Научная статья на тему 'Управление средней общеобразовательной школой с кадетскими классами на основе культурологического подхода'

Управление средней общеобразовательной школой с кадетскими классами на основе культурологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ORGANIZATIONAL CULTURE / CULTURAL APPROACH / CADET CLASSES / MANAGEMENT / PATRIOTISM / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Ивановна

В статье раскрывается опыт управления школой с кадетскими классами, осуществляемый на основе формирования ее организационной культуры на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление средней общеобразовательной школой с кадетскими классами на основе культурологического подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.11 + 373.51

Е.И. Иванова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.П. Кузовлев

УПРАВЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье раскрывается опыт управления школой с кадетскими классами, осуществляемый на основе формирования ее организационной культуры на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Белгородской области.

Организационная культура, культурологический подход, кадетские классы, управление, патриотизм, воспитание.

The article reveals the experience of management of the school with cadet classes carried out on the basis of formation of its organizational culture on the example of the municipal budgetary comprehensive institution “The secondary comprehensive school №19 specializing in some subjects” which is situated in Stariy Oskol, Belgorod region.

Organizational culture, cultural approach, cadet classes, management, patriotism, upbringing.

В условиях глобальных изменений, происходящих в экономической сфере страны и российском обществе, важнейшей задачей становится разработка и реализация новой модели образования, соответствующей стратегии подготовки не только высококвалифицированного специалиста, но и духовнонравственного человека, креативной личности, способной адаптироваться в социуме, ориентированной на восприятие общечеловеческих, национальных ценностей, выработанных мировой и русской историей. Не менее важной по масштабу задачей является создание и реализация адекватной этой стратегии модели управления подобными образовательными учреждениями. Образование по выбору, удовлетворение различных образовательных запросов в настоящее время осуществляется через систему таких учреждений, как лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, школы с кадетскими классами. Проблема управления образовательными учреждениями, реализующими кадетский компонент, изучена недостаточно. Понятие «организационная культура» является центральным в культурологическом подходе теории управления. В связи с этим требуют изучения условия, этапы формирования организационной культуры школы с кадетскими классами, ее основные компоненты, а также особенности управления школой через организационную культуру. Ученые в своих исследованиях проводят аналогию понятий «организационная культура» и «корпоративная культура».

Опираясь на основные положения культурологического подхода, мы рассматриваем управление школой с кадетскими классами как процесс, формирующий культуру образовательного учреждения, которая, в свою очередь, обеспечивает успешность

выполнения стратегических задач школы. Целью исследования, организованного в период с 1996 по 2011 год на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Белгородской области, было определение содержания, этапов и условий формирования организационной культуры школы с кадетскими классами. Исследование предполагало создание организационной культуры как основного стратегического механизма системы управления школой с кадетскими классами.

Понятие «организационная культура» в последнее время освещали в своих работах такие авторы, как: А.В. Грошева, В.Р. Веснин О.С. Виханский, В.В. Глухов, Е.П. Гусева, А.И. Наумов и др. Изучая вопросы типологии организационной культуры и способов ее формирования, авторы часто ссылаются на западные источники. По мнению А.И. Кравченко и И.О. Тюриной, западные подходы требуют серьезной адаптации, учитывающей культурные традиции России. Ведь формирование культуры организации связано с внешним для нее окружением, а значит, - и образцами национальной культуры [6, с. 595]. А.В. Грошева отмечает, что культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом уровне управления [2, с. 79]. Обобщая мнения исследователей о значении понятия «организационная культура», следует сделать вывод, что оно включает в себя ценностно-нормативные, организационные, социально-психологические, игровые структуры, а также внешнюю идентификацию. Сила «организационной культуры» определяется степенью принятия членами коллектива основных ценностей организации.

Вопросы корпоративного воспитания в кадетских корпусах были освещены в публикациях А.В. Беляе-

ва и Н. Г. Козловой. Корпоративное воспитание характеризовалось наличием своеобразных, разделяемых педагогами и воспитанниками общих установок, ценностей, свода формальных и неформальных правил поведения. Особую роль в корпоративной среде приобретал коллектив как субъект воспитания - носитель норм, традиций, ритуалов, задающий стиль, устоявшиеся модели поведения, взаимоотношений [1, с. 92]. В кадетском корпусе, благодаря общности условий жизнедеятельности, обязанностей и предъявляемых к кадетам требований, формировались корпоративное моральное сознание, правила, требующие от каждого члена коллектива готовности к достижению общей цели, невзирая на материальные и социальные различия. В воспитании «корпоративной чести» кадетов важное значение имело целенаправленно создаваемое стилевое воспитательное пространство: символы, ритуалы, форма одежды, особые гербы, знамена для каждого корпуса [5, с. 44

- 45]. Особенно ярко кадетское братство проявилось после октябрьской революции 1917 г. в эмиграции. Преданность своему единству кадетов за рубежом, верность воспитанным в корпусе идеалам являются свидетельством прочности их корпоративной культуры. Разбросанные по разным странам кадеты, объединившись в зарубежное кадетское братство, собирались на свои корпусные праздники, организовывали парады, съезды. Главным девизом зарубежных кадет стали слова: «Рассеяны, но не расторгнуты» [3, с. 68].

Важными для разработки символики и традиций кадетского коллектива являются выводы А. С. Макаренко об использовании военных традиций в школьном коллективе. Хорошим средством воспитания он считал школьную форму, приводя в пример красивую форму российской армии. А. С. Макаренко утверждал, что «почет знамени в школе - это богатейшее воспитательное средство», и был убежден в том, что военные термины очень важны в воспитании [7, с. 26].

Возрождение в нашей стране кадетских образовательных учреждений в начале 90-х гг. XX столетия повлекло за собой процесс создания кадетских классов в общеобразовательных школах. В настоящее время почти в каждом регионе России функционируют школы с кадетскими классами. В Белгородской области кадетское образование получило развитие с 1995 г. также в форме кадетских классов. На современном этапе в школах региона функционирует 140 кадетских классов. Первые три из них были созданы в 1995 г. в средней общеобразовательной школе № 19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старый Оскол. Постановлением главы администрации города № 58 от 10.09.1996 г. на базе школы зарегистрирован кадетский корпус «Виктория». На современном этапе в учреждении обучается 843 ученика в 35 классах. Из 20 классов 5 - 11 параллелей 19 являются кадетскими. В них обучается 440 учеников. Кадетское образование является востребованным у родителей города: 53 % учеников кадетских классов 19-й школы проживают в микрорайонах, не относящихся к школе. В результате про-

водимой работы по гражданско-патриотическому воспитанию кадеты школы достигли высоких результатов в конкурсах военно-патриотической направленности различных уровней: победители смотра строевой песни в рамках сборов воспитанников кадетских корпусов регионов России в г. Москва в 2009, 2010, 2011, 2012 гг., всероссийских конкурсов «Смотр строя и песни. Марш победителям» в 2010, 2011 гг., Всероссийского историко-краеведческого фестиваля городов воинской славы России в г. Ржев в 2011 г. и др.. На протяжении последних пяти лет школьниками не совершено ни одного преступления и правонарушения. Учреждение по итогам 2010 -2011 учебного года стало победителем в рейтинге показателей качества образования среди общеобразовательных учреждений Белгородской области. Со-цио- педагогическое исследование, проведенное среди родителей школы в 2011 г., показало, что 96 % респондентов удовлетворены качеством предоставления образовательных услуг, 100 % родителей преднамеренно направили своих детей именно в кадетские классы, 82 % отцов сами прошли службу в российской Армии или во флоте. 100 % родителей полагают, что именно наличие формы, ритуалов и традиций стимулирует и организовывает их детей, 98 % полагают, что в большей мере, чем другие социальные связи, обучение в кадетских классах влияет на воспитание мужественных черт характера у мальчиков, юношей (маскулинность) и женские черты у девушек (феминность). Педагоги школы отмечают, что коллективы кадетских классов отличаются большей сплоченностью и мобильно приобщаются к сложившейся организационной корпоративной культуре.

Формирование организационной культуры муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» проходило в несколько этапов. На первом этапе (1996 - 2000 гг.) изучалось состояние проблемы в научной теории и практике деятельности кадетских образовательных учреждений и школы. Сформулирована миссия школы. Определены основные базовые ценности, отражающие принципы кадетского воспитания. Творческими группами педагогов и обучающихся школы разработаны локальные акты, регулирующие деятельность кадетских классов. На втором этапе (2001 - 2009 гг.) разработаны дополнительные образовательные программы, концепция воспитательной системы, программа воспитания «Отечество. Долг. Честь». Осуществлен выбор форм и методов воспитательной работы. Заключены договоры о сотрудничестве по военно-патриотическому воспитанию с организациями и учреждениями, в том числе с казачьим сообществом. Сформулированы в Кодексе чести кадета и Кодексе чести педагога школы стандарты поведения учителей и обучающихся, исходя из базовых ценностей, сформированы и описаны традиции школы и кадетского корпуса. При участии всех членов коллектива школы с учетом традиций кадетских корпусов и особенностей региона разработаны образцы школьной формы для учеников 1 -

11-х классов и школьная символика, в организационной структуре учреждения созданы структуры коммуникаций, отражающие особенности кадетской организации (Штаб кадетского корпуса, Школа командиров), создана организационная структура кадетского корпуса. На третьем этапе (2010 - 2011 гг.) проведено подведение итогов, анализ деятельности, выявление положительных сторон и постановка задач на новый этап.

Анализ опыта работы школы позволяет определить следующие функции организационной культуры общеобразовательной школы с кадетскими классами:

- формирование имиджа «Школы патриотов», отличающего ее от любой другой;

- формирование чувства общности всех обучающихся и работников школы, особой корпоративной кадетской идеологии, основанной на равенстве по отношению к правам и обязанностям и доверии;

- стимулирование ответственности работников и обучающихся (моральное и материальное);

- использование методов поощрения школьников на основе исторических традиций кадетского образования;

- формирование чувства социальной защищенности членов школьного коллектива через вовлечение их в принятие решений и разработку нормативноправовых документов школы и кадетского корпуса;

- формирование форм поведения членов коллектива, целесообразных с точки зрения коллектива, контроль над ними.

Мы полагали, что важным условием создания организационной культуры школы с кадетскими классами должна быть доминирующая роль кадетского детского общественного объединения. Проведенное на последнем этапе работы социопсихологическое исследование среди педагогов школы, обучающихся 5 - 11-х классов и их родителей, позволило сделать вывод о доминировании в коллективе учреждения организационной культуры детского общественного объединения кадетского корпуса «Виктория». Она была принята 100 % педагогов, 96 % родителей и 83 % обучающихся. В разработке структур организационной культуры приняли участие 62 % педагогов, 35 % родителей и 51 % обучающихся школы. Данная организационная культура включает в себя следующие компоненты:

1. Система ценностей, учитывающая исторический опыт кадетских корпусов и реалии сегодняшнего дня:

Человек - абсолютная ценность, представляющая часть семьи, общества, природы.

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой.

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Товарищество - духовный, крепкий союз единомышленников, высшее состояние единства людей. Законам товарищества подчиняется даже дружба.

Долг - круг действий, возложенных на кого-то и безусловных для выполнения.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть.

Милосердие - готовность помочь слабым, больным, старым.

Дисциплина - установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также определенным требованиям.

2. Символика (совокупность символов, объединенных общим смыслом, предназначением):

- знамя кадетского корпуса с его символикой;

- гимн кадетского корпуса;

- форма для учеников 1 - 11-х классов с шевроном школы, отражающим специфику кадетского образования и особенности региона. Погоны и знаки различия кадетов, соответствующие иерархии управления кадетского корпуса. Специальные кадетские звания: кадет, старший кадет, вице-младший сержант, вице-сержант, вице-старший сержант, вицестаршина. Форма и воинские знаки различия педагогов, имеющих звания.

3. Структуры социально-психологических отношений в коллективе: заповеди товарищества, кодекс чести кадета, кодекс чести педагога школы, формы обращения, приветствия кадетов и педагогов, формы доклада педагогу командира взвода, дежурного кадета.

4. Структуры коммуникаций: Управляющий совет, представляющий интересы всех членов коллектива, Штаб кадетского корпуса, объединяющий педагогов и обучающихся, Школа командиров.

5. Структуры воспитывающих ситуаций. Ритуалы кадетского корпуса (церемонии проведения наиболее значимых для кадетского корпуса событий): принятие торжественной клятвы, прощание выпускников со знаменем кадетского корпуса на линейке последнего звонка, вынос знамени корпуса во время торжественных построений, исполнение государственного гимна России педагогами и учениками школы на всех торжественных построениях и школьных праздниках, размещение на доске почета фотографий лучших учеников у знамени кадетского корпуса. Традиции кадетского корпуса, в которые включаются все школьники и педагоги: Дни воинской славы России, Праздник иконы Донской Божьей матери (праздник православного казачества), День кадета, День открытых дверей кадетского корпуса, военнопатриотическая игра «Ратник», смотры строевой и патриотической песни, праздник победы педагогического мастерства «Триумф».

6. Организационная структура: структура корпуса с делением по ротам, взводам и отделениям.

Логика рассмотрения управляющей системы школы с кадетскими классами с позиций культурологического подхода позволяет раскрыть содержание организационной культуры как инструмента управления. Влияние организационной культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у педагогов и воспитанников устойчивый набор базовых предпочтений, ценностей. Организационная культура, принятая большинством членов школьного коллектива, способствует сведению разногласий к ми-

нимуму, что повышает эффективность процесса принятия решений. Наш опыт работы показал, что важно при проектировании модели управления школой с кадетскими классами опираться на ценностные установки, выработанные в национальной и общечеловеческой культуре, в кадетском образовании, учитывая особенности конкретного региона.

Литература

1. Беляев, А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания / А.В. Беляев // Педагогика. - 2008. - № 1. -С. 91 - 98.

2. Грошева, А.В. Формирование знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Грошева. - М., 1999.

3. Гурковский, В.А. Российские кадетские корпуса за рубежом / В. А. Гурковский. - М., 2008.

4. Козлова, Г.Н. Воспитание «корпоративной части» в кадетском корпусе // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 43 -47.

5. Кравченко, А.И. Социология управления / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. - М., 2005.

6. Макаренко, А.С. Метод воспитания / А.С. Макаренко // Педагогика. - 2007. - № 28. - С. 16 - 27.

УДК 337.12

А.А. Листвин

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье отмечаются проблемы и тенденции подготовки и развития педагога профессионального обучения в условиях модернизации и регионализации образования. Подчеркивается взаимозависимость изменений в экономике, производстве и образовании, необходимость трансформации этих изменений в практическую подготовку педагогов профессионального обучения.

Постиндустриальное общество, педагог профессионального обучения, профессиональный стандарт.

The article deals with the problems and tendencies in training and development of the teacher of vocational training in the conditions of modernization and regionalization of the education. Interdependence of changes in economics, production and education as well as the need for transformation of these changes in the practical training of the teachers are underlined in the paper.

Post-industrial society, the teacher of vocational training, professional standard.

Процесс модернизации и технологического развития отечественной экономики невозможен без соответствующих изменений в образовании в целом и профессионально-педагогическом образовании в частности. Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели образования и роль педагога [1]. Приведение структуры и содержания профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, его регионализация и отсутствие должного внимания со стороны государства привели к серьезным изменениям структуры педагогических кадров в учреждениях образования, их оттоку. Ежегодная текучесть кадров в самой проблемной сегодня системе начального профессионального образования составляет около 15 тыс. специалистов. Среди преподавателей только 27 % имеют профессионально-педагогическое образование, а старших мастеров и мастеров производственного обучения - 24,1 % [4]. Так, например, в учреждениях начального профессионального образования Во-

логодской области женщины составляют 69,02 %, в том числе среди педагогических работников -81,27 %. Доля работников с высшим профессионально-педагогическим образованием составляет 57,85 % [3]. Сегодня стало нормой, когда профессиональное обучение металлургов, машиностроителей осуществляют мастера производственного обучения - женщины. Оптимизация сети учреждений профессионального образования, интеграционные процессы обусловили существенные изменения в содержании и характере деятельности педагогов профессионального обучения, что выражается в повышении его интенсивности, наукоемкости, расширении функционала, и требует изменений в нормативно-правовой базе, регулирующей эту деятельность. Опережающее профессиональное обучение, ориентация на потребности местных рынков труда нацеливают профессионально-педагогическое образование на подготовку специалиста, способного обеспечивать обучение по широко интегрированным профессиям и группам профессий, отражающим направления общественно-полезной деятельности в регионе. Данные тенденции, обусловленные структурной перестройкой экономики и научнотехническим прогрессом, проявляются в изменении содержания и характера труда как квалифицированных рабочих, так и педагогов профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.