УДК 3 7.018.5
ББК Ц439.8(2Рос) ГСНТИ 14.15.01 Код ВАК 13.00.01
Н. И. Кашина
Екатеринбург
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ С КАЗАЧЬИМ КАДЕТСКИМ КОМПОНЕНТОМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурная идентичность; музыкальное образование; музыкальный фольклор; казачество; казачье образование; образовательно-культурная среда; музыкальная культура.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема создания в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом образовательно-культурной среды, способствующей формированию этнокультурной идентичности казаков-кадет. Средообразующую роль в образовательно-культурном пространстве данных учебных заведений должна играть музыкальная культура, являющаяся неотъемлемым компонентом казачьего быта.
N. I. Kashina
Ekaterinburg
EDUCATIONAL-CULTURAL ENVIRONMENT IN THE INSTITUTIONS WITH COSSACK CADET COMPONENT
KEY WORDS: ethno-cultural identity; musical education; musical folklore; the Cossacks; the Cossack education; educational-cultural environment; musical culture.
ABSTRACT. This article is devoted to the problem of creation of educational-cultural environment in the institutions and classes with the Cossack-cadet direction, which recreates ruined mechanism of natural cultural succession and lost elements of the Cossack culture, and promotes forming the Cossacks-cadets' ethno-cultural identity. Musical culture has to perform the medium forming function in educational-cultural environment of these institutions, because it presents an integral part of the Cossack way of life.
П
рошло уже более 20 лет со времени подписания закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», в котором казачество было признано репрессированной этнокультурной группой. С тех пор процесс возрождения казачества стал повсеместным: возобновляются казачьи военные традиции, утверждаются базовые казачьи ценности, создаются образовательные учреждения, в которых осуществляется целенаправленное патриотическое воспитание подрастающего поколения казаков, реализуются идеи защиты Отечества, престижа военной службы и т. д.
Сама сущность понятия «возрождение казачества» является в современных научных исследованиях дискуссионной — вызывают вопросы его цели, формы и содержание. Общее мнение всех авторов, несмотря на разногласия, — необходимость возрождения духовно-нравственных традиций казачества, которое возможно только при условии воссоздания традиционной казачьей культуры и образования, способствующих духовному и культурному воспроизводству данной общности во времени.
Сегодня, когда механизм культурной трансмиссии, в котором важную роль играли такие социальные институты, как семья, станичная община и казачье войско, утрачен, актуальным является именно казачье образование (О. В. Матвеев), так как благо-
даря ему у подрастающего поколения казаков формируются высокие духовные, морально-нравственные, служебно-деловые и боевые качества, поскольку патриотическое воспитание здесь сочетается с физической и военно-прикладной подготовкой. Все это обеспечивает готовность казаков-кадет к государственной и иной службе на различных поприщах служения России (В. И. Лосев).
Во многих регионах России социальнопедагогические ценности казачества (патриотизм, православие, Русская Православная Церковь, казачья доблесть, социальная солидарность, гражданственность, семья, образование и наука, воинское служение, труд, творчество, искусство, природа, человечество [6]) выступают в качестве идеи и стратегии региональной педагогики в борьбе с преодолением кризисных процессов в духовно-нравственном воспитании молодежи, ведущих к духовной деградации подрастающего поколения, росту детской преступности, беспризорности, наркомании, национализма и т. д. (С. Н. Лукаш). Одним из лидеров в вопросе развития казачьего сообщества сегодня является Урал и Оренбуржье — историческая территория Оренбургского и Уральского (Яицкого) казачьих войск.
Во многих субъектах Российской Федерации сегодня функционируют образовательные учреждения, деятельность которых направлена на воссоздание традиций каза-
чества. На Урале и в Оренбуржье это кадетские корпуса, казачьи отделения при учреждениях начального/среднего профессионального образования, структурные подразделения кадетских школ-интернатов, казачьи классы в муниципальных общеобразовательных учреждениях и кадетских школах-интернатах, казачьи клубы при школах, храмах, казачьих станицах, хуторах и т. д. В данных учреждениях осуществляется творческий поиск инновационных методик, новой модели казачьего образования.
Целью казачьего образования и воспитания является современный казачий воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в православной вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения. Одним из планируемых результатов воспитания и социализации православных кадет является укорененность в эстетических традициях казачества и т. д. [6].
Подростки 5—9-х классов, составляющие основной контингент казачьих учебных заведений и классов, испытывают на себе противоречивое влияние процессов глобализации, деформирующих традиционную этническую систему ценностей казачества и способствующих размыванию этнической идентичности. Традиционные институты социализации в казачьей культуре, как было сказано выше, были разрушены еще до революции. Манифестация этнических форм культуры казачества в современном обществе минимизирована. Она не носит системного характера и сводится в основном к демонстрации внешних атрибутов и реанимированию отдельных ее элементов. Впрочем, это свойственно сегодня всем этнокультурам [3]. Все это ведет к разрушению целостного восприятия каза-ками-кадетами себя как личностей в социальном пространстве.
Но процесс формирования идентичности имеет ярко выраженную возрастосооб-разность. Именно в подростковом возрасте закладываются базовые культурно-идентификационные свойства личности, формируется содержание этнокультурной идентичности, активно работают психокультурные механизмы идентификации, происходит процесс инкультурации личности (Р. С. Попов, Т. Г. Стефаненко М. В. Шакурова и др.). Между тем идентификация является условием начала становления личности (Е. В. Бон-даревская, С. В. Кульневич), а этническая идентичность является основой формирования всех других идентичностей личности
(Н. Н. Попова).
Этнокультурная идентичность — осознание индивидом или группой общности с локальной группой на основе разделяемой культуры, психологическое переживание этой общности, индивидуальные и коллективные формы ее манифестации [9]; одна из форм социальной идентичности, которая формируется посредством интеграции индивида в культурно-символическое пространство этнокультурной общности, включает в себя осознание, эмоциональное переживание, а также индивидуальные и коллективные формы манифестации этого единства посредством культурных маркеров, демонстрирующих самобытность данной этнокультурной общности — языка, мифологии, ритуалов, обычаев, религии, идеологии, гуманитарной рефлексии, художественного творчества и т. д. [15].
Природу и сущность этнокультурной идентичности определяет синтез структурных компонентов: чувственно-инстинктивного (комплекс чувств и эмоциональных переживаний по поводу принадлежности к «своей» этнокультурной общности), рационального (совокупность разворачивающихся во времени рефлексивных процессов, образующих этническое/национальное самосознание), ментального (латентный, глубинный пласт этнокультурной идентичности, образуемый специфическим для данной культуры видением и восприятием мира). Самосознание, чувства и ментальность формируют поведенческий аспект этнокультурной идентичности (исторически- и культурообусловленные формы репрезентации и манифестации принадлежности к данной этнокультурной общности и ее единства и целостности) [10].
Чувство идентичности формируется в процессе бытия, жизнедеятельности подростка в этнической культуре, которая является «средоточием норм и ценностей жизнедеятельности этноса и каждого его представителя» [3. С. 14]. Составной частью (в ряде исследований — ядром) этнической идентичности является самоидентификация. Этнокультурная самоидентификация проявляется как сознательное отождествление себя с определенным этносом, воспроизведение и включение личностью в свой внутренний мир образцов и ценностей, которые выработаны и характерны для данной общности, являются уникальными и специфическими [11]. Ее формирование зависит от интенсивности влияния и степени погружения личности в «этническое поле» [3; 11]. Поэтому одной из проблем функционирования современных учебных заведений с казачьим кадетским компонентом является создание соответствующей образователь-
но-культурной среды, так называемого «этнического поля». Данная среда должна: воссоздавать разрушенный механизм естественной культурной преемственности и утраченные элементы казачьей культуры; актуализировать культурную память казачества; обеспечивать казаков-кадет базовыми культурными ориентирами, самобытными образами идентичности, этнически окрашенными способами манифестации уникальности и самобытности казачьей культуры; предоставлять подрастающему поколению казаков идеал — образ человека казачьей национальной культуры; реализовывать их потребность в укорененности и принадлежности к казачьей традиции через осознание и переживание единства с ней, способствовать идентификации себя с настоящими патриотами-казаками и их художественными образами, отраженными в казачьем музыкальном фольклоре [13], т. е. способствовать формированию и развитию этнокультурной идентичности учащихся данных учебных учреждений с казачеством.
