Научная статья на тему 'Национальная школа в республике Саха(Якутия): история, современность и тенденции развития'

Национальная школа в республике Саха(Якутия): история, современность и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭТНОС / САМОСОЗНАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL SCHOOL / ETHNOS / CONSCIOUSNESS / THE CONCEPT / TOLERANCE / CULTURE / SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Оксана Георгиевна

Анализируются история, современное состояние и тенденции развития национальной школы в Республике Саха(Якутия), рассматриваются особенности организации деятельности национальной школы в условиях Севера, обосновывается необходимость развития духовной культуры учителя как важного фактора повышения эффективности педагогического процесса в национальной школе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the history, a current state and tendencies of development of national school in Republic Sakha (Yakutia) is analyzed, features of the organisation of activity of national school in the conditions of the North are considered, necessity of development of spiritual culture of the teacher as important factor of increase of efficiency of pedagogical process at national school is proved.

Текст научной работы на тему «Национальная школа в республике Саха(Якутия): история, современность и тенденции развития»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.3035.6(571.56)

Национальная школа в Республике Саха(Якутия): история, современность и тенденции развития

О.Г. Яковлева

Анализируются история, современное состояние и тенденции развития национальной школы в Республике Саха(Якутия), рассматриваются особенности организации деятельности национальной школы в условиях Севера, обосновывается необходимость развития духовной культуры учителя как важного фактора повышения эффективности педагогического процесса в национальной школе.

Ключевые слова: национальная школа, этнос, самосознание, концепция, толерантность, культура, духовная культура.

In article the history, a current state and tendencies of development of national school in Republic Sakha (Yakutia) is analyzed, features of the organisation of activity of national school in the conditions of the North are considered, necessity of development of spiritual culture of the teacher as important factor of increase of efficiency of pedagogical process at national school is proved.

Key words: national school, ethnos, consciousness, the concept, tolerance, culture, spiritual culture.

Сегодня признана ведущая роль национальной системы образования по отношению к развитию гражданского общества как всеобщего условия его общественного бытия. Задачи воспитания гражданина как активного деятельностного носителя национального самосознания, общегражданской культуры, морально- и нравственно-правовой воли признаны приоритетными в Концепции модернизации образования Российской Федерации. Воспитание в России традиционно связывалось с идеями национального образования. Как подчеркивает С.В. Куликова, современная школа все больше раскрывает свой национальный характер, развиваясь по трем векторам - национальной, общероссийской и мировой культуры. «Диалог культур» в образовании - действенное условие и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений[1, с. 3]. Теория и практика современного образования подтверждают, что определяющим фактором повышения профессионального, интеллектуального, духовно-нравственного потенциала личности является национальная школа. Государство будет преуспевать в социальном, экономическом и культурном развитии, только в том случае, если оно будет непрерывно совершенствовать свою систему образования.

ЯКОВЛЕВА Оксана Георгиевна - к.п.н., докторант РГПУ им. А.И. Герцена, e-mail:ok_1_08@mail.ru.

Понятие «национальная школа» появилось в связи с образовательными системами в национальных регионах России. Строго говоря, все школы являются национальными в зависимости от обучающихся в них детей того или иного этноса. В настоящее время во всех республиках Российской Федерации наряду с национальными функционируют русские школы. Поэтому, говоря о национальной школе, как правило, имеют в виду школу, где учатся дети коренной национальности[2, с. 3]. Длительное время было распространено определение национальной школы как учебного заведения, обслуживающего меньшинство населения, отличающегося от большинства своим языком и бытовыми особенностями, в котором преподавание ведется на родном языке, изучаются национальная литература и история своего народа.

