Научная статья на тему 'Культура и традиции казачества как условие патриотического воспитания молодежи (по материалам инновационной работы)'

Культура и традиции казачества как условие патриотического воспитания молодежи (по материалам инновационной работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / КАДЕТЫ / PATRIOTIC EDUCATION / CULTURE AND TRADITIONS OF THE COSSACKS / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин О.В.

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества. В статье представлен опыт работы профессиональной образовательной организации СПО (ранее профессиональное училище № 28) по развитию патриотизма как качества личности кадетов, формируемого в условиях инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND TRADITION AS A CONDITION OF COSSACKS PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH (ACCORDING TO THE INNOVATIVE WORK)

The main feature of patriotic education is through him that formed not just a citizen but citizen-patriot fervently loves his Motherland, its edge, always ready with dignity and dedication to serve her faithfully. One of the main directions of patriotic education of youth is the use of culture and traditions of the Cossacks. The experience of a professional educational organization SVE (formerly Vocational School № 28) on the development of patriotism as personality traits cadets formed in the innovation activities is given.

Текст научной работы на тему «Культура и традиции казачества как условие патриотического воспитания молодежи (по материалам инновационной работы)»

УДК 377+37.0 О. В. Фомин, директор Профессионального

училища № 28, Челябинская обл., г. Златоуст,

e-mail: spj-2012@list.ru

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (По материалам инновационной работы)

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества. В статье представлен опыт работы профессиональной образовательной организации СПО (ранее профессиональное училище № 28) по развитию патриотизма как качества личности кадетов, формируемого в условиях инновационной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, традиции и культура казачества, кадеты

Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России.

В. В. Путин

Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества, накопившего за века богатейший опыт в образовании и воспитании.

Вопрос о патриотизме становится особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность — это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма — это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека [1]. Итак, в настоящей статье мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с патриотическим воспитанием молодежи.

Что же такое патриотизм? Современные словари дают практически одинаковые по смыслу толкования.

Патриотизм (греч. патргтщд — соотечественник, патрщ — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей

Родины, желание сохранять ее характер, культурные особенности и идентифицировать себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм — любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным [2].

Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При переходе племен к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле [3].

Итак, патриотизм — явление духовное, он связан и с духовными традициями.

Обращение к народным традициям казачества Южного Урала, включающим духовный и нравственный воспитательный опыт, выражающийся в высокой моральной культуре, любви к Отечеству, людям, способствует возрождению в человеке духовности и нравственности, чувства родины, патриотизма. Вот почему одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества.

Самобытная культура казачества Южного Урала, сложившаяся на принципах поликультурности, добрососедского межэтнического общения, ответственного и заботливого отношения к земле, на которой оно проживало, способствует закреплению духовно-нравственных качеств обучающихся: эмоционально-деятельностному отношению к своему дому, семье, односельчанину, отеческой любви к малой и большой Родине в целом, трудолюбию, добросовестности в делах. В традициях казачества Южного Урала наряду с уважением к людям других национальностей, терпимостью к инакомыслию, любовью к родному очагу, к старшим заложено стремление к знаниям, образованности.

Концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе усвоения традиций казачества Южного Урала в новых социальных условиях остаются малоизученными, а традиции казачьей народной педагогики в практике воспитания обучающихся используются недостаточно.

Необходимость разработки данной темы обусловлена и тем, что назрела необходимость исследовать пути устранения противоречий между:

- потребностью общества в гражданах-патриотах с устойчивой личностно значимой гражданской позицией, сохраняющих ценности, идеалы, народные традиции, с одной стороны, и социальными условиями, не всегда содействующими воспитанию милосердия, любви к своей земле, Отечеству, межэтнической терпимости, с другой;

- воспитательным потенциалом культурных традиций казачества Южного Урала и недостаточным его использованием в процессе патриотического воспитания обучающихся на традициях культуры казачества Южного Урала;

- потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса патриотического воспитания на традициях казачества Южного Урала и неразработанностью вопроса воспитания патриотизма у обучающихся в педагогической науке.

