УДК 377+37.0 О. В. Фомин, директор Профессионального
училища № 28, Челябинская обл., г. Златоуст,
e-mail: [email protected]
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (По материалам инновационной работы)
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества. В статье представлен опыт работы профессиональной образовательной организации СПО (ранее профессиональное училище № 28) по развитию патриотизма как качества личности кадетов, формируемого в условиях инновационной деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, традиции и культура казачества, кадеты
Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России.
В. В. Путин
Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества, накопившего за века богатейший опыт в образовании и воспитании.
Вопрос о патриотизме становится особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность — это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма — это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека [1]. Итак, в настоящей статье мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с патриотическим воспитанием молодежи.
Что же такое патриотизм? Современные словари дают практически одинаковые по смыслу толкования.
Патриотизм (греч. патргтщд — соотечественник, патрщ — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей
Родины, желание сохранять ее характер, культурные особенности и идентифицировать себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотизм — любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным [2].
Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При переходе племен к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле [3].
Итак, патриотизм — явление духовное, он связан и с духовными традициями.
Обращение к народным традициям казачества Южного Урала, включающим духовный и нравственный воспитательный опыт, выражающийся в высокой моральной культуре, любви к Отечеству, людям, способствует возрождению в человеке духовности и нравственности, чувства родины, патриотизма. Вот почему одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества.
Самобытная культура казачества Южного Урала, сложившаяся на принципах поликультурности, добрососедского межэтнического общения, ответственного и заботливого отношения к земле, на которой оно проживало, способствует закреплению духовно-нравственных качеств обучающихся: эмоционально-деятельностному отношению к своему дому, семье, односельчанину, отеческой любви к малой и большой Родине в целом, трудолюбию, добросовестности в делах. В традициях казачества Южного Урала наряду с уважением к людям других национальностей, терпимостью к инакомыслию, любовью к родному очагу, к старшим заложено стремление к знаниям, образованности.
Концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе усвоения традиций казачества Южного Урала в новых социальных условиях остаются малоизученными, а традиции казачьей народной педагогики в практике воспитания обучающихся используются недостаточно.
Необходимость разработки данной темы обусловлена и тем, что назрела необходимость исследовать пути устранения противоречий между:
- потребностью общества в гражданах-патриотах с устойчивой личностно значимой гражданской позицией, сохраняющих ценности, идеалы, народные традиции, с одной стороны, и социальными условиями, не всегда содействующими воспитанию милосердия, любви к своей земле, Отечеству, межэтнической терпимости, с другой;
- воспитательным потенциалом культурных традиций казачества Южного Урала и недостаточным его использованием в процессе патриотического воспитания обучающихся на традициях культуры казачества Южного Урала;
- потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса патриотического воспитания на традициях казачества Южного Урала и неразработанностью вопроса воспитания патриотизма у обучающихся в педагогической науке.
Данные противоречия определили тему экспериментальной работы (инновационного проекта) нашей образовательной организации (2011-2014 гг.): «Военно-патриотическое воспитание обучающихся на традициях культуры казачества Южного Урала». Проблема исследования состоит в теоретическом обосновании и поиске практических путей патриотического воспитания обучающихся.
Цель исследования: разработать и апробировать систему патриотического воспитания об-
учающихся на традициях культуры казачества Южного Урала.
Организация экспериментальной деятельности невозможна без участия в ней самих ребят, потому что программа эксперимента направлена именно на их образование, воспитание и развитие. Одно из главных направлений — военно-патриотическое воспитание на традициях и культуре нашего народа.
Патриотическое воспитание в нашей образовательной организации — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Система военно-патриотической работы в образовательной организации включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания обучающихся через образовательный и воспитательный процессы. Она включает в себя два направления: начальное профессиональное образование с получением профессий «Слесарь», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» и дополнительное образование в рамках кадетского корпуса. Оба эти направления работают во взаимосвязи и позволяют осуществлять более эффективное обучение и воспитание нового поколения.
Все занятия дополнительного образования необходимы для повышения эффективности основной учебной деятельности, физической и моральной подготовки обучающихся. Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи эффективно осуществляется в рамках кадетского корпуса. Кадетский корпус — часть образовательной и внешней среды. Имеются атрибуты кадетского корпуса: флаг, форма, клятва, песня. Разработан Кодекс кадетской чести, включающий общие правила, облик кадета, правила общежития, клятву кадета, законы кадета:
- закон долга: «Не взирая ни на какие обстоятельства, четко, точно, вовремя и до конца выполни поручения или приказ»;
- закон чести: «Постоянно контролируй себя, чтобы ни словом, ни делом не показать своей слабости. Всегда дорожи своей честью и честью кадетского движения. Не позволяй никому унижать свое достоинство и достоинство близких тебе людей, не оскорбляй других и умей прощать»;
- закон ответственности — «Обещал — выполни! Будь хозяином своего слова. Везде и
всегда помни, что ты член кадетского движения, никогда не делай того, что может подвести кадета»;
- закон субординации: «Слово командира — ЗАКОН. Каждый должен уважать своих командиров, не допускать панибратства и лжедружбы»;
- закон точности: «Все дела должны начинаться вовремя. Опоздание является неуважением к своим товарищам и может явиться причиной срыва назначенного дела»;
- закон дискуссии: «Поднятая рука — причина выслушать. Говори — мы уважаем мнение каждого, говори кратко и по делу, критикуешь — предлагай. Умей признать себя неправым. Помни, кто льстит тебе — обкрадывает тебя, кто критикует — тот твой учитель»;
- закон предательства: «Того, кто предаст кадета, ждет презрение всех членов кадетского движения и отчисление с позором»;
- закон учения: «Учись каждый день, учись везде. Знай, тройка — оценка плохой учебы»;
- закон ствола и корней: «Почитай своих предков, с любовью и заботой относись к родственникам, не пренебрегай почтительностью, почитай отца своего и мать свою».
Традиционные дела являются способом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей кадетского корпуса, происходит передача культурных ценностей от старших кадетов к младшим.
Традиционными в кадетском корпусе являются следующие мероприятия: Посвящение в кадеты, День МЧС, День защитника Отечества, встречи с ветеранами, смотр военно-спортивной подготовки, посещение воинской части и музея боевой славы, участие кадетов в городском параде Победы, в военно-спортивных мероприятиях.
Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в России 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд, система кадетского воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах, созданных на базе профессиональной образовательной организации, реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта.
Особенности деятельности кадетского корпуса:
1) процесс дополнительного образования в кадетском корпусе строится на базе военизированного воспитания и самостоятельного построения системы внутреннего распорядка и порядка проживания в условиях круглосуточного пребывания в стенах профессиональной образовательной организации;
2) основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетского корпуса является процесс непрерывного воинского воспитания (выполнение уставных требований, соблюдение Кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления);
3) обучающиеся-кадеты активно вовлекаются в мероприятия военно-патриотической направленности (классные часы и внеклассные мероприятия по предметам, на военно-патриотическую тематику, по истории и традициям казачества; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, участниками Парада Победы, митингов, акций и т. д.);
4) ежегодно кадеты нашей образовательной организации становятся участниками военно-спортивных мероприятий «Орленок», «Зарница», «Казачок», строевых смотров, спортивных мероприятий, Дня призывника и т. д.;
5) обязательными для кадетов являются общефизическая и строевая подготовка, включающая комплекс физических и строевых упражнений с использованием казачьего компонента (приемы рукопашного боя, полоса препятствий, стрельба, водная подготовка и т. д.);
6) кадеты также получают дополнительное профессиональное образование по профессиям «Пожарный», «Промышленный альпинист», «Матрос-спасатель 2-го класса», по результатам обучения на 3-м курсе проводится аттестация, в ходе которой оцениваются дополнительные профессиональные компетенции обучающихся, профессиональная, морально-психологическая и физическая подготовка.
Весь комплекс мероприятий в рамках экспериментальной программы осуществляется в условиях социального партнерства с различными учреждениями и организациями: городским казачьим сообществом «Златоустовская станица» и Седьмой отдельной гвардейской Краснознаменной Оренбургской казачьей танковой бригадой (г. Чебаркуль), на базе которой проводятся многие военно-спортивные мероприятия с участием кадетов.
Овладение обучающимися теорией и практикой военно-патриотического воспитания, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга, к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно-патриотической работы, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
По итогам первых двух этапов эксперимента были проведены исследования на основе ис-
пользования разработанного пакета диагностических методик. Ниже представлены некоторые результаты.
1. С целью выяснения того, осознанно ли подростки выбрали образовательную организацию с военно-патриотическим уклоном, был проведен тест «Твое отношение к кадетству». В результате тестирования выяснилось, что на входной диагностике положительное отношение в целом доминирует — 84,4 %; 13,6 % кадетов-респондентов выразили нейтральную позицию; отрицательную — 2 %. Результат неплохой, но есть проблемы (рис. 1).
Рис. 1. Гистограмма теста «Твое отношение к кадетству» (в %)
2. Понимание того, чем привлекает кадетский 2010/11 уч. г., среди респондентов не оказалось корпус, стало выше. В отличие от показателей никого, кто затруднился бы с ответом (рис. 2).
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 2. Гистограмма теста «Чем привлекает тебя кадетский корпус?»
3. Среди обучающихся 2012/13 уч. г. на себя патриотами, и уменьшилось количество 7 % увеличилось число кадетов, считающих затрудняющихся ответить на вопрос (рис. 3).
Рис. 3. Гистограмма теста «Считаете ли Вы себя патриотом?»
