А. А. Ооржак.
Проблемы духов но-нравственного воспитания дошкольников в тувинской семье
которые имеют только по одному ребенку. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за младшими братьями и сестрами.
Если для прошлого века характерно единообразие семейной жизни в рамках одной культуры, то сегодня тувинская семья оказалась в условиях сосуществования разных культур и разных форм семьи и брака. Если еще недавно образцом собственной семьи являлась родительская семья, то сегодняшняя тувинская молодежь хочет устроить все по-своему.
Тем не менее, значимость семьи в глазах молодых по-прежнему велика. Лишь в единичных случаях они считают, что человек может все свои потребности удовлетворить вне семьи и брака.
В настоящее время от духовно-нравственного воспитания детей зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества. Чтобы не допустить угасания формировавшихся веками духовно-нравственных ценностей тувинского народа необходимо рассматривать деятельность образовательных учреждений по
удовлетворению языковых и этнокультурных потребностей обучающихся как одно из приоритетных направлений развития личности, народа, человечества в целом в XXI веке.
Глубокое уважение и восхищение, желание равняться на них вызывают многие семейные
пары преклонных лет в Туве, которые вместе прожили всю жизнь. Поженившись в ранней молодости, они за долгие годы прошли и радость, и отчаянье, и горе. Растили детей, воспитывали внуков, а теперь уже и нянчатся с правнуками. Сегодня они кажутся нам беспомощными, кроткими, но в их глазах и порой молчаливом взгляде на уровне подсознания считывается поразительной глубины мудрость. Они отстали от технической стороны жизни, и поэтому кажутся нам несовременными и малознающими. Но эти старики с обвисшей кожей, покрытой морщинками, сохранили то, что не поддается определению современности, что-то вечное и абсолютное [7, с. 12].
Литература
1. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: ПрПосвещение, 2009.
2. Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М : "Планета 2002.
3. Педагогика любвн. Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». -Кызыл, 2009.
4. Харчев АГ, Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - Ереван, 2005.
5. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006,
6. Кужугет А.К. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - XX века). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002.
7. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы» №2, 2010
Т.П.Томилова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье затронуты проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Перечислены вопросы, волнующие специальных психологов и учителей. Раскрыта роль психолого-педагогической компетенции психологов, учителей, родителей в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, задержка психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития», проект 10-06-63401 а/Т.
Tomilova Т.Р.
Psychological and pedagogical support for children with delay of the psychic development
The article is devoted to the problem of correctional-developing education for children with mental retardation. It includes the issues concerning to psychologists and teachers. The role of psychological and educational competence of psychologists, teachers and parents in the psychological and pedagogical support for children with mental retardation are revealed.
Keywords: psychological and pedagogical competence, mental retardation, psychological and pedagogical support.
В последнее десятилетие усилиями Министерства образования Российской Федерации, министерств республиканских уровней, в частности Министерства образования Республики Тыва, ученых и практиков сложилась культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение, целью которого является обеспечение в учебно-воспитательном процессе нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Однако в республике Тыва нет опыта
функционирования специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VII вида. И это создавало и создаёт определённые сложности в создании системы коррекционно-развивающего обучения детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Количество детей с нарушениями в развитии продолжает расти. По данным Республиканского центра диагностики и консультирования за 2008 и 2009 годы среди детей с нарушениями в развитии преобладают дети с задержкой психического развития, которые нуждаются в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении.
Специальные педагоги и психологи республики работают над различными аспектами поведения детей с ЗПР. Они выявляют факторы нарушения нормального развития личности. Методологической основой их деятельности является культурно-историческая теория Л.С.Выготского, согласно которой развитие психики и формирование личности ребенка происходит в процессе усвоения социального опыта, в процессе обучения и воспитания.
На научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, проходящих в республике, поднимаются вопросы семейного воспитания, межличностных отношений, рассматриваются факторы психического здоровья. При личных беседах учителя-предметники, называя испытываемые
учащимися трудности, в первую очередь, говорили о недостатках восприятия и мышления, низком уровне обобщенности, логической непоследовательности,
повышенной зависимости от ситуации. Таким образом, учителя отмечают недостатки
познавательной сферы детей с ЗПР. Беседы со специальными педагогами показали, что их волнуют, в первую очередь, отклонения в поведении учащихся и вопросы
необходимости разработки адекватных методов психологической коррекции как важного средства предупреждения нарушений поведения и оптимизации процесса адаптации в обществе этой категории детей.