В современной отечественной педагогике под национальной школой понимается система образования детей, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным языком ... это система, открытая для интеграции инокультурных компонентов в контексте развития мировой цивилизации. Это школа диалога культур, формирующая у своих воспитанников национальную и этнокультурную толерантность [3]. В трудах многих исследовате-

лей (А.П. Величук, Н.Б. Крылова, С.В. Куликова, В.И. Матис, В.В. Мирошниченко, А.Б. Панькин, Х.Х. Сукунов и др.) утверждается необходимость сохранения национальных корней при реализации поликультурного подхода к образованию. Следовательно, миссия современной национальной школы заключается в ее предназначении решать сложную, диалектически противоречивую проблему приобщения ребенка к общецивилизованным знаниям и ценностям одновременно с формированием его национальной самоидентификации. И это не без основания.

Россия является многонациональной и поликультурной страной. В течение 700 лет формирования Российского государства в него вошли этносы, характеризующиеся принадлежностью к разным расовым и этническим группам, языковым семьям, культурным традициям. В этом процессе демографически, политически и культурно доминировал суперэтнос русских, который играл роль интегрирующего фактора. Вошедшие в состав России этносы являлись не только объектами, но и субъектами ее развития. Начальная школа в дореволюционной России была в основном русско-язычной[4, с. 21].

В Якутии дореволюционный период развития общества характеризуется становлением грамотности населения. В конце XVIII века население было почти сплошь неграмотным (2% неграмотных). Первая школа в Якутии появилась в 1735 г. при Якутском Спасском монастыре (эта была низшая духовная школа). К 1917 г. в Якутской области насчитывалось 173 школы, в том числе 164 начальных (3825 учащихся), 5 неполных средних и 4 средние с общим числом учащихся 660 человек[5, с. 11]. Становлению национальной школы Севера в большей степени способствовала деятельность политических ссыльных (И.А. Худяков, В.Г. Короленко, Л.Г. Левенталь, В.М. Ионов, П.П. Подбельский, Н.Г. Чернышевский и др.). В 1889 г. в Якутии было 6090 ссыльных.

В советское время в высшей степени идеологизированная общеобразовательная школа была ориентирована на формирование унифицированного стандартного человека - «строителя коммунизма». Потому являлась, прежде всего, транслятором не национальной, а «советской социалистической культуры». Широкое распространение получила формула - культура «национальная по форме, социалистическая по содержанию». Анализ становления национального образования в советский период свидетельствует, что на развитие якутской национальной школы оказали воздействие практически все существенные позитивные и негативные явления в национальных отношениях.

Вместе с тем, несмотря на сложность и противоречивость советского периода истории России,

нельзя не отметить и положительные тенденции в развитии национального образования Якутии: создание письменности; государственное регулирование национального образования; единый подход в определении приоритетов в содержании образования и воспитания; идейно-политическая направленность школы; периодическая дискуссионность в лингвистическом направлении содержания образования; направленность на подготовку квалифицированных педагогических кадров[6, с. 179]; более того, именно в эти годы были созданы и реализованы на практике модели сельских национальных школ с учетом региональных особенностей северного региона.

Конец XX века в Российской Федерации характеризуется ростом национального самосознания, что является сложным общественным и культурным явлением, воздействующим на все сферы социальной жизни, в том числе и на образование. Изменение социально-культурной обстановки в стране и начало демократических преобразований позволили по-новому взглянуть на национальную историю, переосмыслить значение национальной школы как особого социокультурного института. В условиях обновления общества этносы, населяющие Российскую Федерацию, получили простор для выражения свих национальных интересов.

С конца 1980-х годов, благодаря процессам демократизации, учителя общеобразовательных школ получили возможность обращаться к ценностям национальных культур. Прежде всего, это выражается в возрождении национальной культуры, обращении к литературе и истории своего народа. Начинает разрушаться сложившийся стереотип понимания национальной школы как учебного заведения с преобладанием коренного (нерусского) контингента учащихся, наличием специальных программ обучения на родном языке, как правило, заниженным уровнем требований по сравнению с типовой общеобразовательной российской школой [7, с.21].

Рост национального самосознания активизировал стремление представителей многих народов России возродить свою национальную школу. Концепции национальных систем образования были разработаны в Калмыкии, Татарстане, Кабардино-Балкарии и др. В настоящее время существует более ста концепций школы и образования (национальных школ, регионально-этнического образования). Свое видение национальной школы предложила и Республика Саха (Якутия).

