_повышения
ими своих должностных функций, совершенствования педагогического мастерства и стимулирования профессионального творчества.
Система повышения квалификации включает инновационную принципиальную платформу, функционирование которой обеспечивает становление позитивного педагогического опыта и
Литература:
помогает решению задачи по формированию учителя - нового типа, конкурентоспособного в условиях динамично развивающейся системы образования, деятельность которого должна обеспечить вхождение Отечества в международное образовательное пространство.
1. Выступление Президента Республики Казахстан НЛ.Назарбаева на встрече с магистрантами - обладателями стипендии Президента Республики Казахстан. 30.09.2011г./^р://№мм?. akorda.kz/ru/page/vystuplenie-prezidenta-
respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-na-vstreche-s-magistrantami
2. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. //Казахстанская правда. -2013. -10.07.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Досыманова Ж.К
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, воспитание детей-сирот, профилактика девиантного поведения, воспитанность
В настоящее время проблема было неоднозначным. У одних эти
социально-педагогической профилак- дети вызывают чувство жалости и со-
тики девиантного поведения детей- страдания, другие считают, что дети-
сирот является одной из актуальных. сироты требуют особой жёсткости и
Отношение к детям-сиротам и де- повышенной требовательности по от-
тям, оставшимся без попечения роди- ношению к ним. Действительно, это
телей, в системе образования всегда дети особые, по воле случая пережив-
1/2013_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ
шие психологическую травму. Воспитание их происходило не всегда в комфортных условиях. Все это включает детей-сирот в «группу риска» по девиантному поведению, а в некоторых случаях формирует склонность к совершению поступков, отклоняющихся от принятых в обществе норм.
Воспитанники, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах). Для 50% выпускников учреждений общественного воспитания, характерны следующие специфические особенности:
- неумение общаться с людьми 18 вне учреждения, трудности становления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безраз-лиие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
- потребительская психология в отношениях к близким людям, государству, обществу;
- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
- несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных (еда, одежда, жилище, развлечения);
низкая социальная активность,
желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания.
Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении, приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «Вы обязаны», «Дайте нам...» и т.д. На этом основании работа с данной категорией воспитанников должна строиться с особой тщательностью.
За период работы в качестве воспитателя в ГУ «Областной дом юношества» - центре социальной адаптации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, я пришла к выводу, что оптимальным способом предупреждения девиант-ного поведения воспитанников учреждения является личностно-ориентированный и индивидуальный подход в воспитании.
Личностно-ориентированный подход предусматривает воспитательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности детей, эффективно ими накапливается лич-
1/2013
ный опыт. Деятельность воспитателя строится с учетом особенностей развития каждого воспитанника.
Все это требует от воспитателя не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. Только при условии достаточных знаний индивидуальных особенностей, установления тесного и доверительного контакта с каждым воспитанником группы, воспитательная работа может дать положительный результат. Исходя из принципов личностно-ориентированного подхода, система работы с каждым воспитанником данной группы строится следующим образом:
1. Знакомство с личным делом воспитанника начинается с изучения документации, выясняется социальный статус, биография и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам с места учебы и проживания.
2. Первичное собеседование при поступлении в Дом Юношества. Воспитатель знакомится с поступающим воспитанником, проводит беседу, выясняя мотивы выбора учебного заведения, психологический настрой воспитанника.
3. Консультация со специалистами, работавшими с воспитанником до поступления в Дом Юношества. Целью консультации является выяснение психологических особенностей ребёнка, восприимчивость к педагогическому воздействию, наличие или отсутствие склонности к девиантному поведению.
4. Посещения учебных заведе-1/2013_
ний, совместная работа с классными руководителями, мастерами, педагогами. По результатам составляются мониторинги посещаемости и успеваемости в учебных заведениях. При необходимости оказывается помощь в адаптации к учебной деятельности, проводятся регулярно беседы с педагогами, работающими с воспитанниками. Обсуждается стиль взаимодействия с воспитанником, особенности его реакции на воспитательные воздействия, посещаются уроки.