Обратимся к самому термину «образовательно-культурная среда». В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования среда определяется как «уклад жизни», составляющий единство учебной, внеучебной и общественно значимой деятельности учащихся. Образовательная среда трактуется современными учеными как конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества и где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности. Это часть социокультурного пространства, которая имеет несколько уровней — федеральный, региональный и первоэлемент — образовательную среду конкретного учебного заведения или класса [8].
Культурная среда школы в современных исследованиях трактуется как совокупность материально-технических, знаковосимволических, информационных и психо-лого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в пространстве учебного заведения или образовательного учреждения [Там же. С. 190].
В Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах говорится о необходимости создания социально-педагогической среды, под которой понимается «пространство социализации православных кадет, дополняющее казачий уклад кадетской жизни, организуемое на определенной территории путем согласования социально-педагогической деятельно-
сти педагогического коллектива казачьего кадетского корпуса, казачьей семьи, казачьего сообщества, православной казачьей общины» [6. С. 6]. Данная среда призвана воссоздавать традиционную казачью культуру и в результате способствовать достижению современного казачьего воспитательного идеала [Там же]. На наш взгляд, в этом определении акцентируется внимание на традиционных общинных связях казачьего учебного заведения с казачьим сообществом, воссоздании традиционной казачьей культуры, но не учитываются культурные факторы активного участия казаков-кадет в развитии материального и духовного компонентов окружающей среды, их саморазвитие и т. д.
Рассмотрев характеристики различных видов сред, сделаем следующий вывод: «этническое поле», в котором будущие казаки будут осваивать казачью культуру — это образовательно-культурная среда. В ней осуществляется трансляция преемственности культуры, и, прежде всего национальной, содержательное наполнение которой может отражать достижения региональной, российской, а также в целом мировой культуры, содержащей в себе не только прошлый опыт, но и его переосмысление (Л. И. Мещерякова). В ней же происходит многосоставное комплексное образование, которое представляет собой совокупность влияний стихийной и педагогически организованной музыкальной среды при безусловном определяющем значении последней на воспитание, обучение и развитие детей и молодежи (Л. И. Уколова).
По мнению современных исследователей, ресурсом социально-культурной идентичности является среда, востребующая потенциал фольклора как формы концентрации духовных ценностей народа, которая создает условия целостного вхождения личности в этнонациональное и поликультурное пространство, выступает оптимальной формой живой коммуникации между различными эпохами, оснащает личность необходимым объемом знаний и навыками традиционного культурного творчества [16. С. 157].
Структурными компонентами данной образовательно-культурной среды являются пространственно-семантический, коммуникационно-организационный и содержательно-методический.
Главенствующую, средообразующую роль в образовательно-культурном пространстве казачьего учебного заведения должна играть музыкальная культура, содержащая: казачий музыкальный фольклор, включая обрядовый фольклор (вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество); образцы этнического искусства (фольклор,
любительство, художественная самодеятельность); инструментальные произведения, тематически связанные с казачеством; музыкальную символику войскового казачьего общества, под патронажем которого функционирует конкретное учебное заведение с казачьим кадетским компонентом.
Подрастающее поколение казаков всегда являлось частью казачьей фольклорной среды, что способствовало выработке у них собственных ценностных установок, накоплению художественно организованного, осмысленного опыта. Сегодня, к сожалению, подобная традиция утрачена. Рассмотрим более подробно компоненты образовательно-культурной среды казачьего кадетского учебного заведения.
