Научные сообщения
УДК 378.046.4 ББК 74.5
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Селиванова Е. А.
Аннотация. В статье раскрывается актуальность разработки и реализации модульного курса для специалистов сиротских учреждений, особенности психолого-педагоги-ческого сопровождения детей-сирот, основные направления работы психолога и воспитателя в детском доме, влияние воспитателя на гармонизацию развития личности ребенка и его социализацию.
Importance of developing and implementation of modular courses for specialists of orphanages, especially psycho-pedagogical support of orphans, the main directions of work of a psychologist and teacher at the orphanage, the influence of the teacher to harmonize the development of the child's personality and socialization are revealed in the article.
Ключевые слова: модульный курс, специалисты сиротских учреждений, дети-сироты, психологическое сопровождение, воспитанники детских домов, детский дом.
Modular course, specialists of orphanages, orphans, psychological support, pupil of orphanage, orphanage.
В последнее время отмечается рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, увеличение социального сиротства, девиантного поведения детей. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - этапы, травмирующие психику ребенка [2]. Грамотная организация работы специалистов детских домов и интернатных учреждений корректирует неблагополучный опыт и обстоятельства жизни воспитанников, что способствует прогрессивному формированию их личности и успешной социальной интеграции.
В современных условиях требуется пристальное внимание к месту и функции, к содержанию профессиональной деятельности
всех участников воспитательного процесса, в первую очередь, воспитателей и педагогов в детском доме, приюте и интернате. Необходимо увидеть перспективы и направления профессионального развития именно тех специалистов, которые призваны «заменить родителей». В истории развития системы учреждений для детей-сирот выделяют четыре этапа: патриархальный (X-XVП вв.), общественнорелигиозный (XVШ-XIX вв.), институциализа-ции (XX в. до 90-х годов) и деинституциализа-ции (с конца 80-х гг. XX в) [5]. С 1987 года в детских домах и школах-интернатах введена должность психолога. Введение этой должности означает признание того факта, что для обеспечения полноценного психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, необходима специальная психологическая помощь. Основополагающими принципами воспитательной деятельности многие коллективы детских домов считают гуманистический характер воспитания и личностно ориентированный подход [4]. Сегодняшний вариант деинсти-туциализации детей-сирот предполагает вывод большинства воспитанников из учреждений в замещающие семьи, а также улучшение социальной ситуации развития в условиях учреждения для тех детей, которые по каким-либо причинам не смогут воспитываться в семье.
В социализации ребенка имеет огромное значение качество референтной группы взрослых. И если для семейных детей этими взрослыми являются, как правило, родители, учите -ля, тренеры, родители друзей, то для воспитанников детских домов эту референтную группу должны входить воспитатели детских домов и другие сотрудники учреждения [3]. В связи с чем возникает необходимость повышения квалификации специалистов сиротских учреждений.
Однако существует противоречие между потребностью специалистов сиротских учреж-
Селиванова Е. Я-
Современные технологии повышения квалификации.
дений в знаниях об особенностях психического развития воспитанников детских домов и организации их психолого-педагогического сопровождения и актуальными их сведениями на данный момент. Учреждения среднего и высшего профессионального образования, к сожалению, не включают в содержание лекций по психологии и педагогике необходимый материал по работе с детьми-сиротами. В связи с чем возникает потребность не только повышать квалификацию специалистов, работающих в сиротских учреждениях, но и зачастую просвещать их в общих вопросах психологического развития детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Данное противоречие возможно устранить организованной системой психологического просвещения специалистов сиротских учреждений. Одной из систем может быть реализация модульного курса «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детских домов, приютов и интернатов». Основное назначение данного курса - учет запросов и потребностей психологов, воспитателей и социальных педагогов детских домов, приютов и интернатов в эффективной организации практической работы с «проблемными» детьми. Содержанием курса может быть ряд педагогических технологий ведения учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работы с разновозрастным коллективом (а в условиях детского дома так же с разными по состоянию психического и физического здоровья детьми), а также актуализация знаний о возрастных особенностях детей и подростков. Планируется включение в данный курс несколько блоков, ступенчато и последовательно раскрывающих способы решения проблемных вопросов, встающих перед специалистами сиротских учреждений.
Накопительная система курса предполагает включение в себя три основных модуля: «Пси-холого-педагогическое сопровождение воспитанников детских домов, приютов и интернатов», «Профилактика дезадаптации воспитанников детских домов, приютов и интернатов» и «Профилактика деструктивного переживания одиночества у подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях».
Основное назначение первого модуля «Пси-холого-педагогическое сопровождение воспитанников детских домов, приютов и интерна-
ЧИППКРО
тов» освещение общих вопросов психического развития детей-сирот. Он направлен на раскрытие теоретических аспектов проблемы «социального» сиротства, особенностей личностного развития детей в условиях депривации, практических рекомендаций по организации воспитательного процесса и психологического сопровождения детей, лишенных родительского попечения. Реализация первого модульного курса предполагает формирование у педагогов сиротских учреждений: владения знаниями о качественно ином характере развития детей в условиях социальной депривации; развитие умений организации воспитательных и развивающих мероприятий; анализ проблемных ситуаций и их решение совместными усилиями специалистов.