Вместе с тем, как отмечают исследователи, иногда формировавшиеся концепции были несвоевременны, иногда замешивались на опыте прошлого и не предлагали перспектив, а чаще всего, заимствуя чужой опыт, оказывались нежизнеспособными в конкретных исторических условиях

ЯКОВЛЕВА

России, отдельных ее регионов или этнических общностей [7, с. 22]. Но, бесспорно, были и весьма плодотворные эксперименты воплощения на практике идей национального образования. В данном контексте следует подчеркнуть, что реализация Концепции Республики Саха(Якутия) явилась ценным опытом формирования национального самосознания, сохранения и приумножения культурного наследия народа.

Концепция национальной школы в Республике Саха (Якутия) утверждена Постановлением Совета министров Якутской Саха СССР в мае 1991 г. Основными принципами Концепции стали: реализация конституционного права обучения и воспитания детей на родных языках, начиная с дошкольного; формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики; приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям в детских учреждениях, сочетание национальной и общечеловеческой культур.

Обсуждение первых результатов Концепции состоялось на Международной конференции «Национальная школа: концепция и технология развития» 16-21 марта 1993 г., в которой приняли участие около 20 стран Азии и Европы, министр образования Российской Федерации, министры авто-нономных республик России. Конференция высветила ряд ключевых проблем, которые вбирает в себя ее тема: стратегия и политика развития образования, каково понимание того феномена, который называется «национальная школа», какова методология обновления содержания образования в национальной школе, необходимость и механизмы создания жизнеспособных систем образования, учитывающих национально-региональные особенности.

Участники конференции пришли к выводу, что на общем историческом и социальном фоне Концепция национальной школы Республики Саха (Якутия) воспринимается как важнейшее из событий, суммирующее, концентрирующее, аккумулирующее все предыдущие культурные, просветительные, педагогические накопления. В научно-теоретическом и прикладно-практическом плане Концепция, быть может, последнее, а на сегодня и решающее слово в реально и эффективно действующей педагогической системе. В целом, Концепция обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) нашла признание не только в самой республике, но и за ее пределами, а также положительно оценена Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (1993 г.).

В настоящее время опыт реализации Концепции со всей убедительностью доказал ее жизнеспособность и перспективность. Стратегическая идея Концепции, ее основополагающие установки (Е.П. Жирков), реализация которых началась в 1989/1990 учебном году, активно и эффективно претворяются в жизнь. В республике коренным образом улучшилось преподавание и изучение родного языка, родных традиций, культуры, тысячелетнего опыта народной духовности [8].

Теоретические основы и практические направления развития национальной школы в регионе Восточной Сибири рассматриваются Д.М. Бур-хиновым, Д.А. Даниловым, С.Д. Намсараевым. Авторы коллективной монографии делают следующий вывод: национальная школа должна пойти по пути воспитания и развития личности каждого ученика как носителя духовной культуры народа, являющейся общечеловеческой ценностью. Обучение родному языку должно идти параллельно с изучением русского и иностранных языков, что обогащает личность, делает ее богаче и сильнее. Безусловным является также включение в состав учебных дисциплин всего богатства и разнообразия этнической и национальной культуры. Республиканский компонент образования включает в себя то, что непосредственно связано с региональными, национальными особенностями, должно помочь освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой культурой[9, с. 39].

В Республике Саха(Якутия) функционируют 707 общеобразовательных школ, из них с национальным языком обучения 425, с русским языком обучения 282. Существует также и разнообразие типов школ и программ, повышена самостоятельность школ, обучение носит дифференцированный характер. Концентрированным выражением общей концепции среднего образования является базисный план образовательных учреждений республики, 17 вариантов которого дают возможность осуществлять дифференцированное обучение. Школы свободны в выборе вариантов учебного плана, собственной модели развития[6, с. 202]. Весьма созидательными оказались программы духовно-нравственного воспитания личности, такие как программа «Эркээйи» (профессор А.П. Оконеш-никова), программы «Ураанхай саха о5ото», «Кыыс Куо», «Урунг Уолан». Успешно действуют концепция по воспитательной работе для малочисленных народов Севера (академик У.А. Винокурова) и общая концепция по воспитательной работе (профессор Д.А. Данилов).

