ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 371.12
00! 10.23951/1609-624Х-2018-7-182-189
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
М. А. Эжаева
Грозненский педагогический колледж, Грозный
Рассматривается проблема поиска эффективных средств развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов. Исследование данной проблемы проведено в контексте требований профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые предполагают наличие у учителей начальных классов глубоких психолого-педагогических знаний и уверенное их применение в практической педагогической деятельности. Выявлена специфика профессиональной деятельности учителей начальных классов современной общеобразовательной организации. Исходя из этого определено понятие «психолого-педагогическая культура учителей начальных классов». Показаны особенности деятельности методической службы на муниципальном уровне. Дано толкование понятия «муниципальная методическая служба». Определены ее возможности для развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов. Установлены и описаны педагогические условия, которые способствуют успешному развитию психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы. Приведены данные формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность педагогических условий развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в рамках муниципальной методической службы.
Ключевые слова: учитель начальных классов, общеобразовательная организация, психолого-педагогическая культура, муниципальная методическая служба, развитие психолого-педагогической культуры.
Переход общеобразовательных организаций на профессиональные стандарты ставит учителей начальных классов перед необходимостью осуществления на качественно высоком уровне трудовых функций по обучению, воспитанию и развитию младших школьников. Особое внимание в профессиональном стандарте педагога уделяется трудовой функции «развивающая деятельность». В значительной мере это определяется сложившимися в отечественной психологии традициями, провозглашающими решающее влияние обучения и воспитания на развитие детей. Поэтому в содержание указанной трудовой функции большое место отводится всеобъемлющему пониманию учителями законов развития личности, осмыслению закономерностей и основных положений, раскрывающих характер и особенности осуществления педагогического процесса. Педалируется положение о высоком уровне владения учителями техниками и приемами учета возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. Ставится акцент на умении учителей осуществлять качественную адресную педагогическую помощь абсолютно любому ребенку независимо от его реальных возможностей, а также психического и физического состо-
яния. В профессиональном стандарте отмечается ощутимая роль учителей начальных классов в разработке и сопровождении программ и маршрутов индивидуально ориентированного толка для обучающихся с различным учебно-познавательным потенциалом.
Однако уверенная ориентация учителей начальных классов в научно-прикладных разработках педагогики и психологии не может служить достаточным основанием для результативного осуществления определяемых в профессиональном стандарте трудовых действий. Предполагается рациональная и разумная интеграция педагогических и психологических знаний и умений, готовность учителей применять их в единстве в самых разных обстоятельствах и условиях профессиональной деятельности и во взаимодействии с младшими школьниками с различным познавательным потенциалом и различными образовательными потребностями. Целесообразное сочетание в профессиональной деятельности таких психолого-педагогических знаний и умений, а также способность на их основе решать различные педагогические задачи в рамках многопредметной среды начальной школы рассматривается авторами в контексте пси-
холого-педагогической культуры учителей начальных классов.
В определении психолого-педагогической культуры учителей начальных классов авторами делается акцент на специфике профессиональной деятельности учителей начальных классов. Она была установлена, исходя из анализа исследований А. Е. Баранова [1], Т. Н. Бережной [2], Т. С. Буряковой [3], С. Г. Григорьева [4], М. А. Романовой [5]. Кроме того, в основу анализа были положены требования профессионального стандарта педагога, прежде всего в той его части, где речь идет об определении трудовых действий, знаний и умений, необходимых для осуществления трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» [6]. На их данных были получены следующие обобщения относительно характера и особенностей деятельности учителей начальных классов:
- реализация трудовой функции профессионального стандарта поддерживается влиятельностью учителей начальных классов на развитие природных задатков и уникальных особенностей младших школьников, протекания у них процесса самореализации и самовыражения;
- деятельность учителей начальных классов происходит в условиях многопредметной среды начальной школы и отличается продолжительно-интенсивным характером взаимодействия с младшими школьниками;
- заметное место в работе учителей начальных классов занимает духовно-нравственное воспитание младших школьников, что обусловливается осуществлением в начальном общем образовании федеральных государственных образовательных стандартов;
- для достижения планируемых образовательных результатов активно применяются деятель-ностные методы, что позволяет учителям сосредоточиться на формировании у младших школьников универсальных учебных действий, важных с точки зрения дальнейшего освоения программ основного и среднего общего образования;
- значительное место в профессиональной деятельности учителей начальных классов отводится систематическому и всестороннему взаимодействию с родителями младших школьников.