Актуальность второго модуля «Профилактика дезадаптации воспитанников детских домов, приютов и интернатов» определяется потребностью педагогов в организации социализации воспитанников детского дома и коррекции отклонений в их поведении. Данный модуль направлен на оказание помощи педагогам и психологам, работающим с детьми-сиротами в вопросах работы с девиантными подростками, детьми, имеющими нарушения в личностной сфере; освоении практических навыков проведения профилактических и коррекционных мероприятий. В его содержании предполагаются аспекты профилактики негативных личностных образований у воспитанников интернатных учреждений: тревожности, страхов, нарушения общения, социализации. Целесообразным будет раскрытие вопросов профилактики зависимого, агрессивного, делинквентного, суицидального поведения в теоретическом и практическом аспекте. Стоит обозначить также проблему предупреждения эмоционального выгорания педагогов, работающих с этими детьми, провести упражнения и техники на снятие эмоционального напряжения и формирование положительного настроя.
Логическим завершением данного модуль -ного курса будет реализация третьего модуля «Профилактика деструктивного переживания одиночества у подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях». В связи с тем что в сиротских учреждениях проблема одиночества проявляется особенно остро, требуется развитие у специалистов, работающих в детских домах,
Научные сообщения ЧИППКРО
приютах и интернатах навыков работы с деть -ми-сиротами, испытывающими состояние одиночества. Необходимо формирование компетентности у педагогов и психологов проведения профилактических и коррекционных мероприятий в аспекте данной проблемы. Планируется рассмотрение теоретических и практических аспектов проблемы одиночества как состояния, позитивных и негативных последствий его проявления, а также раскрытие содержания программы развития временной перспективы и способности к целеполаганию, которая актуальна в свете адаптации выпускников интернатных учреждений в социуме. Целесообразным в данном блоке будет практическая реализация программы целеполагания непосредственно на слушателях. Организация собственной деятельности и планирование временной перспективы способствует осознанию слушателями личностных проблем, которые зачастую от -ражаются и на профессиональной деятельности. Вместе с тем формирование временной перспективы и целеполагание помогает в осу -ществлении актуальных жизненных планов. В завершении реализации модульного курса слушателям необходимо познакомиться с технологиями психологического сопровождения семей, принимающих ребенка на воспитание. Данное направление актуально в свете развития политики деинституциализации в системе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и способствует профилактике возникновения одиночества.
Таким образом, обозначенный модульный курс предполагает освещение актуальных проблем для специалистов, работающих с детьми-сиротами.
В реализации выше обозначенного модульного курса необходимы практические методы и приёмы трансляции учебного материала, такие как самодиагностика и рефлексия, сбор и анализ практического опыта, целепола-гание и планирование задач обучения слушателей, работа с пособиями и мультимедийными материалами, релаксационные приёмы. Данные приемы должны составить основную долю, а значит, и стать вновь освоенными умениями специалистов, работающих с детьми, лишенными родительского попечения. Таким образом, эффективность курсов усилится комплекс -
ным сочетанием лекционных, семинарских и практических занятий.
Ожидаемым результатом реализации данных модульных курсов будет возможность слушателей оценки наличествующего уровня компетенций, определение трудностей в собственной работе и работе коллег, выявление ресурсов профессионального роста, формирование или укрепление мотивации педагогической деятельности, освоение способов своевременной профилактики эмоционального выгорания и получение адекватного отношения к профес -сиональным деформациям. Проведение семинарских и практических занятий в рамках курса будет способствовать организации практикам живого пространства, в котором вопросы, проблемы и ошибки, неизбежно возникающие в деятельности, получат компетентную консультацию, возможные варианты решения задач. Предполагается развить у слушателей такие профессионально важные качества педагога, как педагогическая эрудиция, интуиция, оптимизм, рефлексия и эмпатия, которые необходимы в работе с детьми, лишенными родительского попечения.
Акцентировано внимание в модульных курсах на специфике работы психолога в детском доме. Психологи должны получить необ -ходимую информацию по направлениям их деятельности. В частности, особенности психологического сопровождения ребенка заключаются в оценке и компенсации последствий его травматического опыта, а также адаптацию к жизни в детском доме вновь поступивших детей.
Специфика диагностической работы определяется актуальными проблемами воспитанников детских домов, входящих в группу риска по девиантному, зависимому, суицидальному поведению. В связи с этим должны подбираться соответствующие методики. Коррекционная работа необходима каждому воспитаннику детского дома, так как в силу социальной депривации интеллектуальные и личностные деформации неизбежны [1]. Необходимы как индивидуальные коррекционные занятия, направленные на проработку личностных проблем, так и групповые, способствующие формированию навыков межличностного общения.
Необходимо также психологическое консультирование педагогического коллектива уч-
Селиванова Е. Я-
Современные технологии повышения квалификации.
