Научная статья на тему 'Воспитание культуры межнационального общения в образовательной практике'

Воспитание культуры межнационального общения в образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / INTERNATIONAL COMMUNICATION CULTURE / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / DIALOGUE OF CULTURES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / SCHOOL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрихинская Л.С.

Общеобразовательная школа, являясь основным институтом социализации личности, должна, по мнению автора, учитывать проблему соотношения национального и общечеловеческого в содержании образования. В связи с этим встает задача обеспечения диалога нового типа культуры с предшествующими культурами и диалога национальных культур в общемировом контексте. Автор размышляет о том, что, к сожалению, в образовательной практике ощущается острый недостаток учебных и методических пособий по данной проблеме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author argues that secondary school as the main teenagers socialization institute should take into account the problem of balancing the national and international in the education content. This raises the goal of providing a dialogue of a new type of culture with the previous cultures, as well as a dialogue between national cultures in the global context. The author states that unfortunately there is a dire shortage of textbooks and teaching guides on the issue available for teachers and students

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры межнационального общения в образовательной практике»

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Л. С. Ядрихинская

Аннотация. Общеобразовательная школа, являясь основным институтом социализации личности, должна, по мнению автора, учитывать проблему соотношения национального и общечеловеческого в содержании образования. В связи с этим встает задача обеспечения диалога нового типа культуры с предшествующими культурами и диалога национальных культур в общемировом контексте. Автор размышляет о том, что, к сожалению, в образовательной практике ощущается острый недостаток учебных и методических пособий по данной проблеме.

Ключевые слова: культура межнационального общения, диалог культур, образовательная практика.

Summary. The author argues that secondary school as the main teenagers' socialization institute should take into account the problem of balancing the national and international in the education content. This raises the goal of providing a dialogue of a new type ofcul-ture with the previous cultures, as well as a dialogue between national cultures in the global context. The author states that unfortunately there is a dire shortage of textbooks and teaching guides on the issue available for teachers and students.

Keywords: international communication culture, dialogue of cultures, school teaching.

Характерной особенностью эпохи уровня насилия, отмечаемый в этих рубежа веков является глобаль- странах, определяется издержками те-ный кризис, охвативший все стороны левидения и компьютерных игр, где жизнедеятельности российского об- насилие дается в таких дозах, что уже щества. Несмотря на уверенную ста- воспринимается не как осуждение, билизацию этих процессов в настоя- а как набор технических приемов. Раз-щее время, нельзя утверждать, что вы- нообразие интерпретации истории ход из самого опасного из всех кризи- в российских учебниках, «свобода ин-сов - кризиса человечности и нрав- формации, не сопряженная с ответственности - уже найден. ственностью» [1, с. 7] могут привести Одной из сложнейших жизненных к возрастанию в обществе таких харак-проблем для отдельных регионов мира теристик, как утрата чувства Родины, обозначилась проблема межнацио- неуважение к власти, национализм нальных отношений, во многом объяс- в различных формах, неуважение няемая отсутствием в образовательной к уходящим и ушедшим поколениям. системе воспитания подлинной культу- Не случайно в современном россий-ры межнационального общения. Рост ском образовании стоит задача обраще-

2 / гон Преподаватель |_

71

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

ния «не только к интеллекту, знаниям, умениям и компетенциям обучающихся, а к человеку как субъекту культуры, истории, собственной жизни» [2, с. 3].

С 2006 г. в качестве приоритетного направления широкомасштабного национального проекта «Образование» выступает социокультурное развитие личности детей и подростков, воспитание безопасной, толерантной личности, далекой от агрессии, жестокости и равнодушия. Решение данной нелегкой задачи тем сложнее, что в условиях современной кризисной ситуации молодежь окружена антигуманной средой «массовой культуры», оторванной от национальных корней, культивирующей вседозволенность и праздную жизнь. Причем технические возможности массовых каналов социализации намного превосходят возможности школы. Но все же тот факт, что идея воспитания стала одним из высших ценностно-целевых приоритетов общего социального развития российского народа, вселяет уверенность в сохранении российской ментальности и развитии взаимопонимания между этносами.

72 В полиэтнической среде любое нарушение общественных правил и норм поведения невольно приобретает национальную интерпретацию, что может привести к негативным стереотипным представлениям об этносах. Как справедливо отмечает научный руководитель межвузовского центра «Формирование культуры межнационального общения» в Дагестанском государственном педагогическом институте З. Т. Гасанов, в современном обществе все еще распространено стереотипи-зированное представление о людях иной национальности: «Мысль, будто та или иная национальность обладает особыми достоинствами или недостат-

ками, оказывает существенное влияние на общение людей разных национальностей, ограничивает сферу взаимодействия, становится одной из причин осложнения отношений в ряде регионов» [3, с. 12].

Общеобразовательная школа, как основной институт социализации личности, должна учитывать проблему соотношения национального и общечеловеческого в содержании образования. Теоретически данная тенденция была представлена в трудах отечественных просветителей и философов (П. П. Блонский,С. И. Гессен,П. Ф. Кап-терев, М. М. Рубинштейн, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.), рассматривавших совершенствование личности через содержание образования, имеющего общечеловеческий характер. В трудах исследователей образование рассматривается как стержень, вокруг которого интегрируются все параметры культуры, знаний и опыта, которые необходимы для нового поколения в последующей социокультурной жизни. Любая культура, каким бы собственным богатством и древними традициями ни располагала, может активно функционировать и развиваться только в процессе постоянного диалога со всеми другими культурами как равноправными собеседниками, без нивелировки самобытности каждой отдельной культуры. Коммуникация между людьми, как и между культурами, возможна только при наличии определенного количества общих, то есть разделяемых обоими коммуникантами смыслов. В диалоге культур общее смысловое поле обеспечивается культурными универсалиями, существующими в различных формах у всех народов. В связи с этим перед образованием встает задача - обеспечить диа-

Преподаватель XX

2 / 2011

лог нового типа культуры с предшествующими культурами и диалог национальных культур в общемировом контексте. Сегодня становится как никогда очевидным тот факт, что уровень образования, особенно этнокультурного, в значительной степени определяет уровень толерантности.

Во всем многообразии современных теоретических разработок, имеющих отношение к изучению особенностей воспитания культуры межнационального общения можно выделить следующие основные направления:

- фундаментальные исследования теоретических основ интернационального воспитания в советской школе (М. С. Джунусов, М. А. Терентий, В. Ф. Фарфоровский и др.), а также «интернационалистского воспитания» (Р. Т. Гарданов и др.);

- раскрытие новых аспектов воспитания личности на стыке наук в системе межнационального воспитания: «интерсоциальное образование и воспитание» (А. Л. Найн, О. В. Лешер и др.), «этносо-циология» (Ю. Н. Арутюнян, Л. Н. Гумилев, Л. М. Дробижева, Т. Г. Исламшина, В. С. Кондратьев и др.), «этнополитоло-гия» (Р. Г Абдулатипов, А. Н. Некрасова, В. А. Тишков и др.), «этнопсихология» (О. В. Аракелян, А. Н. Бабилаев, О. Ю. Гусева, А. А. Деркач, В. Г Крысько, В. С. Мухина, А. П. Оконешникова, Л. Г Пачебут, Ю. П. Платонов, А. Н. Татарко, Е. П. Тимофеева и др.), «этнокультурное взаимодействие» (Е. М. Аджиева, Н. А. Содоно-ков и др.), «поликультурное образование» (О. В. Аракелян, Г В. Давлекамова, А. П. Лиферов и др.), «мультикультурное образование» (Г Д. Дмитриев, Н. Б. Крылова, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, А. В. Шафикова и др.), «этнофилософия» (Е. А. Ерохина, С. Ю. Иванова, Б. Н. Попов, А. С. Саввинов, К. Д. Уткин и др.);

- разработка методологии теории и практики народной педагогики (В. Ф. Афанасьев, К. Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, З. Т. Гасанов, А. Э. Измайлов, Т. Н. Петрова, Э. И. Сокольникова и др.), изучение педагогических воззрений народов для конструирования моделей национальных школ и программ семейного и социального воспитания (К. Ш. Ахияров, В. Г. Бочарова, Д. М. Бурхинов, А. П. Бугаева, М. С. Васильева, А. А. Григорьева, Д. А. Данилов, И. Л. Данилова,

A. Э. Измайлов, К. Ж. Кожахметова,

B. П. Комаров, А. Г. Корнилова, О. В. Лебедева, В. И. Матис, Н. И. Меляков, Б. Ш. Молонов, Н. Д. Неустроев, Т. Н. Петрова, Г. С. Попова, А. Сафин, Э. И. Сокольникова, К. И. Султанбае-ва, К. С. Чиряев, И. А. Шоров и многие другие);

- разработка педагогических задач, содержания, форм и методов поликультурного образования (О. В. Ара-келян, Т. Н. Бартенева, Г. В. Давлека-мова, А. Д. Николаева и др.);

- теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя (М. А. Абрамова, Р. М. Белалов, 73 Г. П. Вайгульт, В. А. Николаев, О. И. Пономарева, М. Г Харитонов и др.), национальной культурыличности(Е. В. Трой-никова, Г. Ф. Хасанова и др.);

- проблемы нравственного, эстетического, гражданского, патриотического и физического воспитания школьников, которые трудно разрешимы без разумного использования педагогической мудрости разных народов (М. Ю. Айбазова, Л. И. Аманбае-ва, М. Г. Амирзаев, Е. А. Ангархаева, И. И. Валеев, В. Н. Власова, А. А. Глебов, А. Г Голев, Ф. Ю. Гяургиева, В. И. Луто-винов, И. И. Мельниченко, В. Г. Павлова, И. С. Портнягин, М. Г Тайчинов,

