- событийный потенциал, определяющийся возможностью организации процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;
- потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости.
Библиографический список
1. Григорьева Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1998. - 196 с.
2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: введена в действие приказом МО РФ 2004 года № 70.
3. Подобин А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 190 с.
УДК 371.11 + 373.51
Иванова Елена Ивановна
Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Старый Оскол, Белгородская область
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье раскрывается опыт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, осуществляемый на основе культурноисторического компонента казачества.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, кадетские классы, культурно-исторический компонент, казачество, общеобразовательная школа.
Проблема выбора эффективных форм гражданско-патриотического воспитания школьников - актуальный вопрос педагогов-практиков. Анализ результатов социо-пе-дагогических исследований по изучению нравственных качеств личности молодежи, проведенных среди старшеклассников общеобразовательных школ России в 2004-2009 гг. приводит к результатам, которые сложно воспринимать и принимать. Типичный представитель современной учащейся молодежи, по выводам исследователей, - «разумный эгоист», для которого на первом месте стоят личный успех и благополучие свое и близких. Основные составляющие нравственно-психологического профиля его личности: выраженная прагматичность ценностных ориентаций, размытость морально-нравственных ориентиров, пассивность, безволие, инфантилизм [7, с. 104]. В целом для большинства школьников низка значимость такого качества гражданина, как «готовность жертвовать своими интересами в пользу общества, государства» [6, с. 99]. Общегражданские проблемы, отношение к которым во многом характеризует личность как гражданина, меньше всего беспокоят молодежь [10, с. 46.] Исследования, неоднократно проводимые в Белгородской области, доказывают, что ценности индивидуалистического характера, связанные с достижением личного благополучия, ставшие приоритетными у школьников в первой половине 1990-х годов, доминируют и в настоящее время [1, с. 110-111].
Учитывая эти выводы, становится понятно, что требуется целый комплекс методов традиционной и народной педагогики для преодоления нравственного кризиса среди молодежи. Нужны новые подходы к формированию у молодого поколения нравственных качеств личности, патриотизма, готовности к службе в вооруженных силах.
Одним из путей выхода из нравственного кризиса 90-х годов XX столетия стало возрождение в России кадетского образования. В Белгородской области первые кадетские классы были созданы в 1995 году в средней школе № 19 города Старый Оскол. Создание в 1996 году на базе школы Кадетского корпуса «Виктория», объединяющего в настоящее время 19 классов из 20-ти в параллели 5-
11, развитие кадетского образования в последующие годы, позволило решить ряд задач. Удалось повысить уровень дисциплины, преодолеть детскую преступность, повысить мотивацию к обучению, нацелить выпускников кадетских классов на получение военных профессий. Однако, по результатам социально-педагогической диагностики, проведенной в выпускных кадетских классах школы в 2008 году по образцу социологического исследования в Тюменской области [2, с. 46], стало ясно, что сохраняется целый ряд проблем.
1. Недостаточно высокий уровень сформирован-ности гражданско-патриотического сознания (75% выпускников в основу иерархии ценностей ставили не общегражданские и социальные, а витальные потребности - «моё будущее», «материальное
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Иванова Е.И., 2012
положение», «состояние здоровья», «обеспеченность жильём»; 54% выпускников 11 классов не желали служить в армии; 22% считали для себя привлекательной идею отъезда за границу на постоянное место жительства).
2. Недостаточная готовность личности к активному участию в решении общественных и социальных задач (невысокая активность участия школьников в социальных акциях - 26%).
Кроме примера организации гражданско-патриотического воспитания на основе традиций кадетского образования, педагогический коллектив школы вдохновила идея использования в воспитательной работе культурно-исторических традиций казачества. Верность Отечеству, сочетание вольнолюбия и высокого чувства ответственности, следование христианским заповедям, уважение к старшим, семейные традиции, свойственные казачеству, в исторические периоды развития нашей Родины являлись мощным фактором воспитания молодого поколения. Формирование и накопление данного духовного опыта в течение столетий характерно и для Белгородчины - места исторического расселения служилого казачества. В связи с этим был намечен перспективный путь решения обозначенных проблем - создание практико-ориентирован-ной модели образования, базирующейся на систематической учебно-воспитательной работе по формированию гражданской позиции личности на традиционных духовных ценностях, на традициях кадетского воспитания и историко-культурных традициях казачества.