Данные противоречия определили тему экспериментальной работы (инновационного проекта) нашей образовательной организации (2011-2014 гг.): «Военно-патриотическое воспитание обучающихся на традициях культуры казачества Южного Урала». Проблема исследования состоит в теоретическом обосновании и поиске практических путей патриотического воспитания обучающихся.

Цель исследования: разработать и апробировать систему патриотического воспитания об-

учающихся на традициях культуры казачества Южного Урала.

Организация экспериментальной деятельности невозможна без участия в ней самих ребят, потому что программа эксперимента направлена именно на их образование, воспитание и развитие. Одно из главных направлений — военно-патриотическое воспитание на традициях и культуре нашего народа.

Патриотическое воспитание в нашей образовательной организации — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Система военно-патриотической работы в образовательной организации включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания обучающихся через образовательный и воспитательный процессы. Она включает в себя два направления: начальное профессиональное образование с получением профессий «Слесарь», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» и дополнительное образование в рамках кадетского корпуса. Оба эти направления работают во взаимосвязи и позволяют осуществлять более эффективное обучение и воспитание нового поколения.

Все занятия дополнительного образования необходимы для повышения эффективности основной учебной деятельности, физической и моральной подготовки обучающихся. Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи эффективно осуществляется в рамках кадетского корпуса. Кадетский корпус — часть образовательной и внешней среды. Имеются атрибуты кадетского корпуса: флаг, форма, клятва, песня. Разработан Кодекс кадетской чести, включающий общие правила, облик кадета, правила общежития, клятву кадета, законы кадета:

- закон долга: «Не взирая ни на какие обстоятельства, четко, точно, вовремя и до конца выполни поручения или приказ»;

- закон чести: «Постоянно контролируй себя, чтобы ни словом, ни делом не показать своей слабости. Всегда дорожи своей честью и честью кадетского движения. Не позволяй никому унижать свое достоинство и достоинство близких тебе людей, не оскорбляй других и умей прощать»;

- закон ответственности — «Обещал — выполни! Будь хозяином своего слова. Везде и

всегда помни, что ты член кадетского движения, никогда не делай того, что может подвести кадета»;

- закон субординации: «Слово командира — ЗАКОН. Каждый должен уважать своих командиров, не допускать панибратства и лжедружбы»;

- закон точности: «Все дела должны начинаться вовремя. Опоздание является неуважением к своим товарищам и может явиться причиной срыва назначенного дела»;

- закон дискуссии: «Поднятая рука — причина выслушать. Говори — мы уважаем мнение каждого, говори кратко и по делу, критикуешь — предлагай. Умей признать себя неправым. Помни, кто льстит тебе — обкрадывает тебя, кто критикует — тот твой учитель»;

- закон предательства: «Того, кто предаст кадета, ждет презрение всех членов кадетского движения и отчисление с позором»;

- закон учения: «Учись каждый день, учись везде. Знай, тройка — оценка плохой учебы»;

- закон ствола и корней: «Почитай своих предков, с любовью и заботой относись к родственникам, не пренебрегай почтительностью, почитай отца своего и мать свою».

Традиционные дела являются способом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей кадетского корпуса, происходит передача культурных ценностей от старших кадетов к младшим.

Традиционными в кадетском корпусе являются следующие мероприятия: Посвящение в кадеты, День МЧС, День защитника Отечества, встречи с ветеранами, смотр военно-спортивной подготовки, посещение воинской части и музея боевой славы, участие кадетов в городском параде Победы, в военно-спортивных мероприятиях.

Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в России 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд, система кадетского воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах, созданных на базе профессиональной образовательной организации, реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта.