2 / 2011

Преподаватель XXI

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

74

А. С. Шаалы, С. Н. Шадрина, Н. К. Ша-маев и др.), управления современной школой (Т. И. Березина и др.), профессиональной подготовки социальных работников (Д. Е. Иванов и др.);

- теория и практика этнодидакти-ки межкультурного воспитывающего обучения (Н. С. Александрова, Н. Н. Васильева, Х. Д. Дамаданова, Е. С. Жир-кова, Ф. Р Зевахина, В. А. Иванов, М. В. Ку-ранова, Л. В. Николаева, А. Д. Семенова и др.);

- теория и методика этнопедагоги-ческого диалога культур (А. К. Абрамян, Н. П. Едыгова, О. В. Коротких, А. М. Магомедов, З. Б. Цаллагова и др.), процесса межнационального общения (М. Б. Му-стафаев, А. Ф. Шакирова и др.), воспитания этнической толерантности (А. М. Байбаков, Е. В. Головинская, О. В. Исаева, В. П. Комаров, Л. И. Паина, Е. Н. Третьякова, Г. Н. Фархшатова, О. В. Цируль, А. Е. Шабалдас и др.);

- исследование проблем национально-русского двуязычия и языкового поликультурного образования (П. В. Сысоев, Р. Г. Хакуашева и др.).

Как показывает анализ научной литературы, проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде далеко не нова, и она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют разные народы. Для большинства современных исследователей данной проблемы близка идея поликультурности, то есть сохранения многообразия культур при принятии людьми некоторых общих базовых ценностей, одна из которых -российская ментальность.

При этом о существовании опасности нарушения баланса между федеральным и национально-региональным компонентами образования в 1999 г. писал

М. Н. Кузьмин: «Реализация Закона "Об образовании" показала, что предложенная компонентная модель отнюдь не однозначна - она заключает в себе возможность для разных стратегий, в том числе способных вызвать не интеграцию, а, наоборот, дезинтеграцию единого образовательного и культурного пространства России» [4, с. 10]. В качестве субъектов России, где начались процессы дезинтеграции, были названы Саха-Якутия и Татарстан. Но время показало, что даже при некоторой стихийности процесса обновления национальной школы мудрость народной педагогики в этих регионах не допустила негативных процессов разъединения, наоборот, региональные системы образования данных республик стали лидерами российского образования. Именно в этих регионах одновременно с ростом национального самосознания народов возросло взаимопроникновение культур и усилилась их интеграция в российскую и мировую культуру.

В каждом регионе страны представлен комплекс своих проблем, разрешение которых без обращения к мудрости народов, населяющих его, невозможно. Национальные языки, культура и образование стали факторами социальной и этнической мобильности личности. Народная педагогика, как неотъемлемая часть родной культуры, обладает огромным интернациональным зарядом. «Народная педагогика, - пишет Г. Н. Волков, -ценна общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Она последовательно интернациональна -без игнорирования прогрессивно самобытного: национальное включительно - интернационально, национальное исключительно - националистично» [5, с. 28].

Преподаватель

2 / 2011

К сожалению, научное методологическое обоснование новых подходов к формированию культуры межнационального общения и непосредственная школьная практика сегодня существуют отдельно друг от друга. Системе образования необходимы современные гуманитарные технологии для работы в поликультурном и полиэтническом обществе, в частности, учебно-методические пособия для учителей и родителей, рекомендующие методы, средства и технику уверенного поведения в ситуациях дискриминирующих действий детей.

Принципиально важной методологической установкой новых концепций и программ обучения и воспитания детей выступает ориентация педагогов на то, чтобы национальные ценности гармонически сочетались с российскими и общечеловеческими, исключая национальную обособленность. Согласно данной установке, путь к достижениям российской и мировой культуры лежит через закрепление и развитие национального самосознания этносов.

Признание серьезности проблемы определило необходимость поиска эффективного содержания, средств и методов воспитания гуманного, позитивного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности. Для реализации системной осознанной работы в этом плане необходима разработка Концепции воспитания культуры межнационального общения в региональном аспекте с целью обеспечить полноценную интеграцию личности в единое общественное и духовное пространство России при сохранении органической духовной взаимосвязи с родным языком, культурой и традициями региона.

Основной идеей данной Концепции, на наш взгляд, должна явиться мысль о том, что гражданская идентичность как необходимое условие мира и согласия в обществе не может быть сформирована без опоры на идентичность этническую, связанную с этническим происхождением, с преемственностью по отношению к предкам, их духовным традициям и ценностям.

Таким образом, возникла потребность в теоретическом обосновании и практической разработке методики воспитания культуры межнационального общения, соизмеримой с общечеловеческими и российскими духовными ценностями и адаптированной к региональным особенностям природной и социальной среды.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. - 2007. - № 1. -С. 3-14.

2. Бондаревская Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания 75 // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 3-14.

3. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. - 1996. - № 1. -С. 51-55.

4. КузьминМ.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 3-11.

5. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-корр. АПН СССР, проф. И. Т. Огород-никова. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. -376 с. ■

2 / 2011

Преподаватель XXI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.