Существенной специфической особенностью Республики Саха (Якутия) является ее поликультурность. По данным переписи населения 2002 г., на территории площадью 3103,2 тыс. км2 прожи-

вают представители 126 этносов. Наиболее многочисленными этносами являются саха 45,5 % и русские 41,2 %. С меньшей численностью проживают белорусы, украинцы, татары, башкиры, молдаване, чуваши, буряты, корейцы и др., а также коренные малочисленные народы Севера: эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долгане. Исторически коренным этносом, с древних времен населяющим эту территорию, является народ саха, который и дал название республике. У.А. Винокурова выделяет следующие типы культурного окружения в местах проживания народов Севера Якутии: тюркский, собственно-аборигенный, полиэтнокультурный [10].

Поликультурность республики ставит перед общеобразовательной школой комплекс задач, решение которых предполагает не только формирование этнического самосознания личности, передачу подрастающему поколению соответствующей системы знаний о сущности и значении межэтнических отношений, о негативных последствиях конфликтов между представителями различных этносов, о принципах культуры межнационального общения и толерантности. С этой целью очень важна и целенаправленная ориентация учителей на повышение их этнокультурной и межкультурной компетентности, ответственности за формирование полиэтнической культуры школьников. Именно учитель, как проводник духовности, является непосредственным и ключевым фактором повышения эффективности педагогического процесса в начальной национальной школе в соответствии с современными требованиями. В этой связи перед педагогической теорией и практикой возникает проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях поликультурной среды, обладающей этнокультурной компетентностью. Отсюда - необходимость подготовки учителей начальной школы, которые могут жить и работать в поликультурной среде, знающих и уважающих не только свою культуру, но культуру других народов, умеющих сочетать национальные и интернациональные интересы, обладающих высоким уровнем духовной культуры.

Подготовка будущих учителей к работе в национальной школе - это процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, предполагающий стимулирование активной деятельности студентов по овладению общественно-педагогическим опытом (знаниями, умениями, навыками, способами деятельности), необходимым для успешной работы в национальной школе. Этот процесс осуществляется при обучении студентов в системе учебных занятий по дисциплинам общекультурной, психолого-педагогической,

предметной подготовки и курсам дополнительной специальности, научно-исследовательской работы студентов и педагогической практики.

Проблемы, связанные с подготовкой, повышением квалификации, самообразованием современного учителя национальной школы в поликультурном регионе, многогранны. Среди них:

- принципиальное обновление содержания и учебно-методического обеспечения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающее методологическую и этнокультурную подготовку;

- разработка новых технологий подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, отражающих уровень, достигнутый современными фундаментальными и прикладными науками, дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также передовой опыт создания национальных школ поликультурной модели;

- развитие и совершенствование системы обеспечения непрерывного педагогического образования, создание многофункциональных центров для удовлетворения образовательных потребностей учителей[7, с. 156-157].

Анализ современной научной литературы и деятельности школ в Республике Саха(Якутия) позволяет выделить особенности работы учителя в национальной школе в поликультурном регионе:

- необходимо знание и свободное владение двумя литературными языками (родного, русского), а также языка соседствующего этноса;

- глубокие знания в области этнопсихологии и этнопедагогики, стремление реализовывать их в процессе воспитания и обучения школьников;

- умение использовать в педагогическом процессе естественную этнопедагогическую среду;

- умение реализовывать на практике взаимодействие принципов этнопедагогики и современных педагогических технологий, разрабатываемых научной педагогикой;

- знание культуры своего народа, а также культур проживающих рядом этносов;

- знание детской субкультуры, подразумевающей динамизм и консервативность как ее особенность;

- способность к построению «живого знания» через саморазвитие школьников, со-творчество и со-дружество;

- умение организовать деятельность непосредственных участников педагогического процесса в русле диалогического взаимодействия различных культур.

