К сожалению, за короткий период невозможно обучить студента всем приемам решения лингвистических задач и заданий олимпийского уровня, увеличить его словарный запас, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут встретиться в заданиях олимпиады, знать все персоналии по литературе. Нельзя рассказать
Библиографический список
все занимательные истории о происхождении слов. Многое зависит от эрудиции самого обучающегося, его культурного уровня. Но помочь ему найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его вполне реально. В этом мы видим задачу преподавателя.
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Шадчин, И. В. Инклюзивное образование как один из магистральных путей гуманизации общества [Текст] / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016 — № 4 (12). — С. 99-104.
3. Казбек-Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку [Текст] : 5-11 кл. / М. М. Казбек-Казиева. — М. : «Айрис-пресс», 2014.
4. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку [Текст]. — М. : Глобус, 2015.
УДК 377:908 Н. Л. Гарифуллина, преподаватель
Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: jun.zlat@yandex.ru
КУЗНИЦА КАДРОВ: СТО ДЕСЯТЬ ЛЕТ ИСТОРИИ КОЛЛЕДЖА
Статья посвящена истории создания первого среднетехнического учреждения на территории Челябинской области, которому в 2017 году исполняется 110 лет. В статье выделяются и описываются как характерные особенности технического училища горного округа начала ХХ века, так и достижения колледжа в последние годы.
Ключевые слова: техническое училище, колледж, земство, Златоустовский горный округ.
Златоустовский индустриальный коллеж им. П. П. Аносова является центром машиностроительного образования Златоустовского городского округа Челябинской области. Это востребованное и активно развивающееся учреждение профессионального образования, которое отвечает современным тенденциям развития машиностроения в регионе и занимается обучением студентов по профессиям и специальностям индустриального профиля. Основание колледжа датируется началом ХХ века. Здание, в котором сегодня располагается индустриальный колледж им. П. П. Аносова, принадлежало в дореволюционной России механико-техническому училищу.
После того, как в г. Златоусте окружное училище, готовившее на протяжении многих лет кадры служащих для заводов, было перепрофилировано в общеобразовательную школу, город
и округ испытывали потребность в подготовке разного рода специалистов. Кадры техников готовились в основном в Уральском горном училище. Именно они занимали должности мастеров, старших мастеров, заведующих цехами. Сметные работники и другой «служительный» персонал готовился на заводе из числа выпускников городского четырехклассного училища.
Развитие техники требовало по-новому наладить обучение рабочих ведущих специальностей. В 1895 г. в Златоусте было открыто ремесленное училище. Его задачей было «практическое обучение приемам слесарного мастерства и сообщение знаний и умений, необходимых для осмысленной в сем мастерстве работы». В училище имелось три класса, каждый был рассчитан на годовой курс. Принимались на учебу «лица всех сословий, без различия звания и вероисповедания, возрастом не моложе
11 и не старше 14 лет» [1, с 98]. Полагалось вместе с прошением о зачислении предоставлять свидетельство о возрасте, звании и вероисповедании, медицинское свидетельство «о здоровом телосложении и отсутствии телесных недостатков, могущих препятствовать работе в мастерских», свидетельство об окончании начального училища или иного учебного заведения.
Содержалось ремесленное училище целиком на средства казны. Обучение было платным и составляло 4 рубля в год, что было установлено попечителем учебного округа. Полагалось вносить плату за полугодие вперед. Не заплатившие автоматически выбывали, но имели право восстановиться. От платы освобождались по решению педагогического совета «заслужившие того по своему прилежанию и поведению сыновья недостаточных родителей». Число бесплатных учеников не должно было превышать 1/7 от количества учащихся. Независимо от этого освобождались от платы дети служащих низших и средних учебных заведений Министерства народного просвещения. Бедным ученикам, отличавшимся успехами и поведением, предоставлялись единовременные денежные пособия и ежегодные стипендии за счет училища [1, с 102].
Первым инспектором училища был инженер-технолог В. М. Леднев. Общеобразовательные предметы вели И. И. Быков и К. К. Кондратьев, учителем рисования и чистописания был «ученый рисовальщик» И. Е. Рощин. Спецпредметы вели В. Н. Селешко и К. А. Фадеев; учителем пения являлся известный краевед Н. К. Тимофеев. Почетным смотрителем училища был горный начальник.
Между тем казенные заводы округа испытывали острый недостаток в технических специалистах среднего звена. Зачастую мастерами назначались опытные рабочие, практиковалось и приглашение иностранцев. Многие родители были заинтересованы в получении их детьми престижного звания техника. В 1905 г. земское собрание констатировало необходимость реорганизации Златоустовского ремесленного училища в среднее техническое. Несмотря на потрясшие город события, связанные с ужасной революционной смутой, общественность не собиралась отказываться от своих планов. В октябре 1906 г. земское собрание выразило пожелания об открытии училища в 1907 г.
Самое деятельное участие в создании среднего технического училища приняли инспектор ремесленного училища М. Я. Шахунянц, инспектор городского училища Н. И. Быков,
горный начальник А. А. Зеленцов, управитель завода Э. А. Гертум, городской голова Е. Г. Про-лубников, земские деятели П. Ф. Кропачинский, И. С. Аистов, Ф. А. Иванов. Разработанное при их участии Положение о среднем техническом училище по механико-металлургической специальности базировалось на Уставе от 27 сентября 1889 г. Параграф первый Положения гласил: «Златоустовское среднее техническое училище имеет целью сообщать учащимся в нем знания и умения, необходимые техникам как ближайшим помощникам инженеров и других высших руководителей промышленного дела». Курс обучения был рассчитан на четыре года.
Поскольку первоначально новое учебное заведение финансировалось не казной, оно считалось частным. Приготовительный класс на 40 учащихся требовал на год 2400 рублей. Половина суммы должна была покрываться платой учеников (по 30 рублей с жителей Уфимской губернии и по 40 рублей с представителей других губерний). Остальные деньги были выделены земством и городской думой. Было оговорено, что в первый год от платы никто из учащихся освобождаться не будет, а зачисление пройдет не по конкурсу аттестатов, а по проверочным испытаниям по математике, русскому языку и физике.
Девятого сентября 1907 г. среднее техническое училище было открыто, оно базировалось в зданиях ремесленного училища. Заведующим училищем являлся инспектор ремесленного училища, инженер-технолог, коллежский асессор М. Я. Шахунянц. К преподаванию в новом учебном заведении были привлечены самые высокообразованные люди города. Сам Шаху-нянц вел уроки физики и тригонометрии. Алгебру вел гвардии штабс-капитан Б. В. Алексеев, выпускник Михайловской артиллерийской академии, служивший артиллерийским приемщиком на заводе. Русскому языку учил кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии В. Д. Миронов. Для преподавания химии и геометрии был привлечен горный инженер, титулярный советник А. М. Степанов, минералогию вел его коллега Н. П. Калугин. Черчению обучал инженер-технолог Р. К. За-кржевский (он же руководил практическими занятиями), рисованию — художник 2-й степени, статский советник Н. М. Плюснин. Вести занятия по немецкому языку доверили Т. Ю. Зей-слеру, инженеру-электрику, окончившему политехникум герцога Фридриха в немецком городе Кётене. Законоучителем училища первоначально являлся священник П. Г. Канцеров [2].
Поскольку попечительского совета училище в первые годы не имело, его функции выполняла училищная комиссия, избранная городской думой еще летом 1906 г. Председателем комиссии был горный начальник Златоустовско-го округа, действительный статский советник А. А. Зеленцов. В 1908/09 уч. г., кроме приготовительного, имелся первый класс. Вот данные о составе учащихся по отчету за 1908 г.: «Всех учащихся в двух классах технического училища к 1 января 1909 года состоит 76. В приготовительном классе — 42 ученика и в 1 классе — 34. Учащиеся распределяются: по вероисповеданиям — православного 70, католического 2, лютеранского 1, иных христианских исповеданий 2, иудейского 1; по сословиям — сыновей личных дворян и чиновников 10, почетных граждан и купцов 2, мещан, цеховых и сельских обывателей 30, казаков 1 и крестьян 33... уроженцев Уфимской губернии 58. уроженцев Златоуста 29.» [3, с. 667-668].
На первых порах успеваемость учащихся была невысокой — сказывался недостаточный уровень подготовки поступающих и высокие требования к ним. В приготовительном классе
15 человек пришлось оставить на второй год. Средний балл успешности едва достигал 3,4. Лишь по Закону Божьему успеваемость была стопроцентной. При плате в 30-40 рублей стоимость обучения одного учащегося за 1908 г. определялась в 79 рублей 28 копеек. Разница погашалась за счет субсидии земства и городской думы.
Параллельно с учебным процессом шло создание базы училища. К 1909 г. в библиотеке, предназначенной для преподавателей, числилось 3394 тома, в ученической — 2319 книг. В ученической библиотеке можно было взять практически все сочинения русских классиков, имелся также отдел учебников, которые бесплатно выдавались малоимущим учащимся. Училище имело отлично оборудованные кабинеты физики, геодезии, минералогии и химии с лабораторией, а также слесарную, столярную, кузнечную и литейную мастерские, располагало собственной домовой церковью. Как отмечалось в отчетах, в учебное время внеклассных занятий не практиковалось, так как ежедневно занятия продолжались по 8 часов — с 9 до
16 часов, с перерывом на обед один час. В программу входили гимнастика и пение. Большой популярностью пользовался музыкально-драматический кружок, на спектакли и концерты которого билеты среди городской публики шли нарасхват.
Во время летних каникул учащиеся первого и второго курсов проходили практику в цехах завода. Третий курс отправлялся на крупные казенные предприятия Урала. Проблем с трудоустройством выпускников не было, так как в Злато-устовском горном округе спрос на них превышал предложение. В одном из отчетов руководство училища отмечало: «Все участие в судьбе бывших учеников заключается только в наблюдении за их успехами в работах и в просьбе руководства промышленного дела не оставлять питомцев училища интересными и поучительными работами и поручениями» [4, с. 862].
На улице учащиеся технического училища выделялись своей великолепной формой. На двубортной черной тужурке, отделанной голубыми выпушками по воротнику и обшлагам, красовались бархатные петлицы с пуговицами и техническими эмблемами, а на плечах — контрпогончики с голубыми кантом и золочеными эмблемами в виде венка с буквами «ЗМТУ». Такая же аббревиатура была выбита на пряжке ремня. Форменная фуражка также была черной с голубой отделкой и золоченой эмблемой.
На основании Закона «Об организации учебных заведений в России» от 22 июня 1909 г. Златоустовское ремесленное училище с 1 июля 1909 г. было преобразовано в среднее механико-техническое с низшей ремесленной школой при нем. Частное среднее техническое училище, выполнив свою задачу, прекратило существование. Правительственное учебное заведение стало финансироваться из государственной казны, т. е. получило бюджетное финансирование. Торжественное открытие Златоустовского правительственного среднего механико-технического училища состоялось 23 августа 1909 г. Это был большой праздник для городской общественности, для тех, кто на протяжении трех десятилетий делал все возможное, чтобы в городе появилось столь необходимое тогда и престижное учебное заведение. Кстати, это было первое среднее техническое учебное заведение на территории современной Челябинской области.
Многие воспитанники училища впоследствии принесли пользу заводам Златоустов-ского округа. Из 59 юношей, окончивших курс в 1912-1914 гг., 18 человек продолжили обучение в технических вузах Москвы, Киева, Томска, 16 устроились на заводы в качестве технологов, конструкторов, мастеров, 11 пошли на работу в земские учреждения, 12 были призваны на действительную военную службу [5].
Описываемое учебное заведение оставалось единственным средним техническим уч-
реждением дореволюционного Южного Урала (в пределах Уфимской и Оренбургской губерний). Известный деятель народного образования Уфимской губернии М. И. Обухов писал, что к 1917 г. в регионе в системе профессионального образования существовало только одно «правильно образованное училище (Зла-тоустовское среднее механико-техническое), остальные школы в большинстве случаев влачат лишь жалкое существование» [6, с. 9].
Долгие годы техникум заслуженно считался кузницей кадров для предприятий оборонной и машиностроительной промышленности города и области. Учебное заведение выпускало специалистов для ковочно-штамповочного и инструментального производства, литейного производства черных и цветных металлов, холодной обработки металлов. Распределение выпускников осуществлялось на предприятия всей страны. Постановлением Совета министров СССР от 15 ноября 1948 г. техникуму было присвоено имя Павла Петровича Аносова, и он стал называться индустриальным техникумом им. П. П. Аносова. За период существования учебным заведением выпущено более 73 000 специалистов. Среди выпускников — начальники цехов машиностроительных заводов города, директора многих уральских заводов, руководящие работники технических учебных заведений, преподавательский состав высшей школы, президенты и директора крупных фирм и, конечно же, высококвалифицированные рабочие.
Сегодня колледж работает в инновационном режиме и реализует экспериментальные образовательные проекты: «Профессиональная подготовка и социальная адаптация студентов с нарушением слуха», «Сетевая модель организации профильного обучения старшеклассников», «Подготовка квалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств машиностроительного профиля».
За длительную историю его развития колледжем налажены связи с градообразующими предприятиями города и осуществляется подготовка необходимых для них специалистов. На протяжении столетия основным профилем подготовки в колледже является машиностроение. Именно программа «Подготовка квалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств машиностроительного профиля» стала приоритетной среди других инновационных проектов учебного заведения и позволила колледжу одержать победу в национальном проекте «Образование».