С целью предупреждения правонарушений и преступлений у воспитанников, укрепления дисциплины и ответственности в Доме Юношества создан «Совет профилактики». Мы осуществляем работу в тесном контакте с правоохранительными органами и общественными организациями.
Важной частью такой работы являются индивидуальные беседы с воспитанниками. С первых дней необходимо установить психологический контакт с воспитанниками; знакомить с правилами проживания и поведения в Доме Юношества и в учебном заведении, правами и обязанностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важно выяснить психологический настрой воспитанника на обучение, его интересы и увлечения; вести контроль психологического состояния, поведения, успеваемости и посещаемости; совместно решать возникающие вопросы.
Большое внимание обращается на вопросы обучения, выполнение домашних заданий и взаимодействие с педагогами. Как правило, ранее воспитанники не имели опыта самостоя_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ
19
тельного ведения личного бюджета. Поэтому особое внимание уделяется обучению рациональному распределению денежных средств.
Помимо проблем, связанных с учёбой, у воспитанников часто возникают вопросы, связанные с трудностями в общении со сверстниками. Иногда воспитанники попадают в сомнительные компании, совет воспитателя в таких ситуациях необходим; вдвойне важно то, что он не воспринимается как нравоучение и, следовательно, не вызывает психологического сопротивления у воспитанников.
«Хороший воспитатель,- говорил A.C. Макаренко, - должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, 20 характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризи-
са или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах» [1]
Для этого полезно вести дневник наблюдений за воспитанниками, где отмечаются все моменты жизнедеятельности, которые требуют контроля. Надо направлять свою деятельность на профилактику вредных привычек и правонарушений, на формирование здорового образа жизни и привитие культуры поведения, на профилактику табакокурения, злоупотребления алкоголем.
Для доказательств положительной динамики уровня воспитанности проводится диагностика и анализ результатов показа динамики роста уровня воспитанности и социальной компетентности воспитанников данной группы (диаграмма 1). В группе 25 воспитанников в возрасте от 16 до 21 года из разных учреждений общественного воспитания.
Диаграмма 1. Динамика уровня воспитанности
Первоначально воспитанников приходится приглашать для бесед, но с течением времени совместное обсуждение возникающих проблем и помощь в их решении становится традицией. Ребята делятся новостями, обсуждают их, для них очень важен совет воспи-
тателя в жизненной ситуации.
Конечно, работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, не бывает гладкой. Не у всех воспитанников всё получается сразу, они делают ошибки. Однако при условии доверительных отноше-
ВЕСТНИК «6PJ1ЕУ» ■ KST
1/2013
ний с воспитателем и другими специалистами возникающие проблемы решать гораздо легче.
Использование личностно-
ориентированного подхода в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет значительно повысить эффективность профилактики девиантного поведения
воспитанников.
Всё, что я хотел бы знать, - это яблоня. Всё, что я знаю, - ветвь яблони. Всё, что я могу преподать воспитанникам, - это яблоко. Всё, что останется в них, - это семечко, но из любой семечки может вырасти яблоня. Ж. Эрве - Базен.
ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Жунусова К.С.
Ключевые слова: технологический подход в обучении, технология систем- 21 ного подхода Т.Т. Галиева, структурная схема, обязательные части - блоки схемы
Гуманизация и демократизация образования предъявляют новые требования к организации учебного процесса. Процесс обучения представляет собой сложную и динамическую совокупность действий учителя и учащихся. В преддверии 12 летнего обучения будущие учителя, студенты педагогических заведений, должны научиться правильно организовывать учебный процесс, и умело руководить им. Для этого им необходимо четко представлять структуру процесса, составные части учебного материала, закономерности между ними, видеть целостную картину мира и донести это до учащихся.
Непременное условие высокой
оценки педагогического труда - это гарантии качества его результата. Сегодня наши знания приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, гарантия защищенности. Педагогу нужно готовиться к гарантированному выполнению реально достижимых проектов, в которые будут вложены деньги и на которые будут ориентированы реальные планы каждого человека и общества в целом.
Педагог выставляет на рынок труда свой профессионализм, в основе которого лежит знание педагогических технологий. Чтобы педагогу уверенно чувствовать себя на рынке труда, ему необходимо знание как минимум
1/2013
ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш