Научная статья на тему 'Особенности развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов'

Особенности развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PRIMARY SCHOOL TEACHER / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE / TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD / DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эжаева Малика Абуевна

Представлена авторская интерпретация сущности психолого-педагогической культуры учителей начальных классов, основанная на положениях и требованиях профессионального стандарта педагога. Выделена ценностная составляющая психолого-педагогической культуры, которая проявляется в способности учителей осуществлять психолого-педагогические функции по обучению, воспитанию и развитию младших школьников уверенно, творчески и получая профессиональное удовлетворение. Развитие психолого-педагогической культуры представляется в контексте концепции Л.С. Выготского о культурном восхождении и расширении личности. В результате чего выделены три уровня развития исследуемого феномена: субъектная психолого-педагогическая культура, специальная психолого-педагогическая культура и совершенная психолого-педагогическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The author's interpretation of the essence of psychological and pedagogical culture of primary school teachers, based on the requirements of professional standard of teacher is presented. The value component of psychological and pedagogical culture is obtained, which is manifested in the ability of teachers to carry out psychological and pedagogical function of training, education and development of younger pupils creatively getting professional satisfaction. The development of psycho-pedagogical culture is presented in the context of the concept of L.S. Vygotsky's cultural ascent and expansion of the individual. As a result, the three levels of the studied phenomenon are identified: subjective psychological and pedagogical culture, special psychological and pedagogical culture and perfect psychological and pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Особенности развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов»

УДК 159.923+371.12

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

М.А. Эжаева

Аннотация. Представлена авторская интерпретация сущности психо лого-педагогической культуры учителей начальных классов, основанная на положениях и требованиях профессионального стандарта педагога. Выделена ценностная составляющая психолого-педагогической культуры, которая проявляется в способности учителей осуществлять психолого-педагогические функции по обучению, воспитанию и развитию младших школьников уверенно, творчески и получая профессиональное удовлетворение. Развитие психолого-педагогической культуры представляется в контексте концепции Л.С. Выготского о культурном восхождении и расширении личности. В результате чего выделены три уровня развития исследуемого феномена: субъектная психолого-педагогическая культура, специальная психолого-педагогическая культура и совершенная психолого-педагогическая культура.

Ключевые слова: учитель начальных классов, психолого-педагогическая культура, профессиональный стандарт педагога, развитие, развитие психолого-педагогической культуры.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE

DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

M. Ezhayeva

Abstract. The author's interpretation of the essence of psychological and pedagogical culture of primary school teachers, based on the requirements of professional standard of teacher is presented. The value component of psychological and pedagogical culture is obtained, which is manifested in the ability of teachers to carry out psychological and pedagogical function of training, education and development of younger pupils creatively getting professional satisfaction. The development of psycho-pedagogical culture is presented in the context of the concept of L.S. Vygotsky's cultural ascent and expansion of the individual. As a result, the three levels of the studied phenomenon are identified: subjective psychological and pedagogical culture, special psychological and pedagogical culture and perfect psychological and pedagogical culture.

Keywords: primary school teacher, psychological and pedagogical culture, teacher's professional standard, development, psychological and pedagogical culture development.

Воспитание, обучение и развитие школьников всегда было и продолжает оставаться приоритетной задачей российского общества. Данная задача составляет основу государственной образовательной политики. Подтверждением тому могут служить многочисленные правительственные и президентские инициативы, где определяются пути модернизации общеобразовательных организаций, требования к педагогическим кадрам. Например, утверждение

профессионального стандарта педагога ставит перед учителем общеобразовательной организации задачу качественного

осуществления не только функций по обучению и воспитанию, но и развитию школьников [6].

Особое внимание в профессиональном стандарте уделяется осуществлению учителем трудовой функции «развивающая деятельность», что вполне согласуется с позицией отечественных психологов об определяющем влиянии обучения и воспитания на развитие подрастающего

поколения [1]. В рамках осуществления данной трудовой функции учителю необходимость понимать закономерности и принципы, лежащие в основе организации образовательного процесса; владеть техниками учета возрастных и психофизиологических особенностей

школьников; обладать установкой на осуществление квалифицированной

педагогической помощи любому ребенку независимо от реальных возможностей, физического и психического здоровья последнего. Отмечается ведущая роль учителя и в разработке индивидуальных программ и образовательных маршрутов для школьников с различным учебным потенциалом, а также своеобразием личностных и возрастных качеств.

