируя приёмы сопровождающей деятельности в школьной практике, уместно затронуть проблему особенностей функции межполушарной асимметрии головного мозга аборигенных народов Севера. Ряд авторов считают, что у детей коренных малочисленных народов Севера преобладает наглядно-образное, интуитивное, спонтанное мышление, а в переработке информации активнее используют образы, ощущения, догадки, предчувствия, представления наглядных жизненных примеров и др., то есть, больше развито правое полушарие или доминирует правополушарный тип мышления.
Современные школьные программы по обучению детей аборигенов основаны преимущественно на традиционных методах, которые ориентированы на
вербально-логический подход, формирование конвергентного типа мышления и на развитие познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов в зависимости от типа мышления и механизмов природосообразности обучения детей коренных малочисленных народов Севера рассматривают в своих работах В.Х. Нерадовский и Э.В. Нера-довская. Авторы полагают, что для детей коренных малочисленных народов Севера наиболее приемлема синтетическая организация познавательной деятельности. Через основной закон природы, суть которого в её стремлении к равновесию, авторы полагают, что для гармонического развития личности и, в частности, её функциональных механизмов психики, необходимо у каждого ученика развивать способы познания, основанные на принципе восхождения мысли как от конкретного к абстрактному, так и от абстрактного к конкретному. А для опоры на природную доминанту мышления важно только выяснить, какая стратегия познания более удобна для конкретного ребёнка [5; 29].
Дети аборигенов находятся в противоречивой ситуации: ведущий для дошкольника является игровая деятельность, и они хотят играть дальше, а новая ведущая деятельность - учебная, не учитывает и оттесняет её.
Дети коренных малочисленных народов Севера уже с 5 - 6 лет включаются в трудовую деятельность, через подражание и имитацию в игровой форме. В данном случае, в этот переходный период, задачей педагога является создание условий, не дающих ребёнку выйти за пределы специфического игрового состояния промысловой направленности.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее», - писала Н.К. Крупская [3; 44].
Так же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Именно этот принцип мы взяли за основу, организуя опытное обуче-
ние в условиях санаторной школы - интерната с. Виахту Александровск-Сахалинского района Сахалинской области.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке -игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Обратимся к истории. Нивхи - небольшая народность Севера, которая с древних времен населяет остров Сахалин, низовья реки Амур, берега Амурского лимана. Нивхи оседлый народ. Основным занятием их было и остается рыболовство, морской и зверобойный промысел, таежная охота, в определенной мере они занимаются собирательством, заготавливают себе на зиму ягоды, грибы, орехи и травы.
У нивхов сочеталось два, совершенно разных отношения к своим детям: большая любовь к своему потомству и забота о нем уживались с тем, что детей с самого рождения подвергали сложнейшим испытаниям. Родители проявляли свои чувства очень сдержанно.
Воспитание нивхских детей строилось таким образом, что они постепенно - сначала через игру и посильную помощь родителям - подключались к труду взрослых. При этом мальчики осваивают мужские занятия и промыслы, а девочки постигали премудрости различных женских ручных работ, учились ведению домашнего хозяйства.
Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы и способы поведения, взгляды, вкусы и т.п. в своей совокупности представляют собой национальные традиции. Традиции являются фундаментальной основой развития этнического самосознания у представителей одной народности.
XXI век, благодаря невиданному прежде расцвету средств коммуникации повсеместно оказал девальвирующие воздействие на традиции разных народов,
в том числе и нивхов. Многие народности и нации начали терять исконные свои традиции, заменяя их на квазитрадиции массовой культуры. Теперь, чтобы приобщиться к исконным традициям, всем, отвечающим за обучение и воспитание личности ребенка, необходимо специально и немало потрудиться.
Дети-северяне любят свой край, дорожат трудовыми традициями старшего поколения, многие идут по стопам родителей. И нужно в процессе обучения активизировать познавательную деятельность этих детей так, чтобы в период школьной жизни дети приобрели качества инициативного, творческого человека, грамотного и всесторонне развитого.
Наблюдение показывает, что часто не учитывается специфика обучения и воспитания детей коренных национальностей, которые имеют свои особенности познавательной деятельности. Анализ посещенных уроков показал, что дети-северяне на уроках малоактивны, не умеют высказывать свое мнение, анализировать учебный материал, уровень познавательной деятельности низкий. У них ярко выраженная эмоциональность восприятия, лучше и отчетливее они воспринимают наглядное, что вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
Каждый учащийся, занимаясь учебной, трудовой деятельностью, должен проявить себя в конкретном деле. Но это удается не всем учащимся-северянам; порой школьник не выполняет никаких поручений или выполняет их без желания, творчества, без преодоления трудностей и самовоспитания личных качеств. Причин этому много. Часто не учитывается личность учащегося - его интересы, способности, желания. Но основная причина в том, что в учебновоспитательной работе не учитывается специфика обучения и воспитания детей коренных национальностей, которые имеют свои особенности познавательной деятельности [2; 185].