На этом основании психолого-педагогическая культура учителей начальных классов представлена как личностная характеристика, которая воплощает способность применять психологические и педагогические знания в единстве, уверенность в реализации педагогических целей в условиях многопредметной среды начальной школы и выраженной направленности на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Кроме того, данная
характеристика проявляется в своеобразных способах толкования и интерпретации учителями начальных классов своей деятельности, а также желании ее преобразовывать.
Авторы исходят из того, что развитие психолого-педагогической культуры увеличивает возможности учителей начальных классов в эффективной реализации трудовых действий, которые определены в профессиональном стандарте. Такие возможности могут говорить о желании учителей в совершенстве осуществлять профессиональную деятельность. Кроме того, они важны с точки зрения воплощения их стремлений к преобразованию окружающей объективной реальности и становления индивидуального стиля деятельности.
В научной литературе описаны различные способы формирования и развития психолого-педагогической культуры педагогов. Например, В. Б. Бе-лянина возможности формирования психолого-педагогической культуры будущих учителей связывает с обогащением содержания дисциплин психолого-педагогического плана культурными смыслами. Это позволяет получить будущим учителям более полное и четкое понимание прикладной направленности психолого-педагогических знаний [7, с. 141-142]. Ценность такого подхода обнаруживается в том, что автор указанного исследования сосредотачивается на преодолении существующего у студентов мифа об обобщенности и ненужности психолого-педагогических дисциплин для педагогической практики. Для решения этой задачи она использует специализированный курс, основанный на использовании вариативных методов активного обучения.
Способы формирования психолого-педагогической культуры у студентов педагогического вуза М. С. Ляшенко увязывает с ключевыми принципами витагенного образования. Она разрабатывает специальную «витагенную технологию», содержащую смысловую линию, которая опирается на предшествующий опыт, обладает ценностным смыслом для будущего специалиста, поддерживает его способности к проектированию своего будущего [8, с. 76-77].
Л. А. Машина для развития психолого-педагогической культуры учителя предлагает использовать технологии, опирающиеся на техники психосинтеза и анализа ранних воспоминаний. В работе с практикующими учителями ею также используются психотехнические игры и тренинги, а также формы работы, основанные на диалоге. Особое внимание она уделяет всестороннему психолого-педагогическому просвещению, которое, по ее мнению, служит обогащению профессионального самосознания учителя. Развитие профессионального самосознания происходит также за счет накопления
информации о собственном поведении, особенностях взаимодействия с различными участниками образования, характере эмоциональных реакций в ходе педагогической деятельности, специфике решаемых педагогических проблем [9, с. 84-88].
В некоторых исследованиях внимание сосредотачивается на формировании и развитии психолого-педагогической компетентности учителей. Например, В. С. Калита говорит о возможностях методической работы в школе для этого. Такие возможности она связывает с наличием в структуре методической работы психолого-педагогических объединений, в рамках которых учителя наиболее остро осознают необходимость и целесообразность повышения своей психолого-педагогической компетентности. В. С. Калита также отмечает, что качество такой работы заметно увеличивается, когда в нее вовлекается психолог школы [10, с. 91].
В качестве главного психологического инструмента для формирования психолого-педагогической компетентности учителя С. Б. Серякова называет актуализацию его способностей, опыта профессиональной деятельности, педагогических и психологических знаний, а также умений их использовать в работе [11, с. 376].
