Научная статья на тему 'Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в ситуации внедрения новых образовательных стандартов'

Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в ситуации внедрения новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1337
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL DISADAPTATION / МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ / YOUNG TEACHER / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / NEW EDUCATIONAL STANDARDS / SECONDARY SCHOOL / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова Марина Сергеевна

Статья посвящена анализу основных затруднений в работе молодых учителей в условиях внедрения новых ФГОС. В статье уточняется значение понятия «профессиональная адаптация», указываются особенности новых ФГОС, выявляются причины возникновения затруднений в работе и, как следствие, профессиональной дезадаптации, раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотникова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS OF EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF YOUNG TEACHERS’ PROFESSIONAL ADAPTATION IN THE CONDITIONS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS’ INTRODUCTION

This article analyzes the main difficulties in the work of young teachers in the conditions of new educational standards’ introduction. The article clarifies the meaning of «professional adaptation», indicates the features of new educational standards, identifies causes of the difficulties in work and, as a consequence, professional disadaptation, reveals the essence of psychological and pedagogical maintenance of young teachers’ professional adaptation in the conditions of new educational standards’ introduction.

Текст научной работы на тему «Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в ситуации внедрения новых образовательных стандартов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-40 УДК 378.046.4

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СИТУАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Сотникова М.С.

Статья посвящена анализу основных затруднений в работе молодых учителей в условиях внедрения новых ФГОС. В статье уточняется значение понятия «профессиональная адаптация», указываются особенности новых ФГОС, выявляются причины возникновения затруднений в работе и, как следствие, профессиональной дезадаптации, раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: профессиональная адаптация; профессиональная дезадаптация; молодой учитель; психолого-педагогическое сопровождение; новые образовательные стандарты; школа.

TERMS OF EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF YOUNG TEACHERS' PROFESSIONAL ADAPTATION IN THE CONDITIONS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS' INTRODUCTION

Sotnikova M.S.

This article analyzes the main difficulties in the work of young teachers in the conditions of new educational standards' introduction. The article clarifies the meaning of «professional adaptation», indicates the features of new educational standards, identifies causes of the difficulties in work and, as a consequence, professional disadaptation, reveals the essence of psychological andpedagogical maintenance of young teachers 'professional adaptation in the conditions of new educational standards' introduction.

Keywords: professional adaptation; professional disadaptation; a young teacher; psychological and pedagogical maintenance; new educational standards; Secondary School.

Введение

Современному образованию нужен самостоятельно мыслящий, профессионально компетентный педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, обеспечивающий качественное образование школьников с первых дней своей профессиональной деятельности. Утверждённый в 2013 году профессиональный стандарт педагога [8] призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Особое внимание при реализации этой идеи следует уделять профессиональному становлению молодого педагога.

Успешное профессиональное становление молодого педагога является основой его уверенности в правильности выбранного пути, благополучном преодолении возникающих профессиональных трудностей, развитии профессионального самосознания и качественного обучения учащихся. Однако, начинающие учителя, придя работать в школу, сразу сталкиваются с трудностями, связанными со слабой методической подготовкой, недостаточным владением современными приемами и методами обучения, неумением организовать свою педагогическую деятельность, слабым владением приёмами творческого саморазвития.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вносят существенные изменения в понимание целей образования и порождают дополнительные трудности в профессиональной адаптации начинающего учителя. Они предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает «... достижение планируемых результатов образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности» [12]. В связи с этим изменяется уровень ответственности в работе учителя: возрастает ответственность за удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика, за выбор рабочей программы, учебника, средств обучения, пособий, ответственность за результаты обучения. Происходят изменения в стратегии контроля и оценивания знаний.

Модернизация образования, перестройка профессиональных установок учителя, специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности учителя, отсутствие профессионального опыта создают ситуацию, в которой процесс адаптации молодого учителя может протекать длительно и сложно. Это, в свою очередь, может привести к разочарованию в профессии, снижению мотивации, эмоциональному выгоранию и, в конечном итоге, уходу из профессии.

