3. Hisjametdinova Je. Sh. Formirovanie kompetencij konkurentosposobnogo tehnicheskogo specialista na rynke truda [Formation of competencies of a competitive technical specialist in the labor market], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, 6, pp. 832-836, available at: https://moluch. ru/archive/110/26964 (accessed: 13.07.2019). (In Russian)
4. Ob utverzhdenii Tipovoj programmy soprovozhdenija invalidov molodogo vozrasta pri po-luchenii imi professional'nogo obrazovanija i sodejstvija v posledujushhem trudoustrojstve: [prikaz Mintruda Rossii, Minprosveshhenija Rossii i Minobrnauki Rossii № 804n/299/1154 ot 14.12.2018], available at: ConsultantPlus (accessed: 14.07.2019). (In Russian)
5. Mazunina N. A. Social'nye mehanizmy stanovlenija lichnosti cheloveka s ogranichennymi voz-mozhnostjami zdorov'ja [Social mechanisms of the formation of a person's personality with disabilities], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarno-jekonomicheskogo instituta [Bulletin of the Moscow State Humanitarian and Economic Institute], 2014, no. 2 (18), pp. 106-111. (In Russian)
6. Shmatko A. D., Perepelitsa I. V. Problemy trudoustrojstva vypusknikov uchebnyh zavedenij [Problems of employment of graduates of educational institutions], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 22, pp. 600-605, available at: https://moluch.ru/archive/260/59900 (accessed: 13.07.2019). (In Russian)
7. Romanenkova D. F. Konkursy professional'nogo masterstva dlja ljudej s invalidnost'ju kak jef-fektivnyj mehanizm sodejstvija ih trudoustrojstvu [Competitions of professional excellence for people with disabilities as an effective mechanism to promote their employment], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 3 (15), pp. 20-25. (In Russian)
Чернецов Петр Иванович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», доктор педагогических наук, г. Челябинск
Шадчин Игорь Владимирович, специалист по УМР Центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru
Chernecov Petr Ivanovich, professor, Department of General and Professional Pedagogy, Faculty of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk Shadchin Igor Vladimirovich, specialist of educational and methodical work Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru
Сведения для цитирования: Яцковская, И. Г. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие гражданско-патриотического воспитания кадетов / И. Г. Яцковская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 112-118.
УДК 371:377 ББК 74.200.5
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТОВ
И. Г. Яцковская
В статье представлен опыт ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» по организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями различного уровня образования по воспитанию гражданско-патриотических качеств личности обучающихся. Автор обосновывает эффективность организации воспитательного процесса в форме казачье-кадетского образования.
Ключевые слова: казачье-кадетское образование, гражданско-патриотическое воспитание, сетевое взаимодействие, образовательные сети.
Одним из значимых ресурсов успешного функционирования государства является гра-жданско-патриотическая позиция его населения, которая раскрывается через рациональное, эмоциональное и практически действенное восприятие ими объектов патриотизма (Родина, народ, семья, государство, родная природа, отечественная история и культура). С целью развития и укрепления этого ресурса государственности в Российской Федерации реализуется уже четвертая государственная программа — «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Ее целью является «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан, но ее акценты смещены на организацию патриотического воспитания среди детей и молодежи [1].
В программе сформулированы комплекс задач и план мероприятий по их реализации, но для того чтобы достичь результатов, показателей ее выполнения, необходимо заставить эффективно работать механизмы превращения официальных целевых установок во внутренний императив поведения личности. Для этого необходимо с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан совершенствовать и развивать успешно зарекомендовавшие себя формы и методы работы по патриотическому воспитанию.
Учитывая, что одной из задач программы является «развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах», ее разработчики подчеркивают, что наиболее эффективно реализуется подготовка обучающихся к военной службе в кадетских школах и казачьих кадетских корпусах. На начало 2014/15 учебного года в системе образования страны функционировало 177 кадетских учреждений (61 846 обучающихся) и более 7000 кадетских и казачьих классов в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации [1].