Таким образом, для совершенствования психолого-педагогической культуры используются самые разные педагогические средства и психологические механизмы. Оправдывает свои возможности для этого внутришкольная методическая работа, особенно в тех случаях, когда речь идет о практикующих учителях. В случае со студентами эффективно себя зарекомендовали спецкурсы и спецсеминары психолого-педагогической направленности. Важное место отводится формированию у учителей, в том числе будущих, мотивации на освоение психолого-педагогических знаний. В большинстве научных исследований педалируется положение о развитии профессиональной позиции учителя.
По существу, для развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов теоретически возможными оказываются самые разные способы, в том числе и описанные выше. Однако результативное осуществление данного процесса обусловливается не только наличием известных и хорошо зарекомендовавших себя решений. Важное значение в данном случае имеет, по словам Т. А. Рыбкиной, умение обучаться «как на собственном опыте, так и на опыте своих коллег» [12, с. 43]. На этом основании авторы предлагают в качестве средства развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов использовать возможности муниципальной методической службы.
Характер и специфика деятельности методических служб, в том числе на муниципальном уров-
не, получили отражение в публикациях С. Н. Аслановой [13], Л. И. Белоусовой [14], А. Т. Глазуновой [14], В. Г. Решетникова [15], Т. А. Рыбкиной [12], Е. Е. Сергеевой [16], Н. Е. Сорокиной [17], Р. И. Шаяхметовой [18] и др. Выводы указанных авторов свидетельствуют о том, что функции методической службы связаны не только с сопровождением реально существующей в образовательных организациях практики профессиональной деятельности, но также направлены на обеспечение ее улучшения и развития. Отмечается значительная роль методической службы в выявлении скрытых профессиональных потребностей и дефицитов педагогов, преобразовании их в актуальный план и преодолении соответственно. Подчеркивается значение муниципальной методической службы во внедрении в широкую практику новых идей, инновационных педагогических разработок, активизации и сопровождении исследовательской, проектной и экспериментальной деятельности педагогов.
В данной статье муниципальная методическая служба определена в качестве специально созданного муниципальным органом управления образованием социального института, который совершает свою деятельность в виде его структурного подразделения. Однако существуют нормативные основания для организации муниципальной методической службы и в виде самостоятельного юридического лица. В любом случае данный социальный институт обладает функциями по методическому сопровождению, улучшению и развитию существующей в конкретной муниципальной системе образовательной практики.
Вышесформулированный тезис о возможности развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы поддерживается исследованиями В. Г. Решетникова [15], Е. Е. Сергеевой [16], Н. Е. Сорокиной [17] и Р. И. Шаяхметовой [18]. Имеется в виду, что в образовательном пространстве муниципальной методической службы:
- активно используются меры методической поддержки, которые носят адресный и продуманный характер, а также реализуются на систематической основе, не формируя при этом у самих учителей иждивенческих настроений;
- существует возможность осуществлять методическую помощь в случаях, когда учителя начальных классов переживают сложные и кризисные педагогические ситуации;
- практикуются методические решения, которые способствуют опережающему обучению учителей начальных классов, например, для освоения научных психолого-педагогических знаний;
- применяются новые формы и способы методической работы, которые обладают возможностью стимулировать творческую активность учителей начальных классов, их экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Авторы исходят из того, что эффективное развитие психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы возможно при наличии следующих педагогических условий: а) популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей начальных классов; б) изучение опыта коллег из числа учителей начальных классов, результативно применяющих психолого-педагогические знания в практической педагогической деятельности; в) поддержка учителей начальных классов в осуществлении ими самопроектирования педагогической деятельности.
В основе первого педагогического условия находится широко известный тезис о благоприятном и определяющем влиянии научных знаний на осуществление любого аспекта человеческой деятельности и, соответственно, получаемые результаты. Имеются исследования, в которых установлена обусловленность качества педагогического труда учителя сосредоточением у него педагогических решений, основанных на научных знаниях.
Вместе с тем в широкой педагогической практике научные знания используются эпизодически. Это характерно и для учителей начальных классов. В частности, проведенное авторами эмпирическое исследование среди учителей начальных классов Чеченской Республики подтверждает ранее полученные учеными результаты, которые указывают на то, что учителя демонстрируют инертное, а иногда и безразличное отношение к научным знаниям. Имеется большая группа учителей, которые не осознают ценности научных знаний для своей педагогической деятельности, не понимают их конструктивных и преобразующих начал. Подтверждением тому является отсутствие у многих опрошенных учителей общеобразовательных организаций Чеченской Республики побуждающих мотивов к преобразованию своей педагогической деятельности через использование научных знаний. Исследование показало, что значительная часть учителей в большей степени доверяет готовым педагогическим и методическим разработкам, чем научным знаниям, которые, как известно, требуют осмысления и практической интерпретации.
При обосновании первого педагогического условия авторы опирались на исследования Д. Ф. Ильясова, утверждающего, что психолого-педагогические знания станут фактором повышения качества деятельности учителей, если будут
популярно изложены и при этом не искажены [19, 20]. В качестве средств популяризации научных знаний среди учителей Д. Ф. Ильясов называет информационно-просветительскую и собственно популяризаторскую деятельность. Сущность информационно-просветительской деятельности заключается в создании у современных школьных учителей «научной картины педагогической деятельности». Обеспечивается это, по мнению автора, за счет построения у учителей наиболее полных знаний о современном уровне развития педагогики и психологии, их роли и значения в модернизации средств обучения и воспитания. Задача популяризаторской деятельности состоит в постановке «акцентов на прикладных смыслах научных разработок, а также направлениях их применения в практической деятельности учителя» [20, с. 53]. Авторы полагают, что методы популяризации могут быть эффективно реализованы в процессе обучения учителей начальных классов по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности учителей начальных классов». Цель программы состоит в овладении учителями начальных классов результативными практиками обеспечения современного качества начального общего образования за счет методически правильного использования психолого-педагогических знаний в различных обстоятельствах педагогической деятельности в начальной школе. Задачи дополнительной профессиональной программы: а) становление глубоких и всеобъемлющих психолого-педагогических знаний, представлений о современных достижениях педагогической и психологической науки, аспектах их использования в практике образования; б) формирование ценностных ориентаций на научные психолого-педагогические знания и их использование в реальной педагогической деятельности; в) овладение эффективными техниками, методами и приемами применения психолого-педагогических знаний при выполнении трудовых функций и трудовых действий в системе начального общего образования; г) ознакомление с опытом работы коллег, эффективно использующих научные психолого-педагогические знания при решении различных задач обучения, воспитания и развития младших школьников.
В рамках учебных занятий по указанной программе активно использовались методы популяризации: а) использование метафор, с помощью которых удавалось установить связи между научным и прикладным знанием; б) разъяснение, заключающееся в истолковании отдельных элементов научного знания с использованием примеров из реальной педагогической практики; в) интерпретация, связанная с выделением и объяснением ключевых
контекстов научного знания с использованием понятных для учителя терминов и смыслов. Наряду с этим в процессе учебных занятий создавались ситуации, благоприятствующие приобщению учителей к научным психолого-педагогическим знаниям, расширению у них арсенала научной терминологии и научного аппарата. Это обеспечивалось за счет обогащения содержания учебных занятий, в том числе индивидуальных и групповых консультаций, научным содержанием.
Второе педагогическое условие поддерживается положением о том, что в основе совершенствования производственных процессов лежит изучение опыта деятельности отдельных специалистов или целых организаций, считающихся успешными или эффективно работающими в сходном сегменте. Это положение получило развитие в данном исследовании. Оно опирается на теоретические разработки, которые проведены в относительно новом сегменте социальной деятельности, которое получило название «бенчмаркинг». Бенчмаркинг подразумевает осуществление деятельности с целью поиска, анализа и оценки эффективных практик в каком-то определенном направлении социально-производственной деятельности человека и даже целых организаций. Также в ходе бенчмаркинго-вых исследований предполагается оценка возможности заимствования успешного опыта и способы его переноса в собственную практику или практику работы конкретной организации (предприятия).
В исследованиях Г. Л. Багиева [21], В. В. Градо-боева [22], Л. И. Самбиевой [23] показаны результативные схемы применения бенчмаркинговых методов для развития своих конкурентных преимуществ. Авторы статьи полагают, что анализ, изучение и использование опыта успешно работающих коллег может способствовать совершенствованию психолого-педагогической культуры учителей начальных классов. Обращаясь к ценному опыту коллеги, учителя могут увидеть реальные практики применения психолого-педагогических знаний в решении различного рода педагогических задач. С высокой долей вероятности это может стать толчком для становления у учителей убежденности в преобразовании своей деятельности, в том числе за счет применения психолого-педагогических знаний. Авторы также полагают, что такой подход целесообразен для случая, когда учителем осуществляется поиск неповторимого образа профессиональной деятельности, определения путей для результативного выполнения трудовых функций по обучению, воспитанию и развитию младших школьников.
Качественными методами для изучения эффективного опыта коллег стали: стажировки на базе успешно работающих общеобразовательных орга-
низаций; участие в вебинарах, которые проводили региональные и федеральные инновационные площадки Чеченской Республики; изучение публикаций; участие в научно-практических конференциях; анализ сайтов и блогов учителей; посещение открытых занятий.
Третье педагогическое условие определяется тем, что самопроектирование является наиболее подходящим инструментом для активизации процесса развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов по нескольким основаниям. Во-первых, включение в число приоритетов профессионального совершенствования инициатив по расширению арсенала психолого-педагогических знаний, в том числе научных, а также изменение окружающей педагогической реальности с их использованием делает процесс развития психолого-педагогической культуры управляемым и диагностируемым. Во-вторых, результаты самопроектирования можно рассматривать и под углом зрения самообязательств, принятых учителями начальных классов. Это делает процесс развития психолого-педагогической культуры реально осуществимым. В-третьих, самопроектирование отвечает духу, интересам и возможностям муниципальной методической системы. Это дает основание говорить о целесообразности поддержки учителей начальных классов в осуществлении самопроектирования с использованием средств муниципальной методической службы.
В рамках реализации данного условия были проведены консультации, в рамках которых учителям разъяснялись функции персонифицированной программы и алгоритмы ее составления. В ходе консультаций подчеркивалось, что в основе составления персонифицированной программы находится глубокий и детальный анализ переживаемых учителями проблем и дефицитов. Учителям начальных классов, принявшим решение о разработке персонифицированной программы, было рекомендовано выделить в ее структуре три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание профессионального развития», «Предполагаемые результаты профессионального развития». Были даны конкретные рекомендации по наполнению разделов программы.
Следует отметить, что реализация персонифицированных программ проводилась одновременно с действием дополнительной профессиональной программой «Психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности учителей начальных классов». Поэтому у учителей была возможность наполнить соответствующим содержанием свои персонифицированные программы.
Проверка эффективности предложенного комплекса педагогических условий развития психоло-
го-педагогической культуры учителей начальных «индивидуальный стиль педагогической деятель-
классов происходила на базе муниципальных мето- ности» рост составил 22,5 %. Полученные экспери-
дических служб Чеченской Республики. В исследо- ментальные данные указывают на правомерность
вание было вовлечено 95 учителей начальных клас- выбора движущих сил развития психолого-педаго-
сов общеобразовательных организаций Урус-Мар- гической культуры учителей начальных классов. тановского и Ачхой-Мартановского муниципаль- Таким образом, необходимость развития психо-
ных районов. Исследование проводилось в период лого-педагогической культуры учителей началь-
с сентября 2016 г. по май 2018 г. Сформированность ных классов определяется требованиями профес-
психолого-педагогической культуры учителей уста- сионального стандарта педагога. Психолого-педа-
навливалась по четырем критериям: профессио- гогическая культура предполагает рациональное
нальное самосознание, психолого-педагогические сочетание в профессиональной деятельности пси-
знания, педагогические умения, индивидуальный холого-педагогических знаний и умений, а также
стиль педагогической деятельности. Было установ- способность на их основе решать различные педа-
лено, что удельный вес учителей с высоким уров- гогические задачи в рамках многопредметной сре-
нем профессионального самосознания увеличился ды начальной школы. Определены возможности
на 34,7 %. Увеличение удельного веса учителей с муниципальной методической службы в развитии
высоким уровнем психолого-педагогических зна- психолого-педагогической культуры. Сформулиро-
ний составило 42,9 %. По критерию «педагогиче- ваны и охарактеризованы педагогические условия
ские умения» количество учителей с высоким уров- успешного развития психолого-педагогической
нем возросло на 44,8 %. Наконец, по критерию культуры учителей начальных классов.