Пространственно-семантический компонент предполагает наличие предметнопространственного окружения, создание эстетически организованного жизненного пространства казаков-кадет, символического пространства, в котором осуществляется деятельность субъектов образовательного процесса казачьего учебного заведения, и включает:
1) музей казачьей истории и культуры, где экспонируются предметы материальной (жилище, комплексы национальной одежды, орудия труда, домашняя утварь), духовной (обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (в том числе народная медицина), художественной (народная музыка и хореография, традиционные изобразительное и устное поэтическое творчество, игры, в том числе детские и спортивные) культуры, музыкальные инструменты, ранее популярные в казачьей среде, — гармонь с колокольчиками, донская лира («рыле»), дудочки, свирели, пищики, бубны, трещетки, балалайка и т. д., которые использовались в быту, оркестровые военные инструменты — трубы, флейты, барабаны и т. д.;
2) домовой храм или часовню, так как православие и православная культура являются неотъемлемой частью традиционной культуры казачества;
3) соответствующую атрибутику: форму одежды (парадная и повседневная), имеющую одно из основных объединяющих и дисциплинирующих значений, знаки отличия, знамя (с изображением православной символики, символики подразделения и написанным названием), значки, шевроны и т. д.
При этом предполагается: восприятие казаками-кадетами внешнего единства составляющих пространство учебного заведения предметов; знакомство с традиционным казачьим бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством казачества; включение в процесс испол-
нения казачьего музыкального фольклора предметов домашнего обихода (валиков для глажения белья, гребенок, ложек, которые использовались казаками в качестве элементарных музыкальных инструментов); для ребят постарше, участвующих в работе фольклорных коллективов, — нагаек и сабель, что будет являться своеобразной военной (боевой) гимнастикой и способствовать развитию необходимых двигательных навыков, выносливости и в конечном счете мужского характера.
Содержательно-методический компонент включает реализацию метаметоди-ческого подхода. Его цель — сформировать целостное представление казаков-кадет о казачьей этнокультуре и освоить ее комплексно. Метаметодический подход осуществляется внутри уроков интегративного типа на самостоятельном предмете либо в системе дисциплин, объединенных межпредметными связями [1]. Необходимость применения данного подхода обусловлена двумя факторами:
- целостностью и неразрывной взаимосвязью элементов казачьей этнокультуры;
- целостностью структурной модели казачьего кадетского компонента образования (в Свердловской области она состоит из ряда блоков: военно-физической подготовки, духовно-нравственного, этнокультурного, гражданско-патриотического и художественно-эстетического [7]).
Как мы убедимся ниже, музыкальная культура является метапредметным компонентом содержания каждого из данных блоков, способствующим эффективному формированию этнокультурной идентичности казаков-кадет. Так, в блок военно-физической подготовки музыка включается: в процесс начальной военной подготовки (при отработке строевого шага), в казачьи военно-спортивные игры, музыкальное оформление торжественных военных ритуалов, событий, конкурсов строя и песни и т. д. Здесь казачьи строевые песни выполняют не только утилитарную функцию (синхронизация и ритмизация движений, выработка четких, точных и согласованных действий), но и функцию формирования мировоззренческих позиций казаков-кадет, комплекса их профессионально-боевых навыков, позволяющих им впоследствии с максимальной эффективностью выполнять свой воинский долг (Н. А. Трубников). Кроме того, народные строевые казачьи песни и ранее исполнялись казаками в той же ситуации и с той же целью, выполняя организующую и дисциплинирующую роль (обеспечение культурной преемственности). А этнокультурная идентификация формируется на основе освоения/проживания
практически-духовного компонента культурного опыта этноса (Л. А. Энеева).