Выходом из сложившейся ситуации может стать психолого-педагогическое сопровождение адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

Обзор литературы

Проблема адаптации - одна из самых значимых междисциплинарных проблем, которая изучается в различных областях науки. Особое место в структуре видов адаптации занимает ее профессиональная компонента: структура профессиональной адаптации (А.К. Маркова [7]), особенности профессиональной адаптации (М.П. Будякина, А.Г. Мороз [9]), психологические условия адаптации молодых специалистов (Н.Л. Руфова [11]), психолого-педагогическое сопровождение молодых учителей (Л.К. Зубцова [6], Г.Б. Андреева [1], Л.Н. Харавинина [13]), профессиональная адаптация преподавателей высшей школы (В.Т. Ащепков [3]), развитие профессиональных компетенций в процессе адаптации (М.О. Бабуцидзе [4]).

В большинстве исследований термин «профессиональная адаптация» трактуется как приспособление человека к новым для него условиям деятельности [7], в отдельных - как специфический этап общепрофессионального личностного развития [4].

Однако, специального исследования, касающегося психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в условиях внедрения новых образовательных стандартов, мы не встретили. Данная проблема недостаточно отражена в научно-педагогических работах.

Постановка задач

Необходимо определить условия успешного психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в ситуации внедрения новых образовательных стандартов.

Описание исследования

Исследование проводилось в течение 2012-2015 гг. и предусматривало три этапа:

На первом этапе осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования. Проанализировано современное состояние проблемы; определены исходные параметры исследования: проблема, цель, объект, предмет, методы; осуществлен поиск необходимой информации по проблеме профессиональной адаптации молодых учителей.

На втором этапе осуществлялась констатирующая часть эксперимента, которая включала в себя диагностические мероприятия по определению уровня профессиональной адаптирован-ности молодых учителей в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

На третьем этапе осуществлялась формирующая часть эксперимента, которая заключалась во внедрении и апробации экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в условиях внедрения новых образовательных стандартов с последующими повторными диагностическими мероприятиями.

Исходя из анализа этапов, факторов и условий, влияющих на успешность адаптации, и в рамках адаптированной модели сопровождения профессиональной адаптации молодого педагога [13], диагностика осуществлялась по следующим направлениям:

1. Профессиональный аспект (методика анализа результативности урока в контексте требований ФГОС [2], опросник О.Н. Родиной и М.А. Дмитриевой «Оценка профессиональной дезадаптации» [10].

2. Поведенческий аспект (опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ), методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса, индивидуальные беседы, направленные на выявление групп ценностей, мотивов, целеполагания молодых учителей).

3. Личностный аспект (методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова, анкетирование «Самооценка профессиональной деятельности учителя»).

Проведённый мониторинг позволил выявить ряд проблем в процессе профессиональной адаптации при освоении и реализации новых ФГОС молодыми учителями. Нами были выявлены следующие проблемные зоны:

1. Недостаточная профессиональная компетентность начинающих педагогов в вопросах ФГОС: имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

2. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к профессиональной деятельности не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития учащихся, методов обучения и воспитания.

3. Нет глубинного понимания молодыми учителями положений, заложенных в федеральных стандартах.

4. Молодые учителя испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».

5. Часть педагогов стремятся к творчеству, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают (34%); другие - добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы (57%), и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей (9%).

6. Часть педагогов по результатам диагностической работы показали высокий уровень эмоционального выгорания (33%), психоэмоционального истощения (18%) и личностного отдаления (19%).

С учётом анализа уже имеющихся научных разработок по схожей тематике [5], для успешной профессиональной адаптации и оптимизации профессиональной компетентности начинающих учителей мы предлагаем к внедрению экспериментальную Программу психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации «Школа молодого педагога», которая включает в себя 5 модулей:

1. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности (федеральные и региональные основы модернизации образования, психогигиена труда учителя, психологическая культура отношений, основы конфликтологии, основные направления работы классного руководителя, мониторинг образования).