Таким образом, при разработке стратегии развития национальной школы необходимо учитывать, что:

1. Национальная школа как «очаг национальной культуры» должна способствовать развитию на-

КАРНАУХОВА

ционального самосознания каждого ребенка, приобщать школьников не только к внешним формам, но и духовным основам национальной культуры, обеспечивать их инкультурацию.

2. Национальная школа должна быть средой поликультурного образования, ориентировать школьников на осознание множества и многообразия культур, принятие их равноправия. Поликультурность образования должна дополняться мульт-культурностью, выражающейся в системном изменении школьной среды таким образом, чтобы она отражала интересы представителей разнообразных культур и групп, существующих в национальной структуре учебного класса.

3. Национальная школа должна быть культуро-сообразной, то есть соответствовать «особенностям культурной эволюции и разнообразной палитре общества», выполнять систему культурных функций, способствовать раскрытию культур каждого ребенка в широком культурном контексте [11, с. 130].

4. Национальная школа должна быть направлена на развитие межкультурной компетентности школьников, содействовать гармонизации межнациональных отношений в школьной среде, противостоять проявлениям национализма (национальной неприязни, этноцентризму, национальному тщеславию и т.д.).

5. Национальная школа должна быть способной к саморазвитию, что предполагает разработку и реализацию всеохватывающих и постоянно действующих программ повышения методической и методологической культуры учителя.

УДК 37.013.32

Литература

1. Куликова С.В. Национальное образование в России: история и современность. - Волгоград: Перемена, 2004. - 295 с.

2. Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 30-31 мая 1997 г. - Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. - 303 с.

3. Елаев Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы // Педагогика. - 1997. - .№ 1. - С. 69.

4. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. - М., 1997. - 176 с.

5. Борисов М.И. Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия): автореф. дис. ... канд.-пед. наук. - СПб., 1998. - 20 с.

6. Борисова У. С. Полиэтнические и социокультурные особенности образования в Республике Саха (Якутия): Исторический и современный анализ. - СПб.:Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. - 340 с.

7. Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. - Барнаул: Изд-во БГУ, 1997. -327 с.

8. 10 лет Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (1991-2001). Концепция: итоги и значение. Спецвыпуск. - Якутск, 2001. - 57 с.

9. Бурхинов Д.М., ДаниловД.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная нацшкола. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. - 136 с.

10. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: В помощь учителю школы Крайнего Севера. - Якутск: Бичик, 1997. - С. 29.

11. Крылова Н.Б. Современные мультикультурные процессы в образовании и роль в них этнонациональ-ной школ // Этнонациональная школа и мультикультур-ные процессы. - М., 2005. - Вып. 3(22). - 148 с.

Программированное обучение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников в информационной образовательной среде городской школы

А.А. Карнаухова

Анализируются особенности деятельности школьников в информационной образовательной среде, выявляются причины деформации личности учащихся в компьютеризированном процессе обучения. Раскрываются особенности использования технологии программированного обучения при разработке обучающих компьютерных программ для формирования коммуникативной компетенции учеников городских школ; сформулированы требования, которые необходимо соблюдать при разработке обучающих компьютерных программ.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, программа, информационная среда, личность школьника, программированное обучение.

This article analyzes the characteristics of the students in the information the educational environment, identifies reasons for the change of the schoolboy. Revealed featuresuse of technology of programmed instruction in developing educational computer programs for the formation of communicative competence of students of urban schools are the requirements for compiling computer programs.

--Key words: communicative competence, the

КАРНАУХОВА Алена Амировна - ст. преподаватель program, the information environment, the identity of филологического ф-та ЯЩ e-maU: hdmdeep@yandex.m. the student, programmed instruction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.