4. Положительно, что у кадетов четко фор- Распределение мнений респондентов в 2010/11 мируется осознанное понимание патриотизма. и 2012/13 уч. гг. представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Гистограмма теста «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?»
С целью отслеживания развития лично- щегося (табл. 1), базирующаяся на перечне сти обучающихся разработана таблица мони- качеств личности, которые определяются та-торинга самодиагностики личности обучаю- блицей 2.
Мониторинг самодиагностики личности обучающегося
Таблица 1
№ п/п Качества Оценка
2010/11 уч. г. (1-й курс) 2012/13 уч. г. (2-й курс)
1 Мотивационные 6,5 7,1
2 Духовно-нравственные 7,1 7,8
3 Физические 8,2, 9,2
4 Интеллектуальные 6,5 7,1
5 Деловые 6,8 8,4
6 Организационно-волевые 8,2 8,7
7 Социальные 6,9 7,5
В течение двух лет наблюдается рост в развитии личности обучающихся. Наиболее развиты оказались физические, организационно-волевые и деловые качества, менее — мотивационные (мотивация к дальнейшему обучению и росту по карьерной лестнице) и интеллектуальные (эрудированность, умение мыслить глобально, развитость интуитивного и логического мышления).
Самооценка своих личностных качеств происходит по десятибалльной шкале:
1 — очень низкий уровень развития соответствующего качества;
2 — низкий уровень;
3 — уровень ниже среднего;
4 — уровень чуть ниже среднего;
5 — средний уровень;
6 — чуть выше среднего;
7 — уровень выше среднего;
8 — высокий уровень;
9 — очень высокий уровень;
10 — наивысший уровень.
Самодиагностика развития личности обучаемого
Таблица 2
№ п/п Качества Оценка
2010/11 уч. г. 2012/13 уч. г.
Мотивационные качества
1.1 Мотивация к непрерывному самообразованию и саморазвитию 3 7
1.2 Мотивация к творческому познанию 5 7
1.3 Мотивация к активной трудовой деятельности 6 8
1.4. Мотивация к профессиональному самоопределению 2 8
1.5. Мотивация к соблюдению нравственно-этических норм поведения 5 8
1.6. Мотивация к сохранению окружающего мира 5 10
Общее количество баллов по блоку 26 48
Средний балл 4,33 8
Средний балл вырос почти в 2 раза. Подобным образом с соответствующими показателями дается характеристика остальных качеств:
Духовно-нравственных
Физических
Интеллектуальных
Деловых
Организационно-волевых
Социальных
В ходе реализации задач первых двух этапов экспериментальной работы в ПОО СПО формируется система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.
1. Организационные:
- организация социального партнерства с учреждениями силовых структур, общественными организациями, военкоматами;
- разработка планов мероприятий исто-рико-патриотической направленности по
изучению истории и традиций казачества Южного Урала.
2. Информационно-методические:
- создание банка данных по проблемам военно-патриотического воспитания;
- обобщение опыта педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию обучающихся с использованием культурных ценностей казачества.
3. Массовые мероприятия с обучающимися:
- проведение уроков России, уроков мужества;
- проведение в училище массовых мероприятий с обучающимися, посвященных дням воинской славы России, дням казачества;
- организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, способствующей
Библиографический список
развитию гражданских и патриотических качеств;
- участие в городских и областных конкурсах строевой подготовки, фестивалях, посвященных казакам;
- участие в военно-спортивных мероприятиях.
Эта система предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Мы в данной работе не ставили цель представить результаты решения всех поставленных задач (оставим на подведение итогов). Представлены лишь некоторые результаты воспитательного процесса, реализуемого в 2011/12 и 2012/13 уч. гг. на промежуточном этапе исследования, направленного на формирование патриотизма.
1. Гавря, А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани [Текст] : автореф. дис. ... кан. пед. наук / Гавря Александр Борисович. — СПб. : ВМИРЭ, 2006. — 24 с.
2. Соловьев, В. Толковый словарь по философии [Электронный ресурс] / В. Соловьев. — Режим доступа: www.terme.ru.
3. Бренер, А. Словарь терминов политологии [Электронный ресурс] / А. Бренер. — Режим доступа: www.politike.ru.
УДК 377+001 И. В. Шадчин, зав. лабораторией инклюзивного
образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы стимулирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Обосновывается актуальность данной проблематики в современных социально-экономических условиях развития системы профессионального образования в России.
Ключевые слова: мотивация, студент, уровень мотивации, научно-исследовательская деятельность студентов, уровень мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.
В современных условиях развития профессионального образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение. Она позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации личности будущего специалиста. Современный социум
ставит перед профессиональной школой стратегическую задачу подготовки компетентных выпускников, проявляющих высокий уровень адаптивности к изменяющимся условиям труда, способных к профессиональному росту, умеющих критически и творчески мыслить, грамотно работать с любой информацией, осуществлять научные исследования в различных областях