Научная статья на тему 'Национальная культура как условие воспитания старшеклассников (на материале Республики Саха (Якутия))'

Национальная культура как условие воспитания старшеклассников (на материале Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЯКУТСКИЕ ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ШКОЛА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NATIONAL CULTURE / YAKUT TRADITIONS / CUSTOMS / SCHOOL / HIGH SCHOOL STUDENTS / PARENTS / TEACHERS / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова М. Н.

В статье раскрывается проблема формирования национального самосознания в старших классах. Обосновывается идея о том, что формирование национального самосознания невозможно без использования педагогических возможностей национальной культуры. Национальная культура была, есть и остается интеллектуальным ресурсом, средоточием уникальных культурных образований, духовнонравственным ядром и источником жизни народа. Основополагающим в культуре народа саха является воспитание в ходе совместной учебно-познавательной и трудовой деятельности детей и взрослых. Во время совместной деятельности каждый выполняет отведенную ему роль. Сущность детско-взрослой образовательной общности «родители педагоги дети» близка к народным традициям воспитания. В статье также рассмотрены традиции и обычаи якутского народа и их использование в воспитании подрастающего поколения, обобщен the practical experience of the schools of практический опыт школ Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National culture as a high school students education condition (a case study of the Sakha Republic (Yakutia))

The article reveals the issue of forming the national identity in high school students. The idea that the national identity formation is impossible without the use of the pedagogical capabilities of the national culture is substantiated. National culture has always been and still remains an intellectual resource, the focus of unique cultural processes, the spiritual and moral core and the source of people's livelihood. The basic culture of the Sakha people is education in the course of joint educational, cognitive and labor activities of children and adults. During this joint activity, everyone performs the role assigned to them. The essence of the child-adult educational community “parents teachers children” is close to the folk traditions of upbringing. The article also discusses the traditions and customs of the Yakut people and their use in raising the younger generation and summarizes the practical experience of the schools of Yakutia.

Текст научной работы на тему «Национальная культура как условие воспитания старшеклассников (на материале Республики Саха (Якутия))»

УДК 373.5 ББК 74.2

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (на материале Республики Саха (Якутия))

NATIONAL CULTURE AS A HIGH SCHOOL STUDENTS EDUCATION CONDITION (A CASE STUDY OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA))

Попова Марфа Николаевна

Аспирант ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» учитель МОБУ «Саха гимназия», г. Якутск E-mail: [email protected]

Popova Marfa N.

Post-graduate student at North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, teacher in Sakha gymnasium, Yakutsk E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования национального самосознания в старших классах. Обосновывается идея о том, что формирование национального самосознания невозможно без использования педагогических возможностей национальной культуры. Национальная культура была, есть и остается интеллектуальным ресурсом, средоточием уникальных культурных образований, духовно-нравственным ядром и источником жизни народа. Основополагающим в культуре народа саха является воспитание в ходе совместной учебно-познавательной и трудовой деятельности детей и взрослых. Во время совместной деятельности каждый выполняет отведенную ему роль. Сущность детско-взрослой образовательной общности «родители - педагоги - дети» близка к народным традициям воспитания. В статье также рассмотрены традиции и обычаи якутского народа и их использование в

Abstract. The article reveals the issue of forming the national identity in high school students. The idea that the national identity formation is impossible without the use of the pedagogical capabilities of the national culture is substantiated. National culture has always been and still remains an intellectual resource, the focus of unique cultural processes, the spiritual and moral core and the source of people's livelihood. The basic culture of the Sakha people is education in the course of joint educational, cognitive and labor activities of children and adults. During this joint activity, everyone performs the role assigned to them. The essence of the child-adult educational community "parents - teachers - children" is close to the folk traditions of upbringing. The article also discusses the traditions and customs of the Yakut people and their use in raising the younger generation and summarizes

воспитании подрастающего поколения, обобщен практический опыт школ Якутии.

Ключевые слова: национальная культура, якутские традиции, обычаи, школа, старшеклассники, родители, педагоги, взаимодействие.