Психологи, педагоги, логопеды, дефектологи призваны обеспечить учителя современными технологиями, оказать ему помощь. Однако на вопросы, связанные с помощью педагогов и психологов учителю, работающему с детьми с ЗПР, типичные ответы наших выпускников выглядели следующим образом: «У меня в классе четверо таких учащихся. В сентябре ко мне подошла психолог. Сказала, что будет оказывать помощь в работе с данной категорией детей. Но скоро закончится учебный год, а психолог так и не оказала никакой помощи»; «Есть ли психолог в школе, не знаю. У меня только двое детей с ЗПР. Понятно, что для создания специального класса нужно двенадцать человек. Что делаю? Мучаюсь с ними», «Я не первый год работаю в школе. Очень хороший контакт с детьми. И мне как опытному педагогу предложили вести класс детей с ЗПР. Я согласилась. Но быстро поняла, что для работы с такими детьми нужны специальные знания. Я старалась, как могла. Но постоянно возникали ситуации, когда я оказывалась беспомощной. Психологи, на мой взгляд, тоже не готовы к работе с этими детьми. Нужны специальные педагоги и специальные психологи. Слышала, что появились выпускники Красноярского университета с квалификацией «Специальный психолог, специальный педагог». Но я лично их не встречала. А психологи, с которыми пыталась проконсультироваться, абсолютно ничем мне помочь не могли», «Хорошо, что решили обсудить с нами эту проблему. Понятно, что решать её надо всем миром. Спрашиваете, как взаимодействуем с родителями, как их консультируем. Родители, как правило, крепко пьющие. Им наплевать на своих детей».
Доказывать то, что успешность обучения ребенка с ЗПР в общеобразовательном классе зависит от включенности в работу с ним педагога-психолога, учителя, логопеда, дефектолога, социального педагога мы не будем. Это очевидно.
Т.П. Томи лов а.
Пснхо лого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития
По сути дела, учитель начальных классов особенно в сельской местности вынужденно оказался в ситуации необходимости психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения детей с ЗПР. Проблема организации интеграции детей в общеобразовательные классы не стояла и не обсуждалась. Ребёнок с ЗПР изначально оказывался и продолжает оказываться в общеобразовательном классе. Чаще всего учителя, работая с такими детьми, придерживаются облегчённой стратегии обучения, а не коррекционной.
Учителя считают, что нет специально подготовленных педагогов-предметников, не разработаны методические подходы к организации дифференцированной диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии, переживается дефицит научно-методических разработок, которые могли бы оказать помощь учителям, воспитателям, психологам в работе с этой категорией детей.
Знание психологических механизмов формирования в норме и при задержке психического развития позволило бы учителям-предметникам определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации познавательного процесса. Но их знаний в этой области не достаточно.
Минобразование России в приложении к письму от 27.06.03 №28-51-513/6 дало весьма чёткие методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе, задачей которого является «предупреждение возникновения проблем развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями».
Приоритетные ценности учителя, работающего с детьми с ЗПР, - во-первых, любовь к детям, стремление их понять и помочь им, во-вторых, прекрасное знание своего предмета и методики его преподавания. Гуманистическая направленность учителя, в основе которой лежит безусловное принятие ученика, приводит к тому, что профессионально-личностные качества
способствуют успешному взаимодействию не только с учениками, но и с их родителями.
Роли психолого-педагогической и предметной компетентности учителя сегодня
уделяется много внимания. К компетентности учителя, осуществляющего интегрированное обучение, предъявляются дополнительные повышенные требования. Но каким бы замечательным не был учитель, без семейного воспитания развить личность ребёнка, сохранить его физическое и психическое здоровье невозможно.
Необходимо развитие психолого-педагогической компетентности не только учителей начальных классов, но и родителей детей с ЗПР. Наблюдения показали, что интерес к вопросам психолого-педагогического сопровождения данной категории детей в последнее время возрастает не только у учителей, но и у родителей. Учителей и родителей одинаково волнуют вопросы, связанные с адаптацией интегрированного ребёнка, с
взаимоотношениями со сверстниками, трудности образовательного процесса. Путей и средств привлечения родителей к совместной работе немало: это и создание общественных организаций для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, организация консультирования со стороны психологов, учителей-дефектологов,
социальных педагогов, учителей-логопедов Республиканского центра диагностики и консультирования и т.д.