Список литературы
1. Баранов А. Е. Особенности воспитательной деятельности педагога начальной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 173 с.
2. Бережная Т. Н. Формирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. 211 с.
3. Бурякова Т. С. Формирование стиля учебно-профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 224 с.
4. Григорьева С. Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 504 с.
5. Романова М. А Связь психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов с психологическим развитием детей // Символ науки. 2015. № 7-1. С. 152-154.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. 11^: http://www.consultant.ru/law/ ИсМоо8/30085.Мт!/ (дата обращения: 23.08.2018).
7. Белянина В. Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов: на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. 179 с.
8. Ляшенко М. С. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010. 217 с.
9. Машина Л. А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 178 с.
10. Калита В. С. Повышение психолого-педагогической компетентности учителя средствами методической работы в школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 172 с.
11. Серякова С. Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 503 с.
12. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 209 с.
13. Асланова С. Н. Проектирование технологий управления развитием методической службы регионального профессионального колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 199 с.
14. Белоусова Л. И., Глазунов А. Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. М., 2000. 166 с.
15. Решетников В. Г. Роль методической службы в школьном округе // Омский науч. вестн. 2010. № 2 (86). С. 176-179.
16. Сергеева Е. Е. Интегративная модель муниципальной методической службы в современных условиях // Вестн. Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2007. № 42. С. 63-66.
17. Сорокина Н. Е. Основные направления деятельности муниципальной методической службы // Наука и школа. 2017. № 1. С. 188-191.
18. Шаяхметова Р. И. Муниципальная методическая служба: инновационные аспекты деятельности // Казанский пед. журнал. 2012. № 3 (93). С. 133-140.
19. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: науч.-теоретич. журнал. 2018. № 2 (35). С. 5-15.
20. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризации научных знаний среди учителей общеобразовательных школ // Казанский пед. журн. 2017. № 1 (120). С. 51-55.
21. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 736 с.
22. Градобоев В. В. Формирование стратегии бенчмаркинга: зарубежный опыт и российская практика: дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 161 с.
23. Самбиева Л. И. Бенчмаркинговое исследование как средство развития профессиональной мобильности учителя: дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2015. 234 с.
Эжаева Малика Абуевна, директор колледжа, Грозненский педагогический колледж (ул. Ляпидевского, 9, Грозный, Россия, 364037). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.07.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-182-189
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF MUNICIPAL METHODICAL SERVICE
M. A. Ezhaeva
Grozny Pedagogical College, Grozny, Russian Federation
The problem of searching for effective means for the development of the psychological and pedagogical culture of primary school teachers is considered. The study of this problem was carried out in the context of the requirements of the professional standard of teacher and the federal state educational standard of primary general education, which imply the presence of deep psychological and pedagogical knowledge among teachers of primary classes and their confident application in practical pedagogical activity. Specificity of professional activity of primary school teachers of a modern general educational organization is revealed. Proceeding from this fact, the concept of "psychological and pedagogical culture of primary school teachers" is defined. Features of the methodological service at the municipal level are shown. The interpretation of the concept of "municipal methodological service" is given. Its possibilities for the development of the psychological and pedagogical culture of primary school teachers are determined. Pedagogical conditions that contribute to the successful development of the psychological and pedagogical culture of primary school teachers in the educational space of the municipal methodic service are established and described. The data of the forming experiment confirming the effectiveness of the pedagogical conditions for the development of the psychological and pedagogical culture of primary school teachers within the framework of the municipal methodical service are given.
