Научная статья на тему 'Планирование воспитательной работы в казачьих кадетских классах общеобразовательной школы'

Планирование воспитательной работы в казачьих кадетских классах общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Ивановна

В статье раскрывается опыт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, осуществляемый на основе культурноисторического компонента казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The planning of the upbringing work in Cossacks cadets classes of the secondary comprehensive school

The article reveals experience of the local budget comprehensive institution «The secondary comprehensive school #19 specializing in certain subjects» of the city of Stary Oskol, Belgorod Region, in civic and patriotic upbringing of the student executing on the basis of cultural-historical aspect of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «Планирование воспитательной работы в казачьих кадетских классах общеобразовательной школы»

- событийный потенциал, определяющийся возможностью организации процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;

- потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости.

Библиографический список

1. Григорьева Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1998. - 196 с.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: введена в действие приказом МО РФ 2004 года № 70.

3. Подобин А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 190 с.

УДК 371.11 + 373.51

Иванова Елена Ивановна

Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Старый Оскол, Белгородская область

[email protected]

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается опыт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, осуществляемый на основе культурноисторического компонента казачества.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, кадетские классы, культурно-исторический компонент, казачество, общеобразовательная школа.

Проблема выбора эффективных форм гражданско-патриотического воспитания школьников - актуальный вопрос педагогов-практиков. Анализ результатов социо-пе-дагогических исследований по изучению нравственных качеств личности молодежи, проведенных среди старшеклассников общеобразовательных школ России в 2004-2009 гг. приводит к результатам, которые сложно воспринимать и принимать. Типичный представитель современной учащейся молодежи, по выводам исследователей, - «разумный эгоист», для которого на первом месте стоят личный успех и благополучие свое и близких. Основные составляющие нравственно-психологического профиля его личности: выраженная прагматичность ценностных ориентаций, размытость морально-нравственных ориентиров, пассивность, безволие, инфантилизм [7, с. 104]. В целом для большинства школьников низка значимость такого качества гражданина, как «готовность жертвовать своими интересами в пользу общества, государства» [6, с. 99]. Общегражданские проблемы, отношение к которым во многом характеризует личность как гражданина, меньше всего беспокоят молодежь [10, с. 46.] Исследования, неоднократно проводимые в Белгородской области, доказывают, что ценности индивидуалистического характера, связанные с достижением личного благополучия, ставшие приоритетными у школьников в первой половине 1990-х годов, доминируют и в настоящее время [1, с. 110-111].

Учитывая эти выводы, становится понятно, что требуется целый комплекс методов традиционной и народной педагогики для преодоления нравственного кризиса среди молодежи. Нужны новые подходы к формированию у молодого поколения нравственных качеств личности, патриотизма, готовности к службе в вооруженных силах.

Одним из путей выхода из нравственного кризиса 90-х годов XX столетия стало возрождение в России кадетского образования. В Белгородской области первые кадетские классы были созданы в 1995 году в средней школе № 19 города Старый Оскол. Создание в 1996 году на базе школы Кадетского корпуса «Виктория», объединяющего в настоящее время 19 классов из 20-ти в параллели 5-

11, развитие кадетского образования в последующие годы, позволило решить ряд задач. Удалось повысить уровень дисциплины, преодолеть детскую преступность, повысить мотивацию к обучению, нацелить выпускников кадетских классов на получение военных профессий. Однако, по результатам социально-педагогической диагностики, проведенной в выпускных кадетских классах школы в 2008 году по образцу социологического исследования в Тюменской области [2, с. 46], стало ясно, что сохраняется целый ряд проблем.

1. Недостаточно высокий уровень сформирован-ности гражданско-патриотического сознания (75% выпускников в основу иерархии ценностей ставили не общегражданские и социальные, а витальные потребности - «моё будущее», «материальное

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Иванова Е.И., 2012

положение», «состояние здоровья», «обеспеченность жильём»; 54% выпускников 11 классов не желали служить в армии; 22% считали для себя привлекательной идею отъезда за границу на постоянное место жительства).

2. Недостаточная готовность личности к активному участию в решении общественных и социальных задач (невысокая активность участия школьников в социальных акциях - 26%).

Кроме примера организации гражданско-патриотического воспитания на основе традиций кадетского образования, педагогический коллектив школы вдохновила идея использования в воспитательной работе культурно-исторических традиций казачества. Верность Отечеству, сочетание вольнолюбия и высокого чувства ответственности, следование христианским заповедям, уважение к старшим, семейные традиции, свойственные казачеству, в исторические периоды развития нашей Родины являлись мощным фактором воспитания молодого поколения. Формирование и накопление данного духовного опыта в течение столетий характерно и для Белгородчины - места исторического расселения служилого казачества. В связи с этим был намечен перспективный путь решения обозначенных проблем - создание практико-ориентирован-ной модели образования, базирующейся на систематической учебно-воспитательной работе по формированию гражданской позиции личности на традиционных духовных ценностях, на традициях кадетского воспитания и историко-культурных традициях казачества.