Наиболее широко система кадетско-каза-чьего образования представлена на территори-
ях компактного проживания казаков, где еще сохранились традиции прошлого. Например, только на территории Ростовской области насчитывается более 370 учреждений разного уровня с областным статусом «казачье» с охватом более 80 тысяч обучающихся. Здесь создана и функционирует целостная система казачьего образования, которая начинается с казачьего детского сада, затем продолжается в казачьей общеобразовательной школе, в казачьих учреждениях дополнительного образования и завершается в казачьих профессиональных образовательных организациях [2].
Эффективность «казачьего» образования как формы в первую очередь воспитательного процесса в образовательной организации закономерно наводит на мысль о ее применении и на территориях, где исторически не сложились казачьи традиции.
В Челябинской области, которая в прошлом лишь частично входила в состав Оренбургского казачьего войска и где нет таких глубоких исторических корней, как на юге страны, казачье-кадетское обучение также используется как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию. С целью упорядочения данного направления деятельности и дальнейшего развития в общеобразовательных учреждениях Челябинской области кадетских казачьих классов Министерством образования и науки Челябинской области были подготовлены методические рекомендации по их организации [3]. Преимущественно эта форма получила распространение в общеобразовательных организациях. В настоящее время насчитывается 34 казачье-кадетских класса в восьми школах области с численностью 745 обучающихся. Другие уровни образования представлены только двумя профессиональными образовательными организациями области: ГБПОУ «Верхнеуральский агротехно-логический техникум — казачий кадетский корпус» и ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», коллективы которых используют педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании молодого поколения.
Начало кадетского образования в Златоусте было положено еще в 2005 году созданием в структуре Профессионального училища № 28 кадетского корпуса. В училище были разработаны устав кадетского корпуса, законы кадета, клятва кадета, флаг кадетского корпуса. Для воспитанников корпуса была установлена военизированная повседневная и парадная форма одежды. В 2013 году в результате
реорганизации училище было присоединено к Златоустовскому индустриальному колледжу им. П. П. Аносова, администрация которого не только сохранила корпус, но и в развитие идеи кадетского образования перепрофилировало его в казачий. Педагогическим коллективом была разработана дополнительная образовательная программа, в рамках которой была выстроена система гражданско-патриотического воспитания кадетов. К внешним атрибутам корпуса в рамках дополнительного образования добавились занятия по владению казачьим оружием (нагайка, шашка, лук и стрелы, пика, метание ножа). Был создан кадетский хор. Зачисление в казачий кадетский корпус осуществляется на добровольной основе.
За период работы в статусе казачьего кадетского корпуса в колледже была выстроена достаточно эффективная система работы по гражданско-патриотическому воспитанию студентов-кадетов. Однако, учитывая добровольный характер освоения дополнительной программы, предусматривающей казачье-кадетское образование, появилась необходимость знакомить школьников образовательных учреждений Златоустовского городского округа с особенностями образовательной и воспитательной системы студентов — воспитанников казачьего кадетского корпуса ЗлатИКа. Эффективность проведения единичных ознакомительных мероприятий оказалась минимальной, в результате чего родилась идея сетевого многоуровневого кадетского образования: детский сад — общеобразовательная школа — индустриальный колледж. Именно эта инновационная для Челябинской области идея легла в основу проекта «Развитие казачье-кадетского движения как основы духовно-нравственного воспитания обучающихся разных возрастных групп». Одной из задач проекта было заявлено воспитание гра-жданско-патриотических качеств личности обучающихся.
Сетевое взаимодействие — это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования [4].
Образовательные сети — это не просто продукт нового постинформационного общества, это и одно из направлений его развития. Образовательную сеть начинают рассматривать
как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу свои образовательные ресурсы для повышения результативности образовательного процесса. Отличительными особенностями сетевой организации от традиционных форм взаимодействия образовательных учреждений (ОУ) являются наличие добровольных, признанных всеми участниками сетевого взаимодействия механизмов как по трансляции, так и по созданию и использованию инновационных продуктов; наличие системы связей между ОУ горизонтального, вертикального или комбинированного характера; наличие одной стержнеобразующей идеи, общей для всех участников сети [5].
Участниками инновационного сетевого проекта стали коллективы государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» (ГБПОУ «ЗлатИК им. П. П. Аносова»), муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45» (МАОУ «СОШ № 45») и муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения — детского сада № 2 (МАДОУ — детский сад № 2).
Проект был поддержан социальными партнерами колледжа (рис. 1).
Важная роль в реализации проекта отводится родителям обучающихся. Родители — полноправные участники проекта, так как духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Исходя из данной установки, родители участников сетевого взаимодействия активно привлекаются в различных формах к участию в реализации мероприятий проекта.
На первом совместном заседании участников проекта с участием администрации, преподавателей, воспитателей, методистов ГБПОУ «ЗлатИК им. П. П. Аносова», МАДОУ — детский сад № 2, МАОУ «СОШ № 45» были сформированы рабочие группы по различным направлениям реализации программы иннова-
Рис. 1. Социальные партнеры проекта «Развитие казачье-кадетского движения как основы духовно-нравственного воспитания обучающихся разных возрастных групп»
ционной деятельности. В состав рабочих групп вошли преподаватели общеобразовательных дисциплин, преподаватели дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», преподаватели физического воспитания, музыкальные руководители, воспитатели.
Основы кадетского воспитания могут быть заложены еще в раннем детстве. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы, способны сформировать любовь к Родине, своему краю, традициям, обычаям. В детском саду реализуется проект «Мы — кадеты», который ориентирован не только на работу внутри детского учреждения, но и на тесное взаимодействие с кадетскими классами школы и обучающимися индустриального колледжа.
Работа по проекту разделена на 4 модуля.
1-й модуль — «Нет в мире краше Родины нашей», цель которого — воспитание любви к Родине, к родному краю, городу.
2-й модуль — «Без добрых дел нет доброго имени», цель которого — воспитание духовно-нравственных качеств личности детей.
3-й модуль — «Уроки этики», в этом модуле ведется работа, направленная на приобщение детей к нормам культурного поведения, умению применять их в жизни.
4-й модуль — «В здоровом теле здоровый дух», в этом модуле работа ориентирована на приобщение детей к здоровому образу жизни, привитию детям желания заниматься спортом и вести активный образ жизни.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на основе этих знаний отношений и организации доступной возрасту деятельности.
Ознакомление детей с историей и культурой проходит через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. На занятиях дети знакомятся с историей заселения Урала, с народными обычаями и праздниками, с историей возникновения родного города, а также с символикой края. В процессе занятий дети учатся не только понимать и любить свой край, но и заботиться о природе, быть ее защитником. Полученные знания ребята отражают в продуктивной деятельности.
Естественно, что работа с дошкольниками для реализации профориентационных задач, стоящих перед колледжем, имеет отсроченный эффект. Им предстоит пройти еще общеобразовательную подготовку и определиться с профессией, прежде чем часть из них окажутся в стенах колледжа. Однако у этого взаимодействия есть и другая сторона, отражающая влияние на становление личности студентов колледжа их работы с малышами. Эти контакты ускоряют процесс взросления, формирование ответственности, понимание своей социальной роли, что положительно влияет на формирование гра-жданско-патриотической позиции.
Реализация мероприятий проекта для учащихся общеобразовательной школы и обучающихся индустриального колледжа осуществляется через следующие блоки: «Служу России», «Спасатель», «Я — гражданин России», «В здоровом теле здоровый дух». С целью не только совместного использования воспитательных ресурсов образовательных организаций, но и про-фориентационной работы проект предусматривает проведение совместных мероприятий: конкурсов «Мы — кадеты», «Златоустовская
слободка», экскурсии «Один день в кадетском корпусе», торжественной церемонии «Присяга», акции «Цветы на граните», военно-спортивной игры «Зарница».