реждения по вопросам поведения воспитанников. Психопрофилактические мероприятия, которые раскрываются в данном курсе, направлены на предупреждение употребления подростками психоактивных веществ, коррекцию агрессивного, асоциального поведения, адаптацию вновь поступивших детей к коллективу. Работа с педагогическим коллективом в данном направлении должна быть ориентирована на профилактику эмоционального выгорания, формирование стрессоустойчивости личности.
Такое направление работы психолога, как психопросвещение, имеет главной своей целью формирование психологической культуры кон -тингента детского дома, знакомство педагогов с особенностями психического развития воспитанников детского дома, их возрастных особенностях и проблемах, обусловленных материнской и социальной депривацией [6]. Повышение психологической грамотности воспитателей является основополагающим элементом в психологическом сопровождении воспитанников детских домов. Знание не только возрастных закономерностей развития ребенка, но и личностных деформаций, возникающих под воздействием депривационных условий, способствует изменению отношения педагогов не только к воспитанникам, но и к собственной профессиональной деятельности в целом.
Для воспитателей сиротских учреждений в рамках данного курса предполагается освещение вопросов по организации воспитательной деятельности в детском доме. Реализация рекомендаций по воспитанию и развитию разновозрастной категории детей-сирот поможет ребенку успешно адаптироваться в социуме. Эффективный путь развития личности ребенка в процессе психолого-педагогического сопровождения представляет собой создание условий и оказание помощи воспитаннику сиротского уч -реждения в решении его наиболее важных проблем и потребностей текущего физического, индивидуально-психологического, социального и духовного роста с учетом общих психологических закономерностей [5].
Таким образом, можно говорить, что эффективность усвоения и присвоения новых познавательных, личностных, коммуникативных компетенций специалистов психологопедагогического сопровождения детей-сирот в значительной степени и напрямую влияет на
ЧИППКРО
формирование таких же умений у воспитывающихся в интернатных учреждениях детей. Более того, можно рассчитывать на то, что эти процессы (при условии системного профессионального роста) станут более целенаправленными, экономными, осознаваемыми и ясными, чем в ходе усвоения не интегрированного, порой спонтанного усвоения социального опыта в семье.
Педагогам детского дома нужно осознать необходимость перестройки собственного сознания. Для гармоничного развития детей оставшихся без попечения родителей также как и для детей, воспитывающихся в семье, важна интересная совместная деятельность детей и взрослых и полноценное эмоциональное общение. Совместная деятельность и общение помогут измениться и стать лучше и тем, и другим.
В качестве результатов по итогам модульных курсов повышения квалификации, ориентированных на формирование общепедагогических инструментальных компонентов педагогической деятельности, учитывающих цели и специфику работы с детьми «группы риска», предполагается возможность специалистам не только уверенно и комфортно чувствовать себя в профессии (принять свою роль, получать удовлетворение от работы), но и стремиться к осознанному развитию компетентности в профессии, что предполагает способность осваивать, присваивать и творчески обогащать своим жизненным, профессиональным и духовным опытом умения. Это - необходимое условие эффективности труда и непрерывного поступательного развития профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Успешность деятельности в любой области определяется повышением профессиональной компетентности. Добиваться долговременного успеха специалисты, работающие с сиротами, могут, лишь постоянно участвуя в системе непрерывного профессионального об -разования педагогов. В своих учреждениях для детей-сирот каждый из слушателей курса может стать основой планирования перевода компетенций всего педколлектива учреждения на качественно новый уровень; направленных на взаимодействие всех субъектов психологопедагогического сопровождения детей; на стимулирование эффективного профессионального
Научные сообщения ЧИППКРО
поведения коллег внутри учреждения. Профессиональный рост педагога предполагает личностное совершенствование воспитанников сиротских учреждений. Качество жизни воспитанников детских домов зависит от типа взаимоотношений с окружающими их взрослыми, в первую очередь, с воспитателями. Важно педагогам понять, что без стремления познать закономерности развития ребенка, без создания условий для их самовоспитания и самосовершенствования, без уважения к личности ребенка, без совершенствования собственной личности нельзя ждать успехов в воспитании.
Поэтому воспитательный ресурс, заключённый в квалификации кадров интернатных учреждений для сирот, является важнейшим из условий воспитания, сохранения здоровья и развития личности детей-сирот. Система повышения квалификации и переподготовки кадров интернатных учреждений для детей-сирот должна быть неотъемлемой частью системы государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература
1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития [Текст] / под ред. Е. А. Стре-
белевой. - М. : Полиграф сервис, 1998. - 329 с.
2. Комплексное сопровождение и коррек-
ция развития детей-сирот: социально-
эмоциональные проблемы [Текст] / под науч. ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. -СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 125 с.
3. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст] : пособие для воспитателей и учителей. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2006. - 312 с.
4. Прихожан, А. М. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.- С. 223-229.
5. Шипицына, Л. М. Психология детей-сирот [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Шипицына. - СПб. : изд-во СПУ, 2005 - 628 с.
6. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми «группы риска» [Текст] / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд - 2-е изд., доп. - М. : изд-во УРАО, 2001. - 128 с.