Проблема сохранения и приумножения духовной культуры народа является актуальной в современном поликультурном обществе, где молодежи через новые информационные технологии активно насаждается чужеродная хайповая культура, выгодная крупным международным финансовым корпорациям, также культура трансгендерно-го мира. «Хайп» (англ. hype) - агрессивное и навязчивое воздействие через СМИ, целью которого является формирование человека-потребителя, человека нетрадиционной формации. Современная хайповая культура пропагандирует искусственные ценности и стандарты, формирует личность, нацеленную на сиюминутное материальное и физическое удовлетворение. Через СМИ стимулируется постоянное желание обладать гадже-тами, брендами, стремление быть в тренде, что приводит к чувству неудовлетворенности человека собой, своим состоянием, физиологией, усиливает тревожность, формирует комплекс неполноценности. Образование должно противостоять натиску чужеродной унифицирующей хайповой культуры и с этой целью построить систему воспитания подрастающего поколения на основе исконных духовно-нравственных ценностей через приобщение к традициям, обычаям народа. Национальная культура была, есть и остается интеллектуальным ресурсом, средоточием уникальных культурных образований, духовно-нравственным ядром и источником жизни народа, где главными ценностями выступают любовь к семье, природе, родине, жизни, гармония с самим собой и миром, ответственность за будущее рода [1].

Современная якутская молодежь, особенно в городе, не проявляет интереса к родной культуре, предпочитает общаться на русском языке, юноши интересуются гаджетами, увлекаются сетевыми компьютерными играми, девушки - корейской культурой (мода, еда, дорамы, современная музыка).

Результаты проведенных нами пять лет назад психолого-педагогических исследований «Я-Концепции» старшеклассников якутской национальности, проживающих в городе Якутске (методика М. Куна и Т. Макпартленда в модификации Т. В. Румянцевой), позволил выявить низкий уровень этнического самосознания у 58,5% учащихся старшей школы. Большинство старшеклассников не включают этнически-региональный компонент в свою «Я-Концепцию», что выявляет проблему деградации этнического самосознания.

Этническое самосознание - это осознание себя как члена определенного этноса, носителя национальной культуры [2]. Это чувство позволяет человеку ощутить защищенность, сопричастность к первичной большой группе, привязанность к родному краю, патриотизм и является основой его уверенности, стабильности, внутренней гармонии [3].

the practical experience of the schools of Yakutia.

Keywords: national culture, Yakut traditions, customs, school, high school students, parents, teachers, interaction.

С целью формирования этнического самосознания у якутских школьников национальными школами города Якутска разрабатываются и внедряются в систему образования различные формы работы, основанные на народной педагогике, национальных традициях и обычаях.

Так с 2003 г. в Саха гимназии г. Якутска под руководством Скрябиной Татьяны Артамо-новны работает школьный Музей народной педагогики. Татьяна Артамоновна проработала учителем начальных классов более 35 лет, является членом Совета народной педагогики Республики Саха (Якутия). В основе данного музея лежит идея духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к национальной культуре. За годы работы в музее совместно с родителями и школьниками накоплен огромный материал о якутской культуре, начиная предметами быта, заканчивая тематическими альбомами о народных традициях, истории родного края. При музее работают фольклорные кружки «Бэргэн» (обучение на народных инструментах и вокалу), «Хомус» (игра на якутском варгане), «Чабыр^ахсыт» (чтение народных стихотворений с особым ускоренным ритмом), «Олонхо» (изучение якутского героического эпоса), «Терюччю» (изучение родословной). Каждые два года Музей организует республиканскую конференцию народной педагогики «Чиряевские чтения» с участием родителей и детей.

Кружок «Терюччю» работает по авторской программе учителя русского языка и литературы Павловой Матрены Николаевны. Главной идеей данной программы является мысль о том, что если человек знает свои родовые корни, то у него развивается правильное самосознание, понимание своего Я. Деятельность кружка основана на изучении генеалогического древа родителями и детьми. Целью кружка является социализация учащегося на основе приобщения к родословной и вовлечение родителей в воспитательную работу гимназии. За 5 лет работы кружка более 50 детей изучили свою родословную. Исследовательская работа состоит из 3 этапов:

1-й этап - поисковый (первый год), сбор учеником и его родителями материалов о предках, составление первичной схемы, изучение разных форм систематизации и оформления родословного древа, проведение углубленной работы в архивах для расширения генеалогической схемы.

2-й этап связан с подготовкой к защите родословной в классе (второй год) по следующему плану: 1) Как я работал над своей родословной. 2) Что я знаю о своих предках. 3) Гордость нашего рода (по схеме). 4) Поиск замечательных представителей своей родословной.

3-м этапом, заключительным, является выступление на классном часе, которое проводится по теме «Знаменитый человек моей родословной» или «Человек, которым я (мы, родня) горжусь (гордимся)». Ребята выступают на классном часе с рассказом о том, как работали над своей родословной, что знают о своих предках, кем гордятся и почему, могут принести демонстрационный материал, даже пригласить представителя своей родословной, тогда классный час посвящается ему. Часто это бывает человек, преуспевший не только в своей профессии, но и в увлечении, в мастерстве или просто интересный человек.