С целью отслеживания развития личности обучающихся в ходе реализации проекта был разработан мониторинг самодиагностики духовно-нравственных качеств личности студента на основе методики С. Г. Молчанова [5]. Исследованию были подвергнуты качества, которые должны быть сформированы у обучающихся в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Рос-
сийской Федерации на 2016-2020 годы». Первичная диагностика проводилась в 2018 году у студентов I курса колледжа, обучающихся по профессиям «сварщик [ручной и частично механизированной сварки (наплавки)]», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и «мастер строительных отделочных и декоративных работ», смешанные группы которого состоят из кадетов и обучающихся, не охваченных рамками проекта. Результаты проявления у студентов граждан-ско-патриотических качеств личности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Самодиагностика проявления гражданско-патриотических качеств личности у студентов ГБПОУ «ЗлатИК им. П. П. Аносова» (2018 г.)
№ п/п Исследуемые качества Кадеты Студенты, не охваченные рамками проекта
2018 г. 2019 г. прирост 2018 г. 2019 г. прирост
1 Активная гражданская позиция 38 % 48 % 10 % 35 % 41 % 6 %
2 Бескорыстие 40 % 50,4 % 10,4 % 40 % 47 % 7 %
3 Выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов 34 % 48,4 % 14,4 % 35 % 41,5 % 6,5 %
4 Гордость за принадлежность к своей нации 30 % 49,6 % 19,6 % 30 % 37 % 7 %
5 Знание родного языка 36 % 46,6 % 10,6 % 45 % 52,5 % 7,5 %
6 Любовь к малой родине 46 % 54,6 % 8,6 % 40 % 46,5 % 6,5 %
7 Осознание величия и роли Отечества в истории 38 % 49,4 % 11,4 % 35 % 42,5 % 7,5 %
8 Служба в рядах Вооруженных сил РФ 56 % 70,2 % 14,2 % 45 % 51,5 % 6,5 %
9 Уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям 38 % 48,4 % 10,4 % 40 % 45 % 5 %
10 Чувство долга 58 % 70,2 % 12,2 % 35 % 41,5 % 6,5 %
Результаты входного контроля показали, что только по взаимосвязанным качествам «чувство долга» и «служба в рядах Вооруженных сил РФ» наблюдается значительный отрыв между кадетами и обычными студентами, что вполне объяснимо выбором первых казачье-кадетской программы обучения как условия подготовки к службе в армии. По остальным показателям обучающиеся оказались примерно равны между собой. Полученные результаты, с точки зрения педагогического коллектива, оказались ниже ожидаемых, вследствие чего появилась необходимость в усилении системы мероприятий, направленных на
воспитание гражданско-патриотических качеств личности, которые, по самооценке студентов, получили наименьшие результаты.
В частности, для усиления влияния на формирование активной гражданской позиции и бескорыстия календарный план был дополнен рядом мероприятий, в числе которых: единый классный час «Бескорыстие и великодушие», дискуссионные качели «С чего начинается бескорыстие?», литературно-танцевальный флешмоб «Из нас слагается народ!», Вахта Памяти, Пост № 1, акция «Цветы на граните», торжественная церемония вручения Знака общественной признатель-
ности «Я — Златоустовец», работа волонтерского отряда «Добрые сердца». Для формирования качества «осознанияе величия и роли Отечества в истории» появились новые мероприятия: участие в митинге в честь перезахоронения воина Великой Отечественной войны, городской митинг «День Героев Отечества», акция «День памяти погибших в Чечне», минута молчания «День Неизвестного Солдата», встреча с участником боевых действий военным летчиком П. В. Клементьевым, литературный конкурс «Подвигу народа жить в веках!» и т. д.
Во многих плановых мероприятиях, которые проводились с кадетами, участвовали учащиеся школы и воспитанники детского сада, участники сетевого проекта.
Повторное тестирование в апреле 2019 года продемонстрировало изменения в самооценке студентов своих гражданско-патриотических качеств личности. В обеих группах (экспериментальной и контрольной) произошел прирост показателей, что объясняется реализацией общего плана гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа. Однако, учитывая целевой характер этой работы в казачье-ка-детском корпусе, темпы прироста самооценки
гражданско-патриотических качеств личности у кадетов варьируют от 8,6 до 19,6 %, в то время как в контрольной группе лишь от 5 до 7,5 %.
Результаты повторного тестирования подтвердили вывод об эффективности казачье-кадет-ского детского коллектива как формы воспитания гражданско-патриотических качеств личности. Ее преимущества складываются из ряда обстоятельств: изначальной замотивированности кадетов, влияния коллектива, привлекательной формы организации воспитательного процесса. Дополнительный ресурс появляется в условиях сетевого многоуровневого взаимодействия образовательных организаций, когда формируются межучрежденческие кадетские сообщества, где младшие хотят походить на старших, а старшие в силу социальной роли должны соответствовать позитивным образцам поведения. Сетевое сотрудничество создает условия для выстраивания интегрированных дополнительных образовательных программ для различных уровней образования, реализация которых позволяет получить профессиональной образовательной организации сориентированного подготовленного абитуриента, способного в короткие сроки адаптироваться к особенностям колледжа.
Библиографический список
1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : [постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 20.11.2018)]. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 23.05.2019).
2. Система казачьего образования на Дону. — URL: https://www.donland.ru/activity/2153 (дата обращения: 23.05.2019).
3. Методические рекомендации по организации кадетских казачьих классов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. — URL: http://www.minobr74.ru/LegalActs/ Show/977 (дата обращения: 24.05.2019).
4. Алексахина, Н. В. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий / Н. В. Алексахина, Е. Г. Бойцова, Е. М. Чичев // Управление качеством образования. — 2010. — № 3. — С. 58-67.
5. Давыдова, Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Н. Н. Давыдова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 1. — С. 3-6.
6. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в профессиональном образовании : пособие для кураторов акад. групп / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
For citation: Jackovskaja, I. G. Network interaction of educational organizations as a condition of civil-patriotic education of cadets / I. G. Jackovskaja // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 112-118.
NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS A CONDITION OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS
I. G. Jackovskaja
The article presents the experience of «Zlatoust Industrial College named after P. P. Anosov» on the organization of network interaction between educational organizations of various levels of education
for the education of civil-patriotic qualities of the personality of students. The author substantiates the effectiveness of the organization of the educational process in the form of Cossack-cadet education.
Key words; Cossack-cadet education, civic-patriotic education, network interaction, educational networks.
References
1. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» : [postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 (red. ot 20.11.2018)], available at: ConsultantPlus (accessed: 23.05.2019). (In Russian)
2. Sistema kazach'ego obrazovanija na Donu, available at: https://www.donland.ru/activity/2153 (accessed: 23.05.2019). (In Russian)
3. Metodicheskie rekomendacii po organizacii kadetskih kazach'ih klassov v obshheobrazo-vatel'nyh uchrezhdenijah Cheljabinskoj oblasti, available at: http://www.minobr74.ru/LegalActs/ Show/977 (accessed: 24.05.2019). (In Russian)
4. Aleksakhina N.V., Boytsova E.G., Chichev E.M. Organizacija obrazovatel'nogo processa sred-stvami setevyh tehnologij [Organization of the educational process by means of network technologies, Upravlenie kachestvom obrazovanija [Education Quality Management], 2010, no. 3, pp. 58-67. (In Russian)
5. Davydova N. N. Razvitie setevogo vzaimodejstvija innovacionno-aktivnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Development of network interaction of innovatively active educational institutions], Municipal'noe obrazovanie: Innovacii i jeksperiment [Municipal formation: Innovation and experiment], 2010, no. 1, pp. 3-6. (In Russian)
6. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhanija socializacii (OSS-VPO) i ocenivanija socializo-vannosti junoshej i (ili) devushek (OS-JuD-VPO) v professional'nom obrazovanii; posobie dlja kura-torov akad. grupp [Methods of selecting the content of socialization (OSS-VPO) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-UD-VPO) in vocational education: a manual for curators of acad. groups]. Chelyabinsk: Encyclopedia, 2013, 64 p. (In Russian)
Яцковская Инна Григорьевна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: ovr@anosov.ru
Jackovskaja Inna Grigor'evna, Deputy Director for upbringing work, Zlatoust Industrial College named after P. P. Anosov , Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: ovr@anosov.ru