Научная статья на тему 'Исследование сохранения и развития культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)'

Исследование сохранения и развития культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
481
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карпова Н. П.

В данной статье описывается исследование развития культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия). Начало исследования было положено с принятием Концепции обновления и развития национальных школ в нашей республике как основа долгосрочной программы образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the research of cultural legacy Sakha Republic indigenous inhabitants is considered. The research was started when national schools conception has adopted as long-term educational programme of Sakha Republic.

Текст научной работы на тему «Исследование сохранения и развития культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)»

4. Домнин В. Н. Разработка идентичности брендов на основе семантических исследований потребителей: автореф. дис. ... кандидата экономич. наук. СПб., 2009. -23с.

5. См. сайты театров: http://newdrama.perm.ru, http://www.stage-molot.ru, http://www.theatre.perm.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Карпова Н.П., канд. пед. наук, с.н.с.

ФГНУ НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) г. Якутск, Россия

В данной статье описывается исследование развития культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия). Начало исследования было положено с принятием Концепции обновления и развития национальных школ в нашей республике как основа долгосрочной программы образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).

In this article the research of cultural legacy Sakha Republic indigenous inhabitants is considered. The research was started when national schools conception has adopted as long-term educational programme of Sakha Republic.

Уникальность Республики Саха (Якутия) заключается в том, что в нашей республике проживают более 120 национальностей в мире и согласии. В этом ведущую роль играет изучение самобытной культуры и соблюдение народных традиций. В результате взаимопроникновения культур коренных народов и представителей других национальностей, проживающих в республике, происходит взаимообогащение культур, что способствует образованию поликультурного пространства Республики Саха (Якутия). Таким образом, каждая культура приносит в общечеловеческую копилку ценностей свой опыт выживания и поддержания миропорядка.

Научное, плановое исследование сохранения и развития культурного наследия коренных народов Республика Саха (Якутия) берет начало с 90-х годов прошлого века с принятием Концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия).

Основное положение Концепции - «обучение детей на родном языке. Родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становление творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитание любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру» [1].

Таким образом, данная Концепция является документом долгосрочного действия, подкрепленным целевой программой Правительства Республики Саха (Якутия) по формированию и развитию государственной национально-региональной системы образования.

В результате принятия такого дальновидного документа и с целью его реализации были организованы три научные экспедиции, в состав которых вошли ведущие ученые и педагоги республики по исследованию и сохранению культурного наследия коренных народов РС (Я).

Первая экспедиция была организована по местам компактного проживания народа саха (Вилюйская группа районов). Вторая экспедиция - по местам проживания коренных народов Арктики (Колымская группа районов). Третья экспедиция - по Южной Якутии, по местам проживания эвенков (Нерюнгри, Алдан). Целью исследования было выявление состояния сохранения родного языка, обычаев и традиций коренных народов, проживающих в республике.

Основной вывод по результатам экспедиций:

■ Изучение родного языка надо начинать с дошкольного возраста.

■ Сохранить национальную культуру, знать обычаи и традиции - значит сохранить основу жизни этноса. Это зависит от совершенствования системы образования на современном этапе.

■ Проблема преодоления отчуждения человека от культурно-исторического наследия своего этноса есть основная проблема этнокультурного образования. Этно-культура может благотворно влиять на личность, своим педагогическим потенциалом противодействовать разрушению нравственных основ. Важной проблемой этнокультурного образования является создание условий для развития региональных образовательных систем с учетом их вхождения в российское и мировое образовательное пространство.

Восстанавливая традиционную национальную культуру коренных народов, возрождая народные обычаи, обряды, осознавая необходимость взаимообогащения культур, изучая на современном научном уровне взаимопроникновение, осуществление культур, можно воспитывать духовно-нравственную личность.

В исследованиях культурного наследия народа саха большую роль играет исследование Олонхо - героического эпоса народа, которое было объявлено ЮНЕСКО (2005 г.) мировым шедевром.

Олонхо является значимой частью народной педагогики, что говорит о необходимости систематического использования его образовательного потенциала в учебно-воспитательном процессе. Без этого немыслимо адекватное формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, что подтверждается результатами многолетнего исследования автора настоящей статьи.

В героическом эпосе детерминируются духовно-нравственные ценности народа саха, которые передаются из поколения в поколение. Выявленные нами духовно-нравственные ценности Олонхо, можно соотнести с базовыми ценностями, отраженными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В вышеуказанной концепции отмечается: «Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок». [2]

С учетом этих особенностей современности была принята делегатами ХП съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Новая школа: приоритет государства, общества, бизнеса», Концепция социокультурной модернизации в Республике Саха (Якутия).

В преамбуле Концепции отмечается:

«Нынешняя социокультурная ситуация, стремительное и постоянное изменение технологии требуют от человека мобильности, умения адаптироваться к быстро меняющимся потребностям и приоритетам рынка. Свое достойное и привлекающее других место в мире мы можем найти через культурную, в том числе, педагогическую традицию» [3]. 274

Таким образом, исследование развития и сохранения этнокультуры коренных народов Республики Саха (Якутия) формирует толерантную личность и является основным результатом социокультурной модернизации образования в республике Саха

(Якутия), станет созданием условий для самореализации личности в современном мире.

Литература

1. Концепция обновления и развития национальной школы. Якутск, 1991.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009.

3. Концепция социокультурной модернизации в Республике Саха (Якутия). Якутск, 2010.

О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАНДШАФТА БАРГУЗИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ

Цыдыпова Л.С.

Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН г. Иркутск, Россия

В статье рассмотрены особенности формирования культурного ландшафта Баргузинской котловины. Особенности культурных взаимоотношений между этническими группами и окружающей средой.

The Barguzin area is polyethnical district. The paper is described the socio-cultural organization in area. And described historical periods are discovered. The paper says about cooperation and interaction of ethnic relationships.

Под культурным ландшафтом понимается культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат его жизнедеятельности в определенных природных условиях, взятая в её целостности [1]. При исследовании культурного ландшафта необходимо рассмотреть исторические культурные наслаивания, которые представляют собой некий стратифицированный пласт в виде слоенного пирога. Сделав разрез, мы можем проследить последовательность перекрытий материальных культурных ландшафтов, проследить взаимодействие, взаимозависимость каждого слоя, насколько «пропитался» предыдущим. или частично влился в последующий. Показателем изменения каждого ландшафтного слоя является культурная среда общества, населяющего территорию исследования на протяжении всего исторического отрезка времени, включая современность. Итак, пласты культурного ландшафта Баргузинской котловины можно «разрезать», стратифицировать следующим образом: 1. - тюркский пласт (с VI в н.э.);2.-эвенкийский (до XVII в.); З.-бурятский (с XVII в.); 4.-русский (со II пол. XVII в.) Последний пласт культурного ландшафта территории исследования оставил видимый и значительный отпечаток. Огромную роль здесь сыграл этап русской колонизации, здесь она проходила в особенности сложно и многоэтапно.

Самые ранние исторические заметки об истории заселения Баргузинской долины появляются в печатных материалах по донесениям и сообщениям русских завоевателей Сибири XVIfe. Социальная организация этнических сообществ с начала освоения территории Баргузинской котловины представляла собой обычную организацию кочевых племен, то есть общинно - племенная структуру. Этнические группы баргузинских эвенков в середине XVII века по родовому составу состояли из лимагиров, баликаги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.