Особенности деятельности кадетского корпуса:

1) процесс дополнительного образования в кадетском корпусе строится на базе военизированного воспитания и самостоятельного построения системы внутреннего распорядка и порядка проживания в условиях круглосуточного пребывания в стенах профессиональной образовательной организации;

2) основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетского корпуса является процесс непрерывного воинского воспитания (выполнение уставных требований, соблюдение Кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления);

3) обучающиеся-кадеты активно вовлекаются в мероприятия военно-патриотической направленности (классные часы и внеклассные мероприятия по предметам, на военно-патриотическую тематику, по истории и традициям казачества; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, участниками Парада Победы, митингов, акций и т. д.);

4) ежегодно кадеты нашей образовательной организации становятся участниками военно-спортивных мероприятий «Орленок», «Зарница», «Казачок», строевых смотров, спортивных мероприятий, Дня призывника и т. д.;

5) обязательными для кадетов являются общефизическая и строевая подготовка, включающая комплекс физических и строевых упражнений с использованием казачьего компонента (приемы рукопашного боя, полоса препятствий, стрельба, водная подготовка и т. д.);

6) кадеты также получают дополнительное профессиональное образование по профессиям «Пожарный», «Промышленный альпинист», «Матрос-спасатель 2-го класса», по результатам обучения на 3-м курсе проводится аттестация, в ходе которой оцениваются дополнительные профессиональные компетенции обучающихся, профессиональная, морально-психологическая и физическая подготовка.

Весь комплекс мероприятий в рамках экспериментальной программы осуществляется в условиях социального партнерства с различными учреждениями и организациями: городским казачьим сообществом «Златоустовская станица» и Седьмой отдельной гвардейской Краснознаменной Оренбургской казачьей танковой бригадой (г. Чебаркуль), на базе которой проводятся многие военно-спортивные мероприятия с участием кадетов.

Овладение обучающимися теорией и практикой военно-патриотического воспитания, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга, к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно-патриотической работы, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

По итогам первых двух этапов эксперимента были проведены исследования на основе ис-

пользования разработанного пакета диагностических методик. Ниже представлены некоторые результаты.

1. С целью выяснения того, осознанно ли подростки выбрали образовательную организацию с военно-патриотическим уклоном, был проведен тест «Твое отношение к кадетству». В результате тестирования выяснилось, что на входной диагностике положительное отношение в целом доминирует — 84,4 %; 13,6 % кадетов-респондентов выразили нейтральную позицию; отрицательную — 2 %. Результат неплохой, но есть проблемы (рис. 1).

Рис. 1. Гистограмма теста «Твое отношение к кадетству» (в %)

2. Понимание того, чем привлекает кадетский 2010/11 уч. г., среди респондентов не оказалось корпус, стало выше. В отличие от показателей никого, кто затруднился бы с ответом (рис. 2).

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 2. Гистограмма теста «Чем привлекает тебя кадетский корпус?»

3. Среди обучающихся 2012/13 уч. г. на себя патриотами, и уменьшилось количество 7 % увеличилось число кадетов, считающих затрудняющихся ответить на вопрос (рис. 3).

Рис. 3. Гистограмма теста «Считаете ли Вы себя патриотом?»

4. Положительно, что у кадетов четко фор- Распределение мнений респондентов в 2010/11 мируется осознанное понимание патриотизма. и 2012/13 уч. гг. представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Гистограмма теста «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?»

С целью отслеживания развития лично- щегося (табл. 1), базирующаяся на перечне сти обучающихся разработана таблица мони- качеств личности, которые определяются та-торинга самодиагностики личности обучаю- блицей 2.

Мониторинг самодиагностики личности обучающегося

Таблица 1

№ п/п Качества Оценка

2010/11 уч. г. (1-й курс) 2012/13 уч. г. (2-й курс)

1 Мотивационные 6,5 7,1

2 Духовно-нравственные 7,1 7,8

3 Физические 8,2, 9,2

4 Интеллектуальные 6,5 7,1

5 Деловые 6,8 8,4

6 Организационно-волевые 8,2 8,7

7 Социальные 6,9 7,5

В течение двух лет наблюдается рост в развитии личности обучающихся. Наиболее развиты оказались физические, организационно-волевые и деловые качества, менее — мотивационные (мотивация к дальнейшему обучению и росту по карьерной лестнице) и интеллектуальные (эрудированность, умение мыслить глобально, развитость интуитивного и логического мышления).