Key words: primary school teacher, general educational organization, psychological and pedagogical culture, municipal methodological service, development of psychological and pedagogical culture.
References
1. Baranov A. E. Osobennosti vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga nachal'noy shkoly. Dis. kand. ped. nauk [Features of the educational activity of the primary school teacher. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2005. 173 p. (in Russian).
2. Berezhnaya T. N. Formirovaniye innovatsionnoy metodicheskoy kul'tury uchitelya nachal'nykh klassov v protsesse professional'noy podgotovki v vuze. Dis. kand. ped. nauk [Formation of innovative methodological culture of primary school teachers in the process of professional training in the university. Diss. cand. of ped. sci.]. Stavropol, 2010. 211 p. (in Russian).
3. Buryakova Т. S. Formirovaniye stilya uchebno-professional'noy deyatel'nostibudushchego uchitelya nachal'nykh klassov v vuze. Dis. kand. ped. nauk [Formation of the style of educational and professional activities of the future primary school teacher in university. Diss. cand. of ped. sci.]. Volgograd, 2012. 224 p. (in Russian).
4. Grigorieva S. G. Formirovaniye innovatsionnoy kul'tury uchitelya nachal'nykh klassov v protsesse professional'noy podgotovki. Dis. kand. ped. nauk [Formation of innovative culture of primary school teachers in the process of professional training. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2011. 504 p. (in Russian).
5. Romanova M. A. Svyaz' psikhologo-pedagogicheskogo potentsiala uchitelya nachal'nykh klassov s psikhologicheskim razvitiem detey [Relationship between the psychological and pedagogical potential of the primary school teacher with the psychological development of children]. Simvol nauki - Symbol of Science, 2015, no. 7-1, pp. 152-154 (in Russian).
6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, os-novnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya (vospitatel', uchitel')": Prikaz ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii of 18 Oktyabrya 2018 g. No. 544н [About the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": The order of the Ministry of Labor and Social Protec-
tion of the Russian Federation on October 18, 2013. no. 544n.] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs / 30085.html / (accessed 23 August 2018).
7. Belyanina V. B. Formirovaniye psikhologo-pedagogicheskoy kul'turystudentov: na primere prepodavaniya pedagogiki ipsikhologii na tekhnolo-go-ekonomicheskom fakul'tete. Dis. kand. ped. nauk [Formation of psychological and pedagogical culture of students: on the example of teaching pedagogy and psychology at the Technological and Economic Faculty. Diss. cand. of ped. sci.]. Yoshkar-Ola, 2003. 179 p. (in Russian).
8. Lyashenko M. S. Formirovaniye psikhologo-pedagogicheskoy kul'tury u studentov v vuze. Dis. kand. ped. nauk [Formation of psychological and pedagogical culture among students in the university. Diss. cand. of ped. sci.]. Nizhny Novgorod, 2010. 217 p. (in Russian).
9. Mashina L. A. Stanovleniye i razvitiye psikhologo-pedagogicheskoy kul'tury uchitelya. Dis. kand. ped. nauk [Formation and development of the teacher's psychological-pedagogical culture. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 1999. 178 p. (in Russian).
10. Kalita V. S. Povysheniyepsikhologo-pedagogicheskoykompetentnostiuchitelyasredstvamimetodicheskoyraboty vshkole. Dis. kand. ped. nauk [Enhancement of the teacher's psycho-pedagogical competence through methodical work in the school. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 1999. 172 p. (in Russian).
11. Seryakova S. B. Formirovaniye psikhologo-pedagogicheskoy kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dis. dokt. ped. nauk [Formation of psychological and pedagogical competence of the teacher of additional education. Diss. doc. of ped. sci.]. Moscow, 2006. 503 p. (in Russian).
12. Rybkina L А. Munitsipal'naya metodicheskaya sluzhba kak faktor razvitiya gotovnosti klassnykh rukovoditeley k kontseptualizatsii i raspros-traneniyupedagogicheskogo opyta. Dis. kand. ped. nauk [Municipal methodical service as a factor in the development of the readiness of class leaders to conceptualize and disseminate pedagogical experience. Diss. cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2012. 209 p. (in Russian).
13. Aslanova S. N. Proektirovaniye tekhnologiyupravleniyarazvitiem me-todicheskoysluzhbyregional'nogoprofessional'nogo kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Designing technologies for managing the development of the methodical service of a regional professional college. Diss. cand. of ped. sci.]. Stavropol, 2005. 199 p. (in Russian).
14. Belousova L. I., Glazunov A. T. Effektivnost' deyatel'nosti regional'noy metodicheskoy sluzhby [Efficiency of the regional methodical service]. Moscow, 2000. 166 p. (in Russian).
15. Reshetnikov V. G. Rol' metodicheskoy sluzhby v shkol'nom okruge [The role of the methodological service in the school district]. Omskiy nauch-nyy vestnik - Omsk Scientific Bulletin, 2010, no. 2 (86), pp. 176-179 (in Russian).
16. Sergeeva E. E. Integrativnaya model' munitsipal'noy metodicheskoy sluzhby v sovremennykh usloviyakh [Integral model of municipal methodical service in modern conditions]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Yaroslav the Wise Novgorod State University, 2007, no. 4, pp. 63-66 (in Russian).
17. Sorokina N. E. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti munitsipal'noy metodicheskoy sluzhby [The main directions of the municipal methodical service]. Nauka ishkola - Science and School, 2017, no. 1, pp. 188-191 (in Russian).
18. Shayakhmetova R. I. Munitsipal'naya metodicheskaya sluzhba: innovatsionnye aspekty deyatel'nosti [Municipal methodical service: innovative aspects of activities]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal- Kazan Pedagogical Journal, 2012, no. 3 (93), pp. 133-140 (in Russian).
19. Il'yasov D. F., Selivanova E. A. Populyarizatsiya nauchnykh psikhologo-pedagogicheskikh znaniy sredi pedagogov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy s ispol'zovaniem metoda kinopedagogiki [Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers of general education organizations using cinema pedagogics method]. Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: nauch-no-teoreticheskiy zhurnal - Scientific Support of a System of Advanced Training: Scientific and Theoretical Journal, 2018, no. 2 (35), pp. 5-15 (in Russian).
20. Il'yasov D. F., Ilyasova O. A. Funktsii prepodavatelya uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v osushchestvlenii popu-lyarizatsii nauchnykh znaniy sredi uchiteley obshcheobrazovatel'nykh shkol [Functions of the teacher of the institution of additional professional education in the popularization of scientific knowledge among teachers of secondary schools]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, 2017, no. 1 (120), pp. 51-55 (in Russian).
21. Bagiev G. L., Tarasevich V. M., Ann Kh. Marketing: uchebnik dlya vuzov[Marketing: a textbook for universities]. Saint Petersburg, 2008. 736 p. (in Russian).
22. Gradoboev V. V. Formirovaniye strategii benchmarkinga: zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika. Dis. kand. ekon. nauk [Formation of the benchmarking strategy: foreign experience and Russian practice. Diss. cand. of econ. sci.]. Moscow, 2007. 161 p. (in Russian).
23. Sambieva L. I. Benchmarkingovoye issledovaniye kak sredstvo razvitiya professional'noy mobil'nosti uchitelya. Dis. kand. ped. nauk [Benchmarking research as a means of developing the professional mobility of teachers. Diss. cand. of ped. sci.]. Grozny, 2015. 234 p. (in Russian).
Ezhaeva M. A., Grozny Pedagogical College (ul. Lyapidevskogo, 9, Grozny, Russian Federation, 364037).
E-mail: [email protected].