В основу исследования, организованного в школе по данному направлению, были положены идеи Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, Н.П. Капустина, определяющих роль педагогической системы в формировании и развитии личности ребенка [9, с. 21]; работы исследователей кадетского образования

В.М. Крылова, В.В. Семичева, В.А. Гурковского, которые позволяют выявить роль казачьих кадетских корпусов в духовно-нравственном воспитании молодого поколения; исследование А.П. Никулова, раскрывающее историю казачества на территории Белгородской области; материалы деятельности современных казачьих кадетских школ-интернатов.

С 2008 года в школе функционируют 9, 10, и 11казачьи кадетские классы. Обучение в них направлено на интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов; их адаптацию к жизни в обществе; создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной службах, к несению государственной службы российского казачества.

Изучение мотивов выбора кадетского казачьего образования показало, что 14,3% девятиклассников проявили интерес к внеклассным формам ра-

боты; 39,3% - привлекла возможность занятий по дополнительной образовательной программе «Казачий спас»; 28,56% заинтересовались историей и традициями казачества; 10,7% кадет имели казачьи корни. Остальные девятиклассники назвали другие причины. Опрос родителей показал, что большинство из них (71%) привлекли казачьи традиции семейного воспитания.

Особенность воспитательной системы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» состоит в комбинировании методов кадетского воспитания и казачьей педагогики с традиционными методами: интеграции кадетского и казачьего компонентов в процесс обучения, во внеклассную, внеурочную работу и в систему дополнительного образования.

В планировании воспитательной работы в казачьих кадетских классах выделяются следующие компоненты:

- изучение запросов обучающихся и их родителей в кадетском казачьем образовании путем анкетирования;

- создание нормативно-правовой базы кадетского казачьего образования в школе путем создания локальных актов;

- определение содержания кадетского казачьего образования, основных направлений деятельности, форм и методов работы;

- разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, направленных на гражданско-патриотическое воспитание школьников и изучение культурно-исторических традиций российского казачества;

- введение изучения православной культуры, включение в воспитательную работу православных традиций;

- реализация темы казачества в рамках учебных предметов;

- организация участия школьников в социально значимых акциях и проектах;

- создание условий для профессионального самоопределения школьников, ориентации их на военные профессии и профессии, связанные со службой в организациях МЧС, МВД, органах государственного и муниципального управления;

- развитие связей с учреждениями и общественными организациями по военно-патриотическому воспитанию школьников, в том числе с местным казачьим сообществом;

На уроках литературы через изучение произведений Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова создается героический образ казака - защитника Отечества, православного верующего, главы семьи. Разработано приложение к рабочим программам по истории России в 7-х - 9-х классах, в которых выделен модульный блок по теме казачества.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

165

Внеурочная работа осуществляется в научном обществе обучающихся. Основные направления исследовательских работ: изучение исторических портретов знаменитых казаков и выпускников кадетских корпусов, ставших выдающимися людьми; роль казаков в истории России и родного края; обычаи и традиции казачества.

Важно, что все формы работы имеют практическую ценность. Ежегодно в школе проводятся массовые соревнования по военно-прикладным видам спорта, которые включают в себя силовую подготовку, стрельбу из пневматической винтовки, ориентирование на местности, оказание первой помощи, технику рукопашного боя, фехтование шашкой. При проведении данных мероприятий у школьников формируется осознание роли будущего защитника Отечества.

Главная идея проведения Дней воинской славы заключается в патриотическом воспитании кадетов на исторических и духовных традициях русской армии и кадетских корпусов. В День воинской славы России в школе проводится торжественное построение всего кадетского корпуса, на которое приглашаются представители военного комиссариата, казачьего сообщества, православные священнослу-

жители, ветераны Великой Отечественной войны. Церемония построения всегда начинается со вноса знамени корпуса и исполнения кадетами гимна России.

Музей истории кадетских корпусов и казачества, размещенный в школе, способствует формированию у школьников образного восприятия кадетских и казачьих традиций. В его экспозиции размещены копии документов из Центрального государственного архива, которые представляют историю кадетских корпусов от момента их возникновения и до настоящего времени. Собрана большая информация о выпускниках кадетских корпусов. На стендах наряду с оружием и образцами формы одежды казаков наглядно показаны важные вехи истории казачества. Ежегодно в казачьих кадетских классах на базе музея проводится викторина на лучшее знание истории и культуры казачества.

Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке в казачьих семьях. Поэтому в школе особое внимание уделяется православию. Православная культура изучается со 2 по 11 классы. Важное значение имеют встречи с духовным наставником школы и проведение праздников, традиционных для казачества:

Таблица1

Оценка эффективности гражданско-патриотического воспитания обучающихся кадетских казачьих классов

№ п/п Критерий Показатель критерия Метод оценки результатов

1. Позитивное отношение к Родине; осознание личной ответственности за судьбу Отечества. Доля проблем общегражданской направленности, волнующая выпускников, превышает долю личностных проблем, выбранных выпускником из предложенных Социологический опрос «Какие проблемы беспокоят тебя больше всего» [2, с. 4450]

Доля учеников 5-11 кл., выражающих позитивное отношение к Родине и осознающих личную ответственность за судьбу Отечества. Опросник П.В. Степанова и Д.В. Григорьева «Ценностное отношение личности к миру, к людям, к самому себе»

2. Активная гражданская позиция Доля выпускников, желающих служить в армии Анкетирование выпускников 11 класса об их отношении к армии

Доля учеников 5-11 классов, принимающих участие социально значимых акциях; доля учеников, проявляющих инициативу при проведении акций. Педагогическое наблюдение в процессе участия школьников в социально значимых акциях

3. Ориентация выпускников на профессии в сфере государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной служб Доля выпускников, выбирающих профессии в сфере государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной служб Результаты социологического опроса выпускников кадетских классов о выборе профессии

4. Уровень развития самоуправления в классном и школьном коллективе Доля учеников 5-11 классов, принимающих участие в работе органов классного и школьного ученического самоуправления Методика профессора М.И. Рожкова

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Рождество Христово, Пасха, праздник Иконы Донской Божьей Матери.

Казачий компонент введен в содержание следующих дополнительных образовательных программ: «Танцевальное искусство», «Хоровое искусство», «Военная подготовка», «История кадетских корпусов», «Казачий спас». Программа «Казачий спас» включает в себя изучение истории и воинских традиций казачества, овладение техникой рукопашного боя с применением оружия, в том числе холодного оружия казаков. Изучение патриотических песен и казачьего фольклора составляет основу программ художественно-эстетической направленности.

Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию измеряется не количеством мероприятий, в которых приняли участие школьники, а степенью готовности и стремлением обучающихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всём многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, стремлением вносить реальный вклад в дело процветания Отечества и отражается в регулярных мониторинговых мероприятиях (анкетирования, социологические опросы школьников, учителей, родителей), материалах педагогического наблюдения (табл. 1).

Результаты диагностических исследований, ежегодно проводимых в школе, показывают положительную динамику выбранных показателей, что свидетельствует об успешном формировании гражданско-патриотических качеств обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 19 с углубленным изучением отдельных предметов», росте их социальной активности, развитии нравственных качеств личности.

Библиографический список

1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 109-115.

2. ГаврилюкВ.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. -

С. 44-50.

3. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. - М.: Белый берег, 2005. - 263 с.

4. Крылов В.М., Семичев В.В. Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России: Монография. -СПб.: Петербург-ХХ1 век, 2004. - 160 с.

5. Никулов А.П. Старый Оскол: (историческое исследование Оскольского края). - Старый Оскол, 1997. - 576 с.

6. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. - 2011. -№ 5. - С. 97-103.

7. Хагуров Т.А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // Социологические исследования. -2010. - № 11. - С. 93-104.

8. Цылев В.Р., Мулина Т.В. Многообразие феномена патриотизма молодых мурманчан // Социологические исследования. - 2009. - №2 6. - С. 100107.

9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2002. - 384 с.

10. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. - 2009. - № 10. - С. 70-79.

УДК 316.4

Басова Валентина Марковна

доктор педагогических наук, профессор

Веричева Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ

В статье рассматривается сущность социальных технологий в работе с молодежью, классификация и этапы технологий социальной работы с молодежью.

Ключевые слова: социальные технологии, технологии социальной работы с молодежью, классификация технологий социальной работы.

Возникновение ряда глобальных проблем нов по делам молодежи. Многие вышеперечислен-

в молодёжной среде современного обще- ные проблемы молодёжи представляется возмож-

ства (пренебрежение общечеловечески- ным решить с помощью социальных технологий.

ми ценностями, размытость социально-нравствен- Они как раз направлены на решение трудностей

ных ориентиров, отсутствие работы, наркотичес- отдельно взятого человека и всего общества. кая или алкогольная зависимость и др.) требует Понятие «технология» широко используется

внедрения уже имеющихся и разработку новых со- в современной науке и рассматривается одними ав-

циальных технологий в системе учреждений орга- торами (Л.В. Мардахаев) преимущественно с двух

© Басова В.М., Веричева О.Н., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.