Одним из важных направлений работы кол -леджа является профессиональная подготовка и социальная адаптация студентов с нарушением слуха, осуществляемая с 1949 г С 2004 г. кол -леджу присвоен статус Федерального окружного учебно-методического центра по обучению студентов с ограниченными возможностями. В 2009 г. на базе колледжа создана экспериментальная площадка «Управление развитием профессиональной компетентности студентов с нарушением слуха».
В связи с быстро изменяющейся конъюнктурой на рынке труда в колледже введены специальности дополнительного профессионального образования: «матрос-спасатель», «охранник», «промышленный альпинист» и «пожарный» на базе казачьего кадетского корпуса.
Образовательная деятельность колледжа не остается незамеченной. В 2010 г. колледж получил Гран-при на Международном кон -грессе-выставке «Global Education — Образование без границ — 2010» за проект «Система профессиональной подготовки студентов с нарушением слуха в современных условиях». В 2014 г. колледж во второй раз получил диплом и золотую медаль «Европейское качество» на II Петербургском международном форуме профессионального образования «100 лучших ссу-зов России». В 2015 г. ЗлатИК принят в члены гильдии мастеров-оружейников Златоуста. Два года подряд (2015-2016 гг.) учебное заведение становится призером областного конкурса «Лучшая профессиональная образовательная организация» и получает диплом лауреата премии им. В. П. Омельченко. В юбилейном 2017 г. колледж стал победителем областного конкурса и признан лучшей профессиональной образовательной организацией Челябинской области. Эти успехи — заслуга творческой работы педагогического и студенческого коллективов [7].
За плечами колледжа 110-летняя история. В настоящее время Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова — многопрофильное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку по 11 специальностям и 12 профессиям для различных отраслей экономики. На территории колледжа с 2017 г. действует региональная инновационная площадка, на базе которой внедряется проект «Развитие казачьего кадетского движения как основы духовно-нравственного воспитания обучающихся разных возрастных групп». Коллектив с оптимизмом смотрит в будущее, осознает свое место в экономике региона и нацелен на реализацию новых задач модернизации отечественного образования.
Библиографический список
1. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 г. [Текст]. — Уфа, 1896.
2. Рушанин, В. Я. Златоустовское училище — первенец среднего технического образования на Урале [Текст] / В. Я. Рушанин // 200 лет Златоустовскому горному округу / отв. ред. А. В. Козлов. — Златоуст : ООО «ФотоМир», 2011. — 94 а
3. Сборник постановлений Златоустовского уездного земского собрания 1909 г. [Текст]. — Златоуст, 1910.
4. Сборник постановлений Златоустовского уездного земского собрания. [Текст]. — Златоуст, 1913.
5. ЗГА. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 10. Л. 81-83.
6. Обухов, М. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г. [Текст] / М. Обухов. — Уфа, 1917.
7. Официальный сайт Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: anosov.ru.
УДК 159.922.8:004 Ж. Г. Кулькова, психолог, руководитель
Центра психологической диагностики и консультирования, г. Челябинск, e-mail: gkulkova@mail.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
В статье показаны потенциальные психологические риски для подростков и молодежи в интернет-пространстве, проанализирован феномен «групп смерти» с точки зрения психологической безопасности, демонстрируются возможные пути профилактической работы в контексте меди-абезопасности.
Ключевые слова: интернет-пространство, проблемы медиабезопасности, угрозы виртуального пространства, профилактика пропаганды суицидального поведения в молодежной среде.
Мы вступаем в цифровую эпоху. Молодое поколение, дети и подростки, существенно опережают нас в освоении новых информационных технологий, уверенном пользовании ими и их совершенствовании. Следует признать факт практически непреодолимого разрыва в пользовании интернет-возможностями между современными молодыми людьми и более старшим поколением, к которому принадлежат их родители и педагогические работники. Модернизируемая система общего и профессионального образования стремится шагать в ногу со временем — в практику образовательного процесса активно внедряются информационные технологии.
Педагоги, а в большей степени педагоги-психологи, осознают возможные угрозы и психологические риски современных цифровых технологий, интернет-ресурсов и технологических инноваций в сфере электронных гаджетов. Этому была посвящена всероссийская конфе-
ренция «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты», прошедшая в рамках очередного XI Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие — 2017» в г. Сочи 10-19 октября 2017 г. (электронный ресурс: rospsy.ru).
Участники конференции отметили, что психологи в большинстве своем стремятся профессионально взаимодействовать с администрацией и педагогами (учителями, классными руководителями, социальными педагогами, воспитателями) внутри образовательных организаций для предотвращения неблагоприятных психологических последствий бесконтрольного, безответственного, а порой и криминального влияния на детей и подростков различных интернет-ресурсов. При этом основной целевой аудиторией для просветительско-профилакти-ческой деятельности педагоги-психологи видят родителей (законных представителей) обучаю-