2. Современные педагогические технологии (педагогические технологии и инновации, приемы педагогической техники, инновации в образовании).

3. Педагогика творческого саморазвития (совершенствование профессионального мастерства молодого учителя).

4. Методическая компетентность учителя (нормативно-правовая база образовательного процесса, типология урока в современной школе).

5. Имидж современного педагога (педагогическая этика).

В рамках каждого этапа реализации Программы предполагается совместная многоступенчатая и разноплановая работа с молодыми учителями администрации, социально-психологической службы, представителей окружного методического центра, опытных учителей-коллег. Содержание Программы предусматривает повышение квалификации молодого учителя до уровня, на котором педагог способен моделировать собственную профессиональную деятельность. Образовательный процесс выстраивается на основе различных форм организации учебной деятельности: лекций, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, диспутов, круглых столов, педагогических и имитационных игр. Методы сопровождения профессиональной адаптации коррелируют с методами саморазвития.

Экспериментальная Программа психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей «Школа молодого педагога» была успешно внедрена в управленческую подструктуру организации инновационной деятельности трёх школ г. Москвы. Это позволило нам проверить её эффективность, сопоставив данные первичной диагностики (ПД) с данными в экспериментальной группе (ЭГ):

- уровень реализации системно-деятельностного подхода вырос на 48%;

- уровень профессиональной дезадаптации молодых учителей снизился на 68%;

- общий уровень саморегуляции молодых учителей вырос на 18,7%;

- уровень мотивации к достижению успеха молодых учителей вырос на 22%;

- индекс психического выгорания молодых учителей снизился на 48%;

- уровень самооценки профессиональной деятельности молодых учителей вырос на 23,6%.

Исходя из результатов сравнительно-сопоставительного анализа полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в процессе реализации экспериментальной программы сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в условиях внедрения новых образовательных стандартов в экспериментальной группе наблюдается выраженная положительная динамика в уровне успешности начинающих педагогов по всем диагностическим аспектам по сравнению с контрольной группой, где показатели либо остались практически неизменными, либо снизились.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что своевременная реализация комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению профессиональной адаптации молодых учителей в условиях внедрения новых образовательных стандартов, а также ответственный, компетентностный подход социально-психологической службы, руководителей образовательного учреждения и самого учителя позволит обеспечить успешную адаптацию молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Андреева Г.Б. Подготовка, адаптация и повышение квалификации сельских учителей в

США: Дис. канд. пед. наук. - М., 2000. 154 с.

2. Афанасьева Н.В. Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока // Справочник заместителя директора школы, 2014, № 10. С. 37-45.

3. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и

перспективы // Монография. 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: ИППК РГУ, 1997. 143 с.

4. Бабуцидзе М.О. Развитие рефлексивных умений молодого учителя в процессе профадапта-ции: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Курган: КГПИ, 1998. 22 с.

5. Братчук Н.А., Кубарева О.В., Файн Т.А. Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей. - Биробиджан, ОблИУУ, 2004. 36 с.

6. Зубцова Л.К. Организационно-педагогические условия адаптации молодого учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Казань, 1995. 17 с.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. 308 с.

8. Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 6.12.2013).

9. Мороз А.Г. Адаптация молодого учителя в педагогическом коллективе / В сб.: Проблемы совершенствования послевузовского образования молодых учителей в свете решений XXVII съезда КПСС. - Гродно, 1988. С. 153-155.

10. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. Пособие, 2-е изд. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Из-во С.-Петербургского университета, 2001.

11. Руфова Н.Л. Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: На примере психолого-педагогических профессий: Дисс. ... к.п.н. - М., 1999. 250 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. 31 с.

13. Харавинина Л.Н. Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник, 2010. Вып. 1.

14. Odell S.J., Ferraro B.P. Teacher Mentoring and Teacher Retention // Journal of Teacher Education, № 43, 1992.

15. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press. - N.Y. & London, 1968.