Улучшение демографической ситуации, высокая рождаемость в Республике Тыва в случае безответственного подхода со стороны родителей могут привести к росту детей с ЗПР. Родители также должны стать объектом психологических исследований, так как они призваны воспитывать собственных детей не в меньшей, а в большей степени по сравнению с учителем. Никто не требует от родителей специальных учебных умений, однако их психический инфантилизм и педагогическая беспомощность должны быть преодолены. В свою очередь, педагоги, психологи, медицинские работники, социальные службы должны сделать всё от них зависящее, чтобы помочь родителям обеспечить нормальный ход развития ребёнка.
Сложности психолого-педагогического сопровождения данной категории детей со стороны учителей начальных классов, работников дошкольных учреждений, учителей-предметников связаны с тем, что вузовская подготовка по специальностям не предусматривает специализации, связанной с коррекционно-развивающей работой. Основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения
возникают по поводу учебных проблем, взаимоотношений ребёнка в классе. В целях способствования профессионального развития специалистов, улучшения эффективности коррекционного воздействия мы разработали принципы и методы нейропсихологического и нейро лингвистического воздействия и распространили их среди учителей начальных классов и выпускников Тывинского государственного университета.
Главное, на наш взгляд, даже не знание специальных технологий сопровождения, хотя это чрезвычайно важно. Важнее другое: умение учителя принять детей с задержкой психического развития такими, какие они есть, не давать им категоричных оценок типа «по ним школа VIII вида плачет». Это требование к личности учителя должно быть первичным. Далеко не каждый учитель может работать с детьми с ЗПР, а только тот, для кого идеи гуманизации образования не пустой звук. Во-вторых, обязателен дифференцированный и индивидуальный подход. В условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов должна быть расширена. Психолого-педагогическая
компетентность, которая включает в себя психолого-педагогическую культуру учителя, знание и учёт возрастных особенностей,
владение разными педагогическими технологиями, знание нормативно-правовой базы, должна быть расширена знаниями психолого-педагогических технологий,
которые используются педагогами при организации сопровождения детей с ЗПР, умением организовать деятельность по психолого-педагогическому сопровождению детей с ЗПР в общеобразовательном учреждении.
Предметная компетентность, связанная со знаниями и умениями по преподаваемым предметам, владения методикой преподавания, должна также быть расширена за счёт методов, средств и форм обучения, принципов развития в соответствии с психофизиологическими и индивидуальными особенностями детей с ЗПР.
Расширение психолого-педагогической и предметной компетенции оправдывает себя и является необходимостью в условиях интеграции, поскольку по статистическим данным здоровье детей ухудшается, программы обучения усложняются, следовательно, возрастают требования к учителю, который должен адаптировать ребёнка, организовать взаимопонимание между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями, помочь ребёнку с ЗПР усвоить программу обучения, организовать консультационную помощь для родителей
А-Х.С. Ондар
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ Д ЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье предпринята попытка решить проблему адаптации первоклассников в школе. Игровые упражнения на уроках и переменах позволяют первоклассникам быстрей привыкнуть к новому режиму психофизической активности. Игровые минутки на уроках — это мотивация к свободной мыслительной активности и самоорганизации. Речевые игры и разминки на переменах позволяют регулировать и нормировать интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузки. Для младших школьников развивающие игровые упражнения являются возможностью самореализации и позволяют варьировать различные виды нагрузок.
Ключевые слова: игры, развитие, речь, адаптация, лексика, мобилизация, мотивация.
Ondar АН. S.
Use the playing exercises for development speech of the pupils on
lesson of the Russian language
In article is undertaken attempt to solve a problem of the adaptation first-form in school. Playing exercises on lesson and change allows the child quick to get accustomed to new mode psychic and physical activity. The Playing minutes on lesson-motivation to free mental activity and independence. The Speech plays and limbering-ups on change allow adjusting and normalizing intellectual, emotional and physical load. For younger pupil developing playing exercises are a possibility to realization and allow varying the different types of the loads.
Keywords: plays, development, speech, adaptation, lexicon, mobilization, motivation.