Одновременно с этим подчеркнем, что любые преобразования в системе общего образования традиционно начинаются с начальной школы. Именно начального школа в 2011 году начала внедрять федеральные государственные образовательные стандарты начального общего

образования. Соответственно требования профессионального стандарта имеют непосредственное отношение и к учителю начальных классов. Тем более, что положенная в основу федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования системно-деятельностная парадигма, как раз, и ориентирует учителей начальных классов на осуществление педагогической деятельности с учетом ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте, социально обусловленного контекста развития младших школьников.

Заметим, однако, что для успешного осуществления функций по обучению, воспитанию и развитию младших школьников недостаточно глубокого знания теоретических основ психологической и педагогической науки. Принципиально важно ставить вопрос об интеграции психолого-педагогических знаний, умений и способов осуществления педагогической деятельности, а также личностных особенностей учителей начальных классов. Именно поэтому в статье ставится вопрос о психолого-педагогической культуре учителей начальных классов и особенностях ее развития в общеобразовательной организации.

При определении психолого-педагогической культуры учителей начальных классов мы исходили из анализа содержания и характера профессиональной деятельности последних. В частности, было установлено, что в деятельности учителей начальных классов естественным образом увязываются педагогические и психологические функции, связанные с решением задач обучения, воспитания и развития младших школьников. При этом, как показывают исследования, разделение этих функций представляется нецелесообразным. Они дают наибольший эффект, когда осуществляется своеобразное взаимопроникновение

психологических знаний и способов педагогической деятельности учителей [2-4].

В этой связи психолого-педагогическая культура учителей начальных классов может быть определена как интегративное образование личности, воплощающее собой систему психолого-педагогических знаний, умений и трудовых действий, которые обеспечивают осмысленное, качественное и творческое решение задач по обучению, воспитании и развитию младших школьников.

В данном определении обращается внимание на несколько важных моментов. Во-первых, ставится акцент на осмысленное решение педагогических задач, т.е. осознанном использовании педагогических методов и средств

обучения и воспитания, основанном на всестороннем понимании закономерностей психического и возрастного развития младших школьников. Именно грамотное применение психологических знаний позволяет придать педагогическим воздействиям учителей начальных классов адресный характер, что существенно увеличивает вероятность получения качественных образовательных результатов. Во-вторых, психолого-педагогическая культура не замыкается только обучающими и воспитательными задачами, путь даже и основанными на глубоком знании педагогической психологии. В поле зрения также находятся и деятельность по развитию младших школьников, что говорит о распространении психолого-педагогических функций за рамки основного образовательного процесса и предполагает использованием учителями педагогического потенциала родительской общественности, учителей-коллег и администрации

образовательной организации. В-третьих, обращается внимание на творческий контекст психолого-педагогической культуры. Это означает способность учителей создавать, модернизировать и использовать в новом качестве классические педагогические методы и средства.

Выделенные особенности, собственно, и позволяют обнаружить отличие психолого-педагогической культуры от психолого-педагогической компетентности. Отличие состоит в обладании первым понятием ценностной составляющей. Учителя начальных классов, подходящие под определение критериев психолого-педагогической культуры, не просто осуществляют психолого-педагогические

функции со знанием дела, а выполняют это творчески и получают от этого профессиональное удовлетворение. Последнее с неизбежностью придает их деятельности уверенный характер, что, как следствие, позитивно сказывается на содержании их педагогической работы.

Совершенно очевидно, что такое прочтение психолого-педагогической культуры задает достаточно высокие требования к содержанию деятельности учителей начальных классов. При этом отметим, что такие требования не являются надуманными, а вытекают из положений профессионального стандарта педагога [6]. Вместе с тем реальная практика начального общего образования указывает на то, что далеко не все учителя отвечают параметрам психолого-педагогической культуры в формате единства ее функций по осуществлению обучения, воспитания и развития младших школьников.

В ходе исследования уровня

сформированности психолого-педагогической культуры было опрошено 967 учителей начальных классов г. Грозного и Чеченской Республики, которые проходили курсовую подготовку в Чеченском институте повышения квалификации работников образования в 2014 - 2016 гг. При этом использовались методы: анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учителей начальных классов на курсах повышения квалификации.

Было установлено, что системные знания в области педагогической психологии, достаточные для качественного осуществления функций по обучению, воспитанию и развитию младших школьников, обнаруживают лишь 14,3% респондентов. Качественные знания по отдельным вопросам возрастной психологии демонстрируют 22,8% респондентов. О наличии пробелов в знаниях по многим существенным разделам психологии личности указывают 32,8% анкет.

Кроме того, нами были определены аспекты педагогической деятельности, в рамках которых учителя начальных классов испытывают наибольшие затруднения при использовании знаний научной психологии. Например, 27,4% опрошенных учителей такие затруднения связывают с исполнением трудовых действий по педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Затруднения в применении психологических знаний при подготовке младших школьников к олимпиадам и конкурсам демонстрируют 17,3% учителей. Затруднения в применении психологических знаний при проектировании собственного профессионального развития испытывают 32,2% учителей.

Наконец, в ходе исследования нами изучался характер коммуникации учителей с младшими школьниками и трудностей, которые испытывают педагоги во взаимодействии с детьми. На вопрос «Испытываете ли Вы трудности в установлении эффективного взаимодействия с младшими школьниками?» положительно ответили 29,1% респондентов. При этом оставшиеся респонденты, которые дали на указанный вопрос отрицательный ответ, не смогли в полном объеме назвать потенциально возможные причины возникновения коммуникативных барьеров.

Итак, проведенное исследование позволило установить существование проблемы

несформированности у учителей начальных классов требуемого уровня психолого-педагогической культуры. Причина порождения этой проблемы находится в плоскости готовности (или неготовности) учителей осмысленно и качественно использовать психологические

знания в практической педагогической работе. Это обстоятельство указывает не необходимость развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов.

При определении понятия «психолого-педагогическая культура учителей начальных классов» статья опирается на идею Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии [1]. Ученый соотносит психологический механизм развития личности с зоной ближайшего развития. Л.С. Выготский, в частности, обосновал, что приобретенные человеком новые возможности обладают влиянием на прочие способности, еще не затронутые обучением, что, собственно, делает возможным превращение обучения в инструмент самосовершенствования и самореализации личности. В результате чего о развитии представляется возможным говорить как о закономерном изменении, непрерывном движении к более сложному, более высокому уровню сформированности какого-либо качества. При этом в статье делается акцент на профессиональном развитии, которое в полной мере согласуется с концепций

профессионального стандарта педагога. Если в классической трактовке развития педалируется идея преимущественного количественного роста знаний, умений и навыков, то в данном случае ставка делается на самосовершенствовании и развитии индивидуальности. С этих позиций развитие психолого-педагогической культуры определяется как непрерывный, поступательный и целенаправленный процесс овладения учителями начальных классов качественно новыми интеллектуальными, психологическими и социальными характеристиками, дающими возможность продуктивно осуществлять интегрированные психолого-педагогические функции по обучению, воспитанию и развитию младших школьников.

Характеризуя особенности развития психолого-педагогической культуры, следует показать, что в ее основе лежит направленность учителей к совершенству в осуществлении психолого-педагогических функций по обучению, воспитанию и развитию младших школьников. При этом сам процесс стремления к совершенству может переживать несколько этапов. В качестве таких этапов вслед за Ю.В. Подповетной [5] целесообразно выделить следующие этапы: личностно-профессионального развития, приобщения к ценностям и педагогическим идеалам профессионального сообщества, передача профессионально-педагогического опыта молодым учителям. В силу чего можно говорить о трех уровнях проявления психолого-педагогической культуры

учителей начальных классов, каждый из которых отвечает идейной направленности указанных этапов. Так, субъектная психолого-педагогическая культура соответствует личностно-профессиональному этапу ее развития. О специализированной психолого-

педагогической культуре целесообразно говорить на этапе приобщения учителей к ценностям и педагогическим идеалам профессионального сообщества. Наконец, совершенная психолого-педагогическая культура соотносится с задачами этапа передачи профессионально-

педагогического опыта молодым или начинающим учителям.

Таким образом, психологическая природа развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов определяется, прежде всего, их внутренней активностью и установкой на качественное изменение своей педагогической позиции по отношению к младшим школьникам. На первое место здесь выдвигается активность учителей в совершенствовании своего внутреннего мира, что предопределяет принципиально новые способы осуществления психолого-педагогических

функций по обучению, воспитанию и развитию младших школьников.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология (психология: класс. труды) / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.

2. Ильясов Д.Ф. Бенчмаркинговые технологии в непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательной школы / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Мир науки, культуры, образования - 2013. - № 6(43). - С. 199-202.

3. Ильясов Д.Ф. Образовательные программы повышения квалификации руководителей школ: процессуальные аспекты проектирования / Д.Ф. Ильясов // Инновации в образовании. - 2005. - №2 1. - С. 43-54.

4. Ильясов Д.Ф. Особенности проектирования образовательных программ в школе / Д.Ф. Ильясов,

О.А. Ильясова // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 89-93.

5. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович. - М.: ВЛАДОС, 2012. -284 с.

6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html

Сведения об авторе:

Эжаева Малика Абуевна (г. Грозный, Россия), директор, Грозненский педагогический колледж, e-mail: metod-08@mail.ru

Data about the author:

M. Ezhayeva (Grozny, Russia), director, Grozny Pedagogical College, e-mail: metod-08@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.