Самооценка своих личностных качеств происходит по десятибалльной шкале:

1 — очень низкий уровень развития соответствующего качества;

2 — низкий уровень;

3 — уровень ниже среднего;

4 — уровень чуть ниже среднего;

5 — средний уровень;

6 — чуть выше среднего;

7 — уровень выше среднего;

8 — высокий уровень;

9 — очень высокий уровень;

10 — наивысший уровень.

Самодиагностика развития личности обучаемого

Таблица 2

№ п/п Качества Оценка

2010/11 уч. г. 2012/13 уч. г.

Мотивационные качества

1.1 Мотивация к непрерывному самообразованию и саморазвитию 3 7

1.2 Мотивация к творческому познанию 5 7

1.3 Мотивация к активной трудовой деятельности 6 8

1.4. Мотивация к профессиональному самоопределению 2 8

1.5. Мотивация к соблюдению нравственно-этических норм поведения 5 8

1.6. Мотивация к сохранению окружающего мира 5 10

Общее количество баллов по блоку 26 48

Средний балл 4,33 8

Средний балл вырос почти в 2 раза. Подобным образом с соответствующими показателями дается характеристика остальных качеств:

Духовно-нравственных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физических

Интеллектуальных

Деловых

Организационно-волевых

Социальных

В ходе реализации задач первых двух этапов экспериментальной работы в ПОО СПО формируется система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

1. Организационные:

- организация социального партнерства с учреждениями силовых структур, общественными организациями, военкоматами;

- разработка планов мероприятий исто-рико-патриотической направленности по

изучению истории и традиций казачества Южного Урала.

2. Информационно-методические:

- создание банка данных по проблемам военно-патриотического воспитания;

- обобщение опыта педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию обучающихся с использованием культурных ценностей казачества.

3. Массовые мероприятия с обучающимися:

- проведение уроков России, уроков мужества;

- проведение в училище массовых мероприятий с обучающимися, посвященных дням воинской славы России, дням казачества;

- организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, способствующей

Библиографический список

развитию гражданских и патриотических качеств;

- участие в городских и областных конкурсах строевой подготовки, фестивалях, посвященных казакам;

- участие в военно-спортивных мероприятиях.

Эта система предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.

Мы в данной работе не ставили цель представить результаты решения всех поставленных задач (оставим на подведение итогов). Представлены лишь некоторые результаты воспитательного процесса, реализуемого в 2011/12 и 2012/13 уч. гг. на промежуточном этапе исследования, направленного на формирование патриотизма.

1. Гавря, А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани [Текст] : автореф. дис. ... кан. пед. наук / Гавря Александр Борисович. — СПб. : ВМИРЭ, 2006. — 24 с.

2. Соловьев, В. Толковый словарь по философии [Электронный ресурс] / В. Соловьев. — Режим доступа: www.terme.ru.

3. Бренер, А. Словарь терминов политологии [Электронный ресурс] / А. Бренер. — Режим доступа: www.politike.ru.

УДК 377+001 И. В. Шадчин, зав. лабораторией инклюзивного

образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spg-2012@list.ru

К ПРОБЛЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы стимулирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Обосновывается актуальность данной проблематики в современных социально-экономических условиях развития системы профессионального образования в России.

Ключевые слова: мотивация, студент, уровень мотивации, научно-исследовательская деятельность студентов, уровень мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.

В современных условиях развития профессионального образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение. Она позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации личности будущего специалиста. Современный социум

ставит перед профессиональной школой стратегическую задачу подготовки компетентных выпускников, проявляющих высокий уровень адаптивности к изменяющимся условиям труда, способных к профессиональному росту, умеющих критически и творчески мыслить, грамотно работать с любой информацией, осуществлять научные исследования в различных областях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.