Можно представить следующий список тематических классных часов по программе «Терюччю» за последние годы:

1. Презентация родословной Никифорова Влада по теме «Талантливые люди моей родословной».

2. Презентация Лены Семеновой по теме «480 лет служения родному народу. Учительская династия Ивановых-Филипповых».

3. Презентация родословной Чукровой Маши - Поколение спортсменов борцов Чу-кровых («Айыл^аттан айдарыылаах Чукровтар»).

4. Презентация родословной Попова Айсена - «Здоровый образ жизни».

5. «Великая Отечественная война и моя родословная» - выступления с презентациями Эверстовой Лики, Попова Айсена, Антонова Ньургуна, Протопопова Юры, Попова Дьулуура, Чиряевой Туйаары, Игнатьева Ньургуна.

6. «Учителя в моей родословной» - классный час, посвященный Году Учителя с участием Кривошапкина Вани, Никифорова Влада, Антонова Ньургуна, Чукровой Маши, Антоновой Кати, Соловьева Алекса.

7. Презентация родословной Дмитриевой Саргылааны - «Духовное наследие моей родословной» («Удьуор утума»).

8. Презентация родословной Молокотина Айаала - «Мой якутский язык» («Саха-лыы мин тыллаах буоламмын»).

Также с целью предупреждения тенденции отчуждения от родной культуры в системе образования Якутии активизировали использование народных традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения. Например, на данный момент в школах активно внедряется педагогика олонхо. Через изучение героического эпоса олонхо, художественные постановки развивается родная речь, прививается любовь к Родине, стремление к миру и благородству человеческих отношений, поклонение величию и красоте родины, народу. Также олонхо предоставляет богатый материал для развития исследовательских навыков старшеклассников, для развития творческих навыков, так, современные дети на основе сюжета олонхо создают компьютерные игры, придумывают яркие комиксы - рассказы в картинках.

Среди особенностей якутской национальной педагогики можно отметить воспитание трудом с целью подготовки детей к жизни в экстремальных северных условиях. Это обеспечивается путем соучастия детей в различных видах производственного труда с учетом возраста и пола, освоение трудовых навыков через совместную деятельность взрослого и ребенка. Во время общей трудовой деятельности каждый выполняет отведенную ему роль: учиться, трудясь - трудиться, учась. Сущность детско-взрослой образовательной общности близка к народным традициям воспитания [4]. Ярким примером воспитания сотрудничества и совместно распределенной детско-взрослой деятельности в традиционных промыслах является «Мунха» - коллективная подледная рыбалка неводом на озере примерно в начале ноября (время зависит от погоды и становления льда определенной толщины). Якутская «Мунха» - одна из самых древних и распространенных традиций народа и для якутов является коллективной формой хозяйственной деятельности. Мунха отличается от других видов рыболовства трудоемкостью, синхронной и слаженной работой большого количества людей (в ней одновременно могут принимать участие до 200 человек разного возраста, в том числе дети). Обязанности распределяются по группам: ведущие неводьбу подо льдом через небольшие лунки к «чардаат» (главная прорубь) - мужчины, загонщики рыбы - «нырыысыт» - женщины, дети, старики. Работой групп руководит

«старший» - почитаемый всеми пожилой человек, хорошо знающий местность и правила мунха. По окончании процесса ловли соблюдается неукоснительное правило - поровну делить улов между всеми, кто присутствовал на мунха вне зависимости от степени участия и сложности проделанной работы. В сельской местности традиции мунха сохранились, например, в Чурапчинском улусе дети с родителями ежегодно участвуют в мунха. В городских условиях специально надо создавать условия для проведения данного этнокультурного мероприятия. В целях приобщения к данной народной традиции школа «Айыы КьЛата» (директор - Л. П. Шамаева) организует с родителями учащихся старших классов специальные выезды на мунха. Большую роль в проведении данного мероприятия играет Совет отцов - постоянно действующее родительское сообщество школы. Отцы организуют коллективный выезд, руководят процессом рыбалки. Педагогическая значимость данного мероприятия заключается в том, что через народные традиции и совместный детско-взрослый труд научить детей работать в команде, сотрудничать в деятельности, делиться с полученными благами, быть благодарными природе.

Одной из сохранившихся древних якутских традиций является Ысыах - ежегодный национальный праздник в Якутии. Слово «ысыах» дословно переводится как «окропление». Традиция проводить ысыах в день летнего солнцестояния связана с священнодействиями, а именно обрядом поклонения солнечным божествам Айыы, прошение у них плодородия и благополучия. По существу, это якутский Новый Год. На ысыахе проводятся народные гулянья, национальный круговой танец осуохай, состязания олонхосутов (исполнителей национального эпоса олонхо) боотуров (якутских силачей), показ национальных костюмов. Важное место на ысыахе занимают обряды поклонения солнечным божествам, кумысоподношения (якутский кумыс - кисломолочный напиток из молока кобылицы) и кумысоокропления, очищения первыми лучами солнца и поклонения Алтан-сэргэ (священный столб-тотем).

В нескольких школах Республики Саха (Якутия), в том числе в Саха гимназии г. Якутска (директор - В. В. Софронеева), в последние годы в конце мая на природе проводится общешкольный фольклорный праздник «Ысыах» - как символ успешного окончания учебного года и радостная встреча благодатной для детей поры - лета. Данное этнокультурное мероприятие рассматривается как результат проектной деятельности детско-взрослых сообществ, целью которой является создание педагогических условий и средств, обеспечивающих последовательное формирование навыков коллективной творческой проектной деятельности. Можно отметить следующие принципы проектной технологии в организации «ысыаха»: опора на активность, сознательность и самостоятельность творческого сообщества; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение обучения и воспитания через деятельность и общение взрослых и детей [5].

В течение трех-четырех месяцев второго полугодия учебного года в каждом классе проводятся следующие этапы работы над коллективно-творческим проектом «Ысыах»:

1. Установочное собрание с родителями и детьми, определяющее главную идею предстоящего мероприятия, выбор рабочих тем, постановку целей (например, Ысыах, посвященный Году Экологии).

2. Создание рабочих групп (включаются родители, дети, учителя) по направлениям проекта: группа по организации соревнований по национальным видам спорта, группа, ответственная за этно-дизайн и оформление «тюсюлгэ» (место на лоне природы, украшенное яркими лентами - «салама») и т. д. по всем направлениям организационной работы: национальная кухня, национальная одежда, общая программа мероприятия, разработка сценария, планирование конкурсов, приглашение старейшин, гостей.

3. Цикл плановых дел рабочих групп в течение подготовительного этапа.

4. Проведение общешкольного фольклорного праздника «Ысыах» в конце мая на природе.

5. Рефлексия по группам, классам.

Педагогическая значимость этнокультурного совместного детско-взрослого образовательного проекта «Ысыах» заключается в последовательном приобщении детей к этнокультурным традициям через участие семьи в познавательной творческой деятельности, привития умения совместно планировать, реализовывать и анализировать. Дети и родители испытывают радость от совместного отдыха на природе, устанавливается тесный контакт родителей с классными руководителями, отмечается интерес в последующей организации данного мероприятия с учетом результатов прошедшего школьного ысыаха.

Подводя итог, сделаем следующие выводы: национальная культура как основа воспитательной среды формирует этническое самосознание, интерес учащихся к родной культуре, родному языку, способствует сохранению и развитию культуры, является объединяющим фактором взаимодействия семьи и школы.

Список литературы

1. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия. - Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. - 574 с.

2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, содержание, проблемы совершенствования // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2009. - № 3. - С. 189-195.

3. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения. - Уфа: Лето, 2011. - 51 с.

4. Шустова И. Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип со-бытийности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1, № 5 (43). - С. 156 -168.

5. Полат Е. С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта : материалы метод. семинара. - Москва, 2001. - 123 с.

References

1. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya. Elista : Izd-vo Kalm. gos. un-ta, 2009.

2. Afanasieva A. B. Etnokulturnoe obrazovanie: sushchnost, struktura, soderzhanie, problemy sovershenstvovaniya. News Russian St. Petersburg State University n. A. I. Herzen. 2009, No. 3, pp. 189-195.

3. Morozov I. A. Etnokulturnaya kompetentnost i standarty obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya. Ufa: Leto, 2011.

4. Shustova I. Y. "Zhivoe vospitanie" v shkole: princip so-bytijnosti. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017, Vol. 1, No. 5 (43), pp. 156-168.

5. Polat E. S. Pedagogicheskoe proektirovanie: ot metodologii k realiyam. Metodologiya uchebnogo proekta: materialy metod. seminara. Moscow, 2001.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3

Статья поступила в редакцию 28.02.2019 The article was received on 28.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.