References

1. Andreeva G.B. Podgotovka, adaptatsiya i povyshenie kvalifikatsii sel'skikh uchiteley v SShA [Preparation, adaptation and professional development of rural teachers in the USA]: Dis. ... k.p.n. - Moscow, 2000. 154 p.

2. Afanas'eva N.V. Realizuem trebovaniya FGOS obshchego obrazovaniya: analiz uroka // Spra-vochnik zamestitelya direktora shkoly, 2014, № 10. Pp. 37-45.

3. Ashchepkov V.T. Professional'naya adaptatsiyaprepodavateley vysshey shkoly: problemy iper-spektivy [Professional adaptation of teachers of the higher school: problems and prospects] // Monografiya. 2-e izd., ispr. i dop. - Rostov-on-Don: IPPK RGU, 1997. 143 p.

4. Babutsidze M.O. Razvitie refleksivnykh umeniy molodogo uchitelya v pro-tsesse profadaptatsii [Development of reflexive abilities of the young teacher in the course of professional adaptation]: Avtoref. diss. ... k.p.n. - Kurgan: KGPI, 1998. 22 p.

5. Bratchuk N.A., Kubareva O.V., Fayn T.A. Psikhologo-pedagogicheskoe inauchno-metodicheskoe soprovozhdenie professional'noy adaptatsii molodykh uchiteley [Psychologycal and pedagogical, scientific and methodical maintenance of professional adaptation of young teachers]. - Birobidzhan, OblIUU, 2004. 36 p.

6. Zubtsova L.K. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya adaptatsii molodogo uchitelya [Organizational and pedagogical conditions of adaptation of the young teacher]: Avtoref. diss. k.p.n. - Kazan, 1995. 17 p.

7. Markova A.K. Psikhologiyaprofessionalizma [Professionalism psychology]. - Moscow: Znanie, 1996. 308 p.

8. Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18.10.2013. № 544n «Ob utverzhdenii pro-fessional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, na-chal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» (Zaregistrirovano v Minyuste RF 6.12.2013).

9. Moroz A.G. Adaptatsiya molodogo uchitelya v pedagogicheskom kollektive [Adaptation of the young teacher in pedagogical collective] / V sb.: Problemy sovershenstvovaniya poslevuzov-skogo obrazovaniya molodykh uchiteley v svete resheniy XXVII s»ezda KPSS. - Grodno, 1988. Pp. 153-155.

10. Praktikumpopsikhologiiprofessional'noy deyatel'nosti i menedzhmenta [Workshop of psychology of professional activity and management]: Ucheb. Posobie, 2-e izd. / Pod red. G.S. Nikifo-rova, M.A. Dmitrievoy, V.M. Snetkova. - Saint Petersburg: Iz-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2001.

11. Rufova N.L. Psikhologicheskie usloviya adaptatsii molodykh spetsialistov k sovremennomu rynku truda: Na primere psikhologo-pedagogicheskikh professiy [Psychological conditions of adaptation of young specialists to modern labor market: On the example of psychology and pedagogical professions]: Diss. ... K.p.n. - Moscow, 1999. 250 p.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of the primary general education] / Min-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. - Moscow, Prosveshchenie, 2010. 31 p.

13. Kharavinina L.N. Model' soprovozhdeniya professional'no-lichnostnogo razvitiya molodogo prepodavatelya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik 2010, № 1.

14. Odell S.J., Ferraro B.P. Teacher Mentoring and Teacher Retention // Journal of Teacher Education, № 43, 1992.

15. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press. - N.Y. & London, 1968. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сотникова Марина Сергеевна, ассистент кафедры психологии образования МПГУ, аспирант

Московский педагогический государственный университет ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, 119991, Россия e-mail: sotms@yandex.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2545-4702

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sotnikova Marina Sergeevna, an assistant to educational psychology's department, graduate student

Moscow State Pedagogical University 1/1, M. Pirogovskaya Str., 119991, Russia e-mail: sotms@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.