В основу исследования, организованного в школе по данному направлению, были положены идеи Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, Н.П. Капустина, определяющих роль педагогической системы в формировании и развитии личности ребенка [9, с. 21]; работы исследователей кадетского образования
В.М. Крылова, В.В. Семичева, В.А. Гурковского, которые позволяют выявить роль казачьих кадетских корпусов в духовно-нравственном воспитании молодого поколения; исследование А.П. Никулова, раскрывающее историю казачества на территории Белгородской области; материалы деятельности современных казачьих кадетских школ-интернатов.
С 2008 года в школе функционируют 9, 10, и 11казачьи кадетские классы. Обучение в них направлено на интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов; их адаптацию к жизни в обществе; создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной службах, к несению государственной службы российского казачества.
Изучение мотивов выбора кадетского казачьего образования показало, что 14,3% девятиклассников проявили интерес к внеклассным формам ра-
боты; 39,3% - привлекла возможность занятий по дополнительной образовательной программе «Казачий спас»; 28,56% заинтересовались историей и традициями казачества; 10,7% кадет имели казачьи корни. Остальные девятиклассники назвали другие причины. Опрос родителей показал, что большинство из них (71%) привлекли казачьи традиции семейного воспитания.
Особенность воспитательной системы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» состоит в комбинировании методов кадетского воспитания и казачьей педагогики с традиционными методами: интеграции кадетского и казачьего компонентов в процесс обучения, во внеклассную, внеурочную работу и в систему дополнительного образования.
В планировании воспитательной работы в казачьих кадетских классах выделяются следующие компоненты:
- изучение запросов обучающихся и их родителей в кадетском казачьем образовании путем анкетирования;
- создание нормативно-правовой базы кадетского казачьего образования в школе путем создания локальных актов;
- определение содержания кадетского казачьего образования, основных направлений деятельности, форм и методов работы;
- разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, направленных на гражданско-патриотическое воспитание школьников и изучение культурно-исторических традиций российского казачества;
- введение изучения православной культуры, включение в воспитательную работу православных традиций;
- реализация темы казачества в рамках учебных предметов;
- организация участия школьников в социально значимых акциях и проектах;
- создание условий для профессионального самоопределения школьников, ориентации их на военные профессии и профессии, связанные со службой в организациях МЧС, МВД, органах государственного и муниципального управления;
- развитие связей с учреждениями и общественными организациями по военно-патриотическому воспитанию школьников, в том числе с местным казачьим сообществом;
На уроках литературы через изучение произведений Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова создается героический образ казака - защитника Отечества, православного верующего, главы семьи. Разработано приложение к рабочим программам по истории России в 7-х - 9-х классах, в которых выделен модульный блок по теме казачества.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
165
Внеурочная работа осуществляется в научном обществе обучающихся. Основные направления исследовательских работ: изучение исторических портретов знаменитых казаков и выпускников кадетских корпусов, ставших выдающимися людьми; роль казаков в истории России и родного края; обычаи и традиции казачества.
Важно, что все формы работы имеют практическую ценность. Ежегодно в школе проводятся массовые соревнования по военно-прикладным видам спорта, которые включают в себя силовую подготовку, стрельбу из пневматической винтовки, ориентирование на местности, оказание первой помощи, технику рукопашного боя, фехтование шашкой. При проведении данных мероприятий у школьников формируется осознание роли будущего защитника Отечества.
Главная идея проведения Дней воинской славы заключается в патриотическом воспитании кадетов на исторических и духовных традициях русской армии и кадетских корпусов. В День воинской славы России в школе проводится торжественное построение всего кадетского корпуса, на которое приглашаются представители военного комиссариата, казачьего сообщества, православные священнослу-
жители, ветераны Великой Отечественной войны. Церемония построения всегда начинается со вноса знамени корпуса и исполнения кадетами гимна России.
Музей истории кадетских корпусов и казачества, размещенный в школе, способствует формированию у школьников образного восприятия кадетских и казачьих традиций. В его экспозиции размещены копии документов из Центрального государственного архива, которые представляют историю кадетских корпусов от момента их возникновения и до настоящего времени. Собрана большая информация о выпускниках кадетских корпусов. На стендах наряду с оружием и образцами формы одежды казаков наглядно показаны важные вехи истории казачества. Ежегодно в казачьих кадетских классах на базе музея проводится викторина на лучшее знание истории и культуры казачества.
Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке в казачьих семьях. Поэтому в школе особое внимание уделяется православию. Православная культура изучается со 2 по 11 классы. Важное значение имеют встречи с духовным наставником школы и проведение праздников, традиционных для казачества:
Таблица1
Оценка эффективности гражданско-патриотического воспитания обучающихся кадетских казачьих классов
№ п/п Критерий Показатель критерия Метод оценки результатов
1. Позитивное отношение к Родине; осознание личной ответственности за судьбу Отечества. Доля проблем общегражданской направленности, волнующая выпускников, превышает долю личностных проблем, выбранных выпускником из предложенных Социологический опрос «Какие проблемы беспокоят тебя больше всего» [2, с. 4450]
Доля учеников 5-11 кл., выражающих позитивное отношение к Родине и осознающих личную ответственность за судьбу Отечества. Опросник П.В. Степанова и Д.В. Григорьева «Ценностное отношение личности к миру, к людям, к самому себе»
2. Активная гражданская позиция Доля выпускников, желающих служить в армии Анкетирование выпускников 11 класса об их отношении к армии
Доля учеников 5-11 классов, принимающих участие социально значимых акциях; доля учеников, проявляющих инициативу при проведении акций. Педагогическое наблюдение в процессе участия школьников в социально значимых акциях
3. Ориентация выпускников на профессии в сфере государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной служб Доля выпускников, выбирающих профессии в сфере государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной служб Результаты социологического опроса выпускников кадетских классов о выборе профессии
4. Уровень развития самоуправления в классном и школьном коллективе Доля учеников 5-11 классов, принимающих участие в работе органов классного и школьного ученического самоуправления Методика профессора М.И. Рожкова
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Рождество Христово, Пасха, праздник Иконы Донской Божьей Матери.
Казачий компонент введен в содержание следующих дополнительных образовательных программ: «Танцевальное искусство», «Хоровое искусство», «Военная подготовка», «История кадетских корпусов», «Казачий спас». Программа «Казачий спас» включает в себя изучение истории и воинских традиций казачества, овладение техникой рукопашного боя с применением оружия, в том числе холодного оружия казаков. Изучение патриотических песен и казачьего фольклора составляет основу программ художественно-эстетической направленности.
Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию измеряется не количеством мероприятий, в которых приняли участие школьники, а степенью готовности и стремлением обучающихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всём многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, стремлением вносить реальный вклад в дело процветания Отечества и отражается в регулярных мониторинговых мероприятиях (анкетирования, социологические опросы школьников, учителей, родителей), материалах педагогического наблюдения (табл. 1).
Результаты диагностических исследований, ежегодно проводимых в школе, показывают положительную динамику выбранных показателей, что свидетельствует об успешном формировании гражданско-патриотических качеств обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 19 с углубленным изучением отдельных предметов», росте их социальной активности, развитии нравственных качеств личности.
Библиографический список
1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 109-115.
2. ГаврилюкВ.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. -
С. 44-50.
3. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. - М.: Белый берег, 2005. - 263 с.
4. Крылов В.М., Семичев В.В. Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России: Монография. -СПб.: Петербург-ХХ1 век, 2004. - 160 с.
5. Никулов А.П. Старый Оскол: (историческое исследование Оскольского края). - Старый Оскол, 1997. - 576 с.
6. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. - 2011. -№ 5. - С. 97-103.
7. Хагуров Т.А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // Социологические исследования. -2010. - № 11. - С. 93-104.
8. Цылев В.Р., Мулина Т.В. Многообразие феномена патриотизма молодых мурманчан // Социологические исследования. - 2009. - №2 6. - С. 100107.
9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
10. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. - 2009. - № 10. - С. 70-79.
УДК 316.4
Басова Валентина Марковна
доктор педагогических наук, профессор
Веричева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
В статье рассматривается сущность социальных технологий в работе с молодежью, классификация и этапы технологий социальной работы с молодежью.
Ключевые слова: социальные технологии, технологии социальной работы с молодежью, классификация технологий социальной работы.
Возникновение ряда глобальных проблем нов по делам молодежи. Многие вышеперечислен-
в молодёжной среде современного обще- ные проблемы молодёжи представляется возмож-
ства (пренебрежение общечеловечески- ным решить с помощью социальных технологий.
ми ценностями, размытость социально-нравствен- Они как раз направлены на решение трудностей
ных ориентиров, отсутствие работы, наркотичес- отдельно взятого человека и всего общества. кая или алкогольная зависимость и др.) требует Понятие «технология» широко используется
внедрения уже имеющихся и разработку новых со- в современной науке и рассматривается одними ав-
циальных технологий в системе учреждений орга- торами (Л.В. Мардахаев) преимущественно с двух
© Басова В.М., Веричева О.Н., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
167