В духовно-нравственном блоке большую роль играет музыкальный казачий фольклор, являющийся средоточием духовно-нравственных традиций казачества и актуализирующий самовоспитание личностью духовно-нравственных качеств (трудолюбия, милосердия, свободы и ответственности, любви к отечеству и родной земле, этнокультурной толерантности и т. д.) [2]. Казачий музыкальный фольклор способствует формированию у подрастающего поколения казаков специфического для казачьей культуры видения и восприятия мира. Моральная основа, составляющая фундамент личности, формируется этнической культурой, в том числе посредством этнического искусства [3].
Этнокультурный блок, содержащий в себе основы традиционной казачьей культуры и основы традиционного казачьего быта, немыслим без включения учащихся в контекст казачьей этнокультуры — организации народных казачьих праздников, обрядов и т. д. Это способствует формированию у казаков-кадет целостной картины этномузы-кальной культуры казачества, развитию их этномузыкального сознания, этномузыкаль-ных способностей, становлению этномузы-кального опыта и в конечном счете возрождению казачьих этномузыкальных традиций в целом. Таким образом происходит овладе-вание различными этнокультурными формами мышления и деятельности.
Гражданско-патриотический блок, содержанием которого является военная история России, история казачества на Урале, история Оренбургского казачьего войска и предпрофессиональная подготовка к будущей службе Родине, невозможна без демонстрации и последующей интериориза-ции учащимися антропообразов, образцов и норм, содержащихся в казачьей музыкальной культуре. Так, народные казачьи песни наполнены примерами высокого патриотизма (генерал М. И. Платов, атаман И. Ф. Некрасов, донской казак Ф. Агуреев и др.). Они прославляют доблесть и смелость героев, тем самым показывая пример подрастающему поколению казачат (как известно, одним из механизмов формирования идентичности является подражание).
Включение в учебно-воспитательный процесс казачьих учебных заведений (социально значимые акции, различные церемонии, уроки соответствующей тематики и т. д.) символики войскового казачьего общества — гимна (гимн оренбургского казачества «Во имя великой, священной России...», музыка В. Ярославцева, слова С. Чаринцева; гимн уральского казачества «На краю Руси об-
ширной», музыка народная, слова Н. Ф. Са-вичева) способствует порождению у каза-ков-кадет чувства общности с данной этнической группой и является одним из аспектов этнокультурной идентичности личности.
Художественно-эстетический блок,
включающий в свое содержание образы казачества в фольклоре и современной художественной культуре, изучение казачьих ремесел и художественных традиций, не может реализоваться без казачьей музыкальной культуры. А этническая культура и искусство являются средоточием норм и ценностей жизнедеятельности этноса и каждого его представителя, инструментами выживания и ориентации в мире, средством самоосуществления человека. Искусство — одна из форм фиксированной исторической памяти [3].
Метаметодическое сопряжение в содержании данного блока возможно в следующих направлениях: на отдельных уроках внутри содержания предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования («Музыка», «Литература», «История», «Художественный труд», «Основы религиозных культур и светской этики» и др.); в специальных курсах и дисциплинах («Краеведение», «Казачество в истории России, «Основы традиционной казачьей культуры», «История и культура казачества» и др.); во вне-учебной деятельности (работа этнографических кружков, фольклорных коллективов, музея казачьей культуры, проведение классных часов на соответствующую тематику, организация народных праздников и т. д.) [4; 5]. Данная межпредметная интеграция уроков основана на общности тематического содержания (музыкальная культура казачества) и принципах комплексности и сопоставимости в освоении материала.
Коммуникационно-организационный компонент включает межличностное взаимодействие всех субъектов культурнообразовательной среды казачьего учебного заведения, гендерные и возрастные особенности субъектов данной среды, их ценности, установки и стереотипы, особенности коммуникативной сферы (стиль общения) и организационно-креативные условия.
Современными психологами в числе факторов, влияющих на становление этнической идентичности, называют особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем окружении, особенности этноконтактной среды и статусные отношения между группами [12]. В казачьем учебном заведении необходимо создание особой атмосферы, психологического климата и духовного образа: внешнего образа, основой которого является история школы, особенности школьной символики, и внешнего
образа, основанного на традициях, обрядах, ритуалах, особом этикете; соблюдение принципов теории личностно ориентированного образования, так как традиционная педагогика казачества была основана на ценностях свободного развития личности.