Еще Степан Крашенинников, русский ученый, исследователь, заметил, что «северяне тихие на походку, стеснительны, редко высказывают свои мнения, соображения» [6; 3].
Эти черты характера детей-нивхов наблюдали и мы во время экспериментальной работы. Дети народностей Севера медлительны при ответах, застенчивы в разговоре, скромны, стараются отказаться от поручений.
Охота, промысел, обеспечивающие жизнедеятельность, не могли не выработать у молодого поколения острую, мгновенную реакцию ума, спокойную, неторопливую рассудительность, гармонично сочетающуюся с природным стилем мышления. Такой образ жизни закладывал в душу ребенка с самого раннего детства природную сущность бытия, затрагивая при этом самые тонкие струны души, формируя психику и сознание.
Придя в школу, некоторые дети имеют замедленное развитие, но при правильном построении учебного процесса у них пробуждается большое стремление все познать.
По данным американских психологов, в обществах охотников и рыболовов обучение детей больше ориентировано на независимость и самостоятельность, т.к. охота и рыболовство зависят от ситуации, в которой предполагается проявление индивидуальной инициативы и самостоятельности. Это, наверное, проявляется в особенностях воспитания детей-северян.
Проблема интеллектуального развития ребенка как одна из важнейших задач национальных школ неразрывно связана с культурой народа. Ребенок мыслит на ее основе, мышление не имеет общих закономерностей для этапов развития - от более простых мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез) к сложным (обобщение, абстрагирование), которые формируются приблизительно к концу первой ступени обучения (к 9 - 10 годам). Поэтому обучение на основе родной культуры в начальной школе закономерно, тем более что период онтогенеза является благоприятным для нравственного воспитания ребенка.
Таким образом, включение в уроки дидактических игр, наполненных национальным колоритом, насыщение занятий местным краеведческим материалом является одним из средств побуждения интереса к урокам, преодоления отрыва обучения в школе от жизни, приобщения детей к национальной культуре родного народа. Поэтому мы предлагаем ряд методических рекомендаций по развитию познавательной деятельности детей-нивхов.
1. При обучении детей-нивхов необходимо опираться на этнопсихологические особенности их умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной деятельности.
2. Насыщать учебный процесс местным краеведческим материалом, как средством побуждения интереса к учебной деятельности.
3. Преодолевать отрыв обучения в школе от жизни и быта детей-нивхов.
4. Приобщать детей к национальной культуре родного народа через использование национальных игр, народного фольклора и традиций.
5. Использовать в учебно-воспитательном процессе такие дидактические игры в качестве средства развития познавательной деятельности, которые вызывали бы живые и яркие образы культуры нивхского народа.
Библиографический список
1. Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе [Текст]: пособие для учителя / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 2007. - С. 4.
2. Иванов, Ю.А. Активная жизненная позиция школьников - важное требование времени. Просвещение на Крайнем Севере [Текст]. - Л.: Просвещение, 1990. - С. 185 - 186.
3. Крупская, Н.К. Воспитание игрой [Текст]. - М.: Просвещение, 1964. - С. 44.
4. Куриков, В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой - в третье тысячелетие [Текст]. - Екатеринбург, 2000. - С. 97.
5. Нерадовский, В.Х., Нерадовская, Э.В. К вопросу о природосообразном обучении детей Севера [Текст] // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 29 - 35.
6. Пилсудский, Б.О. Аборигены Сахалина [Текст]. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1991. - С. 3.
7. Ханбеков, Л. Владимир Санги и его книги [Текст] // Санги. По островам сокровищ. -М., 1976. - С. 7.
Bibliography
1. Dzhurinsky, A.N. Education at Multinational School [Text]: Manual for Teachers / A.N. Dzhurinsky. - М.: Education, 2007. - P. 4.
2. Ivanov, Yu.A. Active Life Position of Schoolchildren - the Important Time Requirement. Education on the Far North [Text]. - L.: Education, 1990. - P. 185-186.
3. Khabenkov, L. Vladimir Sangi and His Books [Text] // Sangi. Through Treasure Islands. -M., 1976. - P. 7.
4. Krupskaya, N.K. Education by Game [Text]. - М.: Education, 1964. - P. 44.
5. Kurikov, V.M. Khanty-Mansi Autonomous Area: with Believe and Hope to the 3rd Millennium [Text]. - Yekaterinburg, 2000. - P. 97.
6. Neradovsky, V.K., Neradovskaya, E.V. To the Question of Children’s Training in the North in Accordance with Nature [Text] // Pedagogics. - 2000. - № 7. - P. 29 - 35.
7. Pilsudsky, B.O. Natives of Sakhalin [Text]. - Yuzhno-Sakhalinsk: the Sakhalin Publishing House, 1991. - P. 3.