В данных учебных заведениях необходим учет гендерных особенностей контингента. Во-первых, казачество выступает носителем уникальной для России культуры гендерного типа, где центральное место занимает мужчина-воин (С. Н. Лукаш), поэтому в учебно-воспитательном процессе происходит присвоение казаками-кадетами таких ценностей, как смелость, отвага, мужество, ответственность, выносливость, упорство, свободолюбие, любовь к Родине, удальство, жертвенность, товарищество, сила воли и т. д., т. е. актуализируются эталонные традиционные представления о мужском гендерном образе. Во-вторых, происходит возрождение социокультурной роли женщины-казачки [7].
Непременным условием формирования этнокультурной идентичности является ре-ферентность того, кто демонстрирует образы и образцы [14]. Помимо этого, этническая идентификация предполагает межпо-коленную этническую идентификацию
(М. А. Чистякова). Поэтому важна личность самого учителя, не только компетентного в вопросах этнографии, истории, географии, филологии, диалектологии, музыкального, изобразительного искусства, но и максимально включенного в казачье сообщество.
Еще одним подобным условием является привлечение к учебно-воспитательной работе представителей более старшего поколения, всех членов семей учащихся, представителей казачьих обществ и организаций — носителей культурных и духовных традиций российского казачества с целью осуществления культуротворческой деятельности по изучению, сохранению и распространению этнокультурных, в том числе музыкально-исполнительских, традиций казачества.
Таким образом, созданная образовательно-культурная среда будет способствовать осознанию казаками-кадетами культурных особенностей казачества, их знакомству с формами казачьего художественного творчества, представит им самобытные образы идентичности, этнически окрашенные способы манифестации уникальности и самобытности казачьей культуры и в результате сформирует их этнокультурную идентичность.
ЛИТЕРАТУРА
1. АФАНАСЬЕВА А. Б. Метаметодика и ее реализация при освоении школьниками этнокультуры / / Педагогика культуры. 2011. № 13.
2. ДАНЬШОВ С. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006.
3. ИВАНОВ В. В. Искусство как средство выражения этнической идентичности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006.
4. КАШИНА Н. И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбуржья : история и современность : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.
5. КАШИНА Н. И. Этнокультурный компонент на уроках музыки в современных казачьих учебных заведениях / / Педагогика искусства : электронный научный журнал : art-education.ru/AF-magazine. 2012. № 1.
6. КОНЦЕПЦИЯ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Проект. М., 2011. URL: http://www.skvk.org/1830.
7. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ основы казачьего кадетского компонента образования в Свердловской области. Проект. Екатеринбург, 2011. URL: www.irтo.ru/sites/default/files/-итог.doc.
8. КРЫЛОВА Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000.
9. МАЛЫГИНА И. В. Этнокультурная идентичность : онтология, морфология, динамика : автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 2005.
10. МАЛЫГИНА И. В. Этнокультурная идентичность : структура и историческая динамика / / Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. Т. 4 : Культурная политика / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб. : Алетейя, 2008.
11. ПОПОВА Н. Н. Этнокультурная самоидентификация старшеклассников в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.
12. СТЕФАНЕНКО, Т. Г. Этнопсихология. М. : Аспект Пресс, 2004.
13. ТАГИЛЬЦЕВА Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей / / Известия Уральского государственного педагогического университета. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2009. № 3 (67).
14. ШАКУРОВА М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников : автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2007.
15. ШУБИН Ю. А. Современные трансформации этнокультурной идентичности : универсальные тенденции и российская специфика : автореф. дис. . канд. философ. наук. М., 2011.
16. ШУБИН Ю. А. Традиция как ресурс социально-культурной идентичности личности в современном обществе : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2009.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева